Клавдий Лебедев. Крещение киевлян
Крещение Руси – это введение в Киевской Руси христианства как государственной религии. Оно было осуществлено в конце X века Киевским князем Владимиром. Летописи называют разные даты события. Учёные чаще всего указывают на 988 год. В Киеве крещение прошло довольно организованно, и на призыв князя откликнулось большинство горожан. Вместе с крещением шло разрушение языческих капищ. В Киеве были повалены на землю деревянные столбы с вырезанными на них изображениями древних богов. Древнейшими христианскими храмами в Киеве считают Десятинную церковь, построенную рядом с крепостью князя, детинцем, и храм Святителя Николая в нижней части города, у Днепра. Возможно, он был возведён на месте капища Перуна. В других городах Руси принятие христианства шло дольше и труднее. Некоторые народы, например, марийцы, приняв православие, сохраняют верность древним традициям – молениям в рощах.
Во всем виновата женщина?
По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.
Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.
«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский.
Начало работы
В 1885 году Виктор Михайлович стал готовиться к росписи Владимирского собора в Киеве. Работа эта была сложная и ответственная, и художник посвятил ей целых одиннадцать лет. Но именно тогда появились эскизы и картины, которые стали особенными творениями среди произведений Васнецова.
Кстати, прежде, чем написать «Крещение Руси», живописец детально изучал работы мастеров эпохи Возрождения. Если же присмотреться, то можно заметить некое сходство стиля между картинами русского художника и известных живописцев времён Ренессанса.
Виктор Михайлович Васнецов «Крещение Руси» (фреска), 1895-1896 годыМестонахождение: Владимирский собор, Киев, Украина
Конечно, работа над картиной, а затем и над фреской оказалась очень непростой. Периодически Васнецов чувствовал усталость – как физическую, так и моральную. Художник опасался, что «выдохнется», так и не сумев изобразить задуманное, передать всё так, как он видел. Однако рядом были верные друзья – Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Павел Сведомский. Благодаря им Васнецов и продержался «на плаву», сумев создать поистине гениальное творение.
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира 1885-1896
На этой картине запечатлено таинство крещения великого князя Киевской Руси Владимира Святославовича. Сначала он сам принял христианство, а потом в новую веру обратил и своих подданных. Поначалу третий сын князя Святослава, как и его отец, был язычником, а когда стал правителем Киевской Руси, начал задумываться о том, что его страна должна принять такую веру, которую исповедуют другие народы. Рассказ о красоте храма Софии в Константинополе, о величественном богослужении, которое проводят греки в православной церкви, его больше всего заинтересовал. Может быть, он подумал: раз вера красивая, значит, она самая правильная? Или его бабка, княгиня Ольга, мудрая и мужественная женщина, посеяла в его душе ростки веры во Христа? А может быть, князь Владимир решил, что иметь союзником такую могущественную державу, как Византия, будет полезно для молодой Русской державы? У великого князя желания не расходились с делами: как захотел, так и сделал. Принял крещение, взял в жёны византийскую принцессу, затем обратил в новую веру подданных и начал строить в Киеве христианские церкви – почти такие же красивые, как и в Константинополе.
Как написать сочинение по картине Васнецова «Крещение Руси»?
3 ответа:
Для начала можно указать общие сведения о полотне, например даты его написания.Картина Васнецова написана художником в 1895—1896 годах
Религиозной теме Виктор Васнецов уделял большое внимание, она присутствует на многих его полотнах
Затем можно вкратце описать картину. На переднем плане мы видим князя Владимира, который в процессе молитвы поднял руки к небу. Лицо мужчины очень серьёзно и сосредоточено
Что подчёркивает всю важность момента
Кроме князя на картине изображено много людей самых разных возрастов, все они испытывают самые разные эмоции. В основном их лица повёрнуты в одну сторону, а глаза смотрят на небо, с которого на землю спускаются светлые лучи солнца.
Картина вызывает светлые и позитивные эмоции
На мой взгляд, художнику удалось передать всю важность происходящего события
Ответ отмечен как лучший!
Сегодня я познакомилась с картиной Васнецова «Крещение Руси». На переднем плане художник нарисовал князя Владимира и первых русских священников и носителей православия. Князь стоит в красивых праздничных одеждах. По его повелению происходит крещение русского народа.
Перед князем находится купель, в которой и происходит обряд крещения. Люди заходят в реку все вместе. Там есть дети, старики, мужчины, женщины. Лица у людей разные. Кто-то принимает обряд крещения с радостью, кто-то со страхом в глазах. Лица взрослых задумчивы, дети не понимают до конца происходящее.
Одни церковные служители стоят рядом с князем Владимиром, другие принимают людей после крещения.
Небо на картине покрыто тучами, через которые пробиваются солнечные лучи.
Мне кажется, что Васнецов написал эту картину, чтобы показать всю важность православия для Руси и России. Православие стало неотъемлемой часть истории нашей Родины
Сочинение по картине чаще всего пишется в виде описания. Легче всего работать по плану. В первом пункте в качестве введения пишем немного информации о художнике и о его картине, как в нашем примере «Крещение Руси». Где картина находится (музей), когда она была написана, кем и т.п.
Во второй части, которая уже основная начинаем описывать картину, что мы видим на первом плане, что на заднем, какие краски использовал художник при написании полотна и т.д. В конце обязательно делаем небольшой вывод-заключение, где описываем ваши чувства, эмоции, которые вызвала данная картина.
Можно еще написать понравилась ли она вам, или нет. Обязательно указываем тогда чем понравилась, или нет.
Пример сочинения по картине-фреске «Крещение Руси» можно увидеть ниже.
Почему другие религии не понравились князю
Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру.
«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи – выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники – святые книги, уже переведенные на славянский язык», – говорит специалист по истории Древней Руси, профессор, доктор исторических наук Игорь Данилевский.
После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни.
картина «Великий князь Владимир избирает религию» / Эггинк Иван
Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели
Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино
Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».
Павел Сорокин. Первые христианские мученики при святом Владимире 1852
Смерть первых христианских мучеников, Феодора и Иоанна, описана в летописи. Это греческие имена, которые отцу и сыну дали при крещении. О них известно то, что были они скандинавами и прибыли в Киев из Византии, где Феодор и принял святое крещение. Об их смерти рассказывают по-разному. Одни пишут, что Феодора и Иоанна растерзали местные язычники за то, что они без уважения отозвались о деревянных статуях Перуна и прочих языческих божеств. Другие историки считают, что после победы княжеской дружины над племенем ятвагов по варяжским обычаям полагалось принести человеческие жертвы богам. Дружинники-скандинавы кинули жребий, и выбор пал на двух их соотечественников, которые приняли новую веру. Дом христиан был разрушен, а ни в чём не повинных людей предали жестокой смерти. На том месте, где стоял дом Феодора и Иоанна, по приказу князя Владимира позже построили Десятинную церковь.
Описание картины Виктора Васнецова «Крещение Князя Владимира»
Васнецов Виктор Михайлович, родился в семье рядового священнослужителя, в 1848 году. Учился в местной духовной семинарии, далее в знаменитой Петербургской Академии художеств. Окончив её, уехал за границу и с 1869 года стал выставляться на академических, а позже на передвижных выставках.
Став первым живописцем, и обратившись к былинно-сказочным сюжетам, В.Васнецов сумел оживить их силой Искусства. Так же Творчество Художника получило развитие в жанровых полотна первого периода творчества, его портретах и, конечно же, в религиозной живописи, ознаменовавшей начало новой эры в этой области. Великолепными Работами Мастер положил начало уникальному «васнецовскому» стилю, которому старались и теперь стараются подражать очень многие.
Особое место в ряду Творений Мастера занимает «Крещение Князя Владимира» (1885-1986 г.г.).
Владимир, став в 978 году князем киевским, принял решение обратить свой народ в христианство. Впоследствии сам князь был крещён в Херсонесе, а по возвращении продолжил крестить население Киева, проводя это с жёсткой непоколебимостью, и сообщив, что если кто из народа не придёт на реку, вне зависимости от положения в социуме, тот станет навсегда ему врагом. И все пришли.
Создавая этот, шедевр художник долгие годы изучал древние рукописи, с целью максимальной передачи характера и личности князя. Такой подход позволил В.Васнецову добиться соблюдения чёткого историзма, именно в этом принципиальное отличие работы от классической иконописи. Чётко прорисованные глаза сосредоточенны, и выражают осознание принятия столь судьбоносное для всей страны решение, а остроконечная борода и распущенные волосы полноценно отражают, как он выглядел в жизни.
На посвященном знаковому событию Полотне Гений изобразил множество людей: священников, княжескую знать, воинов и других.
В.Васнецов сумел максимально полно прорисовать каждого изображённого на картине человека, что позволяет увидеть отношение конкретного сословия к данному событию. Священники размеренно совершают обряд Крещения, княжеская рать следит за происходящим с любопытством, а знать выражает смиренность к свершившемуся историческому событию.
Описание картины Виктора Васнецова «Крещение Князя Владимира» | источник
Русский художник В. М. Васнецов
Виктор родился в небогатой семье сельского священника в 1848 году. Место его появления на свет – Вятская губерния – повлияло в дальнейшем на формирование его творческого мировоззрения. Там он окончил сначала духовное училище, а потом семинарию. Юноша с детства проявлял интерес к искусству, поэтому свою дальнейшую жизнь он захотел посвятить рисованию. В 1868 году Васнецов поступает в Академию Художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге.
По окончании учебного заведения в 1874 году молодой человек участвует в выставке передвижников, едет в Париж по приглашению И. Репина, а затем переезжает в Москву. Творчество художника постепенно наполняется сюжетами, взятыми из народного эпоса: былин, легенд и сказаний. В дальнейшем он получит всемирную известность, а его картины – «Аленушку», «Витязя на распутье», «Богатырей» − будут знать и любить не только русские люди, но и жители Европы.
Смотреть галерею
Князь Владимир: иконы святого, портреты в летописях, статуи, памятники и скульптуры
Владимир Святославич — один из самых прославленных правителей Древней Руси. На протяжении веков художники изображали князя в иконописи и графике, живописи и скульптуре. Рассказываем, как с течением времени менялся образ князя Владимира в русском искусстве.
Искусство Древней Руси
Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева).
В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном
Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.
Книжная миниатюра
Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.
В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова.
Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.
Барокко
Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде.
Поначалу Владимир делал ставку на язычество
Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.
«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.
картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Умен ли Чацкий? В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму»
- Дружба и вражда сочинение 11 класс Как приятно иметь друзей. Дружба — одна из лучших вещей, таково мое мнение. Человек не может оставаться один, он не сможет выжить.
- Сочинение НЛО Я не очень в курсе НЛО, так как не читаю ни «желтых» газет, ни секретные документы. Но всё-таки я хотел бы верить в НЛО. Нельзя думать, что мы одни во Вселенной! Ведь она такая огромная, может и бесконечная
Сочиненин по картине Васнецова “Крещение Князя Владимира”
Среди работ Васнецова, посвященных религиозной теме, хочу отметить картину “Крещение князя Владимира”.Прежде чем написать эту картину, автор много времени изучал рукописи, работы летописца Нестора.Благодаря этому, картина имеет большую историческую ценность, но она не похожа на написание икон, несмотря на такую тематику.Известно, что в основе картины – легенда “Повести временных лет”.
В центре картины – князь Владимир.Он сидит в купели, украшенной крестом.Здесь князь изображен с теми же чертами лица, что и на картине “Крещение Руси”.Он показан таким, каким был в обычной жизни.Недаром художник изучил массу источников, прежде чем приступить к работе.У него коричневая борода и такого же цвета волосы.Они распущены.Художник изобразил у Владимира лицо правильной овальной формы, глаза его очень сосредоточены, а брови нахмурены.Весь образ говорит о важности принятого решения, которое стало судьбоносным для всего государства.Придворные, стоящие рядом, держат его роскошное, расшитое золотом, одеяние.Лишь оно говорит о его благородном, царском происхождении.Это событие очень масштабное, на картине изображены священники, которые расположились слева от князя.Его рать изображена справа.Над ними возвышается купол храма или церкви с очень красивыми росписями и фресками.Эта тема была очень близка художнику, поэтому он старался в своих работах показать все до мельчайших подробностей, чтобы не искажать историю.Из окон, расположенных наверху, льется свет. Вообще, я считаю, что эта картина достаточно светлая, художник использовал много белых оттенков, чтобы подчеркнуть чистые помыслы и важность события.Особо хочу отметить, что художник показал разное отношение всех этих сословий к происходящему.Священники выполняют свои обязанности, знать покорно смотрит на правителя, благосклонно принимая его решение
Вообще, я считаю, что эта картина достаточно светлая, художник использовал много белых оттенков, чтобы подчеркнуть чистые помыслы и важность события.Особо хочу отметить, что художник показал разное отношение всех этих сословий к происходящему.Священники выполняют свои обязанности, знать покорно смотрит на правителя, благосклонно принимая его решение
Был ли Владимир первым
картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор
Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси.
«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.
В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси.
«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.
История одного шедевра: «Богатыри» Васнецова
Сюжет
В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.
Первый эскиз картины, начало 1870-х
Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович — мальчиком.
Богатыри «жили» в разное время и могли встретиться только на картине
За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.
Контекст
Первый набросок картины Васнецов сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесете, когда исполните картину».
«Витязь на распутье», 1882
Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.
Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…».
Лицо Добрыни — собирательный тип Васнецовых
Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.
Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой с простолюдинов. А для Алеши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.
Судьба художника
Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
Васнецов у картины «Богатыри». Москва, 1898
Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.
После 1917 года Васнецов работал над народными сказочными темами
Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.
Популярные сочинения
- История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе Отцы и дети Любовь между Базаровым и Одинцовой не является ключевой линией сюжета романа. Однако она добавляет образу главного героя, Евгения, новые черты, которые он так тщательно скрывает от окружающих и даже близких ― способность к глубоким чувствам.
- Без прошлого нет будущего — сочинение У человека в жизни бывают взлёты и падения, успехи и ошибки. Так и у человечества бывали разные времена. Историю нельзя изменить, как невозможно вернуть назад прожитую жизнь. Но оглянувшись, можно не совершать прошлых ошибок.
- Опыт — сын ошибок трудных — сочинение 11 класс К счастью или нет, мы живем во время, когда средний человек, может знать в несколько раз больше, чем 30-40 лет назад. Сегодня для получения образования требуется не только поверхностное знание
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда 1770
Художник Антон Павлович Лосенко родился на Украине в семье казака. У него был красивый голос. Юноша решил стать певцом и поехал учиться в Петербург. Но голос… пропал! Тогда Антон решил попробовать свои силы в рисовании – и художник из Лосенко получился прекрасный. Он с успехом закончил Академию художеств и был послан в командировку за границу в Италию и Францию – совершенствовать мастерство. По возвращении на родину он устроил выставку своих работ, и его картины так понравились зрителям, что художника стали называть “русским Рафаэлем”. Он стал первым, кто начал писать картины на сюжеты из русской истории. Самой знаменитой стала его картина “Владимир и Рогнеда”. Новгородский князь Владимир Святославович отправился в Киев, чтобы отомстить за смерть среднего брата, Олега, старшему – Ярополку. По дороге в Киев, в городе Полоцке, Владимир Святославович посватался к дочери Полоцкого князя, Рогнеде – невесте Ярополка. Но Рогнеда только посмеялась над сыном рабыни. Гордый князь не смирился с неудачей и решил отомстить: дал волю гневу: захватил город, убил отца и братьев Рогнеды и взял-таки в жёны юную женщину. На Руси её стали называть Гориславой.
1885-1896 Васнецов В.М. «Крещение Руси»
Эта работа Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1885-1896 годах. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси — принятие христианства. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой… Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство.» Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал «добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей — в 987 году в Васильеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год по Крещении совершил поход на Корсунь и взял его; летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира. Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир решился «обратить всю Землю в христианство». Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976- 1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.
Значение Крещения для Русской земли
В 988 году, 1 августа, князь Владимир, правивший в Киеве, крестил Русь. Это было сделано по ряду причин как политического, так и культурного характера. Во-первых, единая религия – христианство – способствовала сплоченному состоянию славян. Во-вторых, она помогала развитию следующих форм культуры: зодчества, живописи, письменности – все это пришло на Русь из Византии. В-третьих, христианство проповедовало любовь и милосердие к ближним, терпение их недостатков и смирение. С его принятием сердца людей делались чище и добрее.
Так на смену языческому мировоззрению приходило христианское, которое постепенно вытесняло мифологические представления народа о многобожии, взамен предлагая веру в единого Творца и Создателя. Особый упор был сделан на нравственное развитие человека. Крещение Древней Руси и его значение можно считать ключевым для Восточной Европы, поскольку она получила богатое наследие, которое со временем стало частью духовной культуры общества.