Лосенко антон павлович

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

  • Usage on en.wikipedia.org
    • Tretyakov Gallery
    • Anton Losenko
  • Usage on es.wikipedia.org
    • Cebríones
    • Anton Losenko
  • Usage on fi.wikipedia.org
  • Usage on fr.wikipedia.org
    • Peinture néo-classique
    • Projet:Culture russe/Peinture
    • Utilisateur:LD/Brouillon/Peintures existantes sur WP ru mais pas sur WP fr
    • Anton Lossenko
  • Usage on he.wikipedia.org
  • Usage on ml.wikipedia.org
  • Usage on pl.wikipedia.org
  • Usage on ru.wikipedia.org
    • Государственная Третьяковская галерея
    • Андромаха
    • Лосенко, Антон Павлович
    • Википедия:Статьи года
    • Участник:Рулин/Заготовки статей
    • Участник:Vladimir Solovjev/Заглавная страница
    • Участник:Adavyd/Статьи/Живопись
    • Проект:Альтернативные «Статьи года»
    • Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)
    • Проект:Знаете ли вы/Архив рубрики/2016-08
    • Обсуждение:Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)
    • Википедия:Статьи года/2016/Выдвижение
    • Википедия:Статьи года/2016/Обсуждение
    • Проект:Альтернативные «Статьи года»/2016/Выдвижение
    • Проект:Альтернативные «Статьи года»/2016/Обсуждение
    • Википедия:Статьи года/2016/Выдвижение/Картины русских художников
    • Проект:Альтернативные «Статьи года»/2016/Обсуждение/Цикл статей о картинах русских художников XVIII—XIX веков
    • Шаблон:Текущая статья года 2016
    • Википедия:Статьи года/Лучшие статьи 2016 года
    • Википедия:Цикл статей года 2016
    • Участник:Adavyd/Статьи/ЗЛВ
    • Википедия:Статьи года/2022/Выдвижение
    • Википедия:Статьи года/2022/Итоги
    • Шаблон:Текущая статья года 2022
    • Википедия:Статьи года/2022/Итоги/Русская живопись XVIII—XIX веков
    • Википедия:Статьи года/Лучшие статьи 2022 года
    • Проект:Альтернативные «Статьи года»/2022/Лучшие статьи
  • Usage on sl.wikipedia.org
  • Usage on uk.wikipedia.org
    • Лосенко Антон Павлович
    • Класицизм
    • Українське образотворче мистецтво
    • Неокласицизм
    • Третьяковська галерея
    • Прощання Гектора з Андромахою (картина)
  • Usage on uk.wikibooks.org
  • Usage on vi.wikipedia.org
  • Usage on www.wikidata.org
    • Q18683331
    • Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Collection/Tretyakov Gallery

Литература

Основное исследование

Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия / А. Л. Каганович. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 320 с., 60 л. ил.

Дополнительные комментарии
  • П. П. Гнедич. История искусств. — С.-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1897. — Т. 3. — С. 428—430. — 720 с.
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство 18 века. — М.: Юрайт. — С. 474—479. ISBN 978-5-9916-3527-1
Словари и энциклопедии
  • Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. — М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 305 с. — ISBN 978-5-373-03516-3.
  • Сомов А. И. Лосенко, Антон Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 19.
  • Эрнст С. Р. Лосенко, Антон Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1914. — Т. 10: Лабзина — Ляшенко. — С. 701–702.

ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе. В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку.

Так, пять с половиной лет спустя А.П. Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида»

Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» — пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, <…> Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

Источник тут

Воины

 Правая группа состоит из пяти фигур. К ним относятся юноша, поддерживающий щит и мальчик со шлемом Гектора. Ещё можно видеть воинов и молодого троянца, который с нескрываемым восхищением смотрит на своего военачальника. Изображение чернобородого воина обычно называют одним из наиболее удачных в картине. Однако вместе с тем специалисты считают, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее является продолжением работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях.

 Слева расположена группа воинов со знаменем. Молодые и не очень солдаты сгруппированы вокруг главных героев, смотрят на Гектора, но не приминают никакого участия в действии. 

   Рассказывая о картине, нельзя не остановиться на изображённой Лосенко архитектуре. Свою картину он писал за сотню лет до того, как в 1870-х годах археологическая экспедиция Генриха Шлимана начала раскопки на месте подлинной Трои. Так что, главным источником информации при создании архитектурного фона для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Поэтому мастер изобразил город таким, каким его представлял. Надо сказать, смотрится он весьма грандиозно.

Эскизы и этюды

Эскизы

В собрании Государственного Русского музея хранится графический набросок-эскиз «Прощание Гектора с Андромахой» (серая бумага, итальянский карандаш, 21,8 × 29,1 см, Р-1206), представляющий собой один из ранних вариантов композиционного построения будущего полотна. В отличие от окончательной версии картины, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку.

В Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый живописный эскиз картины «Прощание Гектора с Андромахой» (холст, масло, 48,3 × 63,5 см, Ж-1062). Совет Третьяковской галереи приобрёл эскиз в 1917 году у московского коллекционера Н. С. Гаврилова (правнука Ф. П. Макеровского). Отмечая мягкость цветовых отношений и цельность колористической среды, Авраам Каганович писал, что «в русской исторической живописи XVIII столетия этот эскиз сохраняет уникальное положение самого живописного произведения».

Эскизы картины «Прощание Гектора с Андромахой»

Графический эскиз (ГРМ)

Живописный эскиз (ГТГ)

Графические этюды

Несколько графических этюдов, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины, хранятся в Государственном Русском музее — «Плачущая служанка» (бумага, графитный карандаш, мел, 27,2 × 11,6 см, Р-1208), «Три воина с оружием Гектора» (бумага, графитный карандаш, мел, 23,9 × 16,0 см, Р-1216), «Рука» (бумага, карандаш, 15,5 × 22,0 см, Р-1200), «Мужская голова» (бумага, карандаш, 13,6 × 10,3 см, Р-1202) и «Рука» (бумага, карандаш, мел, 25,5 × 13,5 см, Р-13012). Авраам Каганович полагает, что подготовительный рисунок к образу плачущей служанки, по всей видимости, был исполнен с натуры — по его словам, этот этюд «живой и экспрессивный, по-лосенковски верно передающий модель». Набросок к фигурам трёх воинов, сделанный для действующих лиц из правой группы, Каганович называл «типичным примером эскиза к картине, в котором художника прежде всего интересовала взаимосвязь персонажей, их пространственное положение, характер действия».

Графические этюды для картины «Прощание Гектора с Андромахой»

Плачущая служанка

Три воина с оружием Гектора

Рука

Мужская голова

Рука

В собрании Государственной Третьяковской галереи находятся этюды «Юноша, подающий щит. Рука, согнутая в локте» (начало 1770-х, бумага серая грунтованная, итальянский карандаш, мел, 28,7 × 22,4 см, 26513, альбом, лист 18, наклеен на лист альбома) и «Голова плачущей женщины» (начало 1770-х, бумага голубая грунтованная, свинцовый карандаш, 14,7 × 12,5 см, Р-1347). Первый из них ранее находился в петербургском собрании А. Р. Томилина, а затем в московском собрании А. Ф. Захарова, у которого был приобретён галереей в 1944 году. Этот этюд, на котором изображён нагнувшийся молодой воин с щитом, «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы. Рисунок «Голова плачущей женщины», также известный под названием «Голова плачущей служанки», ранее находился в собрании А. Ф. Коростина, а затем у И. А. Коростиной, у которой был приобретён галереей в 1971 году и в том же году отреставрирован Е. Н. Дивовой. Этот этюд, который считается «одним из самых ранних и самых выразительных образов русской женщины-крестьянки, созданных в XVIII веке», является свидетельством вдумчивых поисков образа служанки.

Три графических этюда хранятся в Музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге — «Мужчина с палкой» (бумага, карандаш, 29,1 × 22,2 см, 1874), «Два воина» (бумага, карандаш, 39,5 × 28,0 см, 1876) и «Воин в каске» (бумага, карандаш, 27,5 × 24,0 см, 1875). В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина находится этюд «Ребёнок» (бумага серая грунтованная, карандаш, 21,1 × 13,5 см, ГР-850, из коллекции И. С. Зильберштейна), на котором изображён полулежащий обнажённый ребёнок. Этот рисунок был использован художником для образа Астианакса.

Графические этюды для картины «Прощание Гектора с Андромахой»

Юноша, подающий щит. Рука, согнутая в локте

Голова плачущей женщины

Мужчина с палкой

Два воина

Воин в каске

Ребёнок

РЕСТАВРАЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ А.П.ЛОСЕНКО

ЛОСЕНКО Антон Павлович (30.07.1737, Глухов, Малороссия – 23.11.1773, Санкт-Петербург)

Живописец, рисовальщик, автор картин на исторические, библейские, мифологические сюжеты, портретист, педагог, основоположник отечественной школы исторической живописи.

1844 – отправлен певчим в придворный хор в Петербург. Первоначальные навыки рисования и живописи получил у художника Ольховского.

1753 – по распоряжению Елизаветы Петровны отдан в обучение к И.П.Аргунову.

Между 1753 – 1758 – копия с картины неизвестного европейского художника «Товий и ангел».

До сентября 1760 – репрезентативный портрет И.И.Шувалова, куратора Академии; изображение А.П.Сумарокова.

1760? 1763? – портрет Ф.Г.Волкова. По общему решению портрет не выходит за рамки барочной стилистики.

1760 – обучение в Париже под руководством Ж.Ресту (Младшего).

1762 – картина «Чудесный улов рыбы». Сложная многофигурная композиция является свободной копией одноименной картины французского живописца Ж.Жувене.

1764 – штудии человеческого тела «Лежащий натурщик», «Натурщик, сидящий на камне». Картина «Андрей Первозванный».

Многочисленные этюды и рисунки парижского периода утрачены.

1765 – картина «Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)». Сочетание барочной экспрессии с присущим классицизму стремлением к правдивой передаче идеальной натуры.

1 декабря 1765 – переезд в Рим. Прославился как блестящий рисовальщик.

1768 – два превосходных изображения обнаженных натурщиков – «Каин» и «Авель» (названия даны в XIX в.)

1768-1769 – копия на холсте фрески Рафаэля «Правосудие» в станцах Ватикана

1769 – возвращение в Петербург

1770 – картина «Владимир и Рогнеда». Это едва ли не самая первая в России картина на сюжет из отечественной истории, чем и обусловлено её особое место в истории русского искусства. По драматической коллизии и динамичной композиции работа ближе стилю барокко, нежели классицизму.

1772 – директор Императорской Академии Художеств. В числе учеников Лосенко были И.А.Акимов и П.И.Соколов.

1773 – картина «Прощание Гектора с Андромахой» (не завершена). Написана по заказу Екатерины II. До появления полотна Ф.А.Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) картина Лосенко считалась эталоном исторической классицистической школы.

Главные работы:

«Портрет И.И.Шувалова» (1760, ГРМ)

«Портрет А.П.Сумарокова» (1760, ГРМ)

«Портрет Ф.Г.Волкова» (1760(?), 1763(?), ГРМ; гравирован Е.П.Чемесовым в 1764)

«Чудесный улов рыбы» (свободная копия одноименной картине Ж.Жувене (1705), 1762, ГРМ)

«Андрей Первозванный» (1764, ГРМ; гравирован И.А.Берсеневым в 1784)

«Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» (1765, ГРМ)

«Каин» (1768, ГРМ; гравирован Г.И.Скородумовым)

«Авель» (1768; Харьковский ХМ)

«Зевс и Фетида» (1769, ГРМ)

«Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ)

«Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ; эскиз – ГТГ).

______________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись. Написано это произведение было в 1773 году.

Автор, хоть и опирается на классический гомеровский сюжет, но не следует ему в точности. В своей работе Лосенко не стремился к воспроизведению атрибутов того далекого времени, посему практически не заботился об исторической достоверности того, что изображено на картине. Основная идея полотна заключается в патриотизме и самоотверженном служении Родине, выразителями которой являются главные персонажи картины – Гектор и Андромаха.

Место действия картины – город, из которого троянский герой Гектор отправляется на битву. Служащий фоном городской пейзаж обрамляет представленную на картине сцену по типу театральных кулис. Центральные персонажи картины – Гектор и его жена Андромаха выдвинуты немного вперед. Слева и справа находятся воины и пажи, которые, как в театре, представляют собой толпу не имеющих индивидуальности статистов, стоящих позади главных героев.

Поза Гектора исполнена трагического героизма – в эффектном красном плаще он стоит, подняв руку, и высокопарно обращаясь к небу, прощается с женой и всеми согражданами. Андромаха также захвачена патриотическим пылом мужа – как истинная жена героя, она не проливает горьких слез, а вдохновляет его на подвиг. При этом мы не видим никаких личных переживаний героев, целиком отдавшихся всепоглощающему чувству патриотизма.

В картине использованы строгие тона – никакой пышности и богатства одежд, буйной зелени, затейливо выписанных предметов обихода. Ничто не отвлекает зрителя от главной идеи – самопожертвования героя во имя Родины.

Новое в блогах

Среди всех картин художника Ильи Глазунова есть одно произведение, которое я по наивности своих представлений, считаю лучшей работой мастера. Картина не столь известна как многие другие популярные работы художника, но которая обладает, по моему убеждению, более глубоким смыслом, чем все остальные. Речь идет о полотне «Братоубийца» (Каин и Авель), написанной в 1963 году. (Фотографию картины прилагаю, изображение смотрите ниже)

На картине мы можем увидеть изображение двух мужчин – персонажи известной библейской истории. Согласно Святому преданию, Каин и Авель были родными братьями – первыми детьми прародителей рода человеческого Адама и Евы. Авель стал первой жертвой убийства, его убил родной брат. Эту историю все прекрасно знают и без меня, не думаю, что следует отдельно останавливаться на изложении теологического и прочих смыслах известного сюжета. Всем, кому действительно интересна эта тема, без труда смогут найти множество источников и комментариев к ним. Картина в данном случае, поднимает несколько иной пласт вопросов, которые для меня и определяют особую ценность произведения. А именно, она позволяет внутри себя обнаружить скрытые начала человеческой натуры.

Предлагаю небольшой эксперимент. Постарайтесь сейчас отвлечься от текста, посмотреть на картину и интуитивно определить: кто на картине изображен. Кто из них Авель, а кто Каин?

Делюсь своими интуитивными соображениями, буду признателен, если у кого-то возникнут другие ассоциации или другие мысли. Мои наблюдения следующие: один человек, изображенный с левой стороны картины, предстает перед нами с открытым взглядом, с благородными чертами лица, вызывающий, чисто внешне, расположение к себе. А второй человек, наоборот, больше похож на уголовника, какая-то приземистость и ограниченность наполняет его образ. Если сопоставить внешний вид с известными именами, то создается ложная уверенность в том, что слева изображен Авель, а справа Каин, уж больно как-то сомнительно и недостойно выглядит человек справа на холсте. А теперь давайте вспомним библейский сюжет. Именно высокомерие и зависть послужило мотивом убийства. И именно смесь этих чувств и заставляет нас думать о том, что человек справа – это недостойный человек. Рискну предположить, что сам Каин именно так и думал, поэтому, выразил свой гнев и возмущение «более достойного» через убийство своего брата. Каин себя считал человеком высшего, особого порядка. Есть еще пару других косвенных признаков, указывающих, что замысел художника заключался именно в том, чтобы вывернуть картину наизнанку и дать нам, всем зрителям, примерить чужие пороки на себе. И мне кажется, что Глазунову этот прием в данном произведении удался. Если ошибаюсь, прошу меня великодушно простить.

LicensingEdit

This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:

This work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author’s life plus 100 years or fewer.

This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1928.

The official position taken by the Wikimedia Foundation is that «faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain«.This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details.

Как добраться до Третьяковки и с чего начать экскурсию

Главный корпус Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке, дом 10. Добираться туда удобнее всего на метро: ближайшая станция так и называется — «Третьяковская». От нее нужно повернуть налево, перейти Большую Ордынскую улицу, пройти по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику: они идут параллельно. После сквера — направо, и вы окажетесь в Лаврушинском переулке.

По четвергам, пятницам и субботам Третьяковская галерея работает с 10:00 до 21:00. Во вторник, среду и воскресенье музейные залы закрываются на три часа раньше — в 18:00. Понедельник в Третьяковке — выходной. Не забудьте, что билетные кассы перестают работать на час раньше, чем сам музей.

В связи с эпидемией коронавируса Третьяковка ввела новые правила посещения — они на сайте музея.

От входа в галерею вам нужно сначала спуститься в нижний вестибюль: там находятся кассы, гардероб, сувенирные магазины, кафе, экскурсионное бюро и пункт проката аудиогидов. Оттуда поднимайтесь на второй этаж, с которого начинается осмотр коллекции. Все экспонаты расположены в хронологическом порядке, кроме собрания русской иконописи — его вы увидите в самом конце — и залов с работами Михаила Врубеля: они как бы разрывают собой коллекцию картин XIX столетия.

Верстка: Кристина Мацевич
Главная фотография: Violin / depositphotos.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: