«Осенняя распутица», 1870–1872
Собрание Государственного Русского музея
Архип Куинджи родился в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Точный год рождения неизвестен: в разных документах Куинджи были указаны разные даты — от 1840 до 1843 года. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.
Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург. Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств, однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке. Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя — внеклассного художника.
В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.
Самые дорогие полотна Куинджи
При жизни Куинджи получал за свои работы внушительные суммы, в том числе от царских особ и мецената П. Третьякова. Не снизилась их ценность и сегодня. Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, считается одна из версий описанного выше полотна «Березовая роща». Этот вариант мастер написал специально для промышленника П. Демидова, но по неизвестной причине их сделка не состоялась, как и еще одна попытка продать холст предпринимателю К. Солдатенкову. В итоге его приобрел коллекционер Ф. Терещенко, а спустя годы картина была обнаружена у одного из коллекционеров в Нью-Йорке. В 2008 году ее выставили на известный аукцион Sotheby`s с оценкой 2-3 млн долларов. С молотка творение Куинджи ушло за 3,1 млн долларов.
Другие известные картины мастера также могли бы претендовать на сумму в миллион долларов и более, но большинство коллекционеров не торопятся расставаться со своими картинами Куинджи. Зато мошенники уже много раз делали попытки похитить дорогие полотна художника из музеев. Так, в начале 2019 года один из посетителей Третьяковской картины, под видом работника музея просто подошел, снял со стены картину «Ай-Петри. Крым», вытащил ее из рамы и спокойно вынес из музея. Прямо как в фильме «Старики-разбойники»! Как и в кино, ее пропажу могли не заметить не только на следующий день, но и до конца проходящей выставки. Но по стечению обстоятельств, в это же время в музее находилась полиция, вызванная по поводу украденной шубы. При просмотре камер пропажу сразу заметили, а картину уже на следующий день удалось вернуть в музей.
Интересно, что страховая стоимость похищенной картины составляет около 12 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Судебная экспертиза определила стоимость картины в 20 млн рублей, которые пришлось выплатить похитителю. В то же время эксперты полагают, что на аукционах картину могли бы выставить с оценкой 1-2 млн долларов.
Среди других похищений назовем кражу в 1980 году в Куйбышевском художественном музее картин «Море» и «Облако», похищение в 2001 году из Челябинской галереи работы «Развалины в степи» и «На закате», пропажу в 2017 году этюда «Днепр» и другие.
Что касается других уходов картин Куинджи, то среди них назовем такие. Это произведение «Русский пейзаж», проданное за 392 тысячи долларов, картина «Перед грозой» (цена продажи 221 тыс. долларов), холст «Украинская ночь» (цена продажи 213 тыс. долларов), полотно «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 90 тыс. долларов).
Мастер дивного света Архип Куинджи не всегда был принят публикой, но это не отвратило его от дела жизни. Благодаря такой стойкости духа и верности своим взглядам, художник оставил потомкам большое наследие удивительных картин. Эти полотна и сегодня заставляют зрителей подолгу всматриваться в них, а ценителей искусства мечтать заполучить их в свои коллекции.
Популярные сочинения
- Язык — душа народа — сочинение За всю историю развития человечества на нашей планете образовалось огромное количество различных национальностей и народностей, которые образовывались вследствие взаимодействии одного племени с другим
- Что значит быть хорошим сыном или дочерью сочинение Кто может любить нас так, как мама? Кто не будет спать ночами, чтобы успокоить и укачать и под утро наконец поспать пару часов перед тяжелым рабочим днем?
- Сочинение Описание картины Портрет мальчика Челищева Кипренского (8 класс) Орест Кипренский – один из величайших художников всех времён за свою жизнь сумел написать множество достойных внимания картин, которые по сей день хранятся в лучших коллекциях и музеях мира.
Он просто устал от суеты
Устроив ещё пару выставок своих картин в 1881 и 1882 годах, Куинджи на двадцать лет ушел от всеобщего лицезрения и уединился для спокойной работы в своей мастерской. В 81-м году художник выставлял «Берёзовую рощу», также в моноформате, как и «Ночь на Днепре». Про «Берёзовую рощу» Иван Шишкин сказал однажды:
Об этой картине восхищенно отзывался непревзойденный мастер пейзажа И.И.ШишкинА.И.Куинджи «Берёзовая роща», 1879 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В адрес Архипа Ивановича, вместе с большим количеством похвалы, поступало и множество критических оценок его творчества. Некоторые коллеги и критики считали, что его великолепная техника – это как пыль в глаза, напускное и пишет он свои картины не ради глубины искусства, а чтобы шокировать публику, нравиться, быть особенным.
Куинджи тяготился негативными отзывами о своих творениях, он устал от суеты выставок и внимания к своей персоне, поэтому просто закрылся от общества и продолжил творить в уединении, в мастерскую он больше никого не пускал.
В Академии художеств, которую так и не окончил мастер ночного пейзажа, он вел теперь свой класс пейзажной живописи. Куинджи к тому времени стал достаточно обеспеченным человеком, теперь он мог помогать другим и с радостью это делал. Архип Иванович материально поддерживал студентов, которые испытывали нужду. При этом сам художник живет просто и скромно, всё хозяйство ведет жена, прислуги в семье никогда не было.
А.И.Куинджи «Горы», между 1890 и 1895 годамиМестонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия
Живописец кормил птиц на крыше своего дома каждый день, когда птице нужна была помощь, Куинджи сам лечил её, за это художника даже прозвали «птичий доктор». Не бросает в беде он и своих учеников, его лишают звания профессора за поддержку студенческой забастовки.
Архип Иванович продолжает заниматься с юными художниками и даже возит их на свою дачу в Крыму, именно там появилась картина «Радуга».В конце 19-го века Куинджи напишет ряд картин, изображающих горные пейзажи. Этому поспособствовала поездка на Кавказ с приятелем-художником Ярошенко.
Среди гор они увидели Брокенского призрака – редкое и удивительное природное явление. Говорят, что эти горные картины Куинджи вдохновили Николая Константиновича Рериха на создание его гималайской серии. Кисти трех замечательных живописцев – современников Куинджи, принадлежат его портреты. Васнецов Виктор Михайлович, Крамской Иван Николаевич и Репин Илья Ефимович запечатлели Архипа Ивановича для будущих поколений.
В 1910 году художник заболел воспалением легких, к сожалению, из-за больного сердца живописец не пережил болезни и скончался 11 июля.
Архип Куинджи стал признанным мастером ночного пейзажа
Подробное описание картины
На полотне Куинджи на первый план выходит текущий ручеёк, по берегам которого виднеются растения. Из-за лунного света хорошо разглядеть воду не получается, но в некоторых местах она отсвечивает. В правой части картины можно разглядеть начало села. Очень бросается в глаза необычная яркость домов по сравнению с водой и деревьями на переднем плане. Автор сделал акцент на зданиях с помощью насыщенного жёлтого цвета, из-за чего складывается впечатление, что дома светятся сами по себе, а не от лунного света.
Рассматривая домики, можно отметить, что они сделаны в традиционном украинском стиле: белые стены и крыши, крытые соломой, являются отличительными чертами «хаты». На крышах виднеются печные трубы. Они не дымят, будто в домах никого нет. Можно заметить также, что среди обычных жилых домов есть хозяйственные постройки.
Это тихая ночь, поэтому в окнах не горят свечи. Все отдыхают. Чёрное небо озаряется только луной, неестественно яркой для такого времени. Обычно украинские ночи тёмные и непроглядные.
Рассматривая использование цветовой палитры, то можно отметить, что Куинджи придерживался классической академической гаммы. На горизонте используются светлые оттенки голубого. Приём интересен тем, что складывает ложное впечатление об освещении этого участка луной. Кажется, что отбрасываемый на горизонт свет идёт сверху, но это лишь подчёркивает образ светящихся изнутри домов.
В некоторых местах виднеется фиолетовая краска. Таким образом мастер дополняет картину яркими, но почти незаметными из-за темноты звёздами. Художник попытался передать атмосферу тихой, таинственной и непроглядной украинской ночи.
Эта картина стала одной из самых известных работ художника. Критики очень высоко оценивали мастерство Куинджи. Кроме того, они отмечали пересечение некоторых литературных поэм с сюжетом полотна.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
Полотно создавалось на протяжении пяти лет, с 1890 по 1895 годы. На нем изображено ущелье, носящее название Дарьяльское, располагающееся на реке Терек, на востоке от горы Казбек. По дну ущелья течет река, скалы вокруг уходят в высоту.
При написании полотна живописец использовал контрастные, яркие мазки, которые визуально создают объем из света и тени.
С помощью этой техники автор произведения сумел передать прохладу ночного воздуха ущелья, создать атмосферу тишины и умиротворения.
На картине заметны два ярких пятна, это луна и ее отражение в тихой воде реки. Они не нарушают спокойствие изображения, наоборот, уравновешивают тишину.
«Украинская ночь», Куинджи
Год написания: 1876Размер: 79 × 162 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
8 предложений/ 107 слов
На картине Архипа Куинджи «Украинская ночь» мы видим изображение таинственного сельского пейзажа. Полотно напоминает собой иллюстрацию из мистических произведений Николая Гоголя.
Первым внимание зрителя привлекает ярко освещённый хуторок, находящийся на холме. Он состоит всего из нескольких домиков-мазанок и высокой смотровой башни
Рядом с домами мы можем заметить пышные кроны кипарисов, а на заднем плане разглядеть скрывающиеся во тьме равнины и холмы. Идущая от хутора извилистая просёлочная дорога, приблизившись к зрителю, также погружается во тьму.
В сияющем звёздами ночном небе не видно луны, отчего происхождение источника света остаётся неясным для зрителя. Кажется, что извне на картину направлен луч фонаря, поэтому сама она становится похожей на загадочную театральную декорацию.
Вариант 2 — Подробно
16 предложений/ 211 слов
Картина Архипа Куинджи «Украинская ночь» — это одновременно реалистичный, но вместе с тем волшебный сельский пейзаж, проникнутый таинственным мистицизмом произведений Н. В. Гоголя. Здесь мы видим изображение маленького, расположенного на холме хуторка, окружённого густой непроглядной тьмой.
Несколько одноэтажных домиков-мазанок с соломенными крышами стоят, словно прижимаясь друг к другу и опасаясь чего-то извне. Вдалеке возвышается деревянная дозорная башня.
В тёмном южном небе не видно луны, лишь только несколько бледных звёзд сияют над домами. Оттого зрителю остаётся неясным происхождение источника света, направленного на украинскую деревеньку и выхватывающего её из всего остального пейзажа. Это также придаёт сюжету загадочности и фантастичности.
Слева от домов можно разглядеть силуэты двух высоких кипарисов с пышными кронами, а вдалеке увидеть поля и холмы. Из деревеньки выбегает узкая просёлочная дорога, направляющаяся к зрителю. Но на переднем плане её очертания становятся размытыми и неясными, поскольку здесь уже пейзаж опять погружается во тьму.
Летняя южная ночь тиха, таинственна и опасна. Для создания её колорита Куинджи использовал чёрные, синие и фиолетовые оттенки. Залитый светом хуторок, наоборот, прописан с помощью жёлтых и зелёных красок, отчего он кажется похожим на спасительный остров посреди бушующего моря.
Куинджи специально не детализирует элементы пейзажа на своём полотне, они изображены крайне лаконично. Это создаёт впечатление, будто картина является декорацией для театральной постановки, что, безусловно, ещё больше будоражит воображение зрителя.
см. также:Все сочинения-описания картин
Популярные сочинения
- Сочинение от 1 лица по картине Мороз и солнце Цыплакова (от первого лица) На дворе стоит середина зимы. Сегодня день выдался очень морозный и солнечный, и я оделся как можно теплее, ведь мне предстоит ехать по такому морозу в открытой повозке. Я одел теплый тулуп, шапку и валенки
- Характеристика семьи Болконских в романе Война и Мир Главой семьи Болконских является Николай Андреевич, он генерал в отставке. Честный и неподкупный мужчина преклонных лет является князем, который очень сильный как личность
- Сочинение Плюшкин в Мертвых душах (Образ и характеристика) Плюшкин – самая мертвая душа в поэме. Пасть ниже, чем человек, собирающий в свой дом мусор, потерянные вещи, разное тряпье просто невозможно.
Долг Украине
Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи! Здесь небо от дыма становится черно́, и герб звездой пятиконечной вточен. Где горилкой, удалью и кровью Запорожская бурлила Сечь, проводов уздой смирив Днепровье, Днепр заставят на турбины течь. И Днипро́ по проволокам-усам электричеством течёт по корпусам. Небось, рафинада и Гоголю надо!
_______
Мы знаем, курит ли, пьёт ли Чаплин; мы знаем Италии безрукие руины; мы знаем, как Ду́гласа галстух краплен… А что мы знаем о лице Украины? Знаний груз у русского тощ — тем, кто рядом, почёта мало. Знают вот украинский борщ, Знают вот украинское сало. И с культуры поснимали пенку: кроме двух прославленных Тарасов — Бульбы и известного Шевченка, — ничего не выжмешь, сколько ни старайся. А если прижмут — зардеется розой и выдвинет аргумент новый: возьмёт и расскажет пару курьёзов — анекдотов украинской мовы. Говорю себе: товарищ москаль, на Украину шуток не скаль. Разучите эту мову на знамёнах — лексиконах алых, — эта мова величава и проста: «Чуешь, сурмы заграли, час расплаты настав…» Разве может быть затрёпанней да тише слова поистасканного «Слышишь»?! Я немало слов придумал вам, взвешивая их, одно хочу лишь, — чтобы стали всех моих стихов слова полновесными, как слово «чуешь».
_______
Трудно людей в одно истолочь, собой кичись не очень. Знаем ли мы украинскую ночь? Нет, мы не знаем украинской ночи.
1926 г.
Архип Куинджи. Вечер на Украине, 1878 г, частично переработана в 1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Жемчужина российского искусства
Многие из тех, кто впервые смотрит на картину Куинджи «Украинская ночь», испытывают ощущение чего-то мистического и загадочного. Кажется, будто это изображение не только тихого летнего пейзажа, но и целой истории, которая осталась скрыта от человеческих глаз. Удачно подобранные цвета из одной гаммы, а также вкрапления фиолетовых оттенков позволили создать эффект бархатной текстуры.
Обычному зрителю покажется, что луна освещает своим светом маленькие домики на холме. Однако ее не видно, а стены покрашены в жёлтый цвет, поэтому создается впечатление, что они светятся сами по себе. Кажется, будто домики кто-то перенес из дня в ночь. Возможно, это было сделано автором специально, чтобы показать собственные эмоции от увиденного: наслаждение, радость, умиротворение.
Безусловно, картина является особенной. При одном взгляде на неё кажется, будто проблемы являются не такими уж и важными. Умиротворение и гармония охватывают разум и позволяют просто насладиться ночным пейзажем. Возможно, Куинджи испытывал те же эмоции. Эта картина стала переломной в его творчестве. Он отказался от старого направления в стиле академизма и перешёл к экспериментам с формами и композицией
Существует несколько интересных деталей, на которые, возможно, мастер хотел обратить внимание зрителя:
- Атмосфера и красота тихой ночи в украинских землях. Таинственность, которая струится сквозь речку и окружающие растения.
- Акцент на домиках. В этой истории они стали главными действующими лицами, их нельзя игнорировать. Куинджи использовал яркий цвет, чтобы создать в этом месте сплошное пятно.
- Похожий образ, который использовался в литературных произведениях русских классиков.
Никто не сомневается, что эта картина Куинджи действительно является необычной и загадочной. Художник мастерски играет с чёрным цветом, в некоторых местах приглушая лунный свет, а кое-где показывая сильное свечение. Он будто заставляет зрителя завернуться в темноту, но при этом разглядеть хаты, расположенные чуть выше.
Прохладные тона окружающей природы кажутся дикими и неразгаданными, в то время как домики, для которых мастер использовал белые и жёлтые мазки, выглядят нарядными и даже праздничными. Они выделяются из общей атмосферы загадочности или, напротив, добавляют акцент. Мрачная эстетика завораживает и заставляет задуматься.
Картина может послужить иллюстрацией к некоторым классическим литературным произведениям. Она имеет некую театральность, будто это отрывок из какого-то фильма или спектакля.
Осенняя распутица
Картина была создана в 1872 году.
Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.
В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.
Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.
На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.
Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(899)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
«Лунная ночь на Днепре» Куинджи — История одного шедевра
Сюжет
Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».
«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)
Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.
«После дождя», 1879. (wikipedia.org)
Контекст
Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Еще до нее по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались желающие увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех любопытных.
Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.
«Море. Крым», 1890-е. (wikipedia.org)
Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы.
Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого.
Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет.
На самом деле, секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.
Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.
Судьба художника
Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.
Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.
Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)
Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.
Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
», — говорил Куинджи.
Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.
Столетия назад такие народы, как скифы, печенеги, хазары, наводили ужас на своих соседей. Однако это не помогло древним народам сохранить свою идентичность.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
Особые впечатления
Жаль, что нельзя оказаться на той выставке картины, когда она предстала перед зрителями впервые, в тёмном зале, с направленным на неё светом лампы. По свидетельствам современников, её размеры 105 х 146 см вкупе с уникальной живописью создавали у первых зрителей впечатление раскрытого окна и потрясающего вида из него. Реальный свет и ощущение воздуха, искрящаяся и подвижная водная поверхность реки, бездонное глубокое небо – всё настоящее, живое, вместе с тем магическое и волнующее. Удивительно, что это волшебство передано красками и кистью рукой человека.
Создание именно этого поэтически цельного пейзажа стало крупнейшим творческим достижением Куинджи, и несмотря на потускневшие со временем краски, современные ценители имеют возможность прикоснуться к высокому искусству и прочувствовать удивление и восторг перед реальной картиной мира и победой великого художника, победой фантастического света над тьмой.
Примечания
- ↑ 12 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 328—329. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- [artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18549&cat_ob_no=18536 Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович — Украинская ночь] (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1ASclwH Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- [www.tanais.info/art/en/pic/kuindzhi2.html Архип Куинджи. Украинская ночь] (HTML). www.tanais.info. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AU1NCj Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- ↑ 12М. П. Неведомский. [kuinje.ru/life10.php Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AYqNdJ Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- ↑ 12Владимир Петров. [kuinje.ru/petrov2.php Статья к 150-летию Куинджи] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AZm2yv Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- [www.artprojekt.ru/gallery/kuinji/kui07.html Куинджи — Украинская ночь (1876), Государственная Третьяковская галерея, Москва] (HTML). www.artprojekt.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AVEG49 Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- [artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18546&cat_ob_no=18536 Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович] (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AXcBuh Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
Маленький талантливый грек
Семья сапожника, в которой 15 января 1842 года появился знаменитый русский живописец Архип Куинджи, была небогата, можно даже сказать, что была она бедна.
Мальчику повезло в том, что родился он в живописном, теплом и солнечном Мариупольском уезде. У этого ребенка слишком рано не стало матери и отца, но он не был брошен на произвол судьбы, его приютили родственники отца.
Они и дали маленькому Куинджи начальное образование, отправив учиться к одному греку, который научил мальчика грамматике греческого языка. Ходил Архип и в местное училище, но учился плохо, так как не науки занимали его мысли, а искусство.
Куинджи в молодые годы
Родственники мальчика были тоже не богаты, как и его родители, поэтому он рано начал работать самостоятельно. Одним из первых мест работы стал луг, где Архип пас гусей. Работал юноша и на стройке, где он учитывал расход кирпича, довелось ему зарабатывать первые деньги, нанявшись к хлеботорговцу.
Считается, что этот самый хлеботорговец по фамилии Аморетти первым заметил талант мальчика в рисовании и посоветовал отправиться учиться к уже известному тогда, Айвазовскому, что Куинджи и сделал с большой охотой.
В 1855 году Архип добрался до Феодосии, где жил тогда художник-маринист. Там его ждало разочарование. Вместо того, чтобы стать учеником Айвазовского, юный талант стал всего лишь помощником, толкущим краски и красящим забор.
Пробыв у Ивана Константиновича около двух месяцев, Куинджи вернулся домой и устроился ретушером у фотографа. Потом молодой человек перебрался в Одессу, а оттуда в Таганрог, всё это время он занимался ретушированием и хотел открыть свою фотостудию.
Несмотря на занятость с 10 утра до 6 вечера, рисовать Архип Иванович не переставал. Всё свободное время он посвящал живописи, вставал очень рано, в 4 часа утра и рисовал до начала рабочего дня.
А.И.Куинджи «Осенняя распутица», 1870 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Куинджи А.И.
Куинджи Архип Иванович (1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург)
Живописец-пейзажист, педагог.
Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893).
Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии в семье грека-сапожника. Учился в Общих художественных мастерских у И.К. Айвазовского в Феодосии (1865-1866), в Академии художеств (1868-1872). Работал ретушером в фотоателье. Преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств (1894-1897), профессор (с 1892). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1875), инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А.И. Куинджи, 1909-1931), которому передал большие материальные средства. У него учились Н.К. Рерих, А.А. Рылов, К.Ф. Богаевский, Н.П. Крымов, А.А. Борисов, В.И. Зарубин, Ф.Э. Рущиц, В.Е. Пурвит и другие.
Отстранен от преподавания за участие в студенческой сходке.
В 1875 совершил поездку по странам Западной Европы. В 1898 организовал поездку за границу для молодых художников, пожертвовав для этого 100 тысяч рублей.
Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного. Пейзажист лирико-романтического направления.
Особые детали работы Куинджи
В 1876 году на свет появилась знаменитая картина «Украинская ночь», принадлежащая кисти Архипа Ивановича Куинджи. Критики считают ее одной из лучших работ мастера. Жемчужина отечественной культуры стала таковой из-за особых деталей:
Куинджи было важно изобразить атмосферу украинской ночи. Для этого он использовал цветовой акцент на домиках
У зрителя складывается впечатление, что это лунный свет специально подсвечивает здания, а может, они горят сами по себе. Мастер грамотно подошёл к этому приёму: разбросанный отражающий свет не позволяет подумать, что это иллюзия.
Это глубокая ночь, поэтому в окнах темно. Почему же люди не закрывали их? Электричества раньше не было, а свечи для простых жителей украинских сёл были слишком дорогими. Окна оставляли открытыми, чтобы человеку, который проснется ночью, дорогу освещал лунный свет.
Ещё одним интересным моментом является изображение природы в этой картине. Река течет настолько близко к поселению, будто обнимает домики и защищает их. Вода нарисована в тёмных, практически чёрных тонах, но в некоторых местах видно отражение лунного света. На берегах есть небольшие кустики, а ближе к центральной части картины над рекой возвышаются два тополя и ива.
https://youtube.com/watch?v=NcdmBWjwFQc