Поль гоген. гений, не дождавшийся славы

Немного исторической справки

Интерес вызывает история создания картины. На Таити автор поселился еще в 1981 году. Он отправился туда, чтобы поискать дружеского общения и избавиться от депрессии. Там была написана серия произведений, выражающая мифологию в индивидуальном воплощении автором. Последнюю картину сам автор называет апогеем своей мыслительной деятельности.

После создания произведения искусства в 1989 году Поль отправил его в Париж. После этого картина побывала в руках нескольких коллекционеров из Европы. В 1936 году ее купили для Галереи Марии Гарриман, которая находится в столице США. А в музей в Бостоне ее выкупили спустя несколько месяцев. 

История картины

Гоген совершил свою первую поездку на Таити в 1891 году в поисках общества, основанного на ценностях, отличных от ценностей европейского и западного общества. Окончательно он поселился там в 1895 году. Изолированный остров посреди Тихого океана — это основа для глубокого обновления его искусства, где климат, растительность, пейзажи, отношения между человеком и природой, обычаи и языческие мифы предлагают новые темы для размышлений. художник. В этой работе высотой 1,39  м и длиной 3,74  м Гоген синтезирует большинство своих таитянских тем.

В 1898 году художник отправил картину Джорджу-Даниэлю де Монфрейду в Париж . Впоследствии полотно было передано и продано нескольким другим парижским и европейским дилерам и коллекционерам, таким как Габриэль Фризо , пока оно не было приобретено галереей Мари Гарриман в Нью-Йорке в 1936 году. 16 апреля 1936 г.

Картина сейчас экспонируются в Музее изобразительных искусств Бостона ( п O  36270) в сборе Томпкинс, часть Сиднея и Эстер Rabb галереи (которая выставляет европейские произведения искусства , созданных между 1870 и 1900).

1886 г.


Гоген серьезно недооценил свое возвращение в Париж.
Мир искусства стал более конкурентоспособным, теперь, когда он не коллекционер, а изгой в респектабельных социальных кругах из-за того, что бросил жену. Всегда вызывающий, Гоген отвечает новыми
публичными вспышками и неустойчивым поведением .


Он поддерживает себя и своего больного сына Кловиса в качестве «расклейщика» (он расклеивал рекламу на стенах), но они оба живут в бедности, и Полу не хватает средств, чтобы отправить Хлодвига в школу-интернат, как было обещано Метте.
Сестра Пола Мари, которая сильно пострадала от краха фондового рынка, испытывает достаточное отвращение к своему брату, чтобы вмешаться и найти средства для оплаты обучения своего племянника.


Он представляет 19 полотен на Восьмую (и последнюю) выставку импрессионистов, которая пройдет в мае и июне и на которую он пригласил своих друзей, художников Эмиля Шуффенекера и Одилона Редона.


Он знакомится с керамистом Эрнестом Чаплетом и учится у него.
Летом Гоген уезжает в Бретань и пять месяцев живет в пансионе Понт-Авен, которым управляет Мари-Жанна Глоанек. Здесь он знакомится с другими художниками, включая Шарля Лаваля и Эмиля Бернара.

1879 г.


Гюстав Ароза выставляет свою коллекцию произведений искусства на аукцион — не потому, что ему нужны деньги, а потому, что работы (в основном работы французских художников, выполненные в 1830-х годах) сильно выросли в цене.
Гоген понимает, что изобразительное искусство — это тоже товар. Он также понимает, что скульптура требует значительных предварительных вложений со стороны художника, а живопись — нет. Он меньше сосредотачивается на первом и начинает сосредотачиваться почти исключительно на втором, которым, как ему кажется, он овладел.


Гоген получает свое имя в каталоге Четвертой
выставки импрессионистов , хотя и в качестве кредитора. Его пригласили к участию и Писсарро, и Дега, и он представил небольшой мраморный бюст (вероятно, Эмиля). Это было показано, но из-за его позднего включения не упомянуто в каталоге. Летом Гоген проведет несколько недель в Понтуазе, рисуя вместе с Писсарро.

Выставки (выборка)

Гоген на выставке 1893 года перед картиной Te Faaturuma

  • Ноябрь 1893 г .: Персональная выставка в галерее Поля Дюран-Рюэля под названием Oeuvres récentes de Gauguin.
  • 1897: Quatrième Exposition de La Libre Esthétique, Брюссель
  • 1928: Поль Гоген, Кунстхалле Базель
  • 1933: Выставка декора в духе Троизьем Республики, Лувр
  • 1935: Импрессионизм, Дворец изящных искусств Брюсселя
  • 1939/1940: Materpieces of Art, 1939 Нью-Йоркская всемирная выставка
  • 1955: Картины из частных коллекций, Музей современного искусства, Нью-Йорк
  • 2004: Музей современного искусства в Берлине. Шедевры из Музея современного искусства, Нью-Йорк, Neue Nationalgalerie , Берлин

Источники и дополнительная литература

  • Бреттелл, Ричард Р. и Анн-Биргит Фонсмарк. Гоген и импрессионизм . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2007.
  • Броуд, Норма и Мэри Д. Гаррард (ред.). Расширяющийся дискурс: феминизм и история искусства . Нью-Йорк: Icon Editions/HarperCollins Publisher, 1992. — Соломон-Годо, Эбигейл. «Стремление к рождению: Поль Гоген и изобретение примитивистского модернизма», стр. 313–330. — Брукс, Питер. «Таитянское тело Гогена», 331–347.
  • Флетчер, Джон Гулд. Поль Гоген: его жизнь и искусство . Нью-Йорк: Николас Л. Браун, 1921.
  • Гоген, Пола; Артур Г. Чейтер, пер. Мой отец, Поль Гоген . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1937.
  • Гоген, Поль; Рут Пилково, пер. Письма Поля Гогена к Жоржу Даниэлю де Монфриду. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1922 г.
  • Мэтьюз, Нэнси Моулл. Поль Гоген: Эротическая жизнь . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2001.
  • Рабинов, Ребекка, Дуглас В. Друик, Энн Дюма, Глория Грум, Энн Рокеберт и Гэри Тинтероу. От Сезанна до Пикассо: Амбруаз Воллар, покровитель авангарда (экс. кат.). Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2006.
  • Рапетти, Родольф. Гоген, ПольГроув Арт Онлайн. Издательство Оксфордского университета, 5 июня 2010 г.
  • Шеклфорд, Джордж Т.М. и Клэр Фреш-Тори. Гоген Таити (экс. кат.). Бостон: Публикации Музея изящных искусств, 2004.

Автопортрет с нимбом

Автопортрет с нимбом, 1889

Гоген создал более 40 автопортретов. В 1889 году он уехал из Понт-Авена в Ле Пульдю, другую рыбацкую деревушку в Бретани. Остановился в гостинице принадлежащей Мари Генри. Все свое время он проводил расписывая стены гостиницы

Одной из созданных работ был «Автопортрет с нимбом», еще одно важное произведение клуазонизма. На картине холст разделен на две части, лицо находится между половин

Нимб и яблоки в верхней части, змея в нижней являются аллегорией на рай и ад. Они являются символами дуальности, неба и ада — аллегория художника как ангела и демона, создателя прекрасных вещей и богемного прожигателя жизни.

10 самых известных работ Поля Гогена

#10 День божества

Год создания: 1894

В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя. Верхняя  часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.

#9 Озорная шутка

Год создания: 1892

Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине. Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе. Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.

#8 La Orana Maria

Год создания: 1891

В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.

#7 Портрет Ван Гога

Год создания: 1888

Дружба Ван Гога и Гогена была чревата ссорами и завершилась, когда Ван Гог лихо отрезал левое ухо. С тех пор они больше никогда не встречались, однако, продолжали переписку. Анализ отношений между ними представляет интерес для культуроведов и исследователей. Этот портрет изображает работу Гога над известной серией картин, посвященной подсолнухам.

#6 Борьба Иакова с ангелом

Год создания: 1888

Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.

#5 Больше никогда

Год создания: 1897

Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви. Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий. «Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.

#4 Когда же замуж?

Год создания: 1892

Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 — это самая высокая цена за произведение искусства.

#3 Желтый Христос

Год создания: 1889

Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.

#2 Дух мертвых не дремлет

Год создания: 1892

Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты. Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания. Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».

#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Год создания: 1897–1898

Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево. Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную). Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.

описание

Картина имеет размеры 92,1 × 72,1 см и выполнена в технике масла по вретище. Картина изначально находилась в коллекции А. Фонтейна, а затем принадлежала доктору Ф. Абель Дежарден. Арт-дилер Жак Селигманн продал картину в 1936 году нью-йоркскому медийному предпринимателю Уильяму С. Пэли . После смерти Пейли в 1990 году его коллекция произведений искусства, включая картину «Семя ареоев», была передана в дар МоМА.

Женщина, сидящая на темно-синей ткани, частично украшенной белыми, частично фигуральными и геометрическими символическими формами, держит в левой руке молодое цветущее растение. Ее ступни опираются на красный фон. В левом нижнем углу на лежащем желтом пальмовом листе находится оригинальное название картины Гогена на таитянском национальном языке Te aa no AREOİS . Справа впереди небольшой стол с фруктами. На пластине можно увидеть красную подпись Гогена P. Gauguin 92 . Позади женщины цветы от розовых до лиловых, а за ними — зеленый луг с пальмами с желтыми листьями. Луг окаймлен кустарником на заднем плане, а глубокое V-образное ущелье с белым облачным небом, окаймленное отвесными голубыми каменными стенами, формирует перспективное завершение картины. Выбор цвета Гогена шокировал современную публику. Он выбирает красный, желтый и коричневый на переднем плане картины, а желтый и дополнительный фиолетовый — на заднем . Чтобы смягчить этот эффект на зрителя, он утверждал, что нашел эту цветовую палитру в пейзаже Таити, но настоящие цвета островов Южного моря совершенно другие. Но именно новая окраска раскрывает его живописное мастерство. Поза женщины на этой картине навеяна неевропейскими. Иератическая или «священническая» поза является древнеегипетской, положение рук смоделировано по изображениям в яванском храме Боробудур . Области картины с плоской краской, например, пол под ногами женщины, не имеют тени, что предполагает влияние японской живописи. История искусства также видит в картине элементы западной культуры, такие как символизм художника Пьера Пюви де Шаванна , который рисовал похожие позы до Гогена.

Диковинное искусство

Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».

Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.

Поль Гоген. Потеря девственности. 1891. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org.

Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.

Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.

Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru.

Гоген в Арле

Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.

Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.

Информация о картинах в конце статьи*

Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.

Гоген в тропиках

В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.

Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.

Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org

Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.

Диковинное искусство

Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».

Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.

Поль Гоген. Потеря девственности. 1891 г. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org

Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.

Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.

Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.

Могила Поля Гогена

Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.

Дональд Сазерленд в роли Поля Гогена

К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда Дональд Сазерленд. Также британский прозаик Сомерсет Моэм написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

9. Овири

Овири, 1894-1895

Вернувшись во Францию в 1893 году, Гоген работал над керамической скульптурой таитянской богини смерти, Овири. Воспользовавшись образами яванской, ассирийской и египетской скульптуры, он создал обнаженную богиню с длинными светлыми волосами и огромными глазами; жестокая и кровожадная, мертвого волка она отпихивает ногой, а руками душит волчонка. Скульптура была выставлена в 1895 году в салоне Национального общества изобразительных искусств, где встретилась с жесткой критикой. Сегодня она считается величайшим керамическим творением Гогена. По просьбе художника копия скульптуры Овири установлена на его могиле.

История создания

Гоген прибыл на Таити в 1891 году в надежде найти «Эдемский сад», не тронутый цивилизацией, где можно было бы обратиться к основам первобытного искусства. Реальность разочаровала, однако Гоген обратился к изображению ярких красок тропической природы, а также туземных натурщиц, не скованных христианской моралью. Картина «Когда свадьба?» была написана в 1892 году, когда Гоген взял себе таитянскую жену — Техааману (в книге «Ноа Ноа» он называл её Техурой) — тогда ей было 13 лет. Традиционная свадьба была организована роднёй Техааманы, для которой брак с белым был большой честью. Техаамана была моделью множества полотен Гогена его первого таитянского периода. Полотно было вполне типичным для образа Таити на Западе; подобные картины, однако, позволяли Гогену получать деньги от своих друзей.

1877 г.


Примерно в начале года Гоген делает горизонтальный карьерный переход от брокерской компании Поля Бертена к банку Андре Бурдона.
Последнее дает преимущество в виде регулярных рабочих часов, что означает, что регулярные часы окраски могут быть установлены впервые. Помимо своей стабильной зарплаты, Гоген также зарабатывает большие деньги, спекулируя на различных акциях и товарах.


Гогены снова переезжают, на этот раз в пригородный район Вожирар, где их домовладельцем является скульптор Жюль Буйо, а соседним арендатором — скульптор Жан-Поль Обе (1837–1916).
Квартира Обе также служит его учебной студией, поэтому Гоген сразу же начинает изучать трехмерные техники. Летом он заканчивает мраморные бюсты Метте и Эмиля.

1903 г.


Гоген проводит свои последние годы в несколько более комфортных финансовых и эмоциональных обстоятельствах.
Он больше никогда не увидит свою семью и перестал заботиться о своей репутации артиста. Это, конечно, означает, что его работы снова начинают продаваться еще в Париже. Он рисует, но также снова проявляет интерес к скульптуре.


Его последняя спутница — девочка-подросток по имени Мари-Роуз Ваеохо, которая родила ему дочь в сентябре 1902 года.


Плохое здоровье, в том числе экзема, сифилис, болезнь сердца, малярия, которую он подхватил на Карибах, гниющие зубы и испорченная годами пьянства печень, наконец, настигает Гогена.
Он умирает 8 мая 1903 года на острове Хива-Оа. Там он похоронен на Голгофском кладбище, хотя ему отказывают в христианском захоронении.

Таитянские женщины на побережье (1891)

Таитянские женщины на побережье. 1891 год. Париж. Музей Д’ Орсэ.

На Таити Поль Гоген написал более 50 картин, лучших своих картин. Особой темой для темпераментного живописца были женщины. Да и женщины в сравнении с чопорной Европой на Таити были особенными. Французский писатель Дефонтен писал: «Угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью ».

Анализ

Таблица читается справа налево и делится на три основные группы людей, которые иллюстрируют вопросы, заданные в заголовке. Три женщины с ребенком олицетворяют начало жизни , средняя группа символизирует повседневное существование молодых людей, а в последней группе, по словам художника, «приближающаяся к смерти старуха кажется примиренной и смиренной с этой идеей»; у его ног «странная белая птица, держащая в лапах ящерицу, олицетворяет тщетность слов. Синий идол на заднем плане, по-видимому, представляет то, что Гоген назвал «будущей жизнью».

Некоторые элементы и узоры взяты из других работ, написанных несколькими годами ранее. Пожилая женщина слева — это возрождение Евы Бретон, написанной в 1889 году. Ребенок в центре, который ест фрукт, из Нефе Неаве Махана ( Вкусный день ), нарисованный в прошлом году.

Гоген объясняет в письме своему другу Монфрейду обстоятельства создания картины: «Я должен сказать вам, что мое решение (покончить жизнь самоубийством) действительно было принято на декабрь. Итак, перед смертью я хотел нарисовать большой холст, о котором мечтала, и в течение месяца я работал днем ​​и ночью в невероятной лихорадке . Внешний вид ужасно грубый . Мы говорим («скажем»?), Что оно выпущено, а не закончено. Это правда, что о себе плохо судят, но, тем не менее, я считаю, что не только эта картина превосходит по стоимости все предыдущие, но и что я бы никогда не сделал лучше или похожую. Перед смертью я вложил туда всю свою энергию, такую ​​мучительную страсть в ужасных обстоятельствах и видение настолько ясное, без исправлений, что поспешность исчезает и возникает жизнь . Два верхних угла хромово-желтые с надписью слева и моей подписью справа, как фреска, поврежденная по углам и нанесенная на золотую стену. »

Признание сразу после смерти

Гоген так и не успел насладиться успехом.

Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.

Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.

Поль Гоген. Заклинание. 1903. Национальная галерея в Вашингтоне. Artchive.ru.

И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить

Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание

Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…

Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…

Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.

Гоген в Бретани

Лето 1886 года Гоген проводит в Бретани на севере Франции.

Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.

Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.

Всё это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.

Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Wikimedia Commons.

Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.

Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?

В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).

Поль Гоген. Желтый Христос. 1889. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com.

Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.

А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.

Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.

Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.

А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.

Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru.

Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.

А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.

Автопортрет Поля Гогена

Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.

Портреты Поля Гогена

Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.

Поль Гоген

Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.

Молодой Поль Гоген

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.

Эпатажный Поль Гоген

Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Жизнь обычная

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.

В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.

В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. И эту любовь его жена не разделяла.

Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.

Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com.

Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.

Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: