«павел федотов. театр жизни». путеводитель по выставке

Павел андреевич федотов картины в бытовом жанре. русский живописец и график павел андреевич федотов

Сочинение по картине П. А. Федотова «Завтрак аристократа»

Великий мастер, у которого кисть и взгляд сосредоточены на таких вещах, что показывают разнообразие красок жизни, подмечал моменты, сюжет которых лег в основе его веселых и многогранных полотен. Что П. А Федотов изобразил на полотне “Завтрак аристократа”? Чем эта работа живописца так для меня интересна?

До сих пор я представлял завтрак аристократа как грандиозное действие из нескольких актов и присутствующих зрителей в виде многочисленных хорошо обученных слуг. На столе много разных блюд, вид которых разбудит аппетит даже у сытого

человека. Поглощение их происходит медленно, словно свершается что-то значимое в размерах Галактики. Даже челядь не спеша “проплывает” вдоль стола, услужливо и беззвучно предлагая новые и новые яства.

https://youtube.com/watch?v=sXka5cLogkk

Из всей картины, нарисованной у меня в воображении, с тем, что я вижу на полотне, совпадает только беззвучие.

Тихо, словно боясь, что его услышат и разоблачат, тот, кто носит маску аристократа, поглощает самую скромную еду, которую только можно себе представить – ломать черного хлеба.

Это единственный предмет в комнате, который так не подходит под общее представление об обеспеченности героя.

Становится ясно,

У него дорогая мебель, роскошная одежда, картины на стенах, для укрепления того престижа, которого у него нет, молодой человек завел собачку, явно потворствуя модным тенденциям того времени. Все это художник изображает с помощью ярких, насыщенных красок.

Есть ли надежда у этого аристократа, что дела поправятся, благодаря всем его ухищрениям?

Действительно, картина, созданная Федотовым достойна того, чтобы рассматривать ее внимательно, изучать. Тогда можно обнаружить массу подробностей, подчеркивающую ее психологическую линию и ценность.

Встает вопрос, о чем он думал, когда читал великих писателей, воспевающих самоуважение?

(1

Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ

Жених – пристроен «снизу», в достаточно большой (заинтересованности) и лёгком весе.

Это производит впечатление не столько страсти или расчёта, сколько ещё молодой прыти. Главное в пристройке невесты – лёгкий вес (она обрадована) и воздействие «отделываться ». Это делает её скорее кокетливой скромницей, чем привередливой жеманницей, как о том заявлялось Крыловым в знаменитой басне.

Тщательность работы над картиной, наводит на мысль, что изображённый сюжет художник во время работы не раз примирял на себя и свою судьбу. Поэтому Федотов невольно сползал в приукрашательство сюжета и комплементарность в адрес изображаемых им персонажей. Раннюю лысину он подарил горбуну явно свою. Именно душевная мягкость авторской критики делала его картины очень популярными у петербургской и московской публики. Поднимая культурную планку их досужего любопытства до интереса к социально-художественным особенностям жанрово-бытовой живописи в русском искусстве.

Вячеслав Букатов

Череда автопортретов

Павел Федотов автопортрет рисовал много раз. На одном изображен совсем юный кадет, на другом — молодой красивый офицер с медалью на груди. Умный, ироничный мужчина в самом расцвете лет смотрит на нас с одного из полотен, а с другого — седой, пожилой человек, страдающий от тяжелой душевной болезни (хотя в момент смерти Федотову было всего 37 лет).

Известен его автопортрет, выполненный карандашом на бумаге. Рисунок размером 29,2 х 20 см хранится в Русском музее. На нем изображен художник, подперший голову кулаком. Перед нами предстает лицо умного, думающего и талантливого человека. Рисунок датируется 1840 годом.

Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 год

На этой картине мы видим богато обставленную комнату купеческого дома, в центре которой находится девушка в красивом пышном платье. Она явно чем-то недовольна и хочет выбежать из комнаты, но мама удерживает её за юбку, не давая улизнуть. Что же здесь происходит?

Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 год

Картина называется «Сватовство майора», она написана художником Павлом Федотовым в 1848 год. В то время были очень популярны браки по расчёту. В частности, активно практиковались союзы между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми дочками купцов.

Такие сюжеты любили использовать в своих произведениях не только художники, но и писатели. Из повести Николая Гоголя «Невский проспект»:

Такие браки были очень выгодны как для родни невесты, так и для обедневшего дворянина, который с помощью приданного мог поправить своё материальное положение. Купцы же имели возможность породниться с дворянством. Но саму невесту при этом, конечно же, никто не спрашивал.

На картине Федотова «Сватовство майора» мы видим именно такой сюжет. Немолодой офицер пришёл свататься к юной купчихе. Она явно недовольна этой ситуацией и хочет выбежать из комнаты. Но родители, скорее всего, уже давно всё решили за неё. Девушке остаётся только приниматься ситуацию такой, как есть.

«Сватовство майора», фрагмент

Картина построена так, что мы словно подглядываем за купеческой семьёй в окошко. Перед нами разворачивается живая сцена сватовства. В доме переполох, так как все ожидают прихода гостя. Сам же он уже стоит в дверях и поглаживает усы.

Картина «Сватовство майора» настолько реалистична, что кажется — она вот-вот оживёт. Девушка вырвется и убежит к себе в комнату, мама последует за ней, кухарка продолжит накрывать на стол, а кошка будет также неторопливо умываться. Не остаётся сомнений, что это брак всё же состоится.

Любопытно, что Федотов долго искал натурщиков для своей картины. Он обошёл весь Петербург, вглядываясь в лица местных жителей. Как-то у Аничкова моста художник увидел купца с окладистой бородой, добродушным лицом и брюшком. Мастер сразу же стал уговаривать мужчину позировать для картины «Сватовство майора», о чём потом вспоминал:

В картине «Сватовство майора» Федотов изобразил настолько типичную для того времени ситуацию, что после представления работы на выставке проснулся знаменитым. Есть даже история об отставном майоре, который однажды приехал к Федотову и благодарил его за то, как тот правдиво передал его собственную жизненную историю. При этом офицер был счастлив в браке и иронии картины не понял.

Федотов очень любил писать разоблачительные сюжеты. Его кисти принадлежат такие шедевры как «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа»

Однако такие картины быстро привлекли пристальное внимание цензуры, после чего несколько изданий с иллюстрациями Федотова были запрещены к печати

Положение художника всё ухудшалось, его психика не выдержала такого давления. В итоге он тронулся умом и попал в психиатрическую лечебницу, где скончался.

Сочиненин по картине Федотова Вдовушка

Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Родоначальник критического реализма в русском. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство.

Портрет и образ оставил как было. Кажется, что лицо женщины выражает полное безразличие, доведенное до отчаяния. 4 июля 1815 года родился Павел Федотов, чьи картины «Свежий кавалер» и. Павел Андреевич Федотов родился в Москве 4 июля 1815 года в семье. Сверх того, мне нужно добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах. Написанная Федотовым картина «Вдовушка» имеет очень интересную историю написания, Описание картины Павла Федотова «Вдовушка».

Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на павловскую незнакомку. Возле него стоит икона, которой женщина наверно молилась за жизнь своего супруга. Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». Прямо на полу находится посуда из серебра, собранная в одно место.

Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Работа «Вдовушка», художник Павел Андреевич Федотов – сотни тысяч. Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. В этом углу можно увидеть кровать с подушками, возле которой стоит корзина с вещами.

И сегодня, когда многие произведения Якова Капкова бесследно исчезли в вихрях истории, картину «Вдовушка» можно увидеть во многих музеях. Впоследствии в творчестве Капкова всегда ощущалось влияние«великого Карла» и потому его справедливо относят к числу многочисленныхрусских брюлловцев середины XIX века. В ее позе нет ничего показного. Лишь к тридцати годамза картину «Сошествие ангела в Силоамскую купель» он получил большую золотуюмедаль и право поездки в Рим.

ассигнациями в месяц». Ей скоро рожать, а о светлом будущем можно забыть. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Потом снова рисовал свою героиню, приближая ее к Венере. Лицо полное скорби и тоски, она потеряла мужа.

Джулио И ТоммазоBlack Sabbath ГруппаЭдгар МонеАнгелы С ТрубамиРепин Портрет Пирогова

«Не в пору гость»

Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, — «Завтрак аристократа». В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Да и герой картины не очень достоин насмешки. Написано полотно было под влиянием фельетона, автором которого, как выяснилось позже, был И. Гончаров. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Застали, и что? Очень жаль молодого человека, напуганного до смерти тем, что сейчас кто-то, чьи шаги он слышит, войдет и узнает, что аристократ, в сущности, нищ. Герой картины не сливается с роскошной обстановкой, а противостоит ей, она осталась ему от предков, совсем не бедных людей. А может быть, он и рад бы был лишиться обстановки и вести более здоровый образ жизни, да завещание не позволяет.

Молодой человек на полотне не вызывает раздражения и желания позлорадствовать, слишком хорошо изобразил истинное положение вещей Федотов. «Завтрак аристократа» показывает не суетное самолюбие, а возможный крах того, что удачно скрывалось, может быть, очень долгое время. Может быть, это идет отец богатой, но не знатной девушки, который рад-радешенек выдать ее за представителя известного аристократического рода, не предполагая истинного положения вещей.

Худенького мальчика жалко. Он не похож на Богатый интерьер выписан очень тщательно, вплоть до каждой мелочи. Все красиво, все изысканно, все предназначено для услады. Поэтому так обезоруживающе выглядит вывернутый наизнанку изящный кошелек — он кричит о вопиющей бедности неприспособленного к трудной жизни отпрыска аристократического рода.

Картина размером 51 х 42 см хранится в Третьяковской галерее. Многие считают, что написана она под сильным влиянием Карла Брюллова. Палитра перекликается с полотнами гениального старшего художника. И красота материального мира, великолепно переданная Федотовым в этой работе, напоминает изысканные

Восприятие и критика

С самой середины XIX века сложилась традиция воспринимать картину как социально-критическую, обличающую пороки общества, воплощённые в главном герое. Так, известный русский критик Владимир Стасов в 1882 году писал об изображённом чиновнике: «Перед нами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем более не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите — и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет».

Эраст Кузнецов, указывая, что автор не только изобразил бедную обстановку, но и сам характеризовал своего героя как честного труженика, всё же считает его стремящимся самоутвердиться за счёт прислуги. В то же время Владимир Солоухин замечает, что поведение чиновника вкупе с гитарой и следами попойки «говорит скорее о его весёлом, общительном нраве», а реакция кухарки — о том, что между ними «скорее панибратство и фамильярность, нежели острая идейная борьба».

Художник и критик Александр Бенуа хотя и писал, что в картинах Федотова «есть насмешка над очень мерзким и порицание очень позорного», одновременно отмечал, что тот глубоко сочувствует своим героям, делит их интересы и их сетования.

Невеста

В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться.

Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.

Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.

Купец

Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.

Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.

Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених.

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Павел Федотов, 1848 год, картина «Сватовство майора», Фото: upload.wikimedia.org

Название Сватовство майора
Страна, художник Россия, Павел Федотов
Год 1848
Жанр бытовой
Находится Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

Павел Федотов славился своими сатирическими картинами, которые высмеивали пороки общества. Одной из самых ярких его работ стала «Сватовство майора».

В основе сюжета лежит существовавшая в XIX веке традиция неравных браков по расчету. Бедные дворяне женились на богатых купеческих девушках, в итоге одна сторона получала хорошее приданое, а другая – положение в обществе. Именно эту расчетливость и отсутствие чувств высмеивал художник.

На картине представлена одна из комнат купеческого дома. Зритель будто подглядывает в окно за тем, что происходит внутри – благодаря этому усиливается впечатление, что сцена не предназначена для посторонних глаз.

Эта комната – гостиная. За дверью стоит майор, который пришел свататься. Он в задумчивости подкручивает ус, а прищур его глаз говорит о том, что мысленно он уже пересчитывает будущие денежки.

Вместе с ним пришла сваха. Она заглянула внутрь, чтобы оповестить о прибытии жениха, чем вызвала переполох в доме. Обращается она к отцу невесты, старому бородатому купцу. Он смущен и встревожен, впопыхах пытается застегнуть сюртук, потому что нельзя встречать гостя в костюме нараспашку – это неучтиво. Но он не привык к городской одежде, маленькие пуговицы ему никак не поддаются.

Следующий персонаж – купчиха, мама невесты. Она совершенно спокойна, поскольку чувствует себя хозяйкой положения. Фигура у нее крупная, располневшая, на лице видны остатки былой красоты. Одета купчиха в дорогое французское платье, но на голове вместо чепца, как было принято у замужних дам того времени, повязан простой платок – отголосок ее простого деревенского происхождения. Властной рукой она ухватила дочь за платье, чтобы та в панике не сбежала в свою светлицу. Благодаря этому характерному жесту сразу становится понятно, кто был главным инициатором такой женитьбы.

Фигура дочери выражает двойственные чувства. С одной стороны, она смущена, что в дом пришел чужой мужчина, ее жених. Его появление означает серьезные изменения в жизни, она скоро станет не дочерью, а женой. Ей страшно и стыдно, поэтому она пытается выбежать из гостиной. Смущает ее непривычная одежда – платье слишком открыто, оно предназначено бала, а не для знакомства с женихом в домашней обстановке. Это несоответствие еще раз подчеркивает простое происхождение семьи – они не разбираются в светских правилах, поэтому допускают такие нелепые ошибки. Но при этом, жесты и выражение лица девушки слишком жеманны, из-за чего кажется, что она неискренна.

На полотне есть еще три персонажа – это кухарка с кулебякой, глуховатая старушка-приживалка, сиделец с вином в руках. Они нужны, чтобы сделать образ купеческого дома более точным, без них картина не была бы такой достоверной.

«Сватовство майора» — это энциклопедия жизни среднего класса, настолько много в ней точных сатирических деталей. Она с иронией отражает пороки того общества, но при этом актуальна для любого времени. Ведь жадность, расчетливость, желание казаться, а не быть характерны для людей и сейчас.

Переломный момент

Художник Федотов, картины, зарисовки и карикатуры которого были известны всему лейб-гвардии Финляндскому полку, был любителем, но острая наблюдательность, выдающийся природный талант обращали на себя внимание сослуживцев. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича

В одно из посещений князем Финляндского полка ему показали портреты, выполненные Федотовым. Он был так доволен своим изображением, бриллиантовый перстень. Кроме того, великий князь посоветовал гвардейцу оставить армию ради живописи и сказал, что предоставит ему определенное содержание.

Описание

Авторское описание картины выглядит так:

Бедный чиновник, получив младшую из наград Российской империи — орден св. Станислава 3-й степени — вечером устроил у себя в комнате пирушку. Его сожительство с кухаркой и её беременность ограничивает доступное ему общество низшими слоями населения: его уснувший под столом гость — «тоже кавалер», отставной солдат с двумя Георгиевскими крестиками на груди. Приняв позу античного героя, запахнув поношенный халат наподобие тоги и выпятив нижнюю губу, чиновник указывает кухарке на свой орден.

Тесная комнатка заставлена разномастной мебелью. На укрытом скатертью столике стоят в беспорядке бутылки, тарелки, на газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» лежит кусок колбасы. Рядом зеркальце, бритвенные принадлежности и щипцы для завивки волос. Под столиком спит собака, а на стуле напротив потягивается, царапая обивку, беспородная кошка; к потолку подвешена птичья клетка. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы». Под стулом лежит раскрытая книга — это популярный социально-нравоучительный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать.

Начала карьеры живописца

В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. И уроки мастерства берет у профессора Заурвейда, с целью научиться профессионально рисовать лошадей, чтобы в сюжеты, изображаемые им, кроме пехоты, вошла еще и кавалерия. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. И именно такая живопись принесла ему славу и признание, хотя как портретист он тоже был очень хорош. Художник Федотов, картины которого впервые были выставлены благодаря К. Брюллову, обладавшему в академии бесспорным авторитетом, сразу стал популярен. Три полотна, написанных с 1846-го по 1848 год, после выставки принесли художнику славу, небольшие деньги, которых у него всегда было мало, и звание академика. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.

Майор

Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус. По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет. Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.

Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени

Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное

История

Стихотворные описания П. А. Федотова
  • Рацея (Объяснение картины «Сватовство майора»)
  • Поправка обстоятельств, или женитьба майора

В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700 рублей ассигнациями, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры» — платье невесты было специально для этого случая заказано; многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат.

Сватовство майора (авторский вариант-повторение, холст, масло, 56 × 76 см, 1850—1852, ГРМ)

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств, или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён „Помпеи“», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика.

Федотов сочинил для своей картины стихотворное описание — так называемую рацею, которую он сам читал посетителям выставки 1849 года. По другим данным, сначала Федотов сочинил краткое стихотворное описание, а более длинная рацея с подробным описанием картины была создана им к двум персональных выставкам 1850 года в Москве, на которых демонстрировалась картина «Сватовство майора», — в галерее А. Ф. Ростопчина и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину; испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге; в описании его коллекции, изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею.

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название — «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 × 76 см; ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Этот вариант-повторение до 1870 года находился в собрании московского мецената Василия Кокорева, а затем — в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: