10 работ альбрехта дюрера, которые нужно знать

Автопортрет в перчатках - frwiki.wiki

Портреты: как Дюрер видел личность художника

Дюрера интересовала личность художника: он хотел показать, что они — творцы, и в то же время простые люди. Разберемся, как Дюрер рисовал свои автопортреты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1493

В этой части мы говорим о портретах и автопортретах Дюрера. Художник на протяжении всего творчества изображал самого себя. Попробуем понять, зачем Дюрер это делал, на примере раннего автопортрета 1493 года.

Дюрер писал автопортреты не ради самолюбования. Как художника Ренессанса его интересовал человек, личность — в первую очередь личность художника. Он был сам для себя удобным объектом для исследования: модель всегда под рукой, можно писать в любое время.

Автопортрет 1493 года — продолжение разговора художника о себе. Художник написан в три четверти, по пояс — в духе Ренессанса. На нем модный красивый наряд с окантовкой, головной убор. Волосы распущены, в руках цветок чертополоха. Фон темный, без пейзажа и интерьера, как на всех голландских и немецких портретах 15 века.

Вероятно, этот автопортрет — обручальный подарок. Во времена Дюрера женихи часто заказывали художникам свои портреты, чтобы преподнести семье невесты. Образ Дюрера на автопортрете — привлекательного, мечтательного молодого человека — соответствует традициям таких портретов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1498

Теперь перед нами Автопортрет 1498 года. Посмотрим, как в нем отразились перемены в жизни и мировоззрении художника.

В автопортрете появился пейзаж. Он написан по возвращении из Венеции

Дюрер следует венецианской традиции, в которой пейзаж в портрете играет важное значение: природа и человек существуют вместе, и человек — такой же сложный мир, созданный Богом.

Дюрер подчеркивает свой статус. На нем эффектный наряд по итальянской моде, на руках перчатки — щегольская деталь. Дюрер делает акцент на том, что художник обладает высоким статусом. Это итальянский взгляд на вещи: в Германии художники по-прежнему ремесленники.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 28 лет, 1500

Мы добрались до самого знаменитого автопортрета Дюрера, написанного в 28 лет — известного также как «Автопортрет в шубе». В нем художник соединил свой образ с образом Христа.

Как этого добился Дюрер

Изобразил себя фронтально. В то время портреты в основном были трехчетвертными, а лицом к зрителю располагались только молитвенные образы на иконах.

Рука придерживает воротник шубы — длинные пальцы напоминают жест благословения Христа на алтарных картинах.

Изменил пропорции лица — сделал его более симметричным: лоб увеличен, глаза смотрят прямо, хотя в жизни слегка косили. Создав идеальный вариант себя, Дюрер также приблизил автопортрет к божественному образу.

Изобразил золотые волосы на темном фоне — они заменяют золотой фон на алтарных образах, который символизирует царство небесное, Божественный мир.

Отсылка к традиционной иконографии не отменяет того, что перед нами человек. На нем скромная шуба, простая сорочка, из волос выбился чубчик. Дюрер в первую очередь хочет сказать, что художник — тоже творец, который создает новый мир.

Альбрехт Дюрер. Портрет матери художника, 1514

Альбрехт Дюрер. Отец Альбрехта Дюрера, 1497

Завершим эту часть портретом отца Дюрера, написанном в 1497 году. Этой работой Дюрер будто прокладывает мостик к портретам эпохи барокко.

Дюрер не приукрашивает образ отца. На нем простая одежда, подбитая мехом, черная шапка, которую носили ремесленники. Отец выглядит усталым, пожилым — Дюрер не скрывает его морщины, щетину на подбородке.

Образ все равно остается привлекательным. Мы видим умный, глубокий взгляд, выразительное лицо. Художник изображает отца, которого хорошо знает, и передает глубину его характера.

Дюрер уже в конце 15 века пишет внешность реалистично, не приукрашивая. Вместе с тем, он передает характер модели, внутренние качества человека. Это переносит нас в 17 век — эпоху Рембрандта и Халса, которые довели психологический портрет до совершенства.

Биография

Юность

Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.

1486 Портрет Альбрехта Дюрера старшего

Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.

По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.

В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.

1495 Моя Агнесса

Италия

В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.

1496 Мадонна под аркой

 В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.

1506 Христос среди книжников

Покровительство Максимилиана I

По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.

В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.

В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.

1519 Император Максимилиан I

Поездка в Нидерланды

В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.

1521 Портрет Бернарда фон Ризена

Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.

В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.

Индивидуальные доказательства

  1. Генри Ф., В: ежемесячные отчеты общества истории и древности Померании 41, 1927, стр. 95 f.
  2. Федя Анзелевский: Альбрехт Дюрер. Живописная работа. Переиздать. Textband, Vol. 1, p. 117.
  3. Йерун Штумпель и Джолейн ван Крегтен . 2002, JSTOR : .
  4. Герд Унверфетерн (Ред.): Вещи Дюрера . Коллекция произведений искусства Геттингенского университета, 1997, стр.88 .
  5. Беккет: « История живописи »
  6. Лексикон живописи Киндлера, с. 2544
  7. См. Эберлейн, Иоганн Конрад: Альбрехт Дюрер. Гамбург (2-е издание) 2006 г., стр. 55
  8. Лексикон живописи Киндлера, с. 2544
  9. Bulst, Neithard / Lüttenberg, Thomas / Priever, Andreas: имидж или идеал? Портреты Кристофа Амбергера в области противоречия между правовыми нормами и социальными требованиями. В: Saeculum, 53, 2002, стр. 21–73, здесь стр. 33.
  10. Гроте, Людвиг: От мастера к художнику. В: Festschrift для Ганса Лиерманна в день его 70-летия. Эрланген, 1964, стр. 26-47.
  11. Цицльспергер, Филипп: Мех Дюрера и справа на снимке — наука об одежде как метод истории искусства. Берлин 2008, стр. 63-76.
  12. Цицльспергер, Филипп: Мех Дюрера и справа на картинке — наука об одежде как метод истории искусства. Берлин 2008, стр. 85-99.
  13. этом Шейл, Эльфрид: Меланколия § I Альбрехта Дюрера и справедливость. В: Zeitschrift für Kunstgeschichte, 70, 2007, стр. 201–214, здесь стр. 202.
  14. Цицльспергер, Филипп: Мех Дюрера и справа на картинке — наука об одежде как метод истории искусства. Берлин, 2008 г., стр. 100-117. ISBN 978-3-05-004522-1 .
  15. Историю картины до того, как она была приобретена в 1805 году, см. В Goldberg, Gisela / Heimberg, Bruno / Schawe. Мартин: Альбрехт Дюрер. Картины Старой пинакотеки. Под редакцией Баварского государственного собрания живописи. Мюнхен, 1998, стр. 340–342.
  16. Ханс Рекнагель, Altnürnberger Landschaft e. В., Французские занятия Нюрнберга 1796–1806 гг. Лекция 25 марта 2006 г.
  17. Ханс Рекнагель, Altnürnberger Landschaft e. В., Французские занятия Нюрнберга 1796–1806 гг. Лекция 25 марта 2006 г.
  18. Гельмут Эйхлер, Мюнхен: »Не украдено! Документация 06.2015 «, стр. 7
  19. БСтГС, специалист по архивам IX, лит. А, № 1, Конволют 1
  20. Ansgar Wittek: ‘Laufamholz, Herrensitz’, 1984 издание, стр 82: Обербург в изменяющемся собственности
  21. Гельмут Эйхлер, Мюнхен: »Не украдено! Документация 06.2015 «, стр. 6
  22. Федя Анзелевский, Альбрехт Дюрер. Живописная работа. Переиздать. Текстовая лента, т. 1, с. 229 ф.

Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве

Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г

художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.

1498 Четыре всадника Апокалипсиса

Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.

1510 Взятие под стражу

Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.

1514 Меланхолия

Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.

1513 Рыцарь, смерть и дьявол

Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.

1508 Руки молящегося

Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.

1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.

1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками

Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.

1502 Молодой заяц

Ранний автопортрет пером

По окончании обучения каждый художник по традиции того времени отправлялся в странствие. Путешествуя, он должен был набираться опыта у мастеров из далёких земель. По этому пути пошёл и Альбрехт Дюрер. Автопортрет, написанный им во время путешествия по Европе, был выполнен в совершенно другой манере. Он показывает умение молодого художника отразить на бумаге внутреннее состояние души человека. На этот раз Дюрер использовал перо, да и настроение у него было иное. На рисунке «Автопортрет с повязкой» лицо Альбрехта исполнено терзаний и неприкрытой боли. Его покрывают морщины, которые делают образ более мрачным. Причина терзаний доподлинно неизвестна, однако в том, что они имели место быть, сомневаться не приходится.

Еще автопортреты

Алтарь Ландау

В дополнение к автопортретам, перечисленным здесь, Дюрер включил автопортреты в различные картины, например, на картину ко Дню всех святых ( Алтарь Ландау ), где он изображен с мемориальной доской в ​​правом нижнем углу. На табличке написана следующая латинская надпись:

(Немецкий: Альбрехт Дюрер из Нюрнберга создал его в 1511 году после непорочного зачатия. )

Праздник Розария

На Фестивале Розария в правом углу картины появляется Дюрер, держащий листок бумаги с латинской надписью:

Этой записью Дюрер указывает, что он создал картину всего за пять месяцев в 1506 году (MDVI).

Пытки десяти тысяч христиан

В пытках десяти тысяч христиан Дюрер находится в центре картины, не вовлеченный в то, что происходит вокруг него. Здесь Дюрера сопровождает пожилой мужчина, личность которого не выяснена. Считается, что это мог быть гуманист и поэт Конрад Селтис . Двое размышляют о том, что происходит.

Алтарь Хеллера

Почти одновременно с «Десятью тысячами мучеников» Дюрер получил главный заказ на так называемый алтарь Геллера для франкфуртского торговца тканями и мэра Якоба Хеллера . Альбрехт Дюрер стоит на заднем плане, слегка прислонившись к доске со своей подписью и следующей латинской надписью:

(Немецкий: немец Альбрехт Дюрер создал его в 1509 году после непорочного зачатия. )

Разное

Во время поездки в Голландию Дюрер заболел болезнью, вызвавшей увеличение селезенки . Дюрер указал на это своему врачу, сделав набросок в письме, показывая себе, как он указывает на свою увеличенную селезенку, и пишет:

« Сделайте желтое пятно и вытрите росу пальцем, сделайте меня белым. «
(Больно там, где желтое пятно и на что я указываю пальцем.)

На внешней стороне алтаря Ябаха Дюрер изображает себя барабанщиком рядом с флейтистом.

4. Семь печалей девы

Этот полиптих включает в себя центральное изображение размером 108 х 43 см и семь прилегающих панелей (размером около 60 х 46 см). В их число входят:

  1. «Обрезание Христа».
  2. «Бегство в Египет».
  3. «Двенадцатилетний Христос в храме».
  4. «Несение креста».
  5. «Прибивание Христа к кресту».
  6. «Христос на кресте».
  7. «Оплакивание Христа».

Работа была заказана Фридрихом III, курфюрстом Саксонии.

Современные ученые склонны приписывать Дюреру только центральную панель, другие, вероятно, были сделаны его учениками по рисункам мастера. Центральная панель, изображает скорбящую Богоматерь, тогда как остальные части полиптиха изображают Иисуса в разные моменты его земной жизни.

6. Святой Иероним в пустыне

Святой Иероним Стридонский изображен во время своего скита в Халкидской пустыне. Он окружен всеми символами, традиционно приписываемыми ему: прирученный лев, кардинальские шляпа и одежды на земле (символ отказа от земных почестей), книга (он перевел на латинский Ветхий и Новый Заветы), камень, который он использовал, чтобы бить себя в грудь, и распятие.

Кстати, Иероним считается покровителем переводчиков.

На обратной стороне картины тоже есть изображение — интригующий образ, напоминающий метеор или комету. Возможно, при его создании Дюрер вдохновлялся  изображением комет в Нюрнбергской хронике 1493 года.

Примечания и ссылки

  1. Марсель Брион , Дюрер , Лондон, Темза и Гудзон , 1960.
  2. ↑ and

Альбрехт Дюрер (1471–1528)

Места
  • Нюрнберг
  • Кольмар
  • Базель
  • Страсбург
  • Венеция
  • Аугсбург
  • Путешествие в Нидерланды
  • Брюссель
Семья
  • Альбрехт Дюрер Старший
  • Барбара дюрер
  • Эндрес Дюрер
  • Ганс Дюрер
  • Агнес Дюрер
Антураж
  • Иоганн амербах
  • Якопо де Барбари
  • Майкл Фуртер
  • Антон Кобергер
  • Виллибальд Пиркхаймер
  • Майкл вольгемут
Ученики
  • Ханс Бальдунг
  • Бартель Бэхэм
  • Ханс фон Кульмбах
  • Георг пенц
  • Эрхард Шён
  • Ханс Спрингинкли
Рисунки, акварель и гуашь
  • Автопортрет в тринадцать лет (1484)
  • Обнаженный автопортрет (между 1500 и 1512 годами)
  • Заяц (1502)
  • Мадонна с животными (1503)
  • Большой пучок трав (1503)
  • Молящиеся руки (1508)
  • Синее Роликовое Крыло (1512)
  • Портрет Эндреса Дюрера (1514)
  • Голова моржа (1521)
Гравированные работы
  • Апокалипсис (1496-1498)
  • Адам и Ева (1504)
  • Жизнь Богородицы (1500-1510)
  • Великая страсть (1511)
  • Маленькая страсть (1511)
  • Рыцарь, смерть и дьявол (1513)
  • Меленколия I (1514 г.)
  • Святой Иероним в своем кабинете (1514 г.)
  • Носорог (1515)
  • Триумфальная арка Максимилиана (1515 г.)
  • Похищение единорога (1516)
Религиозные картины
  • Человек печали (1493)
  • Кающийся святой Иероним (1496 г.)
  • Полиптих семи скорбей (1500)
  • Оплакивание Христа (Мюнхен) (1500)
  • Алтарь Иабаха (1504 г.)
  • Поклонение волхвов (1504)
  • Иисус среди врачей (1506)
  • Богородица праздника Розария (1506 г.)
  • Адам и Ева (1507)
  • Мученичество десяти тысяч христиан (1508 г.)
  • Богоматерь с гвоздикой (1516)
  • Богородица с грушей (1526)
  • Четыре апостола (1526)
Портреты на холсте и панно
  • Альбрехт Дюрер Старший (1490)
  • Барбара Холпер (1490)
  • Автопортрет с чертополохом (1493)
  • Фридрих III Саксонский (1496)
  • Автопортрет в перчатках (1498)
  • Ганс Тухер (1499)
  • Освальд Крелл (1499)
  • Автопортрет с мехом (1500)
  • Молодая венецианка (1505)
  • Джейкоб Фуггер (1518)
  • Максимилиан I эр (1519)
  • Бернхарт фон Ризен (1521)
  • Иероним Хольцшухер (1526)
  • Якоб Маффель (1526)
  • Иоганн Клебергер (1526)
Историки
  • Федя Анзелевский  (en)
  • Марсель Брион
  • Эрнест Шено
  • Пьер Декарг
  • Макс Якоб Фридлендер
  • Эрвин Панофски
  • Пьер Вэсс
  • Генрих Вельфлин
  • Стефано Дзуффи

Автопортреты как биография Альбрехта Дюрера

Биографы твердят, что мастер Альбрехт Дюрер был крайне привлекательным молодым человеком, и любовь к автопортретам была отчасти связана с тщеславным желанием понравиться людям. Однако не в этом заключалось истинное их назначение. Автопортреты Дюрера – это отражение его внутреннего мира и взглядов на искусство, история эволюции интеллекта и развития художественного вкуса. По ним можно проследить всю жизнь художника. Каждый её этап – новая работа, разительно отличающаяся от предыдущей. Дюрер сделал автопортрет отдельным жанром в изобразительном искусстве, а его работы в целом стали живой биографией художника. Они иногда могут рассказать больше, чем любая книга.

«Автопортрет в образе Христа», 1500

Из Италии Дюрер вернулся уже не робким учеником, а мастером своего дела. На родине Альбрехт получил множество заказов, принёсших ему славу. Его работу знали уже за пределами родного Нюрнберга, а сам художник поставил своё дело на коммерческую основу. Вместе с тем близилось новое столетие, наступление которого должно было ознаменоваться концом света. Напряжённый период эсхатологического ожидания оказал значимое влияние на мастера Альбрехта. И в 1500 году появилась самая известная работа, которую создал Дюрер, – «Автопортрет в образе Христа».

Он запечатлел себя анфас, что было немыслимой смелостью в XVI веке. Все портреты того времени отличала одна общая черта: обычных людей всегда изображали вполоборота, и лишь Иисус был исключением. Дюрер стал первым художником, нарушившим этот негласный запрет. Пронзительный взгляд, волнистые волосы, совершенные пропорции лица действительно делаю его похожим на Христа. Даже кисть руки, запечатлённая внизу холста, сложена в жесте, типичном для святого отца. Цвета на картине сдержанные. На фоне черного, красного, белого и коричневого оттенков ярко выделяется лик художника. Облачённый в одеяния, отороченные мехом, мастер Альбрехт словно бы сравнивал себя с творцом, который резцом и кистью создаёт свой особенный, загадочный и неповторимый мир.

Описание

Для Марселя Бриона эта картина знаменует собой этап в жизни Дюрера, который, кажется, смотрит как на свое прошлое, так и на свое будущее.

Художница выбрала формат лица в три четверти, до середины тела, чтобы привлечь внимание к лицу и рукам. Он изображает себя джентльменом в светлых тонах и богатой одежде, демонстрируя перчатки ягненка, окрашенные в серый цвет, и эти элементы помогают проиллюстрировать высокий социальный статус

Из простого дизайнера он стал известным художником, в том числе и в Италии.

Дюрер стоит у окна, выходящего на внешний пейзаж, как на « Портрете молодого человека » Дирка Баутса (1462 г.) в Национальной галерее в Лондоне . Этот тип композиции затем получил широкое распространение у фламандских и итальянских художников. Здесь картина представляет собой синтез фламандского стиля и впечатления монументальности итальянского стиля, создаваемого контрастом вертикальных и горизонтальных линий окна. Положение тела с углом локтя на переднем плане повторяет L-образную форму окна.

Созерцание Иеронима

Вторая из ряда «мастерских гравюр» — работа «Святой Иероним в келье» (1514 г.). Гравюра воплощает второй путь добродетельной жизни. Это жизнь созерцательная, приближающая человека к истине через интеллектуальный труд. В келье, похожей на кабинет самого художника, трудится Святой Иероним — покровитель переводчиков. Дюрер изображает его в момент работы над Вульгатой — Библией на латинском языке. Впоследствии данный перевод станет первой книгой, напечатанной Иоганном Гутенбергом на станке. Этот сюжет становится довольно популярным в Германии начала 16-го века в связи с Реформацией и переводом Библии на немецкий язык Мартином Лютером. Так Дюрер показал свою приверженность гуманистическим тенденциям.


А. Дюрер. Святой Иероним в келье, 1514 г. (Британский музей)

На гравюре можно заметить знакомые ещё с первой картины предметы — песочные часы, череп и собаку. Но в данной работе особенно выделяется лев. Он находится на гравюре неспроста. Согласно легенде, лев стал постоянным спутником Иеронима Блаженного после того, как святой достал из его лапы занозу

Помимо удивительной точности в изображении фигур животных и людей, Дюрер уделяет особое внимание светотеневому построению пространства данной гравюры. Благодаря строгой ритмичности резцовой гравюры, многообразию направления и глубины штрихов свет в картине, «пробиваясь» сквозь витражные окна, добавляет ей большей выразительности.

Портреты Дюрера

Один из величайших мастеров портрета в истории мировой живописи, Дюрер часто и охотно обращался к этому жанру. Особенно большое число портретных изображений он создал в поздний период творчества, когда был известным и всеми признанным живописцем. Так, только за один год пребывания в Нидерландах Дюрер выполнил свыше 100 портретов. По-видимому, объяснение этому следует искать в том, что портрет — как правило, заказной — всегда служил художникам одним из эффективнейших средств упрочения своего положения в обществе, и Дюрер, неизменно заботившийся о своей известности и общественном статусе, не составлял исключения

С другой стороны, обширное присутствие портретных изображений в позднем творчестве художника — свидетельство неустанного и, как правило, доброжелательного интереса Дюрера к окружавшим его людям, чей внешний облик и манеры он никогда не прекращал изучать со всем характерным для него вниманием

Среди моделей художника мы находим влиятельных придворных, богатых купцов, ученых-гуманистов, чьи писания могли содействовать распространению славы немецкого мастера далеко за пределами Германии, и самого Максимилиана I, могущественного императора Священной Римской империи.

Формула дюреровской портретной композиции во всех работах очень схожа: чаще всего, художник изображает человека по грудь, поворачивая его от зрителя на 45 градусов. Фон картины нейтрален, не обращает на себя излишнего внимания. Взгляд героя картины может быть направлен как на зрителя, так и в сторону.

С точки зрения изобразительной стилистики работы Дюрера стали точкой схождения вместе двух традиций портретной живописи Возрождения, корни которых идут из нидерландского и итальянского искусства, основы которых заложили Ван Эйк, Мантенья и Джованни Беллини. Из первой он использует комплекс художественных методов изображения лица и фигуры, трактованных детализировано, из второй — специфическое понимание образа человека, показанного как деятельная и честолюбивая личность, отмеченная яркой эмоциональностью внутренней жизни.

Скандальный автопортрет Дюрера

Автопортрет в образе Христа был не единственной картиной, поразившей общественность. Еще больший шок, хотя и другого рода, вызвал рисунок, созданный в промежутке с 1503 по 1509 г. На нем Дюрер изобразил себя обнаженным — подробно и откровенно. Такое изображение художником самого себя было беспрецедентным, и рисунок долго воспроизводился в обрезанном по пояс виде.

Мастер вовсе не стремился ломать устои или шокировать публику. Он совершенствовал умение изображать обнаженное тело, в том числе для теоретических трудов по искусству. Но в Германии найти натурщика, согласного позировать без одежды, было крайне сложно. А сам Дюрер был прекрасно сложен и вполне подходил для этой роли.

Есть свидетельства об утраченных автопортретах Дюрера. Итальянец Джорджо Вазари описывает присланный Рафаэлю (Raffaello Santi) портрет, выполненный на ткани с большим мастерством. Рафаэль был впечатлен и отправил Альбрехту собственные рисунки, которыми последний очень дорожил. Также известны автопортреты, которые художник помещал в многофигурные композиции. Это обычная практика для мастеров того периода. Например, на картине «Праздник розовых венков» легко узнать Дюрера в правом верхнем углу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: