Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Картины, фрески и иконы
Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых праздников. Впервые праздник упоминается в некоторых месяцесловах VIII века.
Первые гомилии, посвящённые этому празднику были написаны константинопольским патриархом Германом († 733 год), а немного позднее и патриархом Тарасием († 806 год).
Широкое распространение праздник получил с IX века, появляются первые два канона праздника: Георгия Никомидийского и Иосифа Песнописца.
В число двунадесятых праздник вошел в 14 веке.
…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.
Тициан, Введение во Храм Пресвятой .Богородицы 1534 -1538
Тинторетто. «Введение Марии во храм» 1553-1555 гг. Церковь Санта Мария дель Орто, Венеция
Введение во храм. Фреска Джотто капелла Скровеньи.
Иконорафия.
На иконах «Введение во храм Богородицы» изображается Дева Мария, ее родители, отдающие дочь в руки старцу Захарии, сопровождают Марию юные девы с горящими свечами.
Фигура Марии, обычно изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Это длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.
Храм символически изображается в виде кивория — навеса над престолом, поддерживаемого четырьмя колоннами.
Введение во храм. Миниатюра Часослова герцога Беррийского. 15 век.
Действие на иконах развернуто по времени, Богородица изображена дважды: и пред ступенями храма, и в храме. Иногда в композицию иконы в верхней ее части вводят пурпурный велум, покров Божий, перекинутый между строениями или строением и деревом и символизирующий с одной стороны благословение происходящих событий, а с другой — происхождение изображаемых событий в Храме.
15 век.
Paolo Uccello. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Проспер Пьятти,
Картина «Введение Марии во храм» французского художника Эсташа Лесюера 1616-1655 гг.
из собрания Государственного Эрмитажа
Неизвестный художник. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 15 век.
В Католической церкви праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы празднуется 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской церкви 29 ноября.
Икона «Премудрость созда Себе Дом» также называется «Киевская икона Софии Премудрости Божией». Поздняя иконография основывается на тексте из книги Притчей Соломоновых, но в ней можно увидеть и особый акцент на образе Божией Матери как предсказанного пророками «пречистого Храма Спасова, многоценного Чертога и Девы» (кондак Введения Богородицы во храм )
Фреска в Оптиной Пустыни
«Введение во храм Пресвятой Богородицы; XVII в.; Греция. Репродукция www.ruicon.com
* * *Вводится Девица в храм по ступеням, Сверстницы-девушки идут за Ней. Зыблется свет от лампадных огней. Вводится Девица в храм по ступеням.
В митре рогатой седой иерей Деву встречает, подняв свои руки, Бренный свидетель нетленной поруки, В митре рогатой седой иерей. Лестницу поступью легкой проходит Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша, Лестницу поступью легкой проходит.
17 в.
Старец, послушный совету небес, Вводит Ее во святилище храма. Он не боится упреков и срама, Старец, послушный совету небес. Белой голубкою скрылась внутри, Плотно закрылась святая завеса.
Что вы, подружки, глядите вослед?
Михаил Кузмин, 1909
Репродукция таблетки (иконы, написанной с двух сторон холста)
«Введение во храм Пресвятой Богородицы» (XVI в.) из собрания музея города Суздаля.
«Введение во храм Пресвятой Богородицы». Мозаика.
Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами) Фрагмент, XIV в. Репродукция www.ruicon.com
Коптская икона(?)
Современная икона праздника
ИСТОЧНИК
и отсюда
и сама добавила 10 изображений
История создания картины
В середине XVI века Тициан Вечеллио, знаменитый живописец, получил заказ на написание новой картины. Как утверждают историки, натурщицей мастера для создания образа Марии Магдалины служила Джулия Фестина. В числе первых людей, увидевших готовое полотно, был герцог Гонзага.
«Кающаяся Мария Магдалина» настолько понравилась ему, что он попросил Тициана сделать несколько копий творения. Как вы понимаете, мало кому из великих художников хочется повторять проделанную работу во всех деталях, а потому мастер решил немного изменить положение рук Марии и пейзаж на заднем фоне.
Отношение самого Тициана к картине неизвестно. Однако исследователи предполагают, что именно «Кающаяся Мария Магдалина» художник считал лучшим своим творением.
Тициан «Автопортрет», 1567 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Вариант полотна, созданный в 1565 году, если верить преданию, живописец держал в своих руках за несколько минут до смерти. Он желал в последний раз взглянуть на своё любимое творение, что заняло особое место – как в творчестве Тициана, так и в его сердце.
В дальнейшем картина перешла в качестве наследства мастера его сыну Помпонио Вечеллио. На мой взгляд, он не слишком ценил работы отца. В 1581 году «Кающаяся Мария Магдалина» вместе с другими выдающимися творениями Тициана была продана.
Через несколько веков правитель Российской империи Николай Первый приобрёл большую часть работ Кристофоро Барбариго, а также картину Тициана для музейной коллекции Эрмитажа. «Кающаяся Мария Магдалина» оказалась рядом с другим полотном этого мастера – «Венерой перед зеркалом».
Мастер аллегории
Один из жанров, в котором Тициану не было равных, — аллегории. Ярким подтверждением служит работа, которую принято называть «Аллегория благоразумия». Поводом для выбора такого названия послужила латинская надпись на полотне: «Учиться у прошлого и действовать благоразумно, чтобы своими поступками не навредить будущему».
«Аллегория благоразумия», 1550−1565. (wikipedia.org)
Химера на полотне собрана из трёх мужских голов и трёх звериных. У исследователей нет информации, кем были эти люди, как и нет никаких ключей к тому, почему выбраны именно эти животные (волк, лев и собака). По всей видимости, правая голова юноши символизирует прошлое, постижение мудрости через опыт; средняя — настоящее; а голова старца — будущее.
По одной из версий, Тициан, будучи уже в преклонном возрасте, погрузился в меланхолию и раскаяние о содеянном, и это полотно было, с одной стороны, отражением его душевных терзаний, с другой, — напутствием потомкам. В качестве аргумента в пользу этой гипотезы изображение слева называют портретом Тициана, в центре — его сына Орацио, а справа — племянника Маро. И хотя по возрасту изображённые мужчины совпадают с названными людьми, внешне они на них не похожи.
Известно, что головы животных появились в композиции уже на позднем этапе работы. Техника их исполнения отличается от манеры, в которой написаны лица. Интересно, что и портреты различны по колористике и стилю. Например, центральная голова прописана более тщательно и ярко по сравнению с остальными. Существует предположение, что часть работы была выполнена кем-то из учеников Тициана, поэтому так разительна художественная неоднородность полотна.
Возможно, что желание дополнить композицию головами животных возникло под влиянием «Иероглифики» Валериано, опубликованной в Венеции в 1556 году. В этом издании в качестве символа благоразумия изображена змея с тремя головами: собаки, волка и льва.
Неизвестно и то, для кого писал Тициан это полотно. Есть множество версий, где картина должна была располагаться: от фриза в сводах храма до двери шкафа.
Примечательно, что к этой теме художник обращался и ранее, в работе «Три возраста человека». Эта картина написана под влиянием Джорджоне и представляет аллегорическую трактовку жизненного пути человека. Отрезки жизни близко соседствуют, что говорит о быстротечности жизни. И в то же время неизбежная смерть выглядит хотя и устрашающей, но не столь значительной по сравнению с земными благами и вечностью души.
«Три возраста человека», 1512−1514. (wikipedia.org)
Биография
Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.
Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.
Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.
Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.
Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).
В 30-х годах XVI века живописец был представлен во дворе императора Священной Римской империи Карла V. Тициан творил в Испании и других странах Европы: ему позировали самые влиятельные персоны той эпохи: герцоги, кардиналы, папы, монаршие особы и их приближённые. Великому живописцу были пожалованы графский и рыцарский титулы, – знак величайшего признания, которого ранее не удостаивался ни один художник.
Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.
Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.
реферат Патриарх Венецианского Возрождения Тициан Вечеллио.docx
Творческий путь Тициана Вечеллио………………………………..……4
Тициан Вечеллио — величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Велика роль Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа, он был крупнейшим портретистом, оказаться запечатленным кистью которого являлось высшей наградой. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Образы, созданные им, отличает хрупкость, торжественность, сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ТИЦИАНА ВЕЧЕЛЛИО
Тициан (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) родился в Пьеве ди Кадоре, в горном местечке, входящем в состав Венецианской республики, в родовитой семье. Точная дата его рождения не известна, это примерно 1485-1490 г.г. Около 1500 года был отдан отцом в учение мозаичисту Себастьяно Дзуккато в Венецию, где научился ценить красочность византийской мозаики. Затем он переходит к Джованни Беллини, ведущему художнику Венеции XV – века.
В 1507 году поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, который расширил тематический диапазон венецианской живописи, обратившись к чисто светской тематике. После смерти Джорджоне в 1510 году Тициан закончил некоторые его работы. Вместе с Джорджоне они работали над украшением фресками немецкого торгового дома.
Тициан, находясь в Падце, знакомится с работами гениального художника XIV — века Джотто. Под их впечатлением он создает “Динарий кесаря” (Дрезденская галерея). В этой картине благородное и возвышенное начало в лице Христа противопоставлено низменному, алчному в лице Фарисея. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику известной композицией “Поцелуй Иуды” Джотто. Также к ранним годам относятся картины “Цыганская мадонна” и “Мадонна с вишнями “, в которых художник придал образам мадонн такие простые человеческие качества, такую жизненную силу и полноту форм, которые отличали его картины от произведений мастеров раннего Возрождения. В эти годы Тициан создает много женских образов. Это цветущие молодые венецианки, в образе которых художника интересует исключительно воплощение их чисто земной прелести и красоты.
Как изумительный портретист Тициан занимает особое место в истории искусства, создав целую галерею людей – своих современников. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на протяжении всей своей жизни. Он умел подметить в человеке самое главное – как бы скрытую от постороннего взгляда сущность своей модели.
В 1545 году Тициан по приглашению папы Павла III едет в Рим, где его встречают с большим почетом и поселяют в Ватиканском дворце.
Тициан до конца жизни остался верен жизнеутверждающим идеям гуманизма, в то время как начинался кризис идеалов Возрождения.
27 августа 1576 его нашли мертвым на полу в собственной мастерской с кистью в руке. Почти столетний живописец не переставал творить до последнего вздоха, всецело отдаваясь главному делу своей жизни.
Тициан родился в горном местечке Пьеве, глухой венецианской провинцииКадоре в Альпийских горах провинции Беллуно около 1477 г. Он был вторымсыном Грегорио Вечеллио, происходившего из известного рода нотариусов,адвокатов и администраторов. Всю жизнь, начиная с юношеского возраста,провел в Венеции. Папы и короли неоднократно приглашали его в свои столицы,но художник неизменно возвращался в родную Венецию. Лишь здесь он могтворить в полную силу своего таланта.
Женщины Тициана
Тициану принадлежит создание образа прекрасной венецианки (Belle Veneziane). О красоте девушек из Венеции ходили легенды, им посвящали литературные произведения, в их честь писались живописные полотна. Тициан, как и его современники Пальма Веккьо, Лоренцо Лотто, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе, создавали поэтико-эротические идеализированные портреты женщин. Эти картины не являются непосредственным изображением конкретной красавицы. Задачей было не достижение портретного сходства, но провоцирование у зрителя эротического влечения. Красивое тело воспринималось как зеркало прекрасного существа.
Так, на картине «Виоланта», названной так по цветку фиалки в декольте, красавица великолепно одета, её распущенные волосы сияют. Пальцы сложены в жест «V», что можно интерпретировать как Virtus, то есть добродетель.
«Виоланта», 1514−1520. (wikipedia.org)
В Венеции было создано довольно мало портретов конкретных женщин. Дамы, как правило, были исключены из политики, а потому редко появлялись на официальных портретах. Личность же тех женщин, чьи изображения сохранились до наших дней, остаются тайной.
«Молодая девушка в меховой накидке», 1534−1536. (wikipedia.org)
Безусловно, Тициан писал портреты женщин на заказ, например, жён регентов при дворах. Однако нередко моделями ему служили не непосредственные заказчицы, а портреты, выполненные другими художниками. Доходило до курьёзов. Например, Изабелла д’Эсте была уже в почтенном возрасте, когда обратилась к Тициану за портретом. Художник, основываясь на предыдущих картинах, изобразил 60-летнюю женщину как 20-летнюю.
Портрет Изабеллы д’Эсте, 1534−1536. (wikipedia.org)
В это время живопись стремится превзойти не только другие виды искусства, но даже отражения. Зеркала, считавшиеся своего рода конкурентами художников, необходимо было приручить. И один из способов, как сделать это, — превратить их в предмет живописи. Кроме того, включение зеркала в композицию позволяет изобразить героя полотна со всех сторон — как если бы это была трёхмерная скульптура, а не двухмерная картина.
«Молодая женщина за туалетом», 1515. (wikipedia.org)
Идеализированные герои были решительны, целомудренны, добродетельны, скромны и непременно красивы. Ведь красивое тело, как и в античной традиции, подразумевает красивый ум.
Несколько сюжетов были наиболее популярны. Например, история Лукреции. Замужняя женщина, она была изнасилована. Не перенеся позора, она покончила с собой, чтобы спасти честь семьи. Так она стала воплощением добродетели и символом моральных устоев Венецианской республики.
«Лукреция и её муж», 1515. (wikipedia.org)
Ещё один популярный сюжет — Юдифь, спасающая город от захватчиков. Вдовая красавица отправилась в стан врага, где встретилась с их предводителем Олоферном. Напоив военачальника и обольстив, Юдифь затем отрубила ему голову. Противоположный по характеру, но близкий по сюжетной композиции — миф о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя. Последний публично обличал Иродиаду, жену царя Ирода и мать Саломеи. Юная девушка должна была отомстить за мать.
«Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1515. (wikipedia.org)
Особую любовь Тициан питал к истории Марии Магдалины. Он неоднократно писал её как прекрасную девушку, раскаивающуюся в грехах. Считается, что мастер очень любил это полотно и, умирая, держал его в руках. Как и Магдалина, он раскаивался на смертном одре в прегрешениях.
«Мария Магдалина», 1515. (wikipedia.org)
С распространением книгопечатания в Венеции в 16-м веке вырос интерес к древнему искусству и культуре. Полотна на исторические и мифологические сюжеты были самыми популярными. Тициан при выборе сюжетов опирался на «Метаморфозы» Овидия и тексты других античных авторов. В каждом случае художник предпочитал момент, близкий к кульминации. Драматургия усиливалась с помощью цвета.
«Даная», ок.1545. (wikipedia.org)
«Венера и Адонис», 1555−1557. (wikipedia.org)
«Венера наказывает Амура», ок.1556. (wikipedia.org)