*Напомню,..
…что Шишкин в Дюссельдорфе занимался “штудированием” стволов отдельных деревьев (я тоже стволами деревьев интересуюсь, хоть и не художница)) и его рисунки пользовались популярностью на выставках в Дюссельдорфской Академии художеств того времени. Вместе с другими учениками Академии Каменевым и Дюккерком Шишкин работал-рисовал в Тевтобургском лесу близ Дюссельдорфа
Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом: “Где и куда ни пойдешь, везде показывают — пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует”
А вот как это изложено у Брокгауза и Ефрона:
Самые дорогие картины Шишкина
Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.
Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки». Ее выставили на лондонских торгах MacDougall’s в 2013 году. Начальная стоимость работы была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов
Конечно, картина такого уровня немедленно привлекла внимание и привела к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работу купили за 2 млн 158 тыс
фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).
И. Шишкин. «Сумерки». 1896 г.
В 2016 году состоялась еще одна крупная продажа на этот раз уже на торгах Sotheby’s. Здесь выставили картину «На опушке соснового леса», которую художник написал за год до своей кончины. Любопытно, что маэстро отказал самому царю Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. Позже полотно попало в семью художника Шарля Дефрейна, где и находилось, пока потомки не выставили его на торги. С молотка картина ушла за 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов, хотя начальная стоимость лота составила только 500-700 тысяч.
И.И. Шишкин. «На опушке соснового леса». 1897 г.
В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой», также написанная за год до смерти. Работа появилась на торгах Christie’s с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.
И. Шишкин. «Сухостой». 1897 г.
Картины, удостоенные наград
В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили
Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем
Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.
Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды
Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».
И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.
«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.
На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов
Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует
Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.
В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.
И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.
Творчество
Нет никаких сомнений в том, что среди русских рисовальщиков Шишкину принадлежит место самого сильного. В каждом произведении прослеживается тот факт, что Иван Иванович — удивительный знаток растительных форм. Он воспроизводит их все с огромным, но в то же время тонким пониманием. Ему подвластны не только общий характер, но и все мелочи, все мельчайшие подробности и отличительные черты любого дерева, куста, любой травинки
Неважно, за что он брался: будь то сосновый лес или еловый, рисовал он отдельное дерево или их совокупность – все это было нарисовано так, как оно действительно существует. Нет в картинах Шишкина ни прикрас, ни приуменьшений
Все у него сочитается в картинах, все обусловлено логикой и климатом. Если он пытался изобразить березы и дубы, то они у него принимали самые правдивые формы и в кореньях, и в стволах, и в листве, и в ветвях. Местность же в картинах Ивана Ивановича, независимо от того, был ли это песок, глина или камни, также выглядела донельзя реалистично, со всеми неровностями, которые поросли лесными травами, папоротником, и рельефом. К сожалению, эта восхитительная реалистичность довольно часто шла не в пользу, а во вред картинам великого мастера, поскольку она во многих случаях собой скрывала общее настроение картин. Реалистичность сообщала картинам совсем другой характер, а не тот, что задумывался с самого начала. Не лишним будет отметить то факт, что с Иваном Ивановичем произошло то же самое, что и со многими другими сильными рисовальщиками: наука о формах нанесла ущерб колориту, который даже не являясь у него негармоничным или слабым, все же не стал на одну ступень с рисунком мастера. Именно в силу этой причины иногда одноцветные работы Шишкина выглядят намного лучше, чем картины, при написании которых он пользовался целым спектром разных по цвету красок. Иваном Ивановичем было написано настолько много картин, что даже если описывать наиболее важные, то понадобится все равно очень много места. Очень много его произведений разошлось на ретроспективной выставке работ живописца.
Больше всего работ Шишкина находится, конечно же, в Третьяковской галерее. Там есть такие произведения как: “Горелый лес”, “Рубка леса”, “Еловый лес”, “Сосновый лес”, “Полдень в окрестностях Москвы”, “Пасека”, “Дебри”, “Рожь”, “Поляна с соснами”, “Лесная глушь”, “Корабельная роща”. Кроме того, наш музей владеет еще 5 этюдами Шишкина. Д. Ровинский насчитывал около ста исполненных живописцем произведений. Помимо этого он указал на 68 литографий и 15 цинкографических опытов Ивана Ивановича. В 1885 году А. Беггров издал сборник, включавший в себя 24 фототипических снимка угольных рисунков, которые были исполнены специально для Беггрова Шишкиным. Сам же Иван Иванович в 1886 году выпустил альбом, содержащий 25 избранных им гравюр. Заглядывая вперед, можно сказать следующее: оттиски с досок, которые служили для выпущенного альбома, были переделаны и подправлены и изданы Марксом в качестве нового альбома. Много картин Иван Иванович издал в 1880–е годы. Сюжет остается преимущественно все тем же: жизнь русских лесов, лугов, полей. Затрагивает Шишкин и балтийское побережье. Особенности его произведений присутствуют и здесь, однако Иван Иванович не останавливается на достигнутом и ищет новые творческие позиции. Его работы в это время близки по характеру к тем, что были им написаны в прошлом десятилетии. Однако есть одна особенность: теперь картины написаны с большей свободой со стороны живописи. Все больше ощущается желание самого Шишкина передать состояние природы.
Семья
У Ивана Иванович было две жены:- Васильевна Евгения АлександровнаОт нее у Шишкина было 3 детей: Владимир, Константин и Лидия.- Лагода Ольга АнтоновнаОт нее у Шишкина была дочь Ксения.
Отдельные статьи:
Картина Ивана Шишкина «У берегов Финского залива» |
Картина Ивана Шишкина «Дубки» |
Картина Ивана Шишкина «Папоротники в лесу» |
Иван Иванович Шишкин — царь русского пейзажа |