Биография[ | ]
Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и позже поселившегося в Глухове. Когда ребёнку было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор.
После «спадения» голоса с 1753 учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметьева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию был направлен в качестве пенсионера Академии художеств для усовершенствования за границу.. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии художеств.
Обучался в Париже у Ж. Рету и (позднее) у Ж. М. Вьена (где ему покровительствовал Д. М. Голицын) Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)
», за которую получил большую золотую медаль от Французской Академии художеств. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.
После возвращения в Россию (1770) снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда
» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.
Программа на звание академика: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Роговльду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Роговольда с двумя сынами лишив жизни, с высокосмысленною Рогнедою неволею сочетался». |
За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.
Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.
Скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, о художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.
Из учеников А. П. Лосенко следует отметить: И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова и М. И. Козловского.
Где увидеть: в Национальном художественном музее Республики Беларусь в постоянной экспозиции “Русское искусство XVIII — первой четверти ХХ века”.
Антон Павлович Лосенко (1737-1773)
Известный исторический живописец, рисовальщик, портретист, педагог, один из первых русских профессоров Петербургской Академии “трех знатнейших художеств” и один из ее директоров, автор “Изъяснения краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании”, по которому училось несколько поколений. Антон Лосенко родился в Черниговской губернии в крестьянской семье. Завоевав по окончании обучения в Императорской Академии художеств Большую золотую медаль, получил право на поездку в Европу для завершения художественного образования и денежный “пенсион”. Во Франции талант русского художника был замечен и оценен тремя медалями Парижской Академии художеств.
“Смерть Адониса”
Полотно было написано в Париже: мягкие, пастельные — голубые, палевые, розовые, зеленоватые — тона колорита свидетельствуют о знакомстве художника с французским рококо. При этом в картине воплощены основные принципы академического классицизма: строгая уравновешенность композиции, четкость рисунка, скульптурная пластичность форм. Понятная человеку любой эпохи античная легенда о любви, победившей смерть, в произведении мастера обретает ясную художественную форму.
Венера
Венера (в греческой мифологии — Афродита) — богиня любви и красоты. Супруга бога огня и кузнечного ремесла Вулкана (Гефеста), мать Амура (Эрота). Существует несколько легенд о рождении Афродиты. Наиболее распространенная называет ее дочерью Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что Афродита происходит от бога неба Урана и родилась из морской пены у берегов островов Кипр и Кифера, поэтому ее почитали как покровительницу мореплавания. Нередко она воспевалась и как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Ей были посвящены яблоко, роза, дельфин, голубь.
Адонис
Адонис — прекрасный юноша, сын царя Кипра Кинира и его дочери Мирры, возлюбленный Венеры. Героя связывали с периодическим умиранием и возрождением природы. Адонис был одним из самых популярных персонажей античной живописи и скульптуры, а с XVI века миф о юноше нашел воплощение в драматургии и поэзии.
Мифологический сюжет
Зная, что ревнивый, беспощадный Марс готовит гибель Адонису, Венера умоляла юношу не идти на охоту. Однако возлюбленный не внял уговорам и был растерзан в лесу вепрем (диким кабаном). Горе Венеры растрогало богов, и они превратили Адониса в цветок анемона. А властелин богов и людей, бог неба и небесных сил Юпитер (Зевс) повелел своему брату, богу подземного царства мертвых Плутону (Аиду), на полгода отпускать юношу на землю: воссоединению возлюбленных радовалась природа — наступала весна.
Амур
Амур — крылатый бог любви, сын Венеры, ее посланник и неизменный спутник. Стрелы Амура, пронзая сердца, пробуждали любовь. В античном искусстве Амура представляли иногда в виде юноши, но чаще в образе шаловливого ребенка с луком и колчаном, наполненным стрелами.
Лебедь
Совершенный облик лебедя — изящной и мощной птицы — в греко-римской мифологии связан с несколькими богами. Он присутствовал при рождении солнечного Аполлона и его сестры — богини охоты и покровительницы животного мира Артемиды (в римской мифологии — Дианы). Афродита путешествовала по воде и по воздуху в сопровождении белых лебедей. Приняв облик лебедя, Зевс обольстил супругу царя Спарты Леду: из яйца на свет появилась красавица Елена, из-за которой впоследствии началась Троянская война. Друг Фаэтона — погибшего сына бога солнечного света Гелиоса (Сола) — безутешный Кикн (греч. “лебедь”) из сострадания был превращен Аполлоном в лебедя и со временем вознесен на небо в виде созвездия.
Колесница
Изобретение колесницы уходит корнями в Месопотамию III тысячелетия до н.э. Колесница была рассчитана на одного-двух человек, и запрягали в нее от одной до четырех лошадей: повозка, запряженная двумя лошадьми, называлась “бига”, тремя — “трига”, четырьмя — “квадрига”. Часто колесница находила применение в войнах, так как являлась быстрым транспортным средством на поле боя. Роскошные колесницы-квадриги использовались в церемониальных действах. Скульптурные изваяния квадриги Аполлона на фронтоне Большого театра в Москве и на Триумфальной арке в Берлине можно увидеть и сегодня.
Композиция
Общий характер картины — театрально-условный: Рогнеда театрально страдает, возведя глаза горб; Владимир, написанный, кстати, с драматического актера И.А. Дмитриевского, не менее театрален. Похожи на барельефы античных стел фигуры плачущих служанок.
Владимир в композиции Лосенко — главный герой. Рогнеда тоже героиня, но ее роль пассивная. Остальные фигуры: служанки, напоминающие барельефы с античных надгробных стел; воины, в отличие от служанок, с абсолютно естественным любопытством взирающие на происходящее, — все они лишь обрамляют центральную группу. Общий характер картины — театрально-условный: в выражении чувств (рука Владимира, прижатая к груди; Рогнеда с возведенными горе очами и пр.) еще много театрального, декламационного, много «от оперы» — недаром для Владимира позировал Дмитриевский, игравший князя на сцене. Словом, неизжитые черты барокко еще долго будут держаться в академической живописи, что можно заметить и в западноевропейском искусстве при становлении нового стиля классицизма. Но, несмотря на декламационность и патетику, в картине Лосенко много истинного чувства.
Художник стремился к максимальной достоверности антуража, изучая то немногое, что было известно о древнерусском костюме, а это было нелегко: ведь и сегодня мы начинаем более или менее полно представлять его лишь с Московской Руси. Вот почему от костюма Владимира неизбежно веет театральным реквизитом, а не подлинностью: его фантастический головной убор соединяет зубчатую корону с шапкой, отороченной мехом в придачу со страусовыми перьями, — наверно, в таком именно уборе и выходил Дмитриевский на сцену, изображая князя Владимира. Но русское платье одной из служанок и жемчужное шитье головной повязки, сапоги и рубаха Владимира, одеяния воинов, — все свидетельствует о вдумчивом изучении костюма хотя бы непосредственно допетровской эпохи.
Большие локальные цветовые пятна, четко определенный центр композиции с кульминацией во встречном жесте рук главных героев, статуарная пластика фигур говорят о победе классицистических черт над барочными. Это совершается именно в станковой картине «большого исторического рода» (согласно принятой в Академии классификации). Именно ей предстояло если и не изменить ансамбли барокко, то составить им альтернативу.
Лосенко А.П.
Лосенко Антон Павлович (1737, Глухов, Черниговская губ. – 1773, Санкт-Петербург)
Живописец.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770).
Родился в Глухове, на Украине. В детстве был певчим придворной капеллы. Затем учился в Петербурге в мастерской И.П. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж.-М. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768).
Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Составитель первого отечественного учебного пособия для Академии художеств «Изъяснение краткой пропорции человека … для пользы юношества…» (1772). По отзыву Э.Фальконе, «талантливейший среди соотечественников живописец».
Владимир и Рогнеда. 1770
Лосенко А.П.Холст, масло211,5 x 177,5
Русский музей
Аннотация
Первое полотно на тему отечественной истории. Сюжет был заимствован из «Российской истории» М.В. Ломоносова и летописей. Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой. Будучи отвергнут, Владимир пошел войной на Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. В качестве сюжета выбран момент раскаяния, когда Владимир «испрашивает прощения» за насилие, что весьма характерно для просветительских представлений той эпохи, направленных против произвола «деспотичества».
В целом картина, построенная художником в соответствии с классицистическими установками Академии художеств, носит условный, декламационно-патетический характер. Архитектура и костюмы соотносятся с античными, герои молоды и прекрасны, композиция напоминает театральную мизансцену. В облике Владимира угадываются черты знаменитого трагического актера И.А.Дмитревского.
В этом произведении художником был сделан существенный шаг к воплощению в живописи человеческих страстей, к избавлению от отвлеченной идеализации. Картина принесла автору звания академика и профессора.
Биография автора
Лосенко А.П.
Лосенко Антон Павлович (1737, Глухов, Черниговская губ. – 1773, Санкт-Петербург)
Живописец.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770).
Родился в Глухове, на Украине. В детстве был певчим придворной капеллы. Затем учился в Петербурге в мастерской И.П. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж.-М. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768).
Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Составитель первого отечественного учебного пособия для Академии художеств «Изъяснение краткой пропорции человека … для пользы юношества…» (1772). По отзыву Э.Фальконе, «талантливейший среди соотечественников живописец».
Антон Лосенко – основоположник русской исторической живописи
Антон Лосенко – основоположник русской исторической живописи
Антон Павлович родился 30 июля (10 августа) 1737 года в Глухове, городе, долгие годы бывшем резиденцией украинских гетманов. Его отец был великоросского происхождения и носил фамилию Лосев, на малороссийский манер фамилию мальчика записали позже, по смерти его родителей.
На сироту, который жил у родственников, обратил внимание поверенный императрицы Елизаветы, по ее поручению он разъезжал по городам империи и искал уникальные голоса для придворного хора. Антоша как раз обладал таким голосом, мальчика забрали в столицу, где предоставили все необходимое для жизни
Однако, певчим он не стал, в период взросления у него пропал голос, а поскольку хирургического решения по сохранению голоса в России не практиковали, Лосенко оставил вокал и переключился на рисование. Интерес и успехи в рисовании он проявил уже в раннем возрасте.
Свое мастерство он продолжил совершенствовать в Париже, вместе с архитектором Василием Баженовым он стал первым пенсионером Академии, отправленным заграницу. Здесь он изучал творчество современных французских художников, представителей Ренессанса, знакомился античным искусством.
В парижский период он написал несколько портретов и картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». На библейскую тематику позже он напишет целый ряд произведения: «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Изгнание из храма торжников», «Святой апостол Андрей Первозванный», «Каин и Авель»».
После возвращения в Петербург, он обращается к темам русской истории, в 1770 году пишет картину «Владимира перед Рогнедой». Эта полотно открыло новый этап в истории русского искусства. Картины, посвященные отечественной истории, наряду с античными и библейскими темами, становятся предметом работы российских живописцев.
Помимо исторических картин художник написал галерею портретов знаменитых современников – графа Бориса Шувалова, поэта Александра Сумарокова, актера Федора Волкова, великого князя Павла Петровича в детстве и другие.
Большая административная нагрузка в Академии быстро подорвала силы и здоровье художника, он скончался в 1773 году, в возрасте 36 лет.
Сюжет
Картина изображает дочь полоцкого князя, которую Владимир, разбив войско ее отца и братьев, насильно сделал своей женой.
Лосенко избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир «испрашивает прощения» у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены.
По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой. Вот как он объясняет свои намерения: «Я представил Владимира так: когда он после победы и взятия полоцкого города вошел к Рогнеде и видит ее в первый раз, почему и сюжет картины может назваться — первое владимирово свидание с Рогнедою, в котором Владимир представлен победителем, а гордая Рогнеда пленницею». Далее Лосенко замечает: «Владимир на Рогнеде женился против воли ее, когда же он на ней женился, то должно, чтоб он ее и любил. Почему я его и представил так, как любовника, который, видя свою невесту обезчещену и лишившуюся всего, должен был ее ласкать и извиняться перед нею, а не так, как другие заключают, что он ее сам обезчестил и после на ней женился, что мне кажется очень ненатурально, а ежели же и то было, то моя картина представляет как только самое первое свидание».
По сюжету Владимир здесь просит прощения у Рогнеды-пленницы за то, что огнем и мечом пошел на ее землю, убил отца и братьев и против воли взял ее в жены (или собирается взять: судя по литературному объяснению Лосенко, это их первое свидание). Однако последнее обстоятельство не меняет сути дела, как и весьма трудной задачи художника: сопрячь представление о «святом князе Владимире» — крестителе Руси — с ролью убийцы и насильника. Лосенко в духе просветительской эпохи, в стиле времени и вкусов, тяготеющих к изображению героического, стремится обелить, оправдать Владимира, показать его раскаяние в делах (или помыслах). Он даже предпосылает специальное «Литературное изъяснение к картине».В самой постановке чисто психологической задачи можно усмотреть совершенно новый этап в истории отечественной живописи.
Антон Павлович Лосенко (1737-1773)
Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Не сломайся голос у юного украинского хлопчика, возможно, не было бы одного из зачинателей русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко. В 1753 г, как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, молодой А. Лосенко был переведен из хора в ученики к известному живописцу И.П. Аргунову.
Пять с половиной лет, проведенных в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Подготовка А. Лосенко была столь основательной, что он становится помощником академических преподавателей и получает должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году А. Лосенко отправляют во Францию для совершенствования мастерства.
Занимаясь под руководством Ж.Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной человеческой трактовкой образа Христа.
В 1766-69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.
В 1769 г. Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770).
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 г.), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 г.). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека…», ставший пособием для нескольких поколений художников.
Он полностью отдает себя многогранной деятельности.
В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники).
Как все живописцы XVIII века, Лосенко не прошел мимо портрета, однако круг избранных им для этого лиц тесно связан с искусством: это основатель и куратор Академии художеств И. И. Шувалов, актеры Я. Д. Шумский и Ф. Г. Волков. Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.
Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна и тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э.М.Фальконе, заступаясь за него,писал Екатерине II:
«Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»
Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью. В возрасте тридцати шести лет А.П. Лосенко умирает.
(* АХ — Петербургская Академия художеств)
Ярлыки
-
«Вирсавия»
(1) -
«Даная»
(1) -
«Девочка с персиками»
(1) -
«Девушка освещенная солнцем»
(1) -
«Кружевница»
(1) -
«Ночной дозор»
(1) -
«Пётр на смертном ложе»
(1) -
«Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
(1) -
«Последний день Помпеи»
(1) -
18 век
(9) -
Академия хкдожеств
(1) -
Академия художеств
(1) -
Александр Македонский
(2) -
Алексей Петрович Антропов
(2) -
амулеты
(1) -
анималист
(1) -
анималистический жанр
(1) -
Антон Лосенко
(1) -
Анубис
(1) -
Апеллес
(1) -
архитектура
(1) -
барокко
(2) -
богиня Хатхор
(1) -
Брюллов К.П. Автопортрет
(1) -
Брюллов Карл
(1) -
Бурлаки
(1) -
бытовой жанр
(1) -
В.А. Тропинин
(1) -
Валентин Серов
(4) -
Василий Андреевич Тропинин
(1) -
Великий сфинкс
(1) -
Виргилиус Эриксен
(1) -
Вишняков Иван
(1) -
Гентский алтарь
(1) -
Георг Кристов Гроот
(1) -
Геродот
(2) -
Гертье Диркс
(1) -
Гиза
(1) -
Гор
(1) -
Горький
(1) -
графиня Юлия Самойлова
(1) -
грифоны
(1) -
Губерт ван Эйк
(2) -
Д.Г. Левицкий
(1) -
Дашур
(1) -
Джордж Стаббс
(1) -
Джосер
(2) -
Древний Египет
(8) -
Египет
(1) -
Екатерина II
(1) -
Елизавета Петровна
(1) -
Ермолова
(1) -
Женский портрет 18 века
(1) -
живописец Иван Аргунов
(1) -
живопись
(3) -
Живопись Нидерландов
(1) -
Живопись Нидерландов 15 века
(2) -
жизнь и творчество
(1) -
И. Е. Репин
(2) -
И.Е. Репин «Царевна Софья»
(1) -
И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
(1) -
Иван Аргунов
(2) -
Иван Никитин
(3) -
идущие вброд
(1) -
изображение Мадонны
(1) -
изображения лошадей
(1) -
Икона «Ангел Златые власы»
(1) -
Илья Репин
(1) -
Имхотеп
(1) -
интимный портрет
(1) -
Иоганн Фридрих Гроот
(1) -
Исаак Ильич Левитан
(1) -
искусство портрета
(1) -
историческая живопись
(1) -
исторические картины
(1) -
исторический жанр
(1) -
история жизни и любви Рембрандта и Саскии
(1) -
история создания Русского музея
(1) -
К.Е. Маковский
(1) -
канопы
(1) -
Каравакк
(1) -
Карл Брюллов
(2) -
картина «Бурлаки на Волге»
(1) -
картина «Воскрешение дочери Иаира»
(1) -
классицизм
(1) -
классицизм. Карло Расстрели
(1) -
конный монумент
(1) -
Константин Тон
(1) -
Коровин
(1) -
Красная пирамида
(1) -
крепостной художник
(2) -
критический реализм
(1) -
Левитан
(1) -
Левицкий
(1) -
Ломаная пирамида
(1) -
Лоренс Альма-Тадема
(1) -
Луи Токке
(1) -
М.И. Козловский
(1) -
Мазини
(1) -
Мари Анн Колло
(1) -
Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
(1) -
Медный всадник
(1) -
Медум
(1) -
Мемфис
(1) -
Микерин
(1) -
Михаил Микешин
(1) -
мумия
(1) -
набережная
(1) -
Наполеон Бонапарт.
(1) -
натюрморт
(1) -
Невский проспект
(1) -
немес
(1) -
Нидерланды
(4) -
Никитин Иван
(1) -
О. А. Кипренский
(1) -
острохарактерные народные типажи
(1) -
Павел Федотов
(1) -
памятник А.С. Пушкину
(1) -
памятник Екатерине Великой
(1) -
парадные портреты
(1) -
парадный портрет
(1) -
парадный портрет Петра III
(1) -
пейзаж
(1) -
Пётр III
(1) -
пирамида
(1) -
пирамида Микерина
(1) -
пирамида Хеопса.
(1) -
пирамида Хефрена
(1) -
Пирамиды
(3) -
площадь Искусств
(1) -
поздний академизм
(1) -
Портрет
(1) -
портрет А.С. Пушкина
(1) -
портрет графини М.А. Румянцевой
(1) -
портрет Е.С. Авдулиной
(1) -
портрет Иды Рубинштейн
(1) -
портрет императрицы Елизаветы Петровны
(1) -
портрет Сары Фермор
(1) -
портрет статс-дамы А.М. Измайловой
(1) -
Портрет супругов Арнольфини
(1) -
портретист
(2) -
портреты
(2) -
портреты Екатерины II
(1) -
портреты Петра I
(1) -
портреты Саскии
(1) -
портреты светских красавиц
(1) -
портреты смольнянок
(1) -
прерафаэлиты
(1) -
приветствие
(1) -
придворный живописец
(1) -
реализм
(2) -
Рембрандт ван Рейн
(2) -
Репин И.Е.
(2) -
Риччи Себастьяно
(1) -
Рождество Христово
(1) -
рококо
(4) -
Рокотов
(1) -
романтизм
(2) -
русский классицизм
(1) -
Русский музей в СПб
(2) -
русский пейзаж
(1) -
русский реализм
(1) -
Санкт-Петербург
(3) -
саркофаг
(2) -
Саския ван Эйленбюрх
(1) -
Северное возрождение
(2) -
Северное возрождение.
(1) -
сентиментализм
(1) -
сердаб
(1) -
Серов Валентин
(2) -
скарабей
(1) -
скульптор М.К. Аникушин.
(1) -
скульптура
(2) -
Снофру
(2) -
список литературы
(1) -
строительство пирамиды
(1) -
сфинксы
(1) -
Таманьо
(1) -
Титус ван Рейн
(1) -
учеба в Академии художеств
(1) -
Ф.С. Журавлёв
(1) -
фараон
(4) -
фараон Хеопс
(1) -
фараоны четвёртой династии
(1) -
Хеб-сед
(1) -
Хендрикье Стоффельс
(1) -
Хеопс
(4) -
Хефрен
(1) -
Химеун
(1) -
Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
(1) -
Хуфу
(1) -
Чемесов
(1) -
Чудеса света
(1) -
Шаляпин
(1) -
Этьен Фальконе
(1) -
Юсуповы
(1) -
Ян ван Эйк
(4) -
Ян ван Эйк — портретист
(1) -
XIX век
(2) -
XV век
(4) -
XVIII век
(2)
Каин и Авель в картинах Д. Дюпре и А. П. Лосенко (описание)
Д. Дюпре. Каин. 1846 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники
Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства
Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина. Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи. Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло. Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.
Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки. Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.
Д. Дюпре. Убитый Авель. 1842 г. Палаццо Питти, Флоренция |
Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой. Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.
А. П. Лосенко. Каин. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах. Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения. Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень). Материал с сайта https://worldofschool.ru
А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ. Сильный обнажённый человек сидит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства. В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут». Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.
Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.
А. П. Лосенко. Авель. 1768 г. Художественный музей, Харьков |
На этой странице материал по темам:
Вопросы по этому материалу: Сопоставьте скульптурные портреты художника Д. Дюпре и живописные произведения А. П. Лосенко.