Автор
Живописец Оскар Клод Моне родом из парижского предместья. Появился на свет он в 1840 г. Спустя 5 лет Клод Моне с родителями поселился в нормандском городе Гавр. Творческий путь художника начинается там:
- С юности Клод Моне приобретает популярность как автор карикатурных картин.
- После знакомства с Эженом Буденом художник переходит на пейзажи, начинает работать с пленером, а в 1859 г. уезжает в Париж.
- В столице Клод Моне получает образование – разочаровавшись в университетском обучении, он поступает в студию Глейра.
- В первой половине 1860-х гг. Клод Моне активно разрабатывает свой импрессионистский творческий метод.
- Со второй половины 1860-х художник уже выставляется не только в галерее импрессионистов, но и в Салоне.
Клод Моне быстро нашел путь к аудитории, несмотря на то что многим критикам его манера показалась абсурдной и слишком небрежной. В 1870-1880 гг. живописец создает ряд наиболее известных своих пейзажей, в том числе и картины «Вокзал Сен-Лазар».
В 1883 г. сбывается его давняя мечта – Клод Моне покупает загородное поместье. В Живерни он проведет остаток дней и напишет множество ярчайших импрессионистских произведений. Клод Моне ушел из жизни в 1926 г и был захоронен на церковном кладбище своей усадьбы.
Происхождение
Вскоре после завершения работы над картиной ее купил баритон Мане Жан-Батист Фор , у которого Мане одолжил ее в 1874 году для выставки в Парижском салоне. Фор был самым важным коллекционером своих работ при жизни Мане, которых он приобрел более 60. В 1881 году он продал «Железную дорогу» за 5400 франков торговцу произведениями искусства Полю Дюран-Рюэлю , который несколько лет держал ее в своем портфолио. В своих каталогах он сначала предложил картину как Enfant relative le chemin der fer , затем как Le pont de l’Europe , позже как A la gare St. Lazare и, наконец, как Gare St. Lazare . Дюран-Рюэль продал картину 31 декабря 1898 года за 100 000 франков нью-йоркскому производителю сахара Генри Осборну Хавемейеру . Вместе со своей женой Луизин В. Хавмейер он собрал обширную коллекцию произведений искусства, в которую также вошли 25 картин Мане. После своей смерти в 1929 году г-жа Хавмейер завещала более 2000 произведений искусства Музею искусств Метрополитен . Железная дорога, с другой стороны, принадлежала небольшой части коллекции, которая была поделена между тремя детьми Хавмейера. Наследником картины «Железная дорога» был сын Гораций Хавемейер , который после своей смерти в 1956 году завещал картину Национальной галерее искусств в Вашингтоне в память о своей матери .
Описание
Действие происходит у чугунной ограды, которая отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Слева изображена молодая женщина, сидящая на парапете у ограды. Она держит раскрытую книгу, а у неё на коленях примостилась маленькая собачка. Женщина смотрит прямо на зрителя, как будто её только что кто-то окликнул. Рядом с ней, спиной к зрителю, стоит маленькая девочка, которая смотрит сквозь чугунные прутья ограды на железную дорогу, пытаясь за дымом разглядеть проходящий поезд. Как и многие другие произведения Мане, изображённая сцена представляет собой момент, выхваченный из реальной жизни — здесь одновременно и портрет женщины, и жанровая сцена.
В качестве сидящей женщины художнику позировала Викторина Мёран, которая также была моделью для других картин Мане, в частности, «Завтрак на траве» и «Олимпия». Полагают, что в качестве стоя́щей девочки позировала дочь банкира Альфонса Хирша (Alphonse Hirsch), друга Мане.
Рисование
Моран изображен сидящим слева от кадра перед железным забором возле вокзала Сен-Лазар в Париже. Задумчивая фигура в темной шляпе и мрачном темно-синем платье с белыми деталями смотрит на зрителя, в то время как спящий щенок, веер и раскрытая книга отдыхают у нее на коленях. Рядом с ней маленькая девочка, изображенная дочерью соседа Мане Альфонса Хирша , контрастирующая фигура в белом платье с большим синим бантом, стоит спиной к зрителю и смотрит через перила, как поезд проходит под ними. . Черная полоса в волосах девушки перекликается с черной полосой на шее женщины. Вместо того, чтобы выбирать традиционный естественный вид в качестве фона для сцены на открытом воздухе, Мане выбрал железную решетку, которая «тянется по холсту». Единственное свидетельство поезда — это белое облако пара. На заднем плане можно увидеть современные многоквартирные дома, в том числе дом на улице Сен-Петерсбург , недалеко от площади Европы , где Мане арендовал студию с июля 1872 года, а также сигнальную будку. и мост Европы .
Композиция сжимает передний план в узкий фокус, отделенный от фона рядом перил. Традиционное соглашение о глубоком космосе игнорируется. Справа от картины на парапете стоит гроздь винограда, что, возможно, указывает на то, что картина была написана осенью. Собака может быть ссылкой на Тициан «S Венера Урбина ; Ранее Мане повторил композицию Тициана в своей « Олимпии» .
Реакция критики
Пока Моне , Ренуар , Сезанн и другие импрессионисты выставлялись в мастерской фотографа Надара, Мане настойчиво отправлял свои картины в Салон де Пари . В 1874 году Die Eisenbahn был принят в Салон вместе с Polichinelle , где, по словам Дюхтинга, «бросил вызов консервативным критикам». Жюль Кларети задался вопросом, хотел бы Мане выиграть пари с таким «скетчем». Журнал Tintamarre рассказал о «Железной дороге в Шарантон» 10 мая 1874 года; имеется в виду сумасшедший дом. Вейо даже заподозрил «живописный бред».
По крайней мере, были положительные голоса: Жюль Кастаньяри приписывал «яркое сияние» картине в « Сикль», а Филипп Бурти подчеркивал влияние Мане «на серьезных художников своей группы» в газете La République française от 9 июля 1874 года. Малларме также заступился за своего друга в «Ренессансе» .
Примечания
- ↑ (HTML). National Gallery of Art. Дата обращения: 4 декабря 2013.
- (HTML) (недоступная ссылка). Encyclopædia Britannica — www.britannica.com. Дата обращения: 4 декабря 2013.
- Анри Перрюшо. Эдуард Мане (серия «Жизнь замечательных людей»). — Москва: Молодая гвардия, 1976.
- (HTML) (недоступная ссылка). Musée d’Orsay — www.musee-orsay.fr. Дата обращения: 4 декабря 2013.
- Эдуард Мане (Великие художники, том 27). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2010. — ISBN 978-5-87107-200-4.
- Kathryn Hughes. (HTML). The Telegraph — www.telegraph.co.uk (25 января 2013). Дата обращения: 4 декабря 2013.