Презентация на тему мазаччо

Триптих сан джовенале | vasque-russia.ru

Слайд 15Мазаччо. Троица. ц. Санта Мария НовеллаСхема построения линейной перспективы «Троицы»

Мазаччо.Технология производства композиции, вероятно, была проста: Мазаччо вбил гвоздь в

нижней части фрески, от которого натянул нити, и прочертил по ним поверхность сланцевым карандашом (его следы просматриваются и сегодня). Таким образом была выстроена линейная перспектива.

Согласно наиболее распространённой интерпретации иконографии этой фрески, она отсылает нас к традиционным средневековым двойным капеллам Голгофы, в нижней части которых располагалась гробница Адама (мощи), а в верхней части распятие (подобные капеллы копировали храм Голгофы в Иерусалиме). Исследователи считают, что в этой конструкции воплощена идея движения человеческого духа к вечному спасению: произрастая из земной жизни (тленного тела) через молитву (двое предстоящих) и заступничество Богоматери и святых (Богоматерь и Иоанн Креститель) дух устремляется к Троице – высшему воплощению божественной сути.

Мазаччо, «Изгнание из Рая»: описание картины

За основу взят библейский сюжет. Художник с огромной естественностью изобразил полностью обнаженные фигуры своих моделей. Переживания обоих персонажей им также выявлены предельно ярко.

Плачущий Адам закрывает лицо рукой. Он переполнен горечью и стыдом. Страдания согнули его тело. Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. В них – недоумение, позор, ужас. Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца. В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Этот его прием позже многие пытались повторить, но практически никому не удавалось передать точный ракурс Мазаччо. По требованию монахов обнаженные тела были позже прикрыты веточками с листочками: все еще действовала средневековая ложная стыдливость и восприятие наготы как чего-то грязного и мерзкого. Карающий ангел с мечом в руках, витающий над Адамом и Евой, подсказывает нам, что назад им дороги нет.

Расцвет карьеры и смерть

В 1424 году картины Мазаччо обрели настоящую популярность. Художник стал членом гильдии Святого Луки, организации, объединявшей флорентийских мастеров, и начал сотрудничать с Мазолино. Последний был очень известен – его техника нравилась современникам, а стиль аристократической готики с нарядной религиозной сказочностью был одним из ключевых для первой половины пятнадцатого века, поэтому сотрудничество с ним было удачей для Мазаччо. Картины молодого подмастерья повлияли на творчество известного мастера Мазолино – уникальная ситуация, когда ученик изменил манеру работы учителя. К сожалению, талантливому флорентийцу не суждено было прожить долго – как и отец, Томмазо умер в 27 лет. Причина гибели неизвестна – предположение историка Вазари о возможном отравлении было впоследствии опровергнуто, а других документов об этом событии не сохранилось. Известно лишь, что это произошло в Риме и что собратья-художники посчитали это сокрушительной потерей – соответствующую отметку можно найти в записях Брунеллески.

Первые работы

По нашим меркам юноша, а по мнению людей XV столетия – вполне взрослый человек стал кормильцем семьи, получив первые заказы на работу. Уже в 1422 году был закончен большой триптих для церкви Св. Ювеналия. В центральной части триптиха особенно видно использование перспективы, создающей глубину пространства.

Пол всех трех панелей сходится в одной точке, которая скрыта за головой Мадонны. В ребенке, изображенном, как строгая холодная скульптура, чувствуется влияние Донателло. В следующем году вместе с Мазолино написан триптих для часовни в церкви Санта-Мария-Маджоре. Он изображает драматический эпизод из жизни Св. Ювеналия, которого дьявол обманом подтолкнул на убийство собственных родителей. Это произведение плохо сохранилось, как и многие картины Мазаччо.

Самые известные работы Мазаччо

Гениальный мастер живописи за свою недолгую жизнь написал немало произведений, которые по праву считаются шедеврами искусства эпохи Возрождения. И все же, самыми известными работами Мазаччо можно назвать:

За свою короткую жизнь Мазаччо успел создать много прекрасных работ, которыми и сегодня восхищаются зрители. А если бы он прожил гораздо больше, чем отведенные судьбой 26 лет, то сегодня его имя безусловно стояло в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — да Винчи (da Vinci), Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэлем (Raffaello).

Мазаччо Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи М. называют отцом живописи эпохи Возрождения. Он совершил целый ряд революционных открытий, исследуя пространство и стремясь к созданию объемных образов. Мазаччо — один из удивительных мастеров Флоренции начала XV века, которых принято считать отцами итальянского искусства эпохи Возрождения. Л. Б. Альберти поставил его рядом с такими выдающимися мастерами, как архитектор Брунеллески и скульпторы Донателло, Джи-берти и Лука делла Роббиа. М. уникален еще и тем, что он единственный из художников, кто так мало прожил на свете, но оставил заметный след в истории мировой культуры. М. способствовал прорыву в изобразительном искусстве, уделив огромное значение методу, позволяющему создавать иллюзию объемного пространства, трехмерной формы на плоской поверхности картины. Недаром Вазари разделил историю итальянской живописи на три периода, назвав каждый именем ведущего художника своего времени, Джотто, Мазаччо и Леонардо. Большинство современных М. художников писали, не проявляя особого интереса ни к колориту, ни к реалистическим деталям. И только М. развил начинания Джотто. Но если Джотто решал проблемы перспективы и объема исключительно интуитивно, то Мазаччо начал подходить к ним, опираясь на логику и точный расчет. Фундаментом для главного открытия М. послужили изученные им законы перспективы, одним из исследователей которых был друг художника, архитектор Брунеллески. Другим открытием М. стала его идея о едином источнике света, благодаря чему возникает светотень, позволяющая представить фигуры и предметы на полотне так, как они выглядели бы при естественном дневном свете. Перспектива М. основывалась на оптической иллюзии, когда параллельные линии сходятся по мере удаления от зрителя в одной точке на горизонте, определяя глубину пространства картины. Открытые Брунеллески законы перспективы М. применил уже в росписи фресок. Самая ранняя из дошедших до нас работ художника «Триптих Сан Джовенале» (1422), еще несовершенный с точки зрения перспективы. Но через 4 г художник создает центральную панель Пизанского полиптиха, где все арх. формы выстроены в соответствии с линейной перспективой. Центральная панель Пизанского полиптиха отчетливо показывает, что Мазаччо как бы освещает объект постоянным источником света, это позволяет художнику создавать объемные изображения

Его знаменитая «Троица», стала образцом построения перспективы, массивные архитектурные детали подчеркивают объем и величественность фигур, а не соперничают с ними и не отвлекают внимание зрителя. М

создавал композицию, сосредотачиваясь на главном и отказываясь от второстепенных деталей. Если же говорить о современниках, то по своей манере Мазаччо был, пожалуй, ближе всего к скульптору Донателло. Фрески М. написаны с невиданной по тем временам свободой и уверенностью.

Masaccio._Madaonna_and_Child._1426._National_Gallery,_London

Masaccio._Crucifixion_of_St._Peter_and_Beheading_of_St._John_the_Baptist.

Masaccio,_trinità

Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. В 1422 вступает во флорентийский цех врачей и аптекарей, а в 1424 — в гильдию святого Лужи. В это время он много работает с Мазолино. В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466). Мазаччо первому удается связать пластичность фигуры с построением пространственной перспективы. К тому же он очень точно передает архитектуру и пейзажи, которые подчеркивают выразительность изображаемой сцены. Картины художника отличают простые цветовые решения и точно выдержанная центральная перспектива. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными.

Мазаччо

МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство

Троица (1426-28), Церковь Сайта Мария Новелла

Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над распятым Сыном, поддерживая Его крест вытянутыми руками. Над головой Христа в виде голубя парил Святой Дух. Такой образ, известный как Престол Искупления или Престол Спасения, получил широкое распространение во флорентийской живописи XIV века. Однако шедевр Мазаччо отличается некоторыми особенностями. Во-первых, никто прежде не создавал столь монументальный по размеру образ. Во-вторых, Мазаччо написал Бога-Отца стоящим, чем, возможно, хотел приблизить к нему священника, служащего мессу и совершающего евхаристию. Между тем до Мазаччо Бог-Отец изображался сидящим на престоле, как мы видим это, например, на картинах Нардо ди Чоне.

«Троица» — одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства. Архитектурная рамка картины выдает здесь сильное влияние Брунеллески, а многие исследователи считают даже, что тот принимал непосредственное участие в создании фрески. Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам распятия стоят Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства, вне арки, — два коленопреклоненных. Скорее всего, это портреты людей, заказавших Мазаччо картину Ниже изображена гробница с надписью, обращенной к каждому из зрителей: «Я был как вы, и вы должны стать как я». Таким образом, гробница напоминает нам о неизбежности смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души. Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов — больших, полномасштабных рисунков, их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица.

Образы Святой Троицы В христианской культуре существовало несколько традиций изображения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Менялись эпохи, а вместе с ними и визуальное представление Троицы. Учение о Троице, то есть представление Бога как триединства Отца, Сына и Святого Духа, является одним из краеугольных камней христианской веры. Впервые о Троице как о Боге, едином в трех лицах, говорится в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос посылает своих учеников-апостолов на проповедь со словами: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В средневековой живописи образ Бога-Отца имел символический смысл. Это было связано с тем, что церковь не позволяла художникам писать то, что невозможно увидеть. Тогда же сложилась традиция изображать Троицу в виде трех сплетенных колец или в виде трилистника. Особенно часто такие трилистники появлялись на церковных витражах. Позднее художники начали изображать Троицу в виде трех человеческих фигур. Например, на иконе Андрея Рублева Троица представлена тремя ангелами. Реже образ Троицы был выражен фигурой Бога-Отца, сидящим по его правую руку Сыном и парящим между ними в виде голубя Святым Духом. На гравюре Дюрера Бог-Отец сам поддерживает тело снятого с креста Сына. Эта сцена имеет много общего с распространенными в эпоху Возрождения пьетами — живописными или скульптурными композициями, изображающими оплакивание Христа.

К списку картин Биография Продолжение

Творчество

Когда именно Мазаччо создал первую картину, точно неизвестно. Состоящая из 3 частей работа «Сан Джовенале» была обнаружена в 1961 году, ее нашел живописец из Италии, большой поклонник творчества мужчины. Другие фрески автора схожи с найденным экземпляром, поэтому он пришел к выводу, что видит произведение, принадлежащее великому художнику.


Картина Мазаччо «Чудо со статиром» / Città di Firenze

Предположительно, после этого родилась фреска художника под названием «Освящение». Здесь запечатлена процессия, выполненная в стиле античных римских рельефов. Таким образом Мазаччо изобразил горожан, идущих рядами, возможно, направляющихся в церковь. Фреска украшала стены Кармелитского монастыря и просуществовала до 1600 года. Разные художники, в том числе и Микеланджело, копировали увиденные изображения в собственных рисунках, и только таким образом произведение дошло до наших дней.

Мазаччо пробовал писать с другим известным художником — Мазолино. Среди их общих картин много признанных работ, но наибольшую славу получила «Мадонна с младенцем, святой Анной и ангелами», которая теперь украшает стены Национальной галереи (Вашингтон).

Туда же относят и фрески капеллы Бранкаччи, которые он тоже выполнял с коллегой, предположительно, начал в конце 1424 года, а в 1427-м или 1428-м работа прервалась из-за его отъезда в Рим. Спустя 50 лет изображения завершал Филиппино Липп. Помимо прочих, в этот список вошли фрески под названием «Изгнание из рая», «Чудо со статиром» и «Крещение неофитов».


Картина Мазаччо «Изгнание из рая» / Città di Firenze

В 1426 году Мазаччо принял заказ от нотариуса Сера Джулиано ди Колино Дельи Скарси да Сан Джусто на создание картины для алтаря в капелле святого Юлиана, которая относится к Пизанской церкви Санта Мария дель Кармине. Это многочастная композиция, помимо Томмазо, она запечатлела на себе творчество его брата Скеджи и Андреа дель Джусто, а также резчика Антонио ди Бьяджо, он изготовил раму.

Три столетия роспись украшала внутреннюю архитектуру церкви, в XVIII веке ее разобрали, а элементы поместили в разные музеи. Рама и отдельные сюжеты были утеряны, осталось лишь 11 частей, и те находятся не в самом лучшем состоянии, что мешает в полной мере ощутить все великолепие бывшего произведения искусства.

«Сердцем» полиптиха была Мадонна с младенцем, сегодня она хранится в Национальной галерее Лондона, а еще одна часть, «Распятие», была направлена в Неаполь, в музей Каподимонте. Интересный факт, что этот фрагмент художник написал в традициях живописи XIV века.


Картина Мазаччо «Троица» / Санта-Мария-Новелла

«Троицу», картину, созданную во Флоренции и украшающую стены церкви Санта Мария Новелла, называют еще одной значимой работой автора. Озвучивалась версия, что она появилась в 1425-м, историки датируют работу 1426-1427 годами, а другие относят ее к 1428-му. Ранее фреска располагалась в храме, а затем была перенесена на холст. На ней представлены 4 фигуры — два молящихся донатора, Мария и Иоанн Богослов. Они изображены перед Богом-отцом, стоящим над распятьем.

Слайд 16Из немногих архивных документов, касающихся жизни художника, сохранилась запись флорентийского

налогового кадастра. Она датирована июлем 1427 года; в ней сообщается,

что Мазаччо вместе с матерью снимал скромное помещение на Виа деи Серви, имея возможность содержать лишь часть мастерской, разделённой с какими-то иными художниками

В своём «Жизнеописании Мазаччо» (1568г.) Вазари даёт ему такую характеристику: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других. И так как он никогда и никак не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде, и имел обыкновение требовать деньги у своих должников лишь в случае крайней нужды, то вместо Томмазо, каково было его имя, его все звали Мазаччо [т.е

мазила], однако не за порочность, ибо от природы он был добрым, а за ту самую его рассеянность, которая не мешала ему с такой готовностью оказывать другим такие услуги и такие любезности, о которых и мечтать не приходилось».Мазаччо имел много долгов. Это подтверждается заметкой о смерти художника, сделанной в 1430 году одним из его кредиторов, который выражает сомнение в платёжеспособности своего должника, опираясь на слова его брата Джованни (Скеджи), который отказался от состоящего из долгов наследства Мазаччо. Таково было положение дел перед его отъездом в Рим.Сколько месяцев Мазаччо провёл в Риме, не ясно. Смерть его была неожиданной, однако для версии об отравлении, изложенной Вазари, нет никаких оснований. Антонио Манетти лично слышал от брата художника, что он умер в возрасте около 27 лет, то есть в конце 1428 года, или в самом начале 1429-го. В налоговых документах в ноябре 1429 года напротив имени Мазаччо рукой чиновника сделана приписка: «Говорят, что он умер в Риме». Из откликов на его смерть, сохранились лишь слова Брунеллески «Какую большую потерю мы понесли». Вероятно, эти слова свидетельствуют о малочисленности кружка художников-новаторов, понимавших суть

Слайд 4Мазаччо рано переехал во Флоренцию. Исследователи предполагают, что переезд произошёл

до 1418 года. Сохранились документы, согласно которым мать Мазаччо снимала

жилое помещение в районе Сан Никколо. Вероятно, мастерская, в которой работал художник, находилась где-то неподалёку. Вазари утверждает, что его учителем был Мазолино, однако это ошибка. Мазаччо получил звание мастера живописи и был принят в цех 7 января 1422 года, т.е. раньше Мазолино, принятого в 1423 году. Кроме того, в его произведениях не видно никаких следов влияния этого художника. Некоторые исследователи считают, что в 1421 году он работал в мастерской Биччи ди Лоренцо, и приписывают ему терракотовый раскрашенный рельеф из церкви Сан Эджидио. Однако стилистика произведений этих художников слишком разная, чтобы говорить об их близком контакте.

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 – 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск

Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке – это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет – человек с руками, сложенными, как для молитвы, – это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, – предположительно брат Мазаччо

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий – ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Биография Мазаччо

Мазаччо (настоящее имя — Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Ser Giovanni di Mòne di Andreuccio Cassài)) появился на свет 21 декабря 1401 года в городке Сан-Джованни-Вальдарно в семье нотариуса. Точная дата рождения художника не вызывает сомнений, так как в этот день католическая церковь той поры отмечала праздник Святого апостола Фомы, в честь которого родители и назвали новорожденного младенца именем Томмазо.

Детство гения нельзя назвать счастливым и беззаботным. Когда мальчику было 5 лет, а мать была беременна вторым ребенком, умер его отец, которому на момент смерти едва исполнилось 27 лет. Оправившись от горя, молодая вдова вышла замуж за Тедеско ди Мастро Фео — владельца небольшой аптеки, воспитывавшего после кончины жены двух дочерей. Но спустя 11 лет скончался и отчим Томмазо, с тех пор все заботы по содержанию семьи из 5 человек легли на плечи 16-летнего парня.

К счастью, у будущего художника рано обнаружился талант к рисованию, и уже в 1418 году он перебрался во Флоренцию, где его матери удалось снять небольшую комнату. Достоверно неизвестно, кто обучал Томмазо азам живописи, хотя чаще всего современные историки его учителями называют Биччи ди Лоренцо (Beachci di Lorenzo) или Мазолино (Masolino).

В возрасте 21 года Мазаччо приняли во Флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и живописцев с присвоением звания мастера. С этого момента началась полноценная карьера художника, которая, к сожалению, продлилась недолго. Огромное влияние на творчество Мазаччо оказала дружба с Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) и Донателло (Donatello) — двумя великими скульпторами эпохи Ренессанса. Именно они и стали настоящими учителями молодого живописца, познакомили его с новаторскими идеями реалистического изобразительного искусства и линейной перспективы.

Всю последующую жизнь Мазаччо прожил во Флоренции, лишь ненадолго, в апреле 1423 года, он совершил поездку в Рим, где получил возможность познакомиться с лучшими образцами античного искусства. Мастерство молодого художника признавали многие современники, поэтому он получал стабильные заказы от обеспеченных граждан и духовенства на создание фресок, картин и алтарных росписей.

Многие работы Мазаччо написаны в соавторстве с Мазолино, с которым художника связывали хорошие приятельские отношения. Тем не менее, относительно авторства значительной части совместных работ современные историки ведут жаркие дискуссии.

Слайд 5Тем не менее, в мастерской Биччи ди Лоренцо с 1421

года работал младший брат Мазаччо — Джованни (Ло Скеджа).Настоящими учителями

Мазаччо были Брунеллески и Донателло. Сохранились сведения о личной связи Мазаччо с этими двумя выдающимися мастерами раннего Возрождения. Они были его старшими товарищами, и к моменту созревания художника уже сделали свои первые успехи. Брунеллески к 1416 году был занят разработкой линейной перспективы, следы которой можно видеть в его рельефе «Битва св. Георгия с драконом». У Донателло Мазаччо позаимствовал новое осознание человеческой личности, характерное для статуй, выполненных этим скульптором для церкви Орсанмикеле.В искусстве Флоренции начала XV века доминировал стиль известный как «интернациональная готика». Художники этого стиля создавали в своих картинах выдуманный мир аристократичной красоты, полный лиризма и условностей. В сравнении с ними произведения Мазаччо, Брунеллески и Донателло были полны натурализма и суровой жизненной прозы. Следы влияния старших друзей можно видеть в самой ранней из известных работ Мазаччо.

Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. 1420-1426гг. Флоренция

Слайд 2Мазаччо ( итал . Masaccio ; устар. вариант — Мазаччьо

, собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо

ди сер Джованни ди Гвиди; 21 декабря 1401, Сан- Джованни -Вальдарно, Тоскана — осень 1428, Рим) — знаменитый итальянский живописец. Представитель флорентийской школы.

БиографияТоммазо родился 21 декабря 1401 года в день св. Фомы, в честь которого и был назван, в семье нотариуса по имени Сер Джованни ди Моне Кассаи и его супруги Якопы ди Мартиноццо. Симон, дед будущего художника (со стороны отца), был мастером художественного ремесла, изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели. Исследователи видят в этом факте семейную художественную преемственность, возможность того, что будущий живописец столкнулся с искусством и получил свои первые уроки у деда.

Отрывок, характеризующий Троица (фреска Мазаччо)

– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин. – Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?… – Очень хорошо, – сказал англичанин. Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари

– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте

Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете? Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз. – У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара. – Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату

Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку

Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку. – Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек. Анатоль остановил его: – Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?… Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками. – Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!… Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

Слайд 16Из немногих архивных документов, касающихся жизни художника, сохранилась запись флорентийского

налогового кадастра. Она датирована июлем 1427 года; в ней сообщается,

что Мазаччо вместе с матерью снимал скромное помещение на Виа деи Серви, имея возможность содержать лишь часть мастерской, разделённой с какими-то иными художниками

В своём «Жизнеописании Мазаччо» (1568г.) Вазари даёт ему такую характеристику: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других. И так как он никогда и никак не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде, и имел обыкновение требовать деньги у своих должников лишь в случае крайней нужды, то вместо Томмазо, каково было его имя, его все звали Мазаччо [т.е

мазила], однако не за порочность, ибо от природы он был добрым, а за ту самую его рассеянность, которая не мешала ему с такой готовностью оказывать другим такие услуги и такие любезности, о которых и мечтать не приходилось».Мазаччо имел много долгов. Это подтверждается заметкой о смерти художника, сделанной в 1430 году одним из его кредиторов, который выражает сомнение в платёжеспособности своего должника, опираясь на слова его брата Джованни (Скеджи), который отказался от состоящего из долгов наследства Мазаччо. Таково было положение дел перед его отъездом в Рим.Сколько месяцев Мазаччо провёл в Риме, не ясно. Смерть его была неожиданной, однако для версии об отравлении, изложенной Вазари, нет никаких оснований. Антонио Манетти лично слышал от брата художника, что он умер в возрасте около 27 лет, то есть в конце 1428 года, или в самом начале 1429-го. В налоговых документах в ноябре 1429 года напротив имени Мазаччо рукой чиновника сделана приписка: «Говорят, что он умер в Риме». Из откликов на его смерть, сохранились лишь слова Брунеллески «Какую большую потерю мы понесли». Вероятно, эти слова свидетельствуют о малочисленности кружка художников-новаторов, понимавших суть

Слайд 11Мадонна с младенцем и св. Анной.В 1424 году имя Мазаччо

появляется в списках компании Св. Луки – организации флорентийских художников.

Этим годом критики также обозначают начало совместной работы Мазаччо и Мазолино (более точно – между ноябрём 1424 года и сентябрём 1425-го).«Мадонна с младенцем и св. Анной» (разм.175х103см) была написана для церкви Сант Амброджо и находилась там до тех пор, пока не была передана во флорентийскую Галерею Академии, а затем в галерею Уффици.Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, и всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно, и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). Картине присуща и декоративная красота, свойственная Мазолино, и желание передать физическую массу и пространство, характерное для Мазаччо.Средневековая иконография сюжета обычно именуемого «Св. Анна втроём» требовала изображения Анны, на коленях которой сидит Мария, а на коленях последней — младенец Христос. Иконографическая схема здесь сохранена, три фигуры слиты в трёхмерную, правильно построенную пирамиду.

Мазаччо. Мадонна с младенцем и св. Анной. ок. 1424. Уффици, Флоренция.

Мадонна с младенцем (1426)

Эта картина выполнена темперой на доске из тополя. В те времена эту краску художники создавали сами, растирая натуральные пигменты с яичным желтком и клеем. Изображение получалось бархатным и мягким. Работа отображает стремление мастера выполнить качественный рисунок фигуры с идеальными пропорциями. В ней присущ дух Возрождения.

Великолепно выписанный мраморный трон, на котором восседает Богородица с младенцем — настоящий шедевр. У ног Мадонны пара маленьких ангелов играет на лютнях, а два серафима выглядывают из-за величественного трона. Глубокий синий цвет хитона Мадонны прекрасно сочетается с пурпуром её платья и нежным тельцем младенца. Выразительные складки подчёркивают формы фигуры. Печальный лик Мадонны обращён на младенца Христа, по-детски тянущему пальчики в рот.

Новаторство художника, его эксперименты с формой и цветом подчёркивают его великое мастерство и стремление к идеалу.

6

Кто изображен на иконе Святая Троица

Основное учение в христианстве говорит нам, что существо Бога выражается в трех ипостасях – Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Святая церковь учит, что эти образы неделимы, но и не слитны между собой. Каждый из них является символом Создателя проявляет высшую божественную сущность.

Непосредственное изображение божественного лика противоречит канонам христианства, ибо «Бога не видел никто и никогда» (Евангелие от Иоанна, 1:18; 1-е Иоанна, 4:12), поэтому на святыне изображены три Ангела, олицетворяющие собой странников, явившихся Аврааму в 18-й главе книги Бытия. Узрев, что в физическом образе перед ним предстал сам Бог, Авраам с почтением принял у себя Путников. Со временем такая иносказательная символика и стала в иконографии традиционным способом изображения Господа.

Стоит отметить:

существует несколько новозаветных изображений, где Бог Отец предстает в образе старца, Бог Сын – в образе Христа, а Святой Дух – в образе голубя. Но такие изображения не являются каноническими, т. е. не утверждены Православной церковью!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: