«изгнание из рая» мазаччо: почему это шедевр

Творчество мазаччо

Фрески Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая» и Т. Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест

Тема:

Адам и Ева

Микеланджело. Грехопадение и изгнание из рая. 1508—1512 гг. Сикстинская капелла, Ватикан

Художественным продолжением библейских собы­тий является прекрасное творение Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». В одной фреске ав­тор изображает два разновременных эпизода. Центр композиции — древо познания — делит картину на две части. Между райским деревом и изгнанниками, слов­но бездна, зияет безбрежная пустота. Слева, в густой тени дерева, запечатлены Адам и Ева в последний миг безмятежного счастья в раю. Тихим покоем полны их прекрасные лица и тела. Особенно хороша Ева, образ которой считается одним из самых пленительных жен­ских образов в творчестве Микеланджело. Спокойно протягивает она руку, чтобы взять роковое яблоко. Адам же, сгорая от нетерпения, спешит поскорее со­рвать запретный плод. В центре картины — фигуры ангела и женщины-змеи, обвившейся вокруг ствола. Кажется, что они буквально вырастают из дерева.

Т. Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. 1424—1428 гг. Церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

В правой части фрески — изгоня­емые из рая Адам и Ева, уходящие в пустынный и неприветливый мир.

Что ждёт их там?.. Преждевременно состарившаяся и согбенная Ева ли­шена прежней красоты и очарова­ния. В отличие от неё, Адам прини­мает удары судьбы более стойко. Он преисполнен решимости защитить подругу от карающего меча ангела, указывающего скорбный путь из­гнания. Не боль унижения, а глубо­кий внутренний протест передал художник в фигуре Адама. Именно это было новым и необычным в трак­товке библейской сцены грехопаде­ния. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Иначе были прочитаны эти стра­ницы Библии итальянским художни­ком Томмазо Мазаччо. Фреска «Из­гнание Адама и Евы из рая» полна драматизма. Адам и Ева, изгнанные из рая, идут, охваченные безысход­ным отчаянием. Ева не просто пла­чет, она рыдает, стыдливо стараясь скрыть наготу. Адам в исступлении закрывает лицо руками. Мир для них раскололся на­двое. Любовь, добро и свет — всё осталось в прошлом. Теперь их, покорных судьбе, преследуют ненависть, зло и тьма. Драматизм сцены усиливается фигурой па­рящего ангела с занесённым над их головами мечом — символом возмездия за грехи. В отличие от фрески Ми­келанджело, Адам и Ева покидают этот мир в страш­ном отчаянии, униженными и посрамлёнными. Врата в рай для них закрылись навсегда…

Ветхозаветная история о сотворении мира оживает и в произведениях мировой литературы. В поэме ан­глийского писателя Джона Мильтона «Потерянный рай» (1667) в поэтической форме воспроизведена библейская легенда о жизни первых людей, их грехо­падении и изгнании из рая. Автор рисует величествен­ную картину сотворения мира.

Истории Сан-Джулиано

В 1423 году Масаччо вместе с Мазолино работал над так называемым «Триптихом Карнесекки» для капеллы Паоло Карнесекки в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции. Триптих включает «Сан Джулиано» в Епархиальном музее Санто Стефано аль Понте во Флоренции, приписываемый Мазолино, и панель в пределле с «Истории Сан Джулиано» в Музее Хорна во Флоренции, приписываемую Масаччо, которая повествует историю, в которой святой, согласно пророчеству дьявола, убивает своих отца и мать. Мадонна с младенцем, приписываемая Мазолино, фотография которой сохранилась, была украдена в 1923 году из церкви в Новоли.

На панели слева от сохранившейся панели пределлы в музее Хорна во Флоренции Джулиано во время охоты разговаривает с дьяволом в человеческом облике, который пророчит убийство его отца и матери. Джулиано убегает из дома и после долгого паломничества женится на принцессе. На центральной панели Масаччо изобразил момент, когда ищущие его родители, случайно попав в замок святого, размещаются в комнате невесты. Джулиано, вернувшись из путешествия, принимает родителей за жену и любовника и убивает их. На правой панели, где изображен Джулиано, который, встретив свою жену, впадает в отчаяние, растрепанная и взволнованная поза святого и его лицо, искаженное горем, напоминают как о гротескном вкусе некоторых поздних готических картин, так и о скульптуре Донателло. Как и в триптихе «Святой Ювеналий», фигуры масштабированы в перспективе и смоделированы с помощью кьяроскуро.

До и после Мазаччо

Такие сильные эмоции до Мазаччо изображал лишь один художник – Джотто. За 100 лет до него мы видим отчаяние и горе у скорбящих ангелов над мертвым Христом.


Джотто. Оплакивание Христа (деталь). 1305. Капелла Скровеньи, Падуя. Thetimes.co.uk.

Мазаччо продолжил дело Джотто столетие спустя и попытался изобразить настоящую драму.

А вот после Мазаччо не сразу все получилось с эмоциями у других мастеров. Ренессанс XV века — это больше уравновешенность, нежели буря страстей. Именно такое спокойствие мы и видим у Фра Анджелико.

Художник следующего поколения, Андрея Мантенья, все же пытался работать с эмоциями. Однако выходило у него не очень убедительно. В плане физиогномики выражения лиц его героев откровенно странные.


Мантенья. Христос — страдающий спаситель. 1488-1500. Национальный музей Штутена в Кунсте, Копенгаген. Wga.hu.

И только у Тициана получилось изобразить эмоции, которым поверил бы Станиславский.


Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Однако у Тициана есть одно НО. Отчаяние святой… идеализировано. Все-таки Святая Магдалина красива даже в своём раскаянии. Еву Мазаччо вы не назовёте красивой. По крайней мере, эмоции ее не красят.

Купол Брунеллески — архитектурный шедевр эпохи Возрождения

Филиппо Брунеллески, возводя в начале XV века купол над кафедральным собором Флоренции, решал сложную техническую задачу. Более века великолепный собор стоял без головы, потому что эта задача казалась неразрешимой. Архитектор долго изучал античные здания, пока не придумал проект двойного купола с внутренними и внешними сводами, связанного воедино беломраморным фонарем.

И сейчас восьмигранное чудо диаметром 42 метра легко и свободно парит над городом, завершая единый ансамбль. Купол входит в 20 главных достопримечательностей Флоренции.

Посмотреть можно: Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.

Рассмотреть всю красоту купола стремятся многие туристы, что создает большие очереди на вход. Вы можете схитрить и купить тур заранее онлайн через сайт.

До и после Мазаччо

Такие сильные эмоции до Мазаччо изображал лишь один художник – Джотто. За 100 лет до него мы видим отчаяние и горе у скорбящих ангелов над мертвым Христом.


Джотто. Оплакивание Христа (деталь). 1305. Капелла Скровеньи, Падуя. Thetimes.co.uk.

Мазаччо продолжил дело Джотто столетие спустя и попытался изобразить настоящую драму.

А вот после Мазаччо не сразу все получилось с эмоциями у других мастеров. Ренессанс XV века — это больше уравновешенность, нежели буря страстей. Именно такое спокойствие мы и видим у Фра Анджелико.

Художник следующего поколения, Андрея Мантенья, все же пытался работать с эмоциями. Однако выходило у него не очень убедительно. В плане физиогномики выражения лиц его героев откровенно странные.


Мантенья. Христос — страдающий спаситель. 1488-1500. Национальный музей Штутена в Кунсте, Копенгаген. Wga.hu.

И только у Тициана получилось изобразить эмоции, которым поверил бы Станиславский.


Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Однако у Тициана есть одно НО. Отчаяние святой… идеализировано. Все-таки Святая Магдалина красива даже в своём раскаянии. Еву Мазаччо вы не назовёте красивой. По крайней мере, эмоции ее не красят.

История произведения

Фреска Мазаччо «Троица» выполнена на третьем пролете нефа под контролем доминиканцев. Ее заказчик неизвестен. Джорджо Вазари ее полностью описал в 1568 году, а через два года она исчезла. На новый каменный алтарь устанавливают большую картину «Мадонна Розария» или «Мадонна четок», выполненную самим Вазари. Произведение Мазаччо заново открыли в 1861 году при удалении алтарей шестнадцатого века. Фреску перенесли на холст и прикрепили к внутренней стенке фасада. В 1952 году «Троицу» перемещают на новое место над саркофагом Адама, который расположен в стене в неоготическом алтаре девятнадцатого века.

Описание фрески Микеланджело Буанарроти «Грехопадение и изгнание из Рая» Картины художников

На создание фрески с изображением грехопадения человечества у художника Микеланджело ушло 3 недели. Даже в ночное время суток трудился он над своей работой, а для освящения Микеланджело прикреплял к своей шляпе зажженные свечи.

Изображение состоит из двух частей. В левой его части происходит совершение людьми первородного греха. На правой части фрески Адам и Ева, гонимые ангелом, покидают рай. Раскидистое дерево разделяет эти два эпизода.

В сцене искушения, изображенной слева, зрители видят первых людей, находящихся в тени густой листвы древа познания. Крону его обвивает искуситель в облике женщины со змеиным хвостом. Адам и Ева, первые люди, олицетворяющие идеальную и величественную человеческую красоту, поднимают свои руки к древу добра и зла. Микеланджело, с помощью игры светотени и естественных разворотов, сделал их движения грациозными и

гармоничными. Хотя по библейской истории именно женщина уговорила мужчину ослушаться Бога, художник делает Адама главным действующим лицом фрески, а Ева просто сидит у его ног.

С левой стороны зритель может увидеть картину, где люди уже нарушили божье предостережение и совершили грех, за который понесли свое наказание. Ангел, держащий меч в своей руке, изгоняет первых людей и преграждает им обратный путь в рай. По лицу Адама скользит гримаса боли и страха, смешанные с раскаяньем. Ева, беспомощно заламывает руки. Она не смеет поднять своей головы перед ангелом, так как чувствует свою вину и боится возмездия. Теперь люди не кажутся прекрасными созданиями, унижение, страх и раскаяние исказили их лица.

До сегодняшнего дня фреска, изображающая человеческое грехопадение, красуется на сводах знаменитой Сикстинской капеллы. По причине того, что работа Микеланджело проходила под самым потолком собора, художник использовал в своих творениях лаконичные линии, избегая замысловатых завитков и маленьких деталей.

Прислал: Миронова Алина . 2017-10-08 22:15:35

Наследие

Мазаччо оказал огромное влияние на искусство живописи и считается началом раннего итальянского Возрождения в живописи. По словам Вазари, все «самые знаменитые» флорентийские скульпторы и художники «тщательно изучали его фрески, чтобы« хорошо усвоить предписания и правила живописи ». Он изменил направление итальянской живописи, отойдя от идеализации готического искусства и впервые представив его как часть более глубокого, естественного и гуманистического мира. Более того, Мазаччо оказал влияние на очень многих художников как при жизни, так и после смерти. Его влияние особенно заметно в работах флорентийских второстепенных мастеров, таких как Андреа ди Джусто, Джованни дал Понте, и другие, которые пытались воспроизвести его сияющие, похожие на жизнь формы.

ТОП-5 лучших картин Адама и Евы в райском саду

1.Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы «Сотворение Адама». Художник Микеланджело. 1508-1512 г. Картина изображает сцену создания человека и является четвертой из девяти композиций, размещенных на потолке. Бог Микеланджело написан в стиле античности. Справа от него находится Ева. Слева – Адам. Творец протягивает ему руку, чтобы передать энергию жизни. До этого касания фигура Адама обездвижена, в ней пока нет жизненной искры.

2.«Сад Земных наслаждений». Художник Иероним Босх. 1500-1510 г. Триптих – знаменитое произведение художника. Левая часть картины изображает Рай, справа – Ад. Посредине находится земная жизнь, в которой люди устремлены только к низшим удовольствиям, художник включает символы сладострастия, иных грехопадений. В Аду Босха играет праздная музыка, за столом сидят скупые картежники, горделивые едоки.

3.«Адам и Ева». Художник Рафаэль Санти. 1509-1511 г.

Фреска находится в Апостольском дворце г. Ватикана. Картина повествует о сюжете грехопадения. Змей-искуситель изображен Рафаэлем наполовину ребенком. Фигуры Адама и Евы противоположны, однако вместе образуют гармонию. Богатство природы Райского сада художник передает через буйство флоры и фауны, частично прикрывающее наготу обитателей Эдема.

4.«Адам и Ева изгоняются из Рая». Художник Марк Шагал. 1961 г. Картина повествует о сцене изгнания людей из сада Эдем. Залитый синевой Райский сад, из которого уходят, опустив головы, Адам и Ева. Сопровождает их херувим. Господь показан как Солнце, щедро дарующее всем теплоту и свет.

5.«Эдем». Художник Лукас Кранах I . 1530 г. На полотне Лукаса изображен Эдем, в котором есть всё для вольготной жизни людей и животных. На заднем фоне виднеется большой водоем без видимых краев. В саду бегают дикие звери, посажена темно-зеленая трава, растут высокие деревья.

Таким образом, фигуры Адама и Евы, а также изображение их жизни остается признанным вектором искусства во все этапы становления человечества. С течением времени менялось количество разных изобразительных приемов, которыми пользовались художники.

Rate this post

The following two tabs change content below.

  • Автор
  • Последние статьи

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 – 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск

Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке – это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет – человек с руками, сложенными, как для молитвы, – это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, – предположительно брат Мазаччо

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий – ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Фрески капеллы

Фрески капеллы Бранкаччи своим появлением обязаны Феличе Бранкаччи. Феличе был потомком основателя капеллы и являлся довольно влиятельным государственным деятелем Флоренции. Помимо этого, он был соперником Козимо Медичи (Старшего), который также занимался политикой.

Бранкаччи примерно в 1422 году заказал художникам Мазаччо и Мазолино сделать фрески в его фамильной часовне в церкви Кармине. Капелла находилась в правом трансепте (поперечном нефе) церкви.

В 1423 году Мазолино приступил к работе и провел первый этап художественной росписи. Он создал фрески люнетов (часть стены, ограниченная полукругом), которые, к сожалению, до настоящего времени не сохранились. Также он расписал свод капеллы Бранкаччи, а после этого покинул Флоренцию.

Мазаччо, «Изгнание из Рая»: описание картины

За основу взят библейский сюжет. Художник с огромной естественностью изобразил полностью обнаженные фигуры своих моделей. Переживания обоих персонажей им также выявлены предельно ярко.

Плачущий Адам закрывает лицо рукой. Он переполнен горечью и стыдом. Страдания согнули его тело. Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. В них – недоумение, позор, ужас. Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца. В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Этот его прием позже многие пытались повторить, но практически никому не удавалось передать точный ракурс Мазаччо. По требованию монахов обнаженные тела были позже прикрыты веточками с листочками: все еще действовала средневековая ложная стыдливость и восприятие наготы как чего-то грязного и мерзкого. Карающий ангел с мечом в руках, витающий над Адамом и Евой, подсказывает нам, что назад им дороги нет.

«Вознесение Богородицы» Антонио Аллегри (Корреджо)

В этой фреске Корреджо проявил себя как создатель нового типа купольной росписи храма. Секрет ее в необычном, однако правдивом ракурсе: вихрь из облаков, фигур святых и Богородицы, направленный вверх, к свету.

Современники не сразу поняли новаторство художника. Купол сравнивали с блюдом лягушачьих ног, а Дева Мария казалась попросту неприличной. Ясность внес несколько лет спустя Тициан. Он говорил, что купол собора можно перевернуть и доверху наполнить золотыми монетами — такова была бы истинная цена шедевра.

Фреска «Вознесение Богородицы» входит в список главных сокровищ Пармы.

Посмотреть можно: Кафедральный собор, Парма.

Истоки

Мазо (Томмазо) ди сер Джованни ди Симоне (Моне) Кассаи, известный как Масаччо, родился в Кастель Сан Джованни (сегодня Сан Джованни Вальдарно) 21 декабря 1401 года, в день праздника святого апостола Фомы, в семье нотариуса сер Джованни ди Моне Кассаи и Якопы ди Мартиноццо. Они жили в доме, до сих пор существующем в Сан-Джованни, своего деда по отцовской линии Симоне, который был преуспевающим ремесленником, изготавливающим деревянные сундуки (отсюда и фамилия «Кассаи») как для домашнего, так и для коммерческого использования. Его отец, должно быть, поощрял его стать нотариусом в раннем возрасте, заставляя его изучать латынь и судопроизводство, если он уже был квалифицирован как нотариус в возрасте двадцати лет, минимального возраста для этой профессии.

В 1406 году его отец внезапно умер в возрасте двадцати семи лет, и вскоре после этого его жена родила второго сына, названного в честь отца, Джованни, позже названного ло Схеггиа, который также начал карьеру живописца. Через несколько лет Мона Якопа снова вышла замуж за Тедеско ди Мастро Фео, богатого аптекаря, который также был вдовцом и имел двух дочерей. 17 августа 1417 года Тедеско ди Мастро Фео умер, и Масаччо стал главой семьи.

Что касается его обучения, то, по мнению Берти (1989), он «вероятно, обучался в процветающей и достаточно модернистской мастерской Биччи ди Лоренцо; в то время как Босковиц (2001) думает о его шурине Мариотто ди Кристофано, а Падоа Риццо (2001) — о неизвестном Никколо ди сер Лапо: все это гипотезы, которые, в отсутствие определенных документов, остаются таковыми.

Палаццо Питти

Самый большой дворец Флоренции появился благодаря… зависти банкира Луки Питти к семейству Медичи. Свою резиденцию он видел больше и внушительней, чем дворец покровителей. Однако разорившиеся потомки Питти продали имение, причем не кому-нибудь, а все тем же Медичи.

Один из представителей семейства, Козимо, сильно изменил дворец. Он повелел увеличить здание и пристроить к нему надземный коридор, ведущий через реку Арно на другой берег, в Палаццо Веккьо.

Роскошные интерьеры, музеи и окружающие дворец сады Боболи интересно увидеть в рамках авторской русской экскурсии в Палаццо Питти.

Где находится: Флоренция. Чтобы купить билет онлайн, жмите сюда.

Кто изображен на иконе Святая Троица

Основное учение в христианстве говорит нам, что существо Бога выражается в трех ипостасях – Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Святая церковь учит, что эти образы неделимы, но и не слитны между собой. Каждый из них является символом Создателя проявляет высшую божественную сущность.

Непосредственное изображение божественного лика противоречит канонам христианства, ибо «Бога не видел никто и никогда» (Евангелие от Иоанна, 1:18; 1-е Иоанна, 4:12), поэтому на святыне изображены три Ангела, олицетворяющие собой странников, явившихся Аврааму в 18-й главе книги Бытия. Узрев, что в физическом образе перед ним предстал сам Бог, Авраам с почтением принял у себя Путников. Со временем такая иносказательная символика и стала в иконографии традиционным способом изображения Господа.

Стоит отметить:

существует несколько новозаветных изображений, где Бог Отец предстает в образе старца, Бог Сын – в образе Христа, а Святой Дух – в образе голубя. Но такие изображения не являются каноническими, т. е. не утверждены Православной церковью!

Мазаччо

МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство

Троица (1426-28), Церковь Сайта Мария Новелла

Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над распятым Сыном, поддерживая Его крест вытянутыми руками. Над головой Христа в виде голубя парил Святой Дух. Такой образ, известный как Престол Искупления или Престол Спасения, получил широкое распространение во флорентийской живописи XIV века. Однако шедевр Мазаччо отличается некоторыми особенностями. Во-первых, никто прежде не создавал столь монументальный по размеру образ. Во-вторых, Мазаччо написал Бога-Отца стоящим, чем, возможно, хотел приблизить к нему священника, служащего мессу и совершающего евхаристию. Между тем до Мазаччо Бог-Отец изображался сидящим на престоле, как мы видим это, например, на картинах Нардо ди Чоне.

«Троица» — одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства. Архитектурная рамка картины выдает здесь сильное влияние Брунеллески, а многие исследователи считают даже, что тот принимал непосредственное участие в создании фрески. Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам распятия стоят Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства, вне арки, — два коленопреклоненных. Скорее всего, это портреты людей, заказавших Мазаччо картину Ниже изображена гробница с надписью, обращенной к каждому из зрителей: «Я был как вы, и вы должны стать как я». Таким образом, гробница напоминает нам о неизбежности смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души. Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов — больших, полномасштабных рисунков, их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица.

Образы Святой Троицы В христианской культуре существовало несколько традиций изображения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Менялись эпохи, а вместе с ними и визуальное представление Троицы. Учение о Троице, то есть представление Бога как триединства Отца, Сына и Святого Духа, является одним из краеугольных камней христианской веры. Впервые о Троице как о Боге, едином в трех лицах, говорится в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос посылает своих учеников-апостолов на проповедь со словами: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В средневековой живописи образ Бога-Отца имел символический смысл. Это было связано с тем, что церковь не позволяла художникам писать то, что невозможно увидеть. Тогда же сложилась традиция изображать Троицу в виде трех сплетенных колец или в виде трилистника. Особенно часто такие трилистники появлялись на церковных витражах. Позднее художники начали изображать Троицу в виде трех человеческих фигур. Например, на иконе Андрея Рублева Троица представлена тремя ангелами. Реже образ Троицы был выражен фигурой Бога-Отца, сидящим по его правую руку Сыном и парящим между ними в виде голубя Святым Духом. На гравюре Дюрера Бог-Отец сам поддерживает тело снятого с креста Сына. Эта сцена имеет много общего с распространенными в эпоху Возрождения пьетами — живописными или скульптурными композициями, изображающими оплакивание Христа.

К списку картин Биография Продолжение

Жизнь – загадка

О личной жизни Мазаччо всевозможные источники умалчивают. Нет достоверных сведений о том, связал ли Томмазо свою жизнь с какой-либо женщиной, были ли у него дети. Предполагается, что живописец настолько был увлечен творчеством, что просто не успел обзавестись собственной семьёй за свою короткую двадцатишестилетнюю жизнь.

Мазаччо умер в 1428 году, и никто не может однозначно сказать, отчего именно это произошло. Также не известна и точная дата этого печального события. Известный итальянский художник Джорджо Вазари предполагал, что Мазаччо отравили завистники, хотя, доподлинных подтверждений этого факта нет.

Напоследок хочется назвать самые знаменитые и запоминающееся работы Мазаччо помимо фресок в капелле Бранкаччи. Мастер создал «Триптих Сан Джовенале» – молодой Томмазо расписал алтарь – это его первая серьезная работа. Уже в этой работе Мазаччо проявил свой талант, придав изображению такую объемность, которую ещё никто не воспроизводил до него.

Мазаччо «Триптих Сан-Джовенале», 1422 годМестонахождение: Музей Мазаччо, Реджелло, Италия

Единственный портрет в творчестве живописца – «Портрет молодого человека» изображает знаменитого архитектора эпохи Возрождения Леона Баттиста Альберти. «Пизанский полиптих» – ещё одна известная картина Мазаччо. Она выполнена для алтаря. Её части на сегодняшний день находятся в разных музеях Европы. Причём некоторые части этой алтарной картины утеряны для мира искусства навсегда.

К большому сожалению, молодой гений ушел слишком рано. Без сомнения, он был достоин стоять в одном ряду с такими выдающимися творцами эпохи Возрождения как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Даже за свои непродолжительные годы жизни Мазаччо оставил достаточно ценных для искусства творений.

Поставить точку в рассказе о Томмазо Мазаччо можно тремя интересными фактами от искусствоведа Ольги Поповой – о них она рассказывала в своей авторской программе «Глоток искусства»:

Мазаччо «Портрет молодого человека»Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Увы, судьба молодого живописца сложилась так, что он прожил очень короткую жизнь, но след его в искусстве значителен и незабываем.

На обложке: Коллаж Автопортрет Мазаччо на фоне фрагмента картины Томаса Гринхальга «Флоренция» – города, в котором жил и творил живописец

Ранние годы

Мазаччо родился у Джованни ди Симоне Кассаи и Якопы ди Мартиноццо в Кастель Сан Джованни ди Альтура, сейчас Сан-Джованни Вальдарно (сегодня часть провинция Ареццо, Тоскана). Его отец был нотариус и его мать дочь трактирщика Барберино ди Муджелло, город в нескольких милях к северу от Флоренция. Его фамилия, Кассай, происходит от профессии его деда по отцовской линии Симоне и дедушки Лоренцо, которые были плотниками / краснодеревщиками (кассе, следовательно кассай). Отец Мазаччо умер в 1406 году, когда ему было всего пять лет; позже в том же году родился брат, которого назвали Джованни (1406–1486) в честь своего отца. Он также должен был стать художником по прозвищу lo Scheggia что означает «заноза». В 1412 году Монна Якопа вышла замуж за пожилого человека. аптекарь, Тедеско ди маэстро Фео, у которого уже было несколько дочерей, одна из которых выросла и вышла замуж за другого зарегистрированного художника из Кастель-Сан-Джованни, Мариотто ди Кристофано (1393–1457). Нет никаких свидетельств художественного образования Мазаччо. однако художники эпохи Возрождения традиционно начинали обучение у признанного мастера примерно в возрасте 12 лет. Мазаччо, вероятно, пришлось бы переехать во Флоренцию, чтобы пройти обучение, но он не был зарегистрирован в городе, пока он не присоединился к гильдии художников (Arte de ‘ Medici e Speziali) как независимый мастер 7 января 1422 года, подписавшийся как «Masus S. Johannis Simonis pictor populi S. Nicholae de Florentia».

Тициан (1488-1576).

Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562. Музей Прадо, Мадрид. 

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.

Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.

Художники эпохи Возрождения — это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

День Святого Фомы

Несмотря на то, что событие это произошло достаточно отдаленно от нашего времени, дату рождения Томмазо Мазаччо биографы называют точно. Произошло это 21 декабря 1401 года, когда католики отмечают день Святого апостола Фомы.

Томмазо ди Джованни и назвали в честь этого святого. Появился на свет будущий реформатор живописи в Сан-Джованни-Вальдарно – небольшом итальянском городке. Отец живописца был нотариусом. Он рано умер, его сыну было всего пять лет, когда это случилось.

Мать гения была беременна, когда лишилась мужа, которому было всего 27 лет. Оставаться одной с двумя детьми было для молодой женщины тяжелым испытанием. Оправившись от потери, вдова приняла предложение Тедеско ди Мастро Фео – аптекаря и тоже вдовца, воспитывавшего двух дочерей.

Когда Томмазо было всего шестнадцать лет, ему пришлось взять на себя ответственность за всю свою большую семью. Отчим молодого живописца скончался и юноше пришлось обеспечивать пятерых членов семьи. Однако талант живописца у Мазаччо проявился рано и был замечен.

Мазаччо «Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на троне», 1425 годМестонахождение: Капелла Бранкаччи, Флоренция, Италия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: