Угрюмов испытание силы яна усмаря

Угрюмов испытание силы яна усмаря

История

5 октября 1795 года Григорий Угрюмов получил от Совета Императорской Академии художеств (ИАХ) программу на звание академика, характер которой был определён следующим образом: «На ратном поле, в присутствии великого князя Владимира, Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычной силы над разъяренным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукой, вырывает кожу и мясо колико захватил».

Точно неизвестно, когда художник завершил работу над полотном, — в 1796 или 1797 году. В каталоге и на сайте Государственного Русского музея дата создания указана как «1796 (1797?)». 15 июля 1797 года картина «Испытание силы Яна Усмаря» была одобрена чрезвычайным собранием Академии, и за неё Григорию Угрюмову было присвоено звание академика ИАХ. После этого картина находилась в Академии художеств — в каталоге ИАХ 1818 года она фигурировала под номером 370 как «Испытание силы Переяславля».

Ряд источников указывает, что в течение некоторого времени картина находилась в коллекции литератора Павла Свиньина — в частности, была одним из экспонатов открытого им в 1819 году «Русского музеума», который просуществовал до 1834 года. С другой стороны, искусствовед полагает, что у Свиньина был другой вариант (возможно, эскиз) этой картины под тем же названием, с которого художник Никанор Чернецов в 1820-х годах сделал рисунок, включённый под номером 78 в альбом зарисовок экспонатов «Русского музеума» Свиньина. По поводу рисунка Чернецова Зонова писала: «Этот рисунок даёт возможность познакомиться с первоначальным эскизом к программе, где Угрюмов наметил и в дальнейшем перенёс в картину лишь две фигуры переднего плана и изображение быка. Остальные фигуры перегруппированы и видоизменены. Самые образы и воинов и Владимира на картине не имеют ничего общего с грубыми бородатыми мужчинами в простых рубашках на рисунке Чернецова. Владимир здесь менее выделен из общей массы людей, это приземистый старик с нахлобученной до глаз шапкой и в широкой простой одежде. Никакого величия, характерного для фигуры Владимира в трактовке Угрюмова, здесь нет».

Иван Пожалостин. Испытание силы Яна Усмаря (гравюра с картины Григория Угрюмова, 1880)

В начале 1840-х годов картина опять была указана как часть собрания ИАХ — она числилась под номером 59 в «Указателе находящихся в Академии художеств произведений» (Санкт-Петербург, издательство Фишера, 1842). В 1880 году с картины «Испытание силы Яна Усмаря» художником-гравёром Иваном Пожалостиным была сделана одноимённая гравюра, за которую ему было присвоено звание почётного вольного общника Академии художеств. В 1923 году полотно Угрюмова было передано из Академии художеств в Государственный Русский музей.

В 2013—2014 годах проводилась масштабная реставрация картины, которая была направлена на укрепление холста, красочного слоя и грунта, а также на очистку пожелтевшего лакового слоя. Работу над картиной «Испытание силы Яна Усмаря» проводила группа ГРМ, в которую входили , и . После окончания реставрации, в конце 2014 года, обновлённая картина демонстрировалась на выставке, посвящённой 250-летию со дня рождения Григория Угрюмова.

В настоящее время картина «Испытание силы Яна Усмаря» выставлена в зале № 15 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся «Подвиг молодого киевлянина» Андрея Иванова, «Медный змий» Фёдора Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Александра Иванова, а также его же эскизы и этюды к картине «Явление Христа народу».

Угрюмов Григорий Иванович Картины биография Ugryumov Grigoriy

Угрюмов Григорий Иванович — русский живописец, художник исторического жанра и портретист. Родился в 1764 году в Москве в семье купца-жестянщика. В 1770
году родственниками был определен в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.

Обучение живописи Григорий Угрюмов проходил в классе знаменитого Дмитрия Григорьевича Левицкого.
По окончании Академии в 1785 году Угрюмов получил золотую медаль за картину по академической программе
«Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне». Награда предоставляла молодому художнику право пенсионерской поездки
в Италию для усовершенствования в живописи. В 1787 году Угрюмов отправился в Рим, где пробыл четыре года,
копируя античные статуи, картины Паоло Веронезе, Гвидо Рени, Тициана и других итальянских мастеров.

По возвращении в Санкт-Петербург в 1790 году Угрюмову было поручено преподавание курса исторической живописи в Академии художеств.
В 1794 году художник был признан «назначенным» в академики и в 1797 получил звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря».
После этой картины Угрюмов получил первые заказы на написание картин от императорского дома Романовых.

С 1794 года он создал по высочайшим заказам исторические
полотна: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной
им победы над немцами», «Взятие Казани», «Призвание Михаила Федоровича Романова
на царство» и другие работы. Благодаря своей творческой деятельности и
незаурядному дару композиционного построения изображаемых исторических персонажей Угрюмов
стал пользоваться широкой известностью в петербургских кругах и благоволением
императрицы Екатерины II, а затем и императоров Павла I и Александра I; по их
заказам художник исполнял многосложные картины для важнейших строившихся в те
времена в Санкт-Петербурге и Российской империи зданий: для Михайловского замка,
собора Александро-Невской лавры, Казанского собора, собора в Одессе и других сооружений.

Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве

В 1800 году Угрюмов был удостоен звания профессора исторической живописи
и постоянного члена Совета Академии художеств, а в 1820 году стал ректором исторической живописи. Для Казанского собора в Санкт-Петербурге Угрюмов исполнил
образа «Святые Зосима и Савватий Соловецкие», два архангела на южной и северной дверях иконостаса, и также написал образа для церкви лейб-гвардии
Финляндского полка. Помимо этого Угрюмов довольно искусно писал портреты, в том числе: купца Водовозова, доктора Каменецкого, семьи купцов Серебряковых
(все находятся в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве). Угрюмов Григорий Иванович был одним из первых российских художников исторического жанра, а как
преподаватель, он подготовил многих замечательных живописцев — Андрея Иванова, Василия Шебуева, Алексея Егорова, Ореста Кипренского и других блестящих
художников. Угрюмов Григорий Иванович умер в 1823 году в Санкт-Петербурге.

Угрюмов Григорий Иванович — русский художник

Русский художник Угрюмов Григорий Иванович . Автор картин: Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года; Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.; Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне; Испытание силы Яна Усмаря; Портрет А.М.Серябряковой; и многих других.

Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823)

Родился Г. И. Угрюмов в семье купца-жестянщика. Отец его, будучи родом из Ярославской губернии, обладал незаурядными способностями, которые выдвинули его в число депутатов по составлению нового Уложения.

Заметив в сыне художественные наклонности, он отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при АХ.

Еще на академической скамье Угрюмов проявил себя как талантливый рисовальщик. Наставниками его были исторические живописцы П. И. Соколов, Г. И. Козлов и И. А. Акимов.

Работы юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно «Детские вакханалии», «Смерть Лукреции», оба 1783).

В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию. Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе «Похищение Европы»), художник добился значительных успехов.

Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью

К национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине — «Испытание силы Яна Усмаря» (1796-97). В основу сюжета положено летописное сказание о киевском кожемяке Яне Усмаре, который вызвался продемонстрировать перед князем Владимиром свою силу, чтобы получить право сразиться с печенегами, вступив в единоборство с их богатырем. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка. Следование античным традициям — одно из основных требований классицизма — соблюдено художником в полной мере. Ян Усмарь, атлетически сложенный, как античный герои, представлен не в одежде ремесленника, а полуобнаженным, с драпировкой у пояса. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.

Вскоре ему было поручено написать несколько картин для интерьеров строящегося Михайловского замка. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Работа эта заняла более двух лет, и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99). Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности.

Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Своей простотой и серьезностью эти работы выгодно отличаются от его тяжеловесных исторических композиций. Много лет возглавляя исторический класс АХ, Угрюмов воспитал блестящую плеяду русских исторических живописцев, среди которых были А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. А. Кипренский и другие мастера, составившие славу отечественного искусства.

Картины художника

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.

Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне

Испытание силы Яна Усмаря

Портрет А.М.Серябряковой

Портрет И.К.Каменецкого

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами

Угрюмов Григорий Иванович. Биография, картины художника

Годы жизни 1764-1823

Известно, что Григорий Иванович Угрюмов родился в 1764 году, точной даты в литературных источниках нет. Родился в Москве. В семье купца, новатора, что дало возможность стать депутатом по составлению и редакции нового Уложения. Увидев способности мальчика к рисованию, отец отвёз его в воспитательное училище в Петербург в 1770 году. Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Работы юного талантливого художника продаются на аукционах, которые организовывались Академией художеств. Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г.).

В 1785 году за экзаменационную работу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» Г.И. Угрюмов удостоен золотой медали Академии художеств. С завершением учебы его отправляют в Италию, в Рим, где он рисует с античных скульптур, и произведений эпохи Возрождения.

По возвращении из Италии в Россию в 1791 году, русский художник получает должность преподавателя класса исторической картины в Академии.

В 1793 году Г.И. Угрюмов берёт заказ от Екатерины II – это историческая картина «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Полотно должно было украсить собор Троицкий Александро-Невской лавры, его можно увидеть там и в наше время. Картине свойственна сложная композиция, с множеством фигур, классический стиль.

Второй исторической картиной, написанной в 1796 году,  «Испытание силы Яна Усмаря», Г.И. Угрюмов раскрывает летописное сказание о кожемяке Яне Усмаре, родом из Киева. В ней дабы показать свою силу герой должен был остановить бег разъярённого быка. Картина выполнена в античном стиле. Эта картина принесла русскому художнику славу и звание академика.

В 1820 году Г.И. Угрюмов – ректор класса историческая живопись Академии художеств. Благодаря своей известности у русского художника достаточно много серьёзных, больших заказов от царской семьи. Им были написаны полотна для Лавры Александра Невского, Михайловского дворца, собора в городе Одессе, Казанского собора… В Михайловском дворце находятся полотна «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-1799гг.).

Хотя основным направлением творческой деятельности художника была историческая картина, он написал целую галерею портретных работ.

На протяжении всей своей жизни Г.И. Угрюмов преподавал, передавая мастерство написания исторической картины талантливым художникам, ставшим в последствии известными по всей России и за её пределами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: