Лосенко Антон Павлович — русский художник
Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.
Лосенко Антон Павлович (1737-1773)
Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как “спавший с голоса”, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.
Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.
В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.
В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет “Зевс и Фетида” (1769).
В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна “Авель” и “Каин” (оба 1768).
В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – “Владимир и Рогнеда” (1770).
Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В картине представлен кульминационный момент “прежалостной судьбы” Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею “неволею сочетался”.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс “Изъяснение краткой пропорции человека…”, ставший пособием для нескольких поколений художников.
В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – “Прощание Гектора с Андромахой”; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.
Античный сюжет из “Илиады” Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.
Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.
Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.
Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.
Картины художника
Авель.
Авраам приносит в жертву сына своего Исаака
Владимир и Рогнеда
Натурщик, сидящий на камне (этюд).
Портрет Л.Геннингера (эскиз).
Портрет актера Ф.Г. Волкова
Портрет актёра Я.Д.Шумского
Портрет императора Павла I в детстве
Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова
Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова
Прощание Гектора с Андромахой
Смерть Адонисa
Чудесный улов
Лосенко Антон Павлович
Художник-живописец классицист, мастер исторической картины, рисовальщик, профессор Петербургской Императорской Академии художеств.
1750-е | Учеба в Петербургской Академии художеств. |
Начало 1760-х | «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». |
1760-е | Пенсионер Академии художеств, посещает Париж, Рим. |
1763 | «Портрет актера Ф. Волкова». |
1770 | «Владимир и Рогнеда». |
1770-е | Профессор Академии художеств. |
1773 | «Прощание Гектора с Андромахой». |
Андрей Первозванный
«Стыдитесь, несмысленные почитатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди».
Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины III, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским. Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка, а после получения за конкурсную картину золотой медали в конце курса обучения, у него появилась возможность стажировки в Европе.
В Париже он пишет картину «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», а также ведет «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры…», где отмечает наиболее интересные произведения, рассуждает об их композиции и живописи. Больше всего его интересует «большой стиль» в искусстве Рафаэля, Рембрандта, Пуссена и картины, поразившие его своей жизненной пра вдой.
Владимир перед Рогнедой
Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.
Соратники Лосенко, профессор Угрюмое, автор картины «Испытание силы Яна Усмаря», профессор Соколов, преподаватель Академии по рисунку, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка, в работах которого не видно никаких ошибок. На его произведениях учились поколения студентов Академии.
Жертвоприношение Авраама
В последний год жизни Лосенко пишет картину на сюжет «Илиады» Гомера «Прощание Гектора с Андромахой». Художник создает широкое сценическое пространство, строит глубокую перспективу архитектуры, фигуры героев выводит к раме, как к рампе сцены. Пространство разделяется по принципам классического построения на три плана — дальний, написанный холодными синими красками, средний. где развивается все действие, и передний, как бы создающий раму для действия внутри картины. Фигуры героев написаны тонкими слоями (лессировками) цвета. Полупрозрачная живопись (гризайль) кажется написанной в одном колорите благодаря просвечивающему рисунку. Живопись построена на трех основных цветах, так называемая классицистическая цветовая триада: красном, желтом, синим, в смешении они дают остальные (дополнительные) цвета палитры.
Другие картины художника:
Другие художники:
- Левицкий Дмитрий Григорьевич
- Левитан Исаак Ильич
- Куинджи Архил Иванович
- Крамский Иван Николаевич
- Кипренский Орест Адамович
метки: художник-живописец, классицист, рисовальщик
РЕСТАВРАЦИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ А.П.ЛОСЕНКО
ЛОСЕНКО Антон Павлович (30.07.1737, Глухов, Малороссия – 23.11.1773, Санкт-Петербург)
Живописец, рисовальщик, автор картин на исторические, библейские, мифологические сюжеты, портретист, педагог, основоположник отечественной школы исторической живописи.
1844 – отправлен певчим в придворный хор в Петербург. Первоначальные навыки рисования и живописи получил у художника Ольховского.
1753 – по распоряжению Елизаветы Петровны отдан в обучение к И.П.Аргунову.
Между 1753 – 1758 – копия с картины неизвестного европейского художника «Товий и ангел».
До сентября 1760 – репрезентативный портрет И.И.Шувалова, куратора Академии; изображение А.П.Сумарокова.
1760? 1763? – портрет Ф.Г.Волкова. По общему решению портрет не выходит за рамки барочной стилистики.
1760 – обучение в Париже под руководством Ж.Ресту (Младшего).
1762 – картина «Чудесный улов рыбы». Сложная многофигурная композиция является свободной копией одноименной картины французского живописца Ж.Жувене.
1764 – штудии человеческого тела «Лежащий натурщик», «Натурщик, сидящий на камне». Картина «Андрей Первозванный».
Многочисленные этюды и рисунки парижского периода утрачены.
1765 – картина «Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)». Сочетание барочной экспрессии с присущим классицизму стремлением к правдивой передаче идеальной натуры.
1 декабря 1765 – переезд в Рим. Прославился как блестящий рисовальщик.
1768 – два превосходных изображения обнаженных натурщиков – «Каин» и «Авель» (названия даны в XIX в.)
1768-1769 – копия на холсте фрески Рафаэля «Правосудие» в станцах Ватикана
1769 – возвращение в Петербург
1770 – картина «Владимир и Рогнеда». Это едва ли не самая первая в России картина на сюжет из отечественной истории, чем и обусловлено её особое место в истории русского искусства. По драматической коллизии и динамичной композиции работа ближе стилю барокко, нежели классицизму.
1772 – директор Императорской Академии Художеств. В числе учеников Лосенко были И.А.Акимов и П.И.Соколов.
1773 – картина «Прощание Гектора с Андромахой» (не завершена). Написана по заказу Екатерины II. До появления полотна Ф.А.Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) картина Лосенко считалась эталоном исторической классицистической школы.
Главные работы:
«Портрет И.И.Шувалова» (1760, ГРМ)
«Портрет А.П.Сумарокова» (1760, ГРМ)
«Портрет Ф.Г.Волкова» (1760(?), 1763(?), ГРМ; гравирован Е.П.Чемесовым в 1764)
«Чудесный улов рыбы» (свободная копия одноименной картине Ж.Жувене (1705), 1762, ГРМ)
«Андрей Первозванный» (1764, ГРМ; гравирован И.А.Берсеневым в 1784)
«Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» (1765, ГРМ)
«Каин» (1768, ГРМ; гравирован Г.И.Скородумовым)
«Авель» (1768; Харьковский ХМ)
«Зевс и Фетида» (1769, ГРМ)
«Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ)
«Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ; эскиз – ГТГ).
______________________________________________________
Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008
Источники вдохновения
Как говорилось выше, Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II. Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из своей библиотеки. Книга была проиллюстрирована гравюрами, на одной из которых была изображена сцена прощания Гектора и Андромахи. Кроме того, искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка и поэта XIII века Гвидо де Колумны «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства, из разных древних писателей собранная».
Однако прообразом картины послужило одноимённое полотно французского художника Жана Ресту-младшего, написанное в 1727 году. Ресту был наставником Лосенко, когда тот работал в Париже во время пенсионерской поездки за границу в 1760-1762 годах. К сожалению, некоторые детали полотна из-за смерти художника так и остались не завершёнными…
Новое в блогах
Среди всех картин художника Ильи Глазунова есть одно произведение, которое я по наивности своих представлений, считаю лучшей работой мастера. Картина не столь известна как многие другие популярные работы художника, но которая обладает, по моему убеждению, более глубоким смыслом, чем все остальные. Речь идет о полотне «Братоубийца» (Каин и Авель), написанной в 1963 году. (Фотографию картины прилагаю, изображение смотрите ниже)
На картине мы можем увидеть изображение двух мужчин – персонажи известной библейской истории. Согласно Святому преданию, Каин и Авель были родными братьями – первыми детьми прародителей рода человеческого Адама и Евы. Авель стал первой жертвой убийства, его убил родной брат. Эту историю все прекрасно знают и без меня, не думаю, что следует отдельно останавливаться на изложении теологического и прочих смыслах известного сюжета. Всем, кому действительно интересна эта тема, без труда смогут найти множество источников и комментариев к ним. Картина в данном случае, поднимает несколько иной пласт вопросов, которые для меня и определяют особую ценность произведения. А именно, она позволяет внутри себя обнаружить скрытые начала человеческой натуры.
Предлагаю небольшой эксперимент. Постарайтесь сейчас отвлечься от текста, посмотреть на картину и интуитивно определить: кто на картине изображен. Кто из них Авель, а кто Каин?
Делюсь своими интуитивными соображениями, буду признателен, если у кого-то возникнут другие ассоциации или другие мысли. Мои наблюдения следующие: один человек, изображенный с левой стороны картины, предстает перед нами с открытым взглядом, с благородными чертами лица, вызывающий, чисто внешне, расположение к себе. А второй человек, наоборот, больше похож на уголовника, какая-то приземистость и ограниченность наполняет его образ. Если сопоставить внешний вид с известными именами, то создается ложная уверенность в том, что слева изображен Авель, а справа Каин, уж больно как-то сомнительно и недостойно выглядит человек справа на холсте. А теперь давайте вспомним библейский сюжет. Именно высокомерие и зависть послужило мотивом убийства. И именно смесь этих чувств и заставляет нас думать о том, что человек справа – это недостойный человек. Рискну предположить, что сам Каин именно так и думал, поэтому, выразил свой гнев и возмущение «более достойного» через убийство своего брата. Каин себя считал человеком высшего, особого порядка. Есть еще пару других косвенных признаков, указывающих, что замысел художника заключался именно в том, чтобы вывернуть картину наизнанку и дать нам, всем зрителям, примерить чужие пороки на себе. И мне кажется, что Глазунову этот прием в данном произведении удался. Если ошибаюсь, прошу меня великодушно простить.
Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»
Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись. Написано это произведение было в 1773 году.
Автор, хоть и опирается на классический гомеровский сюжет, но не следует ему в точности. В своей работе Лосенко не стремился к воспроизведению атрибутов того далекого времени, посему практически не заботился об исторической достоверности того, что изображено на картине. Основная идея полотна заключается в патриотизме и самоотверженном служении Родине, выразителями которой являются главные персонажи картины – Гектор и Андромаха.
Место действия картины – город, из которого троянский герой Гектор отправляется на битву. Служащий фоном городской пейзаж обрамляет представленную на картине сцену по типу театральных кулис. Центральные персонажи картины – Гектор и его жена Андромаха выдвинуты немного вперед. Слева и справа находятся воины и пажи, которые, как в театре, представляют собой толпу не имеющих индивидуальности статистов, стоящих позади главных героев.
Поза Гектора исполнена трагического героизма – в эффектном красном плаще он стоит, подняв руку, и высокопарно обращаясь к небу, прощается с женой и всеми согражданами. Андромаха также захвачена патриотическим пылом мужа – как истинная жена героя, она не проливает горьких слез, а вдохновляет его на подвиг. При этом мы не видим никаких личных переживаний героев, целиком отдавшихся всепоглощающему чувству патриотизма.
В картине использованы строгие тона – никакой пышности и богатства одежд, буйной зелени, затейливо выписанных предметов обихода. Ничто не отвлекает зрителя от главной идеи – самопожертвования героя во имя Родины.
Антон Лосенко – основоположник русской исторической живописи
Антон Лосенко – основоположник русской исторической живописи
Антон Павлович родился 30 июля (10 августа) 1737 года в Глухове, городе, долгие годы бывшем резиденцией украинских гетманов. Его отец был великоросского происхождения и носил фамилию Лосев, на малороссийский манер фамилию мальчика записали позже, по смерти его родителей.
На сироту, который жил у родственников, обратил внимание поверенный императрицы Елизаветы, по ее поручению он разъезжал по городам империи и искал уникальные голоса для придворного хора. Антоша как раз обладал таким голосом, мальчика забрали в столицу, где предоставили все необходимое для жизни
Однако, певчим он не стал, в период взросления у него пропал голос, а поскольку хирургического решения по сохранению голоса в России не практиковали, Лосенко оставил вокал и переключился на рисование. Интерес и успехи в рисовании он проявил уже в раннем возрасте.
Свое мастерство он продолжил совершенствовать в Париже, вместе с архитектором Василием Баженовым он стал первым пенсионером Академии, отправленным заграницу. Здесь он изучал творчество современных французских художников, представителей Ренессанса, знакомился античным искусством.
В парижский период он написал несколько портретов и картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». На библейскую тематику позже он напишет целый ряд произведения: «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Изгнание из храма торжников», «Святой апостол Андрей Первозванный», «Каин и Авель»».
После возвращения в Петербург, он обращается к темам русской истории, в 1770 году пишет картину «Владимира перед Рогнедой». Эта полотно открыло новый этап в истории русского искусства. Картины, посвященные отечественной истории, наряду с античными и библейскими темами, становятся предметом работы российских живописцев.
Помимо исторических картин художник написал галерею портретов знаменитых современников – графа Бориса Шувалова, поэта Александра Сумарокова, актера Федора Волкова, великого князя Павла Петровича в детстве и другие.
Большая административная нагрузка в Академии быстро подорвала силы и здоровье художника, он скончался в 1773 году, в возрасте 36 лет.
Где увидеть: в Национальном художественном музее Республики Беларусь в постоянной экспозиции “Русское искусство XVIII — первой четверти ХХ века”.
Антон Павлович Лосенко (1737-1773)
Известный исторический живописец, рисовальщик, портретист, педагог, один из первых русских профессоров Петербургской Академии “трех знатнейших художеств” и один из ее директоров, автор “Изъяснения краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании”, по которому училось несколько поколений. Антон Лосенко родился в Черниговской губернии в крестьянской семье. Завоевав по окончании обучения в Императорской Академии художеств Большую золотую медаль, получил право на поездку в Европу для завершения художественного образования и денежный “пенсион”. Во Франции талант русского художника был замечен и оценен тремя медалями Парижской Академии художеств.
“Смерть Адониса”
Полотно было написано в Париже: мягкие, пастельные — голубые, палевые, розовые, зеленоватые — тона колорита свидетельствуют о знакомстве художника с французским рококо. При этом в картине воплощены основные принципы академического классицизма: строгая уравновешенность композиции, четкость рисунка, скульптурная пластичность форм. Понятная человеку любой эпохи античная легенда о любви, победившей смерть, в произведении мастера обретает ясную художественную форму.
Венера
Венера (в греческой мифологии — Афродита) — богиня любви и красоты. Супруга бога огня и кузнечного ремесла Вулкана (Гефеста), мать Амура (Эрота). Существует несколько легенд о рождении Афродиты. Наиболее распространенная называет ее дочерью Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что Афродита происходит от бога неба Урана и родилась из морской пены у берегов островов Кипр и Кифера, поэтому ее почитали как покровительницу мореплавания. Нередко она воспевалась и как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Ей были посвящены яблоко, роза, дельфин, голубь.
Адонис
Адонис — прекрасный юноша, сын царя Кипра Кинира и его дочери Мирры, возлюбленный Венеры. Героя связывали с периодическим умиранием и возрождением природы. Адонис был одним из самых популярных персонажей античной живописи и скульптуры, а с XVI века миф о юноше нашел воплощение в драматургии и поэзии.
Мифологический сюжет
Зная, что ревнивый, беспощадный Марс готовит гибель Адонису, Венера умоляла юношу не идти на охоту. Однако возлюбленный не внял уговорам и был растерзан в лесу вепрем (диким кабаном). Горе Венеры растрогало богов, и они превратили Адониса в цветок анемона. А властелин богов и людей, бог неба и небесных сил Юпитер (Зевс) повелел своему брату, богу подземного царства мертвых Плутону (Аиду), на полгода отпускать юношу на землю: воссоединению возлюбленных радовалась природа — наступала весна.
Амур
Амур — крылатый бог любви, сын Венеры, ее посланник и неизменный спутник. Стрелы Амура, пронзая сердца, пробуждали любовь. В античном искусстве Амура представляли иногда в виде юноши, но чаще в образе шаловливого ребенка с луком и колчаном, наполненным стрелами.
Лебедь
Совершенный облик лебедя — изящной и мощной птицы — в греко-римской мифологии связан с несколькими богами. Он присутствовал при рождении солнечного Аполлона и его сестры — богини охоты и покровительницы животного мира Артемиды (в римской мифологии — Дианы). Афродита путешествовала по воде и по воздуху в сопровождении белых лебедей. Приняв облик лебедя, Зевс обольстил супругу царя Спарты Леду: из яйца на свет появилась красавица Елена, из-за которой впоследствии началась Троянская война. Друг Фаэтона — погибшего сына бога солнечного света Гелиоса (Сола) — безутешный Кикн (греч. “лебедь”) из сострадания был превращен Аполлоном в лебедя и со временем вознесен на небо в виде созвездия.
Колесница
Изобретение колесницы уходит корнями в Месопотамию III тысячелетия до н.э. Колесница была рассчитана на одного-двух человек, и запрягали в нее от одной до четырех лошадей: повозка, запряженная двумя лошадьми, называлась “бига”, тремя — “трига”, четырьмя — “квадрига”. Часто колесница находила применение в войнах, так как являлась быстрым транспортным средством на поле боя. Роскошные колесницы-квадриги использовались в церемониальных действах. Скульптурные изваяния квадриги Аполлона на фронтоне Большого театра в Москве и на Триумфальной арке в Берлине можно увидеть и сегодня.
Эскизы и этюды
Эскизы
В собрании Государственного Русского музея хранится графический набросок-эскиз «Прощание Гектора с Андромахой» (серая бумага, итальянский карандаш, 21,8 × 29,1 см, Р-1206), представляющий собой один из ранних вариантов композиционного построения будущего полотна. В отличие от окончательной версии картины, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку.
В Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый живописный эскиз картины «Прощание Гектора с Андромахой» (холст, масло, 48,3 × 63,5 см, Ж-1062). Совет Третьяковской галереи приобрёл эскиз в 1917 году у московского коллекционера Н. С. Гаврилова (правнука Ф. П. Макеровского). Отмечая мягкость цветовых отношений и цельность колористической среды, Авраам Каганович писал, что «в русской исторической живописи XVIII столетия этот эскиз сохраняет уникальное положение самого живописного произведения».
Эскизы картины «Прощание Гектора с Андромахой»
Графический эскиз (ГРМ)
Живописный эскиз (ГТГ)
Графические этюды
Несколько графических этюдов, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины, хранятся в Государственном Русском музее — «Плачущая служанка» (бумага, графитный карандаш, мел, 27,2 × 11,6 см, Р-1208), «Три воина с оружием Гектора» (бумага, графитный карандаш, мел, 23,9 × 16,0 см, Р-1216), «Рука» (бумага, карандаш, 15,5 × 22,0 см, Р-1200), «Мужская голова» (бумага, карандаш, 13,6 × 10,3 см, Р-1202) и «Рука» (бумага, карандаш, мел, 25,5 × 13,5 см, Р-13012). Авраам Каганович полагает, что подготовительный рисунок к образу плачущей служанки, по всей видимости, был исполнен с натуры — по его словам, этот этюд «живой и экспрессивный, по-лосенковски верно передающий модель». Набросок к фигурам трёх воинов, сделанный для действующих лиц из правой группы, Каганович называл «типичным примером эскиза к картине, в котором художника прежде всего интересовала взаимосвязь персонажей, их пространственное положение, характер действия».
Графические этюды для картины «Прощание Гектора с Андромахой»
Плачущая служанка
Три воина с оружием Гектора
Рука
Мужская голова
Рука
В собрании Государственной Третьяковской галереи находятся этюды «Юноша, подающий щит. Рука, согнутая в локте» (начало 1770-х, бумага серая грунтованная, итальянский карандаш, мел, 28,7 × 22,4 см, 26513, альбом, лист 18, наклеен на лист альбома) и «Голова плачущей женщины» (начало 1770-х, бумага голубая грунтованная, свинцовый карандаш, 14,7 × 12,5 см, Р-1347). Первый из них ранее находился в петербургском собрании А. Р. Томилина, а затем в московском собрании А. Ф. Захарова, у которого был приобретён галереей в 1944 году. Этот этюд, на котором изображён нагнувшийся молодой воин с щитом, «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы. Рисунок «Голова плачущей женщины», также известный под названием «Голова плачущей служанки», ранее находился в собрании А. Ф. Коростина, а затем у И. А. Коростиной, у которой был приобретён галереей в 1971 году и в том же году отреставрирован Е. Н. Дивовой. Этот этюд, который считается «одним из самых ранних и самых выразительных образов русской женщины-крестьянки, созданных в XVIII веке», является свидетельством вдумчивых поисков образа служанки.
Три графических этюда хранятся в Музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге — «Мужчина с палкой» (бумага, карандаш, 29,1 × 22,2 см, 1874), «Два воина» (бумага, карандаш, 39,5 × 28,0 см, 1876) и «Воин в каске» (бумага, карандаш, 27,5 × 24,0 см, 1875). В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина находится этюд «Ребёнок» (бумага серая грунтованная, карандаш, 21,1 × 13,5 см, ГР-850, из коллекции И. С. Зильберштейна), на котором изображён полулежащий обнажённый ребёнок. Этот рисунок был использован художником для образа Астианакса.
Графические этюды для картины «Прощание Гектора с Андромахой»
Юноша, подающий щит. Рука, согнутая в локте
Голова плачущей женщины
Мужчина с палкой
Два воина
Воин в каске
Ребёнок
Композиция
Композиция картины включает в себя несколько групп людей. В центре можно увидеть самого Гектора, который показан народным героем. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына, левую протянул к небу. Художник показывает его не только любящим отцом, но и верным гражданином Трои.
Как утверждает искусствовед Авраам Каганович, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Одежда Гектора, особенно его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия».
Главное содержание образа Гектора у Лосенко заключается в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Поэтому этот образ героя-троянца вызывал у зрителя не простое сострадание, а чувство искреннего уважения.
Образ Андромахи, также занимает центральное место на картине. Однако, по словам Кагановича, выполнен менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, потому что «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики»
С маленьким сыном на руках, она повернулась к Гектору, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев»
Немаловажное место занимает образ плачущей служанки, которая является характерным персонажем картины. Кстати, она присутствует в подготовительных эскизах Лосенко, начиная с самых ранних
Женщина плачет, утирая слёзы концом косынки. Самое интересное, что её костюм мало отличается от обычной одежды XVIII века и совсем не похож на ту, что носили во время Гомера.