БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
Похоть 1558 Гордыня 1556 Лень 1557
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Ян Брейгель Старший («Бархатный»): мастер живописи флоры и фауны
(1568–1625)
Ян Брейгель Старший в течение творческой жизни сформировал собственный стиль и рынок, сделав себе имя как мастер натюрморта, а также как удивительный живописец флоры и фауны. Сотрудничал с ведущими художниками эпохи, включая Питера Пауля Рубенса, Йооса де Момпера Младшего, Хендрика ван Балена. Художник получил прозвища «Бархатный», «Цветочный», «Райский» за виртуозную «гладкую» живопись, утонченный колорит и тончайшие лессировки. На торгах Sotheby’s в Лондоне 9 июля 2014 года был установлен ценовой рекорд ($11,652,106) на полотно Яна Брейгеля Старшего. Столь высокая цена была продиктована не только качеством живописи, но и тем, что полотно вышло на рынок из герцогской коллекции впервые за более чем 150 лет. Натюрморты Брейгеля Бархатного — настоящая отрада для глаз, они поражают богатством цвета и виртуозностью живописи. В российской частной коллекции Валерии и Константина Мауергауз представлен цветочный натюрморт «Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе» Яна Брейгеля Старшего. Картина экспонировалась в рамках проекта «Младшие Брейгели» в ГМИИ им. А. С. Брейгеля и Новом Иерусалиме. В 2012 году известный эксперт по творчеству Брейгеля Фред Мейер атрибутировал этот натюрморт как работу Яна Брейгеля Старшего.
Ян Брейгель Младший: самый известный внук
(1601–1678)
Ян Брейгель Младший — пожалуй, самый «популярный» художник из династии Брейгелей на арт-рынке. Мастер широко представлен в частных собраниях. Его творчество повторяет основные мотивы и художественные находки отца — Яна Брейгеля Старшего. Живописец писал цветы, флору, фауну, аллегорико-мифологические композиции. Как и отец, Ян Брейгель Младший работал с Питером Пауэлем Рубенсом, Йоосом де Момпером Младшим, Хендриком ван Баленом и Давидом Тенирсом Младшим (кстати, мужем его сестры). Другие художники писали стаффаж на их совместных полотнах. Рекорд на полотно Яна Брейгеля Младшего «Вход животных в Ноев ковчег» был установлен на Christie’s в Нью-Йорке в 2010 году и составил $2,882,500. Стоимость полотен последователей и круга Яна Брейгеля Младшего колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.
У Яна Брейгеля Младшего был брат-художник Амброзиус (Амбросий) Брейгель, атрибуция произведений которого ныне представляет трудность для экспертов. Монограмма «AB» может быть приписана и Абрахаму Брейгелю. Произведения Амброзиуса редко появляются на арт-рынке, а их стоимость на аукционах, как правило, составляет несколько десятков тысяч долларов.
Абрахам Брейгель продолжил дело отца — Яна Брейгеля Младшего. Его наследие, состоящее по большей части из фруктовых и цветочных натюрмортов, обширно, а цены колеблются от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.
ТВОРЧЕСТВО
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.
В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно
Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего
Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.
Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.
ЖАТВА
Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.
В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.
Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.
Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.
Питер Брейгель Младший («Адский»): продолжатель дела отца
(1564–1636)
Питер Брейгель Младший известен тем, что повторял произведения отца. Действительно, именно он взял на себя семейную мастерскую. Для копирования работ мастер использовал прориси отца. Тем не менее произведения сына отличаются от работ отца по колористике и восприятию некоторых деталей. Цвета произведений обоих сыновей, как правило, контрастнее и ярче. Для копирования сыновья использовали картоны (эскизы в полный размер), которые прокалывали для того, чтобы с помощью припороха углем перенести рисунок. Иногда они меняли цвета.
- Питер Брейгель Старший, Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1565 Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе
- Питер Брейгель Младший, Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1626 Sotheby’s London (торги 9 июля 2014 года), частная коллекция
«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» — одна из самых популярных картин в наследии Питера Брейгеля Старшего. Его сын Питер Брейгель Младший и мастерская создали около 127 повторений. По современным подсчетам, только 45 из них являются авторскими копиями сына. В 2014 году на Sotheby’s в Лондоне «ловушка» Брейгеля Младшего установила ценовой рекорд на этот сюжет: полотно было реализовано за $6,664,097. Рекордной публичной продажей картины Питера Брейгеля Младшего стала «Битва между масленицей и постом», реализованная на Christie’s в Лондоне в 2011 году за $10,709,333. Качественную работу Питера Брейгеля Младшего можно приобрести и за несколько сотен тысяч долларов. Работа мастерской, последователя или круга Питера Брейгеля Младшего обойдется в меньшую стоимость: крохотное тондо с лицом крестьянина высотой 7,3 см на аукционе Christie’s в Лондоне в 2017 году стоило $4,010.
Список картин Питера Брейгеля Старшего
Ниже перечислены картины южнонидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Картина | Название | Год создания | Техника | Размеры (см) | Галерея |
---|---|---|---|---|---|
Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере | 1553 | Дерево, масло | 67 x 100 | Частная коллекция | |
Поклонение царей | около 1556 | Холст, темпера | 124 x 169 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Притча о сеятеле | 1557 | Дерево, масло | 73,7 x 102 | Музей искусств Тимкена, Сан-Диего | |
Двенадцать пословиц | 1558 | Дерево, масло | 75 x 98 | Музей Майер ван ден Берг, Антверпен | |
Фламандские пословицы | 1559 | Дерево, масло | 117 x 163 | Берлинская картинная галерея, Берлин | |
Битва Масленицы и Поста | 1559 | Дерево, масло | 118 x 164,5 | Музей истории искусств, Вена | |
Детские игры | 1560 | Дерево, масло | 118 x 161 | Музей истории искусств, Вена | |
Морской бой в гавани Неаполя | 1560 | Дерево, масло | 42,2 x 71,2 | Галерея Дориа-Памфили, Рим | |
Падение Икара | 1560-е годы | Холст, масло | 73,5 x 112 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Падение мятежных ангелов | 1562 | Дерево, масло | 117 x 162 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Безумная Грета | 1562 | Дерево, масло | 117,4 x 162 | Музей Майер ван ден Берг, Антверпен | |
Триумф смерти | около 1562 | Дерево, масло | 117 x 162 | Прадо, Мадрид | |
Две обезьяны | 1562 | Холст, масло | 20 x 23 | Государственные музеи Берлина, Берлин | |
Самоубийство Саула | 1562 | Дерево, масло | 33,5 x 55 | Музей истории искусств, Вена | |
Портрет старой женщины | 1563 | Дерево, масло | 22 x 18 | Старая пинакотека, Мюнхен | |
На пути в Египет | 1563 | Дерево, масло | 37,1 x 55,6 | Институт искусства Курто, Лондон | |
Вавилонская башня | 1563 | Дерево, масло | 114 x 155 | Музей истории искусств, Вена | |
Поклонение волхвов | 1564 | Дерево, масло | 111,1 x 83.2 | Лондонская Национальная галерея, Лондон | |
Успение Богородицы | 1564 | Дерево, масло | 36 x 55 | Аптон-Хаус, графство Уорикшир | |
Путь на Голгофу | 1564 | Дерево, масло | 124 x 170 | Музей истории искусств, Вена | |
Свадебный танец на свежем воздухе | 1564—1565 | Пергамент на дереве, темпера | 183 x 218 | Уффици, Флоренция | |
Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц | 1565 | Дерево, масло | 37 x 55,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Охотники на снегу | 1565 | Дерево, масло | 117 x 162 | Музей истории искусств, Вена | |
Возвращение стада | 1565 | Дерево, масло | 117 x 159 | Музей истории искусств, Вена | |
Сенокос | 1565 | Дерево, масло | 117 x 161 | Дворец Лобковича в Пражском Граде | |
Жатва | 1565 | Дерево, масло | 119 x 162 | Музей Метрополитен, Нью-Йорк | |
Сумрачный день | 1565 | Дерево, масло | 118 x 163 | Музей истории искусств, Вена | |
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии | около 1565 | Дерево, масло | 24 x 34 | Институт искусства Курто, Лондон | |
Вавилонская башня | около 1565 | Дерево, масло | 60 x 74,5 | Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам | |
Избиение младенцев | около 1565-1567 | Дерево, масло | 109,2 x 158,1 | Королевская коллекция | |
Вино на празднике Святого Мартина | 1565-1568 | Холст, темпера | 148 x 270,5 | Прадо, Мадрид | |
Вино на празднике Святого Мартина | около 1565-1568 | Холст, масло | 147 x 269,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Перепись в Вифлееме | 1566 | Дерево, масло | 115,5 x 163,5 | Королевские музеи изящных искусств, Брюссель | |
Страна лентяев | 1566 | Дерево, масло | 52 x 78 | Старая пинакотека, Мюнхен | |
Проповедь святого Иоанна Крестителя | 1566 | Дерево, масло | 95 x 160,5 | Музей изобразительных искусств, Будапешт | |
Свадебный танец | около 1566 | Дерево, масло | 119,4 x 157,5 | Институт искусств, Детройт | |
Поклонение волхвов в зимнем пейзаже | 1567 | Дерево, темпера | 35 x 55 | Ам Рёмерхольц, Винтертур | |
Обращение Савла | 1567 | Дерево, масло | 108 x 156 | Музей истории искусств, Вена | |
Калеки | 1568 | Дерево, масло | 18,5 x 21,5 | Лувр, Париж | |
Три солдата | 1568 | Дерево, масло | 20,3 x 17,8 | Коллекция Фрика, Нью-Йорк | |
Сорока на виселице | 1568 | Дерево, масло | 45,9 x 50,8 | Гессенский музей, Дармштадт | |
Притча о слепых | 1568 | Холст, темпера | 86 x 154 | Музей Каподимонте, Неаполь | |
Мизантроп | 1568 | Холст, темпера | 86 x 85 | Музей Каподимонте, Неаполь | |
Крестьянская свадьба | 1568 | Дерево, масло | 114 x 164 | Музей истории искусств, Вена | |
Крестьянский танец | 1568 | Дерево, масло | 114 x 164 | Музей истории искусств, Вена | |
Разоритель гнёзд | 1568 | Дерево, масло | 59,3 x 68,3 | Музей истории искусств, Вена |
Фламандские пословицы. 1559 г.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org
Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.
Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.
На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.
А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.
На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.
Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.
Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.
Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?
Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.
Его дети — Питер Брейгель Младший (1564−1636) и Ян Брейгель Старший (1568−1625) — были не менее знамениты, чем отец.
- Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь.
- Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».
Судя по тому, насколько подробно знаменитый художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы — как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».
Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572 г.
Одна из таких картин — «Крестьянская свадьба».
Сюжет картины: осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей. На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове — разрисованный обруч. Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка — два волынщика.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Жених и невеста»
Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Свиные ребрышки»
На стенке амбара прибита пара небольших снопов — символ плодородия новой семьи.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Символ семейного плодородия» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Разносчики»
На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Самый маленький гость» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Еще один малыш»
Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Что можно так есть?» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Амбарная дверь, снятая с петель»
А разносчик — человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка — резная, деревянная.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»
Льется рекой эль, в руках гостей — кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.
Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Кравчий» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Музыканты»
Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе: младшенький — невесты, старшенький — жениха.
Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть — и не более того.
Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.
Теги: знаменитый художник, художники, сюжет картины, Питер Брейгель Старший
Тайна, мраком покрытая
О жизни Питера Брейгеля Старшего сохранилось ничтожно мало сведений: биография на пару страниц, написанная Карелом ван Мандером в 1604 году, да несколько документов. И хотя ван Мандер мог опираться на свидетельства современников — тех, кто знал художника, — всё же полностью полагаться на его труд не стоит. Дело в том, что в тексте факты соседствуют с анекдотами, которые, скорее всего, были выдуманы самим ван Мандером под впечатлением от брейгелевских полотен. Так, например, автор пишет, что Брейгель и его друг Ганс Франкерт, ювелир из Антверпена, переодевались в крестьянское платье и посещали деревенские праздники и свадьбы, где выдавали себя за родственников молодых. Вполне вероятно, что Брейгель действительно дружил с Франкертом, но всё остальное представляется чистой воды выдумкой.
Предполагаемый портрет Брейгеля. Выполнен после его смерти. (wikipedia.org)
Не известны ни дата, ни точное место рождения художника. Самый ранний документ в биографии Брейгеля, — свидетельство от 1551 года о принятии его в гильдию художников Антверпена. Предположительно, на тот момент ему было между 21 и 25 годами (типичный возраст для процедуры регистрации), исходя из этого исследователи пришли к выводу, что Брейгель мог родиться между 1525 и 1530 годами.
Ещё больше споров вызывает место рождения художника. Не исключено, что он мог появиться на свет в местечке, название которого созвучно с его фамилией. Ван Мандер писал, что художник происходит из деревни Bruegel, расположенной недалеко от Бреды.
Не так много известно и том, где учился Брейгель. Ван Мандер указывает на мастерскую Питера Кука ван Альста в Брюсселе.
Предполагаемый портрет Питера Брейгеля, ок. 1565−1568 гг. (wikipedia.org)
Вскоре после вступления в гильдию Брейгель отправился в поездку по Франции и Италии. Там он, безусловно, познакомился с титанами Возрождения. По возвращении в Нидерланды предположительно в 1554 году Брейгель обосновался в Антверпене, где начал работать в мастерской Иеронима Кока, печатавшего и продававшего гравюры на самые разные темы, от притч до пейзажей. В течение следующих 7 лет Брейгель создал более 40 рисунков для гравюр, используя высокий спрос на изображения в стиле Иеронима Босха.
Примерно с 1562 года у Брейгеля всё чаще заказывают живописные полотна. В 1563 году он переехал в Брюссель и женился на Майкен, дочери Питера Кука ван Алста. В браке у них родились трое детей: сыновья Питер и Ян, продолжившие дело отца, и дочь Мария, о судьбе которой нам ничего не известно.
До наших дней сохранилось около 40 живописных полотен Брейгеля Старшего. Большая часть была выполнена в последние 7 лет жизни художника. Тайной остаётся полный список заказчиков (с уверенностью можно назвать ближайшего советника испанского короля Филиппа II Антуана Перрено де Гранвеля и богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка). Что можно сказать наверняка, так это то, что труд Брейгеля очень хорошо оплачивался. Художник не брался за алтарные картины и почти не писал откровенно заказных портретов, что было нетипичного для середины 16-го века.
Существенное влияние на выбор сюжетов в последние два года жизни Брейгеля оказали политические события в Нидерландах. В 1567 году герцог Альба прибыл в Брюссель. Начались гонения и репрессии. Полотна Брейгеля приобретают звучание тоски и печали. Тем не менее невозможно однозначно сказать, что происходило в душе художника, как он чувствовал себя в то время и о чём думал.
«Мизантроп», 1568. (wikipedia.org)
Брейгель умер в Брюсселе в 1569 году. Перед смертью он наказал своей жене сжечь немало из его работ, вероятно, опасаясь гонений, которые могли обрушиться на семью. Майкен пережила мужа на 9 лет.
Сыновья Брейгеля Питер и Ян, которым на момент смерти отца было пять лет и год соответственно, стали впоследствии художниками. Видимо, произошло это под влиянием их бабушки Майкен Верхюлст, которая была художницей-миниатюристкой. И Ян, и Питер прославятся за счёт многочисленных копий шедевров отца.