Елена григорьевна ананьевакрик эдварда мунка, или поцелуй сфинкса

Поцелуй Автор - Эдвард Мунк 1897 год Выставлена в музе Мунка

Эдвард Мунк. Работы конца XIX века

Public Domain / «Крик», Эдвард Мунк, 1893 год

Public Domain / «Голос», Эдвард Мунк, 1893 год

Public Domain / «Тревога», Эдвард Мунк, 1894 год

Public Domain / «Ревность», Эдвард Мунк, 1895 год

Public Domain / «Поцелуй», Эдвард Мунк, 1897 год

На публике она впервые появилась в декабре 1893-го. Под общим названием «Любовь» вместе с ней в Берлине были показаны «Голос», «Поцелуй» и «Ревность». На них Мунк показал, как при виде любимой теряются горизонты, как весь мир уходит на второй план, когда ты наедине с любимой. «Крик природы» был последним в серии, он рассказывал, как на тебя рушится весь мир, когда ты остаёшься один, а друзья уходят по мосту дальше.

В этом цикле только в работе «Ревность» видны черты лица главного героя – растерянность, непонимание и постепенно закипающая в правом нижнем углу картины мрачная злоба. Этой картиной он, наконец, попрощался с Милли Таулов, замужней светской львицей, не воспринимавшей всерьёз его чувства.

В целом, публика прошла мимо картины, но других она пробрала до самых кишок. Мунк и сам понял, что, наконец, сформировал свой стиль. Он научился писать мир именно таким, каким его чувствует.

Мунк снова и снова возвращался к этой картине и регулярно её перерисовывал. Параллельно появились и другие похожие работы: «Тревога», «Танец жизни», «Голгофа» и «Дым поезда».

В 1899-м Мунк написал «Мёртвую мать». Бледное упокоенное тело лежит на заднем плане в гробу, на переднем – спиной к матери – стоит девочка, её глаза широко открыты, голова обхвачена руками. Здесь вся биография Мунка – скончавшиеся мать и сестра, страх смерти и одиночества, неизменно влекущие за собой страх близких отношений.

Больной ребёнок

Эдвард Мунк родился в провинциальном норвежском городе. Его отец Кристиан был человеком мечтательным, в молодости работал судовым врачом и много путешествовал. В 44 года он женился на дочери мелкого торговца Лауре Катрине Бьёльстад, которая была на 20 лет моложе его. В браке родились пятеро детей — Софи, Эдвард, Андреас, Лаура и Ингер. Женщина скончалась от чахотки, когда Эдварду было всего пять лет. Семья так никогда и не оправилась от этой потери. Ведение хозяйства взяла на себя младшая сестра Лауры Карен.

После смерти жены отец семейства впал в уныние, его врачебная практика сократилась, семье приходилось туго. Дети часто болели. Через восемь лет после смерти матери скончалась от чахотки старшая дочь Софи. Эдварду на тот момент исполнилось 13 лет. Эта смерть сильно на него повлияла. Он не мог понять, почему отец, будучи доктором, не сумел спасти сестру.

Эдвард был очень привязан к тёте. Именно она помогала ему справиться с многочисленными болезнями, которые то и дело нападали на него: то бронхит, то острый суставной ревматизм. Из-за проблем со здоровьем Мунк не смог окончить школу. И именно благодаря тёте, которая заметила талант ребёнка, Эдвард начал заниматься рисованием.

Поздние годы

После лечения стиль художника изменяется в сторону более резкой и грубой манеры, однако цвета становятся более яркими и контрастными, а сюжеты – более мирными и обыденными: на них изображены крестьяне, рабочие, жизнь на природе. До своей смерти в 1944 году художник успел обзавестись фермой, переболеть «испанкой», перенести кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза и получить клеймо представителя «дегенеративного искусства» с приходом к власти нацистов.

Художник умер в 1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия.

В целом, жизнь и творчество Эдварда Мунка – как триллер со счастливым концом – детство и юность, наполненные трагическими событиями, молодость и борьба за свой взгляд, за попытки любить, сменилась в итоге на принятие себя, и мир перестал быть тюрьмой.

Если вы — поклонник живописи, то прочтите статью о самых дорогих работах Малевича.

Влияние Достоевского

Мунк прочитал «Преступление и наказание» в 1883 году сразу,
как только вышел норвежский перевод романа. Моментально оценив масштаб гения писателя,
тогда еще юный Эдвард на всю жизнь остался пылким поклонником творчества Федора
Михайловича. Даже на свои работы он перенес почерк Достоевского – тягучую
тревожность, рваные движения, постоянные вибрации света, пафосные шляпы на
головах обывателей и нелепые яркие мелочи в траурных вздохах сюжетов.

Эдвард Мунк «Тревога» 1894
Эдвард Мунк «Отчаяние» 1894

В Достоевском Мунка привлекало то же, что и в другом его любимом писателе, Эдгаре По, то же, что всегда тревожило его самого – связь трансцендентного с реальным и борьба идеи с материей. Он всегда ощущал внутреннюю правду выше внешней. Чувствовал необходимость глубинной рефлексии и духовной работы.

Депрессивные бормотания Раскольникова, его бесцельные
скитания по улицам мрачного города, приступы тошноты и страха были похожи на
блуждания самого Мунка. Поиски самого себя в бесконечной тоске унылых
пространств.

В конце XIX
века Санкт-Петербург и Христиания были удивительно похожи – мрачные городские
ландшафты и нарастающая власть капитала. Набирающая темпы индустриализация
превращала людей в безропотных винтиков системы. Осознание тяжелой жизни
простых людей приводила к тягостным раздумьям людей творческих, чувствующих.
Русский писатель и норвежский художник, два гения, жили на одной волне. Им
обоим было доступно глубинное понимание тотальной неправды современного мира.
Они оба слышали крик.

В мунковском «Крике» кроме страшного вопля природы, изломанного и нестерпимого, слышен и крик, который почудился Родиону Раскольникову, после убийства старухи. Крик ужасный, похожий на вой и скрежет. Исступленный глас, указующий на зарождение нового существа – человекобога, вскормленного камланиями утонченных интеллигентов, типа Ставрогина и Кириллова. Крик, предваряющий сюрреалистические фантазмы и адские кошмары XX века.

Эдвард Мунк «Крик» 1893

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

Анализ

Ночь в Сен-Клу (1890)

Согласно музей современного искусства, мрачная атмосфера Поцелуй является представителем амбивалентности Мунка в отношении романтики. На картине 1897 года искусствовед Рейнхольд Хеллер считает «практически невозможным» разделить две фигуры, особенно там, где их лица встречаются и становятся одним целым. Он считает, что изображение влюбленных представляет их единство и в то же время представляет собой угрожающую «утрату индивидуальности, утрату собственного существования и идентичности», которая намекает на смерть.

Автор Станислав Пшибышевский (1868–1927) критически относился к слитым лицам, находя их «похожими на гигантское ухо … глухое в экстазе крови». Писатель Август Стриндберг (1849–1912) высказал аналогичное мнение, написав, что пара становится «сплавом двух существ, из которых меньшее в виде карпа, кажется, готово сожрать большее».

Благодаря схожести комнаты в Поцелуй к собственному Мунку, как представлено в Ночь в Сен-Клу, искусствовед Ульрих Бишофф считает, что в картине есть автобиографический элемент.

Описание картины Поцелуй – Эдвард Мунк

“Поцелуй” воплощает любовную страсть, объединяющую двоих людей. Мунк представляет “фатальное сексуальное влечение”: картина призвана не столько вызвать у зрителя эротические ассоциации, сколько убедить его в опустошающем, уничтожающем воздействии секса. Мы не видим уст мужчины и женщины – их лица сливаются в одно бесформенное цветовое пятно, производящее отталкивающее впечатление.

Станислав Пшибышевский, один из друзей Мунка, тонко уловил основную мысль художника, описывая картину следующим образом: “Это две фигуры, лица которых сливаются. Рассмотреть их черты невозможно: мы видим только место, где они соединились. И место это напоминает гигантское безобразное ухо, оглушенное напором пульсирующей крови. Это лужа крови, в которой тонут души целующихся.

Это отвратительно, хотя выглядит настолько естественно, что мастера трудно обвинить в нарочитой эксцентричности, – скорее всего, мы имеем дело с его субъективным восприятием поцелуя, которым он открыто и искренне делится с нами”.

Мунк представляет влюбленную пару в центре композиции, которая замыкается справа коричневато-красной стеной, а слева – светло-синей занавеской, пропускающей желтый солнечный свет и, одновременно, отделяющей слившиеся в поцелуе фигуры от внешнего мира. Художнику удается добиться поразительного “эмоционально-слухового” эффекта – контраст между тишиной помещения н уличным шумом придает атмосфере картины оттенок интимности.

(1 votes, average: 5.00

Первые выставки

Впервые картины Мунка были выставлены публично в 1884 году в Христиании. Публика встретила полотна отборной критикой. Два года спустя он вновь принял участие в выставке. Скандал, разгоревшийся вокруг его работ (особенно ярыми были нападки на картину «Больной ребёнок», которую публика назвала мазнёй), вынудил закрыть экспозицию.

Примерно в 1890 году Мунк перешёл к символизму. В его пейзажах природа становится отражением эмоционального состояния человека, зеркалом его души. Особым местом для Мунка станет Осгорстранн. В этом городе и его окрестностях Мунк находил вдохновение и много работал.

В 1890 году Мунк встретил в Берлине ценителя искусства Альберта Кольмана. Последний был поклонником оккультизма. После долгих бесед с Кольманом Мунк начал работать над «Фризом жизни» — циклом картин о духовной жизни человека. По признанию художника, «Фриз жизни» задуман как ряд связанных друг с другом картин, как поэма о жизни, любви и смерти.

Основная картина во «Фризе жизни» — «Танец жизни». (commons.wikimedia.org)

В 1892 году Мунка пригласили сделать большую выставку в Берлине. Он отправился туда с 55 картинами. Но не успела выставка открыться, как несколько руководящих членов союза потребовали ее закрытия. В немецкой прессе можно было прочитать о сумасшедшем норвежском художнике. Группа молодых авангардистов выступила в защиту Мунка. Разгоревшаяся дискуссия только укрепила популярность живописца. Он переехал в Берлин и присоединился там к интеллектуальным кругам. Неизменным местом встречи была таверна «Чёрный поросёнок».

Одной из тем, которую Мунк последовательно и внимательно исследовал десятилетиями, была ревность. Разнообразные интерпретации появляются в живописи, рисунке и гравюрах. Женщина неизменно предстаёт виновницей душевных мук, с ней связаны самые большие страхи героя. Мунк полагал, каждая любовная связь требует жизненной силы, которую следовало бы приберечь для искусства.

«Ревность», 1913. (commons.wikimedia.org)

Мунк интересовался фотографией. В 1902 году он купил камеру, возможно, под влиянием Августа Стриндберга, с которым познакомился в 1892 году. Мунка интересовали мистические образы и фигуры, получавшиеся при двойной экспозиции (когда один кадр накладывается на другой), эффекты, возникавшие как ошибки при проявке, а также нечёткие контуры фигур, находившихся в движении во время съёмки. Позднее он использует этот опыт в живописи.

«Купающиеся женщины», 1917. (commons.wikimedia.org)

Эдвард Мунк «Поцелуй». Описание картины

Для Мунка характерным было возвращение при написании картин к уже проработанным сюжетам. Не стало исключением и полотно «Поцелуй». Время написания первых его вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни».

Мрачная и отталкивающая с одной стороны, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайны его притягательности. Между тем сюжет необычайно прост и до Мунка был привлекателен художникам всех эпох

Особенно оценили бы его мастера кокетливой эпохи рококо. Отгородившись от мира тонкой занавеской, влюбленная пара слилась в страстном поцелуе

Между тем сюжет необычайно прост и до Мунка был привлекателен художникам всех эпох. Особенно оценили бы его мастера кокетливой эпохи рококо. Отгородившись от мира тонкой занавеской, влюбленная пара слилась в страстном поцелуе.

«Больная девочка» (1886)

Э. Мунк «Больная девочка». Холст, масло. 119,5х118,5 см. Национальная галерея (Осло)В основе картины – воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры Софи Мунк, которой было всего 15 лет. Девушка сидит в постели, опираясь на подушку. Её бледное лицо как будто излучает свет, оно выделяется ярким пятном в полумраке комнаты. Для этой картины позировала 11-летняя девочка Бетси Нильсен.Рядом с умирающей девушкой сидит, опустив в отчаянии голову, женщина – это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков.Картина впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 г. и была принята критикой отрицательно. Работу объявили незаконченным этюдом, считали её бесформенной, небрежной, несовершенной и не достойной выставки. Хотя были и более доброжелательные отзывы: в картине отметили её своеобразие и трогательность

После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства».Но сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом». Он создаёт несколько вариантов этой картины.В 1889 г

он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично

он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично.

Э. Мунк «Весна»В центре полотна в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми руками, которые безвольно покоятся у неё на коленях. Рядом с ней – мать или сиделка. Распахнутое окно уставлено цветами, в него врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца освещает лица сидящих в комнате, но он притягивает взор только живущего – женщины; умирающая же девушка, наоборот, отворачивается от него, т.к. этот луч слишком «громко» говорит о том, что жизнь её приближается к завершению.Картина являет собой контраст трагедии и оптимизма, и всё это – жизнь в её противоречии и одновременно в гармонии: угасание и возрождение слиты воедино.Уже в раннем творчестве Мунка появляется тема человека и природы . В сущности, почти все его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. Причём некоторые пейзажные полотна явно написаны под влиянием творчества импрессионистов. Например, картина «Вид на реку в Сен-Клу» (1890).

Э. Мунк «Вид на реку в Сен-Клу»Но в пейзажных картинах видно стремление художника к обобщению, т.к. чаще всего на этих полотнах присутствует человек. Природа для Мунка интересна не сама по себе, а как особый мир, живущий по своим законам, но в котором протекает жизнь человека.Но есть у художника и чисто пейзажные полотна, и чаще всего на них изображена суровая природа Скандинавии.

Э. Мунк «Прибрежный зимний пейзаж» (1915)

Э. Мунк «Весенний пейзаж с красным домом (Экелю)» (1935-1940)

Климт «Поцелуй». Описание картины

Картина «Поцелуй» является одним из самых известных произведений Густава Климта. Оно относится к «золотому» периоду творчества художника и в полной мере отражает все особенности данного этапа. Название «золотой» связано прежде всего с техникой работы, которая преобладала в это время. Климт активно использовал оттенки золотого, работал с сусальным золотом. В соответствии с этим, преобладающим цветом на картине «Поцелуй» является золотой. Такой оттенок занимает большую часть полотна.

Картина символична и даже несколько схематична. Сюжет довольно прост. В центре полотна изображены две фигуры, стоящие на краю скалы. Мужчина наклонился к женщине, чтобы поцеловать ее.

Пара абсолютно отделена от всего, что ее окружает, молодые люди увлечены друг другом. Примечательно, что никакие детали больше не видны, их просто нет.

Да и зритель оказывается несколько отстраненным, сторонним наблюдателем.

Оригинальность картины и в необычном целостности фигур. Кажется, что мужчина и женщина слились воедино, стали одним целым. Однако автор все же разделил их с помощью различного орнамента.

Причем исследователи отмечают, что узоры подобраны художником в соответствии с полом героев. Фигура мужчины изображена с помощью четких, строгих форм и оттенков.

Женщина же выделена посредством более мягкого, утонченного орнамента.

Фон картины также выполнен с использованием оттенков золотого. Вкрапления этого цвета напоминают мерцающие звезды. Этот эффект подчеркивает ощущение, будто герои стоят не просто на краю скалы, но на краю вселенной, одни в целом мире. Это впечатление усиливается также плавным перетеканием одних линий и форм в другие.

Полотно «Поцелуй» выделяется в общем ряду работ Климта

Большая часть его картин посвящена обнаженной натуре, в «Поцелуе» же любовь изображена целомудренной, нежной, особое внимание уделено одежде. Однако популярная во времена создания картины теория Фрейда все же нашла свое отражение в полотне

Характерно, что лицам героев картины художник уделил мало внимания. Если лицо женщины видно зрителю, то лицо мужчины скрыто. Однако накал чувств, буря эмоций чувствуется в позе влюбленных. Примечательна отрешенная фигура женщины, которая буквально дышит покорностью, и страстная, трепетная фигура мужчины.

Исследователи предполагают, что в основе картины «Поцелуй» автобиография художника. Считается, что в образе женщины, Климт воплотил черты Эмилии Флеге, которая сыграла важную роль в жизни художника.

Новый Веймар. Поздний период творчества. Экспрессионизм

В начале ХХ века в творчестве Мунка происходят серьезные
метаморфозы. От символизма и загадочности среднего периода он переходит к более
простым и прямолинейным сюжетам. Витальность, яркий солнечный свет,
монументальные фигуры и экспрессивные пейзажи стали преобладать в его работах.
Плавные изгибы фона выпрямились и превратились в ровные движения кисти.

Мунк обратился к портретам и пейзажам, но уже в другом
ключе. В работах стали преобладать монументальность, мощная энергетика и чистые
цвета, что сильно контрастировало с его предыдущими мрачными и депрессивными
работами.

Эдвард Мунк «Косарь» 1916

Возможных причин для таких фундаментальных изменений в
творчестве могло быть несколько. Одной из них был сильнейший нервный срыв и
последующая госпитализация в психиатрическую лечебницу в 1908 году.

Другой причиной были новейшие тенденции в живописи, характерные
для того времени. Подражание Ван Гогу, Гогену и Матиссу дали начало новому
стилю – немецкому экспрессионизму. Входил в моду фовизм, использовавший яркие
цвета. Мунк вбирал в себя современные ему тренды и сам внес лепту в развитие
целых направлений.

Еще одной, более вероятной, причиной метаморфозы стало
сближение Мунка с веймарским кругом почитателей Фридриха Ницше.

С философией Ницше Мунк был знаком еще в конце XIX века, а в
начале XX века он вошел в тесное общение с сестрой философа, Элизабет Ферстер.
В 1906 году Мунк написал знаменитый портрет Ницше, где изобразил философа высоко
парящим над миром обыденной жизни. Философ стоит на импровизированном балконе,
между небом и землей, и размышляет над фундаментальными вопросами бытия.

Эдвард Мунк «Фридрих Ницше» 1906

Богема Христиании. Ранний период творчества. Против реализма

В 1881 Эдвард поступил в Королевскую школу рисования, где в
полной мере проявился его яркий и самобытный талант. Мунк был любимым учеником
скульптора Юлиуса Миддельтуна, старшего преподавателя и главного вдохновителя
всей творческой деятельности школы. Но опытному педагогу и художнику-академисту
так и не удалось удержать юного гения в русле традиционной живописи.

Как только Эдвард почувствовал в себе силы сказать что-то
свое, он резко отвернулся от академического пути и встал на тропу
контр-культуры, выступающей против официального искусства.

Эдвард Мунк «За журнальным столиком» 1883

Еще в школе рисования Мунк познакомился с художником-натуралистом Кристианом Крогом и даже посещал курс последнего. Крог ввел молодого гения в «Богему Христиании». Эта группа объединяла непримиримых бунтарей от искусства, проповедующих свободную любовь, нигилизм и отход от традиций. Идейным вдохновителем «Богемы» был яркий писатель и убежденный анархист Ханс Егер, оказавший на Мунка сильное влияние.

Эдвард Мунк «Писатель Ханс Егер» 1889

В живописи, тем временем, намечался революционный переворот.
В начале 1880-х годов импрессионизм громко заявил о себе и стал самой
обсуждаемой темой в кругах художников. Мунк живо присоединился к дискуссии – он
рассматривал новое направление как основу для поиска собственного стиля.

Картина Мунка «Больная девочка», написанная под
влиянием импрессионизма и выставленная на Осенней выставке 1886 года, принесла
первый успех и вызвала неоднозначную реакцию. Критикам не понравилась именно
манера письма – непроработка деталей, незавершенность композиции, грубая, почти
неряшливая, фактурность.

Эдвард Мунк «Больная девочка» 1885

Но художник не обращал внимания на подобные замечания. Его
внутреннее устроение, философские раздумья и эмоциональный опыт нуждались в
таком резком и незавершенном выплеске. Мунк сначала долго вынашивал в себе
нечто, проникался этим и уже потом неожиданно воплощал. Выкрикивал осмысленное
на холст.

В сюжете «Больной девочки»,  Мунк вновь вернулся к смерти своей любимой
сестры Софии. Долго мучаясь над картиной (ему никак не удавалось передать
бледную, почти прозрачную кожу) Мунк, как будто проходил ритуал очищения. Он
мучительно вытравливал из себя стойкое присутствие смерти.

Сочинение по картине Поцелуй — Эдвард Мунк

«Поцелуй» воплощает любовную страсть, объединяющую двоих людей. Мунк представляет «фатальное сексуальное влечение»: картина призвана не столько вызвать у зрителя эротические ассоциации, сколько убедить его в опустошающем, уничтожающем воздействии секса. Мы не видим уст мужчины и женщины — их лица сливаются в одно бесформенное цветовое пятно, производящее отталкивающее впечатление.

Станислав Пшибышевский, один из друзей Мунка, тонко уловил основную мысль художника, описывая картину следующим образом: «Это две фигуры, лица которых сливаются. Рассмотреть их черты невозможно: мы видим только место, где они соединились. И место это напоминает гигантское безобразное ухо, оглушенное напором пульсирующей крови.

Это лужа крови, в которой тонут души целующихся. Это отвратительно, хотя выглядит настолько естественно, что мастера трудно обвинить в нарочитой эксцентричности, — скорее всего, мы имеем дело с его субъективным восприятием поцелуя, которым он открыто и искренне делится с нами».

Мунк представляет влюбленную пару в центре композиции, которая замыкается справа коричневато-красной стеной, а слева — светло-синей занавеской, пропускающей желтый солнечный свет и, одновременно, отделяющей слившиеся в поцелуе фигуры от внешнего мира. Художнику удается добиться поразительного «эмоционально-слухового» эффекта — контраст между тишиной помещения н уличным шумом придает атмосфере картины оттенок интимности.

Картина написана свободными, широкими движениями кисти. В рассеянном полумраке комнаты целующаяся пара образует плоское, абстрактное пятно. Мунк обводит фигуры персонажей темным контуром — подобный прием сближает живописное полотно с гравюрой по дереву.

(1

Интересные факты о художнике

Эдвард Мунк не любил писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти. Ему не нравились цветы из-за процесса их увядания, в поступках друзей пытался разглядеть происки врагов. Подозрительный, нервный, но при этом обладающий не только талантом художника, но и был великолепным рассказчиком. Поэтому его всегда с радостью принимали в богемном обществе.

Несмотря на свою привлекательную скандинавскую внешность, художник всегда добавлял на автопортретах возраст. Это лишние морщины, жесткий взгляд, никогда не улыбался. Женщины были очарованы его импозантностью, которая сочеталась со скромностью. И все это создавало образ загадочного красивого мужчины. Сам же живописец не искал женского общества. А иногда и вовсе сбегал от них в прямом смысле этого слова.

Но это не повлияло на его успех: свои первые он картины смог продать в 18 лет. А в 26 стал первым норвежским живописцем, у которого была организована персональная выставка в Осло. Позже он научился относиться к критике с юмором и иронией.

Кроме моря, Эдвард восхищался луной и в своих работах часто изображал ночное время суток.

Несмотря на успех и признание общественности, Эдвард Мунк не чувствовал себя счастливым. Тяжелое детство, нападки критиков, неудачные романы — все это наложило отпечаток на душевное состояние художника. Но лечение в психиатрической клинике пошло ему на пользу: его работы стали более сдержанными, а сам художник стал ощущать внутреннее спокойствие.

Эдвард Мунк стал одним из выдающихся художником своего времени. Несмотря на запреты на живопись в юности, жесткую критику, противоречивый и сложный характер, его работы теперь известны во всем мире. Он смог создать стиль, абсолютно противоположный радостному южному солнечному импрессионизму. Такое было под силу только норвежскому художнику с тонким восприятием мира, многогранным внутренним миром каким был Эдвард Мунк.

«Крик»

Обычно у художников сложно выделить какую-то одну значимую яркую работу. Но Эдвард Мунк отличился и здесь: его полотно «Крик» знают даже люди далекие от живописи. Как и многие шедевры, создавался на протяжении нескольких лет. Первая версия полотна была написана в 1893 г., а последняя — в 1910-м.

Это полотно получилось настолько эмоциональным и ярким, что никого не оставило равнодушным. Искусствоведы до сих пор не сошлись в единой трактовке этого произведения искусства. Одни полагают, что художник хотел передать реакцию человека на крик природы (кстати, это было первоначальное название картины).

Другие придерживаются мнения, что Мунк, как и многие гении, обладал неким даром предвидения. И в своих работах предсказывал катастрофы и ужасы, ожидающие человечество. Сам художник написал о том, что его вдохновило на создание «Крика» в своем дневнике: это кроваво-алый закат, смотря на который, его охватило чувство тревоги и ужаса.

Тема страха проглядывается на всем творческом пути Мунка. И «Крик» как раз стал апофеозом выражения его эмоций. Пейзаж приближен к реалистичному, но именно центральный персонаж передает всю суть творения. Известно, что Эдвард Мунк создал 40 вариантов картины. И в этом нет ничего удивительного, ведь он был новатором и постоянно экспериментировал в своей работе. Четыре из них — живописные, остальные версии сделаны в графике.

Когда впервые «Крик» был показан на выставке в 1893 г., общественность отнеслась к картине крайне негативно. Пришлось даже пригласить полицию, чтобы уберечь полотно от уничтожения посетителями. Позднее этот шедевр стал олицетворением всего экспрессионизма и одной из самых значимых работ, повлиявших на развитие живописи в 20-м веке.

Но несмотря на его огромное культурное значение, «Крик» ожидала печальная судьба, как и многие другие великие творения. Его стали постоянно цитировать, делать карикатуры, постепенно обесценивая значение полотна. Самая известная аллюзия на эту картину — маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Но такое частое упоминание полотна лишь подтверждает его влияние на мировую культуру.

«Крик» — картина о самоубийстве

Некоторые исследователи разглядели в данном полотне более глубокий смысл. Ученик Эдварда Мунка Сью Прадо говорил, что работа над этим произведением велась в очень непростой для художника период. Он переживал неудачный болезненный роман, из-за которого у него обострился страх появления психического расстройства.

Возможно, поэтому на картине изображен мост, который был популярным местом у самоубийц. Кроме того, он был недалеко от клиники для душевнобольных, в которой находилась сестра Мунка, и скотобойни. Данная теория лишь усиливает интерес к этому произведению: ведь до сих пор люди пытаются понять, что хотел передать своим «криком» известный норвежский художник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: