Красный закат. Описание картин Куинджи
Архип Куинджи. Красный закат.
1905—1908. Холст, масло. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США.
В творчестве Куинджи проявилась еще одна страсть, которую он настойчиво пытался реализовать в полыхающих солнцем картинах. Куинджи можно считать наиболее значительным после Айвазовского «солнцепоклонником».
Его печальные, минорные закаты («Закат», 1876—1890; два одноименных этюда «Закат в степи на берегу моря», «Закат», все — 1898—1908, ГРМ) прописаны густой пастозной краской. Густой фиолетовый цвет задавлен светлым желтым или оранжевым. Эти необычайно красивые и естественные цветосочетания соответствуют реальной природе солнечного освещения.
Если в горных пейзажах цвета перерастали в декоративную живопись, то «солнечный» цикл сохраняет все обаяние натурного цвета. В этюдных работах закаты спокойны, так же тихо созерцательны, как и другие произведения Куинджи.
Некоторые закаты можно понять метафорически: как тихое угасание природы, как завершение естественного кругооборота жизни. Минорное угасание света, пепельное покрытие ярких красок, траурное смещение фиолетовых, бордовых и сиреневых цветов свойственны были и горным этюдам художника.
К этому времени относятся несколько замечательных произведений Куинджи, как бы сконцентрировавших его элегическое мировосприятие. Оно впервые появилось в картине «Вечер» (1888), где минорные краски холодного фиолетового регистра создают печальное настроение, какое-то ностальгическое чувство по угасающей жизни природы.
Этюд «Сумерки» (1890—1895, ГРМ) наполнен тревожными предчувствиями, фиолетовые и желтые цвета звучат предостережением. Беспокойные ощущения заложены в сопоставлениях оранжевого и фиолетового, в сумеречных полутонах земли и неба. Минорные ощущения в картинах Куинджи возникают из игры полутонов, из их перетекания и переливов.
В основе эмоционального строя лежит личное переживание художника, но оно обретает в «Сумерках», всеобщее значение, необычайно созвучное эпохе. Оно смыкается с настроениями разочарованности, с осознанием тщеты человеческого бытия.
Дороги человеческой судьбы, созерцание неба и одиноких в своем величии кавказских вершин, с которыми человек ведет мысленную беседу, — излюбленные темы Куинджи рубежа XIX-XX веков. Но чтобы выразить это умонастроение времени, художнику пришлось «наработать» массу этюдов на тему солнечных закатов. Они не были проходными или подготовительными.
Они представляли самостоятельную художественную ценность. Художественными перлами воспринимаются натурные работы, где угасание светила, подернутого сумеречным пеплом, кажется трудным для изображения такого быстротечного явления природы, как закат («Закат», Закат зимой. Берег моря», оба — 1876—1890, ГРМ).
Зато в центральной картине «солнечного цикла», в «Красном закате» (1905—1908, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Куинджи предстает солнцепоклонником. В элегических закатных мотивах художник кажется угомоненным язычником.
Полыхание красок расплавленного солнца, залившего мир напряженным цветом, тем не менее создает впечатление если не умиротворения, то лирического созерцания мощного дневного светила, смиряемого силами приближающейся ночи. В стихиях природы Куинджи старался познать противоположные их начала: ночь и день, порыв и покой, немощь и силу.
Лунная ночь представлялась бездонным мирозданческим пространством. Солнце, напротив, все было на поверхности небесной сферы. Оно трактовалось двояко: умиротворенным, погибающим, гаснущим или буйно полыхающим, яростной стихией. Солнце дарует жизнь. Поэтому, видимо, «Красный закат» плотно сомкнулся с фольклорными представлениями, где солнце воспринимается как источник жизни и красоты.
Первая работа по душе
В Мариуполе Куинджи удалось устроиться в салон местного фотографа ретушёром. Эта работа приближала его к заветной мечте и давала опыт в приобретении художественных навыков. Оставалось и достаточно времени для самостоятельных занятий. В Одессе, куда он уехал через несколько месяцев, целеустремлённый юноша продолжил заниматься ретушированием. Спустя три года, переехав в Таганрог, этой же работе посвятил следующие 5 лет жизни: в центральном фотосалоне С.С. Исаковича с 1860 по 1865 год Куинджи Архип, амбициозный и трудолюбивый, увлечённо и терпеливо работает, учится и оттачивает своё мастерство.
Березовая роща
Картина была создана в 1879 году, до сих пор является одной из самых знаменитых работ живописца. Полотно писалось в стиле романтического пейзажа.
Как и во многих своих других работах, мастер достигает особого эффекта с помощью необычных комбинаций цвета и света, картина пронизана контрастом солнца и тени.
Верхушки берез зритель не видит, на полотне изображены только их стволы и немного ветвей, по центру картины автор нарисовал неспешно текущий ручей.
Благодаря этому произведению Куинджи получил славу, коллеги по цеху смогли оценить его, говорили о том, что он может свободно работать с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов, живописца даже называли «русским Моне».
Разрыв с передвижниками
Товарищество во многом сдерживало талант и ограничивало творчество Куинджи, уверенного в своих силах мастера с безупречной репутацией, осознающего степень популярности своего имени среди русских и европейских живописцев. Поэтому выход его из организации был предрешён и являлся делом времени. К решительному шагу художника подтолкнула анонимная газетная статья, в которой критиковались Товарищество передвижников и творчество Куинджи. Впоследствии автором статьи оказался друг по Товариществу Клодт М.К.
Тем не менее дружба со многими художниками, членами Товарищества, не прекращалась и после выхода Куинджи из состава к концу 1879 года.
Успехи в творчестве и личной жизни
Присоединившись к передвижникам, художник получил больше возможностей для демонстрации своих картин. К тому же, он теперь мог зарабатывать на своем творчестве. Благодаря им, молва о таланте Куинджи разнеслась по всей России. Вера Лагутенкова – кандидат искусствоведения – про товарищество передвижников:
Первая картина художника, которую Павел Третьяков купил для своей галереиА.И.Куинджи «На острове Валааме», 1873 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
За картину «Снег» Архип Иванович был удостоен бронзовой медали на международной выставке, которая проходила в Лондоне. 1875 год ознаменовался для Куинджи поездкой во Францию, где он подготовился к своей свадьбе, заказав костюм для церемонии.
В Мариуполе молодой художник обвенчался с дочерью местного купца. Невесту Архипа Ивановича звали Вера Леонтьевна Кечеджи-Шаповалова. Эту девушку он полюбил ещё давно, будучи совсем юным. Свадебное путешествие молодых совершилось на любимый остров Валаам.
В 75-м году Куинджи написал картину «Степи», а год спустя из-под его кисти вышла «Украинскую ночь». Эти картины были восторженно приняты публикой, на них художник потрясающе распределил свет. Техника Куинджи стала новым веянием в русской живописи.
В 1878 году живописец отметился на парижской Всемирной выставке. Его картины и там вызвали восхищение у искушенной публики. Французский критик Дюранти высоко оценил работы русского художника, отметив, что ему присуща оригинальная национальность в творчестве.
В том же 78-м году Куинджи начинает писать «Вечер на Украине» – картина, которую художник завершит лишь спустя 23 года. Увлекшись изучением импрессионизма, в 79-м году Архип Иванович создает серию картин, в которых улавливаются приемы, применяемые импрессионистами. Это были картины «Север», «Берёзовая роща», «После дождя».
А.И.Куинджи «Вечер на Украине», 1878 год, частично доработана в 1901 годуМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Библиография
- Архип Иванович Куинджи: Альбом / Составитель альбома и автор вступительной статьи Н. Новоуспенский. — М.-Л.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1961. — 40 с. — (Мастера русского искусства). — 27 500 экз. (обл.)
- Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов, Семен Илюшин; , 268 с ил., 5 л. цв. ил., Донецк Донбасс 1983
- Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов, 462, с., л. портр. 22 см, Киев Дніпро 1990
- Илюшин С. В. Юность Куинджи.:Повесть. — Донецк: Донбасс, 1977.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
- Мельникова Л. Куинджи / В серии «Великие художники» — Т.5 — К.,2010 — 48 с
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Самые дорогие полотна Куинджи
При жизни Куинджи получал за свои работы внушительные суммы, в том числе от царских особ и мецената П. Третьякова. Не снизилась их ценность и сегодня. Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, считается одна из версий описанного выше полотна «Березовая роща». Этот вариант мастер написал специально для промышленника П. Демидова, но по неизвестной причине их сделка не состоялась, как и еще одна попытка продать холст предпринимателю К. Солдатенкову. В итоге его приобрел коллекционер Ф. Терещенко, а спустя годы картина была обнаружена у одного из коллекционеров в Нью-Йорке. В 2008 году ее выставили на известный аукцион Sotheby`s с оценкой 2-3 млн долларов. С молотка творение Куинджи ушло за 3,1 млн долларов.
Другие известные картины мастера также могли бы претендовать на сумму в миллион долларов и более, но большинство коллекционеров не торопятся расставаться со своими картинами Куинджи. Зато мошенники уже много раз делали попытки похитить дорогие полотна художника из музеев. Так, в начале 2019 года один из посетителей Третьяковской картины, под видом работника музея просто подошел, снял со стены картину «Ай-Петри. Крым», вытащил ее из рамы и спокойно вынес из музея. Прямо как в фильме «Старики-разбойники»! Как и в кино, ее пропажу могли не заметить не только на следующий день, но и до конца проходящей выставки. Но по стечению обстоятельств, в это же время в музее находилась полиция, вызванная по поводу украденной шубы. При просмотре камер пропажу сразу заметили, а картину уже на следующий день удалось вернуть в музей.
Интересно, что страховая стоимость похищенной картины составляет около 12 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Судебная экспертиза определила стоимость картины в 20 млн рублей, которые пришлось выплатить похитителю. В то же время эксперты полагают, что на аукционах картину могли бы выставить с оценкой 1-2 млн долларов.
Среди других похищений назовем кражу в 1980 году в Куйбышевском художественном музее картин «Море» и «Облако», похищение в 2001 году из Челябинской галереи работы «Развалины в степи» и «На закате», пропажу в 2017 году этюда «Днепр» и другие.
Что касается других уходов картин Куинджи, то среди них назовем такие. Это произведение «Русский пейзаж», проданное за 392 тысячи долларов, картина «Перед грозой» (цена продажи 221 тыс. долларов), холст «Украинская ночь» (цена продажи 213 тыс. долларов), полотно «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 90 тыс. долларов).
Мастер дивного света Архип Куинджи не всегда был принят публикой, но это не отвратило его от дела жизни. Благодаря такой стойкости духа и верности своим взглядам, художник оставил потомкам большое наследие удивительных картин. Эти полотна и сегодня заставляют зрителей подолгу всматриваться в них, а ценителей искусства мечтать заполучить их в свои коллекции.
Личная жизнь
Первой и последней любовью в биографии Куинджи была купеческая дочь Вера Кетчеджи-Шаповалова, которую он полюбил еще в 17-летнем возрасте. Молодые люди мечтали быть вместе, но отец девушки не хотел выдавать дочь за бедняка.
Отец согласился дать свое благословение на брак, если Куинджи представит ему 100 золотых монет. Чтобы заработать столько денег, художник отправился в Петербург. В результате ему удалось насобирать оговоренную сумму и привести ее будущему тестю.
Однако отец девушки заявил, что хочет больше денег. Куинджи ничего не оставалось, как вновь ехать в Петербург. Там он много работал и часто не доедал, однако смог накопить нужную сумму.
В 1875 г. молодые люди узаконили свои отношения и отправились в свадебное путешествие на Валаам. Во время поездки на море начался шторм, вследствие чего супругам только чудом удалось выжить. После этого эпизода они заключили, что раз Бог не допустил их смерти, им следует направить свою жизнь на добрые дела.
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
После свадьбы Куинджи испытывал невероятный творческий подъем. Его картины быстро раскупались, благодаря чему молодожены жили в достатке. Тем не менее, они вели простой образ жизни и не стремились к роскоши.
Архип вместе с женой нередко помогал перспективным художникам и нищим, и даже купил в Петербурге 3 дома, в которых поживали их знакомые.
Супруга живописца никогда не требовала от мужа дорогих подарков, а также не нуждалась в прислуге. Женщина самостоятельно занималась уборкой дома и готовила еду. Детей в семействе Куинджи не было.
Первые попытки учиться рисованию
С ранних лет Архипа влекло искусство рисования. При любой возможности он пробовал изобразить увиденное и это у него неплохо получалось
Один из его старших знакомых, обратив внимание на очевидные способности мальчика, подал идею ехать в Крым, где жил и работал знаменитый Айвазовский. Показать мастеру свои рисунки, проявить себя и поступить в ученики – мечты юного Куинджи. И летом 1855 года он, полный надежд, прибыл в Феодосию
Но обычно внимательный к молодым талантам, Айвазовский на этот раз упустил явное дарование. Попытка пробиться на уроки хотя бы к ученикам мастера также принесла жалкие плоды: горячего и решительного подростка допустили только красить заборы и размешивать краски. После 2-месячных мытарств он вернулся на родину
И летом 1855 года он, полный надежд, прибыл в Феодосию. Но обычно внимательный к молодым талантам, Айвазовский на этот раз упустил явное дарование. Попытка пробиться на уроки хотя бы к ученикам мастера также принесла жалкие плоды: горячего и решительного подростка допустили только красить заборы и размешивать краски. После 2-месячных мытарств он вернулся на родину.