Отдых на пути в египет картина

Лоррен Клод Картины биография Lorrain Claude

Лоррен Клод (Lorrain Claude)
(1600-1682), французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в городке
Шамань, близ Миркура, Лотарингия. Подлинная фамилия Желле (Gellée). Учился в
Риме (с 1613), где с 1627 жил постоянно; испытал влияние А.Эльсхаймера и
Аннибале Карраччи. Лоррен создал собственный вариант величественного
классицистического “идеального” пейзажа, в котором пространственное единство
достигается за счет тончайшей разработки световоздушной среды, эффекта
рассеянного утреннего или вечернего света, тающего в золотистой дымке (“Изгнание
Агари”, 1668, Старая пинакотека, Мюнхен).

Библейские, мифологические,
пасторальные мотивы в картинах Лоррена подчинены общему элегически-мечтательному настроению, разлитому в
природе, а фигуры почти неизменно имеют характер стаффажа (цикл пейзажей “Аполлон и Кумская Сивилла”, “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” — все 1645-1672, Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Похищение Европы”, 1655, Музей изобразительных искусств, Москва).

Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью
восприятия различных состояний природы, его офорты — виртуозной светотеневой нюансировкой. В отличие от Пуссена, которого ценили интеллектуалы, заказчиками Клода Лоррена
были аристократы. Художник взял за основу распространенную и устраивавшую всех
схему — идиллический пейзаж с бесконечной далью и кулисами, как в театре.

С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он
обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа
— прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи,
внимательно изучая природные мотивы — деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова»
которого находил в естественной среде. Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях
Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и,
наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую,
чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой — оба эти
приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.
Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с
непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX веке.

Картина Клода Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону”.
Этот величественный, пространственный пейзаж — один из лучших образцов пейзажной живописи классицизма. Он тщательно скомпонован, мощные вертикали и горизонтали уравновешивают друг друга, а чередование света и тени помогает взгляду зрителя двигаться вдоль и в глубь композиции.
Клоду Лоррену удалось передать торжественное величие Римской Кампаньи. Колорит, построенный на искусном сочетании оттенков зеленого, синего и коричневого, создает ощущение прозрачности атмосферы. Фигурки людей кажутся почти случайными в этом величественном окружении, они представляют сюжет из классической мифологии, в котором отец Психеи, принося жертву Аполлону, просит его найти мужа для дочери.
Клод Лоррен был французом, но всю свою жизнь провел в Риме. Его пасторальные композиции и поэтическое видение были неизменным источником вдохновения для английских пейзажистов ХVIII-ХIХ столетий.
Увидев воспроизведенный здесь пейзаж, Тернер отметил, что он «превосходит силу имитации в живописи».
Скончался Клод Лоррен 23 ноября 1682 года в Риме. Творчество Клода Лоррена →

Клод ЛорренClaude Lorrain

Французский живописец и гравер. Один из величайших мастеров классического пейзажа.

Клод Лоррен родился 28 мая 1600 года в городе Шамань, Франция. С детства мальчик мечтал стать кондитером. Обучение в школе ему давалось с трудом. И, какое-то время отучившись, бросает учебу, чтобы освоить кондитерское мастерство.

В 1613 году оказался в Риме. Не зная итальянского нанялся слугой в дом художника — пейзажиста Агостино Тасси, который стал его первым учителем. Благодаря ему Клод усвоил некоторые технические приемы и навыки.

С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Через четыре года художник возвратился на родину, где начинает писать архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.

В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых, два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков стали папа Урбан VIII, кардинал Бентивольо.

Через пять лет Клод Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника. Книга хранится в Британском музее, в Лондоне.

Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе, дочери царя Агенора, которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка. Этот миф являлся очень популярным.

Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения: динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.

Последняя работа Лоррена, «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», находящаяся в музее Оксфорда, закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.

Его талантом восхищались римские папы и кардиналы, аристократы и дипломаты, короли и богатейшие купцы. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для него природа являлась образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.

Клод Лоррен умер в Риме 23 ноября 1682 года.

Работы Клода Лоррена

Работы Клода Лоррена

«Морская гавань» (ок. 1636), Лувр «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» «Похищение Европы» «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи — одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; ее описание содержится, в частности, в романе «Бесы».

23.11.1682

Провенанс

Генрих ван Хальмхале скончался в 1676 году и где картины находились последующие сто лет — не установлено. В 1793 году картины значатся в «Указателе великокняжеского собрания картин Гессенских в Касселе» и там они были записаны как серия «Четыре времени суток» с дополнительными названиями «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». Во время Наполеоновских войн Гессен-Кассельское курфюршество было завоёвано французами, основная часть собрания курфюрста была захвачена Наполеоном в Касселе и отправлена в Лувр. Курфюрст Вильгельм I ещё до прибытия французов попытался спрятать часть своей коллекции картин, включая «Времена суток», на отшибе в домике лесника, но они там были обнаружены генералом Лагранжем и отправлены им императрице Жозефине Богарне, находившейся в это время в Майнце. Формально Наполеон подарил их Жозефине, которая увезла полотна в Мальмезонский замок.

В 1812 году итальянский художник Карло Рануччи, посетив Мальмезон, снял со всех картин серии уменьшенные копии, все они в настоящее время находятся в собрании Государственного музея Майнца.

После смерти Жозефины в конце мая 1814 года мальмезонское собрание было унаследовано её детьми Гортензией и Евгением Богарне. Поскольку мальмезонское собрание считалось частной собственностью, то оно после окончательного поражения Наполеона в ходе кампании Ста дней не подлежало реституции и в 1815 году часть картин (общим числом 38), включая «Времена суток», была продана российскому императору Александру I за 940 тысяч франков (непосредственным оформлением сделки и проведением платежей занимался князь П. М. Волконский). Когда гессен-кассельский курфюрст Вильгельм I обратился к Александру I по поводу бывших своих картин, российский император согласился ему их вернуть при условии возмещения всех своих расходов, на что курфюрст резонно заявил, что он не намерен дважды платить за свои собственные картины. Таким образом все приобретённые Александром I картины из Мальмезона поступили в Эрмитаж. В. Ф. Левинсон-Лессинг называет работы Лоррена среди наиболее ценных приобретений из состава Мальмезонской галереи.

М. Б. Пиотровский, оценивая покупку картин Лоррена у наследников Жозефины Богарне, писал: «картины столь нежные, утончённые, что в них, вопреки истории и реальности, видится образ Жозефины — не той, настоящей, а той, которая осталась в памяти потомков, в частности, и в связи с преданиями об Александре в Париже».

Вся серия картин выставляется в Зимнем дворце, в зале 280 (зал Лоррена) — это один из залов Второй запасной половины дворца, перестроенных и оформленных А. П. Брюлловым после пожара 1837 года

Весной 2008 года все четыре картины Лоррена из серии ненадолго вернулись в Кассель, где находились на выставке «König Lustik?! Жером Бонапарт и образцовое государство Королевство Вестфалия».

Рекомендации

  • Блант, Энтони, Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700 гг., 2-е изд. 1957, Пингвин
  • Кларк, Кеннет, Пейзаж в искусство, 1949, ссылки на страницу: Penguin ed. 1961 г.
  • Фрай, Роджер, Видение и Дизайн, Издание 1981 г. (первоначально 1920 г.), Oxford University Press, ISBN 019281317X
  • Китсон, Майкл (1969), Искусство Клода Лоррена (каталог выставки), 1969 г., Совет по делам искусств Великобритании
  • Соннабенд, Мартин и Уайтли, Джон, с Рюмелином, Кристианом. 2011 г. Клод Лоррен: Очарованный пейзаж. Фарнем: Лунд Хамфрис; совместно с Эшмоловским музеем в Оксфорде.
  • Штейн, Перрин, Французские рисунки: от Клуэ до Сёра (каталог выставки), 2005, British Museum Press, ISBN 
  • Вино, Хамфри (1994), Клод: Поэтический пейзаж (каталог выставки), 1994, ООО «Национальная галерея», ISBN 
  • Вино, Хамфри (2001), каталоги Национальной галереи (новая серия): Французская живопись семнадцатого века, 2001, ООО «Национальная галерея», ISBN 185709283X
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Клод Лотарингский». Британская энциклопедия. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.

КЛОД ЛОРРЕН, пейзажист, оказавший влияние на Уильяма Тёрнера.

«Он (Клод Лоррен) умел не только мыслить, но и восприниматьпрекрасное, в душе же его всякий раз рождался мир, редко встречающийся в действительной жизни. Его картины проникнуты высшей правдой, но правдоподобия в них нет.Клод Лоррен до мельчайших подробностей изучил и знал реальный мир, однако это знание было для него лишь средством выражения прекрасного мира своей души.Подлинно идеальное и состоит в уменье так использовать реальные средства, чтобы сотворенная художником правда создавала иллюзию действительно существующего» — Иоганн Вольфганг фон Гёте

Клод Лорре́н (фр. Claude Lorrain; настоящая фамилия — Желле или Желе (Gellée, Gelée); 1600 год, Шамань (фр.), Лотарингия — 23 ноября 1682 года, Рим) — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Он родился в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра по дереву во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—1614 годах отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 годы Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников Пауля Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—1627), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. (Сведения из Википедии).

Клод-Лоррен. РИМСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1639. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

И раз уж я сделала заявление о влиянии Лоррена на творчество Уильяма Тёрнера. О нем, влиянии, прочла у Питера Акройда в книге «ТЁРНЕР». Картина «Отплытие царицы Савской» кисти Клода Лоррена настолько понравилась Тёрнеру, что с тех пор, как увидел ее, Тёрнер ставил автора этого шедевра превыше всех художников.

Сlaude Lorrain. Отплытие царицы Савской. 1648

Клод-Лоррен. Пейзаж со свадьбой Исаака и Ревекки. 1648 (?)

Клод-Лоррен. «Морской пейзаж с Аполлоном и Меркурием», 1642 Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Клод-Лоррен. Отплытие святой Паолы Римской

Клод Лоррен. Порт на закате. 1639

Думаю, что работы Лоррена оказали влияние не только на Тёрнера, но и на все развитие европейского пейзажа, а если вспомнить, чито работы Лоррена покупались и американцами, возможно и на некоторых американских художников. Покопаемся еще и в этом, но позднее. Сейчас продолжим смотреть пейзажи Лоррена.

Клод-Лоррен. Итальянский прибрежный пейзаж. 1642

Клод-Лоррен. 1646 год

Claude Lorrain. Juno Confiding Io to the Care of Argus, 1660

Клод-Лоррен. «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж

Клод-Лоррен. «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж

Клод-Лоррен. «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж

Claude_Lorrain. Die Verstoßung der Hagar. (1668)

Клод-Лоррен. «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея

Клод-Лоррен. «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж

Claude_Lorrain. Paysage avec le voyage de Jacob. (1677)

Последняя работа Клода Лоррена считается безусловным шедевром:

Клод-Лоррен..«Асканий, охотящийся на оленя Сильвины». 1682. (Музей Эшмола, Оксфорд)

«Книга истины» Освобождение св. Петра.

Жизнь ВЕЛИКОГО ПЕЙЗАЖИСТА 17 века Клод Лоррен закончилась в Риме в 1682 году.

Литература

  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). 2-е изд., испр. и доп.. — Л.: Искусство, 1986. — 426 с.
  • Пиотровский М. Б. Эрмитаж. — М.: Слово / Slovo, 2003. — 616 с. — ISBN 5-85050-673-X.
  • Государственный Эрмитаж. Французская живопись XV—XVII веков: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2018. — 496 с. — ISBN 978-5-93572-811-3.
  • По Эрмитажу без экскурсовода. — Л.: Аврора, 1972. — 208 с.
  • Liber Veritatis; or A Collection of prints, after original designs of Claude Lorrain; in the collection of his Grace Duke of Devonshire. Executed by Richard Earlom in the manner and taste of the drawings. — London: Published by messrs Boydell and Co Cheapside, 1777. — Vol. 2.
  • Claude Lorrain: The Paintings. — New Haven: Yale University Press, 1961. — Vol. 1.

Клод Лоррен. Известные пейзажи. — Artrue

Краткая биография

Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. С 1619 по 1624 продолжает обучение в Неаполе у мастера городского пейзажа Готтфрида Вальса, затем на два года уезжает во Францию. В 1634 его принимают в члены римской Академии, и вскоре он становится ведущим художником-пейзажистом. В своих произведениях ориентируется на идиллические пейзажи Аннибале Карраччи и живущих в Риме голландских художников. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Однако в противовес его манере изображения героических пейзажей Лоррен разрабатывает собственный лирико-реалистический стиль. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.

Утро, Клод Лоррен, 1666

Картину Клода Лоррена «Утро» можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен. Лоррен, своим возвышенным пейзажем поэтизирует Библейский сюжет — встречу пасущего стадо овец Иакова и дочерей Лавана, встречу, которая стала началом его долгой любви к Рахили.

Ассоциация пробуждающейся от сна природы с зарождающимся между юными сердцами чувством – вот что наиболее занимает мысли художника, и именно об этом его живописное повествование. Лоррен целиком и полностью поглощён воспеванием одухотворённого и величественного, идиллически-мирного пейзажа, только лишь изображение фигур на картине он доверяет своему единомышленнику Филиппе Лаури. Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание. Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом.

Историческая справка

Клод много раз изображал Бегство в Египет, особенно в своих ранних работах. Он никогда не писал ничего, кроме пейзажей, но создавал их с таким мастерством, что поднял жанр на новую высоту. Его поэтическое видение природы было так высоко оценено его богатыми покровителями семнадцатого века, что помогло утвердить пейзажную живопись как самостоятельный жанр, точно так же, как религиозные и исторические картины.

Получение

Как часть коллекции Клоуза, «Бегство в Египет» демонстрировалось в IMA в течение десятилетий, прежде чем было официально передано в дар в 2003 году. С этого момента она стала частью постоянной коллекции и получила инвентарный номер 2003.171. В настоящее время он висит в галерее Fortune Уильяма Л. и Джейн Х.

Клод Лоррен «Полдень»(«Отдых на пути в Египет»)

Иконоподобные изображения нередко используются и в юмористических целях, отчего также откладываются в голове и, в особо удачных случаях, начинают своеобразно ассоциироваться с религиозной тематикой.

Ещё одно изображение ангела. Здесь он уже не является не живым существом, а некоей бесплотной сущностью, что создаёт ещё более крепкие ассоциации с мистикой религии.

Очередное изображение художественного персонажа в образе святого. В наше время у всех людей свои идолы.

На картине вместе с пророком и Божьей Матерью изображён ангел. Черты его вполне человеческие, и отличают его лишь белые одеяния и небольшие крылья, однако мне в голову, обычно, приходит более фэнтезийный облик.

В современной культуре роль религии постепенно уменьшается, от чего искажение ликов святых, за которыми закреплён определённый образ, перестало резко осуждаться обществом. Поэтому подобные изображения встречаются довольно часто. Впрочем, в святом писании не описывается внешний облик пророка, а потому каждое его изображение имеет своё место.

Орацио Джентилески относится к числу мастеров, чье творчество ознаменовало одно из направлений итальянского караваджизма. Мастер родился в Пизе, его становление как художника было связано с флорентийской школой.

1590-х Джентилески переехал в Рим и, сблизившись с Караваджо, стал одним из его помощников. Он оказался одним из самых одаренных мастеров среди окружения Караваджо и, несмотря на его огромное влияние, разработал собственную манеру живописи, проявив творческую самобытность.

Идущий от горизонта свет

заходящего солнца освещает передний план, на котором изображена сцена прощания Святой Паулы с детьми перед отъездом в Святую землю.

Зеленые воды залива у горизонта ловят лучи заходящего солнца и растворяются на границе моря и неба. Все пространство полотна залито удивительным золотым светом. Картина вызывает ощущение умиротворения и спокойствия.

Клод Лоррен | Artifex.ru

Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600-1682) – французский живописец, мастер классического пейзажа. Но его картины выходили за рамки академизма, они оживлялись светом, проработанным до такой степени, что каждый листик и травинка на полотнах становились такими же настоящими, как и зелень реального мира.

Творчество Лоррена завораживает, успокаивает и погружает в особую атмосферу, где настоящее встречается с прошлым, а понятие времени постепенно совсем исчезает. Так происходит, должно быть, потому что сюжеты картин зачастую литературные, они не привязаны к истории, датам и лишены сухой конкретики. Исторические сюжеты, конечно, тоже брались за основу, но они терялись в красоте ландшафта.

Клод Лоррен родился в крестьянской семье, и ему предстоял долгий путь совершенствования навыков. Художнику довелось работать над очень разными произведениями: одни из них действительно помогали развивать талант, а другие больше походили на рутинную работу. Лоррен был гравёром, обучался архитектуре и перспективе, выполнял декор свода церкви, работал над «пейзажными фресками», успешно попробовал себя в качестве офортиста (офорт – разновидность гравюры на металле — прим. ред.).

Но усерднее всего он изучал искусство и секреты пейзажной живописи. Часто «главными героями» работ Лоррена были морские порты, залитые лучами солнца. «Прибытие Клеопатры в Тарс» (1642) – картина, очевидно, рассказывающая о прибытии царицы Клеопатры в город Тарс. Но зритель, увидевший полотно, вправе усомниться в том, что в этой работе исторический сюжет важнее пейзажа.

Солнце на картине напоминает золото, небо восхищает разнообразием оттенков, а архитектура выглядит точёной, величественной и грандиозной. Что касается людей, то они, скорее, как интерьер на полотнах других художников, лишь дополняют композицию. Балом правит пейзаж, наполненный воздухом и светом.

Невероятно тонкая работа – «Утро» (1666). Она трогает до глубины души, как это происходит тогда, когда наблюдаешь живую природу и осознаёшь, насколько она прекрасна и совершенна. В данном случае эти чувства испытываешь, глядя на полотно. И это уже не только восхищение природой – это восхищение миром в проекции Лоррена и талантом художника.

Не удивительно, что у живописца уже при жизни было много почитателей. Среди его заказчиков были даже испанский король Филипп IV и папа Урбан VIII.

Пейзаж с Товием и ангелом (Вечер)

На картине изображён речной пейзаж в лучах заходящего солнца. На переднем плане немного левее центра изображён Товия, борющийся с рыбой, за ним наблюдают ангел и собака. На среднем плане показана река, через неё перекинут арочный каменный мост, по противоположному берегу от моста отходит стадо с пастухом. Справа на дальнем берегу расположена группа деревьев, отбрасывающая на реку густую тень, из тени на свет по реке выплывает лодка с двумя рыбаками. Вдали слева на фоне холмов расположены несколько античных храмовых построек. Холмы полого спускаются к морю, образующему линию горизонта, на морской глади заметно несколько лодок. С тыльной стороны картины сепией нанесены цифры 3422, соответствующие номеру картины по эрмитажной описи 1859 года.

Картина иллюстрирует ветхозаветный эпизод, описанный в Книге Товита: «А путники вечером пришли к реке Тигру и остановились там на ночь. Юноша пошел помыться, но из реки показалась рыба и хотела поглотить юношу. Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю. И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их. Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел».

Картина была заказана Лоррену Генрихом ван Хальмхале в 1662 году через посредство своего агента в Риме Корнелиса де Валя. Марсель Рётлисбергерruen цитирует письмо де Валя от 9 июля 1663 года одному из своих покровителей Антонио Руффо из Мессины, где он упоминает что Лоррен «всё ещё пишет картину для своего патрона во Фландрии, которая была заказана в апреле прошлого года». Там же де Валь указывает размер картины «tela unperatore» (что соответствует около 134 см в ширину) и называет её цену — 50 дублонов (1000 лир). Всего в 1663 году Лоррен выполнил для этого посредника три работы, из них «Пейзаж с Товием и ангелом» единственный близко соответствует размерам, указанным в письме де Валя.

В дневнике Лоррена «Liber Veritatis» «Пейзажу со сценой отдыха на пути в Египет» соответствует рисунок № 160. Там же под № 158 имеется другой рисунок, с аналогичной композицией, но более вытянутый по горизонтали. Эта запись относится к тому же 1663 году и там Лоррен указал, что этот вариант картины был написан по заказу князя Колонна (современное местонахождение картины неизвестно).

Сохранилось два подготовительных рисунка Лоррена к картине. Один из них, подписной с авторской датой 1663 год, находится в Государственном графическом собрании в Мюнхене (24,8 × 34,1 см, инвентарный № 3.185); другой, без подписи и даты, — в Британском музее (20,3 × 32,1 см, инвентарный № Oo,6.133, датируется около 1660—1663 годов) — на лондонском рисунке Товий и ангел изображены в пути, до сюжетного момента с рыбой.

Картина выставляется в зале 280 (Зал Лоррена) Зимнего дворца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: