Ян ван эйк

Поклонение (1426)

Эта картина — единственная работа Мазаччо, которая имеет точную дату создания. Об этом свидетельствуют официальные документы. Она является фрагментом большого Пизанского полиптиха, считавшегося утерянным, но к счастью, большая его часть найдена и хранится в музеях. Размер картины небольшой — всего 20×60 см. Работа выполнена на деревянной доске темперой.

Обилие персонажей делают эту прекрасную картину настоящей миниатюрой, иллюстрацией к сюжету о Рождестве Христа. Она изображает поклонение Волхвов, принёсших богатые дары младенцу Иисусу. Длинная процессия выстроилась перед Марией, которая держит на руках новорождённого пухленького младенца. Прекрасные изображения животных дополняют картину, а спокойный по тональности горный пейзаж подтверждает мастерство художника. Лёгкие облачка плывут по ультрамариновому небу. Такого же цвета покров Девы Марии и одного из волхвов. Особое место в картине занимают лошади. Они изображены в разных ракурсах, что придаёт картине динамизм и глубину.

Мазаччо отличался от своих коллег-современников тем, что он единственный умел правильно «поставить» фигуру на плоскость. До Мазаччо фигуры просто висели в пространстве, у него же — все люди стоят на земле.

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

Произведения Яна Ван Эйка. Зрелый период жизни

Маргарита ван Эйк

После смерти Иоганна Баварского в 1425 году, его пост занял Филипп Добрый. Он взял Голландию под свою власть, вместе с владениями бывшего герцога и его придворных. Художник ван Эйк также был назначен к его двору, о чём свидетельствуют судебные протоколы. Это произошло 19 мая 1425 года, а в августе того же года Ян получил компенсацию за поездку из Брюгге в Лилль. Также художник получил почётную должность камердинера, которая давала ему официальный статус при дворе, необычайно высокий статус для художника в начале 15 века. Именно с этого момента его деятельность при дворе сравнительно хорошо задокументирована.

Благодаря исключительно высокооплачиваемой придворной работе и особенному общественному положению Ян ван Эйк имел определённую независимость от гильдии художников Брюгге, а также имел возможность выполнять свои собственные заказы, которых было немало. В 1427 году живописец отправился в город Турне на банкет, где встретился и познакомился с ведущими художниками Робером Кампеном и Рогиром ван дер Вейденом.

Филипп Добрый часто отправлял Яна с чрезвычайно доверительными миссиями, описанными в документах как «дальние и тайные путешествия». Сильная зрительная память художника позволяла ему помнить многих людей и различные исторические события, которые позже находили жизнь в его великолепных картинах. Примером может послужить его хорошо задокументированное дипломатическое путешествие в Лиссабон, которое произошло в 1428 году, где он написал два портрета принцессы Изабеллы Португальской. Изабелла должна была стать третьей женой Филиппа. Эти картины были немедленно отправлены герцогу, но, к сожалению, сейчас они утеряны, и остались только копии.

Такое большое доверие, оказанное ван Эйку во время этих важных путешествий, свидетельствует о близости и восхищении Филиппа художником. Даже несмотря на отсутствие формального образования, Ян умел читать и писать, демонстрируя свои хорошие знания латыни и иврита с помощью надписей на своих картинах. Ван Эйку приписывают создание самых ранних известных натуралистических изображений Луны в западном искусстве, они предшествовали работам Леонардо да Винчи на целых 85 лет. Изображение Луны появляется на следующих картинах: «Распятие и Страшный суд» (1420-1425), «Святая Варвара» (1437) и панно «Рыцари Христа», являющимся частью знаменитого «Гентского алтаря» (1426-1432).

Литература

  • Ainsworth, Maryan Wynn; Alsteens, Stijn; Orenstein, Nadine. Man, Myth, and Sensual Pleasures: Jan Gossart’s Renaissance: The Complete Works. New York: Metropolitan Museum of Art, 2010. ISBN 1-58839-398-4
  • Borchert, Till-Holger. Van Eyck. London: Taschen, 2008. ISBN 3-8228-5687-8
  • Dhanens, Elisabeth. Hubert and Jan van Eyck. New York: Tabard Press. 1980, ISBN 0-914427-00-8
  • Evans, Helen C. (ed.), , 2004, Metropolitan Museum of Art/Yale University Press. ISBN 1-58839-114-0
  • Hand, John Oliver; Metzger, Catherine; Spron, Ron. Prayers and Portraits: Unfolding the Netherlandish Diptych. New Haven, CT: Yale University Press, 2006. ISBN 0-300-12155-5
  • Harbison, Craig. «Realism and Symbolism in Early Flemish Painting». The Art Bulletin, Volume 66, No. 4, December 1984. 588—602
  • Harbison, Craig. The Art of the Northern Renaissance. London: Laurence King Publishing, 1995. ISBN 1-78067-027-3
  • Harbison, Craig. Jan van Eyck, The Play of Realism. London: Reaktion Books, 1991. ISBN 0-948462-18-3
  • Jolly, Penny. «Jan van Eyck’s Italian Pilgrimage: A Miraculous Florentine Annunciation and the Ghent Altarpiece». Zeitschrift für Kunstgeschichte. 61. Bd., H. 3, 1998. JSTOR 
  • Jones, Susan Frances. Van Eyck to Gossaert. London: National Gallery, 2011. ISBN 1-85709-504-9
  • Kittell, Ellen; Suydam, Mary. The Texture of Society: Medieval Women in the Southern Low Countries: Women in Medieval Flanders. London: Palgrave Macmillan, 2004. ISBN 0-312-29332-1
  • Koch, Robert A. «Copies of Rogier van der Weyden’s Madonna in Red». Record of the Art Museum, Princeton University, Volume 26, No. 2, 1967. 46-58
  • Lane, Barbara. The Altar and the Altarpiece, Sacramental Themes in Early Netherlandish Painting. New York: Harper & Row, 1984. ISBN 0-06-430133-8
  • Lyman, Thomas. «Architectural Portraiture and Jan van Eyck’s Washington Annunciation». Gesta, Volume 20, No. 1, in «Essays in Honor of Harry Bober», 1981.
  • Meiss, Millard. «Light as Form and Symbol in Some Fifteenth-Century Paintings». The Art Bulletin, Volume 27, No. 3, 1945. JSTOR 
  • Nash, Susie. Northern Renaissance art. Oxford: Oxford History of Art, 2008. ISBN 0-19-284269-2
  • Pächt, Otto. Van Eyck and the Founders of Early Netherlandish Painting. 1999. London: Harvey Miller Publishers. ISBN 1-872501-28-1
  • Panofsky, Erwin. Early Netherlandish painting: Its Origins and Character. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1953.
  • Panofsky, Erwin; Wuttke, Dieter (ed). Korrespondenz 1950—1956 Band III. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2006. ISBN 3-447-05373-9
  • Rothstein, Bret. Sight and Spirituality in Early Netherlandish Painting. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. ISBN 0-521-83278-0
  • Smith, Jeffrey Chipps. The Northern Renaissance. London: Phaidon Press, 2004. ISBN 0-7148-3867-5
  • Snyder, James. The Northern Renaissance: Painting, Sculpture, the Graphic Arts from 1350 to 1575. New York: Harry N. Abrams, Inc., 1985. ISBN 0-8109-1081-0
  • Tanner, Jeremy. Sociology of Art: A Reader. London: Routledge, 2003. ISBN 0-415-30884-4
  • Художественный музей Уолтерса. «The International Style: The Arts in Europe around 1400». Exhibition: October 23 — December 2, 1962. Baltimore, MD.
  • Ward, John. «Disguised Symbolism as Enactive Symbolism in Van Eyck’s Paintings». Artibus et Historiae, Volume 15, No. 29, 1994.
  • Weale, William Henry James. The Van Eycks and their art. London: John Lane, 1908
  • Wolff, Martha; Hand, John Oliver. Early Netherlandish painting. National Gallery of Art Washington. Oxford University Press, 1987. ISBN 0-521-34016-0

Украшения трона: скульптуры

Previous

Next

1 / 2

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia 

2 / 2

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia 

На подлокотниках трона мы видим несколько скульптур; это распростра­ненный прием ван Эйка и художников его времени — изобразив скульптуры, добавить в картину дополнитель­ные сюжеты и таким образом усложнить символическое высказывание. На торцах подлокотни­ков, в готичес­ких нишах, мы видим Адама и Еву — напоми­нание о грехопаде­нии, которое будет искуп­ле­но жертвой Спасителя. Сверху, по правую руку от Богоматери, Каин убивает Авеля — это пророчество жертвенной смерти Христо­вой. Над Евой Самсон раздирает пасть льву, что есть пророчество о победе Христа над смертью.

Произведения Яна Ван Эйка. Мадонна канцлера Ролена (1435)

На протяжении всей своей жизни Ян ван Эйк создал множество религиозных картин. На этой картине изображён канцлер-даритель, который, судя по всему, приветствует Мадонну с младенцем Христом. Это полотно было заказано Николя Роленом, влиятельным человеком и покровителем искусств в Нидерландах. Ролен владел обширными виноградниками в Отёне и служил канцлером Филиппа Доброго. Картина почти квадратная 66 на 62 сантиметра, её заказали повесить в приходской церкви канцлера Нотр-Дам-дю-Шапель в Отёне, где она находилась до большого пожара в 1793 году, когда здание сгорело почти целиком. Чуть позже, в 1805 году, произведение искусства перенесли в Лувр.

Иконография мадонны Ролена столь же сложна, как и «Портрет четы Арнольфини», поскольку понятие «скрытый символизм» может быть в равной степени применим и здесь. Есть явные и не очень ссылки как на Ветхий, так и на Новый Завет, которые создают дополнительные слои смысла между рисунками. Торжественный канцлер, одетый в одежду из золотой парчи, отделанную мехом норки, изображён на коленях, поклоняющимся младенцу Иисусу и Деве Марии. Центральное положение Марии подчёркивается её богато украшенным бархатным одеянием с вышивкой, и королевской короной, украшенной драгоценными камнями, которую несёт ангел с радужными крыльями, символизирующими связь между небом и землёй.

Иисус благословляет Ролена жестом благословения, держа серебряный шар, символизирующий мир, с золотым крестом в знак его земной и духовной власти на всем существующим. Три арки визуально связывают фигуры, создавая отсылку к Святой Троице. Резные фигуры на капителях колонн изображают сцены, начинающиеся с Книги Бытия и заканчивающиеся грехопадением человека и изгнания его из Райского сада. Поэтому повествование на этих колоннах читается слева направо от земного греха, олицетворяемого Николя Роленом, к духовной благодати и спасению, представленным святыми фигурами.

Общая черта религиозных картин ван Эйка — воображаемое архитектурное пространство, расположенное внутри обширного и в равной степени вымышленного пейзажа. Пейзаж города наводит на мысль о Нидерландах, но, на самом деле, не соответствует ни одному известному местоположению. За канцлером находится деревня, окружённая пышными холмами, что, вполне возможно, указывает на владения Ролена, в то время как по другую сторону того, что некоторые исследователи называют «рекой жизни», находится богато украшенный готический собор. Ян ван Эйк использовал романский стиль архитектуры для обозначения как Ветхого Завета, так и нашего бренного мира, в то время как готика представляла Новый Завет и славу Небес.

Арки обрамляют пейзаж, буквально создавая картину в картине, общий мотив фламандского искусства. Очаровательный маленький закрытый сад, наполненный птицами и цветами, каждый из которых имеет своё символическое значение: лилии символизируют чистоту, пионы — Рай, а дикие розы символизируют страдания Девы Марии. Зрителя поражают различие между внутренним и внешним освещением, с изысканностью, сравнимой с поздними работами английских романтиков. Золотисто-розовый свет восходящего солнца контрастирует с более прохладным освещением внутреннего пространства. По мосту, рядом с небольшой группой павлинов, средневековых символов бессмертия и всевидящего ока Бога, две человеческие фигуры смотрят на обширную перспективу. Одна из этих фигур носит яркую красную шаперону, что заставляет задуматься, не вставил ли художник себя в эту потрясающую композицию. Сегодня данное произведение искусства можно увидеть в парижском Лувре.

Произведения Яна Ван Эйка. Поздний период жизни

К концу своей карьеры Ян ван Эйк и его современники сделали портретную живопись основным видом искусства. У художника было большое количество покровителей, которые часто заказывали у него портреты или картины на религиозную тематику. В своих более сложных композициях Ян мог создать убедительно единый и логичный мир с абсолютной физической неподвижностью, наполненный невероятной духовной энергией, что непременно выделяло его на фоне других художников тех лет. Итальянский антиквар эпохи Возрождения Кириако де Пицциколли писал, что картины ван Эйка кажутся «не искусством, созданным человеческими руками, а творением всемогущей природы».

В 1431 году Ян ван Эйк купил себе дом в Брюгге. Женился на женщине по имени Маргарет, которая была на 15 лет его моложе, у пары родилось двое детей. О Маргарет известно очень мало, а современные записи упоминают её как «Демуазель Маргарита». Бытует мнение, что она имела аристократическое происхождение, но была из низшей знати, о чём свидетельствует её одежда на портрете, которая является достаточно модной одеждой того времени, но не так роскошна как у невесты на картине «Портрет четы Арнольфини».

В 1434 году герцог Филипп был крестным отцом их первого ребёнка, которого назвали Филипп. Герцог увеличил Яну ван Эйку жалованье и подарил шесть серебряных кубков, изготовленных ювелиром в Брюгге специально для крещения ребёнка. Даже после того, как Ян ван Эйк умер, герцог Филипп Добрый продолжал поддерживать семью ван Эйков. Он увеличил выплаты вдове, которая получала деньги за продажу работ художника, а также помог её дочери попасть в женский монастырь. После смерти Яна его младший брат Ламберт завладел поместьем и мастерской, в которой оставалось множество незавершённых работ. Он проследил, чтобы все работы Яна были завершены в срок его подмастерьями. Художник Ян ван Эйк умер 9 июля 1441 года и был похоронен на кладбище собора Святого Донатиана.

Творчество Яна ван Эйка было мощной пробивной силой во фламандской живописи 15-го века, благодаря его инновациям в использовании оптической перспективы и работе с масляной краской. Постепенные переходы между цветовыми областями стали возможны благодаря замедленному высыханию масляной краски, что позволило более точно использовать цвета для изображения перспективы, глубокого пространства и реалистичного моделирования. Творчество Яна ван Эйка далеко пережило своё время, он оказал большое влияние на других известных художников. Однажды Альбрехт Дюрер сказал про «Гентский алтарь»: «Это самая драгоценная картина, полная мысли. Особенно хороши Ева, Мария и Бог Отец». Дюрер также, как и многие другие живописцы того времени, впитал в себя многие грани стиля ван Эйка.

Ян ван Эйк является ведущей фигурой ранней нидерландской живописи и считается, наряду с другими живописцами того времени, одним из лучших «фламандских примитивистов». Термин «примитивизм» впервые был использован в первые десятилетия 19-го века. И этот термин вовсе не означает что-то плохое, но символизирует чувство, хрупкость и христианскую мягкость, которые закладывались в картинах. Фламандский примитивизм определяется географией, реалистичным художественным стилем и отличается изысканностью техники масляной живописи.

Капители колонн

 Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia 

Слева на капителях изображено жертво­при­но­шение Авраама — еще одно напоминание о жертве Христовой, — а также встреча Авраама и Мелхиседека, что есть предвес­тие установления евхаристии — главного хрис­тиан­ского таин­ства, причащения христовой плотью и кровью через хлеб и вино. 

Справа — капитель со всадником, которую долго не могли расшифровать. Неко­торое время назад было высказано предположение, что это тоже Авраам, побеждающий Кедорлаомера, царя Еламского, вторгшегося в Палестину, чтобы наказать отпавшие от него города (щит всадника на этой капители и щит Авра­ама, встречающегося с Мелхиседеком, одинаковы, что и позволило идентифи­ци­ровать персонажа). На правом краю той же капители изображен Давид, гото­вя­щийся к поединку с возвышающимся над ним Голиафом. Не случайно эти эпизоды представлены за Георгием, воином Христовым.

Произведения Яна Ван Эйка. Портрет четы Арнольфини (1434)

«Портрет четы Арнольфини» — одна из самых известных картин в истории европейского искусства. Эта картина стала известна только спустя столетие после своего создания. Двойной портрет в полный рост изображает богатого мужчину и молодую женщину в слегка затемнённом интерьере, держащихся за руки. Правая рука мужчины поднята вверх, как будто в знак приветствия или принятия клятвы, когда он смотрит слегка влево. Женщина, чуть опустив голову, смотрит прямо на него. Тонкое взаимодействие света и тени создаёт атмосферу безмятежной интимности. Контролируемый источник света, проникающий через окно слева от зрителя, вкупе с тенями помогли объединить композицию, характерную для натурализма ранней фламандской живописи. Исключительная виртуозность художника наиболее ярко проявляется в золотой люстре и выпуклом зеркале на стене, подтверждающих высокую номинацию, данную Яну ван Эйку как «отцу масляной живописи».

В раннем Ренессансе портрет в полный рост был довольно редким явлением, а позже оказал большое влияние на несколько поколений художников. Картина является предметом спора среди учёных и искусствоведов относительно того, кто, зачем и почему заказал эту картину. Личность женщины и мужчины на холсте долгое время оставались загадкой. Подобно многочисленным портретам, написанным ван Эйком, картина служит иллюстрацией растущего богатства и автономии среднего класса во фламандском обществе.

В 1934 году историк Эрвин Панофский выдвинул теорию о том, что на этой картине изображены брачный обет между богатым Арнольфини и его молодой женой. Согласно теории историка о «скрытом символизме», каждый объект в сцене был наполнен иконографическим значением. Ожидалось, что зрители поймут двойной смысл образов, но вместо традиционной символики художник использовал повседневные предметы для иллюстрации определённых значений, основанных на общепринятом знании определённых метафор.

Например, маленькая собачка, была не любимым домашним животным четы, а символом верности, и вполне подходила для того, что историк Панофский считал сценой бракосочетания. Также, по его теории, дополнительные изображения, подтверждающие идею брака, включают в себя одинокую горящую свечу в подвесном канделябре, символизирующую присутствие Бога на этом священном событии, отброшенные башмаки мужчины указывают на то, что это событие происходит на святой земле, в то время как апельсины на сундуке под окном могут означать плодородие. Поскольку для этого события непременно требовались свидетели, то ван Эйк приводит их в этом портрете.

На задней стене комнаты есть небольшое выпуклое зеркало, отражающее спины пары и ещё двух человек, которые, судя по всему, наблюдали за этой церемонией, и, один из которых, носит сложный красный тюрбан. На стене над зеркалом художник написал послание сложным шрифтом, которое гласит: «Ян ван Эйк был здесь в 1434 году». Это, кстати, единственный пример, когда подпись художника присутствовала на самой картине, а не на рамке. Замысловатый красный тюрбан в отражении, наряду с характерной подписью, намекает нам, что в зеркале скорее всего сам ван Эйк.

Поначалу теория историка получила широкое признание, но со временем появились и другие интерпретации, которые пролили свет на тему этой необычной картины. Сцену интерпретировали как объявление о помолвке, а некоторые считали, что она показывает демонстрацию богатства торговца, и даже были кощунственные утверждения, что тема была насмешкой над понятием верности и брака, в некоторой степени основанная на заведомо неверном поведении оригинального Джованни Арнольфини. Позже была выдвинута версия, что картина была посвящена памяти молодой жены Джованни, Констанцы Тренты, которая умерла всего за год до завершения картины. Однако до сих пор загадка этой картины не разгадана. Сегодня она выставлена в Национальной галерее Лондона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: