Битва при сан-романо (учелло)

Художники в поисках прямой перспективы

В этом уроке увидим, как обратная перспектива сменилась прямой — и зритель наконец-то смог увидеть картину глазами героя.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

1. Проторенессанс. Дуччо. Мадонна Ручеллаи, 1285
2. Кватроченто. Сандро Боттичелли. Поклонение Волхвов, 1482

Поговорим о прямой перспективе, которую открыло Раннее Возрождение. Она пришла на смену обратной перспективе византийских икон и итальянских алтарных картин.

Для начала поймем, чем эти перспективы отличаются

Обратная перспектива. В алтарной картине все линии расходятся. Так показан божественный мир вечности и бесконечности — расходящиеся в стороны линии подчеркивают это. Сходятся линии не в изображении, а на зрителе — потому что не мы смотрим на божественный мир, а он смотрит на нас.

Прямая перспектива. Человек Ренессанса — главный герой в этом мире и смотрит на мир своими глазами. Предметы в нем, удаляясь, уменьшаются, а линии сходятся на горизонте. Художники Кватроченто пытаются воспроизводить этот эффект на плоской поверхности — стене, дереве, холсте. Соблюдение законов перспективы — важнейшая черта нового искусства.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Джотто. Благовещение святой Анне, 1304–1306
2–3. Санта-Мария-дель-Фьоре, купол 15 века
4. Пьетро Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру, 1482

Прямая перспектива кажется чем-то естественным для человеческого глаза — ведь именно так мы видим окружающий мир. Но художникам потребовалось время, чтобы научиться передавать это в живописи.

Как это происходило

Первые опыты в прямой перспективе делал еще Джотто. Мастер 14 века отказался от обратной перспективы в пользу более реалистичного изображения пространства.

Теоретические законы перспективы создал архитектор Филиппо Брунеллески в 1420 году, работая над куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Художникам для работы необходимы были знания физики и геометрии.

Статус художника вырос. Теперь это не простой ремесленник, как сапожник или столяр — он интеллектуальная элита, ученый, постигающий загадки мироздания.

«Вручение ключей апостолу Петру». Фреска Пьетро Перуджино — пример проработанной прямой перспективы: расчерченные линии помогают художнику вести взгляд зрителя снизу вверх и от краев к центру.

1. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Атака Никколо да Толентино, 1456–1460
2. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Поражение Бернардино делла Карда, 1456–1460
3. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Атака Микелетто да Котиньола, 1456–1460
4. Андреа Мантенья. Мертвый Христос, 1480

Разрабатывая технику прямой перспективы, художники Кватроченто работали методом проб и ошибок.

Вот пара примеров таких экспериментов

«Битва при Сан-Романо». Паоло Уччелло написал серию из трех картин с фигурами людей и лошадей. Он пытается показать коня объемно, поэтому часть тела находится на одном плане, а часть на другом. Художник пытается правильно рассчитать пропорции животного, но получается не очень удачно.

«Мертвый Христос». Картина Андреа Мантенья показывает Иисуса на плащанице, после снятия с креста. Ступни находятся прямо перед зрителем, а все тело уходит вдаль. Мантенья тоже испытывает возможности прямой перспективы, чтобы передать реалистичные пропорции.

Художники Кватроченто много экспериментируют и ошибаются. На первый взгляд их попытки могут показаться наивными, но это подготовило почву для шедевров Высокого Ренессанса.

Пьеро делла Франческа. Мадонна ди Сенигаллия, 1474

Житие святого

Святой великомученик Георгий Победоносец рос в Каппадокии в христианской семье. Его отец принял мученическую смерть, когда Георгий был ещё ребёнком. После смерти отца мать переселилась с сыном на свою родину в Палестину.

Великомученик Георгий Победоносец с житием. 16 век, Москва Фото: Commons.wikimedia.org

Поступив на службу в римское войско, Георгий был принят в императорскую стражу Диоклетиана, а через некоторое время стал приближённым императора.

В 303 году, когда император начал гонения на христиан, Георгий, который до этого не исповедовал открыто свою веру, раздал своё имущество, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, заявив в присутствии свидетелей императору, что он исповедует Христа.

Разгневанный Диоклетиан приказал бросить Георгия в темницу, где ему забили ноги в колодки и придавили грудь тяжёлым камнем. Георгий отказывался отречься от веры, и его подвергли новым пыткам: привязали к колесу, под которым были укреплены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали тело, но Георгий лишь громко призывал Господа. После пытки его признали мёртвым, но, как говорит житие, явился ангел Господень в образе светлого юноши, и Георгий невредимый сошёл с колеса.

Император предал Георгия на новые пытки. Его сбросили в глубокий ров и засыпали негашёной известью, но Георгий остался невредим. Затем Георгия обули в раскалённые железные сапоги с гвоздями и с побоями погнали до темницы, однако утром на его ногах не было ожогов. На восьмой день Диоклетиан вновь предложил истерзанному пытками бывшему командиру телохранителей отречься от Христа. Георгий просил отнести его в храм Аполлона, и когда это было исполнено, осенил себя и статую крестным знамением — и бес, обитавший в ней, бежал, а в храме сокрушились все идолы. Диоклетиан приказал отсечь Георгию голову. Георгий принял смерть в 303 г. н. э. и был погребён в Палестине, в Лидде.

За мужество и духовную победу над мучителями Великомученика Георгия называют Победоносцем.

Предание сохраняет для нас повесть о чуде, совершённом святым после смерти: близ города Вириты (Бейрут) появился дракон, которому суеверные жители приносили в жертву девушек. Георгий явился на место жертвоприношения и именем Божиим велел дракону подчиниться; девушка накинула на шею чудовища свой пояс и так привела его в город, к ужасу жителей. Георгий, сопровождавший девушку, призвал горожан не бояться, а уверовать во Христа.

Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием». Commons.wikimedia.org Фото: Commons.wikimedia.org

Икона «Чудо Георгия о змие»

Икона «Чудо Георгия о змие» — образ великого мученика Георгия Победоносца. Святыня является защитницей домашнего очага и помогает в любых бедах.

«Чудо Георгия о змие» — известная в православии икона. Покровительница военных, заступница от напастей и одна из самых почитаемых святынь в христианстве украшает многие храмы России. Образ Святого Георгия обладает чудотворной силой: как и прочие намоленные иконы, он творит настоящие чудеса.

История иконы «Чудо Георгия о змие»

Икона написана в честь великомученика Георгия. Родился святой в городе Лидда, который находился на территории Палестины. В то время местный правитель проповедовал язычество и убивал христиан. Отец Георгия проповедовал слово Божье, за что и был казнен. Его мать, будучи беременной, успела сбежать.

Святой Георгий с ранних лет возлюбил Иисуса и принял христианскую веру. Он обладал неимоверной силой воли, мужеством и стойкостью. Юношу приняли на службу к императору, где он побеждал врагов и выигрывал каждое сражение. Но когда правитель узнал, какую веру исповедует Георгий, он приказал предать христианина пыткам, которые длились семь дней. Затем святого обезглавили.

Как гласит легенда, через многие годы после захоронения тела Георгия в единственном городском источнике с питьевой водой обосновался ужасный змей. Раз в месяц местные жители приносили ему в жертву молодых людей, чтобы и дальше пользоваться питьевой водой. Когда осталась всего одна молодая девушка, которая являлась дочерью императора, ее привели на озеро, но тут появился Георгий с копьем и убил змея. Христиане отнесли это событие к чуду, стали почитать и славить великомученика еще сильнее. То, как святой воитель одолел чудовище в озере, символизирует победу христианства над язычеством. Гонения на православных верующих прекратились.

Где находится чудотворный образ

Чудодейственный лик Георгия Победоносца можно найти практически в каждом храме нашей родины. Наиболее почитаемые иконы «Чудо Георгия о змие» хранятся:

  • в соборе Святого Георгия в Старых Лучниках;
  • в Георгиевском храме (благочиние Одинцовское);
  • в соборе Великомученика Георгия Победоносца в поселке Монино.

Описание иконы Георгия Победоносца

На святыне «Чудо Георгия о змие» святой мученик изображен восседающим на белом жеребце, одетым в воинские доспехи с развивающимся позади него плащом. Святой пронзает острым копьем огромного змея, олицетворяя победу над самим дьяволом.

В чем помогает Георгий Победоносец

Святой Георгий является защитником и покровителем для каждого, кто участвует в военных действиях или имеет военный чин. Люди молятся перед его святой иконой о защите от недругов и о мире в стране и в семье. Святой также помогает исцелиться от различных болезней. Ему молятся о победе над врагом, обстоятельствами и злобой. Данный чудотворный образ способен прийти на помощь каждому христианину, который верит в силу молитвенных слов.

Дни празднования

День, когда православные христиане воздают почести святому мученику Георгию, восхваляя и с еще большим усердием читая молитвы перед его чудодейственным образом, приходится на 6 мая (23 апреля).

Молитва Георгию перед его иконой

Молиться перед иконой православного мученика можно как в храме, так и дома. Лучше всего перед произнесением молитвы зажечь свечу. Сильная молитва перед святым образом:

«О, великий воин! Защитник и заступник всех христиан, святой Георгий! Услышь слова молитвы нашей с небес, наполни души наши верой, тела наши — силой, и придай нам упорства! Отгони прочь болезни, сохрани дома наши целыми и невредимыми. Защити от недругов и напастей разных. Да прославим мы святейшее имя Твое, о великомученик Георгий! Да будет на все воля Господа. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».

Обращайтесь с молитвами к святым и не стесняйтесь просить их о наболевшем. В силах каждого угодника Господа помочь вам побороть внутреннюю слабость и внешнее зло. Проблема не решится за один день, а вот вера ваша возрастет и окрепнет. Поэтому никогда не забывайте о словах благодарности к святым. Силен тот, кто верит и ценит помощь Свыше. Мы желаем вам счастья, успехов,

Как почитают Георгия Победоносца в разных странах?

Георгий Победоносец — один из самых известных святых в христианском мире. Он стал необыкновенно любим в народе ещё со времён раннего христианства. Его считают покровителем земледельцев, пастухов и воинов.

Статья по теме

Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём

Святого Георгия считают своим небесным покровителем Милан и Москва, Генуя и Стамбул и все русские города, названия которых начинаются на «Юрьев»; а также страны: Великобритания и Греция, Каталония и Арагон, Литва и Португалия, Германия и Грузия. Грузины обращаются к святому с просьбами об удаче на охоте, об исцелении, о приплоде скота, о защите от зла, о рождении детей. Православные в Болгарии, Сербии и Македонии молят его о ниспослании дождя. В Европе святому Георгию молились об избавлении от заразных болезней и от ядовитых змей. Святого Георгия исламские народы Африки почитают под именем Джирджис и народы Ближнего Востока — под именем аль-Хидр.

В день памяти святого Георгия Победоносца в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище. День великомученика Георгия в народе называют «Юрьев день».

Анализ

Смена дневного света между рассветом, полуднем и вечером также может помочь в размещении.

Здесь художник превозносит военные и политические действия личности кондотьера в великих традициях Пьетро Лоренцетти . Он использует свои привилегированные объекты: мазоккио , флорентийский головной убор из дерева и лозы, а также лошадей, символ турниров, которые укрепляют военные добродетели, атрибуты касты рыцарей, все еще действующей в битвах.

Привлечение Уччелло к изображению деталей, таких как тяжелые доспехи всадников, их кожаные седла и золотые щиты , которые он трактует реалистично, никоим образом не предотвращает запутанность форм, граничащую с абстракцией.

Художник вырезал очертания доспехов и оружия, а затем применил полированное серебро, чтобы придать им весь блеск. Малахит используется для зеленой листвы и огни сделаны золотыми пуговицами. Большая часть серебряных и золотых украшений потеряна. Первоначально цвета и золото сцен должны были вибрировать с гораздо большей интенсивностью.

На лондонской панели Никколо Маурузи да Толентино во главе своих войск сломанные копья на земле искусственно расположены на розовом фоне, чтобы сходиться в единой точке, которая находится не на горизонте, как следовало бы, а намного ниже. Лошади и упавшие тела нарисованы в ракурсе согласно математическим принципам, дорогим Уччелло. Искусственность этой перспективы подчеркивается декоративным характером фона из темной листвы, усеянного красными и белыми розами, напоминающего настенную подвеску . В центре всадник носит шлем с тремя отдельными перьями, а уздечки флорентийских лошадей украшены тремя золотыми шарами, намекающими на эмблемы Медичи .

Во флорентийской панели «Поражение сиенского лагеря, иллюстрированное дисквалификацией Бернардино делла Карда» Уччелло сочетает свою одержимость перспективой с почти загадочной атмосферой из-за выбора нереалистичных цветов. Семи лошадей достаточно, чтобы подвести итоги решающей битвы: три белых, два красных и один розовый, победа и поражение, и два серых, смерть уже прошла и в одном действии. Очень немногие лица индивидуализированы, особенно доспехи, идентичные или почти идентичные, и всегда анонимная группа «солдат с копьями». Движение логически, «по порядку» закрепилось за копьями, ориентированными на левую сторону, спутанными на правой. «Фон» не один: побочные эффекты войны или ее гражданской версии, охоты, где дичь является зверем. На этой центральной панели Уччелло обобщает, резюмирует, показывает разум войны.

Панно в Париже «Решающая контратака» Микелетто Аттендоло да Коттиньола отличается выбором цветов, стилем более крупных персонажей и общей организацией, сведенной к единой плоскости. Историки искусства подчеркнули оригинальность движения пяти копий, которое нарушает жест одного всадника. Пейзаж практически исчез в пользу действия.

Машков Илья. Биография, названия, описание картин

Илья Иванович Машков (29.07.1881, Михайловская-на-Дону, Хоперский округ, Российская империя — 20.03.1944, Москва, СССР) — русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников, в период 1924—1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Биография Ильи Машкова.

Родился 29 июля 1881 года в станице Михайловская-на-Дону. Интерес к рисованию мальчик обнаружил еще во время обучения в приходской школе. Однако родители направили сына на более практичный путь.

С одиннадцати лет Машков служил у продавца фруктов, затем перешел на службу к купцу.

Но и в это время юноша не смог оставить живопись, он использовал любую свободную минуту, чтобы делать торговые плакаты, лубки, репродукции картин, копии икон.

В 1890 году Машков поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Васнецов, А. Корин, К. Городской.

Начинающий художник много работал и самостоятельно, изучая картины мастеров в Румянцевском музее и Третьяковской галерее. Уже в 1904 году Машков создает свою студию, которая впоследствии стала Центральной студией АХРР.

Учениками студии стали М.Б. Вериго, П.П. Соколов-Скаля, В. Рохлина. В 1909 году художника исключат из училища.

Важную роль в формировании художественной манеры Машкова сыграло его знакомство с А.Михайловским и П.Кончаловским. В 1908 году художник предпринимает путешествие в Европу, в ходе которого посещает Испанию, Англию, Австрию, Германию, Францию.

С 1909 года Машков принимает участие в художественных выставках. В 1910 году его картину «Синие сливы» на Осеннем салоне в Париже купил меценат Морозов. Машков становится одним из организаторов выставки объединения «Бубновый валет».

Художники, принадлежавшие к этому обществу, ориентировались на материальность мира.

Машкова с ними объединяла мажорность палитры и изобильность натюрмортных постановок («Портрет дамы с фазанами», «Автопортрет», «Портрет мальчика в расписной рубашке», «Ягоды на фоне красного подноса»).

После революции художник активно занимается общественной деятельностью. Он организует профсоюз художников, работает над созданием «Союза союзов».

В этот же период он преподает в военной школе и на курсах, а позднее – во Вхутеисе. Машков работал также над проектом собственной системы художественного образования. С 1938 года художник периодически живет в Абрамцеве.

В период войны он много работал над полотнами соответствующей тематики.

Илья Машков умер 20 марта 1944 года в Москве.

Описание картины Рафаэля Санти «Святой Георгий, побеждающий дракона»

Святой Георгий на картине Рафаэля выглядит совсем не таким, каким мы привыкли его видеть и представлять. Мы опираемся на православные иконописные традиции, и потому у нас уже сложился определённый образ.

