Крамской «портрет соловьева» описание картины, анализ, сочинение

Соловьев владимир сергеевич - древо

Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы

Осенью года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго.

В году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года.

Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским. Они познакомились еще в году, но настоящая дружба между ними началась только в году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа «Братья Карамазовы».

Влияние Достоевского на Соловьева сказывается на первом же его публичном выступлении в Петербурге в года– речи «Три силы», прочитанной в апреле в заседании Общества любителей российской словесности.

В году в «Журнале министерства народного просвещения» появилось незаконченное исследование Соловьева «Философские начала цельного знания». Это – первый набросок философской системы; начертана схема, намечены основные вехи, разработаны вчерне главные отделы: философия истории, логика и метафизика.

«Чтения о Богочеловечестве» (1878)

В проходили публичные лекции (носившие характер проповеди) Соловьева религии в Соляном городке в Петербурге.

«Старая традиционная форма религии,-по мнению Соловьева,-исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерели-гиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры – вера в Бога и вера в человека – сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества».

«Критика отвлеченных начал» (1877-1880)

Начиная с 1878 года Соловьев усиленно работал над своей докторской диссертацией, отдельные главы которой печатались в «Русском вестнике».

Летом года ездил с Достоевским в Оптину Пустынь. Конец семидесятых годов – время наибольшей духовной близости между Соловьевым и Достоевским.

Защита Соловьевым докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» состоялась в Петербургском университете 6 апреля года.

В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится». Этим «отвлеченным началам» Соловьев противополагал идею «положительного всеединства» в жизни, знании и творчестве.

После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.

Крамской И.Н.

Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). 1885

Крамской И.Н.Холст, масло113 х 94

Русский музей

Пост. в 1897 из ИАХ, Санкт-Петербург

Аннотация

Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) — философ, поэт, публицист и литературный критик, сын выдающегося историка С. М. Соловьева. Его учение об универсуме как «всеединстве», объединившее христианскую традицию с западноевропейским идеализмом XIX века, дало толчок к возникновению и развитию целой философской школы (Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и другие), а стихи и критические эссе способствовали развитию литературного символизма. Вел преподавательскую деятельность в Петербургском университете, а также в других учебных заведениях столицы.

Биография автора

Крамской И.Н.

Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.

Учеба в гимназии. Религиозный кризис

Владимир Соловьев в молодые годы

В 13 лет он признается Н. И. Карееву , что не верит больше в мощи. В 14 лет перестает ходить в церковь; в течение четырех лет предается самому крайнему отрицанию, самому яростному атеизму. Он писал впоследствии (в 1896 году): «Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания».

Величко рассказывает, как однажды «после вечера, проведенного в горячих рассуждениях с единомышленными товарищами, Соловьев сорвал со стены своей комнаты и выкинул в сад образа, бывшие свидетелями стольких жарких детских его молитв».

Воспоминания современников, характеристики

«Соловьев был необычайно сложной и богатой натурой; он шел по разным путям со свободой, часто граничившей с своеволием, постоянно менялся, то медленно, то резко и неожиданно. Казалось, что его подлинное лицо никогда и ни для кого не открыто. <…> …Дисгармония идет из глубины, она была в самой натуре Соловьева, во всем его творчестве, терзала его всю жизнь. Он не умел найти настоящего языка для своего мистического опыта, так как до конца жизни не доверял ему.»

«Я никогда не видал другого человека, с такой беззаветностью, можно сказать, с такой благородной наивностью убежденного в непременном и очень близком торжестве абсолютной правды на земле«.

С. М. Соловьев, племянник философа:

«Наружность Владимира Сергеевича резко менялась в разные периоды его жизни. Если мы возьмем его молодые портреты, то преобладающей чертой этого прекрасного лица, несколько малорусского, с черными сдвинутыми бровями, покажется нам – строгая чистота, энергия, готовность к борьбе«.

Друг философа, А. Г. Петровский, в году писал о нем:

«Когда я впервые познакомился с ним, 32 года тому назад, он сам едва только вышел из детских лет, но уже и тогда (т. е. в год вступления в университет) он поразил меня, как человек необыкновенный: печать избранника судьбы, высокоодаренного, носившего в себе божественный огонь, была ясно видна на его лице, и я до сих пор живо помню это первое впечатление«.

Архиепископ Николай (Зиоров) в своих «Воспоминаниях» пишет:

«На вид Соловьев был весьма сухощавый, высокий, с длинными волосами, падавшими ему на плечи; сутуловатый, угрюмый, задумчивый, молчаливый. Помню, как он в первый раз пришел к нам в аудиторию на лекцию профессора Потапова по истории философии. В шубе, в теплых высоких сапогах, в бобровой шапке, с шарфом на шее, он, никому не кланяясь, прошел к окну и стал у окна. Побарабанил пальцами по стеклу, повернулся и ушел обратно«.

М. Д. Муретов:

«Небольшая голова, сколько помнится – круглая. Черные длинные волосы наподобие конского хвоста или лошадиной гривы. Лицо тоже небольшое, округлое, женственно-юношеское, бледное, с синеватым отливом, и большие очень темные глаза с ярко очерченными черными бровями, но без жизни и выражения, какие-то стоячие, не моргающие, устремленные куда-то вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея. Такая же тонкая и длинная спина. Длинные тонкие руки с бледно-мертвенными, вялыми и тоже длинными пальцами, большею частью засунутыми в карманы пальто или поправляющими волосы на голове. Наконец, длинные ноги в узких и потертых черных суконных брюках… Нечто длинное, тонкое, темное, в себе замкнутое и, пожалуй, загадочное…»

Использованные материалы

  • Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009
  • Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева

  • Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение

  Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение

  Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.483

  Н.И. Кареев (1850-1931) — русский историк и философ

  В.Л. Величко (1860-1904) — русский поэт, публицист и общественный деятель крайне националистического направления, один из ранних представителей черносотенства.

  Л. М. Лопатин. Философское мировоззрение В. С. Соловьева

  Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.487

  Рассказ «На заре туманной юности» —

  Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.489-491

Детство. Первое явление Софии

Страстность натуры Соловьева стала проявляться в самом раннем детстве. Всему он предавался с пылким увлечением, во всем доходил до крайности. Была какая-то неистовость в его играх и занятиях.

Его первый мистический опыт связан с первой несчастной любовью. Душа ребенка, взволнованная влюбленностью, раскрылась для видения любви небесной. В году, во время Божественной литургии, будучи девятилетним мальчиком он в первый раз увидел Софию — Божественную Премудрость, явившуюся ему в образе женщины необычайной красоты.

Вот как он описывает свое первое видение в автобиографической поэме «Три свидания»:

Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье

Душа кипит в потоке страстных мук.

Житейское… отложим… попеченье –

Тянулся, замирал и замер звук.

Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?

И где толпа молящихся людей?

Страстей поток, – бесследно вдруг иссяк он,

Лазурь кругом, лазурь в душе моей.

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

Учение о всеединстве бытия

Замечание 1

Фундаментальное основание онтологии всеединства – триада категорий: сущее, бытие и сущность.

Бытие Соловьёв понимает как способ существования сущего, его проявление в различных формах. Сущее безусловно и вечно. Бытие является приходящим и относительным. Первое – это Бог, второе – материальный мир. Между ними должна быть установлена взаимосвязь сущности и явления, и Соловьев в разработанной философии всеединства устранял непреодолимую грань, которая была положена христианским богословием между Богом и миром, а также утверждал пантеистический взгляд на мир.

Одно из центральных понятий онтологии Соловьёва – это понятие Софии, Премудрости Божией, выступающей как своеобразная идеальная матрица. Она является Душой мира, связывающей Бога с материальным миром, сообщая жизнь всему бытию.

Высшее проявление Божественной Премудрости – идеально совершенный человек, явившийся в облике Иисуса Христа. Иисус соединяет в себе божественное с человеческим, положив начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом.

Философ разработал концепцию цельного знания, предполагающую осуществление универсального синтеза научного, философского и религиозного знания. В данной концепции подробно была проработана мысль о единстве познавательной и этической деятельности – истины и добра. Только высоконравственная личность познающего субъекта – гарант истинности добытых им знаний, так как, чтобы познавать, человек должен обладать не только логическим инструментарием, но и определенной жизненной позицией.

Социальные и идейно-теоретические истоки В.С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев, русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С.М. Соловьева.  

Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873 году; в 1874 г. защитил в Петербурге кандидатскую диссертацию Кризис западной философии. Против позитивистов, а в 1880 г. — докторскую диссертацию Критика абстрактных принципов. После выступления против смертной казни в марте 1881 г. (в связи с убийством Александра II народной волей) В.С. Соловьев был вынужден оставить преподавательскую работу.   

В 80-е гг. выступал в первую очередь как публицист, проповедуя объединение Востока и Запада через объединение церквей, борясь за свободу совести и против национального и религиозного угнетения; сотрудничал (с 1883 г.) в либеральном Вестнике Европы. В 90-е гг. занимается философской и литературной работой; переводил Платона, руководил философским отделом энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.     

В его философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. В. С. Соловьев предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку соединить в великий синтез христианский платонизм, классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинг) и научный эмпиризм. Однако непрерывная перестройка этой явно противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрительным оправданием жизненно-нравственных поисков и мифопоэтических мечтаний В.С. Соловьева. Полагая, что моральный элемент… не только можно, но и нужно брать за основу теоретической философии, В. С. Соловьев связывал философское творчество с положительным решением жизненного вопроса быть или не быть истиной на земле, понимание истины как реализация христианского идеала; Социалистическое учение В.С. Соловьева признавало только относительную социально-историческую правду.                

В конце 70-х и 80-х гг. в атмосфере безвременья и поиска новых путей преобразования России В.С. Соловьев, в противовес радикально-демократическим и позднеславянофильским и официальным консервативным течениям, выступал с социальных позиций, близких к либеральному популизму. Однако его умеренные реформистские взгляды сосуществовали с мистико-максималистской проповедью теургической работы, призванной избавить материальный мир от деструктивного воздействия времени и пространства, превратить его в нетленный космос красоты, а также с историософским теория христианского богочеловеческого процесса как всеобщего спасения человечества (Чтения о богочеловечестве, 1877-81). Впоследствии развитие социальной темы вылилось в теократическую утопию, политическим следствием которой у В.С. Соловьева оказывается союз Папы Римского с русским царем как юридическая гарантия божественно-человеческого дела (например, История и будущее теократии, 1887 г.). Крах этой утопии запечатлен в философском признании Жизненной драмы Платона В.С. Соловьева (1898) и в Трех беседах (1900). Конец В.С. Соловьева ознаменовался волной катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских построений в сторону христианской эсхатологии.         

Космическая тема была решена В.С. Соловьевым неортодоксально для христианства — на основе платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате Смысл любви (1892-1894) В.С. Соловьева хочет закончить речь Диотимы из платоновского Пир в том духе, что совершенная сексуальная любовь способна восстановить целостность человека и мира. и довести их до бессмертия. Пантеистически и эволюционно окрашенная космология В.С. Соловьева созвучна космически-преобразующим идеям Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.        

Студенческие годы. Философские искания. Религиозное обращение

По окончании с золотой медалью гимназии в Соловьев поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук.

На лекции он ходил редко и связи со студентами не поддерживал. «Соловьев как студент не существовал, – вспоминал впоследствии его сокурсник Н. И. Кареев, – и товарищей по университету у него не было».

Занятия естествознанием и философией приводят Соловьева к пессимистическому выводу: ни опытное знание, ни отвлеченная мысль не способны удовлетворить метафизическим запросам человеческого духа.

Он пришел к сознанию, что «истинная жизнь» открывается в христианстве и стал «пламенно-верующим христианином».

Этот внутренний перелом выразился в том, что в году, с 3-го курса физико-математического факультета, он перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета и в июне года сдает кандидатский экзамен.

И снова Соловьев-христианин идет по пути, ведущему к прелести. В мае года он едет в Харьков и в вагоне случайно знакомится с молодой дамой, испытывает вспышку страсти, а затем мистический опыт («теперь только я понял, что есть Бог в человеке» ).

В начале сентября года Соловьев переселяется в Сергиев Посад и в течение года слушает лекции в Духовной академии.

Душевная борьба, происходившая в это время в Соловьеве, отражалась и на его физическом состоянии. Он жалуется в письмах на «невралгическое расстройство», избегает общества, ведет «отшельническую жизнь» : мало посещает лекции; работает, запершись у себя в монастырской гостинице. Для «понимания» христианства ему необходимо было изучить историю древних религий, восточных и западных отцов церкви.

В — годах избранный доцентом Московского университета и одновременно приглашенный Герье преподавать на Высших женских курсах, Соловьев готовился к лекциям, писал философские статьи, знакомился с московскими писателями и учеными, посещал светские салоны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: