Валентин Серов. Последние декоративные панно. Похищение Европы. Одиссей и Навзикая
Теперь мы подошли к одному из последних жизненных эпизодов Валентина Александровича Серова. В 1907 году Серов вместе с Л.С.Бакстом, автором символистских полотен и деятельным членом «Мира искусства», поехал в Грецию.
Его восторженные греческие впечатления нашли непосредственное отражение лишь в работах 1910 года, когда художник вновь оказался на морском побережье, в Беаррице, во Франции.
Захваченный мифологическим миром Древней Греции, Серов работал над двумя декоративными панно – «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910).
Валентин Серов. Похищение Европы. 1910
Валентин Серов — Похищение Европы
Сюжет картины «Похищение Европы» взят из древнегреческой мифологии. Могучий Зевс влюбился в дочь финикийского царя Агенора Европу. В виде прекрасного быка он предстал перед царевной и ее подругами, когда те гуляли по берегу моря.
Там она стала его женой и родила ему трех сыновей-героев.
В панно «Похищение Европы» нет внешних проявлений разбушевавшихся стихий. Могучая сила, олицетворенная в Зевсе, принявшем облик быка, смиряется загадочной красотой финикийской царевны Европы, подобной древнегреческой коре.
Весь строй картины пронизан ощущением какой-то особой, возвышенно-обобщенной монументальности.
Валентин Серов — Одиссей и Навзикая
Во время поездки в Грецию Валентин Серов заинтересовался раскопками Кносского дворца.
Изучение руин этого дворца английским археологом Эвансом перевернуло представление о древней греческой цивилизации.
Работая над картиной «Одиссей и Навзикая», художник рассказывает о потерпевшем крушение Одиссее, который попал на остров феаков, сказочного народа, пребывающего в мире блаженного, потустороннего бытия.
Валентин Серов. Одиссей и Навзикая. 1910
Высокий свод небес с воздушной громадой облаков и приближенная к зрителю узкая прибрежная полоска воды с отраженными в ней зыбкими силуэтами движущейся вдоль светлого моря процессии, все это втягивает вглубь необозримого пространства. Устремлена вперед стройная, как статуя, царевна Навзикея, управляющая колесницей, влекомой мулами. По велению Афины она должна помочь Одиссею возвратиться на родину с острова Схерия, принадлежащего народу феаков.
Герой отстал от процессии девушек-рабынь и уныло бредет в тяжелом раздумье о пережитых страданиях, о неизвестном будущем. Излюбленный Серовым музыкально-ритмический мотив шествия становится олицетворением жизненного пути, неисповедимой судьбы, вечного странствия между обреченностью и надеждой.
Это были одни из последних произведений Валентина Александровича Серова. Сутью его творческого метода было постоянное развитие, борьба против всяческих штампов, ремесленных приемов. Даже смерть художника воспринималась современниками как глубокий историко-культурный водораздел, обозначивший конец целой эпохи.
Валентин Серов — преподаватель
Собственный опыт мастера помог ему найти общий язык с молодым поколением. Как преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Серов был свидетелем экспериментов начинающих живописцев, будущих основателей символистских и авангардных группировок «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».
В.А.Серов. Автопортрет. 1880-е.
Футурист Д.Д.Бурлюк признавался:
До того, как нас, молодежь начала двадцатого века, отравил микроб нового искусства, Серов был нашим кумиром.
Неудивительно, что Серову удалось воспитать поколение художников. Главным своим учителем его считали К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.П.Ульянов и другие известные живописцы.
Н.К.Рерих отмечал:
Этот человек… знал, что делал. А делал он творческое, честное, прекрасное дело в истории русского художества… Как хорошо, что наряду с Суриковым, Репиным, Васнецовым, Нестеровым, Куинджи был у нас и Серов, засиявший таким прекрасным, драгоценным камнем в ожерелье русского искусства.
Мифы Древней Греции в живописи
Начиная с античности, греческие мифы побуждали художников, скульпторов и поэтов создавать произведения искусства. Мифология и по сей день представляет собой богатый мир героев и сюжетов. Мифы передают дух Древней Греции, места, где воспевалась и увековечивалась красота. Неудивительно, что именно их сюжеты чаще всего становятся предметом изобразительного искусства.
На протяжении веков подвиги Геракла, мучения Прометея и похождения Зевса были запечатлены в разных форматах, стилях и техниках такими художниками, как Боттичелли, Рубенс, Рембрандт, Доре и многие другие
В период модернизма влияние мифологии на живопись уменьшилось, большее внимание стало уделяться стилю и технике изображения в ущерб сюжету картины
В российской живописи ХХ века исторический и мифологический жанр обрел «второе дыхание» благодаря великолепным картинам Врубеля и Васнецова, которые оживили сюжеты национального фольклора. Древнегреческие мифы стали предметом особого интереса Валентина Серова в поздний период его творчества.
История картины
В самом начале ХХ века среди людей искусства пошли слухи о начале грандиозного проекта по оформлению музея изящных искусств им. Пушкина. Живописное оформление залов должно было подчеркивать и разъяснять постоянные экспозиции музея. В биографии Серова четко прослеживается желание участвовать в этом проекте.
В середине 1900-х гг. Серов посетил Грецию, чтобы впитать классическую культуру и искусство. Подготовка к росписи классических залов музея считается основной целью, которую преследовал художник. Серов Валентин Александрович начал писать первые варианты «Похищения» незадолго после поездки.
Многие искусствоведы считают, что картина «Похищение Европы» и сопутствующая ей «Встреча Одиссея с Навзикаей» были написаны как эскизы для настенной росписи, а не для станковых картин. Аргументом в пользу этой точки зрения может считаться то, что автор не собирался писать ни одну из упомянутых картин маслом.
Валентин Серов, «Похищение Европы»: описание
Картина «Похищение Европы» в качестве сюжетной линии использует миф о молодой финикийской царевне по имени Европа, дочери царя Агенора, которую возжелал Зевс. Обратившийся в быка, Олимпийский Бог унес Европу на своей спине на остров Крит.
Интерпретация Серова не требует правдоподобного изображения героев и окружающего их пейзажа, она не пытается создать реалистичный сюжет. Валентин Серов стремился к обобщению художественных образов, к созданию картины, объединяющей в себе культуру, знания и традиции древней Греции.
Стиль картины
Еще одним аргументом в пользу написания «Европы» для декоративного панно музея искусств является уникальная стилистика картины. В 1907 г. Серов отправился на остров Крит с целью изучить античные настенные росписи древнего храма.
Новаторские приемы в стилизации и даже композиции картины «Похищение Европы» указывают на то, что автор был вдохновлен классическим искусством древнегреческих монументальных исторических панно.
Стиль картины можно с легкостью назвать минималистичным. Динамичная композиция, однообразие форм, отсутствие лишних деталей и минимальная цветовая гамма создают присущий модерну эффект стилизации.
Продолговатые, вытянутые по диагонали формы быка и дельфинов, а также «волнующаяся» линия горизонта оставляет картину без единой прямой вертикальной или горизонтальной линии в композиции.
От этого она кажется движущейся вверх.
Фигура огненно-рыжего быка, плывущего по бурному морю, разделяет картину на две части по диагонали как в композиционном, так и в цветовом плане. Серов выбрал атипичный, для Зевса в форме быка, цвет.
В большинстве случаев величие и великолепие громовержца подчеркивается белым цветом, в данном случае Серов выбрал яркий оранжевый цвет, который внес в колористику картины необыкновенную динамичность и одновременно создал визуальный фокус.
Картина «Похищение Европы»: варианты
Серов создал несколько вариантов картины, ни один из которых не считается полностью завершенным. Во всех существующих изображениях палитра и композиция остаются практически неизменными, в отличие от множества вариантов «Встречи Одиссея с Навзикаей», в которых Серов экспериментировал с построением, композицией, динамикой и цветовой гаммой.
Самый большой по размеру и наиболее детализированный вариант картины «Похищение Европы» хранится в Государственной Третьяковской галерее, но принадлежит при этом частной коллекции.
Примечания и ссылки[править | править код]
- Любкер Ф. Nausicaa //Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга, Ф. Гельбке, П. В. Никитин, В. А. Канский — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 905.
- Любкер Ф. Alcinous //Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга, Ф. Гельбке, П. В. Никитин, В. А. Канский — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 59.
- Nausicaa (англ.) // 1911 Encyclopædia Britannica — 11 — New York City: 1911. — Vol. 19.
- Навсикая // Молочница — Наручи — 1916. — Т. 27. — С. 769—770.
- Имена с элементами нав в микенских текстах:Навсиклев — «знаменитый кораблями»,Евнав — «имеющий хорошие корабли» (Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 125).[уточнить ]
- Гомер. Одиссея VI 17
- МЭСБЕ/Навзикая — Викитека
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 25; Гигин. Мифы 125
- Введенский Б. А. . Большая советская энциклопедия Том 29 — Большая Советская Энциклопедия Второе издание (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 марта 2020. Архивировано 14 апреля 2020 года.
- ↑ 123 Навсикая // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 482.
- Стивен П. Кершоу. Путеводитель по греческой мифологии
- Сравнение с игрой в мяч см. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 938—949.
- Афиней. Пир мудрецов I 25, 14d; Примечания О. Л. Левинской в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 492.
- Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 159.
Психология в живописи
В.Я.Брюсов отмечал, что Серов умел через лицо увидеть душу и запечатлеть ясновидение на картинах. В портрете императора Николая II большой акцент сделан на глаза. Во взгляде царя художник передал грусть и смирение, как-будто он предвидел трагическое будущее. Работа давалась не просто, Серов даже хотел отказаться от нее. В последний момент царь с грустью присел за стол, и художнику удалось уловить и передать мягкий характер императора.
Валентин Серов отличался также твердым характером и умением с достоинством вести общение как с людьми из народа, так и с высокопоставленными персонами. Так, на критическое замечание императрицы Марии Федоровны о только что написанном портрете, Серов заметил, что он всего лишь покорный слуга, а Ее Величество может писать сама, если так хорошо рисует. На вопрос известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, почему на картине пиджак изображен без пуговиц, остроумный Серов заметил, что является все-таки, художником, а не портным.
При этом, вхожесть Серова в дом Мамонтовых давала ему заказы на портреты знаменитостей и безбедную жизнь. Проживая летом у мецената в Абрамцеве, Серов с удовольствием раскрывал талант комика, играя в домашних постановках.
Кстати, для знаменитой «Девочки с персиками» позировала дочь Саввы — Вера Мамонтова. По признанию двадцатидвухлетнего художника, работал он «с упоением» и закончил портрет за месяц.
Художник был строг к себе и моделям. В не приукрашенной честности его работ многие усматривали шарж и карикатуру. Серов лишь разводил руками, что он мог поделать, если шарж сидит в самой модели, а он только подмечает это?
Кроме портретов в наследство потомкам автор также оставил великолепные книжные иллюстрации, графику и пейзажи.
Общественная и педагогическая деятельность
В 1894 году Серов примкнул к «Товариществу передвижных выставок», сотрудничал с художественным объединением «Мир искусства».
Серов также известен как талантливый педагог училища живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в столице с 1897 года. Поиски стиля и высокое трудолюбие служили ориентиром для учеников, среди которых были Н. П. Ульянов, П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, Н. Н. Сапунов, Ф. Юон. В 1909 году Серов оставил работу в училище в знак солидарности с коллегой А. Голубкиной, обвиненной в распространении антиправительственных прокламаций.
Смерть Валентина Серова в 46 лет стала большой утратой для мира искусства. Как вспоминал И.Репин, только близкие знали, что еще мог сделать Серов. Кроме талантливого художника и педагога, эпоха потеряла человека высоких нравственных качеств, перед которыми преклонялись как современники, так и потомки автора.
https://youtube.com/watch?v=WVmt5jolWLc
В искусстве
Литература
- Данте Алигьери. «Божественная комедия», «Ад», песнь XXVI, 1308—1321
- Ганс Сакс. «Странствие Улисса»
- Дольче Л. «Улисс»
- Шекспир, Уильям. «Троил и Крессида», ок. 1602
- Лопе де Вега. «Цирцея», 1624
- Педро Кальдерон. «Величайшее колдовство, любовь», 1635
- Пьер Корнель. «Цирцея»
- Франсуа Фенелон. «Приключения Телемаха, сына Одиссея» (Телемахида), 1699
- Иоганн Якоб Бодмер. «Улисс»
- Джованни Пиндемонте. «Улисс»
- Альфред Теннисон. Поэма «Улисс»
- Яков Княжнин. «Цирцея и Улисс»
- Франсуа Понсар. «Улисс», 1852
- Генри Райдер Хаггард. «Скиталец», 1890
- Андре Жид. «Филоктет», 1898
- Николай Гумилев. Стихотворения «Возвращение Одиссея», «Ахилл и Одиссей»
- Лион Фейхтвангер. «Одиссей и свиньи, или О неудобстве цивилизации»
- Станислав Выспяньский «Возвращение Одиссея», 1907
- Герхарт Гауп
- Жан Жироду. «Эльпенор», 1919
- Джеймс Джойс. «Улисс», 1918—1920
- Никос Казандзакис. Поэма «Одиссея», 1938
- Иосиф Бродский. Стихотворение «Одиссей Телемаку», 1972
- Эйвинд Юнсон. «Прибой», 1946
- Терри Пратчетт.
- Андрей Валентинов. «Диомед, сын Тидея»
- Ежи Анджеевский. «Никто», 1981
- Луиджи Малерба. «Итака навсегда», 1997
- Эдуард Геворкян. «Тёмная гора»
- Генри Лайон Олди. «Одиссей, сын Лаэрта», 2000
- Бернар Вербер. «Последий секрет», 2001
- Дэн Симмонс. Фантастические романы «Илион», 2003 и «Олимп», 2005
- Владимир Березин. «Путевые знаки», 2009
Изобразительное искусство
В.Серов. Одиссей и Навсикая
Арнольд Бёклин «Одиссей и Полифем»
- Одиссей был изображен на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия Трои; на второй части картины было изображено его сошествие в Аид.
- Эсквилинские фрески. «Странствия Одиссея», I в. до н. э.
- фрески Франческо Приматиччо
- фрески Никколо дель Аббате, Дворец Фонтенбло
- фрески Алессандро Аллори, Флоренция
- фрески Пеллегрино Тибальди, Болонья
- фрески Гверчино, Ченто
- Якоб Йорданс. «Одиссей в пещере Полифема», 1630-е
- Питер Пауль Рубенс. «Улисс высаживается на земли феаков»
- Сальватор Роза. «Улисс и Навсикая»
- Клод Лоррен. «Улисс на острове феаков», «Улисс возвращает Хрисеиду отцу», 1648
- Уильям Тёрнер. «Улисс и Полифем»
- Арнольд Бёклин. «Одиссей и Калипсо», 1882
- Джон Уотерхаус. ««Цирцея предлагает чашу Улиссу», «Улисс и сирены», обе — 1891
- Валентин Серов. «Одиссей и Навсикая», 1910
Музыка
- Клаудио Монтеверди. Опера «Делиа и Улисс» (совместно с Ф. Манели, музыка и либретто утеряны), 1630
- Клаудио Монтеверди. Опера «Возвращение Улисса на родину», 1640
- Ж.-Ф. Ребель. Опера «Улисс», 1703
- Райнхард Кайзер. Опера «Улисс», 1722
- Кароль Шимановский. Цикл «Метопы»: три этапа возвращения Одиссея (остров Сирен, остров Калипсо и остров феаков), 1915
- Н. Скалкотас. Увертюра для оркестра «Возвращение Одиссея», 1945
- Н. В. Бентсон. Опера «Улисс»
- Э. Энглунд. Балет «Одиссей», 1959
- А. Логотетис. Балет «Одиссей», 1963
- Т. Андониу. Эпилог для солиста, чтеца и камерного ансамбля, 1963
- Е. К. Голубев. Балет «Одиссей», 1965
- Луиджи Даллапиккола. Опера «Улисс», 1960—68
- Кирилл Молчанов. Мюзикл «Одиссей, Пенелопа и другие», 1970
- Алан Хованесс. Симфония № 25 «Одиссей», Op. 275, 1973
- Symphony X. Альбом «The Odyssey», содержащий музыкальную интерпретацию греческой поэмы Одиссея продолжительностью 24 мин., 2002
- Ингви Мальмстин. Альбом «Odyssey», 1988
- Василий К. Песня «Одиссей», 1999
- Franz Ferdinand. Сингл «Ulysses», 2009
- Cream. Песня «Tales of Brave Ulisses», 1967
Кинематограф
- «Странствия Одиссея», фильм Марио Камерини и Марио Бава, Одиссей — Кирк Дуглас, 1954
- «Подвиги Геракла: Геракл и царица Лидии» , фильм Пьетро Франчиши, Одиссей — Габриэле Антонини, 1959
- «Одиссея», телефильм Франко Росси, Одиссей — Беким Фехмию, 1968
- «Зена — королева воинов», телефильм, Одиссей — Джон Д’Акино, 1996
- «Одиссея», телефильм Андрея Кончаловского, Одиссей — Арманд Ассанте, 1997
- «О, где же ты, брат?», фильм братьев Коэнов по сценарию, основанному на переработке «Одиссеи» (номинация на премию Оскар как «лучшая адаптация литературного произведения»), Улисс Эверетт МакГилл — Джордж Клуни, 2000
- «Троя», фильм Вольфганга Петерсена, Одиссей (роль второго плана) — Шон Бин, 2004
- Одиссей: Путешествие в подземный мир, фильм Терри Ингрэма, Одиссей — Арнольд Вослоу, 2008
- «Одиссей», телефильм Стефана Джусти, Одиссей — Алессио Бони, 2013
Похищение Европы картина Серова В. А. 1910 г
Похищение Европы картина Серова В. А. замечательного русского живописца, была завершена в 1910 г. и известна в нескольких (около десяти) авторских вариантах. Написана на картоне темперой и имеет размер 71 х 98 см.
На картине изображено море, над которым огромный оранжево-коричневый сильный бык на спине уносит красавицу Европу. Она выглядит совершенно спокойной и даже равнодушной к происходящему.
Хотя сюжет заимствован из греческой мифологии, в Европе мы не увидим мраморной застывшей красоты. Ее можно принять за обычную девушку.
В этом произведении мы легко обнаружим символику. Европа уже не следует долголетнему поклонению античности, она находится в движении вперед. И это ее, как видим, не беспокоит.
Впереди нет конкретной цели, конечного пункта следования, но это будущее, и Европа не собирается оплакивать прошлое, оставленное ею по воле божественного Зевса. Какой берег выберет, стремительно уносящий ее могучий бык? Ответа на этот вопрос нет.
Но герои композиции оглядываются на зрителей, приглашая их последовать за ними.
Миф о похищении царевны лежит в основе теории о зарождении европейской цивилизации. Рожденных красавицей троих детей, усыновил правитель Крита. Их потомки и стали первыми европейцами.
Привлекает внимание и пространство картины, которое имеет особый ритм. Его дают дельфины, именно они, своими играми, еще больше подчеркивают физическую силу быка
Можно сказать, что автор намеренно сделал море лишь фоном, хотя, и могущественным, и неукротимым в своей стихии.
Небольшие блики, легкое отражение персонажей на воде — все это также подчеркивает силу Зевса, которому безропотно подчиняется все в этом мире. Но, не стоит думать, что море или небо имеют одно цветовое решение.
Присмотритесь, и вы без труда различите мазки, градуированные тончайшими переходами близких оттенков.
В картине Похищени е Европы трудно найти второстепенные детали. Оно написано как бы по определенной схеме, что характерно для модернизма
Серов большое внимание уделяет образу Быка
Это перевоплощение главного бога Олимпа — Зевса, воспылавшего неукротимой страстью к дочери правителя Финикии Агенора.
Стоит также особо подчеркнуть, что палитру картины — смешение коричневых, синих и черных оттенков — автор позаимствовал из старинных фресок, увиденных им на острове Крит.
Серов создавал эту картину, после своей поездки на Крит в 1907 г, где он с огромным интересом рассматривал развалины величественного Кносского дворца. Это одна из его последних работ. Она представляется осмыслением творческого пути, размышлением о современном мире. Возможно, поэтому «Похищение Европы» признано самым удачным из произведений Серова. Это образец модернизма.
Древний миф много раз вдохновлял живописцев. Но картина Серова Похищение Европы полностью отличается от других произведений. Здесь не присутствуют светлые тона и изящество линий.
Она масштабна и монументальна. Композиция строится на движении по диагонали, словно изображенные персонажи движутся не только вперед, но и ввысь.
Большую часть полотна занимает море: грозное, бушующее и неспокойное.
Напомним, что два варианта картины Похищение европы находятся в Третьяковской галерее Москвы, еще один — в Русском музее Санкт-Петербурга.
Многие искусствоведы утверждают, что лучший вариант долгие годы был в семье художника. В 1996 г.
В мифологии[править | править код]
Согласно «Одиссее», во сне к Навсикае в образе её подруги явилась богиня Афина и, укоряя её в том, что она в ожидании своего скорого замужества не заботится о свадебных одеждах, поторопила ехать скорее на берег стирать их. Утром Навсикая под впечатлением от сна снаряжает колесницу и в сопровождении девушек-служанок отправляется к устью реки на берег моря. Там, после стирки одежд, во время игры в мяч, к ним вышел Одиссей, потерпевший кораблекрушение накануне (по пути с острова Калипсо). Юная царевна поражает Одиссея своею красотой и рассудительностью, и он обращается к ней с речью. Навсикая дает ему одежду и, накормив, ведет за собой в город, в царский дворец. Навсикае и её отцу приглянулся Одиссей, однако он стремился в родную Итаку. Феаки способствуют его отъезду, перед которым Навсикая просит Одиссея: «Помни меня: ты спасением встрече со мною обязан».
Гомер описывает, как Навсикая с подругами играют в мяч. Согласно керкирской исследовательнице эпохи эллинизма Агаллиде, Навсикая и изобрела эту игру (фенинду, позднее гарпастон
, аналог современного гандбола с элементами регби).
В позднеантичной версии, согласно Гелланику и «Итакийской политии» Аристотеля, в дальнейшем Навсикая стала женой сына Одиссея — Телемаха — и родила от него сына Персепола.
Действующее лицо трагедии Софокла «Навсикая, или Прачки» (фр. 439—440 Радт), комедий Евбула и Филиллия «Навсикая».
Балет «Навсикая» И. Лидхольма, С. Михаилидиса.
Стройность Навсикаи Одиссей сравнивает с пальмой.
В честь Навсикаи назван астероид (192) Навсикая, открытый в 1878 году.
Серов в детстве
Известно, что проявляемый в детстве художественный талант юного Серова раздражал учителей в гимназии. Ведь мальчик рисовал каждую минуту, за что его лишали тетрадей с рисунками и ставили в угол. Заканчивалось все тем, что гнев педагогов сменялся любопытством и восторгом, а затем и просьбой нарисовать портрет.
С 8 лет Валентин Серов занимался в мастерской Ильи Репина. Мастер высоко ценил ученика за талант и трудолюбие, называя его «Геркулесом в искусстве». Как вспоминал Репин после смерти любимого ученика, Валентин с детства отличался необычайной серьезностью и целомудрием. Однажды художники отправились на Украину, чтобы собрать материал для «Запорожцев». Остановившись в Киеве у приятеля, Репин сделал замечание одному профессору — любителю фривольных шуток, попросив того не развращать юного гения. «Я не развратим», — последовал ответ мальчика.
Литература[править | править код]
- Навсикая // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 194.
- Навсикая // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
- Одиссей и Навсикая в изложении Н. Куна по поэме Гомера «Одиссея» // Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции
- Женщины «Одиссеи»: Навсикая, Parthenos // Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(899)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Картина Серова. Похищение Европы
Древнегреческий миф о прекрасной царевне Европе, похищенной всемогущим Зевсом – один из самых известным. Многие художники использовали это античное повествование и предлагали различные художественные, стилистические и композиционные решения.
Важным является и тот факт, что этимологическое происхождение одного из материков связано с именем этой девушки, означающее, скорее всего, «заход» или «широкоглазая». Таким образом, в европейской культуре есть особое отношение к этому мифу.
Европа играла со своими подругами на берегу возле моря, и ее красоту и грацию заметил главный бог-олимпиец. Ослепленный страстью Зевс решил похитить ее. Приняв обличье белоснежного неагрессивного быка, он предстал перед девушками.
На своей картине «Похищение Европы» Валентин Серов запечатлел именно тот момент, когда могучий Зевс в облике быка пересекает море, а девушка сидит на его спине.
Но в интерпретации знаменитого русского живописца, этот сюжет отошел от академических канонов и приобрел совсем иное звучание, прославив художника.
Получив заказ на выполнение росписей в России, Валентин Серов совершил поездку на остров Крит и досконально изучил остатки Кносского дворца. Создавая свое полотно, живописец использовал характерный для эстетики модерна приемы стилизации и яркие краски.
Отступив от античной традиции, Серов изобразил белоснежного быка рыжим с белым пятном посреди лба, а выражение морды быка – весьма очеловеченное. Это яркое оранжевое пятно выглядит особенно впечатляюще, выразительно и красиво на фоне сине-фиолетового моря и белых волн.
Горизонтальное направление центральных фигур усиливают движение. Для достижения такого динамизма Серов удлинил корпусы тел быка, девушки и дельфина.
Чтобы передать силу штормового моря, живописцев располагает горизонт высоко вверху и использует крутые волны, чтобы взрыть линию горизонта огромными морскими валами. Могущество быка передано в том, как он сильно и бесстрашно рассекает эти крутые волны.
- Интересным в этой картине является то, что юная красавица на спине принявшего обличье быка Зевса вовсе не выглядит напуганной.
- Она сидит в неудобной для езды на животном позе, как бы демонстрируя, что ничего не боится и лишь слегка держится за невероятно длинные рога могучего животного.
- Девушка спокойно смотрит назад и, видимо, прощается во своим прошлым, все дорогим сердцу – своими подругами, родителями и знакомыми, но она не испытывает радостных чувств к неизвестному будущему, но знает, что все это происходит к лучшему.
- Автор сочинения: Ирина Шастова