Как все начиналось
Аполлинарий Михайлович Васнецов появился на свет летом 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье потомственного священника.
Отец семейства (Михаил Васильевич Васнецов) был человеком разносторонним и заботился о том, чтобы его дети умели читать, писать и рисовать. Благодаря его усилиям у двух сыновей (Виктора и Аполлинария) обнаружились способности к изобразительному искусству.
Когда Аполлинарию исполнилось 10 лет умерла его мать Аполлинария Ивановна. Еще через 4 года умер отец. На тот момент мальчик обучался в Вятском духовном училище, но становиться священником не собирался. Его, как и старшего брата увлекало рисование.
Виктор Васнецов в ту пору уже обучался в Петербургской Академии искусств и очень хотел, чтобы младший брат переехал к нему.
Чтобы развивать талант Аполлинария, он договорился с польским художником Эльвиро Андриолли, находившимся в ссылке в Вятской губернии, что тот будет давать мальчику уроки живописи.
В 1872 году Аполлинарий закончил духовное училище и отправился к брату в Петербург. Там он прожил три года. Это время с ним занимались такие известные мастера живописи, как Поленов, Репин, Максимов, и, конечно, сам Виктор Васнецов.
Молодой человек решил, что не будет поступать в Академию художеств, но успешно сдал экзамен на звание народного учителя и уехал трудиться в Вятскую губернию.
Он надеялся, что работая сельским учителем, будет нести пользу крестьянам, просвещая их. Но его надежды разбились при столкновении с суровой реальностью. Крестьяне не понимали его, а он их. Позже он разочарованный напишет:
В 1878 году Аполлинарий уехал из Вятской губернии обратно к брату в Петербург и снова погрузился в живопись.
Признанием таланта младшего Васнецова стала покупка Павлом Третьяковым его картины «Серый день».
Картины по русской истории. А.М. Васнецов. Двор удельного князя.
Начало здесь.
Художник изобразил типичный центр мелкого княжества средневековой Руси, представлявшей собой пеструю картину многочисленных государственных образований. Дробление русских земель началось почти одновременно с их объединением, уже после смерти киевского князя Святослава Игоревича (972).
Укрепление самостоятельности отдельных княжеств было связано с ростом крупных городов и социально-экономическим развитием районов страны. Несмотря на междоусобицы и непрерывные войны, частый переход княжеств из рук в руки, от одной родовой или политической группировки к
другой, на Руси сохранились и укреплялись крупные государственные образования, включавшие часто множество мелких княжеских владений, такие как великие княжества Владимирское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, княжества Ростовское, Ярославское, Смоленское, Рязанское и другие.
Феодальная раздробленность Руси, облегчавшая грабительские набеги кочевников и способствовавшая завоеванию ее монголо-татарами, сохранялась и поощрялась ханами Золотой Орды, постоянно натравливавшими одно княжество на другое, сталкивавшими претендентов на один и тот же княжеский «стол». Важным ее элементом была система деления княжества на уделы между сыновьями князя.
Сложное сочетание сил единения и раздробленности приводило к очень различным результатам. Некоторые княжества, например Стародубское, распадались на мельчайшие уделы. Историки и поныне не могут полностью восстановить число и расположение таких княжеств, особенно в южнорусских землях, где целые княжеские роды гибли в упорной борьбе со степными разбойниками, часто не оставляя о себе письменных известий.
Сохраняются отдельные «белые пятна» и на карте Северо-Восточной Руси. Но со временем деление княжеств на уделы все более обставлялось обязательствами удельных князей перед старшим князем, когда самостоятельность удельных и местных, издавна владевших небольшими княжествами князей, ограничивалась их вассальной зависимостью перед центром.
С этими ограничениями система уделов сохранилась и во время борьбы за объединение Руси, и после свержения ордынского ига и образования централизованного государства. Последним уделом обычно называют Углич, владение погибшего в конце XVI века сына Ивана Грозного царевича Дмитрия.
На картине А. М. Васнецова представлен традиционный удел — миниатюрное государство, чей князь в лучшем случае обязан был выступить на войну вместе со старшим князем. Он имеет свою дружину, бояр, казну, тиуна (управителя), сокольничего, других слуг.
Его подданные пришли на княжий суд, привезли подати в обширные закрома. Скачущий гонец, возможно, везет приказ выступить с дружиной на какого-нибудь более могущественного соседа, а то и просто слова: «Поди, княже, прочь».
В обоих случаях удельному князю придется подчиниться. Его дружина малочисленна, а богатый дворец защищен лишь невысоким тыном. Известно, однако, много случаев, когда мелкие князья проявляли высокую доблесть на поле брани.
Немало независимых от Москвы князей, владения которых трудно даже найти на карте, стали под знамена Дмитрия Донского, многие из них погибли в Куликовской битве (1380). Вассальные князья на военной службе великого князя участвовали и в войне с внешними неприятелями, и в борьбе за объединение русских земель вокруг единого центра.
Автор аннотации: А.П. Богданов.
Продолжение следует.
Московский Кремль
Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой – на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.
Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.
Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз
Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична
Чем все завершилось
В 1890 году Аполлинарий Михайлович первый раз поехал на Урал. Местная природа произвела на художника колоссальное впечатление и это нашло отражение в его творчестве.
Им был написан целый цикл уральских картин, которые потом будут благосклонно приняты обществом.
Аполлинарий Михайлович признавался:
1890-е годы стали для Васнецова плодотворными и успешными. Художник достиг зенита славы. Он активно путешествовал и рисовал множество картин. Его имя уже связывали не только с братом, а воспринимали, как самостоятельную и известную личность.
В 1900 году Аполлинарий Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств.
В 1902 году Аполлинарий Васнецов женился. О его семье известно совсем мало. Женой стала Татьяна Одоевская (1879 — 1961). У них родился сын Всеволод (1901 — 1989).
На рубеже 19-20 веков Аполлинарий Михайлович увлекся возрождением прошлых столетий на своих холстах. Если его брата влекли русские сказки, то он был озарен идеей показать людям всю красоту старинной Москвы.
Глядя на его работы, кажется, что он действительно сам там был, прогуливался по столичным улочкам, любовался величием архитектуры.
Увлеченный старинной Москвой, он даже создал научный кружок — Комиссию по изучению старой Москвы и лично участвовал в археологических раскопках в центральной части города.
Кружок был создан в 1918 году и в том же году его изгнали из Московского училища живописи.
Васнецов стоически переносил изменения происходящие и в его жизни и в судьбе страны. Он видел, как все вокруг стремительно разрушается, но при этом находил в себе силы не лебезить перед новой властью и продолжать жить достойно.
Интересен тот момент, что революцию он принял счастливо, заявив, что происходит «великий исторический момент освобождения от старых ржавых цепей гражданского рабства».
Из-за своих взглядов он ссорился со старшим братом. Однако вскоре после свержения Романовых и наблюдения за происходящим в стране, Аполлинарий поменял мнение:
Когда в 1931 году он узнал, что собираются сносить Храм Христа Спасителя в Москве, он был единственным художником, возражающим против бесчинства.
Последние годы жизни Аполлинария Михайловича прошли в изучении прошлого Москвы. Он изучал информацию, производил раскопки, писал этюды и делал автобиографические заметки.
Его не стало 23 января 1933 года в возрасте 76 лет. Похоронили художника на Введенском кладбище в Москве рядом со старшим братом.
И напоследок еще несколько прекрасных картин, написанных Аполлинарием Михайловичем.
Сочинение 2
Виктор Михайлович Васнецов — российский и советский художник-живописец и архитектор. В его картинах ярко представлены разные жанры: пейзажи, бытовые сюжеты, сказки, былинно-исторические, религиозные темы. Будущий художник родился в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование, в том числе читали научные журналы, учили рисованию. Учиться он пошёл сначала в духовное училище, потом в духовную семинарию, не окончив которую, поехал поступать в Петербург в Академию художеств.
В конце 1890-х годов особое место в творчестве Васнецова занимает религиозная тема. В это время им написана картина «Крещение Руси». На ней изображена известная сцена 988 года – важный момент истории Древней Руси: князь Владимир провёл массовое крещение русского народа. Владимир Святославович, его ещё называли Владимир Красно солнышко, по велению отца стал великим князем киевским.
В центре картины стоит Владимир. На нём роскошная с позолотой одежда. Он стоит на возвышенном месте, под ним красивый расписанный ковёр. Руки его распростёрты к небу. Он просит у Бога благословения на совершение таинства, чтобы просить у Господа благодати для земли русской и всего русского народа. Лицо Владимира серьёзно, сосредоточено, строго и в то же время торжественно, потому что он выполняет важную миссию. И дальше ему предстоит нести большую ответственность за состояние жизни на Руси. Рядом с Владимиром стоят священнослужители церкви, на них белые одежды в честь этого праздника. В руках одного икона Божьей Матери, защитницы и заступницы людской, у другого – деревянный крест. Сзади хор читает молитву. Мужчины и женщины с детьми на руках вошли в воды Днепра, чтобы произвести омовение в священных водах реки. На заднем плане картины много людей, все хотят предстать перед Господом, они готовы тоже принять обряд крещения. Лиц людей, стоящих далеко, не видно. А на лицах тех, кто ближе, виден страх, сомнение, настороженность.
Князь Владимир принял христианство, сменив культ языческих богов. И людям не просто решится поменять религию. Но они верят и надеются, что Господь им поможет. На небесах видны образы ангелочков, они несут людям свет, радость, благополучие. Все присутствующие принимают новую веру. И у всех большая надежда, что наступит Божья благодать, и с ней станет жизнь лучше.
Описание картины Аполлинария Васнецова «Двор удельного князя»
В возрасте 14-и лет он потерял и отца. Его учителем был знаменитый художник -передвижник Иван Николаевич Крамской. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. В 1901-18 руководил пейзажным классом МУЖВЗ.
Серые облака скопились, чтобы заглянуть в самую ее суть. Пейзажист, создал большое число архитектурных видов древней Москвы, сочетающих археологическую точность с большой поэтичностью (Улица в Китай-городе.
Описание картины двор удельного князя васнецов
Например, хранящиеся сейчас в Третьяковской галерее полотна «С квартиры на квартиру», «Преферанс». Для второго периода характерно увлечение русским историческим жанром, театральным и декоративным искусством. 1918Базар. Родился в семье священника. «Витязя на распутье» внесли в международный аукционный справочник «Майер».
В России изданию предшествовали две аналогичные работы— «Атлас картин по русской истории» под редакцией С. А. Князькова и «Русская история в картинах» под редакцией С. П. Моравского. Здесь в праздничные дни велась бойкая торговля (в частности, на Воскресенском мосту у Воскресенских ворот торговали пряниками, так как в округе жили пряничники). Виктор Михайлович родился в небольшом селе Лопьял в семье сельского священника
Главная, к которой сразу оказывается приковано внимание зрителя – князь, восседающий на вынесенном из терема кресле. Но это не все любили— уголек, говорят, сообщал табаку дурной, горелый вкус чтобы избежать этого, казачок должен был сначала (ит
д. ). Его картины «Иван-Царевич на Сером Волке», «Аленушка», «Богатыри» много лет широко репродуцировалась не только в школьных учебниках, но и на коробках конфет и ковриках.
Его работа «Старый дом» дышит спокойствием и умиротворением. Васнецов был одним из ведущих создателей «нового русского стиля». Первый – связан с идеями Общества передвижных выставок. Отец определил его для учебы в Вятское духовное училище, но Аполлинарий с детства увлекался рисованием и совсем не хотел стать священнослужителем. Член ТПХВ (с 1899), один из организаторов Союза русских художников (1903).
В это время он создает полотна социально-критической направленности. На полотне изображена заброшенная, пустая изба. Систематическог о художественного образования он не получил – в семье не было денег, чтобы обучить двоих художников. Потому сначала брал частные уроки у сосланного в Вятку, его родное село, польского живописца Андриолли, затем переехал в Питер и учился у брата и многих других художников, каждый из которых дал ему что-то свое. «Двор удельного князя» – одна из больших его работ, потребовавшая от него приложения всех сил и активации всех его талантов. Картина изображает период приблизительно 12 века, когда Русь состояла из множества отдельных княжеств, в каждом из которых главой был свой князь. На ней княжеское подворье, высокий терем изображенный с большим знанием русской архитектуры тех веков, купола храма вдалеке, раскрытые ворота. На подворье можно рассмотреть несколько отдельных сцен, слабо. Васнецова Северный край, мы видим бескрайнюю мощь североуральских лесов.
Аполлинарий Михайлович Васнецов, русский художник и график, театральный художник. Это такие всемирно известные полотна, как картина, написанная по мотивам «Слова о полку Игоревым» «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Три богатыря», «Аленушка». Более поздняя работа «Три царевны подземного царства» уже написана в соответствии с поэтикой модерна, в ней исчезают границы между сказочным миром и реальностью. Крутые берега поросли зеленью, украшая ее величие.
В двухтысячные годы итоги торгов живописью российских аукционных домов, в частности «Гелоса» стали не намного отличаться от итогов торгов коллекций русского искусства «Сотбис». В центре композиции – русский князь, принимающий дань от жителей.
описание картины двор удельного князя васнецов
Конец 17 века. Интересно, что одно из знаменательных событий в становлении русского художественного рынка граничит с картиной В. Васнецова «Витязь на распутье». Систематического художественного образования он не получил – в семье не было денег, чтобы обучить двоих художников. Потому сначала брал частные уроки у сосланного в Вятку, его родное село, польского живописца Андриолли, затем переехал в Питер и учился у брата и многих других художников, каждый из которых дал ему что-то свое. «Двор удельного князя» – одна из больших его работ, потребовавшая от него приложения всех сил и активации всех его талантов.
Васнецов любил природу, часто писал пейзажи. Она движется и тем самым дает жизнь всему, что ее окружает. 1903На рассвете у Воскресенского моста. Они принесли дань – мясо, мед, колосья, выращенные на княжеской земле.
Личная жизнь
Жизнь Аполлинария Михайловича была связана с именем одной женщины – Татьяной Ивановной Васнецовой, в девичестве Одоевцевой. Знакомство их произошло на одном из литературных вечеров, чувства не заставили долго ждать. Вскоре молодая пара поженилась.
Портрет Татьяны Ивановны Васнецовой
В 1901 году у них родился первый и единственный сын – Васнецов Всеволод Аполлинарьевич, ставший известным советским полярным исследователем. Мама писала множество писем сыну во время войны, которые сохранились до сих пор. В них она ласково называла его «Вовой».
Васнецов Всеволод Аполлинарьевич
Впоследствии Всеволод Аполлинарьевич женился на Екатерине Константиновой, с которой они и основали мемориальный музей в память отца, который был открыт в 1956 году.
Живопись
На картине «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» изображается волнение и суета посадских людей, которыми характеризовался период Смуты. На полотне «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» Москва сурова и лирична одновременно.
Совсем другой, страшный Кремль, около которого боятся ходить люди, переносит зрителя в мрачное средневековье. К Константино-Елененской башне Кремля во времена Ивана IV пристроили пыточный застенок, а замученных людей потом просто выбрасывали. На картине «Московский застенок. Конец XVI века» только родственники бродят по заснеженной площади, ища своих близких.
Новый путь
Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим – каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.
Сближение с археологами
В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.
К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.
Заключение
Великий мастер, «певец» русской старины, он не побоялся самобытно писать и исследовать интересные темы, не испугался другого пути, хоть и была торная дорога. От брата своего Виктора Михайловича отличался чуть ли не разительно, единственное, что точно у них было общим – так это любовь к родине, и у каждого из них в картинах она выразилась по-разному.
Аполлинарий Васнецов не только в живопись вложил огонь своего сердца. Он работал в области истории, литературы, археологии, геологии, астрономии, естествознания. И чтобы он не делал, во всех творениях красной нитью проходили славянские веяния, его корни, стремление погрузиться в историю России.
Чувства его к родине были самыми настоящими – его любимой исторической эпохой стал XVII на Руси, с трепетом относился к стране, в которой родился и жил, он принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию, сделал немалый вклад в становление молодой республики.
Аполлинарий Михайлович любил Россию, а не правителей или режим, готов был служить своей стране, чем мог, в любой её форме. С такого человека, как он, можно только брать пример и радоваться, что были, есть и будут люди, готовые бескорыстно служить отечеству.