“Триумф Венеции”
Много творческих сил и времени потратил Паоло Веронезе на оформление одной из архитектурных жемчужин Венеции – Дворца дожей. Это было четвертое по счету сооружение, предназначенное для размещения выборного правителя Венецианской республики – дожа. Здесь же проходили заседания законодательного и судебно-исполнительного органов управления Венецией – Большого Совета и Совета Сорока, а также тайной канцелярии – Совета Десяти. Первые три были разрушены: первое – во время восстания, второе сгорело при пожаре, третье обветшало и было разобрано.
В новом, четвертом, дворце до работы в нем Веронезе тоже была проведена реконструкция: коснулась она южного крыла, сильно пострадавшего при пожаре. Практически все росписи руки Джорджоне погибли. Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто.
Овальный плафон для потолка зала Большого Совета, по неточным сведениям, был выполнен в 1587 году. В некоторых источниках можно встретить информацию, что роспись выполнял не сам Веронезе, а по его эскизам малозначительные мастера. Однако в большинстве источников все-таки полноценное авторство остается за маэстро.
Тициан (1490-1576).
Тициа́н Вече́ллио (Tiziano Vecellio) — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Этот мастер заслуживает много больше чем несколько строк в этой статье. Но у меня есть оправдание. Во первых, я пишу в первую очередь о художниках именно Венецианских, а Тициан — явление не только итальянского, но и мирового масштаба. Во-вторых, я пишу о венецианских художниках достойных, но имена которых может быть даже и не слишком известны широкому кругу, а про Тициана знают все, про него написано много.
А совсем его не упомянуть было бы как-то странно. Картины я выбрал наугад, просто мне понравились.
Беллини Джентиле (1429-1507).
Джентиле Беллини (Gentile Bellini) венецианский художник и скульптором. Беллини известная творческая фамилия, его отец Якопо Беллини и брат Джованни Беллини так же были художниками. Кроме того, что родился в Венеции, других сведений о юности и ранних этапах творчества художника не сохранилось.
В 1466 году Джентиле Беллини заканчивал роспись Скуолы Сан-Марко, начатую его отцом. Первая известная его самостоятельная работа — роспись створок органа собора Сан-Марко, датирована 1465 годом. В 1474 году он приступил к работе над большими монументальными полотнами во Дворце дожей. К сожалению они погибли в пожаре 1577 года.
С 1479 по 1451 работал в Стамбуле в качестве придворного живописца Султана Мехмеда II, создал серию картин, в которых попробовал соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства. После возвращения на родину художник продолжил создание жанрово-исторических полотен с видами Венеции, в том числе и в соавторстве с другими мастерами.
Отдавая должное несомненному таланту и влиятельности живописца, специалисты Лондонской Национальной Галереи, считают, что он заметно уступает своему брату Джованни Беллини.
Отдавая должное несомненному таланту и влиятельности живописца, специалисты Лондонской Национальной Галереи, считают, что он заметно уступает своему брату Джованни Беллини.
Джорджоне (1476/1477-1510)
Джорджоне «Автопортрет» (1500-1510)Ещё один представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.Его полное имя – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по названию небольшого городка недалеко от Венеции. Был учеником Джованни Беллини. Он первым из итальянских живописцев в религиозных, мифологических и исторических картинах ввёл пейзаж, красивый и поэтический. Работал в основном в Венеции: писал здесь надпрестольные образа, выполнял многочисленные портретные заказы, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов по обычаю того времени. Умер от чумы.В его творчестве отмечают умелое владение светом и цветом, умение выполнять плавные цветовые переходы и создавать мягкие очертания предметов. Несмотря на то, что он умер совсем молодым, многие известные венецианские художники считаются его учениками, в том числе и Тициан.Одной из самых известных картин Джорджоне считается «Юдифь». Кстати, это единственная картина художника, находящаяся в России.
Джорджоне «Юдифь» (около 1504). Холст (переведена с доски), масло. 144х68 см. Государственный Эрмитаж, ПетербургОдно из многочисленных произведений изобразительного искусства по библейскому сюжету на тему истории Юдифи и Олоферна. Полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполнял его повеление «свершить… отмщение всей земле». В Месопотамии он разрушил все города, выжег все посевы и перебил мужчин, а затем осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Она пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна, а когда полководец заснул, отсекла ему голову. Войско без руководителя не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.Джорджоне создал не кровавую, а умиротворённую картину: Юдифь держит в правой руке меч, а левой опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. Вдали открывается мирный пейзаж, символизируя гармонию природы.
Конфликт с церковью
Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе. Он окончательно выработал свой стиль творчества, придавая ярко выраженный светский характер абсолютно всем своим произведениям – даже тем, которые имели религиозную тематику. В то время живописец открывает новое тематическое направление в своих работах, описывая масштабные пиры. Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий. Изначально эту картину заказали ему монахи одной из местных церквей, поэтому сюжет полотна должен был изображать Тайную Вечерю. Однако, Веронезе не стал изменять своему светскому стилю живописи и значительно отклонился от традиционных норм и канонов, присущих тогдашним религиозным фрескам.
Когда работа была завершена, художник показал ее заказчикам, однако монахи остались недовольны полученным результатом и сообщили об этом венецианским инквизиторам. Инквизиция Венецианской республики была, наверно, самой миролюбивой и толерантной, по сравнению с другими странами средневековой Европы – к примеру, еретиков здесь даже не сжигали на кострах. Однако, это не уберегло Веронезе от допроса, который, впрочем, более походил на простую светскую беседу. В результате, стороны пришли к компромиссу – монахи согласились снять свое обвинение в том случае, если живописец переделает сюжет и название своей картины, убрав из нее все религиозные мотивы. Так это полотно получило полностью новое название, под которым оно известно по сегодняшний день.
Отображение мифологии в картинах
Беллини впервые использовал мифологический сюжет в своем «Празднике богов» (1504 г.). Тициан далее развил жанр в изображениях вакханалий, таких, как его Вакх и Ариадна (1522-1523). Эти картины были написаны для частной галереи герцога Ферреры. На картине Тициана «Вакх и Ариадна» (1522-1523) изображен Вакх, бог вина, пребывающий со своими последователями, в драматический момент, когда Ариадна только что поняла, что ее бросил любовник.
Венецианские покровители уделяли особое внимание искусству, основанному на классических греческих мифах, поскольку такие образы, не ограниченные религиозными или моралистическими посланиями, могли быть использованы для отображения эротики и гедонизма. Работы Тициана включали в себя широкий круг мифологических образов, он создал шесть больших картин для короля Испании Филиппа II, включая его «Данаю» (1549-1550), женщину, соблазненную Зевсом, представшим в виде солнечного света, и «Венеру и Адониса» (ок
1552-1554), картину, изображающую богиню и ее смертного любовника.
Мифологические контексты также сыграли определенную роль в появлении жанра обнаженной женской натуры, в частности, «Спящая Венера» Джорджоне (1508) стала первой такой картиной. Тициан развил тему, подчеркнув эротизм, свойственный мужскому взгляду, как в «Венере Урбинской» (1534 г.). Судя по названиям, оба этих произведения имеют мифологический контекст, хотя их живописное отображение образов не имеет каких-либо визуальных ссылок на богиню. Среди других подобных работ Тициана можно назвать картину «Венера и Амур» (ок. 1550).
Тенденция отображать мифологические сюжеты, столь популярная среди венецианцев, также повлияла на стиль отображения современных художникам сцен, например, таких, как драматические зрелища, как видно на картине Паоло Веронезе «Пир в доме Левия» (1573), написанной в монументальном масштабе, размером 555 × 1280 см.
Первые частные заказы
Прославленный Веронезе, художник картины и плафонов для католического собора и талантливый мастер изготовления фресок, был востребован не только у государства. В 1560-м Паоло получил частный заказ от Даниэле Барбаро, который пригласил его оформить виллу под Мазером. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Он блестяще справился с задачей, объединяя в работах вымышленные сюжеты с реальной жизнью семьи Барбаро.
Тьеполо (1696-1770).
Джова́нни Батти́ста Тье́поло (Giovanni Battista Tiepolo) жил и творил уже в иную эпоху, но так же оставил след в культуре Венеции. Тьеполо крупнейший художник итальянского рококо, специализирующийся на создании фресок и гравюр, пожалуй последний из плеяды великих представителей венецианской школы.
Тьеполо родился в марте 1696 года в Венеции, в семье далекой от творчества. Его отцом был шкипер, человек простого происхождения. Ему удалось учиться живописи, искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали мастера Возрождения, в частности Паоло Веронезе и Джованни Беллини.В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву».
С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Эта работа принесла ему известность и новые заказы, сделав модным живописцем. В последующие годы он много работал в Венеции, а также в Милане и Бергамо.
К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и он создал свою центральную европейскую работу — роспись фресками Вюрцбургской резиденции. По возвращении в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.
Завершал свою карьеру Тьеполо в Испании, куда в 1761 году был приглашен королем Карлом III. Тьеполо скончался в Мадриде в марте 1770 года.
А я завершаю цикл статей о Венеции, ее достопримечательностях и художественных произведений. Очень надеюсь, что в ближайшем обозримом будущем я вновь побываю в Венеции, воспользуюсь своими заметками и с лихвой наверстаю, то что не успел сделать в эту поездку.
Жанры в русской живописи XIX века
Русскую живопись XIX века нельзя ограничить рамками какого-то одного стиля или жанра. Искусство развивалось во всех направлениях, охватывая основные аспекты жизни того времени.
Религиозный жанр
Будучи законодательницей мод в живописи, Петербургская академия поощряла написание полотен на библейские сюжеты и мифологические темы. Поэтому в творчестве многих живописцев есть свое видение этого жанра. У Верещагина, Боровиковского, Васнецова, Айвазовского, Брюллова, Семирадского есть немало образцов работ на эту тему.
Но именно в творчестве Н.Н. Ге красной линией проходит религиозная тема:
«Явление Христа народу», худ. А.Иванов
Он понимал свой дар как назидание людям на их пути к Богу, к идеалам добра и нравственности.
Эти же цели ставил перед собой художник А. Иванов, когда в молодости начинал писать свое масштабное религиозное полотно «Явление Христа народу», ставшее впоследствии величайшим шедевром.
Античный жанр
Эту тематику вместе с религиозной очень поощряла Академия художеств.
«Фрина на празднике Посейдона», худ. Г.Семирадский
Вот и за полотно «Римская оргия блестящих времен цезаризма» художник Г. Семирадский, работавший в стиле позднего европейского академизма, получил довольно приличную сумму. Его в Академии признавали и присвоили все возможные звания.
Вершиной творчества в жанре античной тематики Семирадского стало полотно «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине», еще при жизни автора признанное шедевром.
Также особо выделялись
сюжеты которых взяты из древнегреческой и древнеримской культуры.
Бытовой жанр
Решению общественных проблем была подчинена живопись бытового жанра
Внимание теперь уделялось не только элите общества, но и представителям из народа
Сочувствуя сложной и нелегкой судьбе простых людей, художники останавливали свой взгляд на детях из беднейших семей, крестьянах, городской бедноте. Они стали главными героями картин П. Федотова, Т. Шевченко, В. Перова, П. Шмелькова.
Этой же теме посвящали свои работы и художники-«передвижники»: И. Репин, К. Савицкий, Г. Мясоедов, В. Максимов, В. Маковский.
«Бурлаки на Волге», худ. И.Репин
В рядах угнетенного народа, изображенного на картинах бытового жанра, постепенно появляются сильные личности, борцы за свободу и справедливость, символизирующие подъем в сознании передовой части общества.
Художники пытались заявить, что у народа еще есть и силы, и желание изменить жизнь к лучшему.
Исторический жанр
На своих полотнах художники этого жанра изображали как прошлые исторические события, так и недавно произошедшие. Часто историческая тема переплеталась с другими жанрами:
- батальным,
- бытовым,
- портретом,
- пейзажем.
«Последний день Помпеи» , худ. К.Брюллов
Противоречия в народной среде, важные исторические события, героические характеры в сочетании с национальными пейзажами и архитектурой находили свое воплощение на полотнах великих художников. А после войны 1812 года данный жанр приобрел особую актуальность. Прославлению героизма самоотверженных освободителей русского народа посвящено немало произведений.
Самые выдающиеся произведения исторического жанра в русской живописи 19 века:
Батальный жанр
Во многом для того, чтобы раскрыть античеловеческую суть войны и роль простого народа в ней, воспитать гражданина-патриота, использовался батальный жанр. Художники пытались реалистично передать картины войны и весь ужас положения в это время простого человека.
«Апофеоз войны», худ. В.Верещагин
Суровые военные будни особенно правдиво изобразил в своем цикле работ, посвященных 1812 году, В
Верещагин, который хотел привлечь внимание общества к бездушности завоевателей и к мужеству русского народа
Батальный жанр, как и исторический, развивался в строго определенных Академий художеств традициях. Многие картины того времени можно было отнести одновременно и к историческим, и к батальным.
Взаимодействовали также батальный и бытовой жанры.
Батальные сюжеты прослеживаются в творчестве:
О таких жанрах как портрет, пейзаж, натюрморт и графика в русской живописи 19 века — здесь
Становление и расцвет мастера
После того, как кропотливая работа над плафонами Дворца Дожей была завершена, слава о талантливом молодом живописце Паоло Кальяри Веронезе разошлась по всей Венеции. Художнику стали предлагать заказы на роспись других, не менее важных и величественных интерьеров. В 1555-1556 годах он работает над внутренним убранством церкви Сан Себастьяно, украсив его библейскими сюжетами. В 1560 году Веронезе отправляется в Рим, где знакомится с произведениями таких выдающихся творцов, как Рафаэль и Микеланджело. Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество.
В том же году живописец украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). Интересно, что в сюжетах этих фресок мифические и религиозные персонажи перемежаются с изображениями хозяев этих вилл. Веронезе не менее блестяще выполнил обозначенные работы, чем принес себе еще большую славу и известность. В 1565 году Паоло женился на Елене Бадиле – дочери своего первого учителя, которая приходилась ему дальней родственницей. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь.
Ключевые идеи
Новаторский акцент и особенности венецианской школы живописи, связанные с использованием цвета для создания форм, сделали ее отличной от флорентийского Ренессанса, где рисовали формы, заполненные цветом. Это привело к появлению в работах революционного динамизма, беспрецедентного богатства цвета и особого психологического выражения.
Художники в Венеции рисовали преимущественно маслом, сначала на деревянных панелях, а затем начали использовать холст, который лучше всего соответствовал влажному климату города и подчеркивал игру натуралистического света и атмосферы, а также драматическое, иногда театральное, движение людей.
В это время происходило возрождение портретной живописи. Художники фокусировались не на идеализированной роли человека, а на его психологической сложности. В этот период на портретах начали изображать большую часть фигуры, а не только голову и бюст.
Именно тогда появились новые жанры, в том числе грандиозные изображения мифических сюжетов и женская обнаженная натура, при этом они выступали не как отражение религиозных или исторических мотивов. Эротизм начал появляться в этих новых формах предмета, не подверженный моралистическим нападкам.
Новое архитектурное направление, в котором сочетались классические влияния наряду с резными барельефами и характерными венецианскими украшениями, стало настолько популярным, что в Венеции возникла целая индустрия проектирования частных резиденций.
Гений живописи из Вероны
Будущий мастер кисти и мольберта Паоло Кальяри родился в 1528 году в итальянской Вероне – городе, ставшим местом действия легендарной пьесы Шекспира “Ромео и Джульетта”. Его отец был скульптором, а дед художником, поэтому профессия юного Паоло была предрешена с самого рождения. Сначала он решил стать архитектором, определившись в ученики к мастеру Микеле Санмикеле, однако этот род деятельности вскоре ему разонравился. Тогда Паоло направляет свой взгляд на более творческую профессию, отправившись постигать искусство живописи к своему дяде Антонио Бадиле – вы удивитесь, но он также был художником. К 25 годам Паоло Кальяри окончательно определяется со своим жизненным призванием, которым становится монументальная живопись. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей.
В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы. Он выигрывает конкурс на лучшее оформление алтарного образа в городском соборе, объявленный местным церковным кардиналом. В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию. Итак, вскоре молодой Паоло покидает родительский дом и отправляется на поиски славы в Венецию, которая в то время являлась одним из самых демократичных и свободных европейских государств. Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Именно Венецианская Республика была настоящим оазисом для всех деятелей культуры и искусства и просто свободолюбивых личностей, бежавших туда от церковного католического гнета, насаждаемого в других европейских странах. Первым серьезным заказом Кальяри в Венеции стала работа над знаменитым Дворцом Дожей – ему доверили художественную роспись плафонов в залах Совета Десяти. Живописец решил разукрасить их яркими сценами из древнеримской мифологии – такими, как “Юпитер изгоняет пороки”, а также “Венеция и Нептун”. Красота первой росписи, украсившей центральный плафон, впоследствии так поразила Наполеона, что он забрал его с собой в Париж. Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра.
Занять свою нишу
Тициан (1488-1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана был Тинторетто (1518-1594), который следовал девизу: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана». Веронезе (1528-1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей — к его оформлению приложили руку и Тициан с Тинторетто.
1 / 2
«Рай»
Фото: Тинторетто / Sala del Maggior Consiglio
2 / 2
«Триумф Венеции»
Фото: Веронезе / Sala del Maggior Consiglio
На открытии выставки кураторы подчеркивали, что, вопреки общепринятому представлению о трех художниках как о соперниках и конкурентах, экспозиция в Пушкинском музее призвана показать, насколько они взаимно дополняли друг друга и как каждому из них удалось занять свою нишу.
В частности, в венецианском Дворце дожей «ниши» распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире — «Воскресение праведников, или Рай» площадью 22 на 7 метров в зале Большого совета (сам зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» — портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. Эта картина Тициана находилась в мастерской художника во время пожара 1577 года, и поэтому, в отличие от многих произведений, созданных для дворца, уцелела.
И здесь, на слишком, пожалуй, конкретном примере, видна и общая картина того, как взаимодействовали три художника. «Рай» Тинторетто — это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами — богатыми жителями города. Тициан же, удостоенный титула первого художника Венецианской республики, работал на самых крупных заказчиков: помимо дожа Антонио Гримани, он писал, например, портреты императора Карла V и испанского короля Филиппа II.
«Тициан был уже в это время признанным патриархом венецианской живописи, и молодые художники относились к нему с глубоким почтением, поскольку были многим ему обязаны. Тем не менее разделение сфер влияния в Венеции — реальность, это несомненно, — считает куратор выставки, главный научный сотрудник Пушкинского музея Виктория Маркова. — Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. Он не был венецианцем, он приехал из Вероны и остался — и достиг действительно всемирной славы. Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. Что касается Тинторетто, то он рассчитывал на более бедные слои венецианского общества и выступал в основном как мастер религиозной живописи, религиозных картин, предназначавшихся для церковных интерьеров. Таким образом, они вполне уживались в одном общественном пространстве, и каждый из них своим творчеством способствовал прославлению города, с которым они были неразрывно связаны на протяжении всей своей жизни».
Разумеется, не так все просто, и художники время от времени залезали на чужое поле. В частности, в Пушкинском музее можно увидеть на соседних стенах два «Снятия с креста» — и кисти Тинторетто, и кисти Веронезе.
1 / 2
«Мадонна с Младенцем, святыми Петром и Екатериной Александрийской»
Изображение: Паоло Веронезе / Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
2 / 2
«Саломея»
Фото: Тициан / Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ — Страница 3
Во второй половине 1560 – начале 1570 гг. Веронезе создал ряд станковых произведений. К числу ранних работ этого типа принадлежит огромная картина «Брак в Кане» (6,6 x 9,9 м), написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре в Венеции (1562 г., Париж, Лувр). Здесь уже проявляются типичные для зрелого творчества Веронезе черты – стремление с жанровости, перенесение внимания с главных действующих лиц легенды на второстепенные персонажи, чрезвычайное обилие фигур (138), богатство красок. Действие происходит в огромном мраморном дворце, напоминающем богатые венецианские палаццо. На фоне величественной архитектуры развертывается зрелище роскошного пиршества. За столами, заставленными яствами, множество нарядно одетых людей, в облике которых можно узнать черты знаменитых современников Веронезе – императора Карла V, турецкого султана, английской королевы, а также знатных венецианцев. Под видом играющих на пиру музыкантов Веронезе изобразил современных венецианских художников, в том числе Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя. Вокруг столов, среди пирующих гостей снуют многочисленные слуги, а позади, на балконах и лестницах, толпится венецианский люд. Лишь с трудом может разыскать зритель в этой пестрой и шумной толпе Христа и Его учеников. Образ Иисуса Христа и сцена Его триумфа в этом «пире» призваны, возможно, символизировать власть дожа, а сама переданная художником полная праздничного великолепия сцена чуда Христа напоминает театрализованные общественные трапезы, происходившие на площадях и улицах Венеции по случаю приемов дожа. Однако, несмотря на обилие действующих лиц, картина легко обозрима благодаря стройности композиционного построения. Позднее Веронезе не раз обращался к изображению подобных празднеств и пиршеств, используя для этого религиозные сюжеты: «Пир у Симона Фарисея» (1570 г., Милан, Брера), «Пир в доме Левия» (1573 г., Венеция, Галереи Академии), «Семейство Дария у ног Александра» (около 1570 г., Лондон, Национальная галерея), «Христос и Сотник» (1570 гг., Мадрид, Прадо). В начале 1570 гг., когда Венеция ведет тяжелую войну с Турцией, Веронезе откликается на последнюю значительную победу Венеции над турками. Картина Веронезе «Битва при Лепанто» (1571 г., Венеция, Академия художеств) разделена на две части: внизу изображены сама битва, морское сражение венецианских и турецких галер; вверху коленопреклоненная Венеция с кинжалом в руках воздает благодарность небесным силам. К числу прекраснейших работ Веронезе принадлежит написанный в эти же годы цикл полотен для семьи Куччина (Дрезден, Картинная галерея): «Семейство Куччина перед Мадонной», «Несение креста», «Поклонение волхвов». Особенно хороша «Семья Куччина перед Мадонной», в которой праздничное великолепие сочетается с тонкой проникновенностью и глубокой человечностью образов. Поздние работы Веронезе характеризуются некоторой перегруженностью композиций и преувеличенностью движений, что позволяет рассматривать его как одного из предшественников искусства барокко. Одним из самых прославленных произведений последнего периода его творчества является плафон большого зала Палаццо дожей «Триумф Венеции» (1580–1585 гг.), в котором объединены аллегория, мифология и реальные, выхваченные из жизни образы. В этой поздней работе во всю силу вновь прозвучал великолепный колористический дар художника, раскрылся его выдающийся талант декоратора, умение наделить аллегорическую сцену тонкой поэтичностью. Иллюзорные приемы решения и помпезная бравурность композиции предваряют уже приемы монументально-декоративной живописи XVII в. В некоторых поздних картинах художника начинают звучать не свойственные ему ранее тревога и беспокойство. Все чаще он обращается теперь к трагическим эпизодам Священной истории, воплощая в них страдание и скорбь: «Распятие» (Париж, Лувр), «Оплакивание Христа» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Эти настроения позднего Веронезе свидетельствуют о том, что в последние десятилетия XVI в. и в культуре Венеции начинает сказываться кризис ренессансного гуманизма. Искусство Паоло Веронезе оказало значительное влияние на мастеров XVIII в. К его наследию проявляли большой интерес венецианские «виртуозы» (С. Риччи, Дж. Б. Питтони, Дж. А. Пеллегрини и др.), Дж. Б. Тьеполо, а также другие мастера, работавшие в так называемой неоверонезовской манере. Искусство Веронезе вызывало интерес и мастеров XIX в., осваивавших законы подлинно пленэрной живописи (В. Суриков, В. Поленов).
<< Первая < Предыдущая 3 Следующая > Последняя >>
Андреа Палладио (1508-1580).
Андреа Палладио (Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро — венецианский архитектор позднего Возрождения. Основоположник направления «палладианство», как ранней стадии классицизма. В основе его стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Вероятно, архитектор оказавший наибольшее влияние в истории архитектуры.
Родился в Падуе, в 1524 году перебрался в Виченцу, работал резчиком, скульптором. Как архитектор работал по всему региону. Познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538-1540), Венецию (1538-1539), Рим (1541-1548; 1550-1554) и другие города. Опыт и творческие принципы Палладио сложились как в результате изучения Витрувия, так и изучения архитектуры и трактатов архитекторов XV века. С 1558 года Паладио работает главным образом в Венеции.
В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей — Сан-Пьетро ин Кастелло, клуатр церкви Санта Мария делла Карита (сейчас Музеи Академии), фасад церквей Сан-Франческо делла Винья, Сан-Джорджо Маджоре, Иль Реденторе, Санта-Мария делла Презентационе, Санта-Лючия. Фасады современных ему церквей Палладио разрабатывал по примеру древнеримских храмов. Влияние храмов, в плане обычно имеющих форму креста, позже стало его визитной карточкой.
В городе и окрестностях Палладио строил палаццо и виллы. Спроектированное Палладио всегда учитывает особенности окружающей обстановки, строение со всех сторон должно выглядеть одинаково хорошо. Кроме того архитектура Палладио предусматривает портики или лоджии, дающие хозяевам созерцать свои земли или окрестности.
Для раннего Палладио характерны особые окна, которые в его честь обычно называют палладианскими. Они состоят из трёх просветов: большого центрального просвета с аркой сверху и двух маленьких боковых просветов, отделённых от центрального пилястрами.
В 1570 году Палладио издал свои «Четыре книги об архитектуре», которые оказали большое влияние на многих архитекторов по всей Европе.