Краткая биография
- В 1921 г. поступил во ВХУТЕИН на базе Академии художеств. Он выбрал живописный факультет, хотя его творческая манера, сформировавшаяся в детстве, не особо поддалась тем навыкам, которым его учили. Ему ближе была теория Матюшина, одного из лидеров русского авангарда, хотя и не учителя молодого художника.
- В 1926 г. закончил ВХУТЕИН.
- 1926-1927 гг. – работа в ленинградской школе учителем ИЗО.
- Одновременно учился живописи в Институте художественной культуры у Казимира Малевича (супрематист). Его учителями также были И. Браз («русский сезанист»), К. Петров-Водкин, Н. Радлов. Это было время русского авангарда.
- В 1927 г. ради заработка поступил в Госиздательство иллюстратором детской литературы. Именно здесь он нашёл своё призвание.
- В 1930 г. создал иллюстрации к книжке «Болото» В. Бианки и стал признанным графиком.
- Затем в 1930-х годах он с неизменным успехом иллюстрирует детские книги П. Ершова, К. Чуковского, Л. Толстого.
- В 1931 г. после поездки на Белое море появился цикл живописных и графических работ «Карелия».
- С 1932 г. в стране началась борьба с формализмом в искусстве. Формализмом считались любые работы вне рамок соцреализма или противопоставленные ему. Именно поэтому свои живописные работы, не отвечающие этим критериям, Ю. Васнецов скрывал. О них знали только самые близкие люди.
- В 1932-1935 гг. Васнецов создал живописные работы «Чудо-юдо рыба кит», «Дама с мышкой» и др., в которых находят влияние художника Б. Кустодиева. Эти и некоторые другие живописные полотна считаются вершиной творчества художника. Но их обвинили в формализме.
- В 1934 г. женился на Галине Пинаевой.
- В 1936 г. работал над костюмами и декорациями к спектаклю «Мещане» (по Горькому) для Большого Драматического театра в Ленинграде.
- В 1941 г. с семьёй эвакуирован в Молотов (Пермь), затем в Загорск. Здесь работал главным художником Института игрушки.
- В 1941-1945 гг. создал серию поздравительных открыток.
- В 1943 г. сделал иллюстрации к книге С. Маршака «Английские народные песенки».
- Во время войны и после неё активно занимался книжной графикой.
- В 1945 г. семья Ю. Васнецова возвратилась в Ленинград.
- В 1947 г. создал иллюстрации к книге С. Маршака «Кошкин дом».
- Ю.А. Васнецов умер 3 мая 1973 г. Похоронен на Богословском кладбище Петербурга.
- Был удостоен званий: Заслуженный художник РСФСР (1946 г.), Народный художник РСФСР (1966 г.), лауреат Государственной премии СССР (1971 г.).
Ю.А. Васнецов
Почему иллюстрации Васнецова любимы детьми
Он всегда находил дорогу к сердцам своих юных читателей и созерцателей, которые только начали познавать мир через бесконечные наброски, непрерывное изучение натуры. Сказочные герои, которым подарил жизнь Юрий Васнецов (художник), на первый взгляд ненастоящие, лубочные. Но он рисует именно так, как видят их глаза маленького зрителя. Он не вдается в вереницу реалистичных подробностей и деталей, главная цель художника — чтобы юный читатель почувствовал сказочную природу персонажей.
Васнецов никогда не занимался вопросами возрастной психологии, не был он и педагогом, но сумел безошибочно почувствовать своего самого маленького читателя и почитателя — того, который и читать-то еще не умеет.
известные картины с названиями, биография художника
Юрий Васнецов (1900—1973) — известный живописец, а также иллюстратор, график, художник, получивший в 1971 г. Государственную премию. Мастер был родом из Вятки — города, который привил ему любовь к культуре народа. Обучался на факультете живописи ВХУТЕИН, а также в ГИНХУК. С 1928 года работал, иллюстрируя детскую литературу. Первыми его книгами стали «Карабаш», «Болото» В. В. Бианки.
Особенности творчества иллюстратора Юрия Васнецова сформировались под воздействием поэтики фольклора, а самую большую популярность получили его работы по оформлению сказок, песен, загадок. Один из любимых им приемов композиции — повторение, перекличка мотивов. Он умеет словно бы заново пережить увлеченность сказкой ребенка, увидеть его глазами традиции фольклора.
В забавных и красочных работах художника из Вятки Юрия Васнецова фольклор находит необычайно естественное выражение, на этих книгах выросло множество советских малышей. Сам автор при жизни стал классиком иллюстрирования изданий для детей. Наиболее знаменитые работы художника Юрия Васнецова — оформленные им «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова. Они давно превратились в классику своего жанра. Одни из лучших произведений — сборники «Ладушки», «Радуга-дуга».
Фантастические образы художника Юрия Васнецова основываются на впечатлениях от русской природы, а его звери с птицами столь выразительны благодаря тому, что автор наделяет их движениями и повадками, точно подмеченными в реальности. Эмоциональный лад организует цвет. Наделенный важнейшей ролью, он становится своего рода цветовой азбукой для ребенка.
Очень интересно то, как иллюстратор Юрий Васнецов наряжает персонажей: маму-Козу празднично, в яркую кружевную юбку с оборками, на Зайку надевает кофточку потеплее, а тех, кто хорошим зверушкам мешает быть счастливыми, автор не жалует — не заслуживают они достойных одежек.
Продолжая искать собственный путь, художник входил в мир детской литературы, однако более важное место в его жизни занимала народная культура. Ю
Васнецов постоянно оглядывается на собственный «вятский» мир. Путешествие в северные края в 1931 г. подтвердило правильность выбора мастера. Он вернулся к традициям, будучи уже довольно опытным и имея собственную манеру рисования, и это послужило началом того, что сейчас принято называть феноменом живописи Ю. Васнецова. Так, натюрморт с большой рыбой стал ярким свидетельством нового стиля, который впоследствии проявился в других его работах.
Уже после кончины автора возник интерес к его изящным стилизациям в стиле примитива: «Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой», где он проявляет себя как автор, удачно объединивший изысканную культуру живописи своей эпохи с чертами «базарного» искусства, которое ему так нравилось.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас в мастерскую художника Ю. А. Васнецова. А вы его уже знаете, мы с ним знакомились. Юрий А. Васнецов- художник-иллюстратор. (Показывает портрет). Он нарисовал много картин к сказкам.
Ребята, а вы любите рассматривать книжки с картинками или без картинок?
Дети: С картинками.
Воспитатель: Слово картинка по-другому называется иллюстрация
Иллюстрации занимают очень важное место в книге, без них нам будет неинтересно читать. Как вы знаете, книжки бывают разные и иллюстрации к ним тоже разные
Каждый художник рисует по-своему. Сегодня мы рассмотрим иллюстрации художника Юрия Васнецова к знакомой вам сказке.
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, что это за сказка. Хорошо?
Дети: Да!
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: «Три медведя»
Воспитатель: А как их зовут?
Дети: Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка
Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Кто на ней нарисован?
Дети: Девочка Маша.
Воспитатель: Девочка Маша идет одна по лесу, она заблудилась, ей страшно, кого она боится?
Дети: Диких зверей.
Воспитатель: Что еще нарисовано на картине?
Дети: Избушка.
Воспитатель: Кто в ней живет?
Дети: Медведи.
Воспитатель: Где находится избушка?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Посмотрите какими темными красками нарисован лес, какие высокие деревья, у елочек стволы высокие, пушистые ветки смотрят вниз. Слышите, кто-то плачет? (появляется кукла Маша.) Да это же Маша.
— Здравствуй, Маша.
Маша : Здравствуйте.
Воспитатель: Ты почему плачешь?
Маша : Медведи пригласили меня в гости, а я боюсь идти по темному лесу к их избушке
Воспитатель: Не волнуйся, Маша, мы с ребятами можем тебе помочь. Правда ребята.
Дети: Да. Поможем.
Воспитатель: Мы нарисуем для тебя веселые ярко-зеленые елочки, среди которых тебе будет весело и не страшно идти.
Показ воспитателем рисование елочек методом тычка.
Воспитатель: Посмотрите, какая получилась одна пушистая веселая елочка, а в лесу их много. Давайте вместе отправимся в нашу мастерскую и нарисуем каждый по одной елочке, чтобы получился лес.
Только сначала, мы немножко поиграем…
Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто. (Присесть)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи).
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).
Молодцы ребята, славно поиграли!
Дети приступают к рисованию. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь и поддержку в случае необходимости.
Воспитатель: Маша посмотри сколько ярких пушистых елочек ребята нарисовали (рассматривание всех елок). Когда они высохнут мы с ребятами наклеим их около тропинки
Маша : Спасибо вам, ребята. Теперь мне не страшно будет идти в гости к медведям. До свидания!
Дети: До свидания Машенька!
Воспитатель: Молодцы ребята, славно потрудились!
Скажите, пожалуйста, с иллюстрациями какого художника мы сегодня познакомились?
— Юрия Васнецова.
— Ещё раз скажите, что делал художник Юрий Васнецов?
-Рисовал для детей картинки.
— Как ещё можно назвать слово «картинки»?
-Иллюстрации.
— Да.
— Художник Юрий Васнецов нарисовал ещё много-много других работ. С ними вам предстоит познакомиться
Я думаю, что вы поняли, что иллюстрация и цвет рисунков играют важное значение для книги и для детей
Я вас благодарю за внимание, вы очень внимательные дети!
Стилистика и цвет
Эмоциональность рисунков Васнецова продиктована прежде всего цветом, играющим в восприятии образов решающую роль. Он и декоративен, что вообще характерно для народного искусства, и поэтичен, что, в свою очередь, отличает все творчество художника.
Васнецовские иллюстрации — цветовая азбука для ребенка. Все просто, как в сказке: волк — серый, зайчик — белый, лиса — рыжая и т.п. Активно используется художником принцип, как называют этот прием искусствоведы, «волшебного фонаря». Действие происходит на некоем, обязательно праздничном, ярком цвете фона (красный, желтый, синий и др.). Эта среда, в которой общаются персонажи, композиционна сама по себе, и в то же время она — то новое яркое пятно, которое так необходимо детям, переворачивающим очередную страницу в ожидании новых впечатлений.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю, А, Васнецова“» размещена в разделах
- Васнецов Ю.А., художник иллюстратор для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
Задачи: Дать представление о художниках – иллюстраторах детской книги. Познакомить с иллюстрациями Ю. А. Васнецова к русским народным сказкам, потешкам
Обратить внимание на выразительные характерные средства художника. Развивать стремление понять красоту, поэтичность, декоративность создаваемых ими образов
Показать, как художник с помощью средств выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев. Воспитывать любовь к изобразительному искусству, интерес к книжной иллюстрации. Демонстрационный материал. Книги с иллюстрациями Ю. Васнецова. Портрет художника. Презентация «Знакомство с творчеством художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова». Д/и «Кто какой в сказке?»
Этапы деятельности Действие воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный
Организационно-поисковый
Рефлексивно-коррегирующий Круг радости
Мы приветствуем сегодня,
Всех кто в гости к нам пришел
Мы улыбки дарим людям,
Словно искорки добра,
Для друзей всегда находим
Очень нежные слова!
— Ребята, представьте, что мы с вами пришли на экскурсию в библиотеку.
Детям предлагается обратить внимание на выставку разных книг. — Как вы думаете, для чего нужны книги?
— Как вы думаете, для чего нужны книги?
— Ребята, какие бывают книги, чем отличаются детские книги от взрослых?
— Да, действительно, в детских книгах много картинок. — Картинки в книгах называются иллюстрациями.
— Как вы думаете, кто их рисует? Детям предлагается пройти на свои места и посмотреть презентацию.
Какой материал пользует в своей работе художник — иллюстратор?
Предлагаю внимательно посмотреть на иллюстрации, и отгадать к каким сказкам они сделаны. (показ слайдов)
— Оказывается посмотрев на иллюстрации в книге, можно узнать, о чем, или о ком эта книга написана.
— Как вы думаете, так ли важны иллюстрации в детских книгах, может можно было бы обойтись без них?
Посмотрев эти иллюстрации, что еще можно сказать?
— Все эти иллюстрации рисовал один и тот же художник -иллюстратор – Ю. А. Васнецов. Считается одним из лучших художников – иллюстраторов.
— Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке. Сейчас этот город называется Киров. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки и расписывают их яркими красками. Называются эти игрушки — дымковские.
— Когда Юра Васнецов был маленьким, он очень любил эти игрушки. В его детство каждую весну на его родине устраивались ярмарки. Это были настоящие праздники игрушек! На ярмарке звучали веселые задорные песни, пляски. На ярмарке можно было не только полюбоваться игрушками, но и купить их.
Разминка под музыку «Калинка» — Когда Юрий Алексеевич вырос, уехал учится в Ленинград, чтобы стать художником. Он научился рисовать и портреты, и пейзажи. Однажды он сидел за своим рабочим столом, на котором стояли краски, кисти, карандаши. Юрий Алексеевич рисовал необычного кота – в валенках, с булкой. К нему подошла маленькая дочка и спросила: — Кого ты рисуешь?
— Кота.
— Он совсем не похож на нашего Мурзика?
— Потому что этот кот сказочный.
Дочке котик очень понравился. С тех пор Юрий Алексеевич стал иллюстратором детских книг. Много замечательных иллюстраций к детским книгам создал художник, очень пригодились Юрию Алексеевичу воспоминания детства. Особенно яркими, нарядными получились рисунки для книг со стихами – потешками. (показ слайдов)
Предлагаю детям пройти к столам на которых лежат разрезные картинки – иллюстрации Ю. А. Васнецова.
Предлагаю каждому ребенку собрать картинку.
— Вот и закончилось наша экскурсия в сказочные владения художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова. Я надеюсь, что оно было интересным и увлекательным.
Рефлексия:
Проводят круг радости
Рассматривают выставку книг.
Книги нужны чтобы читать, узнавать что-то новое, чему-то учиться, получать удовольствие.
Художники – иллюстраторы.
Смотрят презентацию.
Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаши, масляные краски
Книги были бы не интересные, не интересно читать, не красивые.
Изображены яркими красками, герои необычные, сказочные.
Слушают рассказ воспитателя.
Дети рассматривают орнаменты, узоры на разных предметах, одежде героев.
Определяют, на каком фоне нарисованы события, устанавливают зависимость фона от содержания изображенного.
Собирают картинки — иллюстрации.
Оценивают себя. делятся впечатлениями.
Публикация «Опыт работы по знакомству дошкольников с творчеством Ю, А, Васнецова» размещена в разделах
- Васнецов Ю.А., художник иллюстратор для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Свою работу по знакомству детей с иллюстрациями художника Васнецова, мы начали, в первую очередь, на самостоятельном изучении творчества художника. Перечитывая на занятиях, в утренние и вечерние часы, знакомые детям песенки — потешки, сказки, стихи и рассматривая иллюстрации, и дети, и мы, открываем для себя сказочный мир детства.
Узнав о детстве художника, мы рассказали детям о задумчивом лесном крае, где родился и вырос художник, о приветливом городе Вятке (ныне Киров). С нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными и яркими петухами, конями, баранами, которыми любовался будущий художник в детстве.
Знакомясь с работами художника ближе, мы с детьми убеждаемся в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.
Рассматривая иллюстрации с детьми, учим их смотреть и видеть, сколько юмора, выдумки вложил художник в свои картины-сказки.
Например: изображая мельницу, куда ходила Кисонька-Мурысонька (из потешки «Кисонька», художник придумал многое. Сказочная мельница декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломанными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице кисонька с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво блестят на солнце. Пряники Кисонька сложила в большую плетенную корзину. Прянички белые с красивыми узорами и очень аппетитные!
Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. И много картинок-иллюстраций нарисовал художник для детей: важных и веселых котов, очень симпатичных зайчиков, белочек и других животных. Но больше всего любил художник рисовать мышей.
В рисунках для детей художник талантливо обьединил сказку и правду. Что только не происходит в сказках, но всегда это что-то доброе, радостное, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым.
Знакомя детей с произведением Ю. А. Васнецова, мы видим, как меняется их отношение к книжной иллюстрации. Ребята не торопятся перевернуть страницу, рассматривая книгу, а подолгу всматриваются в изображенное, радуясь интересным деталям. Проводимая работа показывает, что знакомство детей с искусством Васнецова имеет большое значение для эстетического воспитания детей, развития их нравственно-эмоциональной сферы.
С уважением воспитатели группы
Великий сказочник из Вятки Юрий Васнецов
Пожалуй, нет в отечественной детской книге имени столь любимого, как Юрий Васнецов. Сегодня ему исполнилось бы 115 лет. Этому удивительному художнику удалось заново открыть читателю русскую сказку. Знакомые, хорошо известные сюжеты он представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов. Словно протёрли старинное затуманившееся зеркало, и мы увидели самих себя, своё детство, мир своих сказок. И это радостное удивление узнавания и открытия не проходит, передаётся из поколения в поколение. Вот только книги с иллюстрациями замечательного художника найти ныне, увы, всё труднее и труднее…Картины Юрия Васнецова знакомы нам с детства, они украшали наши первые и самые любимые книжки – «Ладушки», «Сорока-ворона», «Теремок», «Три медведя».
График, живописец, народный художник РСФСР Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) родился в старинном русском городе Вятке. Однажды его спросили: «Какой вы получили самый дорогой подарок?» И он ответил: «Жизнь. Подаренная мне жизнь». Он получил его в 1900 году 22 марта (4 апреля по старому стилю). И дед Юрия Васнецова, и отец, и все братья отца принадлежали к духовному сословию. Большая семья священника о. Алексия Васнецова (матушка Мария Николаевна и шестеро детей) жила в двухэтажном доме при кафедральном соборе. Отец его был псаломщиком в сельской церкви, но благодаря большому трудолюбию и прекрасному голосу получил место дьякона, а потом стал священником в городе Вятке.
Юрий Алексеевич рисовал для самых маленьких. Поэтому его иллюстрации можно долго рассматривать
Большое внимание Васнецов уделял оформлению книжки в целом. Так же, как Лебедев и Конашевич, он много работал над обложкой книги, над шрифтом
Его стиль не спутаешь ни с каким другим. Картинка заполняет все пространство книжного листа, а иногда и разворот книги, сочетается с орнаментом или рисованным шрифтом. Много книжек у художника Васнецова, и отличить его рисунки можно с первого взгляда. Все звери такие симпатичные, словно игрушечные, дома разукрашенные, картинка словно кружевами оплетена. У лисы шубка с помпончиками, у лошадки в хвосте и в гриве – бантики. Будто это не рисунок, а вышивка. Кошка на окошке рубашку шьет. А в доме – уборка. Рыжий котище со стола убирает, черная собачонка языком чашку вылизывает, курица веником половицы метет. Много всякого зверья делом занято.
Полюбуйтесь чудесными рисунками Ю.Васнецова!
Вам они нравятся?
Публикация «Рассматривание иллюстрации Ю, А, Васнецова к сказке „Маша и Медведи“» размещена в разделах
- Васнецов Ю.А., художник иллюстратор для детей
- Темочки
— вырабатывать умение называть основную эмоцию героя (радуется, испугался, давать обобщенную характеристику (добрый, хитрая) по иллюстрациям; формировать умение воспринимать содержание иллюстрации;
— развивать внимание, воображение, память, мышление, умение слушать речь воспитателя; развивать эстетическое отношение, внимание к деталям художественного текста; развивать кругозор, словарный запас и интерес к изобразительному искусству. — воспитывать любовь к сказкам, эмоциональную отзывчивость, интерес к книжной иллюстрации
Воспитывать желание прийти на помощь друг другу
— воспитывать любовь к сказкам, эмоциональную отзывчивость, интерес к книжной иллюстрации. Воспитывать желание прийти на помощь друг другу.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Портрет Юрия Васнецова, иллюстрации Ю. А. Воснецова к сказке «Маша и Медведи»; листы бумаги с изображением елок; гуашь; вода; кисти из щетины.
Предварительная работа: чтение сказки Л. Толстого «Три медведя», рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «Три медведя».
Удивительный мир художника
Книги, проиллюстрированные Ю. А. Васнецовым, узнаваемы с первого взгляда, на них выросли миллионы советских детей
Изображения в этих книжках имеют первостепенное значение, они неизбежно привлекают к себе внимание маленького читателя
Неистощимая фантазия, с которой Юрий Васнецов оформлял книги, позволяет с головой окунуться в мир детства, забыть о каких-то заботах и неустроенности взрослого мира. Образы, созданные художником, искрятся оптимизмом, полны жизнеутверждающей силы. Животные и птицы, основные действующие персонажи сказок, приобретают потрясающую выразительность, Юрий Васнецов придал им манеру поведения, движения и повадки, которые он тонко подмечал в реальной действительности.
Юность художника
Будущий художник родился в 1900 году в российском городке Вятки, в семье священника, служившего в местном соборе. Отдаленные родственные узы связывали эту семью с другими Васнецовыми — художниками Виктором и Аполлинарием, а также Александром Васнецовым, известным фольклористом, собирателем народных песен. Конечно, подобное семейное наследие не могло не сказаться на будущем творчестве художника.
Все свое детство Юрий Васнецов провел в Вятке. В этом провинциальном городке работало большое количество кустарных мастерских и артелей. Промыслы были самыми разными — мебельные, сундучные, игрушечные. Да и сама мать Юрия слыла в округе отменной вышивальщицей и кружевницей. Впечатления детства — самые яркие и именно они оказывают влияние на формирование наших представлений о мире, на воспоминаниях, которые остаются с нами до конца дней. Полотенца с вышитыми петухами, расписанные в русском народном духе короба и сундуки, яркие деревянные и глиняные игрушки — бараны, медведи, лошади, куклы… Все эти образы неспроста попали на страницы книг со знаменитыми васнецовскими «сказочными» иллюстрациями.
Молодой Юрий очень хотел стать художником — поэтому в 1921 году он поступил в Петроградские Государственные Свободные Художественные Мастерские (сокращенно ГСХМ) на отделение живописи. Среди учителей Васнецова называют Осипа Браза, Александра Савинова и даже русских авангардистов — Казимира Малевича и Михаила Матюшина.