Московский дворик (картина)

Картина московский дворик — сочинение-описание (поленов 5 класс)

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Рыбак. Финляндия В. Маковского Думаю, многие согласятся с тем, что Финляндия, как и многие северные страны, является одним из тех мест планеты, где рыбалка – это не только развлечение, но и способ прокормить семью, своеобразный культ, искусство, что передается из поколения в поколение.
  • Рассказ сказка Путешествие капельки воды в природе сочинение Высоко в небе, в облаке жило много капелек воды. И с каждым разом, их становилось все больше и больше. Они весело плыли с облаком по небесным просторам и наслаждались хорошей погодой.
  • Сочинение Интересный случай в моей жизни Моя жизнь настолько удивительная и полная сюрпризов, что размышляя над темой сочинения, мне пришло в голову сразу несколько смешных ситуаций. Я, вообще, человек

Описание полотна

Художественный анализ картины будет неполным без разбора ее деталей. Художник изобразил обычный солнечный день Москвы. Голубое небо, постройки, которые утопают в яркой зелени, тропинки песчаного цвета разбавляют пейзаж.

На переднем плане нарисован мальчик со светлыми волосами, он одет в темные штаны и белую рубашку. Ребенок чем-то очень увлечен. Чуть дальше изображены два малыша, которые лежат и что-то рассматривают в небе. Недалеко от них находится девочка, она горько плачет.

В левой части полотна виднеется крышка погреба или колодца. За забором раскинулся красивый сад, а за ним видны колоны белого дома. Рядом с ним женщина в светлом платье идёт с ведром в руках. Возможно, она решила накормить кур.

Позади белого дома видна деревянная постройка, а за ней — купола церкви. Они особенно ярко сияют на солнце. Художник изобразил обычный день, который ничем не примечателен. Но вместе с этим ему удалось передать безмятежность момента, его особую красоту. При просмотре полотна зрители испытывают радость и умиротворение.

Влюблённый аскет

Василий Поленов прожил долгую плодотворную жизнь. Он исполнил задуманное о нём. И умер спокойно в своей усадьбе. Художника он называл влюбленным аскетом. Аскетом, влюблённым в свое дело. Жизнь Поленова видится этой влюбленной самозабвенной аскезой, всецело преданной живописи. Задолго до своей смерти он писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, — это есть отдых, покой небытия, а бытие его остается и переходит в то, что он сотворил». Смерть можно заслужить как успение.

Илл. Василий Поленов. Ранний снег (1991)

Живописец

Василий Дмитриевич родился под воздушным знаком зодиака Близнецы. Это значит, что он обладал характером легким (не путать с легковесным), подвижным, мобильным, приветливым. Поленов был дворянином, сыном археолога и библиографа. Свои способности к рисованию получил от матери. Москва, изображенная на картине, тогда была маленькая, умещалась в основном внутри Садового Кольца.

Большой удачей его жизни стала встреча с гениальным преподавателем рисунка П. П. Чистяковым. Обычно натура устанавливалась долго, но Чистяков мог смять обычный лист бумаги, бросить на стол и сказать: «Рисуйте». Эта школа рисования ушла, похоже, навсегда. То была самая точная передача натуры, очень профессиональный подход к рисунку, в частности и к живописи в целом.

Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

Пейзаж В.Д. Паленова «Московский дворик», написанный в 1878 году, является самой известной его работой. На картине изображен городской пейзаж, яркий и сочный, который показывает жизнь в обычном московском дворике. На первом плане мы видим деревенского мальчугана, стоящего у перекрёстка тропинок. Слева от него бревенчатый колодец, за которым ровный деревянный забор, сдерживающий нависшие над ним деревья. Справа две собачки и маленькая девочка, уютно устроившаяся на зеленой лужайке с белыми цветочками, едва выглядывающими из травы, которые сочетаются с одеждой жителей двора

Она плачет, пытается обратить на себя внимание, но ее никто не замечает. Также мы видим запряженную лошадью повозку, ожидающую отправку в город. Животное пригрелось на солнышке и склонило голову от наслаждения такой природой

Животное пригрелось на солнышке и склонило голову от наслаждения такой природой.

На заднем плане женщина в белом одеянии с ведром в руках гоняет кур. Как же интересна деревенская жизнь! Каждая минута наполнена действием.

Подальше мы видим светлый дом с голубой крышей, напоминающей усадебку, со старой деревянной пристройкой. Там хранят всё необходимое для домашнего хозяйства. Кажется, что этот сарай старый и ветхий, и скоро завалится.

Особую благодать этому месту добавляет церковь, золотые купола которой сияют на солнце. Остроконечная фигурная башенка добавляет праздничности; ощущение защищённости присутствует у местных жителей. Можно представить, как тишину этого места нарушает звон колоколов, наполняя сердце людей верой в себя и завтрашний день.

На уровне горизонта, полупрозрачным тоном нарисована ещё одна церковь, половину которой скрывают деревья и покосившееся доски забора. Перед ними растянуты веревки, на которых сушится свежевыстиранное белье.

Краски подобраны светлые и приятные для глаза. Радуют смотрящего красотой природы и быта этого дворика. Картина получилась живописной и динамичной. Жизнь есть в каждом уголке: в ясном небе, свежей травке, детях и животных.

Небо ясное, день выдался солнечным, хотя невозможно представить себе это место пасмурным. Лишь легкие белые облачка плывут по небу.

Художник хотел передать простую красоту деревенской жизни, такой, какая она есть, сделав картину максимально реалистичной. Пейзаж наполнен светом и воздухом летнего дня, вызывает чувство радости и тепла.

Сочинение-описание по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Новая планета» Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Витя-подпасок» Сочинение-описание по картине В.Г. Перова «Тройка»

«Московский дворик» родился почти случайно и вопреки обстоятельствам

Пожалуй, удивительней всего в истории создания «Московского дворика» то, что написал его отнюдь не москвич, а человек, который и Москвы-то тогда еще фактически не знал. Поленов родился в Петербурге, там он учился параллельно в Академии художеств и на юридическом факультете университета, потом целых 4 года жил за границей, а самый авторитетный в тогдашней России художественный критик Владимир Стасов убеждал Поленова: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии». Но что же всё-таки привело Василия Дмитриевича в Москву? Поленов долго искал собственный путь в искусстве. Он выпустился из Академии как исторический живописец, его отец, историк и археолог, боготворил Александра Иванова и хотел бы видеть в сыне его последователя, а мать, ученица Карла Брюллова, наседала на Василия в письмах: «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину». Родители ждали от него чего-то академического и масштабного. Пейзаж тогда не воспринимался как равноправный художественный жанр, и Поленов немного стыдился своей внутренней склонности как раз к пейзажу. И потому задумал взяться за большую историческую картину «Пострижение негодной царевны». Сюжетную интригу заимствовал из русской истории: когда у царя Алексея Михайловича умерла жена Мария Милославская, был объявлен смотр красивым боярским дочкам – кто более всех подойдёт на роль новой царицы. По наущению бояр (по-видимому, Нарышкиных), самая пригожая претендентка была «выведена из строя»: нянька, убиравшая девицу перед итоговыми смотринами, так сильно сдавила ей голову кокошником, что та лишилась чувств и была признана порченой. Царь женился на Наталье Нарышкиной (это она произведёт на свет будущего императора Петра I), ну а «негодную» невесту, как водится, спровадили в монастырь.

Вот для этой картины (от которой до нас дошло только название – не сохранилось даже наброска композиции) Поленову и понадобилась Москва. Он много дней провёл за этюдами соборов и теремов Московского Кремля (, , , , , ), а жильё себе подыскал близ Арбата. Квартира в Трубниковском переулке сперва показалась ему хмурой и неуютной. Поленов намеревался было откланяться, но в последний момент выглянул в окно, увидел внутренний дворик с хозяйственными постройками и купола чуть поодаль – и остался. «Этого дома уже больше нет, – писал художник позднее. – Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Специалисты уточняют: тогда, в 1877-м году, Поленов написал не картину, ставшую столь известной, а этюд вертикального формата, в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А к «Московскому дворику», который мы знаем теперь, он вернулся почти через год, в марте 1878-го, возвратившись с русско-турецкой войны. На театр военных действий Поленова лично вызвал великий князь и будущий император Александр III. С войны Поленов привезёт награды – медаль и золотой крест, но не картины

А ведь гордившаяся императорским вниманием семья ждала от Поленова полотна о доблести русского оружия. И друг Репин ругал его за то, что кичится (так казалось одному Репину) близостью к самодержцу и что не привёз зарисовок военных действий. Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова

Он чувствовал призвание к пейзажу. Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд. Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов

Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова. Он чувствовал призвание к пейзажу. Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд. Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов.

Краски, запахи и звуки


Смотреть галерею

«Московский дворик» Поленова дает зрителю возможность насладиться не только летними красками и исходящим от картины почти осязаемым теплом. Холст дарит нам целую гамму звуков и запахов, которые тотчас возникают в воображении. Стрекочут в траве кузнечики, гомонят ребятишки, кудахчут куры, кричат вороны и галки, тихонько шелестит зеленая листва. Сладкий запах молодой травы, солнца, тополиных почек и свежей выпечки сопровождают зрительные ощущения, которые рождает картина.

«Московский дворик» Поленова интересен и с колористической точки зрения. Радость бытия передана в чистых, свежих ярких цветовых тонах. Здесь нет унылых серых оттенков, цвет насыщен солнечным светом и небесной лазурью. Даже тени на стенках и крышах строений – рыжие, прохладно-зеленоватые, голубые.

Этим отрадным, глубоко лиричным ощущением картина отсылает нас к чудесным литературным произведениям позапрошлого века – к стихам Афанасия Фета, к роману Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

Картина «Московский дворик»: простота и глубокий смысл

Картина знаменитого русского художника Василия Паленова смогла повлиять не только на судьбу её творца, но и на развитие живописного искусства. Простой, на первый взгляд, сюжет полотна, имеет глубокий смысл и заставляет задуматься многих.

История написания картины

Картина очень патриотична и трогательна, вы можете полюбоваться ее репродукцией и увидеть два варианта произведения тут: https://www.syl.ru/article/181403/new_kartina-moskovskiy-dvorik-polenova-opisanie. Причиной ее написания стало возвращение Паленова из путешествия по Европе, где он знакомился с произведениями зарубежных живописцев. В этом же, 1877 году, художник переехал из Петербурга в Москву. Окна его новой квартиры выходили на церковь Спас на Песках. Именно этот вид и вдохновил Паленова на написание своей картины. Сюжет создавался постепенно. Сначала на полотне были изображены только двор и церковь. Именно этот вариант произведения, в 1878 году, принес художнику славу и признание. Поленов не ожидал такого успеха своей «картинки» — именно так художник называл «Московский дворик». Позже, картина была куплена Третьяковской галереей.

Василий Паленов — Московский дворик (1878)

Впоследствии, художник заполнил картину живыми персонажами. Так, картина приобрела жизнь, заиграла настроением. Изначальный же вариант, Василий Паленов подарил писателю Тургеневу, будучи поклонником его литературных шедевров.

Описание сюжета картины

Картина «Московский дворик» очень проста, но она хорошо передает настроение старой Москвы, ее быта и повседневности.

Художник изобразил утренний двор, то, как постепенно просыпается местный народ, отправляясь по своим делам. День предвещает быть теплым, и на улице с самого утра бегают ребятишки. Купол старой церкви очень выгодно смотрится на фоне ярко-голубого неба. Облака отражаются на стенах церкви, а купола блестят на солнце.

Центр композиции занял старинный особняк. Его надворные постройки покосились от старости, крыша сарая прогнулась и обветшала, сквозь нее даже проросло дерево.

По двору заметно, что существует он уже много-много лет. Но, несмотря на свою старость, двор кипит жизнью с самого утра. Вдали можно увидеть женщину, идущую с полным ведром воды, запряженную лошадь, также погруженную в повседневные заботы.

Главные персонажи картины – маленькие дети, которые являются символом жизни и продолжения существования маленького дворика. Дети увлечены своими делами: кто-то играет сидя на траве. Девочка разглядывает сорванный цветок, не обращая внимания на свою маленькую сестренку.

Несмотря на покосившиеся дворовые постройки, нет ощущения того, что жизнь во дворе затухает. На самом деле, она только начинается. Самое главное, что люди довольны своей жизнью. Атмосфера картины полна любви и доброты.

Глядя на полотно, возникает ощущение чего-то своего, родного, трогательного и неповторимого. Художник любил людей и воспринимал их такими, какие они есть, с их простотой и недостатками, ища в каждом недостатке – достоинство.

Василий Паленов — Московский дворик (1877)

Сочетание цветов и композиций

Несложно заметить, что художник постарался совместить два горизонта: земной и небесный. Вверху – яркое голубое небо, переливающиеся на солнце облака, которые меняют свои формы, то исчезают, то появляются. Внизу – сочная трава, на которой блестит утренняя роса. Чистота, безмятежность и спокойствие – все это находится под охраной церкви. Сам Бог хранит покой местных жителей.

На картине присутствуют практически все основные цвета, которыми изображается рельеф на географических картах. И это – также неслучайный выбор художника. Для жителей маленького дворика, их маленький мир является целой Вселенной, где они живут, работают, растят детей и радуются жизни.

На первый взгляд, может показаться, что картина вовсе не богата красками. Но, стоит присмотреться, и станет заметно, что даже одна трава имеет несколько, переходящих друг в друга, оттенков.

Большое внимание Паленов уделил мелким деталям, которые и являются полноценной картиной. Без какой-либо мелочи, изображенной на полотне, сюжет картины уже не будет полным

Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра. Смысл такой живописи заключается в том, чтобы из простых, довольно обыденных вещей, сделать шедевр

Именно простота привлекает внимание данного произведения, его легкость и понятная всем естественная красота

Сочинение-описание картины Поленова Московский дворик

Эта картина написана практически с натуры. Художник смотрел из окна своей квартиры и рисовал.

Отличный летний денёк, полдень. На голубом небе видны редкие белоснежные облака. Тихий московский дворик. Жизнь течёт своим чередом. Каждый занят своим делом. Посреди двора зелёная лужайка с цветущими ромашками. Она крест на крест пересечена двумя тропинками. Видно, люди годами ходят по своим делам одними и теми же дорожками, что вытоптали траву до земли.

В такой двор не страшно выпускать погулять маленьких детей, одних, без мамок и нянек. На переднем плане стоит маленький мальчик. Ему три-четыре годика. У него белокурые волосы без панамки или кепки. Мама недоглядела — напечёт солнышко голову. Он одет в светлую рубашку и темные штанишки. Мальчикчем-то увлечённо занят. Недалеко от ребёнка находится деревянная крышка. Возможно, под ней находится погреб. А рядом заросли лопуха.

Лопух растёт возле старого забора, за которым угадывается сад и растёт высокая берёза со сломанной макушкой.

В другом зелёном квадрате прямо на траве сидит маленький ребёнок. Это девочка. Она, наверное, ещё не умеет ходить. Вот где посадили, там и сидит. На соседнем квадратике два мальчика что-то ищут или ловят в траве. У всех детей светлые непокрытые головными уборами головки.

Посреди двора стоит лошадь, запряженная в телегу. Она спокойно стоит и ждёт хозяина. Невольно возникает вопрос: «Что делает лошадь в городе и откуда она взялась?» Моя бабушка рассказывала, что на телегах возили из двора во двор и продавали картофель, лук, яблоки крестьяне из близлежащих к городу деревень.

Сразу за садом видно белокаменный двухэтажный дом. На крыше видно две трубы — в доме печное отопление. Отчётливо видно чердачное окно на крыше и две водосточные трубы. Рядом с домом находятся серые от времени и дождей сараи. Через сгнившую крышу пробиваются ветки кустарника. Возле них ходят куры с цыплятами. Они ищут жучков-червячков.

Из дома вышла женщина в белом платье и с ведром в правой руке. Судя по направлению движения и по тому, как она отставляет для поддержания равновесия правую руку, ведро полное и тяжёлое. Возможно, она несёт воду для лошади.

Рядом с покосившимися сараями стоит белое древенчатое строение под красной крышей и длинным желобом. В нём находится водяная колонка. Дальше видны ещё покосившиеся сараи. На верёвке сушится бельё. Видны ещё пара таких же домиков, как изображённый на переднем плане. Там угадываются такие же маленькие уютные дворики.

Над всем возвышаются пять луковок- куполов белокаменной церкви. Самый высокий и главный золотом блестит на солнце, а остальные четыре отливают серебром. Рядом находится колокольня с золотым куполом.

В таком доме и в таком дворике выросли моя бабушка и мама. Картина навевает ностальгию по ушедшим временам.

5 класс

Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» план-конспект урока по чтению по теме

Сочинение по картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик».

Учитель: сегодня вы познакомитесь с картиной известного художника В.Д. Поленова «Московский дворик»

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — один из самых популярных художников второй половины XIX века. Его пейзажные работы «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег» принесли ему широкую известность и всеобщее признание.

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит,» — писал художник. И он сумел доказать это своим творчеством.

Поленов был не только художником—пейзажистом, он писал картины и исторические картины, и картины на бытовые сюжеты. Он был и театральным декоратором, и графиком, и архитектором.

В конце своего творческого пути он стал педагогом.

С детства проявились у Поленова художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. Его отец и мать страстно любили искусство. В семье увлекались музыкой, пением, живописью. Именно поэтому профессиональными художниками стали не только Василий Дмитриевич, но и его сестра.

О его картине «Московский дворик» известный собиратель произведений искусства П.М. Третьяков писал: «Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано.» Третьяков купил картину в свое собрание. У всех и везде картина встречала теплый прием.

Но сам художник был недоволен, считал: что-то в картине не так. Но что? И через год, с согласия Третьякова, Поленов дописывает картину. Делает он это не в мастерской, а прямо под открытым небом на пленэре. И картина изменилась. Она наполнилась светом и воздухом, в ней отразились не только живое впечатление от природы, но и настроение, чувства художника.

Стремясь к совершенству, к тому, чтобы делать все как можно лучше, Поленов через год после окончания работы над картиной вновь «переписал» в ней воздух, сделав его более естественным.

II. Работа над картиной

— Что вы видите?

— Что можно сказать о жизни за двориком?

— Что можно сказать о жизни во дворе?

— А можно ли путешествовать внутри картины?

— Предлагает ли нам это сделать автор?

(Тропинки: от широкой дорожки налево к колодцу, потом, вернувшись, можно пойти прямо к двухэтажному домику, можно вместе с бабой пойти к курам и сарайчику, а можно прямо от колодца мимо детишек—между детишками—пройти к лошадке, а от нее на задворки, к забору, туда, где сушится белье и т.д.)

— Кто из вас может нас провести по этому дворику?

— Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днем?

(кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, скрипит ведро в руках у бабы, перебирает ногами или жует траву лошадка и т.д.)

— А есть ли в этом дворике какие-то запахи?

— Если есть представьте эти летние запахи.

(трава, цветы: мальвы, ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом и т.д.)

— А что же делает дворик таким уютным?

(маленький чудесный мир: летний ясный солнечный день; нежное голубое небо, сверкающий на солнце купол, ослепительно белые стены церкви и колокольни, прогретую траву и то, что художник изображает уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой).

— Чем вас привлекает эта картина?

(чистотой и звучностью цвета, создает настроение покоя и тишины).

III. Устное составление описания картины.

Попробуйте устно составить свой рассказ.

IV. Написание сочинения учащимися.

История создания полотна

Как однажды заметил Василий Поленов, «Московский дворик» получился у него экспромтом. После длинного заграничного путешествия художник искал в Москве квартиру, увидел на двери одного из домов объявление о сдаче внаем и тут же зашел в комнаты. Из окна ему открылся вид, который живописец тотчас зарисовал. Казалось, он и сам не ожидал, что после колоритных пейзажей Европы он найдет в Москве такой «свежий и оригинальный материал». Это случилось в 1877 году. «Московский дворик» Поленова на холсте был в этот момент пустым. Только годом позже художник доработал картину, и на ней появились люди и животные. Вот этот второй вариант Поленов и отправил на передвижническую выставку, где холст обрел широкую славу и был приобретен Павлом Третьяковым для своей знаменитой галереи. Первый же вариант картины художник подарил Ивану Тургеневу, с которым был хорошо знаком по литературному кружку, организатором коего был писатель. Поленов очень ценил Тургеневские «Записки охотника», считая это произведение бриллиантом русской литературы. Писатель преподнес художнику этот сборник с автографом.


Смотреть галерею

[править] Описание

Картина объединила сразу два вида живописи — это пейзаж и жанровая сценка. Она представляет собой зарисовку московского городского пейзажа второй половины XIX столетия. Погожий летний день. Голубое небо в светлых облачках создает атмосферу воздушности. Двор зарос травой — она передана художником во всевозможных оттенках, от светлых солнечных бликов до темной тени; кое-где — цветы, но не яркие, не выращенные садовником благоухающие красавцы, а неброские, полевые, взошедшие нежными и робкими вкраплениями. Среди невысокой, но еще не пожухлой травы расположились дети, чуть дальше — куры, тоже выпущенные на дворик. Прясо — покосившаяся избенка-сарайчик с проваленной крышей — надо бы починить, да пока пусть так постоит; чай, не фасад, не на улицу выходит, во двор… Поодаль слева — женщина несет ведро воды. Справа телега с запряженной лошадью, но еще не готовая к выезду; а пока лошадь может спокойно пожевать травку…

На заднем плане видна каменная церковь. Это московский Храм Спаса Преображения на Песках. Церковь сохранилась по сию пору. К тому времени, когда Поленов запечатлевал ее на своем полотне, она насчитывала более полутора лет — была возведена в 1711 году на месте сгоревшей деревянной.

Всё обыденно на этом полотне, вроде ничего особенного. Но эта обыденность завораживает — она трепетна и лирична, а безмятежность и теплота летнего утра переданы с такой любовью, с такой гармоничной проникновенностью, что вырастают до самых высоких нот обобщения русской пейзажной живописи и обращены прямо к сердцу зрителя.

Чуть позже, в том же 1878 году Поленов создал картину «Бабушкин сад», где изобразил тот же дворянский дом, выходящий в этот двор, с другого ракурса.

Поленов и Восток

Пройдя анфиладу с пейзажными работами 1870–1880-х годов и повернув в центральные залы выставки, вы оказываетесь в пространстве, посвященном картине «Христос и грешница» и работам, связанным с ее подготовкой, — главным образом это пейзажи из путешествий Поленова на Восток в 1881–1882 годах: Константинополь, Александрия, Каир, Палестина, Сирия, Греция. «В этих пейзажах Палестины и Египта — подлинное художественно-историческое значение Поленова в русском искусстве. В восточных этюдах Верещагина больше педантической правды, но в отношении живописном первым русским ориенталистом является Поленов» — в каталоге выставки цитируются слова критика Якова Тугендхольда, написанные в связи с выставкой Поленова в 1914 году. Интересны и термин «ориентализм», и сравнение с Василием Верещагиным — действительно, оба художника оказываются близки как в живописных приемах, так и эпическом складе своих картинных циклов. Рассматривая восточные пейзажи Поленова, вы словно оказываетесь туристом, который из сумрачного слякотного российского города перенесся в ослепительно солнечные ориентальные эмпиреи и под руководством опытного гида переезжает из города в город и осматривает всевозможные архитектурные и природные достопримечательности.

История создания

После шестилетнего путешествия по Европе автор картины вернулся в 1877 году, летом он переехал в Москву. Там он жил на пересечении малого Толстовского переулка, и Трубниковского. Свой вид из окна он и сделал тематикой этюда. Далее двор преобразился в картину «Московский домик». Изначально изображение природы и строений было пустым, только год спустя художник решил добавить живых существ.

(Московский дворик. Вариант картины для И.С. Тургенева)

Таким же изображение сохранилось до 1878 года, когда его направили с целью демонстрации на выставку передвижников. Тогда Поленов, не ожидающий успеха, получил признание и стал знаменит. Работу с видом Москвы высоко оценила публика, ее купил Павел Третьяков с целью выставки. Также был сохранен и первичный вариант работы, ее художник преподнес Тургеневу.

Мнение критиков и искусствоведов

Искусствоведы практически единодушно считают, что автору удалось мастерски изобразить окраины Москвы конца XIX века. Ветхие, покосившиеся сараи и крестьянские постройки здесь соседствуют с высокими церковными куполами и почтенными дворянскими особняками. Главные действующие персонажи пейзажа – это маленькие дети, которые безмятежно играют на лужайке-пустыре и не ведают бед.

Также мы можем видеть их мать-крестьянку, а также тягловую лошадь, запряженную в телегу. Интересно, что дети, крестьянка и лошадь располагаются в разных углах картины, поэтому из них можно составить условный треугольник, символизирующий патриархальную дореволюционную Россию. Доминирующие цвета пейзажа – зеленый, светло-коричневый, белый, телесный и голубой.

Некоторые другие мнения искусствоведов о картине:

  • Некоторые искусствоведы считают, что на картину повлиял европейский импрессионизм. Следы этого влияния можно заметить в изображении детей и их матери – они нарисованы не слишком четко, даже чуточку небрежно (кроме ребенка на самом ближнем плане – он нарисован достаточно четко). Некоторое влияние импрессионизма можно найти также в выборе цветовой палитры;
  • При этом влияние импрессионизма не стоит переоценивать. Композиционно картина вполне вписывается в канон школы русского реализма – например, диагональное расположение дорог встречается на картине многих русских художников того времени;
  • Дети представляют интерес еще и потому, что они были добавлены на картину гораздо позже. Как уже было сказано ранее, первоначальный вариант пейзажа был безлюдным – и лишь спустя почти год художник перерисовал первоначальную картину, добавив на него людей. Вполне возможно, что идея изображение детей и матери в импрессионистской технике – это более позднее решение, которое художник придумал во время перерисовки полотна.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Небо Весь земной шар окутывает небо. Даже бесконечная галактика начинается с неба, которое над нами. Кажется, протяни руку, и ты сможешь до него дотронуться.
  • Сочинение-описание картины Летом Пластова (5 класс) Картина Аркадия Александровича Пластова «Летом» написана в 1954 году. Художник изобразил жанровую сцену в пейзаже. Холст, написанный маслом, имеет форму горизонтального прямоугольника
  • Сочинение Моя машинка Моя любимая игрушка — это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная

Популярные сочинения

  • Школьная форма — плюсы и минусы (за и против) сочинение Школьная форма — атрибут, который сопровождает многих детей по всему миру на протяжении всей школьной жизни. В нашей стране наличие формы зависит от решения руководства каждой отдельной школы
  • Сочинение-описание по картине Крестьянский мальчик. Ванька Жуков Чехова (6 класс) Все мы знаем известного писателя А. П. Чехова. Родной брат писателя Николай, художник, автор картины «Крестьянский мальчик. Ванька Жуков». У братьев были теплые родственные отношения, и ему нравилось писать картины
  • Сочинение-описание по картине Север Куинджи Куинджи – потрясающий писатель, которого по праву можно назвать мастером своего дела. В своих картинах он отображал именно тот мир, который он видел через свою особую призму восприятия

Значительные вещи: «что» или «как»?

Константин Коровин, любимый ученик Поленова, недоумевает, почему тот бросил писать пейзажи, которые составляют истину его творчества. «Я как-то не совсем понимал, — признаётся он, — почему такой замечательный художник русского пейзажа, природы русской, так увлекался сюжетом давней истории и делал огромную картину на евангельскую тему. Мне кажется потому, что принято было в это время писать большие картины». Передвижники долго и втайне готовили свои мощные полотна, такие, как «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни», а потом неожиданно представляли их публике. Картины становились «гвоздём» выставки, о них начинали писать и говорить. Коровин называет это бытовой особенностью времени. Биограф Поленова Копшицер считает, что здесь Коровин не прав, якобы о том, что Поленов пишет картину «Христос и грешница», «знали все близкие ему люди… и многие другие, совсем даже не близкие». На это витиеватое «близкие и не близкие» стоит заметить, что, как вспоминают очевидцы, свой цикл «Жизнь Христа» до выставки Поленов никому не показывал.

«Мне казалось, — заключает Коровин, — что и Поленов тоже под влиянием этого писал такой “гвоздь”». Но Коровин вовсе не подразумевает конъюнктурности творчества Поленова или, тем более, его погони за успехом. Поленов был скромным человеком. Остались свидетельства о том, что молодым художникам он буквально даром отдавал свои этюды, за работы же свои брал сравнительно небольшие деньги. Речь же идет о фундаментальном противопоставлении в искусстве – писать «что» или писать «как».

Что значит писать значительные вещи? В чем их значимость? В содержании. Они содержательны. Нарративны. Переводимы на язык. Они требуют раздумий, из них можно извлечь мораль или наставление. Писать «как» — значит писать «ради». Ради искусства. Коровин относится к последним. Репин упрекнёт его, что его полотна – это «живопись для живописи». Но для Коровина в этом «ради» и «для», в этой самоценности и состоит суть искусства. Он пишет лимоны на фоне сирени не для того, чтобы что-то сообщить о комнате, в которой они находятся, уличить в чем-то хозяев или похвалить их, он пишет саму лимонность лимона. Подобно древнему греку, в вещях он ищет их первоначала, в дереве – древесность, в море – моринность. Коровин с болью рассказывает о борьбе, разворачивающейся на его глазах в художественной среде между «жанристами» и «пейзажистами», в результате которой пострадал сам Поленов и его ученики. «Чудесные картины Поленова — “Московский дворик”, “Бабушкин сад”, “Старая мельница”, “Зима” — обходили молчанием на передвижных выставках. “Гвоздем” выставок был Репин — более понятный ученикам

Ученики спорили, жанристы говорили: “важно, что писать”, а мы отвечали — “нет, важно, как написать”. Но большинство было на стороне “что написать”…»

Апологеты жанровой живописи считали пейзаж вздором. Противостояние было настолько серьезным, что в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, где работал Поленов, поставили под вопрос право пейзажиста судить о рисунках и исключили пейзаж из категории выпускных работ учащихся. В результате гонений, Поленов ушел в отставку. Его ученики, Коровин, Левитан, Головин, не получили по окончании Училища звания классных художников. Коровин вспоминает слова Поленова после отставки: «Трудно и странно, что нет у нас понимания свободного художества…». Но настоящая драма для Коровина заключается не в этом, а в том, что Поленов сам покидает прибежище своего таланта, о чем он прямо говорит учителю. На вопрос Поленова, что Коровин думает о его «Грешнице…», Коровин отвечает: «Василий Дмитриевич, мне всё равно, что там действие, момент сцены и что женщина испуганно смотрит на Христа, который решит ее участь, убьют ее камнями или нет. Но в картине есть пейзаж, написанный по этюдам, как бы с натуры. В нём есть солнце страны. Но ваши картины и этюды с натуры русской природы мне больше нравятся. Ваша картина, вернее, её тема, заставляет, так сказать, анализировать вопросы жизни, тогда как искусство живописи имеет одну цель — восхищение красотой».

Но Поленову кажется недостаточным это восхищение красотой. Художник Минченков, входящий в круг поздних передвижников, полагает, что «как передвижник, Поленов искал значительности в содержании своих произведений». И действительно, Поленов весьма переживал из-за того, что его картина из цензурных соображений была переименована: вместо «Кто из вас без греха?» названа «Христос и грешница». А значит и мысль была искажена. Поленову важна мысль. Важна идея всепрощения. Но не потому что он передвижник, как заключает Минченков, а потому что он русский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: