Андромеда
Андромеда – девушка непростая. Как-никак царская дочь. Её отец правил Йоппой (в наше время – город Яффа в Израиле). А по матери она немножко богиня. Ее прадедом был сам Гермес.
Но Андромеда героиня ещё и трагическая. Она была вынуждена расплачиваться за грехи родителей.
Ее мать неосмотрительно возгордилась своей красотой. И нет, чтобы гордиться в одиночестве перед зеркалом. Она умудрилась это сделать в присутствии нираид, богинь водной стихии.
А как мы знаем, божества Древней Греции всепрощением не отличались. Если бесит что-то, то сразу – наказание.
Нираиды нажаловались Посейдону, и тот наслал чудище морское на Йоппу. Долгие годы оно разоряло прибрежные селения. Пока царь не узнал от Оракула, что остановить его можно, принеся в жертву его дочь Андромеду.
Так красавица и оказалась прикованной к скале.
Называю я её красавицей лишь потому, что так было написано у античных авторов.
Рубеновская же интерпретация её красоты своеобразна. Девушка с телом мягкой сдобы, золотыми волосами и ярким румянцем на всю щеку.
Она далека, очень далека от канонов классической красоты. Чтобы вы понимали, о чем я, сравните её с Андромедой Рафаэля Менгса.
Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1778 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бой Персея с монстром
Ринулся Персей навстречу чудовищу, а монстр всё ближе подплывал к скалам побережья. От его движений на море появлялись волны, словно в штормовой день. Каждый взмах хвоста пенил морскую воду, а огромные зубы сверкали стальными кинжалами.
На крылатых сандалиях, подаренных Гермесом, Персей взмыл в воздух. Монстр увидел тень, упавшую на волны, и бросился на неё. Воспользовавшись этим, герой бросился вниз и вонзил в спину чудовища сверкающий меч, преподнесённый Афиной. Но бой ещё не был окончен.
Шарль Ванлоо «Персей и Андромеда», между 1735 и 1740 гг.Картина находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, РоссияИз собрания Екатерины II
Во время сражения чудовище билось, вспенивая воду и окропляя брызгами крылья на сандалиях Персея. Когда перья на них намокли, герой понял, что скоро не сможет удерживаться в воздухе и упадёт прямо в пасть монстра.
Тогда находчивый Персей заметил небольшой выступ скалы посреди моря. На него он опустился и, дождавшись новой атаки чудовища, нанёс решающий удар. Создание Посейдона было повержено.
Эжен Делакруа «Персей спасает Андромеду»Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Карьера
Автопортрет, 1774 г.
Дважды он принимал приглашения Карла III Испании поехать в Мадрид . Там он создал некоторые из своих лучших работ, в первую очередь потолок банкетного зала Королевского дворца в Мадриде , предметом которого были Триумф Траяна и Храм Славы. После завершения этой работы в 1777 году Менгс вернулся в Рим, где умер два года спустя при плохих обстоятельствах, оставив двадцать детей, семеро из которых получили пенсию от короля Испании. Его портреты и автопортреты напоминают о внимании к деталям и проницательности, которые часто теряются в его величественных картинах.
Его близость к Иоганну Иоахиму Винкельманну увеличила его историческое значение. Менгс разделял энтузиазм Винкельмана по отношению к классической древности и работал над установлением господства неоклассической живописи над популярным тогда стилем рококо. В то же время, однако, влияние римского барокко оставалось сильным в его творчестве, особенно в его религиозных картинах. Он мог бы вообразить себя первым неоклассиком, хотя на самом деле он может быть последним проблеском искусства барокко. Рудольф Витткауэр писал: «В конечном итоге он является концом, как и началом». Гете сожалел, что «такое много знаний должно было быть связано с полным отсутствием инициативы и бедностью изобретательности и воплощено в натянутой и искусственной манере».
Могила Антона Рафаэля Менгса в Риме
У Менгса было известное соперничество с современным итальянским художником Помпео Батони . Он также был другом Джакомо Казановы . Казанова рассказывает о своей личности и современной репутации через анекдоты в своей Histoire de ma vie . Среди его учеников в Италии были Антон фон Марон , Антонио Марон (Вена, 1731 — Неаполь 1761). Среди его учеников в Испании был Агустин Эстеве .
Помимо многочисленных картин в Мадриде, его главными работами являются Вознесение и Святой Иосиф в Дрездене, Персей и Андромеда в Санкт-Петербурге , а также потолок Виллы Альбани. Недотрога был введен в эксплуатацию в качестве алтаря пьесы All Souls College, Оксфорд , и в настоящее время проводится в Национальной галерее в Лондоне. Другой алтарь был установлен в колледже Магдалины в Оксфорде .
Теоретические труды
Менгс писал об искусстве на испанском, итальянском и немецком языках. Он показывает эклектичную теорию искусства , которое видит совершенство , как достижимо с помощью хорошо сбалансированного слияния различного превосходства: греческий дизайн в сочетании с выражением Рафаэля , в светотени в Корреджо , и цветом Тициана .
Самые известные картины Антона Рафаэля Менгса
Гениальный живописец за свою творческую карьеру создал немало прекрасных произведений искусства. И все же, к числу самых известных картин Антона Рафаэля Менгса относятся:
Антон Рафаэль Менгс по праву считается великим мастером исторической живописи и одним из лучших портретистов своей эпохи. Он оставил потомкам множество шедевров монументальной и станковой живописи, которые до сих пор привлекают в музеи миллионы ценителей изобразительного искусства по всему миру.
Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs ; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия — 29 июня 1779, Рим) — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма.
Литература
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 12 марта
- Родившиеся в 1728 году
- Родившиеся в Ауссиге
- Умершие 29 июня
- Умершие в 1779 году
- Умершие в Риме
- Художники по алфавиту
- Художники Германии
- Родившиеся 12 мая
- Придворные художники
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Менгс, Антон Рафаэль» в других словарях:
Менгс Антон Рафаэль — (нем. Anton Raphael Mengs; 12 мая 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) знаменитый немецкий живописец. Вместе со своим отцом и учителем, дрезденским придворным живописцем Израэлем Менгсом, отправился … Художественная энциклопедия
Менгс Антон Рафаэль — Менгс (Mengs) Антон Рафаэль (22.3.1728, Ауссиг, ныне Усти на Лабе, Чехословакия, ‒ 29.6.1779, Рим), немецкий живописец и теоретик искусства. Работал в Дрездене, Риме и Мадриде. Под влиянием дружбы с И. И. Винкельманом перешёл в своём творчестве… … Большая советская энциклопедия
Менгс Антон Рафаэль — Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия
МЕНГС (Mengs) Антон Рафаэль — (1728 79) немецкий живописец и теоретик искусства. В идеализированных отвлеченных произведениях утверждал доктрины классицизма (фреска Парнас , 1761, вилла Альбани, Рим) … Большой Энциклопедический словарь
Менгс, Антон — Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия
МЕНГС (Mengs) Антон Рафаэль — (Mengs) Антон Рафаэль (17281779), нем. живописец и теоретик иск ва. В области теории ( Мысли о прекрасном и вкусе в живописи , 1762) и худ. практики (фреска Парнас , 1761, вилла Альбани, Рим) утверждал (под влиянием И. И. Винкельмана)… … Биографический словарь
Антон Рафаэль Менгс — … Википедия
Менгс — Менгс, Антон Рафаэль Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня … Википедия
Менгс — Антон Рафаэль (Mengs, Anton Raphael) 1728, Ауссиг, Богемия 1779, Рим. Немецкий художник, теоретик неоклассицизма. Учился рисунку у отца И. Менгса, живописца и миниатюриста. Копировал произведения Рафаэля и Корреджо. В 1741 вместе с отцом приехал… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
Чем так хорош Рубенс со своими «Персеем и Андромедой»
Картина «Персей и Андромеда» написана в стиле барокко. На ней много героев, каждый из которых занят своим делом.
Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.
А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).
Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.
Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.
И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.
Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.
Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.
Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.
Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.
Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь). 1622 г.
Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.
Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса: динамика, эмоции и роскошь в одном флаконе.
Перейти на главную страницу
Англоязычная версия статьи
«А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…»
Описание картины Рубенса можно начать с указания точного момента этой трогательной истории — победитель возвращается к смущенной и счастливой возлюбленной, которая только что так счастливо избежала смерти. В картине есть все — и торжественность момента (богиня победы Ника надевает на героя его шлем), и радость встречи влюбленных над головой поверженного чудовища. Веселые ангелочки символизируют радость и благодарность всего освобожденного от напасти эфиопского народа, вывалившего, по легенде, шумной толпой на берег моря. Можно бесконечно говорить о палитре художника, который потрясает зрителей XXI века, точно так же как и современников. Сотни книг написаны о его мастерстве и совершенстве владения кистью, о его способах нанесения красок на полотно, жизнелюбии, льющемся с его полотен.
Чудище Кето
Кето было настоящим чудовищем. Которое ещё и неплохо плодилось. Все драконы и змееподобные Девы – дети Кето. В том числе Горгона Медуза. Да-да, получается мать погибла от взгляда дочери.
На картине Рубенса Кето уже повержено. Поэтому мы его даже не сразу замечаем. Оно цвета камня, в самом низу полотна.
Питер-Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь)
Из произведений античных авторов не до конца ясно, как было побеждено чудище. То ли оно погибло от меча Персея, то ли от взгляда отрубленной головы Горгоны.
Рубенс явно выбрал второй вариант.
Однако у него есть ещё одна картина на тот же сюжет, где голова Горгоны отсутствует. Видимо чудище было здесь повержено мечом.
Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Государственный музей Берлина
Свадьба Персея и Андромеды
Триумф Персея стал настоящим праздником народа Эфиопии. Победителем вышел он на берег и, взяв за руку Андромеду, повёл её во дворец Кефея праздновать свадьбу. Без промедления царь стал готовиться к бракосочетанию дочери и героя, спасшего всю его землю.
Вот только само торжество было омрачено появлением Финея. Он был женихом Андромеды, однако не решился даже появиться у скал, куда должно было прийти чудовище и погубить его возлюбленную.
Жан-Батист Реньо «Возвращение Андромеды», 1782 годКартина находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, РоссияИз собрания А.К. Рудановского
На празднество Финей явился не один, а в сопровождении вооружённых соратников, вместе с которыми собирался забрать красавицу Андромеду. И если сама девушка испугалась столь внезапного и жуткого появления жениха, то Персей и здесь не растерялся.
Он приказал всем гостям, царю, царице и невесте спрятаться за его спину, а сам извлёк из своего мешка голову Медузы Горгоны. Смертоносный взгляд даже мёртвой Горгоны мгновенно обратил противников Персея в каменные изваяния, что стали украшением дворца Кефея.
Жан-Батист Реньо «Брак Персея и Андромеды», 1782 годМестонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияИз собрания А.К. Рудановского
Андромеда же стала верной супругой героя. Впоследствии заняла место соправительницы Персея в Микенах, родила нескольких детей. Некоторые авторы склоняются к тому, что Андромеда не захотела покидать Эфиопию и поэтому не отправилась на родину мужа.
История об Андромеде по-разному пересказывается различными античными авторами. Есть несоответствие в некоторых деталях. Например, в отдельных пересказах Персей убивает чудовище с помощью той же головы Медузы Горгоны, которую использовал не раз. Несмотря на эти детали, саму Андромеду можно назвать настоящей счастливицей, что не только была спасена от гибели, но и обрела своё счастье.
Андромеда – жертва для чудовища
Несмотря на бесконечную тоску и отчаяние, царь вынужден был смириться, поскольку в пасти монстра продолжали гибнуть люди. По его приказу прекрасную Андромеду приковали к утёсу, выходившему к волнам. Там бедная девушка и стала ожидать своей участи.
Именно такой, прикованной к скалам, увидел Андромеду Персей, что проносился мимо на своих крылатых сандалиях. Герой только что одержал победу над страшной Медузой Горгоной. Заметив девушку у скал, Персей спустился и спросил, кто и зачем связал её. Андромеда рассказала о себе и о грехе матери, который должна была искупить жертва дочери.
Тициан «Персей и Андромеда», 1554-1556 годыМестонахождение: Собрание Уоллеса (художественный музей), Лондон, Великобритания
Не успела Андромеда окончить свой рассказ, как из морской пучины вдруг поднялось огромное туловище монстра. Вокруг него бурлили волны, а из глубин сверкали яростью громадные глаза.
Увидев гигантскую раскрытую пасть чудовища, что готово было проглотить любого человека, появившегося перед ним, Андромеда громко закричала от ужаса. На её крик прибежали Кефей и Кассиопея.
Они рыдали, умоляя Персея спасти их дочь. Герой, конечно, согласился, однако потребовал, чтобы в качестве награды за труд Андромеда стала его супругой. Кефей на радостях даже пообещал отдать всё царство своё в качестве приданого.
Персей
Персей – один из самых известных героев мифологии. По популярности уступает разве что Гераклу. Между прочим, они братья по отцу.
Земная мать Персея, Даная, родила его от Зевса. Помните девушку, к которой Громовержец явился в виде золотого дождя?
Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США
Персея Вы легко можете узнать на любой картине по крылатым сандалиям. Они достались ему от трёх сестёр-старух. У них был один зуб и один глаз на троих. Персей похитил их и обменял на всякие волшебные штучки, в том числе и эти сандалии.
Персей, как и Геракл, совершал подвиги. Вот однажды он и летел с очередного задания. Только что он победил Горгону Медузу. Пролетая над побережьем близ Йоппы, он и увидел несчастную Андромеду.
Его сердце учащенно забилось. Сражённый красотой Андромеды, он решил её спасти. Когда чудище приблизилось к девушке, Персей показал ему голову Горгоны. И то обратилось в камень.
Думаю, это был самый простой бой с чудищем в истории мифов и сказок.
Перед боем Персей осмотрительно выпросил у отца разрешение жениться на Андромеде. Тот дал обещание, умолчав, что у дочери уже был жених, его родной брат Финей.
Жених оскорбления не стерпел. Ворвался на свадебный пир, чтобы убить наглого Персея. Но был обращён в камень.
Аннибале Карраччи. Персей и Финей. 1597 г. Палаццо Фарнезе, Рим
В итоге пара все же поженилась. И жили они долго и счастливо, родив нескольких детей.
Андромеда
Андромеда – девушка непростая. Как-никак царская дочь. Её отец правил Йоппой (в наше время – город Яффа в Израиле). А по матери она немножко богиня. Ее прадедом был сам Гермес.
Но Андромеда героиня ещё и трагическая. Она была вынуждена расплачиваться за грехи родителей.
Ее мать неосмотрительно возгордилась своей красотой. И нет, чтобы гордиться в одиночестве перед зеркалом. Она умудрилась это сделать в присутствии нираид, богинь водной стихии.
А как мы знаем, божества Древней Греции всепрощением не отличались. Если бесит что-то, то сразу – наказание.
Нираиды нажаловались Посейдону, и тот наслал чудище морское на Йоппу. Долгие годы оно разоряло прибрежные селения. Пока царь не узнал от Оракула, что остановить его можно, принеся в жертву его дочь Андромеду.
Так красавица и оказалась прикованной к скале.
Называю я её красавицей лишь потому, что так было написано у античных авторов.
Рубеновская же интерпретация её красоты своеобразна. Девушка с телом мягкой сдобы, золотыми волосами и ярким румянцем на всю щеку.
Она далека, очень далека от канонов классической красоты. Чтобы вы понимали, о чем я, сравните её с Андромедой Рафаэля Менгса.
Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1778 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рубенс Персей и Андромеда | Artifex.ru
Картина Персей и Андромеда сегодня признана бесспорным шедевром Рубенса и ярким образцом его художественного таланта. Над этим полотном мастер трудился с 1620 по 1621 год. За основу живописного произведения взят литературный сюжет — миф о Персее, сыне бога Зевса и земной женщины Данаи, и Андромеде, дочери царя Кефея и царицы Кассиопеи.
Легенда повествует о том, как молодой герой Персей спас прекрасную девушку, которая по велению оракула должна была стать жертвой морского чудовища. Оно было послано богом Посейдоном в царство Кефея в наказание за гордыню его жены, царицы Кассиопеи, которая опрометчиво похвалилась перед нимфами своим физическим совершенством. Красотой дочери самовлюбленной Кассиопеи был очарован Персей, направлявшийся в родные края. Он убил чудище и освободил девушку, получив в награду за подвиг любовь прелестной девы.
Стоит отметить, что Рубенс всегда по-своему интерпретировал мифы и легенды. Поэтому на эрмитажном варианте картины изображен эпизод, где герой, приблизившись к спасенной возлюбленной, дарует ей желанную свободу, нетерпеливый Пегас бьет копытом, а к Персею подлетает богиня победы Ника, чтобы украсить голову юноши короной.
Но некоторым мифологическим традициям художник все же следовал. Так, тело убитого дракона, крылатый конь, зеркальный щит для битвы с Горгоной и крылатые сандалии присутствуют в композиции для того, чтобы передать атмосферу античной легенды. Пытаясь сохранить самобытность истории, в качестве главной темы Рубенс вывел на первый план любовь и чувство ликующей радости, передающиеся в торжественной поступи героя к смущенной и женственной Андромеде.
Кстати, красота изображенной девушки далека от античных идеалов. Например, у Андромеды далеко не стройная фигура, напротив, художник наделил ее весьма пышными формами. Но зато как прекрасны густые золотистые волосы, которые обрамляют ее лицо, и пухлые щеки, пылающее румянцем стыдливости!
Нагота скромной Андромеды контрастирует со стальными доспехами Персея — здесь Рубенс использует свой любимый прием и во всем противопоставляет девушку молодому герою. Подобная антитеза позволяет зрительно разделить картину на две симметричные части, где изображены победа Персея и дарование свободы Андромеде. Примечательно, что щит юноши находится прямо в точке пересечения диагоналей картины.
Кроме композиции зрителей привлекает техника исполнения и цветовое решение полотна. Чтобы добиться воздушности и светящейся прозрачности Рубенс набирал на кисть густые краски, но писал легкими мазками. Кроме того, он наносил жидкий красящий пигмент на светлый грунт, после чего выставлял получившуюся работу на просвет. Благодаря такой технологии, очертания человеческих фигур теряли резкость, именно поэтому пышное тело Андромеды выглядит таким цветущим и нежным.
Сегодня картина «Персей и Андромеда» вдоль и поперек изучена искусствоведами, но при этом до сих пор вокруг нее ходит много слухов и споров. Например, неизвестно, что именно заставило Рубенса обратиться к древнему мифу. Нет однозначного ответа и на вопрос о том, была ли работа над картиной желанием самого художника или она писалась на заказ. Но зато совершенно достоверно, что почти одновременно с первым полотном был готов второй вариант, который сейчас хранится в Берлинском музее. На авторской «копии» изображена та же история о влюбленных, но действие развивается на фоне другого пейзажа и с участием иных персонажей.
Примечания
- Любкер Ф. Perseus //Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1012–1014. https://wikidata.org/Track:Q101490″>https://wikidata.org/Track:Q1459210″>https://wikidata.org/Track:Q694826″>https://wikidata.org/Track:Q4249594″>https://wikidata.org/Track:Q45201055″>https://wikidata.org/Track:Q30059240″>https://wikidata.org/Track:Q24933120″>https://wikidata.org/Track:Q4135794″>
-
Обнорский Н. П. Сфенел //Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1901. — Т. XXXII. — С. 411.
https://wikidata.org/Track:Q23892970″>https://wikidata.org/Track:Q602358″>https://wikidata.org/Track:Q24472876″>https://wikidata.org/Track:Q15076182″>https://wikidata.org/Track:Q19908137″>
- Мифы народов мира. М.: 1991-92. В 2-х тт. Т. 1. С. 82
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М.: 2001. В 3-х тт. Т. 1. С. 106
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 3-5
- Страбон. География I 2, 35. С. 43; XVI 2, 28. С. 759
- Гигин. Астрономия II 11
- Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий 1009—1077: пародия на неё
- Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 17
Полнокровность героев Рубенса
Правда, пышущие здоровьем герои полотен художника иногда отличаются от стройных юношей и девушек, изображенных на древних амфорах, да и понятие «красивый» у него неразрывно связано с упитанностью. Вот и сын царя Троя Ганимед, известный своей необыкновенной красотой, из-за которой Зевс в образе орла похитил его и сделал своим виночерпием, чтобы все время иметь перед глазами сказочного принца, на полотне Рубенса больше похож на толстого переростка, перепуганного до синевы. У великого фламандца, как правило, одному сюжету посвящены несколько работ. На одной из них легендарный сын Троя совсем неплох, зато орел на всех полотнах просто великолепен. Вот и красота Персея на картине несколько своеобразна. Но это, разумеется, частное мнение. Очевидно, Рубенс меньше всего хотел рисовать «красивость».
Наказание для Кассиопеи и Кефея
Как рассказывает предание, у эфиопского царя Кефея была жена Кассиопея. Женщина славилась своей поистине неземной красотой и, надо сказать, знала себе цену. От скромности Кассиопея совсем не страдала, а потому однажды заявила, что своим обликом способна затмить любую из морских Нереид.
Конечно, богини океанов услышали эти слова, что вполне справедливо вызвало их гнев. Состязаний в красоте не было, однако Нереиды отправились к богу морей Посейдону, у которого попросили справедливого наказания для смертной женщины, дерзнувшей произнести подобные речи.
Антон Рафаэль Менгс «Персей и Андромеда», 1778 годМестонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияИз собрания Екатерины II
Властитель морей и океанов сам был экспрессивным богом, а потому понял негодование Нереид. Он сотворил жуткое чудовище, которое отправил к берегам Эфиопии – в наказание за самоуверенность царицы тех земель. После постоянных атак морского монстра на побережье несчастный Кефей отправился к оракулу.
Предсказание было поистине ужасным. По словам оракула, умилостивить морских богов можно было лишь после подношения жертвы. И самое страшное заключалось в даре, которого требовало чудовище. В качестве жертвы должна была выступить царевна Эфиопии, дочь Кефея Андромеда.
Дочь царя Кефея и его жены КассиопеиЭдвард Джон Пойнтер «Андромеда», 1869 годЧастная коллекция
Чудище Кето
Кето было настоящим чудовищем. Которое ещё и неплохо плодилось. Все драконы и змееподобные Девы – дети Кето. В том числе Горгона Медуза. Да-да, получается мать погибла от взгляда дочери.
На картине Рубенса Кето уже повержено. Поэтому мы его даже не сразу замечаем. Оно цвета камня, в самом низу полотна.
Питер-Пауль Рубенс. Персей и Андромеда (деталь)
Из произведений античных авторов не до конца ясно, как было побеждено чудище. То ли оно погибло от меча Персея, то ли от взгляда отрубленной головы Горгоны.
Рубенс явно выбрал второй вариант.
Однако у него есть ещё одна картина на тот же сюжет, где голова Горгоны отсутствует. Видимо чудище было здесь повержено мечом.
Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622 г. Государственный музей Берлина
Амуры
Так как мы видим зарождение любви между двумя героями, то амуры просто наводнили картину.
Трое амуров помогают Андромеде одеться. Ещё один держит золотой шлем Персея. Другой – щит с головой Горгоны. И ещё один оседлал Пегаса.
Они пухленькие дальше некуда, как и полагается всем героям Рубенса. Удивительный факт, что сам художник был худощав, следил за своим питанием и физической формой. Жены его были тоже не особо пышными.
Но Рубенс гениально размещает их в пространстве. В результате ощущения хаоса нет. В первую очередь – за счёт почти монохромного цвета. Герои хорошо гармонируют с фоновым темным камнем.
А ещё хаос нивелируется благодаря расположению героев в виде треугольника. Правда, чтобы уместить массивного коня, пришлось вынести его круп на передний план картины. Но нас волшебным образом это не смущает. Он в тени и в целом красив (насколько круп вообще может быть красив).
Чтобы понять гений Рубенса, сравните его шедевр с картиной Джорджо Вазари на тот же сюжет. У последнего тоже много героев, и как раз ощущение хаоса присутствует.
Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Вот так, разобравшись во всех героях картины, пропадает ощущение растерянности от того, что ничего не понятно.
И тогда хочется уже наслаждаться самой картиной. Особенно цветом. Рубенс был непревзойденным мастером в передаче оттенков кожи.
Он передавал красоту человека через перламутровое сияние с розовыми и серыми отливами. Кожа Андромеды светится изнутри и лоснится, словно шелковая ткань.
Прибавьте сюда скромность девушки. Это выражено в опущенных глазах, легком напряжении из-за того, что обнажена, и разлившемся румянце по всей щеке.
Это совсем иная красота, которую нужно еще разглядеть.
Рубенс в этом сюжете избегает страстности барокко. Иначе он изобразил бы битву и испуганную до ужаса Андромеду.
Здесь же мы видим лирическое. Бой позади. Молодые люди впервые прикоснулись друг другу. Амуры явно довольны. Только Пегас ещё настороженно смотрит на окаменевшего Кето. Он по-звериному не доверяет его неподвижности.
Рубенс любил этот сюжет: когда благородная Сила побеждает абсолютное Зло и освобождает Красоту. Сюжет, который повторён в бесчисленных сказках разных народов на протяжении 2500 лет.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Картину “Персей и Андромеда” написал нидерландский художник Питер Пауль Рубенс в 1621-1622 годах.