Томас гейнсборо «портрет герцогини де бофор или дама в голубом»

Искусство англии. часть 1. государственный эрмитаж. л. пуликова.

Лицо на портрете[ | ]

По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась 28 мая 1747). Эта версия не является бесспорной, однако альтернативное название картины с французским вариантом титула «Портрет герцогини де Бофор» нередко используется в искусствоведении. Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэн тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка синих чулок.

Как следует из описания в инвентарной книге Государственного Эрмитажа, где указанная картина значится под номером 3509, объект представляет собой холст 76,5 × 63, на котором изображена герцогиня де Бофор в белом платье и светлой шляпе со страусовыми перьями и голубыми лентами на взбитых в высокую прическу напудренных волосах, повернувшейся слегка влево. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик. Правой рукой с браслетом, украшенным камеей, она придерживает на груди голубой шарф. Изображение — погрудное.

Лицензирование

Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства. Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:

Это произведение находится в общественном достоянии в тех странах, где срок охраны авторского права равен жизни автора плюс 100 лет и менее.

Это произведение находится в общественном достоянии (англ. public domain) в США, так как оно было опубликовано до 1 января 1928 года.

Официальная , занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:Когда использовать тег PD-Art.Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии.
Просим учитывать, что в зависимости от местного законодательства повторное использование этого контента может быть запрещено или ограничено в вашей юрисдикции. См. Commons:Когда использовать тег PD-Art.

Этот файл содержит изображения музейных предметов, включённых в состав Музейного фонда Российской Федерации, либо изображения зданий и символики музеев России

Портрет с открытки. Е. М. Мартынова — кто эта дама в голубом?

Природа наделила ее даром, который мог позволить ей исполнить мечту. Елизавета Мартынова была талантлива. Недаром она не только поступила в Императорскую Академию Художеств в 1890 году, но и успешно закончила ее со свидетельством на право преподавания. Мартынова была одной из первых женщин-художников, удостоившихся этой чести. Нельзя забывать, что в то время женщин практически не допускали до обучения в Академии. Живопись — прерогатива мужчин. Таков был жестокий закон мира искусств.

Мартынова пошла против этого закона. Я не знаю, сохранились ли работы Мартыновой и можно ли их где-то увидеть. Я не нашла такой информации, к сожалению. Зато ее любили рисовать друзья-художники. Кроме Сомова, ее рисовали Иосиф Браз, Лев Бакст и Филипп Малявин.

Но наиболее известна, конечно, картина Константина Сомова «Дама в голубом». Картина писалась в течение трех лет — с 1897 по 1900 годы. Причина этого в болезни Елизаветы Мартыноыой. Туберкулез. Да, у нее была та страшная болезнь, что унесла так много талантов в молодом возрасте. Болезнь прогрессировала, Елизавете приходилось уезжать на лечение за границу. Но по возвращении работа над портретом продолжалась, и он все-таки был закончен.

Картину «Дама в голубом» критики единодушно называют Символом эпохи Серебряного века, лучшей работой Сомова. Картина необычна. Сомов в ней противопоставляет прошлое и настоящее — старинный парк, старинный наряд и современная женщина в нем со своим духовным миром. Хрупкая, печальная, бледная, с потрескавшимися губами, воспаленным блеском в глазах и нездоровым румянцем на щеках. И бесконечно одинокая. Сомов словно идеализирует ее одиночество и болезненность, поэтизирует их. Роскошное голубое платье лишь подчеркивает отрешенность героини от сего мира.

Портрет Мартыновой был воспринят некоторыми друзьями негативно. Ведь большинство из них знали Елизавету совсем другой — веселой, беззаботной, общительной. Известны слова подруги Мартыновой М. Ямщиковой: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»

Видимо, Сомов сумел увидеть глубинное. Говорят, что Елизавета Мартынова была едва ли не единственной женщиной, к которой Сомов испытывал влечение.

Впервые на суд зрителей картина под названием «Портрет» (название «Дама в голубом» появилось позже) появилась в 1900 году на выставке «Мир Искусств» и сразу же привлекла к себе внимание. Сомову поступило выгодное предложение от членов совета Третьяковской Галереи о продаже этой картины в музей

И вот тут произошла почти мистическая история.

Узнав, что Сомов ведет переговоры с Третьяковской галереей, Елизавета Мартынова категорически воспротивилась продаже. Она написала Сомову: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: „Вы не должны и не имеете права продать мой портрет“. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»

Что это было? Знак свыше? Предчувствие? Или всего лишь каприз?

Мартынова сама была художницей и прекрасно знала, что полотна пишутся для зрителя. А тут такая категоричность, почти требовательность.

Увы, Константин Сомов продал картину Третьяковской галерее. Нужны были деньги или на то были другие причины. Но в 1903 году картина Константина Сомова «Дама в голубом» была выставлена в Третьяковской галерее.

А вскоре после этого (точно не известно, то ли в том же 1903, то ли на следующий год) Елизавета Михайловна Мартынова умерла. Похоронили ее на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Ей было 37 лет.

Мечта Мартыновой исполнилась. Она прославилась. Не так, конечно, как хотела. Не как великая художница. Всего лишь в качестве «прекрасной незнакомки» Константина Сомова, в качестве «Дамы в голубом».

Теги: портрет, женщина, художники, картины, живопись, история

Томас Гейнсборо: портрет в серебристо-голубых тонах

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. Его творческая натура стала проявляться еще в раннем детстве, когда он делал первые попытки делать зарисовки видов природы и лепить животных.

В тринадцатилетнем возрасте Томас уехал в Лондон, где обучался живописи у знаменитого портретиста Френсиса Хаймена. Но на стиль юного художника большое влияние оказал Жан Антуан Ватто, известный своей картиной «Капризница». Помимо него, Гейнсборо подражал Уильяму Хогарту, не менее популярному художнику того времени

Знакомство с его творчеством помогло Томасу понять, насколько важно в живописи сходство с оригиналом и умение изобразить персонаж в естественной для него повседневной обстановке

В 1745 году появилось самое раннее произведение автора: портрет бультерьера на фоне пейзажа. На холсте тогда еще юный мастер сделал приписку: «Замечательно умный пес».

Начиная как пейзажист, он окончательно переходит к портрету. Но в 70 годах появляется известное полотно «Мальчик в голубом», на котором художнику удалось объединить пейзаж и портрет мальчика в костюме голубого цвета.

Позировал художнику Джонатан Баттол. Томаса привлекло нервное бледное лицо подростка. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы. Портрет выполнен в голубых и оливковых тонах, что придает легкость и одухотворенность образу героя.

Впоследствии серебристо-голубая гамма стала излюбленной у живописца. Хорошо известна еще одна работа — «Дама в голубом». Многочисленные оттенки белого, жемчужного, голубого цветов создают утонченный и благородный образ прекрасной женщины.

Как у многих других живописных шедевров, у портрета есть своя тайна: имя девушки, позировавшей мастеру, до сих пор неизвестно. У исследователей было предположение, что таинственная красавица – это герцогиня де Бофор. Но достоверных подтверждений этой гипотезе так и не нашлось.

Помимо одиночных портретов, Томас Гейнсборо писал групповые. Зачастую они больше похожи на сцены из жизни, будто художник, как фотограф, запечатлевал фрагменты какой-то ситуации, которая потом застывала на холсте. Особенно удачно у него выходили семейные портреты. Ему удавалось изобразить особые родственные отношения, теплоту и близость, связывающие людей.

В качестве примера можно привести чувственный портрет сквайра Халлета и его жены, получивший название «Утренняя прогулка».

Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Реализм его полотен смягчен гармонией светлых пастельных красок.

До конца жизни главной любовью художника были родные края. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.

Описание картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом»

Томас Гейнсборо, 1780 год, картина «Дама в голубом», Фото: upload.wikimedia.org

Название Дама в голубом
Год страна 1780, Англия
Автор Томас Гейнсборо
Жанр Портрет
Находится Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Данное полотно является единственным произведением английского живописца в художественном музее нашей необъятной страны. Существует версия, что это портрет герцогини де Бофор, дочери адмирала Эдварда Боскауэна. Творение можно отнести к расцвету художественных способностей живописца, когда он всерьез берется за женские образы в стиле декоративного портрета.

На портрете изображена молодая женщина, правой рукой придерживающая свою шаль. Утонченная красота и аристократическая изысканность, грациозное движение руки герцогини, словно в этих красивых пальцах есть нечто большее, чем просто плоть. Пленительное женское изображение является отражением представлений о модных тенденциях и понятии красоты, которые характерны для 18 века.

Голова герцогини под тяжестью парика немного наклонена вбок. Наличие узких покатых плеч, стройной шеи с тонким изгибом, сравнимым с цветочным стеблем, сложной конструкции тяжелых волос, которые собраны в высокую прическу, венчаемую шляпой с пером, интенсивного искусственного румянца, пудры, как на лице, так и на других частях тела, и даже на парике становится типичным для английских и российских герцогинь.

В художественном плане Гейнсборо вышел за пределы того, что составляет парадный портрет, а именно: внешняя красивость и часто ложная значительность. Художник стремился не к показу общественного положения или светских успехов, а к изображению индивидуального, личного. В мечтательном взгляде можно прочитать подвижность натуры, легкую иронию и сдержанную горячность. Несмотря на состояние покоя многих героев полотен Гейнсборо, они кажутся нам в движении. Показ тонкой одухотворенности и интеллектуальности выводит автора полотна на новый уровень мастерства, где под внешней составляющей мы можем увидеть детали внутреннего мира.

Голубой и серый оттенки сливаются в едином ритме и создают мелодику красок. В некоторых местах красочного слоя так мало, что через него проглядывает холст. Гейнсборо является создателем новаторской живописной техники, в основе которой использование тонкого мазка, то слишком длинного, то совсем короткого, который и создает динамичную текстуру. Изысканная гармония холодных оттенков заставляет нас почувствовать, что картина создана словно легкими мазками, с использованием мягкого карандаша, а не кистей.

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

  • Использование в arz.wikipedia.org
  • Использование в bg.wikipedia.org
  • Использование в ca.wikipedia.org
    • Usuari:Castellbo/arts
    • La dona de blau
  • Использование в cv.wikipedia.org
  • Использование в el.wikipedia.org
    • Τόμας Γκένσμπορο
    • Κατάλογος έργων του Τόμας Γκένσμπορο
  • Использование в en.wikipedia.org
    • Thomas Gainsborough
    • User:Jane023/Paintings in the Hermitage
    • Woman in Blue
  • Использование в es.wikipedia.org
  • Использование в eu.wikipedia.org
  • Использование в fr.wikipedia.org
    • La Femme en bleu (Gainsborough)
    • Utilisateur:Simon Villeneuve/femmes
    • Utilisateur:Simon Villeneuve/femmes/31
  • Использование в hy.wikipedia.org
  • Использование в ml.wikipedia.org
    • തോമസ് ഗയിൻസ്ബറോ
    • വുമൺ ഇൻ ബ്ലൂ
  • Использование в ru.wikipedia.org
    • Гейнсборо, Томас
    • Дама в голубом (картина Гейнсборо)
    • Лучшее предложение
    • Википедия:Форум/Архив/Новости/2013/08
    • Обсуждение:Дама в голубом (картина Гейнсборо)
    • Проект:Знаете ли вы/Архив рубрики/2013-09
    • Чокер
    • Европейская мода XVIII века
    • Список залов Эрмитажа
  • Использование в ru.wikinews.org
    • Суд защитил права Эрмитажа
    • Эрмитаж снова побеждает модельера Ию Йоц
    • Суд снова защитил права Эрмитажа на общественное достояние
  • Использование в sv.wikipedia.org
    • Thomas Gainsborough
    • Henry Somerset, 5:e hertig av Beaufort
  • Использование в tr.wikipedia.org
  • Использование в www.wikidata.org
    • Q3700536
    • Wikidata:WikiProject sum of all paintings/Creator/Thomas Gainsborough

Судебный иск Эрмитажа[ | ]

На заднем фоне предмет иска, на переднем ответчица по иску. Согласно материалам дела, в 2005 году Ия Йоц, владелица петербургского дизайнерского магазина одежды «Iya Yots», заказала у художника-оформителя стилизованную одноцветную производную работу от картины «Дама в голубом», при этом следовало придать портретное сходство с лицом заказчицы. Такая работа была выполнена по контракту на общую сумму в 1500 рублей, пример показан на изображении справа. Копии изображения далее использовались как декор на входе в магазин и внутри него, в терминах судебного постановления «стала использовать рисунок с целью создания благоприятной атмосферы в том помещении, в котором находится её коллекция

В 2008 году Ия Йоц обратилась с заявкой в Роспатент с целью зарегистрировать упомянутый одноцветный рисунок со стилизованной надписью Iya Yots

под ним в качестве товарного знака (заявка № 2008724775). Заявка была отклонена, «поскольку изобразительный элемент заявленного обозначения сходен до степени смешения с изображением картины Томаса Гейнсборо „Дама в голубом“ и заявителем не были представлены документы, подтверждающие правомерность использования им данного обозначения ».

В 2010 году администрации Эрмитажа стало известно, что Ия Йоц продолжает использовать упомянутое изображение во внутреннем и внешнем декоре своего магазина. При этом в качестве собственно товарного знака использовалась монограмма IY

со стилизованной надписьюIya Yots под ней. Эрмитаж подал в суд и потребовал от ответчицы прекратить использование производной работы в любых связанных с коммерцией целях без разрешения правообладателя (Эрмитажа). При этом были указаны нормы федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Решение суда было оспорено ответчицей, так как по её мнению «данное решение фактически запрещает использование достижений мировой культуры и цивилизации на основании того, что произведения мирового искусства хранятся в музеях Российской Федерации

». Тем не менее, решение по апелляции полностью поддержало исходное решение.

Позиция Эрмитажа остаётся твёрдой. По словам представителя пресс-службы музея: «Чтобы использовать для каких-то вещей наше изображение (зданий, интерьеров или картин), надо просить разрешение Музея. Это закон

». Ия Йоц продолжила обжалование этого решения в вышестоящих инстанциях. На первом слушании по кассации 19 сентября 2013 года Суд по интеллектуальным правам постановил предыдущие решения по апелляции отменить и от дело на новое рассмотрение в Апелляционный суд Ставропольского края.

5 мая 2014 года Арбитражный суд Ставропольского края после повторного рассмотрения дела вновь вынес решение об удовлетворении исковых требований Эрмитажа. Подача ответчицей в вышестоящие инстанции апелляций и кассаций на это решение не изменила ситуацию. 6 июля 2020 года судья Верховного суда РФ вынесла определение об отказе в передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ. Рассмотрение данного дела в судебных инстанциях закончено.

Нормы музейного права порой вступают в конфликт с действиями физических и юридических лиц, особенно часто в эпоху развития средств цифрового копирования и Интернета. Процесс по «Даме в голубом» имеет, однако, некоторые уникальные черты. В отличие от процессов Bridgeman Art Library против Corel (США, 1999) или иска Национальной портретной галереи к участнику Википедии (Великобритания, 2009), данный процесс происходит в терминах торговых марок (товарных знаков). Сутью является обладание российскими музеями всеми имущественными и смежными правами на хранимое ими общественное достояние, включая права на создание любых производных произведений любой достаточной (в терминах товарных знаков) схожести. Это делает процесс интересным не только с чисто юридической точки зрения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: