10 художников эпохи итальянского ренессанса, которых должен знать каждый

Художники италии 16 века, картины с названиями

Женщины Тициана

Тициану принадлежит создание образа прекрасной венецианки (Belle Veneziane). О красоте девушек из Венеции ходили легенды, им посвящали литературные произведения, в их честь писались живописные полотна. Тициан, как и его современники Пальма Веккьо, Лоренцо Лотто, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе, создавали поэтико-эротические идеализированные портреты женщин. Эти картины не являются непосредственным изображением конкретной красавицы. Задачей было не достижение портретного сходства, но провоцирование у зрителя эротического влечения. Красивое тело воспринималось как зеркало прекрасного существа.

Так, на картине «Виоланта», названной так по цветку фиалки в декольте, красавица великолепно одета, её распущенные волосы сияют. Пальцы сложены в жест «V», что можно интерпретировать как Virtus, то есть добродетель.

«Виоланта», 1514−1520. (wikipedia.org)

В Венеции было создано довольно мало портретов конкретных женщин. Дамы, как правило, были исключены из политики, а потому редко появлялись на официальных портретах. Личность же тех женщин, чьи изображения сохранились до наших дней, остаются тайной.

«Молодая девушка в меховой накидке», 1534−1536. (wikipedia.org)

Безусловно, Тициан писал портреты женщин на заказ, например, жён регентов при дворах. Однако нередко моделями ему служили не непосредственные заказчицы, а портреты, выполненные другими художниками. Доходило до курьёзов. Например, Изабелла д’Эсте была уже в почтенном возрасте, когда обратилась к Тициану за портретом. Художник, основываясь на предыдущих картинах, изобразил 60-летнюю женщину как 20-летнюю.

Портрет Изабеллы д’Эсте, 1534−1536. (wikipedia.org)

В это время живопись стремится превзойти не только другие виды искусства, но даже отражения. Зеркала, считавшиеся своего рода конкурентами художников, необходимо было приручить. И один из способов, как сделать это, — превратить их в предмет живописи. Кроме того, включение зеркала в композицию позволяет изобразить героя полотна со всех сторон — как если бы это была трёхмерная скульптура, а не двухмерная картина.

«Молодая женщина за туалетом», 1515. (wikipedia.org)

Идеализированные герои были решительны, целомудренны, добродетельны, скромны и непременно красивы. Ведь красивое тело, как и в античной традиции, подразумевает красивый ум.

Несколько сюжетов были наиболее популярны. Например, история Лукреции. Замужняя женщина, она была изнасилована. Не перенеся позора, она покончила с собой, чтобы спасти честь семьи. Так она стала воплощением добродетели и символом моральных устоев Венецианской республики.

«Лукреция и её муж», 1515. (wikipedia.org)

Ещё один популярный сюжет — Юдифь, спасающая город от захватчиков. Вдовая красавица отправилась в стан врага, где встретилась с их предводителем Олоферном. Напоив военачальника и обольстив, Юдифь затем отрубила ему голову. Противоположный по характеру, но близкий по сюжетной композиции — миф о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя. Последний публично обличал Иродиаду, жену царя Ирода и мать Саломеи. Юная девушка должна была отомстить за мать.

«Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1515. (wikipedia.org)

Особую любовь Тициан питал к истории Марии Магдалины. Он неоднократно писал её как прекрасную девушку, раскаивающуюся в грехах. Считается, что мастер очень любил это полотно и, умирая, держал его в руках. Как и Магдалина, он раскаивался на смертном одре в прегрешениях.

«Мария Магдалина», 1515. (wikipedia.org)

С распространением книгопечатания в Венеции в 16-м веке вырос интерес к древнему искусству и культуре. Полотна на исторические и мифологические сюжеты были самыми популярными. Тициан при выборе сюжетов опирался на «Метаморфозы» Овидия и тексты других античных авторов. В каждом случае художник предпочитал момент, близкий к кульминации. Драматургия усиливалась с помощью цвета.

«Даная», ок.1545. (wikipedia.org)

«Венера и Адонис», 1555−1557. (wikipedia.org)

«Венера наказывает Амура», ок.1556. (wikipedia.org)

Биография

Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.

Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.

Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.

Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.

Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).

В 30-х годах XVI века живописец был представлен во дворе императора Священной Римской империи Карла V. Тициан творил в Испании и других странах Европы: ему позировали самые влиятельные персоны той эпохи: герцоги, кардиналы, папы, монаршие особы и их приближённые. Великому живописцу были пожалованы графский и рыцарский титулы, – знак величайшего признания, которого ранее не удостаивался ни один художник.

Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.

Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.

Женщины в жизни Тициана

Для художника, а в особенности портретиста, важны натурщики. Даже чтобы написать нечто мифическое или религиозное, живописцу требуется образ – чья-то натура. Например, картины «Венера перед зеркалом», «Мадонна с младенцем», «Любовь земная и любовь небесная» и многие другие, где изображены женщины, требовали своих натурщиц.

Многие картины Вечеллио посвящены женской красоте. Для некоторых полотен позировали мастеру простые жительницы Венеции, а для других и довольно знатные особы, ведь быть образом для такого художника считалось почетным.

Тициан Вечеллио «Венера перед зеркалом», 1555 годМестонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Множество историй, где женщина становилась натурщицей живописца, продолжались романтическими отношениями. Не был исключением и Тициан. Он любил женщин, а они его, поэтому в жизни художника было достаточно романтики и взаимной любви. Особенно выделял Вечеллио женщин статных, имеющих пышные формы и рыже-золотистый цвет волос. Самого же художника современники описывали так:

Тициан Вечеллио «Женщина с зеркалом», около 1515 годаМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Это можно заметить на его автопортретах. Живописец был любвеобилен, но со временем выбрал одну женщину, которую и взял в жены. Чечиллия Сольдано поначалу служила экономкой у Тициана. Она была привезена художником с его малой родины из северных областей Италии.

Дети у этой пары появились намного раньше того, как они обвенчались. В семейной жизни Тициан нажил четверых детей – двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов супруга художника скончалась.

Бахус и Ариадна, Тициан: анализ Раздел в процессе наполнения и корректировки

Тициан — Вакх и Ариадна

. Считается одной из величайших картин венецианского ренессанса.

Для значения других знаменитых шедевров, пожалуйста, см.: Анализ знаменитых картин

(1250-1800).

Тициан был главным представителем венецианской живописи в 16 веке. Связанный как с Джорджоне (1477-1510), который, возможно, был его учителем, так и с Тинторетто (1518-94), который, возможно, был его учеником, Тициан славится своей венецианской портретной живописью и своими венецианскими алтарями – многие из которых остались в Венеции. Если можно сказать, что Микеланджело является примером флорентийского кредо дизеньо (первичность рисунка), Тициан воплощает венецианское кредо колорито (первичность цвета). Для получения дополнительной информации см. Также: Тицианская и венецианская цветная живопись (1500-76). Его почитали современники в Италии, он пользовался покровительством самых влиятельных европейских монархов и религиозных лидеров.

Среди выдающихся картин Тициана: Успение Богородицы (1516-18, Святая Мария Глориоза деи Фрари); Вакханалия Андрианцев (1523-25, Прадо, Мадрид); Венера из Урбино (1538, Уффици, Флоренция); и папа Павел III со своими внуками (1546, Музей Каподимонте, Неаполь).

Эта красочная историческая картина является одной из цикла мифологических картин, основанных на классических текстах, которые были заказаны Альфонсо и д’Эсте, герцогом Феррарским, для его Камерино д’Алабастро – частной палаты в его герцогском дворце в Ферраре. Эта работа – замена Рафаэля – была одной из трех, предоставленных Тицианом между 1518 и 1525 годами. Другие две – Поклонение Венере (1518-19) и Вакханалия Андрианцев (1523-5), сейчас обе находятся в Музее Прадо в Мадриде

Известная из рассказов римских поэтов Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и Катулла (c. 84-54 гг. До н.э.), эта картина изображает первую встречу между Бахусом (богом вина) и Ариадной (дочерью царя Миноса) на острове Наксос. Несмотря на жизненно важную роль в оказании Бахусу помощи в победе над минотавром, Ариадна покинула своего возлюбленного Тесея, чей корабль можно увидеть (в дальнем левом углу картины), уплывающим вдаль. Пока она наблюдает, как корабль уходит – ее печаль прерывается внезапным прибытием Бахуса и его неуправляемой компанией пьяных друзей, один из которых (сатир) машет головой только что убитого животного (его голова лежит на земле). Когда испуганная Ариадна поворачивается к гулякам, она видит, как Бахус выпрыгивает из колесницы и их глаза встречаются: это любовь с первого взгляда. Бахус спрыгивает со своей колесницы, запряженной двумя гепардами, и объявляет о своей любви. Он обещает быть более верным партнером, чем Тесей и предлагает ей созвездие (Северная Корона) в качестве свадебного подарка. В других версиях Бахус поднимает ее на небеса и превращает в созвездие, представленное восемью звездами над ней.

Тициану удается извлечь из сюжета максимальное количество драмы, в основном благодаря динамическим позам, которые приняли его два главных актера. Но не менее важны их закрученные драпировки с их яркими синими и розовыми тонами – два любимых цвета Тициана. Во всяком случае, композиция наполнена движением и цветом, поскольку полуголые фигуры изгибаются и прыгают в позах, взятых из греческой скульптуры классической древности, такой как сатир, который борется со змеями так же, как это показано на греческой статуе Лаокоон и его сыновья (ок. 42-20 г. до н.э.) Диагональная разделительная линия отделяет золото и зелень ландшафтной сцены от большой площади ультрамариново-синего цвета (полученной путем измельчения самого дорогого из всех цветных пигментов – лазурита, добываемого в Афганистане).

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo («Се человек»). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Биография Тициана

Тициан, или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось — ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие — 98 — 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 — 1490 гг.

В семье Вечеллио было четверо детей — две девочки и два мальчика. Отец — Грегорио Вечеллио — был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал вВенецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится сЛоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются сДжорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал — именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны — они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Но это длилось недолго — Джорджоне умер в 1510 году.

 Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.

Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.

Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.

Скончался мастер, скорее всего, от чумы — она в 1576 году накрыла всю Венецию.

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно — полные жизни «Вакханалия» (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. 1523, Лувр, Париж), Красавица (1536, Палаццо Питти, Флоренция), высоко оцененные за глубину характеристики портретируемых.

Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Творчество длиною в жизнь

Свои полотна живописец творил, порой, довольно долго, останавливаясь и откладывая работу, если она не шла, не было вдохновения. Некоторые заказчики негодовали, торопили мастера, но то, что они получали, напрочь отбивало у них желание быть чем-то недовольными.

Думаю, что медлительность Тициана обусловлена тем, что он детально и четко прорисовывал все линии и черты человеческого тела и лица. Помимо этого, он же ещё превосходно читал внутренний мир человека, а чтобы грамотно и красиво отобразить всё на полотне, нужно время.

В 1533 году Вечеллио удостоили титула граф Палатинский. К этому времени он уже создал свои композиционные картины «Мадонна Пезаро», «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна». Одной из особенностей творчества Тициана была ещё так называемая групповая работа, которая по тем временам заменила фотографию.

Тициан Вечеллио «Мадонна Пезаро»,1526 годМестонахождение: Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия

На одном полотне изображалось несколько персон, например, родственников, что очень нравилось современникам Тициана. Помимо всего прочего, Вечеллио называли лучшим колористом своего времени. Он так умело смешивал краски, создавая различные оттенки, что портрет приобретал больше психологических свойств, чем у какого-либо другого живописца XVI века.

Тициан Вечеллио много путешествовал как по родной стране, так и за ее пределами. Ему заказывали портреты люди разного положения в обществе. Со временем, к 1550-м годам, наравне с библейскими сюжетами, в творчестве художника прочно обосновались мотивы красоты и естественности человеческого тела и создание различных аллегорий, как, например, «Аллегория благоразумия».

Тициан Вечеллио «Аллегория благоразумия», между 1550 и 1565 годамиМестонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

К концу жизни живописец много экспериментировал с цветовой гаммой своих картин и способами нанесения на них краски. Например, это можно заметить на таких полотнах, как «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Пьета», «Коронование терновым венцом». Джорджо Вазари говорил о Тициане:

Тициан Вечеллио «Пьета», около 1576 годаМестонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия

При жизни этого гениального живописца уже именовали «Тициан Божественный», а потомки спустя двести лет после его смерти начертали на надгробии следующие слова:

Гениальный мастер кисти ушел из жизни в 1576 году, предположительно, заразившись чумой от своего сына. Эта болезнь часто возникала в Венеции из-за повышенной сырости. Считается, что пожилой художник ухаживал за больным сыном, и сам стал жертвой чумы.

Дом в Венеции, где жил Тициан / 24smi.org

Он рисовал до последнего вздоха, есть свидетельства того, что его нашли мертвого в мастерской, а в руке Тициан держал кисть. Смерть Вечеллио от чумы вызывает споры, так как падших от чумы граждан сжигали, а живописца похоронили по христианской традиции в земле. Возможно, для великого гения лишь сделали исключение, так как он был, без преувеличения, национальным достоянием Италии.

На обложке: Фрагмент картины Тициана Вечеллио «Автопортрет», 1550-1562 годы. Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия

Главный художник императора

В Болонье в 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. По случаю встречи художник выполнил портрет монарха в полный рост в натуральную величину, что было тогда не принято. Это полотно, увы, утраченное, оставило неизгладимый след в душе монарха, он больше не желал позировать кому-либо, кроме Тициана. Положение придворного художника подразумевало не только привилегии, почести и титулы, но также множество заказов. Венецианский мастер стал самым востребованным художником Европы. Когда императором Священной Римской империи стал сын Карла V Филипп, Тициан сохранил место при дворе.

Карл V. (wikipedia.org)

Филипп II. (wikipedia.org)

В 1530—1540-х Тициан находился под влиянием маньеризма. С этим направлением в искусстве его познакомили флорентийский скульптор и архитектор Якопо Сансовино и тосканский литератор Пьетро Аретино, которые прибыли в Венецию в 1527 году. Трое друзей были неразлучны, что стимулировало интерес Тициана к маньеризму. Воочию он увидел этот стиль в Риме во время своей поездки в середине 1540-х. Там же Тициан встретился с Микеланджело.

Как Тициан повлиял на развитие искусства

Тициан повлиял на многих художников и даже направления, например, Рубенса и импрессионистов. Поговорим, что они взяли у Тициана и подведем итоги урока.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

1. Веронезе. Вознесение Девы Марии, 1586
2. Рубенс. Венера и Адонис, 1614
3. Франсуа Буше. Геркулес и Омфала, 1735
4. Эжен Делакруа. Одалиска, 1857
5. Клод Моне. Прогулка, женщина с зонтиком, 1875

Тициан оказал большое влияние и на современное ему искусство, и на художников более поздних эпох.

Вот только несколько примеров

Веронезе — ученик Тициана, которого тот сам назвал своим преемником. Так же любит сочные краски, пишет чувственных красавиц, библейские и античные сюжеты, делая акцент на цвете, роскошных одеждах, эмоциональности.

Рубенс. Ориентируется на венецианскую традицию, учится у Тициана. Написал свою, барочную версию картины «Венера и Адонис». Также под влиянием Тициана и Рубенса находятся Франсуа Буше и Эжен Делакруа.

Импрессионисты. У них от Тициана свободный мазок, работа сразу цветом без предварительного рисунка. Тициан и вся венецианская школа живописи привели к революционным находкам в искусстве конца 19 века.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Весь урок мы говорили о Тициане Вечеллио. Давайте еще раз вспомним самое главное.

Тициан Вечеллио — итальянский художник эпохи Высокого Возрождения. Создатель венецианской школы живописи — она больше внимания уделяет цвету и работе красками, а не рисунку, как флорентийская.

Родился в Пьеве-ди-Кадоре в Венецианской республике. В раннем возрасте переехал в Венецию. Учился у Джованни Беллини, дружил с Джорджоне — оба повлияли на его стиль. Довольно быстро стал самым влиятельным живописцем Венеции. Выезжал за пределы Италии по приглашению высокопоставленных лиц. Среди заказчиков были аристократы, высшее духовенство, короли и императоры.

Как писал

Композиция. Заменил симметрию диагональной композицией: это создает динамику, движение вверх. Позже диагональная композиция станет частым приемом барокко.

Цвет. Писал сразу кистью и красками, не используя предварительный рисунок. Добивался светоносности красок за счет использования чистых цветов без подмалевка с коричневыми тонами — прием, позаимствованный у Джорджоне.

Интерес к современности. Венецианские художники любили изображать окружающий мир: роскошные одежды красавиц, местную архитектуру, приметы современности.

Поздний период. Начал терять зрение, разочаровался в мировой гармонии после религиозных войн — картины стали пессимистичнее, в мрачных тонах.

Что писал

Мифологические сюжеты. Использовал их, чтобы показать женскую красоту. Создавал яркие, чувственные образы обнаженных красавиц.

Портреты. Отличаются глубоким психологизмом, которого до Тициана в Высоком Возрождении не было. Часто делает акцент не на обстановке, а на личности, выбирая лаконичную цветовую гамму.

Религиозные сюжеты. Нарушал каноны при изображении привычных образов: использовал диагональную или вертикальную композицию вместо симметрии, добавлял динамики статичным фигурам.

Влияние. Повлиял на младших современников-венецианцев Веронезе и Тинторетто. Работами Тициана вдохновлялись художники барокко, рококо, романтизма. Тициановские приемы работы с цветом и красками оказали влияние на импрессионистов.

Подборка работ Тициана из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге

1. Портрет молодой женщины, 1536
2. Портрет папы Павла III, 1545
3. Даная, 1553
4. Кающаяся Мария Магдалина, 1560–1565
5. Мадонна с Младенцем и Марией Магдалиной, 1560-е
6. Несение креста, 1560-е
7. Христос-Вседержитель, 1570
8. Святой Себастьян, 1576

Многие спрашивают о том, как художественные ценности из Европы попали в Россию, и почему некоторые из них вернулись обратно.

Мы предлагаем прочесть отрывок из исследования искусствоведа Григория Козлова на эту тему.

В этом уроке мы познакомились с творчеством Тициана.

Какие у вас остались впечатления? Подумайте, изменилось ли ваше мнение о художнике? Может быть что-то стало открытием?

Всё начинается с детства

Над точной датой рождения Тициана ученые-историки думают до сих пор. На сегодняшний день существует несколько вариантов. Не говоря уже о месяце и числе, год рождения художника варьируется от 1473 по 1490 год. Соответственно, кто-то считает, что он прожил 88 лет, а кто-то – что и все 96.

Например, сохранилось письмо Тициана к Филиппу II – королю Испании, в котором живописец, будучи уже в пожилом возрасте, называет годом своего рождения 1474. Последние исследования в этой области склоняют к версии 1490 года, а вот сотрудники Метрополитен – музея и Исследовательского института Гетти настаивают на 1488 году.

Что удивительно, хотя историки не определили точной даты появления на свет самого живописца, им хорошо известна его семья и место рождения. Увидел свет Тициан в итальянском городе Пьеве-ди-Кадоре. Отцом мальчика был государственный деятель Грегорио Вечеллио.

Тициан Вечеллио «Любовь небесная и любовь земная», 1514 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Затем, до десятилетнего возраста, биография художника вновь теряется. Примерно в это время семья Вечеллио перебирается жить в Венецию. Там мальчик начинает учебу в художественных мастерских, сначала Себастьяно Цуккато, потом Джентиле Беллини и Джованни Беллини.

Пока юноша учился в Венеции, он приобрел множество интересных знакомств. Тициан обрел друзей в художественной среде, например, он познакомился с Джорджо Барбарелли. В книге «Вечеллио Тициан» из серии «Великие художники мира» (составитель Н.А. Моисеева) приводится такой факт про художника:

Как показывают исторические исследования, талант к живописи проявился у мальчика ещё до десятилетнего возраста и переезда в Венецию. В городе на воде молодой живописец в полной мере проявил свои таланты и способности. Вначале он занимался фресками, которые первое время выполнял вместе со своим близким другом Джорджо Барбарелли, современники звали его просто Джорджоне. Одной из первых значимых работ Тициана считаются фрески, выполненные им вместе с Джорджоне для дворца Фондако-деи-Тедески.

Автопортрет Джорджо Барбарелли, более известного как Джорджоне, вместе с которым работал Тициан, около 1508 годаМестонахождение: Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: