История
Дата и место исполнения мультфильма оспариваются. Самое раннее упоминание о нем принадлежит биографу Джорджо Вазари, который в середине 16 века говорит, что произведение было создано, когда Леонардо был во Флоренции в качестве гостя в монастыре сервитов. Вазари говорит, что в течение двух дней люди, молодые и старые, стекались посмотреть рисунок, как если бы они были на фестивале. Это датирует мультфильм примерно 1500 годом.
Дату 1498–1499 поместил падре Себастьяно Реста, который написал Джованни Пьетро Беллори , что Леонардо нарисовал карикатуру в Милане по просьбе французского Людовика XII . Хотя эта дата получила широкое признание, связь с Людовиком XII — нет. Более поздние историки датируют работу серединой 1490-х годов, а в случае Карло Педретти и Кеннета Кларка — 1508–1510 гг. Мартин Кемп отмечает, что гидротехника на подготовительном чертеже в Британском музее датирует композицию примерно 1507–1508 годами, когда Леонардо проводил аналогичные исследования в Атлантическом кодексе .
В 17 веке рисунок принадлежал миланским графам Арконати. В 1721 году он перешел к Каснеди, затем к Сагредо в Венеции. В 1763 году его приобрел Роберт Удный . К 1791 году он был инвентаризирован как принадлежащий Королевской академии в Лондоне. Иногда он до сих пор известен как « Карикатура Берлингтон-хауса » в связи со зданием Королевской академии.
В 1962 году мультфильм был выставлен на продажу за 800 000 фунтов стерлингов. На фоне опасений, что он найдет заграничного покупателя, он был выставлен в Национальной галерее, где за четыре с небольшим месяца его увидели более четверти миллиона человек, многие из которых сделали пожертвования, чтобы сохранить его в Соединенном Королевстве. . В конце концов, цена была оплачена, отчасти благодаря взносам Национального фонда коллекций произведений искусства . Спустя десять лет после его приобретения Джон Бергер насмешливо написал, что «он приобрел новый вид внушительности. Не из-за того, что он показывает — не из-за значения его изображения. Он стал впечатляющим, загадочным из-за своей рыночной стоимости»
В 1987 году мультфильм подвергся нападению вандализма с применением обрезного ружья с расстояния примерно семи футов. Стрелок был опознан как психически больной человек по имени Роберт Кембридж, который утверждал, что совершил этот акт, чтобы привлечь внимание к «политическим, социальным и экономическим условиям в Великобритании»
Взрыв разрушил стеклянное покрытие, причинив значительный ущерб произведениям искусства, которые с тех пор были отреставрированы.
Формирование творчества Леонардо да Винчи
Леонардо исполняется 14 лет, и отец пристраивает его подмастерьем к Андреа Верроккьо — художнику и инженеру, под началом которого трудилась одна из лучших мастерских во Флоренции. Работая с Верроккьо, он придумывает и мастерит механизмы для театральных постановок и карнавалов, разрисовывает декорации и пишет картины на заказ. В отличие от своего учителя Леонардо пользуется масляными красками, а не темперой. Разрабатывает метод, размывающий резкие очертания, — сфумато. Во главу угла ставит не только изображение правильной перспективы, но и отражение психологического портрета человека.
В период работы в мастерской он пишет такие произведения, как «Крещение Христа», «Благовещение», большое количество «Мадонн». Венцом его портретной нерелигиозной живописи становится картина «Джиневра Бенчи».
Портрет Джиневры де Бенчи. (wikipedia.org)
Про Леонардо говорили, что это человек редкой красоты и огромной физической силы. Он носил длинные золотые кудри, держался с большим достоинством, надевал яркие, а иногда эпатажные наряды. Единственным недостатком да Винчи становится привычка не заканчивать начатые работы. Поэтому, открыв в 1478 году свою мастерскую, его ожидает полный коммерческий провал.
Исторический
Контекст создания
Когда в 1502–1503 годах создан эскиз Этюда для головы Святой Анны , приближался к своему пятидесятилетию. В то время он был достаточно известен для крупных итальянских спонсоров, а также для других европейских стран, чтобы конкурировать за его услуги в качестве инженера или художника : Изабель д’Эсте , Сезар Борджиа и король Франции Людовик XII .
С 1499 года он работал над созданием « тринитарной святой Анны », однако не установил, кто именно является ее спонсором. Заявляя, что он далек от живописи и более охотно считает себя инженером , Леонардо да Винчи в этот период создал лишь несколько работ, не считая фрески «Тайная вечеря» (которую он завершил в 1498 году) и Мадонны с веретеном (датируемой 1501 годом). После того, как последовательно выбросили два первых ящика — ящик Берлингтон-хаус (между 1499 и началом 1501 года) и так называемый ящик «Фра Пьетро» (между 1500 и апрелем 1501 года), он изготовил последний ящик в 1502-1503 годах, который он будет использовать. создать Святую Анну, Деву с Младенцем Иисусом, играющим с ягненком . По мнению большинства исследователей, рисунок головы Святой Анны представляет собой подготовительную работу для этой третьей коробки.
Атрибуция и датировка
Леонардо, исследование для главы апостола Филиппа на Тайные вечери , около 1495, Виндзорского замка , п о и. RCIN 912551.
Приписывание Леонардо да Винчи единодушно в научном сообществе, в частности, Фрэнк Цёлльнер и Йоханнес Натан, Кармен С. Бамбах , Винсент Делевен , Кеннет Кларк, а также подтверждено владельцем произведения, Виндзорским замком.
С другой стороны, по мнению исследователей, датировка сильно колеблется. Таким образом, Винсент Делевен оценивает это «около 1502–1503 годов» , то есть в самом начале создания картины, рисунок которой, таким образом, будет этюдом для первоначального картона: его техника, которую мы находим на рисунках этой картины. период, отмеченный исключительным использованием черного мела, как в Этюде для головы апостола Филиппа для Тайной вечери (около 1495 г.) или в Этюде для головы двух солдат в битве при Ангиари (1504-1505 гг.), таким образом, обеспечивает решительный признак. Кроме того, записка Агостино Веспуччи написана в 1503 году на полях от Цицерона объявлений familiares Epistulae стремится показать , что, с одной стороны, картина началась в этот день и что, с другой стороны, художник начал свою работу. Работы именно через лицо Святой Анны. Со своей стороны, Кеннет Кларк указывает дату между «1508-1510», когда владелец работы отвергает ее «между 1510 и 1515 годами», считая, что создание картины начинается только в 1508 году, и оправдывая эту неточность отсутствием знание техники, используемой художником в последние миланские и римские годы. Фактически, некоторые исследователи, такие как Франк Цёлльнер и Йоханнес Натан, предлагают очень широкую датировку, сопоставленную с вопросами: «около 1501-1510 (?)» .
Ход работы
Исследование для главы Святой Анны был частью коллекции Мельци-Leoni: это набор рисунков и рукописей по Леонардо да Винчи , который Мельци наследуется по его смерти в 1519 году; после периода разброса эта коллекция — включая рисунок — в значительной степени собрана между 1582 и 1590 годами Помпео Леони . Позже, в 1630-х годах, рисунки перешли в Лондон в собраниях Томаса Ховарда , 14- го графа Арундела , последний смог приобрести вторую по величине коллекцию, составленную Помпео Леони и известную сегодня как « Кодекс Виндзора ». Вероятно, приобретенный британским сувереном Карлом II , он, наконец, внесен в Королевскую коллекцию по крайней мере с 1690 года и с тех пор хранится в Виндзорском замке .
Работы художника
Дама с горностаем
Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо. Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Девушка уже в юном возрасте прославилась своим умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества.
Благовещение
К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.
Мадонна в скалах
Это самая загадочная картина Леонардо. Существует ещё одна версия картины в Национальной галереи в Лондоне. Странно то, что Леонардо, редко заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его — это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.
Тайная вечеря
Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.
История создания
Предполагается, что портрет Джиневры де Бенчи, был первой картиной, в которой Леонардо да Винчи олицетворил женщину. Картина принадлежит к раннему творчеству художника. Написано полотно примерно 1474-1476 году в Милане. Относится к времени Раннего возрождения флорентийской живописи. Леонардо да Винчи нравилось писать женские портреты. Существует две версии написания картины:
- Джиневра де Бенчи выходит замуж, ей всего 17 лет. По тем временам модно было заказывать портреты.
- Портрет заказал посол из Венеции, Бернардо Бембо для своей возлюбленной. Но портрет остался не востребованным, возможно угасла любовь посла или востребованная цена, оказалась очень высокой. Как известно услуги Леонардо да Винчи, стоили довольно дорого.
В те времена женские портреты писались в таких случаях:
- В случае помолвки.
- Перед выходом замуж. Если портрет писали в случае свадьбы, женщина всегда рисовалась взглядом вправо, а мужчина взглядом влево.
- После смерти.
- Возлюбленный на память олицетворял образ своей любимой.
Лишь только эта картина, вывезена за границы Европы. После войны было несколько попыток продать портрет. Тогда картина сберегалась в частной коллекции князей Лихтенштейна. На сегодняшний день полотно, принадлежит Национальной галереи искусства в Вашингтоне.
Творчество Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения
В свои 50 лет Леонардо возвращается во Флоренцию. В эти годы он начинает писать портрет «Мона Лиза», получает заказ на картину «Святая Анна с Мадонной и младенцем». В это же время написаны полотна «Спаситель мира» и «Святой Иоанн Креститель».
С 1499 по 1512 годы гений ведет кочевой образ жизни, переезжая из Флоренции в Милан и обратно, некоторое время живет в Риме. В какой-то момент Леонардо даже состоит на службе у кровожадного Чезаре Борджиа.
Тайная вечеря. (wikipedia.org)
Этот период ознаменуется творческим соревнованием молодого Микеланджело и зрелого Леонардо. Впрочем, соревнование немного потрепало нервы обоим художникам и ничем особенным не закончилось.
Предполагаемый портрет Чезаре Борджиа. (wikipedia.org)
У Леонардо была одна особенность — он не зацикливался на деньгах, не любил писать для кого-то, поэтому дорогие сердцу произведения он часто не возвращал заказчикам. Венец творчества да Винчи — «Мона Лиза». Практически 15 лет шедевр путешествовал со своим автором, Леонардо все время что-то доделывал.
Летом 1516 года он поступает на службу к королю Франции Франциску I. Это было время, когда да Винчи полностью мог погрузиться в инженерию. 2 мая 1519 года Леонардо скончался в своей постели.
Леонардо да Винчи похоронили во французском городе Амбуаз, но точное местоположение его останков неизвестно.
ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ
Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом качестве тогда был ещё большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета — «Портрет музыканта», 1490—1492, слева и «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-1476, справа.
Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины — в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.
Изобретения Леонардо да Винчи
Леонардо чувствует, что его способности и круг интересов превосходят его КПД, и в 1482 году решается переехать в Милан. Герцог Лодовико Моро приглашает да Винчи ко двору в качестве постановщика представлений. Он разрабатывает звуковые и технические спецэффекты, придумывает художественную составляющую театрализации, изобретает механизм вращающейся сцены. Гений Леонардо настолько уникален, что ко двору пришлись его песенные (на зависть современным рэперам) и музыкальные импровизации (он не знал нот и играл на слух), он сочинял басни, выступал с бестиариями и «пророчествами», баловал публику фокусами, загадками и шарадами собственного сочинения.
Больше всего Леонардо хочется заниматься инженерным делом. Он берется за разработку военной техники и оружия. На бумаге его военные монстры кромсали человеческую плоть и были придуманы для устрашения врагов, между тем сам Леонардо да Винчи становится вегетарианцем и до конца жизни пропагандирует отказ от мяса из-за любви ко всему живому.
Леонардо имел много друзей, его ценили и уважали. Одной из важнейших работ, которую он провел в сотрудничестве со своими приятелями, стал чертеж «Витрувианского человека». Что касается художественного мастерства, то в миланский период он достигает пика своего совершенства. В эти годы Леонардо создает произведения «Дама с горностаем», «Портрет музыканта» и «Портрет юной невесты». По заказу герцога Лодовико Леонардо расписывает стены церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Там создается одно из главных произведений его жизни — «Тайная вечеря». За работой художника мог наблюдать каждый желающий — акт творчества в эпоху Возрождения превращался в перфоманс. А работал да Винчи очень оригинально, его то душили приступы неистового желания писать, то вдохновение покидало автора, и он уныло сидел рядом со своим творением, ничем не занимаясь, на современный манер, прокрастинируя. В этот раз он закончил произведение, и оно получилось совершенным.
Интересные факты
«Иоанн Креститель» также известен под названием «Святой Иоанн Креститель». Эта картина признается последней, сотворенной кистью Леонардо да Винчи. Конечно это может быть и не так, но по крайней мере из тех, что дошли до нашего времени, она действительно последняя.
- В качестве модели для своей работы «Иоанн Креститель» художник обратился к своему ученику Салаи (демоненок). Многие исследователи до сих пор спорят насчет того, какие отношения связывали Леонардо да Винчи и этого юношу, не лишённого женского изящества и красоты. Предположительно, между ними были не только профессионально-рабочие отношения, но и интимные. Возможно творца вдохновило сочетание сложного характера юноши и его ангельская красота, за которую ему сходили с рук грехи;
- Леонардо да Винчи не единожды переписывал свою картину, на это он потратил не один год. Автор наделяет своего персонажа атрибутами, которые свойственны оригинальному образу — за счёт этого фигура узнаваема для исследователей и ценителей;
- В своей картине он сотворил некую особенность — лицо юноши, изображённого Леонардо да Винчи, можно отнести как к мужскому, так и к женскому образу;
- Эксперты сошлись во мнении, что Леонардо да Винчи использовал андрогенную внешность как символ начала маньеризма в сфере европейского искусства;
- Так как картина, написанная гением, далека от оригинальной фигуры, ее часто признают, как признак богохульства;
- Был найден эскиз Леонардо да Винчи, именуемый «Ангелом во плоти». Изображённая фигура и ее поза очень схожа с той, что изобразил автор на картине «Иоанн Креститель». Вероятно, эскиз и картина были написаны в одно время;
- Есть предположение, что шкура, накинутая на плечо Иоанна Крестителя, и крест не были написаны Леонардо да Винчи, а являются заслугой другого художника. За счёт этих деталей картину и прозвали «Святой Иоанн Креститель»;
- Также есть предложение, что на картине изображён Гермес Трисмегист, возглавляющий пантеон магико-оккультного учения (герметизм). Предполагают, что Леонардо да Винчи изучил книги «Герметический корпус» и зашифровал их знания в своих творениях;
- «Иоанн Креститель» напоминает «Мона Лизу» («Джоконду»). В красивых чертах лица прослеживается схожая полуулыбка.
Все высказанные факты и противоречия ни капли не снижают достоинства и гениальности картины. Леонардо да Винчи достиг в своей работе «Иоанн Креститель» зрелости и вершины своих умений. Его мастерство переходит границы человеческого понимания, от чего и остаётся не до конца изведанным.
Дама с горностаем
Дама с горностаем, завершенная около 1490 года, является одним из четырех портретов женщин, написанных Леонардо. На картине написан портрет молодой Чечилии Галлерани, любовницы покровителя Леонардо, Людовико Сфорца, герцога Миланского. Галлерани показана в относительно простом платье, показывающем, что она не из знатной семьи. Значение горностая с белым покрытием, похожего на ласку, обсуждалось довольно долго. Возможно, животное представляет чистоту, так как считалось, что горностай никогда не испачкает свою белую шкурку ни при каких обстоятельствах.
Дама с горностаем, 1489-1490г.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ
Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени — например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.
Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот оказывается переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, «немедленно проснётся, чтобы приступить к делам».
Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.
БИТВА ПРИ АНГИАРИ
В 1503 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции — на сюжет состоявшейся в 1440 году бытвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану.
В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску «Битва при Кашине», посвящённую победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счёте, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашённый в 1505 году в Рим папой Юлием II, также прикратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.
Описание и особенности картины
Портрет Джиневры де Бенчи, написанный маслом. Размер картины 38,8х36,7 см. На полотне изображена, флорентийская красавица и поэтесса, ценитель музыки и искусства. В конце ХV века, Джиневра де Бенчи нравилась многим за свой интеллект и талант. Красавица принадлежала к знатному роду и ее отец дружил со многими философами и литераторами того времени. Леонардо да Винчи был другом ее брата и часто останавливался в их доме.
Особенностью портрета Джиневры де Бенчи, является полное отсутствие драгоценностей на девушке, что абсолютно не присуще тем временам. В эпоху Ренессанса, на холстах, женщин изображали взглядом направленным вправо. На картине Леонардо да Винчи, девушка смотрит в противоположную сторону. Это было нововведение, которое внес гений Леонардо да Винчи. Это еще раз доказывает, что художник умел изображать свет и тень, передавать правильные черты изображаемого человека. Остается только догадываться, что же случилось на самом деле.
Цветовая палитра
Пейзаж, расположенный за спиной девушки горный, как и на многих картинах художника. На портрете Джиневра де Бенчи, изображена в скромном по тем временам платье, терракотового цвета, с наброшенным на плечи черно-коричневым шарфом. На картине изображен стиль одежды женщин того времени: обязательное использование корсета, причесанные волосы на пробор, слегка завивающиеся локоны у висков. Игра света и техника исполнения картины, подчеркивают стиль Леонардо да Винчи. Джиневра де Бенчи изображена на темном фоне пейзажа. Все это подчеркивает ее размытые, не четкие линии тела, эта особенная техника называется сфумато, которая впоследствии принесет славу Леонардо да Винчи. Этого эффекта на картине, Леонардо да Винчи добился при помощи масляной глазури.
Сюжет картины
Леонардо да Винчи впервые изобразил не красоту в портрете Джиневры де Бенчи, а эмоциональное состояние флорентийки. Глаза нарисованы очень четко и выразительно, что выдают всю грусть и ее внутреннее настроение на фоне можжевельника. Джиневро, с итальянского языка, это можжевельник. На что очень тонко намекнул художник Леонардо да Винчи, как зовут красавицу на картине. Возможно, этот все связано с расставанием Джиневры де Бенчи с ее любимым Бернардо Бембо. Она также его любила, но скоро Джиневра де Бенчи выходила замуж за нелюбимого человека, и была очень религиозна.
Муж был старше ее на много лет. Впоследствии Бембо вернулся в свою семью, чем еще больше разбил сердце красавицы. Джиневра де Бенчи никогда не имела детей. Она решила жить в изгнании, где впоследствии умерла от туберкулеза. На обороте полотна стоит эмблема, которая олицетворяет: ветку можжевельника, внутри которого расположились лавровая и пальмовая ветвь, а также знаменитая надпись: «Красота — украшение добродетели».
Контекст
Портрет Джиневры де Бенчи выполнен в стиле Леонардо да Винчи. Неподвижное без эмоций лицо. По тем временам модно было сбривать женщинам брови, что придает лицу Джиневры де Бенчи еще более холодного и деревянного взгляда
Леонардо да Винчи сосредоточил все свое внимание на внутренней красоте девушки. Тяжело сказать, что хотел показать Леонардо да Винчи на своей картине
На портрете Джиневра де Бенчи выглядит очень надменно и холодно. На ее лице, отсутствуют всякие чувства, по мнению экспертов. Если внимательно присмотреться к портрету Джиневры де Бенчи, то можно увидеть, что один глаз девушки слегка прищурен и смотрит прямо на вас, что только подчеркивает замкнутость ее характера. По тем временам считалось, что такой взгляд принадлежал колдуньям и ведьмам.
Где сейчас находится картина
Известный портрет Джиневры де Бенчи, выполненный гениальным мастером Леонардо да Винчи, можно посмотреть в Национальной галерее искусств Вашингтона, округ Колумбия, Америка.
Благовещенье | 1475 год
“Благовещенье” 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Несмотря на недостаток эта картина Леонардо входит в число самых знаменитых, благодаря удивительному совершенству деталей и особенно ботанических мотивов – превосходно выписана трава и цветы на переднем плане, и деревья в гавани на фоне. Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива.
Интересные факты
По поводу этого портрета до сих пор не утихают споры и различные гипотезы.
- Многие эксперты считают, что картина Джиневры де Бенчи обрезана. На портрете не хватает женских рук. Леонардо да Винчи придерживался такого мнения, « что людей всегда нужно рисовать с руками, так как только руки могут показать внутреннее состояние и духовный мир человека».
- В Виндзорском замке, находится этюд, нарисованный Леонардо да Винчи, с изображением женских рук, они так идеально подходят к портрету Джиневры де Бенчи. Кто знает, может это есть вторая часть картины.
- Существует много споров, что художник никогда не рисовал конкретных женских портретов. Он просто идеализировал и совершенствовал женский образ. Что это первый психологический портрет Джиневры де Бенчи, написанный Леонардо да Винчи.
- Многие считают, что все картины Леонардо да Винчи рисовал только кистью. При детальном осмотре портрета обнаружился след пальца гения. Присутствует он там преднамеренно или случайно можно только догадываться.
- По тем временам, портрет женщины, которая выходит замуж, должен быть нарисован, с обращенным взглядом вправо. Но на картине лицо Джиневры де Бенчи расположено в другую сторону. Если бы это была помолвка, девушка должна иметь на себе много различных украшений, демонстрируя богатство ее приданого.Предполагается, что, портрет с изображением Джиневры де Бенчи, был все же заказан ее возлюбленным Бернардо Бембо.
Для почитателей таланта Леонардо да Винчи, главное, что прекрасный шедевр «Портрет Джиневры де Бенчи» сохранился до наших дней. Что дает возможность любоваться очаровательным образом флорентийской красавицы того времени, а также гениальностью и мастерством великого художника.
Мадонна Литта | 1495 год
“Мадонна Литта” 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Мадонна бережно поддерживает младенца, которого кормит грудью, обращенное к нему лицо озарено глубокой нежностью и любовью. Младенец Христос доверчиво прижимается к матери, но его взгляд направлен на зрителя, в руке он сжимает маленького птенца – символ человеческой души. Цвета, выбранные Леонардо для одежды Марии, тоже имеют каноничное значение: лазурно-синий – это символ чистоты и святости, а ярко алый – символ грядущих страданий Христа. Эта работа выделяется среди картин Леонардо да Винчи своим светлым колоритом и чувством возвышенной безмятежности и гармонии.
Дама с горностаем | 1490 год
“Дама с горностаем” 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи, изображающий молодую девушку с горностаем на руках
Ее голова повернута, словно что-то за пределами видимости привлекло ее внимание – это движение оживляет портрет и придает ему загадочности. Изящная кисть девушки касается спины зверька, пальцы поглаживают мягкий мех – изображение руки выполнено с потрясающим мастерством
Фон портрета непроницаемо черный, вызывает ощущение тайны и направляет внимание зрителя к деталям лица и одежды девушки. Специальное рентгеновское исследование показало, что художник несколько раз переписывал картину, и в одном из вариантов на фоне располагалось открытое окно.
Леонардо да Винчи — бастард, ставший гением
Леонардо родился бастардом. Он появился на свет 15 апреля 1452 года от связи потомственного нотариуса Пьеро да Винчи с незамужней крестьянкой Катериной Липпи. В эпоху Ренессанса рождение внебрачных детей, особенно среди правящей аристократии, не считалось чем-то позорным, поэтому семья отца спокойно воспринимает факт рождения Леонардо.
Родись Леонардо да Винчи в законном браке, ему судьбой было бы предначертано стать нотариусом, но он получает только начальное образование, едва владеет латынью и с трудом алгеброй. Его пытливый ум получил свободу выбора, он применяет эмпирический подход к изучению мира и становится самоучкой.
Надо отдать должное Пьеро — он учел творческие способности сына и, чтобы дать ему профессию, из родного Винчи перевез мальчика во Флоренцию. Когда в городе появляется Леонардо, Флоренцией заведует богатое семейство банкиров — Медичи. Они брали под свое крыло художников-новаторов, в числе которых были Леонардо, Боттичелли и Микеланджело, а также покровительствовали художественным мастерским.