Введение
Культура Серебряного
века вызывает интерес современных
исследователей с точки зрения определения
временных рамок, состава имен, стилевых
и жанровых контуров искусства этого
периода. Феномен Серебряного века
ознаменовал собой необычайный
творческий всплеск в различных
областях знания, в особенности, в
современной философской мысли.
В период Серебряного века
созревает ряд философских и
культурологических проблем: восприятие
личности, способность к творческим
преобразованиям жанров и стилей,
отражение в искусстве своего
мировосприятия. Старые жанры и стили
уже не отвечали представлениям об
окружающей действительности, не соответствовали
настроениям веявшим в воздухе.
Ощущение процессов, происходивших
в обществе, для многих определялось
как катастрофическое развитие, пересмотр
основ не только русской, но и мировой
философии, истории, культуры.
Таким образом, актуальность
данного исследования предопределяется
рядом факторов:
- Необходимостью изучения философских, искусствоведческих, культурологических проблем периода Серебряного века, как периода смены культурной парадигмы;
- Недостаточной изученностью творчества В.А. Серова, в чьих работах можно проследить следы трансформации культурной парадигмы, что в свою очередь позволит более подробно охарактеризовать как творчество художника, так и эпоху в целом.
Цели настоящего исследования:
- Определить характерные черты культурной парадигмы периода Серебряного века.
- Проследить, какое влияние оказала данная эпоха на творчество В.А. Серова.
Обращение в нашем курсовом
исследовании к рассмотрению художественного
мира Серова В.А. представляется закономерным
в силу того, что именно в творчестве
данного художника отразились основные
процессы происходившие в обществе
рубежа XIX-XX веков.
Взаимосвязь творчества В.А. Серова с художественными направлениями искусства конца XIX – начала XX в.в.
Отношения художника с
эпохой складываются не только как
отражение жизни культурной парадигмы.
В его творческом наследии обнаруживается
тесная взаимосвязь с художественными
направлениями искусства конца
XIX – начала XX в.в. (реализм, импрессионизм,
модерн, модернизм) как философско-культурологическими
концептами. В творчестве В.А. Серова как
и любого другого художника рубежа XIX-XX
веков можно наблюдать существование
излюбленных тем, сюжетов и образов, кроме
того, в разные периоды творчества художник
входил в объединения «Товарищество передвижных
выставок», «Академия художеств», «Мир
искусства», «Свободная эстетика», в большей
или меньшей степени, определяющие проблематику
и тематику его работ.
Анализ различных стилей
(стилевых направлений) в качестве философско-культурологических
концептов предполагает обращение
к смысловым началам, заложенным
в стилях, к изменению отношения
в рамках стиля (стилевого направления)
к категориям времени и пространства.
В переходные эпохи наблюдается
изменение пространственно-временных
отношений, так Е.А. Сайко говорит
«о трансформации смысла бытия культуры
в контексте изменяющихся пространственно-временных
отношений»8. Э. Гуссерль в переходную эпоху
(конец XIX-XX в.в.) писал, что «мы – люди сегодняшнего
дня, участники этого процесса подвергаемся
опасности – потонуть в мире скепсиса.
Уже потому надо искать собственную истину
/…/. Мы можем обрести самосознание и тем
самым внутреннюю устойчивость лишь благодаря
прояснению единого смысла истории, ее
задач, и тех, что с самого начала ей присущи,
и тех, что возникают вновь, будучи движущей
силой всякого философствования»9.
Импрессионизм.
Смысловая установка творческой
манеры на впечатление как основание
для создания характеристики приводит
художника к импрессионизму как
способу осмысления и передачи образа,
как методу отражения действительности.
В этой манере создан ряд портретов: «Девочка
с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»
(см. Таблицу №3). Появившееся во
французской живописи в последней трети
XIX – начале XX веков направление характеризовалось
стремлением «передать непосредственное
впечатление от окружающего мира, изменчивые
состояние природы, мгновения жизни, реальный
мир в его подвижности и изменчивости»14. Импрессионизм для художника
стал возможностью передать осмысленное
восприятие окружающей среды и человека
в отрывочных, фиксирующих мгновенное
впечатление штрихах, что роднит его искусство
с импрессионизмом в литературе и обогащает
реалистический метод.
Валентин Александрович Серов
Автопортрет Биография Валентина СероваВалентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и музыкальным критиком. В семье Серовых часто бывали Репин, Антокольский. У Валентина рано проявились художественные способности, сначала его учителем был А.Кемпинг, а затем И.Репин. Сначала занятия с Серовым Репин проводил в Париже, потом в Москве и Абрамцеве. После поездки в Запорожье, в 1880 году, Репин направляет Серова в петербургскую Академию художеств, где его наставником становится П.Чистяков. Творчество Серова вызывает восхищение и у Чистякова, и у его современников. Жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове оказала большое влияние на формирование его, как художника. Здесь он создает свои знаменитые портреты — «Девочка с персиками», на котором изображена дочь Мамонтова Вера, и «Девушка, освещенная солнцем», портрет двоюродной сестры. Оба портрета наполнены особой одухотворенностью и поэтичностью, что сразу выделило Серова среди других художников и сделало его популярным. За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был награжден премией Московского общества любителей художеств, второй портрет купил для своей коллекции П.Третьяков. |
|
В Домотканове Серовым были написаны такие полотна, как «Октябрь», «Баба с лошадью», «Стригуны».В 1887 году Валентин Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой, вскоре у них появляются дети. Своих сыновей Юру и Сашу Валентин Серов нарисовал позднее на картине «Дети».Серов много и увлеченно работает, создавая произведения, ставшие позже классикой русской живописи. Им написаны портрет Мики Морозова , И. Левитана, Н. Лескова, М.Морозовой, С.Боткиной, М.Ермоловой и много других работ.
Во время революции 1905 года, когда Серов стал свидетелем расстрела рабочих, художник в знак протеста против действий правительства покидает Академию художеств. Появляются его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». В эти годы Серова увлекают темы истории и мифологии. Художник создает картину «Петр I». В мае 1907 года Валентин Серов едет в Грецию, которая произвела на него большое впечатление своими памятниками и скульптурами. В 1910 году им написано поэтическое сказание «Похищение Европы» и несколько вариантов «Одиссея и Навзикаи». Вместе с тем он продолжает и портретный жанр — появляются портреты О.Орловой, Г.Гиршмана. Но приступ стенокардии оборвал жизнь талантливого живописца, 5 декабря 1911 года Валентина Александровича Серова не стало. |
|
Реализм.
Обращение к принципам
реалистической школы живописи для
В.А.Серова явилось закономерным, так
как его творческая манера складывалась
под влиянием И.Е. Репина.
«Серов признавался мне,
-сообщает И.Грабарь, — что все, что
он знает и умеет, он получил, внимательно
всматриваясь, как рисует и пишет
Репин»10.
Исследователи отмечают, что
«нисколько не преувеличивая, можно
сказать, что для становления
характеристических принципов Серова
проблема освоения репинского портретирования
была центральной для 1890х годов
и даже несколько позднее»11.
В.А. Леняшин прослеживает
становление индивидуальной творческой
манеры художника, уход от принципов
репинского искусства. Изменение творческой
манеры исследователь объясняет
принципом критической характеристики.
Критичность же как принцип, как
идея противоречила репинскому подходу
к портрету, рождаясь лишь в тех
случаях, когда внешний облик
модели /…/ таил в себе потенциальную
основу критики12. Ярко выраженное критическое
начало приводит к отражению в творчестве
одной из линий реализма, к реализму критическому.
Сам художник писал о своем внимании к
личностному началу следующее: «Я /…/ внимательно
вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь,
пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим
лицом индивидуума, которое часто бывает
пошлым, а той характеристикой, которую
из него можно сделать на холсте»13.
Дети
Каротина «Дети» появилась в 1899 году. На ней изображены дети В.А. Серова, двое мальчиков, одному из которых, Саше – 7 лет, а второму, Юре – 5. Они стоят на террасе дачи.
Они очень похожи друг на друга, с темными волосами, которые вьются и падают на лоб, к тому же одинаково одеты. Старший мальчик смотрит на Финский залив, а младший – на зрителя.
Жесты и позы передают характеры детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает, а младший мечтательно и задумчиво смотрит вперед.
Серов писал эту картину для себя. У него получилось изобразить детей в естественных позах, а также нарисовать удивительный пейзаж, передающий настроение автора: вечернее небо, водная гладь, тяжелые облака.
Серов В.А. «Петр I». Описание картины.. Художники-передвижники
1907 г. Картон, темпера. 68 x 88 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Серова В.А. «Петр I»
Одна из самых вдохновенных картин Серова, полная динамики и жизни, была в свое время так же мало оценена по достоинству, как и другие его работы, признанные сегодня лучшими. Она была заказана Серову для издательства Кнебеля, выпускавшего серию исторических картин-пособий для школьников. Он писал его в течение осени и зимы 1907 года. Но постепенно темперный набросок развернулся в настоящее монументальное полотно, производящее впечатление гигантской фрески с фигурами в натуральную величину.
В центре композиции изображена фигура «престрашного царя» Петра Великого. С дубинкой в руке Петр шагает по отмели, направляясь к месту стройки своего детища – «Санкт-Питербурха». Голова с развевающимися по ветру волосами и горящие глаза передают то страшное и властное выражение, которое подчеркивалось современниками.
Фигура царя – единственная, прописанная четко и отточено. Следом за царем изображены в общих силуэтных формах несколько людей, одетых в иностранные платья, — «знатные мастера всех художеств», которые были «выписаны из-за моря» для строительства новой столицы. Сгущено цветистая гамма позволяет воспринимать их как единую толпу и противопоставлять одинокой и самодостаточной фигуре царя.
Большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции: зритель словно смотрит на изображенных людей снизу вверх. Этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. На заднем плане вдали полным ходом идет стройка. На переднем плане – вода. Первоначально на ней была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, которые должны были напоминать зрителю, какой ценой построен великий город. Но общее впечатление от картины портилось: лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации, а художник стремился к монументальности.
Подготовка к изображению царя настолько увлекла Серова, что личность Петра I стала предметом еще ряда этюдов и рисунков, написанных позже («Петр I в Монплезире», «Петр I верхом», «Спуск корабля Петром Великим», т.н. «Кубок большого орла» и др.).
Лучшие картины Серова В.А.
Возрождавшееся религиозное чувство
К одной из творческих категорий
периода перехода относят возрождавшееся
в Серебряном веке религиозное чувство,
отраженное в тяготении к раннехристианским
истокам культуры, в рамках культурного
синтеза, по определению Г.Флоровского:
«Это был особый путь возврата к
вере, через эстетизм и через Ницше…»6. Религиозной теме посвящены
работы «Георгий Победоносец» (1885г.), «Слуга
Авраама находит Исааку невесту» (1895г.),
акварель «Рождество Христово» (1887г.) (см.
Таблицу №2). О библейской тематике не
принято было говорить в исследованиях
его художественного мира.
Образ Святого Георгия, Георгия
Победоносца один из излюбленных
святых Древней Руси. Художник изображает
на полотне «Чудо Георгия о
Змие». Излюбленный иконописный
сюжет трактован автором по-своему.
Это не юный, безбородый Святой (как
принято было изображать в иконописном
сюжете). Образ, созданный художником,
вызывает скорее ассоциацию с русским
былинным богатырем, сказочным героем
или средневековым рыцарем. Работа
впечатляет своей экспрессией, молниеносно
повергает Георгий змея и топчет
его конем. Сближает с иконописной
традицией только сюжет, цвет копья
(а не плаща), красный цвет копья
– принятый атрибут мученичества
в древнерусском искусстве и белый конь,
с которым слит всадник в едином поражающем
порыве.
В акварели «Рождество Христово»
художник обращается к одному из важнейших
событий евангельской истории. Вс.Дмитриев
трактует эту работу как увлечение
манерой М.Врубеля: «воодушевление
и восторг перед языком Врубеля»7.
Новая лирика
Николай Алексеевич открыл для русской лирики совершенно новую, городскую реальность. Это разнообразие взглядов даёт возможность увидеть жизнь с разных точек. Если вчитываться в текст, можно услышать многоголосье. Всегда звучит какой-то главный голос, и к нему подключаются вторые, третьи голоса. Иногда основной голос дорастает до своего самого продукционного звучания, а потом уходит куда-то в глубину и откликается только в отдельных звуках.
Когда все сказали своё слово, автор, не жалея никого, рисует реалистичную картинку:
Наконец однажды середи дороги Шестернею цугом показались дроги: На дрогах высокий гроб стоит дубовый, А в гробу-то барин; а за гробом — новый. Старого отпели, новый слезы вытер, Сел в свою карету — и уехал в Питер.
Противопоставление — вот фундаментальная точка в лирике Некрасова.
В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России,- Там вековая тишина.
Он всё сумел отразить в своих произведениях. И увиденная под разными углами зрения жизнь, и противопоставление жителей города деревне, и противопоставление шума городов и деревенской тишины. Можно сказать, что литератор открыл в русской лирике новую, городскую реальность.
В дикую стужу знать съезжается с театр, на премьеру, на бенефис. Добрая половина из приехавших ничего не понимает ни в музыке, ни в балете. И цель поездки у большинства, показать себя и друг друга. Автор с осуждением, достаточно жёстко и категорично описывает общество.
Есть в России еще миллионы, Стоит только на ложи взглянуть, Где уселись банкирские жены, — Сотня тысяч рублей, что ни грудь! В жемчуге лебединые шеи, Бриллиант по ореху в ушах!
Перенеся читателя на сцену театра, автор становится таким светлым, и даже сентиментальным.
Как не любить балета? Здесь мирный гражданин Позабывает лета, Позабывает чин…
И вот он переходит к тому, что параллельно балетному действию, у кого-то по нужде и необходимости зарабатывать копейку, сейчас в самую стужу обозный рейс. Поэт делает небольшой экскурс в это путешествие, и описывает, как идут крестьяне, что они думают, что поют.
Подстрекаемый лютым морозом, Совершая дневной переход, Пляшет он за скрипучим обозом, Пляшет он — даже песни поет.
Эти песенные мотивы, как альтернатива тому искусству, которое только что было описано в начале произведения, яркий пример того, как Николай Алексеевич мог в одном стихотворении соединить и лирику, и сатиру, и гражданскую позицию.
Иди к униженным, Иди к обиженным – Там нужен ты.
Эту свою заповедь Некрасов не нарушал никогда. И в этом основное его отличие от всех других русских поэтов той эпохи. Жалеющих народ было много, но говорить от лица народа умел в ту пору один лишь Некрасов.
О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал Рекою рабства и тоски.
В рабстве спасённое Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, —
В ней ясно и крепко сознанье, Что всё их спасенье в труде, И труд ей несёт воздаянье: Семейство не бьётся в нужде…
Иль судеб повинуясь закону, Всё, что ма, ты уже совершил.
Рать подымается- Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!
Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Но предстоящая испытания не пугают его, потому что он твёрдо верит в торжество своего дела. Появления в народной массах таких нравственно сильных людей служило для поэта порукой будущей победны народа:
Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!
Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господ ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, яснею Грудью дорогу проложить себе.
Поэзия Некрасова, полная горячей любви к народ, с его огромной жаждой иной, лучшей жизни, заставляет и нас трудится, бороться, отдавать свои силы тяжёлому дню настоящего во имя света завтрашнего дня.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Агональное игровое начало.
Эпоха Серебряного века возводит
игру в одну из доминант, этот период
«остро карнавален», ему свойственны все
элементы «артистической легкомысленности».
Мотив игры, театрализации действительности
порождает новое восприятие творческой
личности, способствует рождению восприятия
творческого персонажа (как настоящего,
так и прошедшего культуры), творческое
бытие личности тяготело к различным амплуа,
мифотворчеству. Но наряду с элементами
искусственной реальности, строившейся
по принципам легкого мифотворчества,
игра проявляет себя в этот период
и в своем трагическом преломлении3.
Размышляя об игровых началах
переходных эпох, В.К. Кантор пишет: «Но
есть в истории и другие периоды,
когда игра и весьма своеобразное
веселье приобретают характер дьявольской
шутки, возникают как попытка
скрыть тревожный и страшный смысл
происходящего /…/; двусмысленной была
и игровая ситуация в Серебряном веке;
не случайно «высокий духовный синтез»
перерос в Апокалипсис… ставкой в этой
игре стало само человеческое существование»4. Можно сказать, что Серебряный
век до предела разрабатывает себя в категории
карнавала, расходует все его смыслы (позитивные
и негативные) до полного опустошения5.
Мотив игры проникает в
творчество В.А. Серова в период работы
над многочисленными портретами
артистов театра и балета, оперных
певцов, плакатом для русских сезонов
в Париже и занавесом к балету «Шахерезада».
Похищение Европы
Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.
Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.
Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.
У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.
Валентин Серов. Портреты (7)
Карандашный портрет Чехова
С конца 1890-х годов Валентин Серов ищет не столько формулу красоты, сколько формулу жизни как единого целого – если убрать один мазок, одну деталь, то все изменится! Творческое кредо художника родственно эстетическим позициям Антона Павловича Чехова, которого он изобразил на карандашном портрете в 1902 году. У больного писателя не было времени для позирования, он плохо себя чувствовал и был вынужден уехать из Москвы в Ялту. Портрет Валентин Серов так и не закончил.
Валентин Серов.Портрет А.П.Чехова. 1902
В 1901 году Серов пишет портрет Мики Морозова, который так же, как и «Девочка с персиками», я уверена, знаком всем с детства. Художник вновь передает непосредственную свежесть бытия. Это связано с наивной открытостью миру, свойственной ребенку. Однако, это не просто остановленное мгновение – в портрете умного, непоседливого мальчика чувствуется зарождение творческого начала. И, действительно, Михаил Михайлович Морозов стал известным литературоведом, исследователем творчества Шекспира.
Валентин Серов. Мика Морозов. 1901
Салон Маргариты Морозовой
Валентин Серов сближается с кругом московской творческой элиты, которая сгруппировалась в литературно-художественном салоне матери Мики, Маргариты Кирилловны Морозовой. Художник пишет портрет известного предпринимателя и мецената Михаила Абрамовича Морозова. Созданный в 1902-м, за год до смерти Морозова, портрет показал обновленную, экспрессивную манеру живописца.
Портрет М.А.Морозова. 1902
Грабарь говорил:
«Забавно, что он сам доволен» — отмечал художник, подводя итог в характеристике почти карикатурного образа представителя тогдашнего делового мира Москвы.
Портрет художника И.С.Остроухова. 1902
В 1899 году Валентина Серова выбирают в состав Совета Третьяковской галереи, который был организован после смерти Павла Михайловича Третьякова. Проблемы коллекционерства и музейного собирательства становятся близкими Серову, как никому другому из художников. Совет возглавлял Илья Семенович Остроухов, художник, меценат, историк искусства, основатель уникального собрания памятников древнерусского искусства, превратившегося в музей икон и живописи. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.
Портрет М.Н.Ермоловой. 1905
Мария Николаевна Ермолова также являлась для современников примером самоотверженного служения. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. Это полотно было заказано живописцу Литературно-художественным кружком в связи с 35-летием артистической деятельности Ермоловой. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Зритель смотрит на талантливую актрису снизу вверх, как на монумент, вознесенный над толпой. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера.
Ранние работы
Наиболее выдающимися работами раннего периода были портреты: «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка освещённая солнцем» (1888), обе находятся в Третьяковской галерее. В этих картинах Серов сосредоточился на спонтанности восприятия модели и природы. Признаки раннего русского импрессионизма появились в развитии света и цвета, комплекса гармонии отражений, чувства насыщения атмосферой и свежего живописного восприятия мира.
Портретное искусство и успех
Начиная с 1890 года портрет стал основным жанром в творчестве Серова. Именно в этом жанре его ранний стиль станет очевидным, а картины будут отличаться психологически точными характеристиками изображаемых. Любимыми моделями Серова были актёры, художники и писатели («Константин Коровин», 1891, «Исаак Левитан», 1893, «Николай Лесков», 1894, «Николай Римский-Корсаков», 1898, — все в Третьяковской галерее).
Девушка с персиками (1887) стала картиной, открывшей русский импрессионизм.
Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов, и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Черты импрессионизма иногда появлялись в композиционном построении портрета или захвате чувств спонтанных движений. Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна, импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам, и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, композиционно правильных и живописных исполнениях в величественной манере, Серов постоянно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративно-цветовыми комбинациями.
В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные, искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Серов часто обращался к различным графическим методам — акварели, пастели, литографии и так далее. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909; многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот.
Самые дорогие картины Валентина Серова
Картины Серова высоко ценятся на международных аукционах и нередко уходят с них в частные коллекции по высоким ценам. За последние двадцать лет в период с 2000 года оборот продаж работ художника составил 25 млн долларов суммарно за 83 картины. Посмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекорд принадлежит картине «Портрет Марии Цетлиной», которая наделала много шума на аукционе Christie’s. Появление здесь в 2014 году полотна такого большого значения стало полной неожиданностью. Обычно такие холсты висят в музеях и крайне редко оказываются на торгах. И именно из музея портрет попал на аукцион вот по какой причине. Картина украшала один из музеев города Рамат-Ган (Израиль), куда она попала после смерти наследников Цетлиной. Так как музеи города пришли в упадок, городские власти решили выставить некоторые работы на аукцион, чтобы на вырученные средства поправить положение. Местным жителям такой подход совсем не понравился, и они устроили забастовку. Однако эта мера не помешала холсту попасть на торги, причем ушел он с молотка за баснословные 14,5 млн долларов. Так как эта сумма оказалась в 4 раза больше ожидаемой прибыли, власти пообещали построить в городе новый музей русского искусства.
В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.
Не меньшей неожиданностью для аукциона стал и портрет Оскара и Розы Грузенберг. На нем запечатлен знаменитый юрист, которого называли защитником угнетенных, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Репродукция этой картины неоднократно появлялась в монографиях о художнике. При этом копия была черно-белой, так как местонахождение оригинала никто не знал. Как выяснилось на аукционе, портрет все это время оставался в семье Грузенберг и был выставлен на торги правнучкой пары с портрета. Картину продавали в 2012 году на аукционе Fine Art Auctions в Майами.
Эксперты были весьма удивлены, что такая масштабная работа предлагалась на малоизвестном аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако покупатели по достоинству оценили это произведение и бились до тех пор, пока цена не взлетела в десятки раз и не достигла планки 4,67 млн долларов.
В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.
Третьей работой стал портрет Прасковьи Мамонтовой, выполненный художником в те же годы, что и знаменитая картина «Девочка с персиками». На портрете изображена Прасковья — двоюродная сестра Веры Мамонтовой (той самой Веры, что позировала Серову в усадьбе Мамонтовых для «Девочки с персиками»). Этой картине не суждено было стать столь известной: то ли выражение лица девочки не способствовало этому, то ли мрачные тона, из-за чего в картине не ощущалось легкости момента, как в работе «Девочка с персиками». Однако это произведение имеет высокую ценность по другим причинам: оно не только демонстрирует известную семью Мамонтовых, но и является отличным образцом ранней живописи Серова, который уже в свои двадцать с небольшим лет создавал картины высокого уровня. Картина была выставлена на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и ушла за 1,9 млн долларов.
В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.
Мы рассмотрели только тройку наиболее крупных уходов, остальные продажи можно посмотреть в каталогах аукционных домов, в частности найти их на Sotheby’s и Christie’s. Заметим, что картины Серова появляются на аукционах достаточно редко. Как мы писали выше, за последние двадцать лет на аукционах было продано только 83 картины, а выставлено — 130.
Прекрасные работы талантливого живописца Валентина Серова можно перечислять и описывать еще долго. Хотя мастер ушел из жизни в самом расцвете лет, его наследие очень велико и сегодня восхищает зрителей не меньше, чем в годы работы художника.
5) Образ России и проблемы русского национального характера в рассказах ф.А. Абрамова
Абрамову присуще стремление разобраться в том или ином явлении современной ему жизни. Главная дума писателя – о судьбах всей нашей страны, ее путях и перепутьях, об открывающихся впереди далях и встающих на пути препятствиях.
В рассказах Абрамова – не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации. В рассказах встает многоликая Русь с ее разнообразными характерами и судьбами, зачастую рассказывают о себе сами герои, преимущественно русские женщины, много пережившие на своем веку («Пролетали лебеди», «Из колена Аввакумова», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый», «Бабилей», «Куст рукотворный», цикл «Трава-мурава», «Старухи» и др.).
Рассказы Абрамова эпичны, на них лежит печать художественного мира писателя, тяготеющего к большим прозаическим формам. Многообразны жанровые разновидности абрамовских рассказов: житие («Из колена Аввакумова»), сказка («Жила-была семужка»), циклы рассказов-миниатюр «Были-небыли» и «Трава-мурава» (1955-1964), проблемный рассказ («Дела российские») и др.
В рассказах писатель исследует самоценность русского народного характера, отсюда и тяготение его к образам представителей старшего поколения, к старикам и старухам («Михей и Иринья» (1974), «Последний старик деревни» (1980), «Сказание о великом коммунаре» (1979), «Старухи» (1969) и др.).
Языковые характеристики абрамовских персонажей всегда ярки, колоритны. Они многое говорят о своих носителях. «Писатель с упоением окунается в чистые и звонкие родники народной речи» (Л. Ханбеков).
6 стр., 2816 слов
Поэтика рассказов Л. Андреева
… смысловую нагрузку. Возвращение героя в прежнее состояние – характерная особенность действия рассказа Л.Андреева, отвечает экзистенциальной направленности художественного мышления писателя, подчеркивающего замкнутый характер существования … представленный в обыденной жизни. В первый период творчества (с 1898 по 1906 (год смерти жены) было создано более 70 рассказов. Сюжетообразующий стержень этих …
Рассмотрение феномена «русский национальный характер», безусловно, является ключом к пониманию творчества Абрамова
Внимание Абрамова-художника и публициста было направлено на проблему постижения национального характера во всей его сложности, со всеми достоинствами и недостатками
Носителем авторского мировоззрения, системы нравственных ценностей в малой прозе Абрамова часто выступает герой-повествователь, образ которого носит автобиографический характер (напр., «Старухи», «Из колена Аввакумова», «Сосновые дети» и др.).
Он изучает жизнь, интересуется историей своего края. Острое чувство несправедливости толкает рассказчика встать на защиту обиженных, он умеет видеть внутреннюю красоту в поступках «чудиков», «блаженных», «отверженных», замечает в жизни внутреннюю связь нравственных и религиозных ценностей, склонен к спонтанным проявлениям доброты и великодушия.
Герои Абрамова – яркие представители национальной культуры, носители его самобытной индивидуальности, положительных качеств и слабостей
Пристальное внимание автора сосредоточено на героях-праведниках, которым присущи следующие черты: вера в Бога, любовь к людям, сострадание, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, жертвенность, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, трудолюбие, непритязательность, неприхотливость, выносливость, духовная щедрость. Их отличает не столько стремление к святости, сколько способность жить по правде, в согласии с собой и с миром, дарить людям любовь и доброту
Что значит народ в лирике Некрасова – кратко
Народ нельзя назвать сборным, далеким образом в творчестве поэта. Он понятен и близок каждому читателю. В произведениях максимально точно передаются душевные переживания, сомнения, страдания. На базе описания крестьянских судеб писатель формирует общее представление о жизни в 50х-70х годах на Руси. Тема страданий в лирике Некрасова:
- Лежит в основе большинства творений;
- Основывается на разбитых надеждах, смерти, потерях, несчастной любви;
- Переплетается со светлым понятием народа, его жизни, ценностей;
- Используется в описании жизни простого населения.
В каждом произведении проглядывается уважительное, доброе отношение к простым труженикам, семьям. Счастливый муж возвращается с поля, его встречают дети и жена. Прототипом у Некрасова являются представители власти, высшего общества. По мнению поэта, они виновны в трудностях народа, они угнетают крестьян. Отдельно выражена тема женской доли:
Особое внимание поэт уделяет материнству. В произведениях о матерях всегда присутствует трагизм
Женщина позиционируется как несчастный персонаж. Во многих поэмах она теряет своего ребенка, оставаясь наедине со старостью, тоской.
Культурные парадигмы Серебряного века
Ярким примером наложения
старых и новых культурных парадигм1 и их проявлений является творчество
В.А. Серова. Представитель классической
школы, он постоянно двигался вперед: изначально
его творческая манера формировалась
под влиянием реализма, впоследствии художник
создает произведения в духе импрессионизма
и модерна.
Процесс перехода к новым
культурным парадигмам исследователи
связывают с несколькими типологическим
чертами, основными характеристиками:
- Тенденция возврата.
- Агональное игровое начало.
- Возрождавшееся религиозное чувство.
Мы постараемся проследить
проявление вышеперечисленных характеристик
эпохи Серебряного века в творчестве
одного из наиболее ярких представителей
этого периода – В.А. Серова.