Мане и феминизм: Олимпия, служанка и вопрос взгляда
Возможно, Мане не ожидал, что его «Олимпия» вызовет такой шум даже в 20-м и 21-м веках. Эта картина стала широко обсуждаемой в рамках движения феминизма, особенно в отношении темы мужского взгляда и роли служанки.
Дети в саду Тюильри (ок. 1861-1862), Эдуард Мане; Эдуард Мане, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Американская писательница и художница Лоррейн О’Грейди критиковала ее роль в «Олимпии» Мане как «периферийной» негритянки и «робота». В эссе О’Грейди «Служанка Олимпии: Reclaiming Black Female Subjectivity» (1992) она исследует, как служанка Мане изображена в западной манере и с европейской точки зрения. Служанка как бы затмевается белой женщиной, лежащей перед ней.
Более того, О’Грейди утверждает, что служанку «заставляют исчезнуть в драпировке заднего плана». В то время как конфронтационный взгляд Олимпии часто упоминается как вершина неповиновения патриархату, оппозиционный взгляд служанки Олимпии игнорируется: она является частью фона, и ее присутствию не уделяется практически никакого внимания».
Как мы уже упоминали в приведенном выше тексте, в Салоне эту картину рассматривали бы в основном мужчины, но не менее уместно, что сюжет картины предполагает, что женщина — проститутка, на которую смотрели бы мужчины и которая была бы объектом их привязанностей и желаний.
Предварительная версия «Олимпии» Эдуара Мане; Кливлендский музей искусств, CC0, via Wikimedia Commons
Слишком откровенная реалистичность Олимпии
Мане пошёл против всех вышеописанных правил. Его Олимпия слишком реалистична. До Мане так, пожалуй, писал только . Он
изобразил свою хоть и приятной внешне, но явно не являющейся богиней.
Маха является представительницей одного из самых низших сословий Испании. Она, как и Олимпия Мане, смотрит на зрителя уверенно и немного вызывающе.
Мане также вместо прекрасной мифической богини изобразил женщину земную. Более того – проститутку, которая оценивающе и уверенно смотрит прямо на зрителя. Чернокожая служанка Олимпии держит букет цветов от одного из её клиентов. Это ещё более подчёркивает, чем наша героиня зарабатывает на жизнь.
Внешность модели, названной современниками уродливой, на самом деле просто не приукрашена. Это внешность реальной женщины со своими недостатками: талия еле различима, ноги коротковаты без соблазнительной крутизны бёдер. Выступающий живот никак не скрадывается худощавыми ляжками.
Именно реалистичность социального статуса и внешности Олимпии так возмутили публику.
История создания
На картине стоит подпись и дата: éd Manet 1863
. Картина была создана в том же году, что и «Завтрак на траве », ставший причиной скандала на «Салоне отверженных» 1863 года. Однако, триумфатором Парижского салона в том году стал Александр Кабанель со своим «Рождением Венеры ». Возможно, именно эта картина вдохновила на создание «Олимпии» боровшегося за своё признание Эдуара Мане. Ещё в Италии в 1850-е годы он работал над копией «Венеры Урбинской» и был хорошо знаком с сюжетом.
По существу о создании картины известно мало. Сохранилось два эскиза сангиной. Акварель с Олимпией 1863 года скорее всего была написана после картины и связывает в один ряд картину с двумя офортами 1867 года, созданными по мотивам «Олимпии». Один из этих эскизов Мане потом нарисует прикреплённым к стене на заднем фоне своего «Портрета Эмиля Золя».
Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане — Викторина Мёран. Однако, есть предположение, что Мане использовал в картине образ известной куртизанки, любовницы императора Наполеона Бонапарта Маргариты Белланже.
- Александр Кабанель: Рождение Венеры
- Эдуард Мане: Венера Урбинская
Копия картины Тициана
- Эдуард Мане: Эскиз к Олимпии
Сангина
- Эдуард Мане: Эскиз к Олимпии
Сангина
- Эдуард Мане: Олимпия
Акварель 1863 г.
- Эдуард Мане: Олимпия
Офорт 1867 г.
- Эдуард Мане: Олимпия
Офорт с акватинтой 1867 г.
- Эдуард Мане: Олимпия
Гравюра на дереве
Часто задаваемые вопросы
Что это за знаменитая картина с изображением лежащей женщины?
Существуют сотни картин с лежащими женщинами, но одним из самых известных изображений, которое часто критикуют как скандальное, является картина французского реалиста и импрессиониста Эдуарда Мане «Олимпия» (1863). На картине изображена женщина, уверенно откинувшаяся на шезлонге и смотрящая прямо на зрителя. Считается, что Мане изобразил эту женщину как французскую проститутку. Пока она смотрит на зрителя, ее служанка преподносит ей букет цветов.
Что пытался сделать художник «Олимпии»?
В «Олимпии» Мане изобразил спорную сцену лежащей проститутки в позе, напоминающей то, как изображались богини в академической живописи 19 века. Это вызвало споры, потому что Мане подчеркнул современную жизнь в противовес мифологическим или библейским сценам, которые были приемлемы для академиков искусства того времени. Мане также писал в экспрессивной манере, что отходило от стилистических правил живописи, которые соответствовали классической античности. В «Олимпии» Мане поставил под сомнение традиционализм, укоренившийся в искусстве, и проложил путь модернизму.
Кем была Олимпия Мане?
Женщина в «Олимпии» Эдуара Мане была французской моделью, ее звали Викторина Мёрен; она также была художницей, которая несколько раз выставлялась в Салоне. Мерен также была моделью на других картинах Мане, например, «Уличная певица» (1862), «Обед на траве» (1862-1863), «Дама с попугаем» (1866), «Железная дорога» (1873) и др. Она также работала моделью для других художников, таких как бельгийский реалист Альфред Стивенс и его картина «Парижский сфинкс» (ок. 1875-1880).
Описание полотна
На картине изображена полулежащая обнажённая женщина. Правой рукой она опирается на пышные белые подушки, верхняя часть тела слегка приподнята. Её левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно. Лицо и тело модели обращены к зрителю.
На её белоснежное ложе наброшено кремовое покрывало, богато украшенное по кромке цветочным узором. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Девушка полностью обнажена, на ней лишь несколько украшений: её убранные назад рыжие волосы украшает крупная розовая орхидея, на шее у неё завязанная бантиком чёрная бархотка с жемчужиной. В пандан к жемчужине подобраны серьги, а на правой руке модели — широкий золотой браслет с подвеской. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты.
Второй персонаж на полотне Мане — темнокожая служанка. В руках она держит роскошный букет в белой бумаге. Негритянка одета в розовое платье, ярко контрастирующее с её кожей, а её голова почти теряется среди чёрных тонов фона
В изножье кровати устроился чёрный котёнок, служа важной композиционной точкой в правой части картины
Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует. Художник оперирует всего лишь двумя планами: светлыми человеческими фигурами — на первом плане и тёмным интерьером — на заднем плане.
Яркая вертикальная полоса золотистой отделки стены делит тёмный фон картины почти пополам. Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии, а большую, прямоугольную — на фигуре её служанки. Часть стены за торсом Олимпии в тёмно-коричневых обоях и зелёная драпировка создаёт акцент на рыжих волосах модели. Весь интерьер комнаты за спиной негритянки почти полностью скрывают зелёные шторы, лишь небольшой прорыв в следующий план картины образует дверной проём.
Цветовая гамма
Цветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых — коричнево-золотой и красный. Преобладающие на картине светлые, бежевые тона, использованные для кожи модели и её ложа, контрастируют с тёмными, практически чёрными тонами обстановки, образами служанки и кота, чьи очертания почти тают на фоне занавеса. Такой сильный контраст делит полотно пополам по горизонтали.
Художник расставляет несколько пламенеющих акцентов: насыщенный цвет орхидеи в волосах подхватывают бутоны букета и цветочный узор покрывала. Ритм поддерживают красный платок на голове служанки и обивка кровати. Тёмно-зеленый цвет занавеса созвучен тону листьев и стеблей в букете, отделке покрывала, зеленоватым теням на простынях и окантовкой панталет.
Композиционная схема
В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. Тёмно-красный треугольник обивки кровати в нижнем левом углу перекликается с чётким торчащим уголком подушки выше. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. Композиционным центром картины является лоно Олимпии, что подчёркивается её линейным построением: к лону девушки ведут диагональные линии плеч и рук обеих женщин, на него направлены вертикальная золотистая линия обоев и перекрещивающаяся линия ног Олимпии.
Манера письма Мане кажется очень плоской. Мастер отказался от традиционной многослойности и тщательности нанесения мазков. Краска кое-где выходит за границы изображённых предметов, к примеру, букет практически распадается на отдельные цветовые пятна. В картине ощущается зарождение нового стиля — импрессионизма, одним из родоначальников которого стал её автор.
Библиография
- Мане Э. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. — М.: Искусство, 1965.
- Перрюшо А. (пер. М. Прокофьевой) Эдуард Мане. — Серия «Мастера». — М.: Терра, 2000. — 400 с. — ISBN 5-300-02940-8.
- Перре Катрин.Модернизм Фуко (Лекция М. Фуко о живописи Э. Мане) // Искусство versus литература: Франция — Россия — Германия на рубеже XIX—XX веков: Сб. ст. — М.: ОГИ, 2006, с. 148—165
- Чернышева М. А. Мане. — СПб.: Бельведер, 2002.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: impres-paint.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.6/5 — (5 голосов)
Мане-импрессионист
Вокруг художника постепенно складывалось общество тех, кто станет олицетворением ярчайшего художественного течения в живописи — импрессионизма. Эдуард Мане — художник, картины которого не выставлялись на выставках вместе с Дега, Ренуаром, Сезанном. Он считал себя независимым от любых союзов и объединений, но дружил и вместе работал с и другими представителями стиля.
А главное, что он разделял их взгляды на живопись, когда основным для художника становится умение видеть и выражать тончайшие нюансы в природе и в человеке.
Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. , Париж.
“Олимпия” Эдуарда Мане – одна из самых известных работ художника. Сейчас почти никто не спорит, что это шедевр. Но 150 лет назад она произвела невообразимый скандал.
Посетители выставки в буквальном смысле плевали в картину! Критики предостерегали беременных и слабонервных от просмотра полотна. Ибо те рисковали испытать чрезвычайное потрясение от увиденного.
Казалось бы, ничто не предвещало такой реакции. Ведь на эту работу Мане вдохновила классическая работа . Тициан же в свою очередь был вдохновлён работой своего учителя Джорджоне “Венера спящая”.
В середине
: Тициан.. 1538 г. Галерея Уфицци, Флоренция. Внизу
: Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Аннотация художника: кем был Эдуард Мане?
Эдуард Мане был французским художником, родившимся 23 января 1832 года. Он родился в Париже в богатой семье. Его всегда интересовало искусство, и после поступления в военно-морской флот и морскую пехоту по указанию отца он продолжил изучение искусства. С 1850 по 1856 год он начал учиться у Томаса Кутюра, который был французским учителем и художником. После окончания учебы он открыл собственную художественную студию, что произошло в 1856 году. Мане был революционным художником своего времени, идущим против традиций Салона. Он также был знаком с многочисленными художниками и учеными, в частности с Гюставом Курбе и Шарлем Бодлером.
Фотография крупным планом художника Эдуара Мане, до 1870 года; Nadar, Public domain, via Wikimedia Commons
Как сформировался Мане-человек и Мане-художник
Надар. Фотография Эдуарда Мане, около 1867 года Public Domain
Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году. Его отец, важный человек в Министерстве юстиции, не поощрял интерес сына к живописи и прочил ему карьеру юриста. На защиту юного Мане встал его дядя по материнской линии — он записал племянника на лекции по живописи и взял на себя связанные с этим расходы.
В 15 лет, не сдав вступительные экзамены в мореходную школу, Мане отправился в учебное плавание. Судно посетило Бразилию — и эта экзотическая страна произвела на юного Мане огромное впечатление. Из поездки он вернулся со множеством рисунков и набросков. И только тогда отец понял, что у сына исключительный художественный талант.
Через три года Мане поступил в мастерскую художника Тома Кутюра. Классическая академическая живопись была ему чужда, и он часто путешествовал в поисках вдохновения и новых идей: был в музеях Венеции, Флоренции, Дрездена, Праги, Вены, Мюнхена.
В середине 1850-х Мане стал перспективным художником. Он начал посещать салоны и знакомиться с творческой элитой. Арендовал помещение под мастерскую и стал усердно работать, стараясь добиться одобрения Кутюра. Интересно, что Мане не хотел быть буржуазным или академическим художником и однажды даже крупно поругался с учителем из-за этого; но тем не менее хотел, чтобы Кутюр восхищался его работами. У Мане всегда была жажда признания — он пронес ее через всю жизнь и именно она была его основной движущей силой.
Прецеденты
Частично картина была вдохновлена « Венерой Урбинской » Тициана (ок. 1534 г.), которая, в свою очередь, восходит к « Спящей Венере » Джорджоне (ок. 1510 г.). На заднем плане у Тициана две полностью одетые женщины, предположительно служанки. Леонс Бенедит был первым историком искусства, который прямо признал сходство с Венерой Урбино в 1897 году. Есть также некоторое сходство с « Майей пустынной» Франсиско Гойи (ок. 1800 г.).
Были также живописные прецеденты для обнаженной белой женщины, часто изображаемой с чернокожей служанкой, например, « Эстер с одалиской » Леона Бенувилля (1844 г.), « Одалиска Энгра с рабыней» (1842 г.) и « Одалиска Шарля Жалабера » (1842 г.). ). Также проводится сравнение с « Большой одалиской » Энгра (1814). Мане изобразил не богиню или одалиску , а высококлассную проститутку , ожидающую клиента; часто утверждалось, что Тициан поступал так же.
Мане: Вызывая сцену
Мане, безусловно, вызывает сцену своей современной тематикой, помещенной в традиционное пространство, наполненное классическими ожиданиями. Это не помешало ему занять место на выставке Салона, даже после того, как многие высмеяли и раскритиковали его картину; широко цитируется высказывание Мане в письме к Шарлю Бодлеру: «Они осыпают меня оскорблениями!».
Писательница и историк искусства Юнис Липтон часто цитирует высказывание о картинах Мане: «Лишенные своих мифических лесов, они действительно смелы». Далее она объясняет, что «женщины Мане воспринимаются как сильные, самостоятельные существа, решительно говорящие «нет» вековым традициям», и что они не являются «обновленными версиями Венеры, Флоры, Марии или Саломеи. Женщины Мане — это всего лишь люди».
Поворот к импрессионизму
В 1868 г. Мане познакомился с художницей Бертой Моризо (1841-1895), которая стала его ученицей и любимой моделью. Именно она связала его с импрессионистами, общение с которыми проявилось усилением интереса к разработке светлой цветовой гаммы в пленэрных композициях. Свои сюжеты Мане находил в повседневной жизни парижских улиц; во все более свободной манере, с текучими мазками, он писал также пейзажные сцены, пронизанные вибрирующим светом (В лодке (1874), Аржантёй (1874)). Однако от импрессионистов его отделяет более пристальное отношение к композиции картины и размещению человеческих фигур. В 1877 г. картина Нана (Кунстхалле, Гамбург) была отвергнута жюри Салона, тем не менее это не помешало Мане написать целый цикл своеобразных жанровых картин, сюжеты которых взяты из среды парижских пивных и кафе — он всегда сохранял острый, но доброжелательный взгляд на свою эпоху (Подавальщица пива, Музей д’Орсэ, Паиж).
В 1882 г. Мане выставил на Салоне с большим успехом свою работу Бар в Фоли-Бержёр (Галерей Тейт, Лондон), ставшую последним крупным творением этого художника: прикованный к постели, он в последний год отпущенной ему жизни смог создать лишь блестящую серию натюрмортов.
Картины Эдуарда Мане:
«За стаканом абсента» (1858)
«Испанец, играющий на гитаре» — (1861, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)
«Бар в Фоли-Бержер» — (1882)
«Берега Сены в Аржантее» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)
«Нана» — (1877, Кунстхалле, Гамбург)
«Олимпия» — (1863)
«Подавальщица пива» — (1879, Музей д’Орсэ, Паиж)
«Семья Моне в саду в Аржантёй» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)
«Флейтист» — (1866, Музей д’Орсэ, Париж)
Балкон — (1869)
В лодке — ( 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Железная — (1873)
Лола из Валенсии — (1862)
Натюрморт с цветами — (1880)
Портрет Эмиля Золя — (1868)
Расстрел Императора Максимилиана — (1868)
Цветы в хрустальной вазе — (1882)
Ещё одна куртизанка Мане
Мане всегда был первопроходцем, как и Франсиско Гойя в своё время. Он пытался найти свой собственный путь в творчестве. Он стремился взять лучшее из творчества других мастеров, но никогда не занимался подражательством, а создавал своё, аутентичное. “Олимпия” – яркий тому пример.
Мане и в последующем остался верен своим принципам, стремясь изображать современную жизнь. Так, в 1877 году он пишет картину “Нана”. Написанная в импрессионистской манере. На ней женщина лёгкого поведения припудривает носик на глазах ожидающего её клиента.
Эдуард Мане. Нана. 1877 г. Гамбургский кунстхалле музей, Германия.
Первые выставки
Выставляться в парижском Салоне живописи — значит получить профессиональное признание. Его посещают до полумиллиона зрителей. Работы, отобранные комиссией, которую специально назначает правительство, гарантируют художнику известность, а, следовательно, заказы и доходы.
Картина Мане «Любитель абсента» (1858-59 гг.) была отвергнута жюри Салона, слишком непривычной оказалась реалистическая тема, слишком вольно художник обращался с перспективой и полутонами — священными понятиями для академической школы.
Но в 1861 году сразу две картины Мане — «Портрет родителей» и «Гитареро» выставляются в Салоне
Признание специалистов и любителей живописи было особенно важно для отца художника
Творчество Мане
С середины 50-х годов Мане начал создавать собственные оригинальные произведения, героями которых были завсегдатаи парижских кафе, прохожие.
Одновременно Мане боролся с традиционной академической манерой письма и, отступая от мягкой моделировки формы, лепил ее свежими, выразительными мазками.
Этюд «Кабачок», относящийся уже к концу 70-х годов, демонстрирует интенсивность и сочность цветного подмалевка художника.
Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.
В 1863 году Мане выставил в знаменитом «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», ее содержание и необычность живописной техники вызвали негодование публики. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников.
За картиной «Завтрак на траве» последовала «Олимпия», где натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати. Картину приняли в салон в 1865 году, но ее постигла та же участь, что и «Завтрак на траве».
В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.
Защитника и ценителя своего творческого метода Э. Мане нашел в лице молодого Эмиля Золя. Писатель первым признал значение искусства талантливого художника для будущего развития европейской живописи и неоднократно выступал с разбором творчества Э. Мане в печати. Золя понимал несправедливость нападок на картины Мане со стороны публики и салонных живописцев, предсказывая, что со временем они будут выставлены в Лувре.
В 1873 году Мане представил жюри салона картину «За кружкой пива», традиционную как по трактовке сюжета, так и по манере письма.
Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один.
В 1882 году он закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х—80-х годов прошлого века «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона. Признание пришло уже к смертельно больному художнику.
В 50-е—60-е годы XIX века будущие импрессионисты ориентировались на его оригинальную творческую манеру. Но в отличие от них Мане всегда стремился к созданию картины, главное место в которой принадлежит человеку.
Завтрак на траве. 1863 г.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).
Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.
Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.
“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.
Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.
Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.
Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.
Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане
Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы
О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.
Биография Эдуарда Мане
Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.
Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.
Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».
К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.
Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.
После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.
В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.
В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.
Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.
Описание
На переднем плане картины изображена молодая обнаженная белая женщина, на левой ноге еще одетая в мул, лежащая на диване и в белом кашемировом платке, в интерьере, украшенном зелеными шторами и гобеленами. Располагаясь на двух атласных подушках, она опирается на правую руку, левая рука лежит на ногах, ее взгляд сосредоточен на зрителе.
На заднем плане, за кроватью, справа черная женщина преподносит ему букет цветов на зеленом фоне; на правом конце кровати с поднятым хвостом стоит черная кошка.
В либретто Салона название « Олимпия» сопровождалось пятью строками Захари Астрюк :
«Когда, устав от мечтаний, Олимпия просыпается,
Весна входит в руку милого черного вестника;
Это рабыня в ту же любовную ночь,
Который приходит, чтобы расцвести восхитительный день, чтобы созерцать;
Августейшая молодая девушка, в которой пламя наблюдает … »
Известны модели, позировавшие Мане. Викторина Мерент позировала обнаженной женщине, а Лора — служанке.
Анализ
Олимпия вдохновлена Тициан Венера Урбино, в которой Мане казнили копию на холсте, акварель, красный мел и два рисунка, во время поездки в Италию в 1853. Композиция идентична, с разделением фона в два в середине основной фигуры и второстепенной фигуры справа. Модель Олимпии принимает позу, идентичную позе Венеры Урбино . Как ей и нравится La Maja nue of Goya , его взор смотрит зритель. Мане заменил собаку у ног Венеры Урбинской, связанной во времена Тициана как с сексуальным влечением, так и с верностью, черной кошкой с поднятым хвостом.
Другие элементы композиции, вдохновленные классической итальянской живописью, обеспокоили критиков, такие как букет цветов , натюрморт, который некоторым кажется неуместным в картине обнаженной натуры, или отсутствие построенной перспективы , в которой он всегда следует за таблицей Тициана. .
По словам Жюли Мане, племянницы художника, запястье Олимпии украшено браслетом матери Мане с медальоном с прядью волос ее ребенка. Эта деталь, связанная с тем, что Олимпия покрывает свои гениталии, могла получить фрейдистскую интерпретацию как предательство матери.
Олимпия
Ее называли самкой гориллы, а ее руку, лежащую на бедре, окрестили отвратительной жабой. Гюстав Курбе сравнивал фигуру Олимпии с дамой пик из колоды карт в морге, а критики искренне не советовали беременным женщинам и юным девушкам смотреть на эту картину. Если бы нескольких крепких охранников не выставили перед полотном, разъяренная публика его бы точно уничтожила. Через несколько дней от греха подальше повесили эту непристойность повыше, чтоб никто не достал, да и разглядеть было сложно. Так случился одни из самых яростных скандалов, положивший начало современному искусству. Мане в ужасе, он подавлен и уничтожен. Не зря его терзали сомнения, не зря он испугался своей «Олимпии» и спрятал ее на несколько лет в дальний угол мастерской, опасаясь показывать и без того оскорбленным критикам свою новую картину. Он как всегда не собирался никого шокировать и устраивать революций – в истории живописи 19 века вряд ли найдется художник, настолько же провально стремившийся получить официальное признание. И на этот раз у него опять не получилось.
Хлесткое слово «непристойность», прилипшее к Эдуару Мане еще со времен Салона двухгодичной давности, когда он представил «Завтрак на траве», теперь станет его постоянным спутником. И все же что так потрясло и оскорбило взгляды респектабельных французов? Не обнаженное тело, конечно. Его хватает в мировой живописи.
Эдуар Мане недоумевает: «Я писал только то, что видел». Но зритель наотрез отказывался видеть то, что увидел Мане: уверенную, свободную, притягательную и чувственную богиню-куртизанку, чью наготу художник даже не потрудился прикрыть мифологическим сюжетом. Назови он картину «Венерой», градус возмущения, возможно, и поубавился бы.
Но всю эту литературщину с выбором названий и сюжетов Мане не воспринимал всерьез – гораздо больше его интересовали живописные возможности задуманной картины. И название «Олимпия» пришло от кого-то из друзей. Ну, Олимпия, так Олимпия.
Но это имя вызывало совершенно определенные «непристойные» ассоциации. Такие экзотические и выспренные имена любили выбирать себе дорогие проститутки. К тому же Олимпией звали одну из самых знаменитых куртизанок в истории – любовницу папы Иннокентия Х, которая фактически 10 лет управляла католической церковью. И, наконец, прошло чуть меньше 20 лет с тех пор, как во Франции был опубликован роман Александра Дюма-младшего. Одну из героинь-куртизанок в нем тоже звали Олимпией.
Сомнений в роде занятий героини не остается. Даже если не вдаваться в толкование символов, вроде мюлей на ногах Олимпии или орхидеи в ее волосах. Даже если забыть о том, что собаку, символ семейного счастья и верности, лежащую у ног прототипа Олимпии, Венеры Урбинской Тициана, Мане заменил на своенравную кошку. За этого шипящего котенка Мане досталось не меньше чем за смелый, вызывающий взгляд Олимпии, слишком независимый и откровенный.
Когда после смерти Мане художники под руководством Клода Моне собрали 20 тыс. франков, не допустили эмиграции Олимпии за океан, выкупили ее и подарили Лувру, чиновники от искусства приняли такой дар без энтузиазма. «Олимпию» опять упрятали еще на 17 лет – теперь в запасники Люксембургского музея. Она была написана лет на 50 раньше времени.