Однако у Рафаэля мы видим рыцаря, облачённого в латы. Он кажется неуязвимым, но лицо святого открыто, он не прячет его под забралом. Кажется, Георгий непоколебим в своём решении поразить дракона, приносящего много бед людям. Уже перепуган вставший на дыбы конь, но всадник продолжает вершить расправу над супостатом.

Противник святого изображён вовсе не пышущим злостью, напротив, – он коварен, вероломен, у него взгляд искусителя. Он понимает, что перед ним бесстрашный рыцарь, которого не остановил даже факт, что копьё его переломано в куски. Георгий замахивается на дракона мечом, а тот словно пытается предложить воину сделку: одарить сокровищами и разделить добычу пополам, но только чтобы тот оставил ему жизнь.

На заднем плане у скалы видна мечущаяся девушка. Кто она? Почему с замиранием сердца следит за поединком? По легенде, эту молодую красавицу принесли в жертву кровожадному чудовищу, которое уже успело истребить всех овец в городе.

Сначала горожане дракону предлагали несчастных животных, но и ими зверь не насытился, стал пожирать отданных на заклание людей. И только Святой Георгий решился вступить в неравный бой, поручив свою судьбу Господу.

Мы знаем продолжение легенды: храбрый воин разделался с поганым змеем. Но в тот момент девушка даже не представляла себе, что может сотворить дракон с человеком, вступившим в поединок. Ведь чудовище уже унесло столько жизней! Но ещё секунда – и голова огнедышащей твари, отсечённая мечом Георгия, упадёт на землю. И красавица, и весь город будут спасены.

Причины выбора кондотьеров

Всем этим могущественным республикам было легче заплатить кому-то за ведение войны, нежели самим собирать ополчение, вооружать их и вести в бой. К тому же слава о доблести кондотьеров шла впереди них. Свои же генералы у республик были, но, как показала история, они уступали наемникам в проессионализме и отличались тщеславием.
Выбор итальянских властителей критиковал Никколо Макиавелли. Он отмечал, что «наемные войска бесполезны и опасны, никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско, ибо наемники честолюбивы, распущены, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы. В мирное же время они разорят тебя не хуже, чем в военное — неприятель».
Макиавелли уверен, что использование наемников было одной из причин раздробленности Италии, поскольку большинство войн того времени из борьбы между государствами перерастали в борьбу между кондотьерами. Именно о такой истории пойдет речь ниже.

История жизни святого

Предания рассказывают, что Георгий появился на свет в III веке нашей эры в Палестине, на территории современного Израиля. Впрочем, касательно места рождения святого существуют и другие версии. К примеру, в Житии ясно говорится:

Но, как бы то ни было, юный Георгий уже с ранних лет проявлял интерес к военному делу. Вероятно, он принадлежал к тем людям, которых называют прирождёнными воинами (на Руси наверняка он стал бы знаменитым богатырём). Георгий любил физические упражнения и соревнования. В молодости он поступил на службу к римскому императору Диоклетиану. 

Правитель Рима был закоренелым язычником. Единственным, кто не побоялся открыто выступить против воззрений императора, стал Георгий. Он не вёл споры, а просто рассказывал об истинной вере в единого бога. Очень скоро приверженцами христианства стали супруга императора и даже его волхв. 

По приказу императора Георгий был арестован и подвергнут пыткам. Но, несмотря на мучения, воин выстоял и не отказался от своей веры. В час казни Георгий обращался к Господу с молитвой. Он просил простить мучителей, которые не ведают, что творят. Всего через десять лет император Константин приказал начертать на знамёнах крест, знак Святого Георгия, сказав: «Сим победиши!».

Ганс фон Кульмбах «Святой Георгий», около 1510 годаМестонахождение: Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн, Германия

Война между Миланским Герцогством и Лигой

В 1437 году, когда в Италии после очередной тяжелой войны, наконец, установился мир, снова нашлись те, кто готов был взяться за оружие. Герцог Миланский Филиппо Мария Висконти нашёл удобный повод и снова начал подготовку к войне, целью которой был захват венецианских владений.


Филиппо Мария Висконти, герцог. (wikimedia.org)

Висконти послал своего верного кондотьера Никколо Пиччинино в Романью, чтобы посеять зерна смуты. Никколо снискал славу одного из лучших наёмников Италии, конкурентом которого можно было назвать разве что Фраческо Сфорца, не менее искусного военного стратега. По сговору, Никколо должен быть притвориться, что крайне недоволен тесными дружескими отношениями между графом Сфорца и герцогом. Дружба эта основывалась на том, что герцог, дабы ослабить своих врагов, представленных в виде Лиги, в которую входили Венеция и Флоренция, решил породниться с графом Франческо Сфорца, чтобы лишить тем самым Лигу единственного способного переломить ход войны наёмника. Графу была не раз уже обещана одна из дочерей герцога в жены, однако до дела так и не доходило. То ли герцог сомневался в этом решении, то ли понимал, что в его руках хороший инструмент для манипуляции, но помолвка всячески оттягивалась, а графу оставалось слушать обещания герцога.


Никколо Пиччинино. (wikimedia.org)

Для самого Сфорца подобное родство было очень выгодным, поскольку в перспективе давало не только крепкую дружбу с герцогом, но и права на трон. Рассуждая подобным образом, Франческо крайне бережно относился к их отношениям с герцогом, поэтому в предыдущих войнах против него Сфорца, выступая на стороне Лиги, сражался только в Тоскане и наотрез отказывался вступать на Ломбардские земли. В противном случае, это бы означало прямо заявить герцогу о враждебных намерениях и лишиться, как ему казалось, возможности породниться. Таким образом, герцог Миланский обладал внушительным влиянием на двух самых главных кондотьеров Италии. Для остальных же это означало просто-напросто остаться без оружия.


Франческо Сфорца. (wikimedia.org)

Никколо Пиччинино должен был выразить на всю Италию своё недовольство герцогом за его приятельские отношения со Сфорца. Что он и сделал, при этом закрепился в крепости в Каземурате. Затем Никколо пожаловался на герцога Паре Римскому и предложил напасть на владения графа Сфорца в папской области, которые тот «варварски» отобрал у Папы. Понтифик охотно согласился, хотя многие его убеждали в ложности помыслов кондотьера, и отправил ему пять тысяч дукатов. Пиччинино напал поочередно на Равенну, Форли, Имолу и Болонью. Каждый город пал под натиском кондотьера. Мало этого, Пиччинино нанёс Папе и личное оскорбление, написав ему, что тот получил по заслугам, раз помыслами своими решил разрушить крепкую дружбу между прославленным кондотьером и герцогом. При этом Никколо продолжал распространять слухи о своем ложном переходе под начальство венецианцев. Тем временем он прибыл в Ломбардию, объединился с остатками сил герцога направился на Брешу.


Передвижение Никколо Пиччинино. (wikimedia.org)

Между тем, герцог продолжал свою «игру». Он всячески убеждал Флоренцию и Венецию, что к «варварским» набегам в Романье не имеет никакого отношения, а Пиччинино ответит лично перед герцогом за нарушение мира в Италии. Впрочем, никто не верил этим россказням, понимая, что они лишь прикрытие истинных намерений герцога — один на один расправиться с Венецией, не привлекая Флоренции. Венеция, как пишет Макиавелли, надменно полагала, что справится самостоятельно, но быстро стушевалась. Флоренция, поначалу не особо желавшая снова взваливать на себя бремя войны и расходов, очень скоро поняла, что вслед за Венецианской подругой пойдет и она сама, поэтому решение начать войну пришло само собой.

Италия в XV веке. Главные враги и основные политические центры

Лишь будучи империей, Италия смогла почувствовать себя не просто единым государством, но и доминирующим центром над остальным древним миром. С момента распада империи Италия постоянно пребыла в раздробленном состоянии, часто становясь мишенью для иностранных завоевателей.
Множество факторов не позволили удельным итальянским княжествам и республикам объединиться. Один из них — выбранный способ ведения войны: найм кондотьеров вместо регулярной армии.
Италия встретила XV век в довольно напряженном состоянии. Помимо внутренних распрей, страна страдала от иностранных притязаний — завоевать ее мечтали многие властители Европы. Так, север Италии, Ломбардию со столицей в Милане, в будущем покорит Франция; Венеция, могущественнейшая торговая республика, падет под натиском австрийцев; неаполитанский трон уже в это время займет король Арагона, страны на Иберийском полуострове.


Покорение Италии. (wikimedia.org)

К XV веку в Италии сложилось несколько центров власти: Миланское герцогство в Ломбардии, Венецианская республика на севере, Флорентийская республика в Тоскане, Папская область с Римом и Неаполитанское королевство на юге Италии.


Италия в 1437 году. (wikimedia.org)

Окончание войны

Через некоторое время, вдоволь настрадавшись от набегов Никколо, флорентинцам удастся нанести сокрушительное поражение Пиччинино, рассеяв его армию и оставив его самого лишь с тысячей конных воинов. Враги встретились на мосту, что было крайне выгодно для флорентинцев. Сражение длились уже несколько часов, инициатива переходила из рук в руки, и, наконец, Никколо пришлось бежать. Что удивительно, по словам Макиавелли, данное побоище унесло жизнь всего одного несчастливца, которому злая судьба уготовила упасть с лошади и быть затоптанным.
Никколо в кратчайшие сроки смог собрать ещё большую армию и вернулся в Ломбардию. Герцог, как и его враги-венецианцы, полностью положился на своего верного кондотьера.
Война подходила к концу. Закончиться ей было суждено там же, где она и завязалась — возле Бреши. Никколо удалось занять один замок близ Бреши и сильно там укрепиться. Франческо не заставил себя ждать и последовал навстречу врагу, осадив замок, но вскоре оказался в положении худшем, чем осаждённые. Осознавая всю чудовищность положения своего врага, Никколо с герцогом уже праздновали победу, как вдруг произошло событие, в корни повернувшее ход войны и способствовавшее скорейшему её завершению.
Честолюбие и гордость Пиччинино сподвигли его напомнить герцогу, что было бы неплохо отблагодарить кондотьера за все военные успехи. Он даже осмелился пригрозить герцогу. Это стало роковой ошибкой, ибо характер герцога был таковым, что ему легче было сговориться с врагами, чем перенести оскорбление. Поэтому он втайне от Никколо договорился со Сфорца и представителями Флоренции и Венеции о заключении мира. Война закончилась в 1441 году. Пиччинино, лишившись всего, ушёл искать славы в другую часть Италии, а его заклятый враг Фраческо Сфорца в 1444 году все-таки женится на одной из дочерей герцога.

Главная легенда

Такой трагический, но всё равно победоносный финал имела жизнь святого. О нём было сложено множество сказаний, которые передавались из поколения в поколение. Каким вы представляете Георгия Победоносца? Несомненно, в самом популярном варианте его образа – на коне, одерживающим победу над змеем. Такие изображения являются «иллюстрацией» к знаменитому преданию о сражении Георгия и чудовища, которое уничтожало людей. Интересно, что существует две, совершенно разных, версии этой легенды. Итак, давайте познакомимся с каждой из них.

Согласно классическому мифу, в окрестностях города Ласия однажды появилось огромное морское чудовище. Этот подводный змей каждый день выползал на берег и пожирал людей. Остановить его не мог никто. Дошло до того, что местные жители взбунтовались и призвали к противодействию змею местного правителя, но и он был бессилен против монстра. Чтобы успокоить народ, царь дал согласие отдать на съедение чудищу собственную дочь. Несчастную девушку празднично нарядили и повели к морскому берегу, где уже дожидался ненасытный змей.

Но, к счастью, именно в эту пору мимо города Ласия проезжал Георгий. Молодой воин ехал на своём боевом коне. Увидев девушку, оказавшуюся перед страшным змеем, Георгий бросился на помощь. Он сумел одержать победу над чудовищем, которому прежде никто даже не решался противостоять – змея считали бессмертным. Спасённую красавицу привели к отцу, уже не ожидавшему увидеть дочь живой. Конечно, правитель готов был одарить Георгия любыми подарками и привилегиями. Но спаситель предложил лишь принять христианство, которое было его религией. Царь не стал противиться, и уже совсем скоро все подданные города стали христианами. Кстати, именно тогда в этих местах появился храм, посвящённый святому Георгию.

Паоло Уччелло, «Битва святого Георгия со змеем», около 1470 годаМестонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: