Кузьма петров-водкин: «петроградская мадонна»

Кузьма петров-водкин: «петроградская мадонна» - независимая окружная газета

Завтрак на солнечной веранде

Картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На картине изображено радостное солнечное утро на даче.

На деревянном столике стоит граненый чайник, в котором отражается кот, а слева выглядывает собака, возможно, смотрящая на хозяина. Невидимый герой картины только что пил чай из стакана, положил ложку на блюдце, на завтрак приготовлены яйца. В маленькой вазочке стоит букет свежих полевых цветов. Все пространство залито светом. Здесь зарисована сценка из жизни. Полотно объемно; кажется, что можно войти в него, погладить пса, попить янтарный чай.

Смерть

В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.

Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.

Могила Кузьмы Петрова-Водкина

Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.

Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.

Художник и мыслитель

В 1928 году здоровье Кузьмы Сергеевича ухудшилось и он по совету врачей почти бросил писать картины. Художник переезжает жить в Детское село. Иногда берётся за кисть, но чаще занимается писательством.

Мастера не стало 15 февраля 1939 года. В память о нем его друг, тоже художник, Павел Кузнецов написал: «Это был мастер, преданный своему делу, пламенный, прямолинейный, глубокий. Будучи связан с ним ещё с детских лет, я с чувством уважения отмечаю, что он эти черты пронёс через всю жизнь свою и через всё искусство своё. Со школьных лет К. С. всегда искал новых изобразительных путей, много думал над вещами, прежде чем написать их. Он подвергал свои работы тщательному анализу, будучи от природы не только художником, но и мыслителем».

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Наталия Гончарова написала пять павлинов в разных стилях

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (683)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (564)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (698)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (644)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (1112)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (589)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (538)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (676)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (899)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (588)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Начало новой жизни

Вместе с мужем Веспуччи Симонета переехала в его родной город – Флоренцию, в честь их прибытия даже был организован шикарный пир в королевском дворце.

Смотреть галерею

По словам современников, Веспуччи Симонетта обладала кротким и милым характером, была совершенно не скандальной личностью и никогда не давала своему мужу поводов для ревности. Ей даже удалось избежать такого распространенного во все времена явления, как зависть придворных дам. Милый и обаятельный характер Симонетты просто не давал им поводов злиться на нее. Это, в принципе было довольно странно, так как все знатные мужчины того времени просто сходили с ума от неимоверной красоты девушки.

«1918 год в Петрограде» Петрова-Водкина — История одного шедевра

Сюжет

В центре композиции — юная женщина с младенцем на руках. Лицо её спокойно, смиренно, вместе с тем исполнено воли и силы. Она защищает ребенка, мирно спящего на ее груди.

Петров-Водкин представил женщину в очевидном образе Богоматери. Выражение лица и сами его черты, поза, одежда — все отсылает к иконописным традициям. Героиня — это не только каждая женщина в России, охваченной хаосом войн.

Она еще и олицетворение защитницы, покровительницы, непрекращающегося начала.

По мысли Петрова-Водкина, пока есть материнство как явление жизнь будет продолжаться, наполняя смыслом, пусть и призрачным, происходящие в мире события.

Антитезой теплому, спасительному образу дан город, который мы видим за спиной женщины. Холодная синяя громада, широкие улицы, отчуждение, очереди, люди, снующие в поисках еды. Все это в своей суетности теряет смысл на фоне символа вечной жизни.

Судьба автора

Петров-Водкин в искусство пришел через иконопись. Он начал работать в этой технике в родном Хвалынске (Саратовская губерния) и пронес тягу к ней через все творчество.

Этому способствовало и то, что в начале XX века был бум на иконы — тогда раскрывались ее художественные достоинства. Ранее многие из образцов были неизвестны широкому зрителю.

Расчистка от позднейших наслоений, начавшаяся в это время, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения.

«Богоматерь Умиление злых сердец», 1914−1915

Несколько раз побывав в Европе и изучив работы мастеров, Петров-Водкин был вдохновлен ими, особенно итальянским Возрождением. Строгость формы, сильная колористика — все это найдет свое место в авангардном творчестве художника.

Будучи учеником Серова, Петров-Водкин стал одним из первых символистов в русской живописи. Над каждой фигурой он работал часами, добиваясь совершенства. С 1910-х годов он от аллегорических произведений перешел к монументально-декоративным.

«Купание красного коня», 1912

До того, как государство начало контролировать искусство, Петров-Водкин был участником различных объединений.

Когда же ситуация переменилась и стало невозможно творить свободно, Петров-Водкин сумел адаптироваться — он занялся реорганизацией системы художественного образования в стране.

Дошло даже до того, что в 1932 году он был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

Рождение музы

Симонетта Веспуччи, биография которой ярка и многогранна, интересует поклонников искусства и в наши дни.

Смотреть галерею Ставшая музой для великих художников, эта девушка навеки вошла в историю эпохи Ренессанса. Родившаяся в середине 15 века красавица уже в возрасте шестнадцати лет была отдана замуж за родственника знаменитого первооткрывателя Америго Веспуччи – Марко. Так, урожденную Симонетту Каттанео стали именовать Веспуччи Симонетта. Исторические хроники гласят, что до своего замужества будущая муза многих итальянских художников повидала много горя. Вместе со своей семьей она пребывала в изгнании, но после замужества жизнь девушки изменилась.

Скоропостижная смерть

Юная красавица не прожила долго после проведенного турнира. Симонетта Веспуччи, причина смерти которой была в заражении чахоткой, ушла из жизни совсем молодой. Красавица покинула мир в возрасте двадцати трех лет. Странным совпадением стало то, что именно в тот самый день, 26 апреля, ровно через год после смерти Симонетты, был убит и ее воздыхатель – прекрасный Джулиано.

О глубочайшей заботе о здоровье девушки со стороны знати свидетельствует и переписка ее свекра с Лоренцо Великолепным. Последний очень переживал о состоянии ее здоровья. Веспуччи Симонетта была под наблюдением посланного Лоренцо врача, одного из самых лучших на то время. Однако даже именитый эскулап не смог вытянуть девушку из смертельных оков.

Не меньше толков ходило и вокруг похорон красавицы. Симонетта Веспуччи, причина смерти которой была известна всем, от дома до склепа была пронесена в открытом гробу. При этом, невзирая на то что ее смерть наступила от чахотки, даже посмертно она поражала всех своей красотой. При виде ее многие вспоминали высказывание великого Петрарки: «Прекрасна смерть на лике сем прекрасном…».

Веспуччи Симонетта похоронена в семейной капелле во Флоренции, ее муж, женившись во второй раз, назвал сына именем ярого поклонника своей жены – Джулиано.

Вечная жизнь в великих полотнах

Не смотря на столь ранний уход из жизни, она успела оставить яркие воспоминания о себе. Чего только стоит творения Боттичелли – Симонетта Веспуччи стала его музой на долгие годы.

Знаменитый художник был вхож в дом Веспуччи, поговаривают, что с того момента, когда художник впервые увидел Симонетту, все Венеры и Мадонны, написанные кистью великого художника, имели ее лицо. При этом следует отметить, что Веспуччи Симонетта никогда не позировала Ботичелли. Все картины он писал по памяти, многие из них появились уже после смерти красавицы. Именно ее лицо навсегда запечатлелось в памяти гения, став воплощением идеальной красоты. Весьма странен тот факт, что в истории не сохранился ни один портрет Симонетты Веспуччи, написанный с натуры.

Неизвестно и то, существовал ли он вообще. Весьма удивительное обстоятельство, учитывая то, что непревзойденная красота Симонетты так привлекала взгляды современников. С девушкой связывают некоторые полотна, однако появились они уже спустя годы после ее смерти и несомненно несут на себя идеализирующую фантазию авторов. Например, на полотне Пьеро де Козимо она изображена ее в облике Клеопатры. Спорным является и картина «Портрет молодой женщины». Одни искусствоведы считают его творением Ботичелли, другие приписывают авторство Якопо дель Селлайо. Полотно, чем-то схожее с описанной ранее «Клеопатрой, претендует быть портретом Симонетты, однако этот факт совершенно ничем не подтвержден.

Симонетта и Джулиано в картинах Сандро Боттичелли

В одиночестве со своей тоской Сандро Боттичелли осталось заниматься любимым делом. Теперь на его картинах жила только Симонетта с её загадочной и печальной улыбкой и золотыми волосами. Целых 15 лет после болезни Симонетты Веспуччи и её смерти Сандро не писал других женщин. На его картинах практически все женщины походили на его любовь.

Перешагивая через боль и страдания, Сандро писал облик той Симонетты, которую он видел и любил. Поэтому в очередной картине она предстаёт не всегда похожей на ту, какой была прежде. Сравнивать форму носа или изгиб бровей, по крайней мере, не этично, это не фото Симонетты Веспуччи, да и потому, что известна дата написания картины, которая говорит, что на тот момент её уже не было. Это не портрет с натуры, это портрет из его души.

Боттичелли рисует два портрета Джулиано. Один был написан при его жизни. Последний портрет Боттичелли рисует по просьбе его брата, сразу же после смерти Джулиано. Просьба была связана с тем, что лицо молодого красавца было изуродовано нападавшими, и посмертную маску снять было невозможно. Боттичелли рисует портрет. Мы видим на нем голубя, сухое дерево и открытую дверь, что говорит о том, что этот человек умер.

Картину «Весна» Сандро Боттичелли написал в 1482 году. Именно эта картина стоила ему немало сил. Он похудел, осунулся, выглядел уставшим и опустошённым. Наверное, при написании картины он вспоминал Симонетту, Джулиано, светлое и чудесное время, джосту, торжество жизни. На картине изображено 6 женщин. Все они в какой-то мере напоминают по облику юную Симонетту – белокурые, с практически с одинаковыми фигурами. На картине в роли Меркурия изображён Джулиано Медичи. В этом не сомневается никто.

Величайшее творение Боттичелли – «Рождение Венеры». В картине художник изобразил Афродиту, дочь Урана, которая рождена без матери из моря. Картина написана по мотивам произведений Вергилия и Полициано. Образ Венеры, как считают большинство исследователей, – это образ Симонетты.

Картина «Венера и Марс» – это гимн любви, где в образе прекрасных античных Богов изображены двое влюблённых – Джулиано и Симонетта. Она была написана 1483 году и наделена покоем, радостью и в то же время щемящей грустью и, даже можно сказать, светлой тоской. Пленит красота молодых и красивых людей, их беззаботность. Это действительно шедевр. Вся картина пропитана чистотой и светом.

Юной красавице посвятили много произведений её современники. Её писал Леонардо да Винчи, Ф. Липпи и многие другие художники флорентийской школы эпохи Возрождения. Нашли своё отражение образ и жизнь прекрасной Симонетты Веспуччи в исторических романах, которые написаны в позднее время, они не оставляют равнодушными людей и в наши дни.

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.


Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Фото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Новые герои вместо старых

План монументальной пропаганды обычно называют ленинским, поскольку идея его создания приписывается В.И. Ленину. Оформление плана началось декретом СНК «О памятниках республики», опубликованным 14 апреля 1918 г. Декрет требовал «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции»1. Позже был создан список лиц, признанных достойными увековечивания Советской властью (более 60 имен — революционных деятелей, ученых, писателей, поэтов). Декрет предписывал также снятие старых памятников, поставленных «в честь царей и их слуг», с оговоркой: если они не представляли «интереса ни с исторической, ни с художественной стороны». Работой по снятию и установке памятников в Петрограде занималась комиссия, которую возглавлял нарком просвещения А.В. Луначарский. Всего в 1918-1920 гг. установили примерно 20 памятников, среди них были не только исторические лица, но и символические фигуры: «Красноармеец», «Освобожденный труд», «Великому Металлисту»2. Художественные достоинства памятников различались, поскольку в создании их принимали участие как знаменитые, так и начинающие скульпторы, нередко приверженцы авангардных течений. Комиссия Луначарского либерально подходила к отбору эскизов, художники могли пользоваться любыми выразительными средствами, а за каждый принятый проект скульпторы получали 600 руб.3

Лассаль продержался до 1937 года

Бюст германского политика и философа Лассаля, выполненный скульптором В.А. Синайским из гипса, был установлен на Невском проспекте перед башней Городской думы в октябре 1918 г. и являлся вторым после бюста Радищева советским памятником в Петрограде7. Из всех временных памятников 1918-1919 гг. этот монумент считался самым выразительным, поэтому решено было повторить его в граните.

Летом 1923 г. c Академией художеств был заключен договор на сумму 1200 руб. золотом на изготовление пьедестала и фундамента памятника. В качестве материала использовали гранитный постамент, приготовленный до революции для памятника Александру II в Михайловском саду. Из камня предстояло изготовить пьедесталы памятников Лассалю и Плеханову. Скульптор Синайский должен был воспроизвести в граните бюст Лассаля своей работы, за это он получал 1800 руб. золотом8.

Памятник намечали установить в сквере на площади Лассаля (ранее — Михайловская, ныне — площадь Искусств). Была созвана комиссия, которая должна была определить точное место для памятника. Открытие памятника планировали провести в день празднования Октябрьской революции, но установка задерживалась, поскольку решение о месте установки было принято поздно. В итоге памятник установили на прежнем месте, у лестницы Городской думы 5 декабря 1923 г. Бюст простоял на Невском проспекте до 1937 г., когда был подвергнут критике и демонтирован. Лассаль попал в немилость как носитель некоммунистической, социал-демократической идеологии, выступавший за легальные методы борьбы пролетариата. Бюст сейчас находится в фонде Русского музея.

К. С. Петров-Водкин 1918 год в Петрограде 1920

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939) начинал свой творческий путь в сложнейших социальных условиях первых десятилетий XX века.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию художник воспринял как долгожданное и необходимое событие. Одним из первых в советской живописи он создал произведения, утверждающие высокий гуманистический смысл революции. Такова картина «1918 год в Петрограде». Перед нами, на первый взгляд, вполне конкретная бытовая сцена. На балконе каменного дома стоит молодая петроградская работница, заботливо охраняющая сон спящего у нее на руках ребенка. За ее спиной — улицы Петрограда. Мрачно зияют разбитые окна домов. На стенах расклеены декреты и воззвания. Конечно, суть картины не в бытовых сюжетных деталях. Беспорядочным тревожным ритмом движения маленьких фигурок на улице противопоставлены ясность, величавость, спокойствие силуэта матери. Удивительная женственность, нежность в том, как она бережно прижимает к своей груди сына, поддерживает его слабую руку. Мудрая доброта и надежда светятся в ее грустном взоре. Облик матери, несколько условный,— в центре внимания живописца. Фигура ее трактована обобщенно, плоскостно, лик иконописен, очищен от всего случайного. Это идеальный образ того простого, прекрасного и доброго, нетленного начала человечности, ради победы которого, по убеждению художника, идет бой на всей Земле. Молодая мать, точно Мадонна, освящает суровую жизнь петроградских улиц, олицетворяя собой веру художника в будущее Советской России. Имя народного художника СССР, Героя Социалистического Труда Александра Александровича Дейнеки широко известно. Одна из характернейших черт его творчества — обостренное чувство современности. Не случайно А. А. Дейнека был одним из организаторов «Общества художников-станковистов» (1925), которое ставило своей целью отражение типических явлений советской действительности. Ощущение сопричастности ко всему новому, являющемуся неотъемлемой частью социалистической эпохи, не покидало Дейнеку на протяжении всего его творческого пути — и в годы мирного строительства, и в тяжелую годину Великой Отечественной войны. Одним из первых А. А. Дейнека отразил героическую атмосферу военных будней. Скупыми выразительными средствами передает А. А. Дейнека в пейзаже «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» суровый, мужественный облик военной столицы. Снежные сугробы с противотанковыми ежами и надолбами, дома со следами разрушения, одинокий деревянный столб да мчащаяся фронтовая полуторка с развевающимся на ветру брезентом и хмурое небо — вот в сущности и все, что Изображено на картине. Цветовое решение, с его суровыми, приглушенными тонами, также является активным эмоциональным элементом пейзажа. Перед зрителем возникает образ столицы 1941 года, молчаливой, пустынной, но живой, железом ощетинившейся навстречу врагу. Это сражающийся город, город-боец.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: