Товарищество передвижных выставок (ТПВ)
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.
В 1878 году Поленов вместе с Репиным становятся участниками ТПВ (Товарищества Передвижных выставок). На VI выставке Передвижников Поленов показывает картину «Московский дворик», которая стала символом рождения нового жанра в живописи – «интимного пейзажа», который органически соединяет в себе пейзаж и жанровую картину.
Отношения с ТПВ Поленова очень интересные. С одной стороны, он был активным участником товарищества. Его картины пользовались большим успехом на выставках. Но идеология творчества Поленова была несколько иной. Всеми своими картинами он будто призывает нас любоваться красотой мира, очарованием природы и даже повседневности.
Он верил, что если наполнить красотой свой ум и сердце, то и ужасов в жизни станет меньше. Все ужасное, некрасивое, мещанское было противно натуре Поленова.
На этой почве у него часто случались расхождения с другими членами ТПВ касательно отбора работ для выставок, если те казались ему излишне натуралистичными и серыми.
Другие работы художника
Христос и грешница
Это полотно открывало цикл картин «Из жизни Христа». Цензура сомневалась по поводу оставления картины на выставке. Александр III купил эту картину, предотвратив жёсткие действия цензуры. Эта работа «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа
Поленов акцентировал внимание на человеческом в Нём, выведя за скобки всё собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник, мудрец, гуманист
Московский дворик
Сам Поленов, кажется, не придавал значения этой работе. Он создал картину будто между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Между тем картина имела оглушительный успех — зрители почувствовали в этом городском пейзаже, дополненном элементами жанровой сцены, теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи.
Заросший пруд
Эта картина — шедевр Поленова-колориста, представляющий цельный философский образ быстротечного времени. Жанр работы можно определить как «повествовательный пейзаж». Писать картину Поленов начал ещё до своего отъезда на русско-турецкую войну. Лето 1877 года он провёл в деревне Петрушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший её основой. Картина, показанная в 1879 году на VII передвижной выставке, имела успех.
Бабушкин сад
Этот шедевр входит в своеобразную трилогию — её, помимо «Бабушкина сада», составляют картины «Московский дворик» и «Заросший пруд». Более того, с «Московским двориком» она перекликается топографически: старый дворянский особняк, изображённый здесь, — это то же самое здание, что и в «Московском дворике», но с другой стороны. Поленов соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной целостности образа.
Счастливое детство
И не могло быть иначе, ведь Поленов рос в атмосфере добра, любви и высокой степени порядочности. Его отец Дмитрий Васильевич – историк, археолог, принимал активное участие в подготовке реформы освобождения крестьян. Мама художника, Мария Алексеевна, увлекалась рисованием и писала книги для детей. Сестра Елена тоже стала известным художником.
С 14 лет Поленов брал уроки живописи у студента Академии художеств Павла Чистякова, который затем стал профессором академии и легендарным преподавателем. Чистяков быстро распознал талант Поленова: «Он колорист, так составляет тона, что и мне не составить», – говорил он про своего ученика.
Несмотря на то, что увлечение рисунком Поленова в семье одобряли, решили, что специальность должна быть серьезной. Поленов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и одновременно стал посещать занятия в Академии художеств. В процессе учебы Поленов перевелся на юридический факультет, который успешно окончил одновременно с окончанием Академии художеств с золотой медалью.
Первые путешествия и любовь
В. Поленов, Портрет Н.В.Якунчиковой (Поленовой) за этюдом, 1882г.
Студентам, окончившим Академию художеств с золотой медалью полагалась заграничная стажировка. Четыре года с 1872-1876 Поленов путешествовал по Германии, Италии и Франции. Это время самоопределения художника – он пробует себя в разных жанрах и очень успешно. В Париже он сошелся с Ильей Репиным, их связывала крепкая дружба на протяжении всей жизни. В Риме знакомится с Саввой Мамонтовым – руководителем железных дорог и основателем знаменитого абрамцевского художественного кружка, где в атмосфере дружеской симпатии и экспериментов трудились известные художники, была гончарная мастерская и даже театр.
Там же в абрамцевском кружке Поленов встретил свою судьбу – Наталью Васильевну Якунчикову, родственницу Мамонтова. Свадьба состоялась в 1882 году. Поленов нашел в супруге не только любимого человека, но и друга, сердечно разделяющего интересы мужа.
Знакомство с Востоком. “Христос и грешница”
В.Д. Поленов, «Христос и грешница», 1888г., Русский музей, Санкт-Петербург
В 1881 году, когда умирает сестра художника, потрясенный этой потерей Поленов держит данное ей слово – начинает свой по-настоящему серьезный проект – работу над полотном «Христос и грешница». С этой целью он посещает Турцию, Египет, Сирию, Палестину. Из поездки художник возвращается вдохновленным с огромным количеством эскизов и набросков.
Тем не менее, картина «Христос и грешница» была запрещена цензурой и президентом Академии художеств, князем Владимиром, который сказал: «Картина для нас интересная, но для народа она вредна».
В.Д. Поленов, Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888г., Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Однако, приехавший на выставку император Александр III купил картину, опередив Третьякова. Что заинтересовало императора в полотне, можно только догадываться – хотел ли он показать свой «пресвященный либерализм» или понимал, что рано или поздно картину все равно увидят широкие массы и «зло», представленное здесь в образе нагрешившей, но прощенной в итоге женщины, вырвется наружу.
Когда картину поместили в музей, к ней привесили надпись «Блудная жена». Василий Дмитриевич очень возмутился этим обозначением картины: «Да нет же, грешница не блудная жена, с ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в нее камень».
Картина «Христос и грешница» поразила современников необыкновенными чарующими красками, прекрасной природой и ощущением послеполуденного зноя. Но главным откровением для зрителя стала трактовка религиозного сюжета. Христос предстал без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром.
Жизнь в усадьбе «Борок» (ныне Поленово)
Н.В. Поленова с детьми перед новым, ещё не оштукатуренным домом-музеем, 1892 г.
Еще в 1890 году Поленов купил участок земли близ села Бехова, на Оке. Через два года заканчивает строительство дома и перебирается сюда жить.
В Поленово и сегодня хранят традиции, заложенные Василием Дмитриевичем, устраиваются тематические выставки и спектакли.
В наше время о Василии Поленове говорили бы, что он придерживается ЗОЖ (здорового образа жизни). Художник придерживался вегетарианского режима: не ел мяса, употреблял только плоды и овощи. Занимался физическим трудом – самостоятельно перетаскивал камни с берега в воду для строительства дамбы, чтобы обмелить берег и сделать его удобным для купания.
Василий Дмитриевич был очень гостеприимным человек, всегда с радостью принимал у себя дома учеников, почти постоянно у него жил живописец Татевосянц (Егише Мартиросович Татевосян).
Татевосянц, портрет Поленова
Любил Поленов гулять вдоль берега Оки, собирая цветные камешки, из которых делали мозаичные картины. Татевосянц создал портрет самого Василия Поленова в такой технике.
А. Иванов, «Явление Христа народу», 1837-1857гг.
Восторгался художник работами Александра Иванова, который написал одно из самых больших и значимых произведений в русском изобразительном искусстве «Явление Христа народу».
Восстание 1905 года
Пресня, декабрь 1905г.
Во время московского восстания 1905 года художник был свидетелем пожара Пресни и баррикад на Садовой улице, где он жил. В это время не разрешалось писать картины, отражающие революционные настроения, но все-таки несколько этюдов он написал и представил на выставке передвижников. Цензура требовала, чтобы на баррикадах не изображали самих революционеров, поэтому эти работы производили впечатление склада случайных вещей на улице.
Такой контроль искусства привел в итоге к тому, что художники пытались уйти от действительности, уходили в мир собственных переживаний или в ностальгию о прошлом, в формализм и декадентство. Главной темой Поленова безусловно стала тема жизни Христа, которую также пришлось защищать от цензуры. Исчерпав ее, Василий Дмитриевич начинает новый, последний этап своей плодотворной жизни.
Последние годы
Большую часть времени он проводит в усадьбе на Оке, где устраивает художественный музей. Этот проект вызвал восторг у местного населения – Василия Дмитриевича здесь очень любили и уважали. Об этом говорит тот факт, что после революции население хлопотало о том, чтобы усадьба осталась пожизненно за ним и его семьей, что и было согласовано ЦИКом. Поленов был счастлив.
Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок», 1908г. (ныне Поленово)
Его музей (ныне усадьба Поленово) стал очень популярен. Художник сам проводил экскурсии и принимал гостей. Здоровье начало подводить накануне 80-летия, но врачи сделали все возможное и в день рождения он принимал поздравления. Затем два еще два года он живет полной жизнью и работает. А в 1926 году Василий Дмитриевич Поленов умирает. Ему было 82 года. Его могила на высоком берегу Оки, и в обе стороны от нее расстилаются его любимые русские пейзажи.
Примечания
Поленов Василий Дмитриевич (1844–1927) – выдающийся живописец-реалист. Учился в Академии художеств, брал уроки у П. П. Чистякова и И. Н. Крамского. С 1876 г. – академик. На передвижных выставках выступал е 1878 по 1918 г. (член Товарищества с 1878 г.). Создал исторические картины («Право господина», «Арест графини д’Этремон»), пейзажи («Московский дворик», «Бабушкин сад», «Ранний снег» и др.), произведения бытового жанра («Больная»), работал в области театрально-декорационной живописи. Был в качестве художника-корреспондента на русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Начиная с 80-х гг. работал над циклом картин из жизни Христа, в которых стремился отойти от религиозного содержания евангельской легенды, трактуя ее как реальное историческое событие. С целью сбора этюдного материала для этих произведений посетил Палестину, Сирию, Египет. В 1882–1895 гг. руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества; у него учились И. И. Левитан, А. Е. Архипов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, С. В. Иванов, В. Н. Бакшеев и др. В 1905 г. вместе с В. А. Серовым подал в Академию художеств протест в связи с расстрелом 9 января. В 1910 г. был инициатором и организатором рабочего театра в Москве. После Октябрьской революции вел большую культурную работу среди населения деревни Бехово (ныне Поленово) под Тарусой на Оке, где провел последние годы жизни. Созданный им в своей усадьбе общедоступный музей существует ныне как мемориальный Дом-музей В. Д. Поленова. В 1926 г. Советское правительство присвоило В. Д. Поленову почетное звание Народного художника Республики.
Картина В. Д. Поленова «Христос и грешница» («Кто без греха», 1888) находится в Государственном Русском музее, эскиз (1885) и рисунок-повторение картины – в Государственной Третьяковской галерее.
Имеется в виду картина В. А. Серова «Девушка, освещенная солнцем» (портрет М. Я. Симонович, 1888), находящаяся в Государственной Третьяковской галерее.
Картина В. Д. Поленова «Право господина» (1874) находится в Государственной Третьяковской галерее.
Картина В. Д. Поленова «Больная» (1886) и эскиз к ней находятся в Государственной Третьяковской галерее, первоначальный вариант картины (1879) – в Государственном музее латышского и русского искусства в Риге.
Картины В. Д. Поленова «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878) и «На Тивериадском (Генисаретском) озере» (1888) находятся в Государственной Третьяковской галерее. Этюды, привезенные В. Д. Поленовым из поездок по Востоку, экспонировались на передвижных выставках: 13-й (1885), 31-й (1903) и 1-й выставке этюдов, рисунков, эскизов (1903).
Картина В. Д. Поленова «Среди учителей» (1896) находится в Государственной Третьяковской галерее.