Сладострастный однолюб
Это была любовь с первого взгляда. Свадьба не была отложена надолго. 18-летняя Изабелла Брандт очаровала Рубенса, который больше не хочет возвращаться в Италию и теперь обязательно останется в Антверпене. Ей 31 год, пишет страстные обнаженные красавицы, томные изгибы спин, золотистые волосы, молочная сияющая кожа, как будто его студию и спальню посещают самые красивые женщины всех стран и классов, делясь самыми сокровенными секретами своих прелестей. Но биографы должны с легким разочарованием признать, что Рубенс сначала терпеливо ждал настоящей любви, а затем был искренне верен Изабелле на протяжении 17 лет их совместной жизни вплоть до ее смерти.
То ли дипломатическая работа помогла ему преодолеть горе и ожить, то ли Рубенс снискал Божью милость мощными картинами, принесшими ему славу, но четыре года спустя он снова влюбится. С первого взгляда. Теперь он знаменит, он рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества — и он женится в середине Великого поста. Хелене Фурман всего 16 лет, и взволнованный Антверпен шепчется о невероятно красивой жене обожаемого художника (1, 2, 3).
Когда 10 лет спустя Хелена, беременная пятым ребенком, стоит у постели умирающего Рубенса, к художнику вызывают священника. Его сопровождают три тысячи жителей Антверпена, которые признаются в любви к живому, веселому, счастливому и удачливому художнику.
Автор.
По возвращении из Италии 32-летний художник почти сразу женился на 18-летней Изабелле Брандт, соседке и родственнице жены его брата. Рубенс на «Автопортрете с Изабеллой Брандт», своей добрачной работе, изображен со своей молодой женой — молодые люди влюблены и счастливы.
С 1611 по 1616 год Рубенс построил роскошный особняк с большим садом, который сразу же стал самым великолепным дворцом в городе и служил резиденцией, галереей и мастерской великого художника. Он вел обычную жизнь: Церковь по утрам, затем уроки живописи, совмещенные с прослушиванием Плутарха или Сенеки (они читали ему) и диктовкой писем, скромная диета, верховая езда и периодические деловые визиты. Художник ненавидел обжорство, пьянство и азартные игры — это было просто пустой тратой времени и здоровья.
У художника был небольшой круг избранных друзей, которые были близки ему в смысле общественных деятелей и государства (мэр, заместитель мэра, ученые). Его отношения со старшим братом Филиппом были очень доверительными. После его смерти в 1611 году он нашел моральную поддержку прежде всего у своей жены.
Родилось трое детей: дочь и два сына. Клара-Серена, родившаяся в 1611 году, умерла в возрасте 12 лет. Его отец возлагал большие надежды на Альберта (1617-1657), а затем на своего второго сына Николаса (1618-1655), но живопись была страстью только для самого Питера Пауля; второй Рубенс не интересовался искусством. После 17 лет счастья Изабелла умерла.
Именно работа спасла Рубенса от отчаяния. Четыре года спустя знаменитый художник, рыцарь и секретарь Тайного совета Ее Величества снова встретил любовь. Хелен Фауэрман, красивой девушке 53-летнего художника, было всего 16 лет. От этого брака родилось пятеро детей. Рубенс не дожил до пятого — он умер 30 мая 1640 года, прожив 62 славных, счастливых и благополучных года, оставив потомкам великолепное и обширное художественное наследие.
Ранние годы
Детство Питера Рубенса прошло сначала в Зигене, а затем в Кельне. Только в 1587 году, после смерти Яна Рубенса, его семье было разрешено вернуться в родной Антверпен.
Рубенс получил общее образование в иезуитском колледже, а затем служил слугой у графини де Лален. Рубенс был художником с самого раннего возраста. Его учителями были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Веен, которые находились под влиянием итальянского Возрождения и которым, особенно последнему, удалось привить молодому художнику любовь ко всему античному.
В 1598 году Рубенс был принят в качестве вольного художника в гильдию Святого Луки в Антверпене, а в 1600 году, следуя старому обычаю голландских живописцев, он отправился в Италию, чтобы завершить свое художественное образование. В 1601 году он прибыл ко двору герцога Мантуи Винченцо Гонзага, у которого оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.
Адам и Ева (картина) — это… Что такое Адам и Ева (картина)?
- Адам и Ева
- Картины с одинаковыми названиями
- Многозначные термины
Wikimedia Foundation. 2010.
- Курдюкова, Лина Ивановна
- Днепровское
Смотреть что такое «Адам и Ева (картина)» в других словарях:
-
Адам и Ева (картина Дюрера) — … Википедия
-
Адам и Ева (значения) — Адам и Ева легендарные первые люди, описаны в книге Бытие. Также это выражение может означать: Водопад Адам и Ева на реке Свирка в Краснодарском крае. «Адам и Ева» пьеса М. А. Булгакова Адам и Ева рок опера «Адам и… … Википедия
-
Адам — У этого термина существуют и другие значения, см. Адам (значения). Адам (ивр. אָדָם) … Википедия
-
АДАМ — (евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены из его ребра: « … Энциклопедия мифологии
-
Поцелуй (картина Климта) — Густав Климт По … Википедия
-
Даная (картина Климта, 1907-1908) — Густав Климт Даная, 1907 1908 Холст … Википедия
-
Даная (картина Климта, 1907—1908) — Густав Климт Даная … Википедия
-
Изображения — «Адам и Ева», картина Дюрера. Изображение объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту. Подобие достигается вследствие физических законов получения изображения (например, оптическое изображение) либо… … Википедия
-
Картинка — «Адам и Ева», картина Дюрера. Изображение объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту. Подобие достигается вследствие физических законов получения изображения (например, оптическое изображение) либо… … Википедия
-
Анисфельд, Борис Измаилович — (р. 1878) русский художник, учился в Одесской рисовальной школе и в Петербургской академии художеств. Получил звание свободного художника за картину «Адам и Ева». Картина А. «Букет» находится в Третьяковской галерее в Москве.… … Большая биографическая энциклопедия
Рубенс — Библейские картины
М. : ООО «ИЭ Русский Мир», 2015. — 240 с.
ISBN 978-5-7793-4642-9
Рубенс. Библейские картины — Содержание
Автопортрет
Адам и Ева
Адам и Ева. Между 1597 и 1600. Фрагмент
Апокалипсис. 1623-1624
Бичевание Христа. 1617
Бичевание Христа. Фрагмент
Благовещение
Благовещение. 1609
Благовещение. Около 1628
Введение Марии во храм
Ветхозаветное жертвоприношение. Около 1626
Вирсавия о купальне. Около 1635
Возвращение Святого семейства из Египта
Воздвижение креста (триптих о соборе Антверпена). 1610-1611
Воздвижение креста
Воздвижение креста
Воздвижение распятого Христа. 1610
Вознесение Богоматери. 1626
Вознесение Девы Марии
Вознесение Девы Марии. 1620-е
Вознесение Девы Марии. Около 1611-1612
Вознесение Марии. 1616-1618
Вознесение Марии. Около 1611/1614
Воскресение Христа. 1611-1612
Воскресение Христа. 1617-1619
Воскресение Христа. Около 1616
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Около 1620
Вручение ключей от чистилища и рая святому Петру. Около 1616
Встреча Авраама и Мелхиседека. 1621
Встреча Авраама и Мелхиседека. Около 1626
Встреча Давида и Авигеи. 1625-1628. Фрагмент
Вход Христа в Иерусалим. 1632
Давид, о6езглавляющий Голиафа. Около 1616
Даниил в яме со львами. 1613-1616
Жертвоприношение Исаака. Около 1621
Избиение младенцев. 1637
Извещение Марии о скорой смерти. 1609-1612
Иоанн Богослов на Патмосе. 1616-1619
Искушение Христа. 1620
Каин убивает Авеля. 1608-1609. Фрагмент
Кесарево — кесарю. Божье — Богу. Около 1612
Коронование Девы Марии
Коронование Марии. Около 1613
Крещение Христа. 1605. Фрагмент
Крещение Христа. 1616-1619
Лот с дочерьми
Лот с дочерьми, покидающие Содам. Около 1613-1615
Лот с семьей, покидающие Содом. 1625
Мадонна с Младенцем в окружении ангелов. 1618
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде (совместно с Яном Брейгелем I). 1620
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде (совместно с Яном Брейгелем I). 1621
Мадонна с Младенцем и святыми Елизаветой и Иоаннам Крестителем. Около 1615
Мадонна с Младенцем и святыми. 1634
Мадонна с Младенцем на троне. Около 1628
Мадонна с Младенцем со святой Елизаветой и маленьким Иоанном. 1600-1608
Мадонна с Младенцем. 1616-1618
Мадонна с Младенцем. 1620-1624
Мадонна с Младенцем. 1625/1628. Фрагмент
Мадонна, поклоняющаяся спящему Младенцу. 1615-1618. Фрагмент
Маленькие Иисус и Иоанн с ангелочками
Маленькие Иисус и Иоанн с двумя ангелами. 1615-1620
Маленькие Христос и Иоанн Креститель. Фрагмент
Моисей с медным змеем. 1610
Мученичество Иоанна Богослова. 1616-1619
Непорочное зачатие. 1628-1629
Несение креста
Несение креста. 1634-1637. Фрагмент
Обращение Паола. 1610-1612
Обрезание Господне. 1605
Обучение Марии. 1630-1635. Фрагмент
Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном. 1614/1615
Оплакивание Христа
Оплакивание Христа. 1602. Фрагмент
Оплакивание Христа. 1614
Оплакивание Христа. Около 1618
Падение ангелов. Около 1619
Падение мятежных ангелов. 1620
Погребение Христа113
Погребение Христа. 1615-1616
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов. 1609/1628-1629
Поклонение волхвов. 1616
Поклонение волхвов. 1618-1619
Поклонение волхвов. 1624. Фрагмент
Поклонение волхвов. 1626-1629
Поклонение пастухов. 1608
Поклонение пастухов. Около 1608
Положение во гроб. Около 1612
Поражение Сеннахирима
Пророк Илия и ангел в пустыне. 1628-1629
Путь на Голгофу
Распятие
Распятие. 1616-1619
Распятие. 1619-1620. Фрагмент
Распятый Христос. 1610-1611
Саломея с головой Иоанна Крестителя. 1616-1619
Самсон и Далила
Самсон и Далила. Около 1610
Святая Троица
Святое семейство под яблоней. Около 1632
Святое семейство с Елизаветой и Иоанном Крестителем. Около 1630
Святое семейство с попугаем. Около 1614
Святое семейство со святой Анной. 1628-1630
Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем
Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоаннам Крестителем. Около 1615
Снятие с креста. 1612-1614
Снятие с креста. 1614-1615
Страшный суд. 1617
Страшный суд. Около 1620
Сусанна и старцы
Сусанна и старцы. 1607-1608. Фрагмент
Сусанна и старцы. 1609-1610
Сусанна и старцы. 1614
Тайная вечеря. 1631-1632219
Три креста. Около 1620
Ужин в Эммаусе. 1638
Христос — Владыка мира
Христос вручает святому Петру ключи от рая. 1613/1615
Христос и грешница
Христос и Мария Магдалина. 1618
Христос на кресте в окружении ангелов, собирающих его кровь
Христос на кресте. 1610. Фрагмент
Христос на кресте. 1612
Христос, умывающий ноги ученикам. 1632
Чистилище. 1634-1636
Эдемский сад с грехопадением (совместно с Янам Брейгелем І). Около 1615. Фрагмент
Экстаз Марии Магдалины. 1619-1620
Юдифь с головой Олоферна. 1620-1622. Фрагмент
Юдифь с головой Олоферна. Около 1616
Личная жизнь
Рубенс делал все возможное, чтобы его личная биография оставалась вне поля зрения общественности. По этой причине мы можем судить об истинных чувствах художника к своим близким родственникам только по его портретам. Его женой была Изабелла Брандт, дочь государственного служащего. От этого брака родилось трое детей: Клара-Серена, Альберт и Николас.
Брак был основан на расчетливых отношениях, хотя молодая девушка окружала Рубенса заботой и вниманием в течение 17 лет. В 1630 году она умерла от сердечного приступа
В возрасте 53 лет он снова женился на 16-летней Хелен Фоуэрмен, которая родила ему пятерых детей, младший из которых родился уже после смерти Рубенса.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
Обладая благородной внешностью банкира и изысканными манерами дипломата, Рубенс обычно изображал на своих картинах обнаженных женщин со сладострастными фигурами.
Рубенс никогда не был приверженцем тщательности. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать свои силы в чем-то другом — в политике. В течение многих лет после утверждения себя в качестве художника Рубенс использовал свою профессию как прикрытие и много работал как дипломат, часто участвуя в мирных переговорах от имени Испанских Нидерландов, своей родной страны.
Свои навыки общения художник приобрел в качестве придворного слуги графини де Лален, которая любила жестокие розыгрыши и игры для своих придворных.
Масштабы поместья, в котором Рубенс жил в расцвете своих творческих сил, были настолько велики, что после его смерти потребовалось целых пять лет, чтобы составить опись имущества.
Во время пребывания в Италии художник был популярен среди итальянских актрис и часто заводил с ними романы. Кроме того, в этот период он часто пользовался услугами проституток.
Любимой моделью Рубенса была его 16-летняя жена, на которой он женился в возрасте 53 лет. На большинстве картин великого художника изображено ее обнаженное тело.
Несмотря на свои радикальные картины, Рубенс был любящим отцом для всех своих детей, которых, кстати, у него было восемь.
Несмотря на трудное и несчастливое детство, художник сумел достичь больших высот и добиться признания. Он был посвящен в рыцари, а также был хорошим другом Марии Медичи и Папы Павла V.
Начало начал
В начале рассказа об этом художнике мы хотели бы упомянуть интересную драматическую историю его отца. У принца Вильгельма I Оранского, организовавшего революцию в Нидерландах, была жена Анна, которую он не любил и о которой забыл на время своей активной политической деятельности. Анна Саксонская родила принцу четверых детей, но их положение было шатким. Как они могли обеспечить хорошую жизнь себе и своим детям, если ее муж потерпит неудачу в политической игре? В конце концов, Анна не была самой красивой невестой до замужества, но она была самой богатой, и теперь ее состояние находилось в руках ее мужа.
Было очевидно, что Уильям польстился на приданое невесты, чтобы на эти деньги совершить революцию. Анна Саксонская хотела забрать у принца Оранского хотя бы часть своего состояния, чтобы иметь, говоря современным языком, подушку безопасности. Именно здесь в дело вступает семья Рубенса, в частности его отец.
Ян Рубенс был адвокатом и был приглашен Анной, чтобы консультировать ее по вопросам, касающимся ее имущества. Как отмечали современники, Ян был известен не только как хороший профессионал, но и как симпатичный мужчина. Это вызвало подозрение, что адвокат искал у Анны Саксонской не просто совета. Также выяснилось, что Анна, которая долгое время не видела своего мужа, неожиданно забеременела. Естественно, подозрение сразу же пало на Яна Рубенса, который был заключен в тюрьму. В этой истории не только жена принца Оранского не была незамужней дамой, но и адвокат был женат.
Жена Рубенса, у которой также было четверо детей, три сына и дочь, не хотела отказываться от помощи мужа. Она попросила о помиловании своего мужа, как и адвокат, отвечавший за его арест, поскольку ему грозила смертная казнь. После некоторого времени, проведенного в тюрьме, Ян Рубенс спас свою жизнь, но был отправлен в изгнание. В этой ссылке Ян стал отцом более позднего художника Петра Павла. Однако остается неясным, была ли у адвоката и принцессы любовная связь.
Возможно, все это было лишь частью политической игры, которую вел герцог Оранский, которому нужно было сохранить деньги своей жены для себя. Вскоре появилась семья Рубенс, которой пришлось заплатить большой залог за свою свободу. После смерти мужа мать Питера Пауля Рубенса смогла вернуться в свой родной город Антверпен, куда она приехала вместе с детьми.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Рубенс, Петер-Пауль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
- Рубенс, П. П. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933
- Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Москва, 1977
- Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press.
- Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press.
- Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585—1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.
При написании этой статьи были использованы материалы из следующих источников: muzei-mira.com, ru.wikipedia.org, artariya.ru, rybens.ru
Римский период
В 1605 году брат Рубенса, ученик гуманиста Липсиуса, получил должность библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании своего брата, летом 1607 года Рубенс был приглашен на Ривьеру для написания портретов генуэзской знати. Там он познакомился с Якопо Серра, генуэзским банкиром, который ссужал деньги Папе Римскому. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на иконостас для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В это же время он работал над жизнеописанием для монастыря Ораторского ордена в Фермо.
Появление заказных работ в Риме, который в то время был Меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу порвать связи с провинциальным двором Мадонны. (Хронические задержки с выплатой зарплаты также сыграли свою роль). В октябре 1608 года он получил письмо от своего брата из Антверпена, в котором сообщалось, что его мать умирает. Он побежал на север, но не нашел ее живой.
ТВОРЧЕСТВО РУБЕНСА
Рубенс никогда не стеснялся подражать своим предшественникам, которые восхищали его, особенно Тициану и Брейгелю. Первое десятилетие его карьеры представляет собой картину тщательного и методичного покорения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры живописи эпохи Возрождения и стал самым разносторонним художником своего времени.
Эта жизненная сила также связана с тяжелыми женскими фигурами, так называемыми «фигурами Рубенса», которые могут отталкивать современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
В 1610-х годах Рубенс разработал новые формы фламандской живописи, особенно жанр сцен охоты, которые проникнуты страстным динамизмом зрелого барокко («Охота на крокодила и бегемота»). В этих работах вихрь композиционного движения взрывает ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
Его мастерство кисти проявляется в многочастных композициях 1620-х годов и в точных, плавных и легких мазках его небольших работ последнего периода.
РУБЕНСОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ
Нигде так не проявляется радостный, жизнерадостный, здоровый дух благотворности Рубенса, как в его картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и должна быть всякая обнаженная натура, но не вульгарные, полезные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его искренней, животворящей радости.
По его мнению, человеческое тело — такое же творение Бога, как и жизнь святого, вплоть до мельчайших деталей, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он всегда писал их с искренней непосредственностью, отражающей его сильные религиозные убеждения. Технически практически невозможно найти недостатки в изображении Рубенсом обнаженной натуры, хотя современный вкус к женской красоте сильно отличался от предпочтений и подходов художника.
Рубенс, возможно, лучше, чем любой другой художник в истории, умел добиваться необычных, тонких оттенков с помощью красного, синего, белого и коричневого цветов, чтобы точно передать цвет плоти.
Блестящий колорист, Рубенс сумел передать тончайшие нюансы текстуры и структуры самого тела. В одном ряду со своим предшественником Тицианом и его преемником Ренуаром, он является непревзойденным художником формы человеческого тела.
Мантуанский период
Герцог поручил ему посетить Рим и изучить итальянских мастеров. После жизни в Мантуе он был направлен с дипломатической миссией в Испанию, где тщательно изучил коллекцию Прадо. Его деликатное обращение при мадридском дворе и с посланником в Мантуе, который был известен своим темпераментом, произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо.
Находясь в Мантуе, Рубенс управлял местной галереей, которую он заполнил портретами придворных красавиц, и написал три большие картины на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Его слава вскоре вышла за пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на тему «Обрезание» для церкви Сант-Амброджо в Генуе.
Судя по копиям, которые Рубенс сделал с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других великих мастеров прошлого века, можно предположить, что в то время он посетил все важные художественные центры Италии, чтобы изучить произведения итальянской живописи эпохи Возрождения.