1820-е
В эти годы Венецианов создаёт немало портретов своих крепостных. Также мастер пишет картины на бытовой жанр. А в качестве заднего фона изображает пейзаж с природой средней полосы России. Такое в русской живописи произошло впервые.
Анисия
Алексей Венецианов. Анисия. 1822. Третьяковская галерея, Москва. Перед нами маленькая работа пастелью. Венецианов принципиально работал с натуры. Поэтому пастель в данном случае была очень удобна: мелками работалось быстрее, чем масляными красками.
Гумно
Алексей Венецианов. Гумно. 1823-1824. Третьяковская галерея, Москва. На переднем плане крестьяне сидят и стоят у почти полностью убранной стены. Художник, как владелец имения, приказал сделать это. То есть он не стал работать по воображению. А создал себе возможность написать гумно с натуры.
Пелагея
Алексей Венецианов. Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). Не позднее 1824. Русский музей, Санкт-Петербург. Венецианов писал реальных людей. Поэтому мы знаем, что они такими и были. В данном случае перед нами реальная девушка Пелагея с простыми и симпатичными чертами лица. У неё широкие скулы, ямочка на подбородке и довольно высокий лоб.
Вот-те и батькин обед!
Алексей Венецианов. Вот-те и батькин обед! 1824. Третьяковская галерея, Москва. Венецианов до своих знаменитых крестьянских образов был карикатуристом. Он много высмеивал Наполеона, а также увлечение русской интеллигенции всем французским. Но крестьян он никогда не писал с юмором или тем более сарказмом.
Это единственная работа с трагикомичным началом. Она вызывает и улыбку, и жалость. В остальных работах мы чувствуем предельно серьезное отношение к крестьянам.
Захарка
Алексей Венецианов. Захарка. 1825. Третьяковская галерея, Москва. Очень интересны детские образы Алексея Венецианова. Захарка идёт в лес помогать отцу. Поэтому он несёт топор. В 9-10 лет ребёнок уже был полностью вовлечён в хозяйство. Но при этом Захарка не выглядит несчастным малышом, у которого отняли детство. Наоборот, в нем есть гордость собой, уверенность, готовность к работе.
Спящий пастушок
Алексей Венецианов. Спящий пастушок. 1823-1826. Русский музей, Санкт-Петербург. Это первая работа художника, на которой отчетливо виден пейзаж средней полосы России. Это начало истории русского пейзажа. Также это одна из первых работ мастера, приобретённая императором. После войны 1812 года у аристократии усилился патриотизм и интерес к простому народу.
На пашне. Весна
Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва. Венецианов на этой картине идеализирует процесс пахоты. Для такой сложной работы девушка слишком нарядна. Также сложно представить, что пахали в марте босиком. И вряд ли бы посадили ребёнка на землю, с которой только-только сошёл снег. То есть это уже русская природа и русские простые люди, но ещё не реализм.
На жатве. Лето
Алексей Венецианов. На жатве. Лето. Середина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва. Венецианов показывал связь крестьян с природой. Земля кормит их так же, как мать кормит своё дитя. И эта связь ощущается как истина, что подчеркивается небом почти на пол холста.
Сенокос
Алексей Венецианов. Сенокос. Середина 1820-х. Третьяковская галерея, Москва. Одна из немногих работ Венецианова, на которой кто-то говорит. Мать обращается к дочери. Но это все равно как будто не нарушает тишины пространства.
Еще обратите внимание на стога сена. Они словно воздушные, ватные
Вообще на картинах Венецианова мы не встретим изображений тягостной крестьянской работы. Их бытие мастер пишет как легкое и умиротворенное. Да, он пишет картины-стихи с долей идеализации.
Крестьянка с васильками
Алексей Венецианов. Крестьянка с васильками. Конец 1820-х. Третьяковская галерея, Москва. Это один из самых трогательных и нежных образов, созданных Венециановым. Опять же васильки словно говорят о легкости жизни крестьянки. Но руки с огрубевшей кожей, а также легкая грусть в глазах – первые признаки реализма и попытки отойти от чрезмерной идеализации.
Слайд 39ТворчествоКисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834),
В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян
«Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.
Слайд 37Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их
судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими. Школа просуществовала 20 лет. Венецианов безуспешно пытается сделать ее официально-признанной. Старается найти денежные средства для дальнейшего ее содержания. Но в академических кругах неодобрительно относились к его деятельности. Так как воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужие оригиналы, а учились постигать законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах. Так закончились неудачей и его попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния.
ми на академических выставках.
Часовня в парке. Г.В. Сорока. Конец 1840-х — начало 1850-х.Холст, масло.
Гумно. Г.В. Сорока. Конец 1840-х
Сюжет
По полю идёт нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображённая слева на втором плане, а замыкает — третья фигура справа на линии горизонта.
Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина — богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идёт, а летит. Фигура её рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.
В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.
«На пашне. Весна». (Wikimedia Commons)
Ребёнок — это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнём.
Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времён года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.
Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его «Весна» вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.
Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.
Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича
Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.
На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.
Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.
На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!
Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.
Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».
Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.
Контекст
Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют её от 1810-х до 1830-х.
Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник — аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.
«Жнецы». (Wikimedia Commons)
«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.
Каждая из работ — это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.
Слайд 11Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из
Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел. Размер картины – 66.5 на 80.5 см.
Уже в этапной картине Гумно (1821-1823, Русский музей) сельский быт выглядит как непреложная основа художественного изучения натуры. Лучшие из картин Венецианова передают состояние идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта.
Крестьянка в синем сарафане
Алексей Венецианов. Крестьянка в синем сарафане. Конец 1820х. Русский музей, Санкт-Петербург. Если в образах юных девушек Венецианов шёл на некоторую идеализацию, то людей более зрелых он писал предельно честно. Это уже портрет реалистичный.
Крестьянин
Алексей Венецианов. Голова крестьянина. 1825. Третьяковская галерея, Москва. Еще один пример реалистичного портрета Венецианова. Мужчину мастер также не стал идеализировать.
Крестьянка с бабочками
Алексей Венецианов. Крестьянка с бабочками. 1820-е. Рязанский областной музей им. И.П. Пожалостина. Венецианов старался донести, насколько крестьяне умеют находить радость в простых вещах. Девушка словно показывает нам, как же красивы обычные бабочки.
Крестьянская девушка с теленком
Алексей Венецианов. Крестьянская девушка с телёнком. Конец 1820-х. Третьяковская галерея, Москва. Крестьяне Венецианова ухожены и здоровы на вид. И они на самом деле были такими. Художник по-отечески заботился о них. Построил им больницу, школу, а также магазин хлеба на случай неурожая. Каждая крестьянская семья владела достаточным количеством скотины для безбедного существования.
Слайд 47Портрет Марфы Венециановой, жены художникаСмерть Венецианова оказалась трагически нелепой. 4 декабря 1847 года
он выполнял заказ — отвозил эскиз иконы св. Макария в церковь села Поддубье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. На крутом спуске дороги лошади внезапно понесли, 67-летний художник был выброшен из кибитки и разбился. Существует легенда, согласно которой повозка опрокинулась не случайно — это было местью кучера, чья жена служила Венецианову моделью для «Венер из Сафонково» в последний период его творчества.
В 1830 — 1840-е годы в творческой жизни Венецианова появляются новые тенденции. В картинах «Причащение умирающей», «Старуха с клюкой», «Основание Петербурга» заметны сухость и жесткость линий, блеклость колорита.
Шедевр Венецианова А.Г. – картина «Гумно»
Проживая в имении, в Тверской области русский художник часто совершал наезды в Петербург по делам. В одной из таких поездок, посетив Эрмитаж, Венецианов был потрясён картиной Ф. Гране, а именно иллюзионистической передачей пространства церковного интерьера. У него возник замысел, используя ту же технику, написать произведение «Гумно». Цель была достигнута – Венецианов показал окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. В 1820-х годах русский художник исполнил целый ряд картин, следуя этому намерению. Это были годы творческого подъёма Венецианова. В это время он внёс неповторимый вклад в искусство.
Картина «Гумно» исполнена в бытовом жанре. Сюжет картины – крестьяне, трудящиеся и отдыхающие на деревенском гумне. Необычайно точно переданы позы крестьян, их естественная красота лиц. Зрителю интересно всматриваться в различные предметы крестьянского обихода. Это и запряжённые в телеги лошади, и заботливо развешанная на стенах упряжь. Освещение вместе с перспективой создаёт глубину, объединяя пространство гумна с пейзажем.
Спящий пастушок
Захарка
На пашне. Весна
Гумно
Портрет матери А.П. Васнецовой
Портрет К.И. Головочевского с тремя учениками
Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П.А. Чичерина
Портрет молодого человека в испанском костюме
Портрет чиновника
Портрет художника И.В. Бугаевского-Благодарного
(1780 – 1847)
Отцом русского бытового жанра по праву можно считать именно Алексея Венецианова, который он возвел в ранг полноценного вида живописи. Венецианов не только отдал дань идеальным представлениям о должном, не только демократизировал тематику, обратившись к «презренному» крестьянству, в котором он увидел человеческое достоинство, но определил собой целую эпоху нового реалистического искусства.
Жанр у Венецианова приобретает поэтический характер. Жизнь крестьян преподана в связи с природой, без которой она не мыслится. Пластические свойства венециановской живописи отличались, с одной стороны, большей привязанностью к натуре, утрачивающей условность классицизма или романтизма, с другой – почти эскизным письмом, в чем то предугадывающем будущие достижения импрессионизма.
Своеобразный поэтический реализм, сосуществовавший в творчестве Венецианова с некоторой сентиментальностью, был прорывов в будущее, которые продолжили его многочисленные ученики и последователи.
В обучении художническому мастерству Венецианов пренебрегал академической системой, приучая видеть жизнь через окружающий предметный мир. Работа с натурой стала главным принципом его педагогической системы. Школа Венецианова – удивительнейшее и прекрасное явление в русской живописи.
Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. В юности служил чертежником, занимался рисованием и живописью самостоятельно.
Приехав в 1802 году из Москвы в Петербург, некоторое время учился у Боровиковского, много копировал в Эрмитаже. В начале своей художественной карьеры Венецианов успешно работал в области сатирической графики, издавал журналы карикатур.
В 1811 за «Автопортрет» (ГРМ) признан назначенным в академики, в том же году за программу «Портрет К.И.Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств (ГРМ) удостоен звания академика. Во время Отечественной войны 1812 года исполнил сатирические листы.
В 1815 приобрел имение в Тверской губернии, куда в 1819 году переехал из Петербурга «оставив службу для того, чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры».
Основав школу в Сафонкове, обучал живописи «по принятой им методе». Учениками были молодые люди, которых художник «по бедности их» брал на свое содержание, и крепостные. Среди учеников и последователей художника, составивших целое направление в русском искусстве, известное как школа Венецианова – Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Сергей Зарянко, Евграф Крендовский, Лавр Плахов, Капитон Зеленцов и многие другие.
3. Венецианов Алексей «Портрет молодого человека в испанском костюме» 1804 Бумага, пастель 55х47 Государственный Русский музей
Картина «Девушка с бураком» написана художником Венециановым не позднее 1824 года. Он был приверженцам изображения на полотнах бытовой тематики. В написанных им портретах, художник стремился раскрыть человечность и внутренние достоинства обычной русской
Сочинения по картинам Венецианова
- Сочинения
- По картинам
- Венецианов
- На пашне. Весна
- Девушка в платке
- Захарка
Великий художник, который начал отображать в своих картинах повседневную жизнь крестьян, человек, который выкупал у других помещиков будущих талантливых художников. Первый художник, который начал писать свои картины, не работая по правилам Академии художников.
Будущий художник родился в семье с греческими корнями 7 февраля 1780 года. Так как его семье было отказано в получении дворянства, Венециановы относились к купеческому сословию.
С малых лет Алексей проявлял огромный интерес к работе над портретами. Уже в сознательном возрасте, около 22 лет, Алексей представил одну из своих начальных работ – портрет его матери Анны. Первый учитель Алексея неизвестен, также очень малоизвестно про детство и юношество будущего художника.
Находясь на должности, помощник землемера, Венецианов продолжал работать над картинами. Он очень любил работать пастелью. В середине 1807 года начал посещать Эрмитаж. Там он рассматривал картины, пытаясь понять, что делает их такими прекрасными, и каждый раз находил ответ на свой вопрос. Позднее, Алексей Венецианов начал копировать картины из Эрмитажа, он стоял по несколько часов, чтобы запомнить малейшие части картины, а приходя домой переносил все свои знания на полотно. Посещение Эрмитажа принесло ему знакомство с известным художником – Владимиром Боровиковским, у которого он начал брать уроки рисования.
В начале следующего года Алексея посещает отличная мысль, выпустить свой юмористический лист. Первые 2 тиража очень понравились народу, но 3 выпуск листка увидел император и запретил выпускать листок. После конфискации тиража листка, Венецианов долго расплачивался по долгам.
На протяжении всего времени Алексей вынашивает одну мысль – получить звание художника. Для этого он представляет свой «Автопортрет» для одобрения в Академию искусств. Получив степень «назначенного в академики» художник получает задание нарисовать портрет. Для своего задания он рисует портрет профессора Головачевского с его учениками. После представления этой картины художник получает звание академик.
В начале 1811 года Алексея Венецианова знают как художника, который пишет картины на заказ.
После того, как художник получил отставку, он начинает писать полотна про жизнь обыкновенных крестьян. Для некоторых работ ему позировала его жена.
Позже, открыв свою школу, Венецианов дает шанс на учебу простым крестьянам и их детям, иногда выкупает их за собственные деньги. Художник учит рисовать простую жизнь, не по правилам Академии искусств. Ученики умеют рисовать разные виды полотен, при этом в хорошую погоду их занятия проходят на улице.
Алексей Венецианов оставил огромное наследство для русской живописи, он написал огромное количество портретов, а также научил людей ценить труд простых крестьян.
Судьба художника
Хотя Алексей Венецианов (1780−1847) учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам он лицами был увлечён не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как её части и мироощущение.
Автопортрет. (Wikimedia Commons)
Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.
К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты. Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».
Слайд 2Венецианов — русский художник, представитель романтизма известный прежде всего своими сельскими
жанрами. Он заложил основы целого направления в изобразительном искусстве — «венециановской школы», писал портреты и карикатуры. В любом направлении своего творчества он старался делать что-то новое. Непонятый современниками, он умер в бесславии, хотя при жизни получил звание «назначенного», академика, «художника государя императора».
Лишь спустя тридцать лет после смерти его художественное наследие и вклад в историю русской живописи были оценены по достоинству. Его полотна выставлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Тверской областной картинной галерее (Тверь).
Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича
Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром. «Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.
На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.
Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.
На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!
Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.
Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно». Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми». Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».
Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы. Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев. Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.
Слайд 14Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые
привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Художник заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.
«Жнецы»1825 г.Размер полотна: 66.7 на 52см. Полотно хранится в Государственном Русском музее.
Шедевр Венецианова А.Г. – картина «Гумно»
Проживая в имении, в Тверской области русский художник часто совершал наезды в Петербург по делам. В одной из таких поездок, посетив Эрмитаж, Венецианов был потрясён картиной Ф. Гране, а именно иллюзионистической передачей пространства церковного интерьера. У него возник замысел, используя ту же технику, написать произведение «Гумно». Цель была достигнута – Венецианов показал окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. В 1820-х годах русский художник исполнил целый ряд картин, следуя этому намерению. Это были годы творческого подъёма Венецианова. В это время он внёс неповторимый вклад в искусство.
Картина «Гумно» исполнена в бытовом жанре. Сюжет картины – крестьяне, трудящиеся и отдыхающие на деревенском гумне. Необычайно точно переданы позы крестьян, их естественная красота лиц. Зрителю интересно всматриваться в различные предметы крестьянского обихода. Это и запряжённые в телеги лошади, и заботливо развешанная на стенах упряжь. Освещение вместе с перспективой создаёт глубину, объединяя пространство гумна с пейзажем.