Дворец дожей в венеции

Лестницы Дворца дожей

Дворец дожей знаменит своими великолепными лестницами, каждая из которых имеет собственное название и историю создания.

Золотая лестница

В центральной части здания располагается парадная лестница для входа в основные залы палаццо. Лестница была выполнена по заказу дожа Андреа Гритти. Проект Золотой лестницы был создан Сансовино в 1538 году, когда и было начато строительство лестницы, завершившееся в 1559 году трудом Скарпаньино.

Лестница получила свое название от позолоченной лепнины, покрывающей весь архитектурной объект. Имена всех дожей и знаменитых особ, поднимающихся ней, записывались в Золотой книге. Составлением книги занимались сами жители Венеции. В последующем она хранилась в специальном помещении, расположенном под лестницей.

Лестница гигантов

В противовес Золотой лестнице со стороны внутреннего двора во дворец можно подняться по масштабной Лестнице гигантов, сделанной из каррарского мрамора. Свое название эта лестница получила от двух расположенных у ее верхнего основания громадных статуй Нептуна и Марса, также выполненных из мрамора.

Лестница гигантов служила в качестве торжественной площадки для проведения венчания дожа или других помпезных мероприятий.

Фото: Valentina Photo / Shutterstock.com

Творчество Паоло Веронезе (1528-1588)

Автопортрет, деталь «Брак в Кане Галилейской»

Венецианская школа живописи в итальянском искусстве XVI века дольше других сохраняла великие традиции эпохи Возрождения. В этом сказалось независимое положение Венеции — последнего города-республики, куда стекались лучшие художественные силы страны, привлеченные свободомыслием и относительной терпимостью нравов, здесь бытовавших.

Около 1553 года приехал в Венецию молодой художник из Вероны Паоло Кальяри, прозванный впоследствии Веронезе. В родном городе его первым учителем был живописец Антонио Бадиле. Уже в ранних работах проявились блестящие задатки юноши как колориста и декоратора (фрески виллы Соранцо близ Кастельфранко). Можно усмотреть в них влияние искусства таких мастеров, как Рафаэль, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо.

В Венеции Веронезе систематически работает во Дворце дожей, украшая его великолепными декоративными роспи­сями. В них в аллегорической форме, с привлечением обра­зов античной мифологии прославлялась республика Вене­ция, ее богатство и военные победы. Плафоны и панно ис­полнялись на огромных холстах, в технике масляной живописи. В этих грандиозных композициях в полную си­лу проявились особенности жизнелюбивого таланта Вероне­зе. С размахом и увлечением писал он здоровых красивых людей в роскошных одеяниях на фоне белюмрамарных дворцов, колоннад с просветами голубого неба и клубами облаков. Краски богатейшей палитры ложились в ярких, светлых, праздничных сочетаниях, и, казалось, никакие сложности ракурсиронки и перспективных построений не смущают художника. Из росписей Дворца дожей, испол­ненных Веронезе, наиболее известен плафон «Триумф Ве­неции» (1580—1585).

Параллельно с этой работой, длящейся много лет, Паоло Веро­незе создает фресковые циклы в вилле Коллеони в Тьене (1560), вилле Барбаро-Джакомелли в Мазере (1565), палац­цо Маньядоле около Ла-мотта (1572). Здесь художник дал волю своей неистощимой фантазии. В сверкающих красками, словно искрящихся весельем, композициях аллегории и ми­фологические сюжеты перемежались с портретами хозяев вилл, жанровыми сценками, пейзажами.

Приходилось Веронезе писать религиозные картины, но и в них художник не изменял своим пристрастиям, прида­вая откровенно светскую трактовку как сюжету, так и пер­сонажам («Мадонна со святыми и с семейством Куччина», около 1560 г.).

Особенно любил Веронезе изображать праздничные пиры. Его кисти принадлежит знаменитая серия «пиршеств»: «Пир в доме Симона Фарисея» (1570), «Пиршество Григо­рия» (1572), «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия» (1573). Последняя картина даже послужила при­чиной гонений на художника со стороны Римского папы и инквизиции, обвинявших его в неуважении к религии.

Веронезе не раз писал портреты, алтарные образы, но его никогда не интересовала психологическая глубина харак­теристик. Любопытно, что в некоторые свои картины он включал изображения исторических лиц. Так, в огромном полотне «Брак в Кане» (1562) среди гостей, сидящих за столом, можно узнать императора Карла V, турецкого сул­тана, английскую королеву и многих знатных венецианцев. А под видом музыкантов художник изобразил самого себя и других венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто, Бассано.

В некоторых поздних произведениях Веронезе нараста­ют чувства тревоги и беспокойства («Распятие», «Оплакива­ние Христа»). В то же время в монументальных полотнах бурная динамика и явная перегруженность композиций предвосхищают стилистические приемы барокко.

Непосредственными учениками Веронезе считаются Б. Дзелотти и Ф. Монтемеццано, помогавшие ему в созда­нии ряда картин. Творчество прославленного венецианца имело широкий резонанс в европейском искусстве, в част­ности, влияние его испытали Рубенс и Тьеполо.

Скрытые помещения дворца

Во дворце есть несколько тюрем. Кроме Пьомби, где сидели знаменитые узники Джордано Бруно и Казанова. Тюрьма Поцци («колодцы») знаменита жестокими условиями содержания. Преступников держали в подвальных помещениях, чьи окна граничили с уровнем воды в каналах.

Несмотря на множество камер в обеих каталажках, в 16 веке, архитекторы соорудили отдельное здание для содержания преступников.

Новая тюрьма Карчери отделена от дворца узким каналом с мостиком – Мост Вздохов, названный так за его зарешеченные окна камер, через них приговоренные могли в последний раз посмотреть на город и вздохнуть, проклиная свою печальную участь.

Есть во дворце и скрытые помещения: это зал инквизиции, прозванный Советом Трех, пыточный и зал исполнения приговора (эшафот).

31.03.2015

Золотая Лестница

Это Золотая Лестница (Scala d’Oro). У входа две колонны. Слева на колонне – скульптура Геракла, убивающего Лернейскую гидру. Справа – Атлас, поддерживающий земной шар. Эти скульптуры установлены как напоминание о мудрости, справедливости и ответственности, которые необходимы законодателям и правителям:

Золотая Лестница предназначалась для высокопоставленных особ, которые по ней поднимались в парадные залы. Потолок над лестницей богато украшен лепниной, позолотой и фресковыми панелями. Из окна падают лучи солнца, и золотистый потолок кажется как бы подсвеченным изнутри:

Перила Золотой лестницы выполнены из мрамора. А вот Пан и сиринга (свирель):

Поднимаемся выше. Лестница великолепна!

Лестницу украшают скульптуры:

Религиозный скандал вокруг картины Паоло Веронезе

Конец 60-х годов XVI века — расцвет мастерства живописца. К этому времени он приобрел известность не только в Венеции, но и за ее пределами. Крупные заказы поступали в огромном количестве. Творчество Веронезе как блестящего декоратора достигло своих вершин: его часто приглашают расписывать дворцы и виллы. Во многом его популярность объясняется тем, что Паоло был первым художником, который задумался о соответствии своих произведений архитектурным особенностям зданий. Работая в технике фрески, он с большим вкусом и знанием дела помещал свои картины в интерьер. Благодаря этому, живопись и архитектура великолепно дополняли друг друга и выглядели, как единое целое. Практически все картины Паоло Веронезе, даже те, которые были написаны по мотивам евангельских сюжетов, носили подчеркнуто светский характер. На картинах художника отражено все великолепие и пышность современной ему Венеции: роскошь пиров, нарядов, пристрастие венецианцев к праздникам и веселью. Однако искренняя симпатия живописца ко всему этому и его жизнелюбивый талант чуть было не стоили ему жизни.

Значительная часть заказов поступала художнику от различных религиозных организаций. Он расписывал церковь Святого Себастьяна, монастырь Сан Джорджо Маджоре. Его работа украшала трапезную монастыря Санта Мария деи Серви. В 1573 году Веронезе получил заказ от церкви Санти Джованни э Паоло — одного из самых известных и больших соборов Венеции. Двумя годами раньше там случился пожар, в котором погибла «Тайная вечеря» кисти Тициана. Веронезе было поручено написать полотно с аналогичным названием и сюжетом.

Вольное переложение истории — изображение на картине воинов, детей, карликов и животных — возмутило церковь. Через несколько месяцев после передачи картины Паоло Веронезе монахам живописца вызвали в трибунал, требуя объяснений. Паоло удалось избежать суда только благодаря своему остроумию и обещанию исправить скандальное произведение в соответствии с Евангелием. Однако полотно не было подвержено значительным переделкам: художник всего лишь изменил название и добавил несколько пояснительных фраз на холсте.

Сейчас картина, вызвавшая некогда такой серьезный переполох, находится в галерее Венецианской академии. В XVIII веке она была сильно испорчена во время пожара, а полноценно отреставрирована только в 1827 году.

Как добраться до Дворца дожей

Дворец дожей находится на известной площади Венеции – площади Святого Марка (Piazzetta San Marco, 2).

Добраться можно:

  • пешком от Пьяццале Рома или или ж/д вокзала Санта Лючия примерно за 40 минут (следуйте указателям);
  • на водном трамвае №№ 1, 51, 2 от Piazzale Roma или ж/д вокзала Santa Lucia.

Часы работы

Дворец дожей работает:

  • с 1 апреля по 31 октября: с воскресенья по четверг с 8.30 до 21.00 (последний вход в 20.30), в пятницу и субботу с 8.30 до 23.00 (последний вход в 22.30);
  • с 1 ноября по 31 марта: с 8.30 до 19.00 (последний вход в 18.30).

Стоимость билета

Для посещения палаццо приобретается комбинированный билет, который также действителен для музея Коррер (Museo Correr), Национального археологического музея (Museo Archeologico Nazionale), Монументальных залов Национальной библиотеки Марчиана (Biblioteca Nazionale Marciana).

Срок действия билета — 3 месяца. По нему можно посетить каждую из указанных достопримечательностей один раз.

По состоянию на 2020 год комбинированный билет стоит:

  • 25 Евро для взрослого;
  • 13 Евро для посетителей старше 65 лет, студентов до 25 лет, детей от 6 до 14 лет;
  • бесплатно для детей до 6 лет.

Кроме того, можно приобрести семейный билет за 13 Евро для каждого члена семьи из двух взрослых и минимум одного ребенка до 14 лет. При этом учитывайте, что детям до 6 лет проход бесплатный.

В кассе можно взять аудиогид за 5 Евро с человека.

Уточняйте информацию о расписании и ценах на билет на официальном сайте Дворца дожей palazzoducale.visitmuve.it.

Особенности архитектуры

При первом взгляде на Дворец дожей, кажется, что он построен нелогично. Массивное здание опирается на легкое воздушное основание. Создается впечатление, что дворец перевернули. Но нет, такова задумка его создателей.


Крылья дворца огибают двор с портиками. Главные фасады созданы в готическом венецианском стиле. Над ярусами с колоннадами возвышается корпус, который инкрустирован мрамором и имеет стрельчатые окна. Завершаются арки верхней колоннады трилистником. В центре фасадов находятся, обрамленные шпилями, балконы, украшенные статуи. Легкость зданию придают тонкая резьба колонн капители, мраморный орнамент, зубчатый изящный карниз со шпилями из мрамора розового и белого цветов.

Основные ворота дворца дожей

Так называемые «Бумажные ворота», служащие парадным входом, сделаны в стиле пламенеющей готики. Их украшают декоративные элементы и аллегорические скульптуры. Их пришлось восстанавливать после разрушения французами.

Бумажные ворота Дворца дожей

Со стороны лагуны расположены Ворота зерна. Еще одни со стороны Пьяцетты – Оружейные ворота. Вход во внутренний двор украшает Триумфальная акра, которая была посвящена дожу Франческо Фоскари. Рисунок дворовых колоннад аналогичен колоннадам наружного фасада.

Скульптуры над Бумажной дверью

Лестница гигантов

С внутреннего двора к главному входу дворца идет внушительная по размерам Лестница Гигантов. Её ступени вырезаны их каррарского мрамора. В середине 16 века верхнюю площадку лестницы украшали огромные мраморные статуи Марса и Нептуна (от них и пошло название Лестница Гигантов). Их считали покровителями Венеции. Лестница начала возводиться в 1492 году.

Лестница гигантов

Золотая лестница

Золотая лестница стала продолжением Лестницы гигантов внутри здания. Свое название она получила благодаря отделке золотой фольгой. Завершением Золотой лестницы служит квадратный атриум, чей плафон расписывал Тинторетто.

Золотая лестница

Зал Большого Совета

Именно к нему ведет Золотая лестница. Это самый большой зал даже не в Венеции, а во всей Италии. Он расположился на 54 метра в длину и 25 метров в ширину. Высота зала целых 15 метров. Он занял все южное крыло дворца.
В этом зале стоял трон правителя (дожа) и шесть кресел для членов Малого Совета.

Потолок украшает гигантская овальная картина «Триумф Венеции», написанная Паоло Веронезе.

На данный момент в Зале Большого Совета вы увидите галерею с портретами всех 120 дожей Венеции.

Зал Большого Совета

Зал выборов (или Зал Судьбы)

Сюда можно пройти из Зала Большого Совета. Здесь публично проходило баллотирование на должности чиновников, а временами и осуждение их. В этом зале могли вынести приговор (отсюда и название Зал Судьбы).

Зал выборов

Зал компаса

В старинные времена это помещение былл своеобразной прихожей перед Залом Совета Десяти, и одновременно инквизиции. Здесь осуждённые ожидали приговора. Тут же находилась известная «Львиная пасть», в которую опускались сообщения и доносы.

Зал Совета десяти

В этом зале заседал трибунал, проводивший следствия по политическим преступлениям против государства. Трибунал возглавлял дож, в его состав входило десять членов Большого Совета и шесть советников. Прямо над этим залом располагались тюремные камеры (их называли Пьомби от слово свинец по-итальянски, так как потолок в них был сделан из свинца). В камерах тюрьмы когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно.

Зал Совета десяти

Это практически кабинет географии. На его стенах висят карты, а в центре стоят два больших глобуса 17 века.

Зал Карт

Зал Коллегии

Здесь фактически собиралось все правительство Венеции, так называемая Коллегия. Возглавлял её дож, а в состав входили 6 его советников, старшины, главы Совета десяти и Верховный Канцлер.
В этом зале принимались самые важные решения правительства.

Зал Коллегии

Тюрьмы Дворца дожей

Кроме тюрьмы в самом Дворце дожей, через легендарный Мост Вздохов, построенным над Дворцовым каналом, можно попасть в здание Новой тюрьмы.

Тюремные казематы

По Мосту Вздохов идут два коридора. Верхний приводит к Новым тюрьмам, а нижний к портику Дворца дожей.

Зал Совета Десяти

Это Зал Совета Десяти (Sala del Consiglio dei Dieci). Совет Десяти был создан в 1319 году для расследования заговора против власти, а затем превратился в могущественный орган надзора за политической ситуацией. Его задачей было предотвращение политических заговоров, а также контроль за деятельностью дожей и различных учреждений республики. Совет Десяти имел сеть осведомителей и шпионов, имел право арестовать и допросить вызвавшего подозрения человека, в том числе с применением пыток. При Совете Десяти была группа из трёх государственных инквизиторов.

На стене – работа Марко Вечеллио «Встреча Карла V и Римского папы Климента VII в 1530 году в Болонье». А под потолком находится фриз, где изображены ангелочки-путти, оружие и трофеи. Прямо над этим великолепным потолком, в чердачном помещении располагалась «Свинцовая тюрьма». Туда вёл тайный ход:

Залы Дворца Дожей

Во Дворце Дожей располагается множество залов, хранящих в себе тайны истории и важные политические события, некогда здесь происходившие. Все залы богато украшены и поражают своим великолепием, здесь можно полюбоваться настоящими произведениями искусства венецианских живописцев.

Зал Большого Совета

Зал Большого Совета находится в южной части дворца и представляет собой самый большой по размерам зал во всей стране. Это тронный зал, в котором также располагались кресла членов Малого Совета.

Стены зала в современное время украшены великолепными портретами каждого из дожа, который когда-либо находился у власти в Венецианской республике.

На одной из стен Зала Большого Совета располагается знаменитая картина Яколо Тинторетто «Рай», написанная в 1590 году, и считающаяся одной из самых больших в мире. Потолок Зала украшает «Триумф Венеции» Паоло Веронезе.

Зал выборов

В Зале выборов или Зале судьбы проходили публичные выборы чиновников и провозглашались приговоры. В этом зале можно полюбоваться аллегорическими картинами Падованино.

Зал компаса

Зал компаса представлял собой зал ожидания для осужденных, в которых они содержались до оглашения приговора. Также здесь располагалась «львиная пасть», куда можно было положить донос или анонимное сообщение.

Зал Совета десяти

Зал Совета десяти – это помещение, где проводились заседания трибунала по делам о политических преследованиях. Не трудно догадаться, что трибунал состоял из десяти чиновников, входивших в Большой Совет. Также в заседаниях принимали участие шесть советников. Возглавлял трибунал венецианский дож.

В центральной части зала находилась великолепная картина Паоло Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», вывезенная в 18 веке в Париж. В настоящее время в зале располагается блестящая копия картины, созданная художником Яколо ди Андреа.

Примечательно, что над этим пышным и торжественным залом располагались узкие камеры страдающих узников, потолок в которых был выполнен из отравляющего свинца. Здесь когда-то содержались Джордано Бруно и Джакомо Казанова.

Зал Скарлатти

Зал Скарлатти представляет собой также зал ожидания, но уже не для узников, а для сановников. Они собирались здесь в ожидании дожа перед официальными мероприятиями. Зал поражает богатством своего убранства и является заслугой Пьетро Ломбардо. Бросается в глаза шикарный деревянный потолок 16 века.

Зал карт

В Зале карт находятся разнообразные географические карты, расположенные на его стенах и относящиеся к 16-18 векам. В центральной части зала находятся глобусы 17 века.

Зал коллегии

В Зале коллегии проводились заседания основных представителей Венецианской республики во главе с дожем. Этот зал был создан по проекту Антонио де Понти в 16 веке, а великолепный потолок с позолотой был выполнен Франческо Белло.

Зал Сената

В Зале Сената хранятся искусные панно знаменитых венецианских художников, включая Тинторетто, а потолок зала украшен искусным рисунком Кристофоро Сорте.

История

Палаццо Даванцати построен в середине XIV века. Первыми хозяевами дворца была семья Давиззи. В 1516 году здание было продано семье Бартолини.

В этом же столетии в 1578 году поместье приобрел Б. Даванцати. Он установил на фасаде фамильный герб и достроил террасу. До 1838 года дворец принадлежал семье Даванцати, затем здание переходило из рук в руки разным богатым купцам.

В XIX веке поместье выкупил антиквар Э. Волпи. Под его руководством прошла реставрация дворца. В 1910 году Э. Волпи открыл в палаццо частный музей. Коллекция постоянно менялась и пополнялась, так как большая часть вещей продавалась на аукционах.

Андрей

В 1956 году палаццо Даванцати был выкуплен государством. В этом же году музей флорентийского дома вновь открыл свои двери для посетителей. В 1995 году здание было закрыто на реставрацию.

Восстановление палаццо длилось достаточно продолжительный период. В 2005 году музей был снова открыт, но частично. Для посетителей был доступен цокольный и первый этажи. В 2012 году состоялось открытие остальных этажей.

История

Дворец Дожей, рисунок 14 век

Когда Дож Анджело Партечипацио сменил место правительства с острова Маламокко, в район нынешнего Риальто, было принято решение построить дворец Дожей. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окруженной водой, но в 976 году часть знати и народ восстали против дожа П. Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году.

Последующие работы по реконструкции проводились по приказу Дожа Себастиано Цьяни (1172-1178). Как великий реформатор, он радикально изменил всю планировку площади Святого Марка. Новый дворец хоть и был построен из крепости, но имея хороший флот и защищенный с одной стороны морем, необходимость строить крепость отпала. Один фасад дворца выходил к Пьяцетте, другой смотрел на площадь Сан-Марко. Сегодня осталось мало следов Византийско-Венецианской архитектуры — это стена на первом этаже из Истрийского камня и мощеный кирпич в виде елочного узора.

Дворец дожей на рисунке Каналетто середины XVIII века.

Политические перемены в середине 13-го века привели к необходимости пересмотреть структуру дворца, в связи со значительным ростом числа членов Большого Совета. Строительство нового готического дворца началось приблизительно в 1340 г. и было сосредоточено на стороне здания, стоящего перед лагуной.

Порта делла Карта — «Бумажная дверь»

Только в 1424 году, Дожем Франческо Фоскари было принято решение по перестройке крыла с видом на Пьяцетту, в котором находился Дом правосудия, открытой галерейной аркады первого этажа, открытой лоджии на втором этаже, идущей вдоль фасада и внутренний двор бокового крыла, завершив строительство Порта делла Карта (Porta della Carta) в 1442 г.

В 1483 году, сильный пожар вспыхнул на стороне дворца с видом на канал, где находятся апартаменты Дожей. Вновь стала необходима реконструкция и планировку поручили Антонио Риццо, который добавил новый, Ренессансный архитектурный стиль дворцу. Полностью новое строение, с рельефной стеной, проходило вдоль канала, от Понте Делла Каноника (ponte della Canonica) до Понте Делла Палья (Ponte della Paglia), с официальными помещениями для правительства, украшенные работами Витторе Карпаччо, Джорджоне, Альвизе Виварини и Джованни Беллини.

Центральный балкон Дворца дожей (со стороны лагуны)

Еще один большой пожар 1547 года, уничтожил несколько комнат на втором этаже, к счастью, без особого ущерба для здания. Ремонтные работы также проводились во дворце, когда в 1577 г. третий пожар уничтожил помещение Scrutinio и палаты Большой Совета, вместе с произведениями Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Альвизе Виварини, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Порденоне, и Тициана.

В дальнейших восстановительных работ, в знак уважения, было решено придерживаться первоначального готического стиля, вопреки альтернативе неоклассического проекта, предложенным великим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.

Мост Вздохов и стена Дворца Дожей

Однако есть некоторые классические особенности — к примеру, в 16 веке, дворец был связан Мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri) с тюрьмой. Также будучи герцогской резиденцией, во дворце размещались политические учреждения Республики Венеции, вплоть до Наполеоновской оккупации города в 1797 году, когда его роль неизбежно изменилась. Венеция подвергалась сначала французскому правлению, затем австрийскому, и только наконец в 1866 году стала частью Италии. За этот период дворец был занят различными административными офисами, библиотекой Марчиана и другими важными общественными учреждениями города.

Мост Вздохов

К концу 19-го века, здание пришло в упадок и итальянское правительство выделило значительные средства для его реставрации. Все государственные учреждения были переведены в другие места, за исключением государственного ведомства по охране исторических памятников, которое по-прежнему размещается на втором этаже с лоджией. В 1923 году, Италия поручила муниципалитету Венеции, открыть дворец в качестве музея. Начиная с 1996 года, дворец Дожей стал частью Венецианской сети музеев, а начиная с 2008 года, перешел под управление Fondazione Musei Civici di Venezia.

Дворец Дожей, детали

Экскурс в историю

Новый дворец, дворец Синьории, Палаццо Дукале, Палаццо Веккьо… Именно эти названия и в таком порядке носило здание на площади Синьории.


Появлению этого архитектурного шедевра предшествовали бурные политические события и споры не только во Флоренции, но и во всей Италии. В конце XIII векаправящая элита Флоренции решила обзавестись новой резиденцией. Для этого была расчищена огромная территория на месте развалин бывшего аристократического поместья, и в 1299 году закипело строительство. Руководил им именитый архитектор Арнольфо ди Камбио.

Название этому дворцу дали Новый, что символизировало обновленное правительство Флоренции.

В XV веке название дворца поменялось – правители решили назвать себя «синьорами» (в переводе с итальянского «Signoria» означает «власть»). Правительственный дворец теперь назывался Палаццо Синьори. Спустя полвека это здание облюбовал герцог Тосканский Козимо (династия Медичи). Он вместе с семейством обосновался во дворце, закрепив за ним название Палаццо Дукале (Palazzo Ducale), т.е. – дворец герцога.

После того, как семейство Медичи переехало в новый дворец, попросторнее и пошикарнее, Палаццо Дукале стали называть «веккьо», т.е. – «старый». Долгое время дворец использовался как хранилище для церемониальных нарядов и драгоценностей семьи Медичи.

Лишь в 1871 году бывшая герцогская резиденция вернулась к первоначальной своей функции – в здании стала проводить заседания флорентийская администрация.

Дворцы Ролли

За несколько лет до приезда Рубенса в Италию, в 1576 году по Указу Сената в Генуе появилась особая система гостеприимства. Дворцы аристократов внесли в список – Ролли. Конец XVI века – золотые годы Генуэзской Республики. В город приезжали влиятельные люди со всего мира. Владельцы дворцов должны были размещать их у себя, кормить, поить, устраивать званые ужины. Не всем это нравилось, но что поделать? Долг перед республикой нужно было выполнять.


Национальная Галерея в Палаццо Спинола на Piazza di Pellicceria, 1

Дворцы разделили на уровни в зависимости от их красоты и великолепия.

Во дворцах 1 уровня принимали кардиналов, принцев и приближенных короля 2. Феодалов, политиков, губернаторов 3. Послов

Эта система имела необычайный успех. Новости о Генуе и её роскоши разлетелись по миру.


Национальная Галерея в Палаццо Спинола на Piazza di Pellicceria, 1

Особенность дворцов Генуи

Особенность дворцов Генуи – их сдержанные фасады. Снаружи ничто не говорит о роскошных интерьерах с фресками и позолотой. Яркий пример – Королевский дворец на виа Бальби или дворец Спинола, который сегодня занимает Национальная галерея.


Palazzo Nicolosio Lomellino на via Garibaldi,7

Семьи аристократов придерживались некоторых правил, чтобы не раздражать местных жителей и не вызывать конфликты. Они зашторивали окна, чтобы вечером с улицы не были видны роскошные фрески и декор. Жители дворцов не подходили к окнам на несколько метров, чтобы никто не разглядел дорогие украшения и наряды. С этим связано и обустройство при дворцах секретных садов. В них знатные люди спокойно гуляли без опасения быть замеченными. В город выходили в черных платьях. Только белый воротничок стойка выдавал информацию о состоянии семьи. Более того, даже сейчас в Генуе состоятельные люди не показывают достаток. Они скромно одеваются. У них может быть простая и далеко не новая машина.


Секретный сад дворца Palazzo Nicolosio Lomellino на улице Гарибальди


Башню в саду дворца Николосио Ломеллино построили по заказу владельца. Отсюда отличный вид на город. Сегодня закрыта.

https://youtube.com/watch?v=O_W7baQU4ek

Архитектурные особенности Дворца Дожей

Шикарный Дворец Дожей представлен конструкцией из трех корпусов-крыльев:

  • 1. античное крыло, в котором располагается Зал Большого Совета (работы по его перестройке велись с 1340 года);
  • 2. крыло Дворца Правосудия, расположенное по направлению к площади (его реконструкция началась в 1424 г.);
  • 3. крыло, возведенное в эпоху Возрождения (1483 – 1565 гг.). На его территории расположены правительственные офисы и резиденция самого дожа.

Вид на Дворец Дожей с кампанилы собора Святого Марка

Необычный внешний вид и роскошное внутреннее оформление дворцовых помещений полностью отображают финансовое благополучие Венеции. Стрельчатые арки лоджий, выполненные в модном готическом стиле и декорированные изящным узором из мрамора, зубчатый карниз, богатое оформление капителей колонн и стен, балконы и входы в здание, обрамленные интересным орнаментом, — всё подобрано со вкусом и передает величие и роскошь резиденции венецианских вождей. Ее нижняя часть, выстроенная как портик с аркадой, опирается на несколько колонн. Самые массивные из них стоят по трем углам сооружения и выполняют сразу две функции – и поддерживают мощную конструкцию, и передают символику древней венецианской республики.

Центральный балкон на южном фасаде Дворца Дожей

Учитывая основное предназначение Дворца Дожей, декораторы изобразили над капителями колонн несколько скульптурных групп, символизирующих божественную справедливость и правосудие:

  • «Суд Соломона»;
  • «Ева, Адам и змей-искуситель»;
  • «Опьянение Ноя».

Над нижним портиком раскинулась лоджия с аркадой из тонкого мраморного кружева. По ее углам в скульптурные группы собраны статуи архангелов. Капители портика богаты изображениями таких древних прославленных деятелей, мудрецов и талантливых ученых, как Навуходоносор, Тит, Аристотель, Пифагор, Соломон, Траян, Цицерон. Рядом с ними мирно соседствовали и другие художественные произведения – аллегорические изображения, передающие различные ремесла, месяцы года, планеты. Для малообразованного итальянского народа они были своеобразной энциклопедией знаний.

Порта делла Карта — «Бумажная дверь»

Стены Дворца Дожей покрыты плитами нежного розового и белого цвета – мастера сложили их в геометрический узор. А центральные части фасадов оборудованы балконами, на которые выходил дож для выступления перед народом. Балконы обрамлены вытянутыми и заостренными башенками, но над одним из них «зависла» статуя Правосудия, а над другим – скульптура-олицетворение Венеции.

Вход во дворец, наименованный итальянцами как Порта делла Карта — «Бумажная дверь», имеет две версии своего названия. Первая – это расположение Дворца Дожей по соседству с архивом документов. Вторая – во Дворце трудились писари, помогающие простым венецианцам составлять деловые бумаги (по-итальянски Carta означает «бумага»). Итак, вход во дворец стал очередным шедевром готики, изобилующим архитектурным орнаментом в виде необычного кружева – позолоченного и лазурного, отточенного в соответствии с лучшими традициями ювелирного искусства. Декор Порта делла Карта дополняют ниши со статуями, олицетворяющими добродетели, и скульптурная группа, «участниками» которой являются крылатый лев Святого Марка и склонивший перед ним колени дож по имени Франческо Фоскари.

Внутренний двор с видом на портик Фоскари (слева), лестницу Гигантов (справа) и бронзовый колодец

Далее свое начало берет длинная колоннада, ведущая во внутренний двор. Вход в него украшен не менее богато, чем Порта делла Карта. Здесь есть и башенки, и фронтоны, и арка со скульптурой, и фасад с часами. Колоннада имеет собственное название – портик Фоскари. Затем следует и сам двор с двумя бронзовыми бассейнами, а уже напротив арки-украшения портика Фоскари располагается вход внутрь дворцового здания. Добираться до него следует по лестнице Гигантов – привлекательной конструкции с огромными статуями Нептуна и Марса. Однако это была не простая лестница для перемещения – в особо торжественных случаях она превращалась в трон, на котором старейшина Совета надевал новому правителю на голову специальный убор «корно дукале» (символ государственной власти).

Мост Вздохов – немаловажная деталь Дворца Дожей. В древности по нему из Зала управления уголовными делами переходили в Новые тюрьмы преступники, приговоренные к смертной казни. Сегодня мост Вздохов стал привлекательным местом для свиданий влюбленных пар.

Вид на мост Вздохов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: