Картина «А, ты ревнуешь?»: образы и история
Сюжетная линия композиции, как и остальные шедевры, взяты из обычной жизни местных таитянок. На полотне изображены две сестры, которые после купания решают понежиться на берегу. Беседа девушек перешла на любовную тему, когда что-то сказанное вдруг гневит одну из сестер, она присела и возразила «А, ты ревнуешь?». Это высказывание Гоген напишет на картине. Таким образом подсмотренная чужая жизнь становиться мировым шедевром. Хотя молодые особы изображены художником в неглиже, образы не вызывают чувства стыда и не несут в себе сексуальный подтекст. Естественность женщин, как и окружающая их природа — завораживает.
Таити — место, где рождались шедевры
Гоген с особым трепетом рассказывал о Таити, его покорила эта земля, своей непосредственностью, простотой, своим народом который не знал цивилизации и поэтому не был испорчен. Поль восхищается местными женщинами, природная красота, целомудренность и величие, послужило для создания картин с их участием. Его полотно, которое имеет название «А, ты ревнуешь?» создана в первые года проживания на Таити. Именно в 1892 году в стиле Гогена, появляются необыкновенные цвета и образы. Живописец создает сюжет своих работ на основе которых лежит повседневная жизнь местных женщин. Символическим моментом полотен, становится цвет, который придавал произведению особое значение.
Анализ картины
Портрет как жанр у Гогена нередко сочетается с пейзажным жанром, поскольку на сочетании одного жанра живописи с другим складывалась главная тема искусства Гогена – «созвучие человеческой жизни с животным и растительным миром в композициях, в которых большую роль играет великий голос земли». Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира. Так, в полотне «Женщина, держащая плод» совершенно обыденный бытовой мотив художник превратил в возвышенно-эстетический. На первом плане изображена молодая девушка, таитянка в возрасте невесты, в ярко-красном парео, держащая бережно, словно ребенка, плод тропического растения. В некотором отдалении от нее, на фоне хижин, сидят ее подруги, внимательно смотрящие на зрителя. Стиль этой работы намного мягче и естественнее предыдущих полотен мастера. Рисунок почти утратил былую резкость, а линия приобрела гибкость и живость. Посредством композиции Гоген ненавязчиво объединил плоскостные ритмичные мотивы, смягчив границы контрастных цветов. Колорит картины изыскан; благодаря разнообразию теплых розовых оттенков она словно подернута знойным маревом.
Силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.
У эрмитажной картины есть таитянское название, данное ей Гогеном. Оно переводится: «Куда идешь?». Этот вопрос островитяне задают встречным. Ответ должна дать главная героиня картины. Плод в ее руках — это тыква, употреблявшаяся как сосуд для воды. Если присмотреться, то можно даже различить веревочку, за которую держат сосуд. Значит, таитянка идет по воду. Но ведь вода у многих народов — это символ жизни, а тыква, у китайцев, например, служила знаком связи двух миров, земного и небесного. Техамана, изображенная Гогеном, была беременна, и это объединяет присутствие сосуда и воды, а также таитянки с младенцем — мотив материнства Поль Гоген // Искусство. – 2007. – №6..
Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени – искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.
Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод, может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).
Природа как фон представлена в первозданном виде и непрерывно развивается по естественным законам мироздания. Она воплощает идеальное природное пространство, выступающее посредником между человеком и Абсолютом, в котором присутствует божество. Человек, который способен полностью соединиться с космическим ритмом природы, вернуться к первозданному состоянию, получает особую благодать, способность преображаться и преображать самому.
Актуально-исторический аспект художественной идеи данного произведения заключается в конкретной представленной модели острова Таити как райского острова, жители которого уже получили благодать. Таитянки гармонично существуют внутри своей родной природы, с рождения встраиваясь в определенный космический ритм существования.
Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство – это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, – таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит – люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.
http://vangogen.ru/pol-gogen-zhenshhina-derzhashhaya-plod/http://kulturologia.ru/blogs/080515/24420/http://studwood.ru/1565652/kulturologiya/analiz_kartiny
голоса
Рейтинг статьи
Диковинное искусство
Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».
Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.
Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.
Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.
Поль Гоген. Потеря девственности. 1891. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org.
Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.
Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.
Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».
Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru.
Вымысел или нет
Поль Гоген «А, ты ревнуешь?» считал успешным произведением и самым любимым. Даже отправил письмо своему лучшему другу, где он говорит, что это лучшая его композиция. Однако есть теория, которую выдвинули искусствоведы, она гласит о продуманности истории картины, возможно, это была задумка для рекламного трюка. Предположения не существовало, если бы не нашли в личных вещах художника фотографию Афинского театра, где одна из женских фигур очень похожа на нагую таитянку. А венок на голове у аборигенки был отсылкой на лавровый венок. Образ второй девушки вполне мог быть дописан позднее. Эта версия не прижилась в широких массах любителей живописи Гогена, людям приятней верить в красивую историю рассказанную автором.
Описание картины Поля Гогена «Женщина, Держащая плод (1893)»
Эту картину Гоген нарисовал, находясь на острове Таити. На заднем плане находятся две обычные хижины, расположенные в поселении островитян. На переднем фоне стоит молодая женщина, таитянка, держащая в руках плод. Этим плодом является манго, отличаясь лимонно – зеленоватым цветом. Многие критики отмечают, что сам плод напоминает сосуд, а некоторые исследователи творчества художника уверены, что это и есть самый настоящий сосуд для воды, вырезанный в тыкве. Таким образом, женщина, возможно, собирается идти за водой, придерживая сосуд за верёвку, расположенную сверху плода.
По определённой версии, героиней картины является молодая таитянка Техура, которая была супругой Гогена, но между ними так и не состоялся обряд венчания. Её лицо имеет выразительные черты, взгляд серьёзный и сосредоточенный. У неё смуглая кожа, написанная золотисто – коричневыми красками и выделяющаяся на общем фоне картины. Силуэт её тела описан чёткой линией, благодаря которой она кажется объёмной и выразительной. Пейзаж, расположенный позади женщины, выглядит достаточно плоско и обобщённо.
Художник не изобразил ни лучи солнца, ни подвижность воздуха. Напротив, вся картина пропитана тропическим зноем, который наполнил хижины, траву и деревья, а также застыл на коже островитянки, одетой в юбку в насыщенно – красного цвета. Рисунок, изображённый на её одежде, сливается с узорами листьев на деревьях. Это придаёт ей некой таинственности, делая её неотъемлемой частью окружающей природы. Картина отличается особой поэтичностью, будучи насыщенной яркими красками и экзотическими мотивами. Чувствуется крепкая связь людей и природы, кажущаяся вечной и неразрывной. По слухам, женщина была беременна от Гогена, о чём намекает плод, который она держит в руках.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург.
Ещё один шедевр Эпохи Возрождения хранится в Эрмитаже. «Мадонна Конестабиле» Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.
Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.
Хранится она в своей «родной» раме, которая была исполнена по рисункам Рафаэля.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ Леонардо и Микеланджело, которые сильно на него повлияют.
Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря «Мадонне Конестабиле».
О картине
Таитянские женщины на побережье (1891)
На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: «Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью».
Новый удар в жизни Гогена
После короткого визита в Париж (в связи с болезнью и безденежьем), где художника ожидал триумфальный провал (выставку жестко раскритиковали) вместо ожидаемого признания, он окончательно вернулся в Океанию. Здесь он продолжает работать, причем не только в качестве художника, но и как писатель, журналист, скульптор. Однако работы его уже не столь жизнерадостные, как в предыдущие годы. Картины отражают тревогу и разочарование, поселившиеся в душе Гогена: «Материнство», «Невермор». В 1897 году он пишет одну из самых известных своих работ «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Закончив ее, он предпринял неудачную попытку самоубийства, устав от болезней и всеобщего непонимания (даже на «райской земле» его считали бестактным и бездарным).
Смотреть галерею
Парау Парау – Беседа (1891)
На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни». Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности. Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира.
Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально. После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной. Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».
Брокер или художник?
Узнав о смерти матери, в 1872 году Поль Гоген возвращается в Париж и, заручившись поддержкой друга семьи Гюстава Арозы, поступает на службу в качестве биржевого брокера. Конечно, это не то, о чем всегда мечтал Поль. Однако какое-то время ему удается вести «нормальную жизнь»: он женится на датчанке, обзаводится детьми. Семья живет благополучно, меняет квартиры на все более комфортабельные. При этом особое место в доме занимает его мастерская. Гоген, ранее только коллекционировавший картины, начинает писать сам. Его первые пейзажи появились уже в 1873-1874 годах. В то же время он знакомится с импрессионистами и, начиная с 1879 года участвует в художественных выставках. Теперь его всерьез воспринимают как художника. Особую роль в его творческой деятельности сыграл Эдгар Дега, которому очень обязан Поль Гоген. Картины, которые он рисует, Дега покупает сам и побуждает это делать торговца полотнами импрессионистов. Постепенно работа брокером начинает угнетать Гогена, на живопись остается совсем немного времени. Поэтому в 1885 году Поль решает бросить работу, оставляет семью в Дании и уезжает в Париж. Какое-то время он проводит в Бретани, где пишет и общается с художниками-символистами. Здесь написаны такие известные картины, как «Видение после проповеди» и «Свинопас. Бретань» (изображает жизнь людей, не испорченных цивилизацией).
Смотреть галерею
Гоген в Бретани
Лето 1886 года Гоген проводит в Бретани на севере Франции.
Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.
Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.
Всё это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.
Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Wikimedia Commons.
Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.
Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?
В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).
Поль Гоген. Желтый Христос. 1889. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com.
Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.
А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.
Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.
Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.
А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.
Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru.
Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.
А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.
Гоген в Арле
Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.
Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.
Информация о картинах в конце статьи*
Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.
Гоген в тропиках
В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.
Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.
Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org
Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.
Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует (1892)
Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует 1892. Буффало. Художественная галерея Олбрайт-Нокс.
У названия картины «Манао Тупапау» два значения – «она думает о привидении» и «привидение думает о ней». Повод к написанию картины Гогену дала бытовая ситуация. Он уехал по делам в Папеэте, а вернулся домой только поздно ночью. Дом был окутан мраком, потому что масло в лампе закончилось. Когда Поль зажёг спичку, он увидел, что Техура дрожит от ужаса, вцепившись в кровать. Привидений боялись все туземцы, и поэтому они по ночам не гасили в хижинах свет. Эту историю Гоген внёс в свою записную книжку и прозаически закончил: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии».
Художники-миллионеры современности
Мода на искусство диктует правила на рынке. Среди бесчисленных трагедий непризнанных талантов есть и счастливчики, которые сумели достичь успеха при жизни. Современные картины ценятся не меньше, чем шедевры прошлых эпох.
Рекорд цены за продажу своей картины принадлежит британскому художнику Дэвиду Хокни. В 2020 году на аукционе Christie’s его работа «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» 1972 года была продана за 5,8 млрд ₽ или 90,3 млн $, при начальной цене в 80 млн $. Покупатель решил остаться неизвестным. Некоторые СМИ предполагают, что это может быть миллиардер Джо Льюис.
«Портрет художника», Дэвид Хокни
Второе самое дорогое полотно при жизни создателя было продано в 2013 году. Им стала картина немецкого художника Герхарда Рихтера «Кафедральная Площадь, Милан», созданная в 1968 году в технике размытого фото и проданная за 2,4 млрд ₽ или 37,1 млн $ на аукционе Sotheby’s.
«Кафедральная площадь, Милан», Герхард Рихтер
Рихтеру принадлежит и почётное третье место в списке самых дорогих картин, проданных прижизненно. Его полотно «Абстрактный образ» 1986 года из коллекции Эрика Клэптона было куплено в 2012 году на аукционе Sotheby’s за 2,2 млрд ₽ или 34,2 млн $.
«Абстрактный образ», Герхард Рихтер
Парау Парау — Беседа (1891)
Парау Парау — Беседа. 1891. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
На этой картине рукой самого Гогена сделана надпись, которая с языка островитян переводится как «сплетни». Женщины сидят кружком и заняты беседой, но будничность сюжета картины не лишает её таинственности. Эта картина не столько несколько конкретная реальность, сколько образ вечного мира, а экзотика природы Таити – всего лишь органичная часть этого мира. Органичной частью этого мира стал и сам Гоген – он не переживал из-за женщин, не влюблялся и не требовал от местных дам того, чего они не могли дать ему изначально. После расставания с любимой женой, оставшейся в Европе, он утешался любовью телесной. Благо, таитянки дарили любовь любому неженатому мужчине, достаточно было только показать пальцем на понравившуюся барышню и заплатить её «опекуну».
Те авае но Мариа – Месяц Марии (1899 г.)
Картина, главной темой которой стало цветение весенней природы, была написана Гогеном в последние годы жизни, которые он провёл на Таити. Название картины – Месяц Марии – связано с тем, что в католической церкви все майские службы были связаны с культом девы Марии.
Вся картина проникнута впечатлениями художника от экзотического мира, в который он погрузился. Поза женщины на картине напоминает скульптуру с храма на острове Ява. На ней белое одеяние, считающееся символом чистоты и у таитян, и у христиан. Художник в этой картине соединял различные религии, создавая образ первозданности.
Эа хаэре иа оэ — Куда идешь? (Женщина, держащая плод). (1893 г.)
Эа хаэре иа оэ — Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
В Полинезию Гогена привела романтическая мечта о полной гармонии – в мир таинственный, экзотический и не абсолютно не похожий на Европу. Он видел воплощение вечного ритма жизни в ярких красках Океании, а сами островитяне были для него источником вдохновения. Название картины с языка племени маори переводится как приветствие «Куда идешь?». Самый, казалось бы простой мотив приобрёл практически ритуальную торжественность. Тыква (так островитяне переносили воду) на картине стала символом таитянского рая. Особенность этой картины — ощущение солнечного света, материализуется который в смуглом теле таитянки, которая изображена в красно-огненном парео.
Признание сразу после смерти
Гоген так и не успел насладиться успехом.
Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.
Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.
Поль Гоген. Заклинание. 1903. Национальная галерея в Вашингтоне. Artchive.ru.
И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить
Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание
Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…
Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…
Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.
Предпосылки и интерпретация
Гоген побывал на Таити в 1891 году и прибыл в Папеэте в июне . Его романтический образ нетронутого рая частично в форме от Пьера Лоти в истории Le Mariage де Лоти . Однако он обнаружил, что французская колонизация разрушила этот прославленный образ. Поэтому он попытался выразить аспекты этой культуры или того, чем он считал себя, в своих работах. Поэтому он выбрал таитянские названия, такие как Fatata te miti , Te Faaturuma или Manao tupapau, чтобы показать идиллические пейзажи в якобы духовной среде, выбирая простые формы. В июле 1893 года он вернулся во Францию в надежде, что наконец добьется успеха в своих новых работах. В 1894 году он хотел издать книгу « Ноа Ноа» , в которой было напечатано несколько гравюр на дереве, отражающих его впечатления от Таити. Ни книга, ни персональная выставка в галерее Поля Дюран-Рюэля не встретили одобрения публики, так что он окончательно покинул Францию в июле 1895 года. Живопись Гогена на Таити была началом художественного движения, имевшего дело с экзотическими предметами в конце 19 века. Европейские художники, скептически относящиеся к культурному развитию Европы, находят в эстетике так называемых «примитивных культур», теперь расистский термин, одолжение и вдохновение для нового искусства, которое их романтизировало, но также было предназначено для их продвижения. Гоген и, прежде всего, эта картина, были пионерами более позднего художественного движения примитивизма , которое позволило художникам преодолеть перспективу точки схода , например, с эпохи Возрождения .
Вайраумати Тей Оа 1892, ГМИИ, Москва
Девушка — тринадцатилетний Техура, возлюбленная художника, которого он рисовал несколько раз во время своей первой поездки на Таити. На этой картине Гоген изображает ее как Вайраумати , мифическую земную мать таитянского тайного общества ареоев (см. Также Ариои ). В ГМИИ в Москве есть похожая картина с названием Vairaumati Tei Oa (вас зовут Вайраумати) с другим фоном. Говорят, что в ее руке это росток манго . Ареои образовали религиозную общину, которая, однако, прекратила свое существование задолго до прибытия Гогена на Таити. Французский колониализм и связанная с ним миссионерская деятельность давно утвердили христианство и западную культуру. Но Гоген хотел избежать именно этого западного, как он писал, «декаданса» и вызывает в своей картине якобы идеальное, любящее природу, райское изначальное состояние Таити. Гоген утверждал, что узнал старые легенды маори от своей девушки, но художник не встречал последних живых людей, которые знали эту историю. Скорее, Гоген черпал свои знания о таитянской религии и мифах из ошибочного путешествия Жака-Антуана Меренхаута под названием Voyage aux îles du Grand Océan 1837 года. Несмотря на неприятную действительность, художник всегда придерживался своей идеи первобытного рая. как альтернатива западной культуре. Здесь он хотел найти счастье. По мнению искусствоведа и куратора Музея современного искусства Уильяма Рубина , поэтическая параллель между художником-творцом и божеством, его возлюбленной, изображена в его картине, которой ранее занимался Гоген. Есть автопортрет из его бретонского периода в школе Пон-Авена 1889 года ( автопортрет с желтым Христом , Музей Орсе ), на котором он изображен перед распятым Иисусом и, таким образом, параллель между ним, на этот раз как страдающим, и Христом как Бог предлагает.
А, ты ревнуешь? История одной картины Поля Гогена
Поль Гоген много путешествовал, но особенным местом был для него остров Таити – земля «экстаза, спокойствия и искусства». Именно здесь он пишет свои самые выдающиеся работы, одна из которых – «А, ты ревнуешь?» – заслуживает отдельного внимания.
Таити, Французская Полинезия. Дом, в котором жил Гоген
Впервые Поль Гоген прибыл на Таити в 1891 г. Он надеялся обрести здесь воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми. Встретивший его порт Папеэте разочаровал художника: ничем не примечательный городок, холодная встреча местных колонистов, отсутствие заказов на портреты заставили его искать новое пристанище. Около двух лет Гоген провел в туземной деревушке Матаиеа, это был один из самых плодотворных периодов в его творчестве: за 2 года он написал около 80 полотен. 1893-1895 гг. он проводит во Франции, а затем снова уезжает в Океанию, чтобы уже никогда не вернуться.
Музей Поля Гогена на Таити
О Таити Гоген всегда отзывался с особенной теплотой: «Меня пленила эта земля и ее люди, простые, не испорченные цивилизацией. Чтобы создавать новое, надо обращаться к нашим истокам, к детству человечества. Ева, которую я выбираю, почти животное, поэтому она остается целомудренной, даже обнаженная. Все Венеры, выставленные в Салоне, выглядят неприличными, отвратительно похотливыми…». Гоген не уставал восхищаться таитянскими женщинами, их серьезностью и простотой, величественностью и непосредственностью, необычной красотой и природным очарованием. Он писал их на всех своих полотнах.
Поль Гоген. Таитянские женщины на пляже, 1891
Картина «А, ты ревнуешь?» была написана во время первого пребывания Гогена на Таити, в 1892 г. Именно в этот период творчества в его стиле появляется необыкновенная гармония цвета и форм. Отталкиваясь от обыденного сюжета, подсмотренного в повседневной жизни таитянок, художник создает настоящие шедевры, в которых основным носителем символического содержания становится цвет. Критик Поль Делярош писал: «Если Гоген, представляя ревность, делает это посредством розового и фиолетового, то, кажется, вся природа принимает в этом участие».
Поль Гоген
Свою творческую манеру в этот период художник объяснял так: «Беру как предтекст любую тему, заимствованную из жизни или природы, и, несмотря на размещение линий и цветов, получаю симфонию и гармонию, не представляющую ничего полностью реального в точном значении этого слова…». Гоген отрицал ту действительность, которую писали реалисты, – он создавал иную.
Поль Гоген
Сюжет картины «А, ты ревнуешь?» тоже подсмотрен в повседневной жизни таитянок: сестры-аборигенки после купания нежатся на берегу и разговаривают о любви. Одно из воспоминаний вдруг вызывает ревность одной из сестер, что заставило вторую вдруг присесть на песке и воскликнуть: «А, ты ревнуешь!». Эти слова художник написал в левом нижнем углу холста, воспроизведя таитянскую речь латинскими буквами. Из этого случайного эпизода чужой жизни родился шедевр искусства.
Могила Поля Гогена на кладбище Атуоны на Маркизских островах
Обе девушки, изображенные на картине, обнажены, но в их наготе, несмотря на чувственные позы, нет ничего постыдного, странного, эротического или вульгарного. Их нагота так же естественна, как необычайно яркая экзотическая природа вокруг. По европейским канонам красоты их вряд ли можно назвать привлекательными, но Гогену они кажутся прекрасными, и свое эмоциональное состояние ему в полной мере удается запечатлеть на полотне.
Остров Таити в наши дни
Этой картине Гоген придавал особенное значение. В 1892 г. он сказал другу в письме: «Я написал великолепную картину обнаженных недавно, две женщины на пляже, я думаю, это лучшее из всего, что я когда-либо делал».
Источник