Степь днем. 1852
Саврасов А.К.Холст, масло73,5 х 104,5
Русский музей
Аннотация
Алексей Кондратьевич Саврасов — один из самых известных и любимых русских пейзажистов. Уже в 1850-х заметны попытки молодого художника преодолеть академические традиции и найти свой путь в искусстве. Значительную помощь в становлении его оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали несколько произведений, среди них два пейзажа «Рассвет в степи» (Ж–7941) и «Степь днем» (Ж–6660), хранящиеся в Русском музее. В них художник стремится отразить свои чувства и впечатления от степных украинских просторов, он освобождается от темного колорита первых работ и обогащает палитру красками освещенной солнцем степи. В пейзаже «Степь днем» художник передает состояние знойной степи: в безоблачном небе парит одинокая птица, а внизу, на земле две куропатки пытаются найти отдых от полуденного солнца в пожелтевшей траве. Именно в эти годы о молодом художнике заговорили как о самобытном мастере, глубоко чувствующем природу. Очень точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле».
Биография автора
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, Москва – 1897, Москва)
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного «видописца» К.И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В.Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ.
Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.
Живопись
Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:
В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.
Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»
Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.
«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом. Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.
В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:
Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»
Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).
В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».
Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»
70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.
Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».
Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»
В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал
Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»
В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.
Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.
«100-летие Товарищества передвижных художественных выставок. Русская живопись XIX в.» – выпуск от 14 октября 1971 года
Саврасов Алексей Кондратьевич (1832 – 1898). «Проселок» (1873)
Оформление серии | И.Мартынов, Н.Черкасов |
Цвет | многоцветная |
Зубцовка | 12½ × 12 гребенчатая |
Размер | 37 × 52 мм |
Тираж | 6 300 000 |
Способ печати | офсет |
Бумага | мелованная с лаковым покрытием |
Номинал | 16 копеек |
Каталоги: | |
ЦФА | 4057 |
Ст.коллекция | 3983 |
Michel | SU3934 |
Scott | SU3900 |
Yvert | SU3770 |
Серия: | состоит из 6 марок и блока: |
- В.Е.Маковский (1846-1920). «Свидание» (1883)
- Н.А.Ярошенко (1846-1898). «Курсистка» (1883)
- Н.А.Касаткин (1859-1930). «Шахтерка» (1894)
- Г.Г.Мясоедов (1834-1911). «Косцы» (1887)
- А.К.Саврасов (1830-1897). «Проселок» (1873)
- И.И.Шишкин (1832-1898). «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)
- И.Н.Крамской (1837-1887). «Автопортрет» (1867)
1873 год
Русская школа.
Пейзаж
Холст, масло
Размеры: 70 × 57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Этот, совершенно новаторский для русской живописи 1870-х годов, пейзаж рожден из импрессионистической тоски по «остановись, мгновенье» — в данном случае, это мгновенье между только что закончившимся обвальным ливнем и солнцем, которое вот-вот вспыхнет ярким светом на очистившемся от туч небе. Для картины характерна почти импрессионистическая техника, хотя, в сущности, она не смотрится неорганичной в ряду других работ художника. Известна эмоциональная формула самого Саврасова, донесенная до нас его учениками: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь — значит, пейзаж-дрянь…» «Проселок» написан словно для того, чтобы проиллюстрировать этот тезис. Впрочем, сам автор — судя по ряду косвенных свидетельств — не был доволен своей работой. Более того, она ровно двадцать лет находилась «под спудом». Дело в том, что Саврасов подарил ее своему другу и соратнику по Товариществу передвижных художественных выставок, И.Прянишникову (1840-1894), и она хранилась в его закрытой коллекции. Показали «Проселок» широкой публике лишь в 1893 году.
Преобладание теплых тонов с множеством оттенков, переходящих друг в друга делает картину переливающейся, светящейся изнутри. Этот пронзительный свет превращает ее в настоящий гимн. Очертанья деревьев слегка размыты. Они, предчувствуя близкое солнце тянутся к небу (как и все, находящееся на земле) – так создается «содержательная вертикаль», вообще характерная для картин Саврасова. Общая тепловая тональность – в целях уравновешивания колористического решения – приглушена рефлексами зеленого. Изумрудная трава, омытая дождем, дышит свежестью. Так написанный топкий и грязный проселок превращается в некий эстетический эталон, поэтический образ, делая этот как будто «бросовый» сюжет несомненно художественным.
Краткая биография Саврасова Алексея Кондратьевича представлена в разделе «Художники»
Сочинение по картине Саврасова Проселок 3, 7 класс описание
Очень много за свою жизнь пришлось пережить талантливому русскому художнику – пейзажисту Саврасову Алексею Кондратьевичу. Это и потеря близких ему людей, частые болезни. Но мастер продолжал творить, невзирая ни на какие преграды. Саврасов посвятил свою жизнь искусству. Ему нравилось изображать красоту родного края. Он мог часами бродить проселочными дорогами в поисках именно «того» заветного пейзажа.
Так в 1873 году, художник создает потрясающую картину «Проселок». Но зрителем не может созерцать данное творение, так как Саврасов подарил данное полотно своему давнему лучшему другу И. Прянишникову. Долгое время картину не видели зрители и только спустя сто лет, а именно в 1883 картина попала в свет. Она вызвала фурор у своего зрителя. Художник попал именно в точку, когда выбрал именно этот пейзаж.
На картине изображен обычный летний день после дождя. Тучи на небе еще не разошлись после стихии. Половина неба темная и мрачная с огромными черными тучами, а вторая половина уже светлеет и сквозь небольшие облачка пробиваются прямые лучи солнца.
Алексей Кондратьевич в своем творении изобразил дорогу, которая размыта ливнем. На земле лежит еще не впитавшаяся вода после ливня. Сейчас по такой дороге не проехать и можно застрять. Дорога уходит вправо. Что изображено за углом нам не известно. По правую сторону картины изображен не большой холм. На нем немного зелени.
А по левую сторону, мы видим широко раскинувшийся луг. Он ярко-зеленого цвета. Дождь напоил зелень своими каплями. Теперь трава сочная и чистая. Местами виднеются яркие цветы.
В тот момент можно ощутить необычайные ароматы свежести, которые можно почувствовать только после дождя, когда вода прибьет пыль и воздух будет чистый и свежий. В самом центре картины изображены шесть деревьев посаженных в ряд. Они похоже на плодовые деревья. Возможно это яблони. Их ветви тянутся к солнцу.
Картина наполнена жизнью и энергией. Саврасов мастерски использовал сочетание красок и донес до своего зрителя настроение «жизни и энергии». Когда смотришь на полотно, то хочется дать еще одно название картине, это «Природа после дождя». Но художник выбрал другое название.
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс
Татьяна Николаевна Яблонская, знаменитая художница Советского Союза. Но ее превосходные работы были известны, и за границей от чего художница имела колоссальную популярность в то время. Зрителю очень нравилось лицезреть работы Яблонской
- Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз 6 класс
Это ироничное название картины, как я понимаю. Не спорю, что мальчик, который играет на балалайке, может хорошо музицировать… Но всё-таки виртуоза представляешь на сцене во фраке. Пусть он юн и хрупок, но все мэтры восхищаются им, устраивают овацию
- Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу
Одна из самых сложных работ Иванова Александра Андреевича — это полотно «Явление Христа народу». Знаменитый живописец взял за основу в своей картине библейские и мифологические сюжеты.
- Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
- Другие
Саврасов А.К.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, Москва – 1897, Москва)
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного «видописца» К.И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В.Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ.
Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.
Степь днем
Пост. в 1957 от А.С.кузнецова
Алексей Кондратьевич Саврасов — один из самых известных и любимых русских пейзажистов. Уже в 1850-х заметны попытки молодого художника преодолеть академические традиции и найти свой путь в искусстве. Значительную помощь в становлении его оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали несколько произведений, среди них два пейзажа «Рассвет в степи» (Ж–7941) и «Степь днем» (Ж–6660), хранящиеся в Русском музее. В них художник стремится отразить свои чувства и впечатления от степных украинских просторов, он освобождается от темного колорита первых работ и обогащает палитру красками освещенной солнцем степи. В пейзаже «Степь днем» художник передает состояние знойной степи: в безоблачном небе парит одинокая птица, а внизу, на земле две куропатки пытаются найти отдых от полуденного солнца в пожелтевшей траве. Именно в эти годы о молодом художнике заговорили как о самобытном мастере, глубоко чувствующем природу. Очень точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле».
Саврасов Алексей Кондратьевич
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Популярные сочинения
- Какие ошибки невозможно исправить? Сочинение для 11 класса В жизни каждого человека есть место для ошибок. Их допускают абсолютно все. Единственное, есть ошибки легко исправляемые, а есть фатальные, которые исправить невозможно, и они могут повлиять на всю твою последующую жизнь
- Сочинение Приемная семья рассуждение В жизни каждого человека нет ничего важнее семьи. Именно она дарит нам любовь, добро и теплоту. В семье мы учимся нравственности, уважению к старшим. В ней можно почувствовать себя по-настоящему счастливым
- Сочинение про собаку (1, 2, 3, 4, 5, 7, 9 класс) Как вы все знаете «Собака друг человека», в большинстве случаев так и есть. Собака для своего хозяина стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со своими друзьями
Могила
Известное полотно Саврасова под названием «Могила» с первого взгляда навевает на зрителя печаль и тоску. Глядя на нее, на глаза могут невольно навернуться слезы.
Особо остро здесь ощущается очень тонкая грань между жизнью и смертью. Зимний пейзаж вокруг могилы олицетворяет сон природы и вечный сон усопших, покоящихся на кладбище.
Тишина доносится до зрителя через полотно. Кажется, что одинокие деревья плачут над могильным камнем.
Унылости полотну придает преимущественно серая гамма, и то, что небо потемнело от грусти. Все как будто застыло или уснуло.
На кресте могилы находится еле видный погребальный венок с живыми цветами, который чуть развеивает грусть и уныние, и говорит о смерти как о переходе в вечность.
Снежная гладь “поглотила” всю землю для длительного сна. Окружающая природа плачет.
Куры на задворках
Полотно “Куры на задворках” было создано в 1874 году. Будничный отрывок деревенской жизни отобразил художник на этой картине.
На маленьком участке сада, недалеко от старенького дощатого дома, пасутся куры под надзирательством строгого петуха с пестрым хвостом. От дороги этот участок огорожен перекладиной из широких прутьев.
Куры ищут зерна среди больших лопухов, пушистых одуванчиков, стеблей мать-и-мачехи. Вблизи этой идиллии изображен широкий куст.
Вдоль участка проложена широкая старая деревянная доска, вероятно, во время ливней здесь скапливаются крупные лужи. Трава тут редкая и низкая.
Steppe during the Day
Oil on canvas. 73,5 х 104,5
Alexei Kodratievich Savrasov is one of the most renowned and famous Russian landscape painters. In 1850-s the young artist began his attempts to overcome academic traditions and to find his own way in art. A trip to Ukraine was an important step in his artistic development. During this trip the artist created a number of works, including two landscapes that are exhibited in the Russian Museum – Steppe at Dawn (Ж–7941) and Steppe during the Day. In these works the painter tried to express his feelings and impressions from the vast spaces of the Ukrainian steppes. He refused from dark shades typical for his first works and enriched his palette with the tones and colours of sun-lit steppes. In his painting Steppe during the Day the artist expresses the scorching heat of the steppe. A single bird sores in the sky, and on the ground two partridges try to hide from the midday sun in the faded grass. After these works Savrasov began to be considered a unique master with a personal style and a deep feeling of nature. I. Levitan, one of the pupils of Savrasov, wrote about his tutor: “Savrasov tried to find in the most common views those deeply intimate, touching, often sad traits that are specific for our landscapes and have such incredible influence on one’s soul. Lyricism in landscape painting and endless love to motherland – it all started in Russian art with Savrasov”.
Savrasov Alexei Kondratyevich