Иван константинович айвазовский (краткая биография)

«Среди волн» (1898)

В
1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала
вершиной его творчества.

Художник
изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как
бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих
картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в
безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты
своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением.
«Среди волн» как бы продолжает раскрывать во времени содержание
картины «Черное море»: если в одном случае изображено взволнованное
море, в другом — уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской
стихии. Мастерство картины «Среди волн» — плод долгого и упорного
труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко.
Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и
клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье
большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам
Айвазовский сознавал, что картина «Среди волн» значительно выше по
исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после
ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в
Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал
вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному
городу Феодосии.

Но
картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей
Айвазовского. В последующее время им было создано еще несколько картин,
прекрасных по исполнению и содержанию.

IV

… Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной
галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими
произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную
собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею
городу Феодосии, моему родному городу.

Из завещания И.К. Айвазовского

Айвазовский
Иван Константинович (1817-1900) – русский живописец армянского происхождения,
непревзойденный маринист. В 1837 окончил Петербургскую Академию художеств,
класс пейзажиста М. Н. Воробьева. В 1840 отправился в Италию, затем посетил
Францию, Испанию, Португалию, Голландию, Англию. В 1844 вернулся в Петербург
европейски прославленным художником, членом Римской, Парижской и Амстердамской
академий. На родине также удостоился звания академика, а затем был назначен художником
при Главном военно-морском штабе. В 1845 покинул Петербург и окончательно
поселился в родной Феодосии, избрав наиболее благоприятные условия для
творчества. В 1847 был признан профессором Академии художеств. В городах Европы
и Америки при жизни состоялось более 120 персональных выставок. Создал около
шести тысяч картин…

Выдающийся
живописец Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мирового искусства
как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на
полотне красоту и мощь морской стихии.

«Радуга»

Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.

Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил. Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.

Рекомендации родителям:

Опишите картину. Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете? Задайте ему несколько вопросов:

  • Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
  • Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
  • Что случилось с судном?
  • Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
  • Как ты думаешь, моряки будут спасены?

Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.

Краткая биография Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия. Отец – Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841). В юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. До переезда в Феодосию носил имя Кайтан Айваз. После переезда в Феодосию взял имя Константин-Геворк. А фамилию из Айваз или Гайваз (армянская буква “h” на русский переводится как “а” или “г”) переделал на Гайвазовский. После 1840 года фамилию стали писать как Айвазовский. Мать – Рипсима (1784-1860). Армянка по происхождения. Более подробной достоверной информации нет.

17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился Ованес, сын Геворга Айвазяна.

После окончания феодосийского уездного училища, при помощи Александра Казначеева (сенатор, действительный тайный советник, в 1829-37 гг. глава Таврической губернии), был зачислен в симферопольскую гимназию. Первым учителем у Айвазовского был Иоганн Людвиг Гросс (немецкий художник), при помощи которого Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. В 1833 году был зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга за казенный счет. В 1835 году за получение серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал помощником модного французского пейзажиста Фелиппа Таннера. В 1837 году получил Большую золотую медаль за картину “Штиль”. За успехи в учебе на два года раньше окончил Академию. С 1838 по 1839 провел в Крыму, где продолжал писать картины. В 1839 году возвращается в Санкт-Петербург, где получает свой первый чин и личное дворянство. С лета 1840 года по осень 1844 года Айвазовский путешествует и работает в Европе. За этот период посетил Италию, Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию и Испанию. В Париже за свои картины получил золотую медаль Парижской Академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессоромПетербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В 1845 году начинает строительство дома в Феодосии, и обосновывается в Феодосии. Тем не менее, Иван Константинович очень много путешествовал, по несколько раз в год уезжал в Санкт-Петербург, но домом своим считал Феодосию.

В 1848 году сочетается браком с Юлией Яковлевной Гревс (родилась приблизительно в 1820 – умерла 1898). В этом браке у Айвазовского рождается четыре дочери:Елена(1849), Мария(1851), Александра(1852), Жанна(1858). В 1877 году Иван Константинович и Юлия Яковлевна развелись. А 1883 году Айвазовский женится на Анне Никитичне Бурназян (1856-1944).

Иван Константинович внес огромный вклад в жизнь Феодосии. Открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, руководил археологическими раскопками более 90 курганов в Крыму, занимался вопросами охраны памятников, за свой счет и по своему проекту построил Феодосийский музей древностей (1941 году взорван отступающими советскими войсками), был инициатором строительства железной дороги Феодосия-Джанкой(построена в 1892 году), выступал за расширение Феодосийского порта(с 1892-1894 самый большой торговый порт в Крыму), содействовал в прокладке водопровода от собственного Субашского источника в Феодосию. Айвозовский был первым кому присвоили звание почётного гражданина города Феодосии. До самой смерти Иван Константинович продолжал работу над картинами. Умер 2 мая 1900 года в городе Феодосия. Похоронен в Феодосии во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). За свою жизнь Иван Константинович Айвазовский написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Был живописецем Главного Морского штаба, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Детские годы

С ранних лет будущий художник мог любоваться морем, водная стихия завораживала мальчика и восхищала его, именно поэтому, видимо, именно море стало основной темой его творчества. Кратко биографию Айвазовского можно описать словами «труд» и «везение». Семья будущего художника жила в сильной нужде. Отец потерял свои накопления после войны с Наполеоном в 1812 году и во время чумы, охватившей Феодосию. Поэтому с раннего детства Иван помогал отцу в кофейне, хотя наклонности у него были совсем иные. Дом Айвазовских стоял на самом берегу моря, и мальчик с детства с упоением наблюдал, как входят суда в порт, как прибывают рыбаки. Еще он слушал много историй о былых временах, которые будили его фантазию.

Крымско-европейский период

Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. В Крыму он пробыл 2 года. Затем вместе с В. Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По дороге они посетили Флоренцию и Венецию, где состоялось знакомство Айвазовского с Н. Гоголем.

Каждый, кто интересуется биографией Айвазовского, должен знать, что свою манеру написания картин он приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода были удостоены похвалы такого маститого критика, как У. Тернер. В 1844 г. Айвазовский прибыл в Россию.

«Чесменский бой», Айвазовский

Год написания: 1848Размер: 193 × 183 смМестонахождение: Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Вариант 1 — Кратко

9 предложений/ 102 слова

Батальное полотно Ивана Айвазовского «Чесменский бой» посвящено одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в 1770 году. На картине художник изображает самый разгар битвы.

Спереди и по центру видны статные русские корабли. К одному из них — флагману «Три иерарха» направляется шлюпка с боеприпасами. В глубине бухты полыхают подбитые снарядами турецкие суда. Пламя, которым объяты корабли, высокими столпами поднимается прямо в небо, а густой серый дым перемешивается с пеленой грозных туч. Среди облаков над морем призрачно светит луна.

Всюду в воде видны корабельные осколки, а также упавшие за борт люди. Особенно выделяются фигуры нескольких турецких солдат, пытающихся спастись, схватившись за обломок мачты.

Вариант 2 — Подробно

20 предложений/ 244 слова

«Чесменский бой» Ивана Айвазовского — это батальное полотно, посвящённое одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в Эгейском море. Битва продлилась целых три дня (с 5 по 7 июля 1770 года) и закончилась победой русский войск.

На картине изображён решающий момент сражения, когда перевес сил уже находится на стороне российского флота. Поэтому в глубине бухты можно заметить горящие турецкие корабли. Их корпуса разрушены взрывами и объяты ярким пламенем, которое поднимается к небесам. В воздухе кружат осколки, а по воде плывут обломки деревянных мачт.

Чёрный дым от горящих судов перемешивается с седой пеленой облаков, ещё больше разгоняя в зрителе ощущение тревоги. Сквозь небольшой просвет среди туч над морем бледно светит луна, озаряя своим зеленоватым блеском тёмные воды.

В центре полотна изображены несколько русских судов. Их статные силуэты грациозно возвышаются над волнами. Белые паруса одной из шхун торжественно подняты.

На переднем плане справа можно увидеть часть флагмана российского флота, носящего название «Три иерарха». В его сторону движется шлюпка с боеприпасами. Слева довольно крупно изображены потерпевшие кораблекрушение турецкие солдаты, которые пытаются выжить, хватаясь за плывущие по воде обломки мачты. Эти люди выглядят очень напуганными. Они беспомощно протягивают к небу свои смуглые руки.

Полотно написано в тёмных красках ночи, поэтому и люди, и корабли кажутся на нём объятыми полутьмой. Лишь только яркое зарево пожаров нарушает общий колорит, придавая картине динамичность. Несмотря на тревожность изображаемых событий, в этой работе Айвазовского отчётливо заметны торжественные нотки. Художник гордится непобедимостью российского флота, восхищается силой и стойкостью соотечественников, ведущих нелёгкую борьбу с неприятелем.

см. также:Все сочинения-описания картин

Учеба и первое творчество

Началась новая жизнь

Принятый на казенный счет в академию, талантливый юноша сразу же обратил на себя внимание. В 1835 году на академическую выставку он представил картину «Этюд воздуха над морем», которая привлекла к себе многочисленных зрителей

Судьба свела молодого художника с выдающимися современниками — художником К. П. Брюлловым, композитором М. И. Глинкой, баснописцем И. А. Крыловым. На академической выставке 1836 года Айвазовский встретился с Пушкиным. Образ великого поэта на всю жизнь запечатлелся в душе художника. Картина «Берег моря ночью» — первая дань Айвазовского памяти поэта.

Академия художеств посылает его в Крым для создания картин, изображающих крымские приморские города. И Айвазовский возвращается к морю. Он пишет виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи. Во время поездки в Крым сближается с командирами Черноморского флота — Лазаревым, Корниловым, Нахимовым.

Учеба и первое творчество

Началась новая жизнь

Принятый на казенный счет в академию, талантливый юноша сразу же обратил на себя внимание. В 1835 году на академическую выставку он представил картину «Этюд воздуха над морем», которая привлекла к себе многочисленных зрителей

Судьба свела молодого художника с выдающимися современниками — художником К. П. Брюлловым, композитором М. И. Глинкой, баснописцем И. А. Крыловым. На академической выставке 1836 года Айвазовский встретился с Пушкиным. Образ великого поэта на всю жизнь запечатлелся в душе художника. Картина «Берег моря ночью» — первая дань Айвазовского памяти поэта.

Академия художеств посылает его в Крым для создания картин, изображающих крымские приморские города. И Айвазовский возвращается к морю. Он пишет виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи. Во время поездки в Крым сближается с командирами Черноморского флота — Лазаревым, Корниловым, Нахимовым.

1847

Живя постоянно в Феодосии живописец много работает, но не замыкается в
стенах своей мастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимается
археологическими раскопками, часто выезжает в Петербург и Москву, постоянно
открывает выставки своих работ в крупных городах России и за границей,
принимает участие в международных выставках. В 1847 году ему присуждается
звание профессора Петербургской Академии художеств, позднее он становится академиком
еще двух европейских академий художеств Штутгартской и Флорентийской.

Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И.
Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз
Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.

1840

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств
едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной
живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие
традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной
работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции,
Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию,
Испанию, Португалию.

В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в
Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют
жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор
Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист
Дж. Тёрнер.

К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был
верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению,
объясняя это следующим образом: «… движения живых стихий неуловимы для
кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры…».

1840

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.

В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер.

К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: «… движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры…».

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.

Сумерки в бухте Золотой Рог

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.

Айвазовский в Италии

Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.

Неаполитанский залив

Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.

Тифлис

Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841

Наследие Айвазовского

В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.

  • Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

1847

Живя постоянно в Феодосии живописец много работает, но не замыкается в стенах своей мастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимается археологическими раскопками, часто выезжает в Петербург и Москву, постоянно открывает выставки своих работ в крупных городах России и за границей, принимает участие в международных выставках. В 1847 году ему присуждается звание профессора Петербургской Академии художеств, позднее он становится академиком еще двух европейских академий художеств Штутгартской и Флорентийской.

Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.

Интересные факты

Изучая краткую биографию Ивана Айвазовского, следует обратить внимание на некоторые интересные факты из его жизни

  • Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский»
  • Великий художник, которому повезло быть признанными при жизни, знавал нужду. Однажды ему заплатили за работу не деньгами, а колбасой.
  • Заработанные деньги Иван Константинович тратил не только на свою семью, но и на родной город. На его средства в Феодосии была построена галерея, школа и музей. Также художник способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.

Поднять паруса!

Традиция встречать рассвет на набережных Ленинграда — Петербурга родилась в 1960-е годы: вчерашние школьники вступали в новую жизнь, прощаясь с учителями и одноклассниками. Корабль с алыми парусами символизировал для них веру в прекрасное, в чудеса, которые непременно случаются. В 1979 году проводить праздник перестали и возродили только в 2005-м. Самый эффектный момент общегородского выпускного бала — прохождение по акватории Невы корабля под алыми парусами.

Первым в новейшей истории его роль исполнял фрегат «Штандарт», затем недолго — парусник «Мир», который в акватории разместили стационарно, а с 2010 года в роли галеона «Секрет» выступал шведский бриг «Тре кронур» («Три короны»).

О том, что у «Алых парусов» будет свой собственный корабль, врио губернатора Северной столицы Александр Беглов рассказал в октябре прошлого года.

— Мы построили большой парусник и больше не будем арендовать шведский корабль, — заявил он.

Как рассказывают организаторы праздника, бриг «Россия» специально создавался для участия в «Алых парусах». Правда, построен он все-таки не «с нуля»: основой стал корпус бывшего рыболовецкого судна. Для прохода под петербургскими мостами пришлось немного уменьшить высоту мачт. Кроме того, в ходе ремонта специалисты почти полностью перебрали и отреставрировали корпус. Теперь при выходе в открытое море ветер может разогнать корабль до 16 узлов — максимальных скоростей, возможных для парусных судов подобного класса.

— В Северном море мы встретили остатки большого шторма, — рассказал капитан брига «Россия» Олег Николаев. — Шла большая зыбь, поэтому нас немного покачало. Но судно проявило себя как настоящий мореход. Было немного некомфортно, но совершенно безопасно.

Площадь парусов брига «Россия» составляет почти 900 квадратных метров. Сейчас он уже в праздничном алом убранстве пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта. Паруса, правда, убраны, команда наводит последний лоск и готовится к тренировкам — проход по акватории потребует и точности судовождения, и следования музыкальному сопровождению.

Бриг «Россия» специально создавался для участия в «Алых парусах»

На Дворцовую площадь, где проходит праздничная концертная программа, вход предусмотрен только по билетам. А вот восхититься кораблем с алыми парусами можно совершенно без ограничений. Он идет по Неве, подсвеченный разноцветными залпами фейерверка, и белые ночи Петербурга позволяют разглядеть все подробности. Правда, при условии, что удастся занять удобное место.

Ожидается, что в этом году в празднике примут участие более 33 тысяч выпускников петербургских школ и более 1,5 миллиона горожан и гостей Северной столицы.

Отметим, что в этом году дата праздника немного смещена. По традиции «Алые паруса» проводились по пятницам или субботам, после официальных выпускных балов в школах. Однако в этом году на субботу выпадает 22 июня, День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны, поэтому основное гуляние начнется 23 июня в 22.00 и завершится в понедельник утром.

Взлет и ложная гибель

Прежде чем отправиться в Европу, Айвазовский отметился в военных действиях — адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье (где ныне находится Сочи) и с блокнотом руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки.

В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Первое время ему было тяжело финансово: часть своего пенсиона он посылал матери в Феодосию, а не тратил на себя. Поначалу он жил и учился в Италии. В эти годы он выработал свой творческий метод и научился работать по памяти.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим, и в петербургских газетах даже вышли его некрологи.


Иван Айвазовский. Побережье Амальфи. 1841


Иван Айвазовский. Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года. 1846


Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848

1887-1888

Фонтан
Айвазовского — своеобразная визитная карточка Феодосии. Город издавна испытывал
трудности с водоснабжением, пресной воды катастрофически не хватало. В июле1888
года, гостивший в Феодосии писатель А. П. Чехов писал: «Деревьев и травы в
Феодосии нет». Проблема была решена в 1887 году, когда для улучшения
водоснабжения города, И. К. Айвазовский подарил городу 50 тысяч ведер воды
ежесуточно из имения Су-Баш (ныне с. Айвазовское Кировского района).

Строительство
водопровода велось весной — летом 1888 года, на его сооружение городом было
потрачено 231 689 рублей, весьма большая по тем временам сумма. В город вода
поступила уже в сентябре, а 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1888 года,
в день официального открытия водопровода, произошел пуск фонтана на
Ново-базарной площади.

По
своей форме фонтан представляет прямоугольное сооружение восточного стиля с
большими навесами от крыши, выстроен из местного камня-ракушечника, частично
сохранилась каменная облицовка. Фонтан был выстроен на средства и по проекту И.
К. Айвазовского. Закладка его состоялась 12 сентября 1887 года после
богослужения в Феодосийском Александро-Невском соборе.

Городская
дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и
отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия
решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты
слова «Императора Александра». Однако, учитывая заслуги И. К.
Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было
велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите
фонтана вместо слов «Императора Александра» выбили «И. К.
Айвазовского», денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому
было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым
текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени
И. К. Айвазовского четко видны детали буквы «И» большего размера, от
слова «Императора», а после окончания имени детали буквы
«А» от слова «Александра».

За
пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из
фонтана пили бесплатно. По центру фонтана, над краном находилась серебряная
кружка с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его
семьи». Спустя некоторое время возле фонтана возник павильон восточного
стиля (здание не сохранилось): слева находилась чебуречная, справа готовили
шашлыки, кафе так и называлось «Фонтанчик». В теплое время года
столики устанавливали за легкой оградой прямо под открытым небом. На рубеже 19
и 20-го веков этот уголок города пользовался у горожан большой популярностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: