Вместо послесловия. Как банкир вошел в историю?
Среди заказчиков, коллекционеров и покровителей художников из династии Брейгелей — именитые, состоятельные и просвещенные люди своей эпохи. В архивах Антверпена сохранился документ от 15 февраля 1566 года, согласно которому банкир Николас Йонгелинк подтверждает право собственности и стоимость (16 000 гульденов) за 16 картин Питера Брейгеля Старшего, среди них «Охотники на снегу», «Вавилонская башня», «Жатва», «Возвращение стада». Спустя четыре века эти произведения стали одними из самых узнаваемых полотен в мире, продолжающих вдохновлять все новые поколения. Ныне мы почти ничего не знаем о финансовой деятельности Йонгелинка, однако, коллекция сохранила его имя в веках.
Авторы: Светлана Затюпа.
Зачем ещё сын менял картины отца
Есть работы, которые, как говорится, сделаны под копирку. Несмотря на их огромное количество. Так, знаменитую брейгелевскую «Ловушку для птиц» Питер Брейгель и его мастерская копировали более сотни раз.
Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. 1615-1620. Частная коллекция. Фото из личного архива.
Для понимания масштабов: в России хранится не менее 3 таких копий. В частной коллекции Валерии и Владимира Мауергауз, в Пушкинском музее в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скорее всего, такие копии есть и в других частных коллекциях.
Я их даже не буду показывать все, так как они очень похожи. И в сравнении нет смысла. Это тот случай, когда заказчик требовал «точно такую же» и Питер не отступал от шаблона почти ни на шаг.
Выше мы разобрали, почему у оригиналов и реплик не совпадали цвета.
Но порой Брейгель Младший изменял и композицию отца. И делал он это намеренно. Посмотрите на две их картины.
Сверху: Питер Брейгель Младший. Путь на Голгофу. 1620-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Путь на Голгофу. 1564. Музей истории искусств, Вена. Wikimedia Commons.
У отца Христос с крестом теряется в толпе. И если вы не видели ранее этой картины, то у вас уйдёт какое-то время, чтобы найти главного героя.Сын же делает фигуру Христа крупнее и помещает ее на передний план. Вы почти сразу можете его увидеть.
Почему же сын так изменил композицию, не воспользовавшись готовой калькой? Дело опять же во вкусах заказчиков.
Питер Брейгель Старший закладывал определенную философию, изображая так мелко главного героя. Ведь это для нас распятие Христа — ключевое и самое трагичное событие Библии. Мы понимаем, как много он сделал для спасения людей.
А вот современники Христа едва ли это понимали, не считая немногочисленной группы приближенных к Сыну Божьему. Людям не было дело до того, кого там ведут на Голгофу. Разве что с точки зрения зрелища. Это событие терялось в ворохе их ежедневных забот и дум.
Но Питер Брейгель Младший не стал так усложнять сюжет. Заказчикам нужен был просто «Путь на Голгофу». Без многослойности смыслов.
Он упростил и отцовскую задумку «Семи дел милосердия».
Картина создана по фразе из Евангелия от Матфея. Она гласит, что его накормили, напоили, одели, к больному ходили, в заключении посещали, как путника принимали. В Средневековье к его словам добавили еще одно дело милосердия – захоронение по христианским законам.
На гравюре Питера Брейгеля Старшего мы видим не только все семь благих дел, но и аллегорию милосердия – девушку по центру с птицей на голове.
Сверху: Питер Брейгель Младший. Семь дел милосердия. 1620-е. Частная коллекция. Фото: Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Милосердие. 1559. Музей Бойманса ван Бенингена, Роттердам. Фото: The Hand of the Master, 2018.
А сын не стал ее изображать и превратил сцену почти в просто жанровую. Хотя мы по-прежнему на ней видим все дела милосердия.
Семь дел милосердия: 1. Одеть 2. Накормить. 3. Напоить. 4. Посетить в заключении. 5. Похоронить по-христиански. 6. Дать кров путнику. 7. Посетить больного.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Биография мастера
Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.
Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.
Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.
В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.
Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.
Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.
Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.
Падение Икара
На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.
В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.
Большие рыбы поедают малых
Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.
В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.
Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.
Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.
В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.
Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.
Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.
PS.
Подведём итог про Брейгеля:
Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.
В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.
Брейгель НЕ был последователем Босха.
Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.
Брейгель – гениальный художник.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Некоторые известные работы
- Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556):
- «Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим
- «Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид
- «Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена
- «На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон
- «Вино на празднике Святого Мартина», 1563-1565 годы, Мадрид
- «Путь на Голгофу» («Несение креста»), 1564, Музей истории искусств, Вена
- «Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена
- «Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон
- «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565
- Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:
- «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Сенокос», 1565, Národní galerie (Национальная галерея), Прага
- «Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- «Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена
- «Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- «Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена
- «Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена
- «Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен
- «Крестьянский танец», 1567, Музей истории искусств, Вена
- «Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена
- «Мизантроп», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
- «Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
- «Калеки», 1568, Лувр, Париж
Путешествие и переезд
В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.
После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.
Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.
Детство и юность
О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.
Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год
Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.
Ян Брейгель Старший («Бархатный»): мастер живописи флоры и фауны
(1568–1625)
Ян Брейгель Старший в течение творческой жизни сформировал собственный стиль и рынок, сделав себе имя как мастер натюрморта, а также как удивительный живописец флоры и фауны. Сотрудничал с ведущими художниками эпохи, включая Питера Пауля Рубенса, Йооса де Момпера Младшего, Хендрика ван Балена. Художник получил прозвища «Бархатный», «Цветочный», «Райский» за виртуозную «гладкую» живопись, утонченный колорит и тончайшие лессировки. На торгах Sotheby’s в Лондоне 9 июля 2014 года был установлен ценовой рекорд ($11,652,106) на полотно Яна Брейгеля Старшего. Столь высокая цена была продиктована не только качеством живописи, но и тем, что полотно вышло на рынок из герцогской коллекции впервые за более чем 150 лет. Натюрморты Брейгеля Бархатного — настоящая отрада для глаз, они поражают богатством цвета и виртуозностью живописи. В российской частной коллекции Валерии и Константина Мауергауз представлен цветочный натюрморт «Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе» Яна Брейгеля Старшего. Картина экспонировалась в рамках проекта «Младшие Брейгели» в ГМИИ им. А. С. Брейгеля и Новом Иерусалиме. В 2012 году известный эксперт по творчеству Брейгеля Фред Мейер атрибутировал этот натюрморт как работу Яна Брейгеля Старшего.
«Времена года»
До Брейлегя пейзаж с жанровыми сценами можно было увидеть только на миниатюрах в часословах. Художник, вдохновлённый природой Италии (в особенности горами) и шедеврами Ренессанса, перенял традицию натуралистической передачи природы. При этом в своих пейзажах он создаёт новый мир, который сочетает увиденное в разных уголках Европы. Это некий универсум, в котором у каждого человека, каким бы несуразным, угловатым и незатейливым он ни был, есть своё место.
Цикл «Времена года» был заказан Николасом Йонгелинком для его загородного дома. Известная серия включает шесть крупномасштабных панно (одно из них до наших дней не сохранилось). Среди специалистов продолжаются споры, могло ли быть больше полотен, ведь на фоне современного деления на сезоны цифра 6 выглядит не вполне логично. Однако в 16-м веке в Нидерландах помимо стандартных весны, лета, осени и зимы выделяли также раннюю весну, а лето делили на два сезона.
Картины, вероятно, когда-то украшали столовую Йонгелинка. Исследователи предполагают, что полотна располагались фризом на 3 или 4 стенах комнаты и таким образом создавался грандиозный мировой ландшафт.
«Жатва», 1565. (wikipedia.org)
Для искусства 16-го века было типично рассматривать крестьян как шутов. Брейгель, похоже, не разделяет этого грубого подхода. Друзья и знакомые Йонгелинка были людьми зажиточными и образованными. Картины Брейгеля открывали им окно в другой мир.
Следуя устоявшейся традиции нидерландской живописи, Брейгель создавал свои пейзажи слоями. Детали на переднем плане, таким образом, скрывают те, что находятся дальше от зрителя. Это вместе с тщательно подобранными оттенками помогало создавать иллюзию пространства и глубины.
ТВОРЧЕСТВО
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.
В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно
Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего
Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.
Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.
ЖАТВА
Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.
В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.
Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.
Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.
Биография Брейгеля Старшего
Питер Брейгель появился на свет в промежутке 1525-1530 гг., предположительно в нидерландском городе Бреда или деревне Брегел. О его детских годах биографии практически ничего не известно. Считается, что он рос и воспитывался в крестьянской семье.
В юности Брейгель увлекся графикой, вследствие чего в середине 1540-х годов начал обучаться у Питера Кука ван Альста – придворного художника короля Карла V. Когда в 1550 г. не стало его наставника, парень присоединился к гильдии живописцев Антверпена.
Брейгель-старший трудился в мастерской Иеронима Кока, который торговал гравюрами. Именно здесь он начал делать свои первые шаги в графике и живописи, с каждым годом прогрессируя в этих видах искусства.
Список картин Питера Брейгеля Старшего
Ниже перечислены картины южнонидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Картина | Название | Год создания | Техника | Размеры (см) | Галерея |
---|---|---|---|---|---|
Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере | 1553 | Дерево, масло | 67 x 100 | Частная коллекция | |
Поклонение царей | около 1556 | Холст, темпера | 124 x 169 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Притча о сеятеле | 1557 | Дерево, масло | 73,7 x 102 | Музей искусств Тимкена, Сан-Диего | |
Двенадцать пословиц | 1558 | Дерево, масло | 75 x 98 | Музей Майер ван ден Берг, Антверпен | |
Фламандские пословицы | 1559 | Дерево, масло | 117 x 163 | Берлинская картинная галерея, Берлин | |
Битва Масленицы и Поста | 1559 | Дерево, масло | 118 x 164,5 | Музей истории искусств, Вена | |
Детские игры | 1560 | Дерево, масло | 118 x 161 | Музей истории искусств, Вена | |
Морской бой в гавани Неаполя | 1560 | Дерево, масло | 42,2 x 71,2 | Галерея Дориа-Памфили, Рим | |
Падение Икара | 1560-е годы | Холст, масло | 73,5 x 112 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Падение мятежных ангелов | 1562 | Дерево, масло | 117 x 162 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Безумная Грета | 1562 | Дерево, масло | 117,4 x 162 | Музей Майер ван ден Берг, Антверпен | |
Триумф смерти | около 1562 | Дерево, масло | 117 x 162 | Прадо, Мадрид | |
Две обезьяны | 1562 | Холст, масло | 20 x 23 | Государственные музеи Берлина, Берлин | |
Самоубийство Саула | 1562 | Дерево, масло | 33,5 x 55 | Музей истории искусств, Вена | |
Портрет старой женщины | 1563 | Дерево, масло | 22 x 18 | Старая пинакотека, Мюнхен | |
На пути в Египет | 1563 | Дерево, масло | 37,1 x 55,6 | Институт искусства Курто, Лондон | |
Вавилонская башня | 1563 | Дерево, масло | 114 x 155 | Музей истории искусств, Вена | |
Поклонение волхвов | 1564 | Дерево, масло | 111,1 x 83.2 | Лондонская Национальная галерея, Лондон | |
Успение Богородицы | 1564 | Дерево, масло | 36 x 55 | Аптон-Хаус, графство Уорикшир | |
Путь на Голгофу | 1564 | Дерево, масло | 124 x 170 | Музей истории искусств, Вена | |
Свадебный танец на свежем воздухе | 1564—1565 | Пергамент на дереве, темпера | 183 x 218 | Уффици, Флоренция | |
Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц | 1565 | Дерево, масло | 37 x 55,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Охотники на снегу | 1565 | Дерево, масло | 117 x 162 | Музей истории искусств, Вена | |
Возвращение стада | 1565 | Дерево, масло | 117 x 159 | Музей истории искусств, Вена | |
Сенокос | 1565 | Дерево, масло | 117 x 161 | Дворец Лобковича в Пражском Граде | |
Жатва | 1565 | Дерево, масло | 119 x 162 | Музей Метрополитен, Нью-Йорк | |
Сумрачный день | 1565 | Дерево, масло | 118 x 163 | Музей истории искусств, Вена | |
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии | около 1565 | Дерево, масло | 24 x 34 | Институт искусства Курто, Лондон | |
Вавилонская башня | около 1565 | Дерево, масло | 60 x 74,5 | Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам | |
Избиение младенцев | около 1565-1567 | Дерево, масло | 109,2 x 158,1 | Королевская коллекция | |
Вино на празднике Святого Мартина | 1565-1568 | Холст, темпера | 148 x 270,5 | Прадо, Мадрид | |
Вино на празднике Святого Мартина | около 1565-1568 | Холст, масло | 147 x 269,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Перепись в Вифлееме | 1566 | Дерево, масло | 115,5 x 163,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Страна лентяев | 1566 | Дерево, масло | 52 x 78 | Старая пинакотека, Мюнхен | |
Проповедь святого Иоанна Крестителя | 1566 | Дерево, масло | 95 x 160,5 | Музей изобразительных искусств, Будапешт | |
Свадебный танец | около 1566 | Дерево, масло | 119,4 x 157,5 | Институт искусств, Детройт | |
Поклонение волхвов в зимнем пейзаже | 1567 | Дерево, темпера | 35 x 55 | Ам Рёмерхольц, Винтертур | |
Обращение Савла | 1567 | Дерево, масло | 108 x 156 | Музей истории искусств, Вена | |
Калеки | 1568 | Дерево, масло | 18,5 x 21,5 | Лувр, Париж | |
Три солдата | 1568 | Дерево, масло | 20,3 x 17,8 | Коллекция Фрика, Нью-Йорк | |
Сорока на виселице | 1568 | Дерево, масло | 45,9 x 50,8 | Гессенский музей, Дармштадт | |
Притча о слепых | 1568 | Холст, темпера | 86 x 154 | Музей Каподимонте, Неаполь | |
Мизантроп | 1568 | Холст, темпера | 86 x 85 | Музей Каподимонте, Неаполь | |
Крестьянская свадьба | 1568 | Дерево, масло | 114 x 164 | Музей истории искусств, Вена | |
Крестьянский танец | 1568 | Дерево, масло | 114 x 164 | Музей истории искусств, Вена | |
Разоритель гнёзд | 1568 | Дерево, масло | 59,3 x 68,3 | Музей истории искусств, Вена |
Живопись
Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника — Иеронима Босха. Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».
Картина Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых»
Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.
Картина Питера Брейгеля «Крестьянская свадьба»
Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями. За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте. Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера — картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.
Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти»
В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.
Картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня»
Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» — изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.
Картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу»
Также знатоки искусства о и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».
Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»
Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени
Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?
Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.
Его дети — Питер Брейгель Младший (1564−1636) и Ян Брейгель Старший (1568−1625) — были не менее знамениты, чем отец.
- Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь.
- Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».
Судя по тому, насколько подробно знаменитый художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы — как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».
Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572 г.
Одна из таких картин — «Крестьянская свадьба».
Сюжет картины: осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей. На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове — разрисованный обруч. Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка — два волынщика.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Жених и невеста»
Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Свиные ребрышки»
На стенке амбара прибита пара небольших снопов — символ плодородия новой семьи.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Символ семейного плодородия» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Разносчики»
На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Самый маленький гость» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Еще один малыш»
Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Что можно так есть?» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Амбарная дверь, снятая с петель»
А разносчик — человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка — резная, деревянная.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»
Льется рекой эль, в руках гостей — кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Кравчий» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Музыканты»
Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе: младшенький — невесты, старшенький — жениха.
Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть — и не более того.
Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.
Теги: знаменитый художник, художники, сюжет картины, Питер Брейгель Старший