Талмудический мидраш [↑]
В Талмуде (Санхедрин
89б) рассказывается следующий мидраш.
Сатан, представ перед Всевышним, пожаловался ему: «Люди просят у Тебя помощи, но как только Ты даешь им то, о чем они просят, — они Тебя забывают. Так и Авраам, сын Тераха, — когда у него не было детей, он строил жертвенники и приносил Тебе жертвы. Но с тех пор, как у него родился сын Ицхак, он не построил Тебе ни одного жертвенника и не принес ни одной жертвы. Он увидел, что Ты дал ему то, о чем он просил, и забыл Тебя».
И ответил Всевышний: «Нет на земле человека, подобного Моему служителю Аврааму! Даже если бы Я повелел ему принести в жертву его сына Ицхака, он не возразил бы Мне — и уж тем более, если бы я приказал ему принести в жертву барана или быка». И тогда, чтобы испытать Авраама, Б-г повелел ему принести сына во всесожжение.
Лосенко Антон Павлович — русский художник
Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)
Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как “спавший с голоса”, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.
Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.
В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.
В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет “Зевс и Фетида” (1769).
В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна “Авель” и “Каин” (оба 1768).
В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – “Владимир и Рогнеда” (1770).
Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В картине представлен кульминационный момент “прежалостной судьбы” Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею “неволею сочетался”.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс “Изъяснение краткой пропорции человека…”, ставший пособием для нескольких поколений художников.
В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – “Прощание Гектора с Андромахой”; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.
Античный сюжет из “Илиады” Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.
Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.
Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.
Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.
Картины художника
Авель.
Авраам приносит в жертву сына своего Исаака
Владимир и Рогнеда
Натурщик, сидящий на камне (этюд).
Портрет Л.Геннингера (эскиз).
Портрет актера Ф.Г. Волкова
Портрет актёра Я.Д.Шумского
Портрет императора Павла I в детстве
Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова
Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова
Прощание Гектора с Андромахой
Смерть Адонисa
Чудесный улов
Лосенко Антон Павлович
Художник-живописец классицист, мастер исторической картины, рисовальщик, профессор Петербургской Императорской Академии художеств.
1750-е | Учеба в Петербургской Академии художеств. |
Начало 1760-х | «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». |
1760-е | Пенсионер Академии художеств, посещает Париж, Рим. |
1763 | «Портрет актера Ф. Волкова». |
1770 | «Владимир и Рогнеда». |
1770-е | Профессор Академии художеств. |
1773 | «Прощание Гектора с Андромахой». |
Андрей Первозванный
«Стыдитесь, несмысленные почитатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди».
Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины III, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским. Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка, а после получения за конкурсную картину золотой медали в конце курса обучения, у него появилась возможность стажировки в Европе.
В Париже он пишет картину «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», а также ведет «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры…», где отмечает наиболее интересные произведения, рассуждает об их композиции и живописи. Больше всего его интересует «большой стиль» в искусстве Рафаэля, Рембрандта, Пуссена и картины, поразившие его своей жизненной пра вдой.
Владимир перед Рогнедой
Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.
Соратники Лосенко, профессор Угрюмое, автор картины «Испытание силы Яна Усмаря», профессор Соколов, преподаватель Академии по рисунку, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка, в работах которого не видно никаких ошибок. На его произведениях учились поколения студентов Академии.
Жертвоприношение Авраама
В последний год жизни Лосенко пишет картину на сюжет «Илиады» Гомера «Прощание Гектора с Андромахой». Художник создает широкое сценическое пространство, строит глубокую перспективу архитектуры, фигуры героев выводит к раме, как к рампе сцены. Пространство разделяется по принципам классического построения на три плана — дальний, написанный холодными синими красками, средний. где развивается все действие, и передний, как бы создающий раму для действия внутри картины. Фигуры героев написаны тонкими слоями (лессировками) цвета. Полупрозрачная живопись (гризайль) кажется написанной в одном колорите благодаря просвечивающему рисунку. Живопись построена на трех основных цветах, так называемая классицистическая цветовая триада: красном, желтом, синим, в смешении они дают остальные (дополнительные) цвета палитры.
Другие картины художника:
Другие художники:
- Левицкий Дмитрий Григорьевич
- Левитан Исаак Ильич
- Куинджи Архил Иванович
- Крамский Иван Николаевич
- Кипренский Орест Адамович
метки: художник-живописец, классицист, рисовальщик
Лосенко А.П
Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.
Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины II, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским.
Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка.
В Париже Лосенко обучается у Ж. Рету, представителя позднего французского академизма. Первым результатом его занятий явилось многофигурное полотно “Чудесный улов рыбы” (1762).
Достоинства и недостатки картины были соответственно оценены Академией художеств: “Во всем находим приобретенную им честь в рассуждении и его прилежности…
и талантов, которые подают несравненно большую в нем надежду, есть ли дозволено ему будет упражняться”.
Лосенко не только достигает портретного сходства (о чем можно судить по описаниям Н. И. Новикова), но создает достаточно глубокое для своего времени произведение, раскрывает призвание и духовное богатство Волкова, который, по словам Новикова, был “другом совершенным, великодушным, бескорыстным…”
Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.
Соратники Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка. На его произведениях учились поколения студентов Академии.
Большое внимание в этот период уделяет художник работе с обнаженной натурой, а в 1764 году посылает в Петербург “одну картину, этюд с натуры колерами, эскиз…
” Речь шла о картине “Венера и Адонис” или “Смерть Адониса”, этюде “Апостол Андрей Первозванный” и эскизе “Изгнание из храма” (местонахождение неизвестно).
Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину “Авраам приносит в жертву сына своего Исаака”, более выразительную в цвете, чем “Чудесный улов рыбы”.
В декабре того же года художник переезжает в Рим, где живет более трех лет и работает над лучшими антиками для “совершенства рисунку” рисует “из славных…
картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах” “упражняется в колерах”.
Лишенные “сюжетной привязки¦, эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко.
Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Высокая оценка ждет его лучшие произведения: “Каин”, “Авель”, “Правосудие” (рисунок с работы Рафаэля). В этой оценке – гордость успехами талантливого живописца.
С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной “Владимир и Рогнеда”, первым произведением, посвященным отечественной истории.
Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии избрал его в академики и удостоил профессорского звания.
Последняя картина Лосенко – “Прощание Гектора с Андромахой” (1773) – написана на сюжет “Илиады” и утверждает гражданственность, патриотизм на примере древних.
Василий Майков посвятил своему другу, первому русскому историческому живописцу стихи, в которых отразилась высокая оценка современниками деятельности художника:
Все живо, что твоя рука изобразила
И будет живо все. доколь продлится свет.
Единого тебя смерть в младости сразила
Единого тебя, Лосенко, с нами нет!
Антон Лосенко – основоположник русской исторической живописи
Антон Лосенко – основоположник русской исторической живописи
Антон Павлович родился 30 июля (10 августа) 1737 года в Глухове, городе, долгие годы бывшем резиденцией украинских гетманов. Его отец был великоросского происхождения и носил фамилию Лосев, на малороссийский манер фамилию мальчика записали позже, по смерти его родителей.
На сироту, который жил у родственников, обратил внимание поверенный императрицы Елизаветы, по ее поручению он разъезжал по городам империи и искал уникальные голоса для придворного хора. Антоша как раз обладал таким голосом, мальчика забрали в столицу, где предоставили все необходимое для жизни
Однако, певчим он не стал, в период взросления у него пропал голос, а поскольку хирургического решения по сохранению голоса в России не практиковали, Лосенко оставил вокал и переключился на рисование. Интерес и успехи в рисовании он проявил уже в раннем возрасте.
Свое мастерство он продолжил совершенствовать в Париже, вместе с архитектором Василием Баженовым он стал первым пенсионером Академии, отправленным заграницу. Здесь он изучал творчество современных французских художников, представителей Ренессанса, знакомился античным искусством.
В парижский период он написал несколько портретов и картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». На библейскую тематику позже он напишет целый ряд произведения: «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Изгнание из храма торжников», «Святой апостол Андрей Первозванный», «Каин и Авель»».
После возвращения в Петербург, он обращается к темам русской истории, в 1770 году пишет картину «Владимира перед Рогнедой». Эта полотно открыло новый этап в истории русского искусства. Картины, посвященные отечественной истории, наряду с античными и библейскими темами, становятся предметом работы российских живописцев.
Помимо исторических картин художник написал галерею портретов знаменитых современников – графа Бориса Шувалова, поэта Александра Сумарокова, актера Федора Волкова, великого князя Павла Петровича в детстве и другие.
Большая административная нагрузка в Академии быстро подорвала силы и здоровье художника, он скончался в 1773 году, в возрасте 36 лет.
Смысл легенды о жертвоприношении Авраама
Многие теологи видят в притче предысторию о жертве Иисуса Христа. История Авраама и Исаака стала прообразом будущего сценария спасения человечества. Ведь Господь также подарил людям своего сына, который, зная о своей судьбе, не усомнился и не отказался от своей миссии. Он возлюбил отца своего и людей так сильно, что отдал свою жизнь во имя общего блага и бессмертия.
В этом смысле жертвоприношение Авраама рассматривается и в других религиях. Но существует и еще один смысл данной истории — Бог готов дать человеку все обещанное, независимо от сроков исполнения. Только он знает, когда придет нужный момент, но он однозначно будет самым удачным. А вот готов ли человек пожертвовать всем ради Бога милосердного? Этот вопрос каждый должен задать себе сам.
Современный человек довольно далек от всего, что описано в Ветхом Завете. Мы живем в мире с его суетой и проблемами. Но иногда стоит взять в руки Библию и вдумчиво перечитать историю об Исааке и Аврааме. Быть может, вам откроется новый смысл давно знакомых фраз. Ведь Бог милосерден, и каждого он ведет к спасению своим собственным путем…
Биография[ | ]
Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и позже поселившегося в Глухове. Когда ребёнку было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор.
После «спадения» голоса с 1753 учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметьева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию был направлен в качестве пенсионера Академии художеств для усовершенствования за границу.. Считается (наряду с Баженовым) первым пенсионером Академии художеств.
Обучался в Париже у Ж. Рету и (позднее) у Ж. М. Вьена (где ему покровительствовал Д. М. Голицын) Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)
», за которую получил большую золотую медаль от Французской Академии художеств. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.
После возвращения в Россию (1770) снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда
» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.
Программа на звание академика: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Роговльду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Роговольда с двумя сынами лишив жизни, с высокосмысленною Рогнедою неволею сочетался». |
За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.
Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.
Скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, о художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.
Из учеников А. П. Лосенко следует отметить: И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова и М. И. Козловского.
Лосенко Антон Павлович — русский художник
Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)
Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как “спавший с голоса”, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.
Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.
В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.
В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет “Зевс и Фетида” (1769).
В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна “Авель” и “Каин” (оба 1768).
В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – “Владимир и Рогнеда” (1770).
Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В картине представлен кульминационный момент “прежалостной судьбы” Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею “неволею сочетался”.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс “Изъяснение краткой пропорции человека…”, ставший пособием для нескольких поколений художников.
В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – “Прощание Гектора с Андромахой”; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.
Античный сюжет из “Илиады” Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.
Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.
Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.
Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.
Картины художника
Авель.
Авраам приносит в жертву сына своего Исаака
Владимир и Рогнеда
Натурщик, сидящий на камне (этюд).
Портрет Л.Геннингера (эскиз).
Портрет актера Ф.Г. Волкова
Портрет актёра Я.Д.Шумского
Портрет императора Павла I в детстве
Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова
Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова
Прощание Гектора с Андромахой
Смерть Адонисa
Чудесный улов
Лосенко Антон Павлович
Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе.
В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П.
Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.
В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.
Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.
В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида»
Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре
Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею.
«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.
Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» – пособие для следующих поколений художников.
Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины.
Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.
Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»
Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.
Портрет актёра Ф.Г. Волкова
Портрет императора Павла I в детстве
Портрет актёра Я.Д. Шумского
Портрет поэта А.С. Сумаркова
Прощание Гектора с Андромахой