Первый шедевр
Первым мощным произведением стали «Бурлаки на Волге», задуманные в 1868-м, когда подобную сцену художник видел своими глазами, только на Неве. Репин картины вынашивал подолгу, скрупулёзно обдумывая сюжет, подбирая меткие, по собственному видению и замыслу, позы, жесты, лица и мимику героев. Картины Ильи Репина – не случайные композиции, ракурсы и краски, а результат мучительных творческих исканий.
Увлёкшись «Бурлаками…» Репин даже перенёс свою заграничную поездку. Только в 1873 году художник представил «Бурлаков на Волге» публике. Резкий контраст счастливого пейзажа и шокирующих портретов измождённых мужиков, тянущих против течения реки корабль, произвёл сенсацию, взрыв эмоций и мнений в международном художественном мире.
Проводы новобранца
Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.
Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.
Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.
Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.
Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.
Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ
Пятнадцатилетие, уместившееся между 1877 и 1892 годами, оказалось самым плодотворным периодом в жизни живописца. Его работы этого времени неизменно вызывали всеобщий интерес, выдвинув Репина в первый ряд современных русских художников. Назовём среди них хотя бы картины «Крестный ход в Курской губернии» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же Репин создал лучшие свои портреты.
Жизнь его была вполне благополучной; недостатка в средствах он не испытывал. Репин всегда сознавал свою удачливость и при этом никогда не был уверен в своём таланте. Он считал себя «посредственным тружеником» и думал, что только ежедневная многочасовая, почти каторжная работа может сделать из него настоящего художника. Он не зазнавался от своих успехов и спокойно переживал неудачи. Даже после расставания с женой Верой, которое он тяжело переживал, и выхода из Товарищества передвижных выставок, когда на нервной почве у него сначала начала болеть, а потом перестала действовать правая рука, он не сник, не потерялся, а научился работать левой рукой. А ведь ему тогда не было и 45 лет. С возрастом художника начало подводить зрение, развилась дальнозоркость, но Репин и тут не отчаялся, а стал использовать кисти с длинными ручками, их длина иногда доходила до метра. Илья Ефимович научился компенсировать своё состояние и продолжал заниматься самым важным для него — писать картины. Наверное, в его страсти к работе и заключается секрет того, что Репин до самой смерти сумел сохранить ясность ума и живость характера.
Большие персональные выставки, организованные в 1891-1892 годах в обеих российских столицах, сопровождались оглушительным успехом. «Моя выставка, — отмечал художник в одном из своих писем в феврале 1892 года, — здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице». Знаком международного признания его заслуг стало награждение живописца (в 1901 году) французским орденом Почётного легиона.
Пейзажи И. Репина
И. Репин «Летний пейзаж. Абрамцево» (1880). Холст, масло. 522 х 490 мм. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова (Поленово, Тульская область) Этот пейзаж также написан в Абрамцеве. Летний день. Молодая женщина (Вера Алексеевна Репина, жена художника) гуляет по парку. Пейзаж создан насыщенными тёмными зелёными красками, которые усиливают впечатление от яркой зелени, характерной для начала лета. Эта сочная зелень, нарядная молодая женщина на мостике создают прекрасный лирический пейзаж.
И. Репин «На дерновой скамье. Красное село» (1876). Холст, масло. 36 x 55,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
И. Репин «Абрамцево. Летний пейзаж» (1880). Холст, масло. 52,2 х 49 см. Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова (Поленово, Тульская область)
Крестный ход в Курской губернии
Мысль написать подобную картину появилась у Репина еще в 1870-ых годах, но работать над ней он начал только в 1880 году.
Для вдохновения он посетил Коренную пустынь, расположенную под Курском. Она была знаменита тем, что здесь часто проводились крестные ходы. Наблюдал их и в Киеве, Чернигове, побывал на крестном ходе Троицкого монастыря.
Критики высоко оценили картину, подчеркнув, что написана она сочно, колоритно и свежо. Его называли наиболее зрелым и удавшимся произведением Репина.
Что мы видим на картине? Огромный людской поток. С правой стороны изображена будка, украшенная пестрыми лентами. Ее несут певчие. Это гигантский фонарь, внутри которого мерцают свечи. Богато одетая мещанка несет икону, ее окружают купцы и военные. Полицейские ограждают идущих от простолюдинов. А молодому горбуну-инвалиду не дают подойти к священной иконе.
Интересные факты из жизни художника
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.
Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».
Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.
Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Сын человеческий | NetLore Рене Магритт, Сын человеческий, живопись, художники, шедевры
«Сын человеческий» (Le fils de l’homme) — самая знаменитая картина Рене Маргитта, бельгийского художника-сюрреалиста, тот самый «мужик с яблоком», «безликий в котелке». Стоит в одном ряду в смысле влияния на умы и узнаваемости образа с такими вещами, как «Джоконда», «Тайная вечеря», «Американская готика», «Крик». По количеству пародий, фотожаб, аллюзий и отсылок с «Сыном человеческим» мало что может сравниться.
Картина написана в 1964 г., сейчас находится в частной коллекции. Магритт писал ее как автопортрет. Изображенный мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо, наверное, известен всему миру, хотя его лицо почти закрыто висящим в воздухе зелёным яблоком. Считается, что названием картина обязана «образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире». Яблоко, конечно, самая загадочная часть образа, его можно трактовать и как библейский символ соблазна и познания, и как часть природы, которую пытается постичь человек.
Картина названа «Сын человеческий», по словам самого Рене Магритта, потому, что в ней воплощен образ современного бизнесмена, который все равно остается по сути сыном Адама и все искушения современного мира ему не чужды. Словом, художник любил показывать скрытую сущность вещей и событий.
Р.Магритт
Образ картины, например, использован в фильме «Афера Томаса Крауна» (The Thomas Crown Affair), где герой грабит американский музей, переодевшись сам и переодев своих сообщников в персонажей Магритта. Репродукция «Сына…» висит в кабинете у Крауна и, кстати, тоже символизирует двойственность владельца — с одной стороны, богатого бизнесмена и ценителя живописи, а с другой — вора и авантюриста.
Кроме того, картина также присутствует в «Симпсонах» (сезон 5, эпизод 5), в сериале «Воздействие» (Leverage), в фильме «Персонаж», в сериале «White collar» (сезон 3, эпизод 1).
Наклейка на MacBook
Вешалка от дизайнера Игоря Удушливого из Молдавии (концепт)
Израильское креативное агентство Shalmor Avnon Amichay/Y&R Interactive таким образом рекламировало кухонные комбайны.
Часы
Арт
Карикатуры про Сына Человеческого на cartoonstock.com
Нейл-арт Лизы Ланг, нейл-дизайнера из Канады.
Фотограф и художник-копиист Энди Алкала
Группа Hold Your Horses сняла видеоклип «70 millions», где музыканты изображают героев известных картин от художников Возрождения и до поп-арта. В том числе и «Сына…»
Рисунки и гравюры
Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Так, например, три этюда к картине «Л.Н. Толстой босой» выполнены углём и мелом, а рисунок «Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» — карандашом и пастелью. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Его рисунки разнообразны. Среди них встречаются как беглые наброски, так и тщательно проработанные произведения — как, например, «Санкт-Петербург: Невский проспект». Успешно выступал Репин и в качестве книжного иллюстратора.
Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии… Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».
Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остаётся мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл её «грозным оружием».
ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ
В феврале 1872 года художник женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора, с которой Илья Репин познакомился ещё в годы студенчества, когда гостил в доме своего однокашника Алексея Шевцова, брата Веры. В конце этого же года у них родилась первая дочь. Осенью 1874 года родилась вторая дочь. К тому времени в семье Репиных появился и неродной ребёнок — Валя Серов. Его мать, Валентина Серова (она позировала Репину для картины «Царица Софья»), в Париже была сильно занята концертами и репетициями, и мальчик стал проводить много времени в семье художника. Репин научил мальчика рисовать, а Серов на всю жизнь стал ему любимым учеником и близким другом.
Позже в семье Репина появилось ещё два ребёнка, но семейная жизнь так и не заладилась. Скромная девушка с толстой косой любила мужа, но — как показало время — совершенно не годилась в качестве жены художника. Илья Ефимович был жаден до общения. Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кроме тех, кого художник писал, в доме постоянно толпились студенты, его ученики. На молодёжных вечеринках собиралось по многу десятков человек. Репин любил пылкие дискуссии и ярких, умных, самостоятельных женщин. А Вера была слишком тихая, никогда не высказывала своего мнения, была поглощена бытом и детьми. Такая женщина перестала быть музой для художника, а брак не оправдал его надежд. В 1884 году всё это закончилось и Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Старшие дочери остались с Ильёй Репиным.
За успехи в учёбе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнёсся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными.
Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи.
В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году — в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах — на Кавказе.
Описание картины Рене Магритта «Сын человеческий»
Самая известная среди работ Рене Магритта – картина-загадка «Сын человеческий». Написанная в 1964 году, она сразу завладела умами внешней простотой и чрезвычайной глубиной содержания.
Цепляющий внимание и легко запоминающийся образ мужчины в деловой одежде – черном пальто на рубашке с галстуком, и со шляпой-котелком на голове. Парадоксальный объект – зеленое яблоко загораживает лицо человека
Чаще всего картину интерпретируют как символический образ современного мужчины – бизнесмена, который все же остается потомком первого человека – Адама, и потому подвержен соблазнам и греховным действиям; они подобно яблоку познания перекрывают взгляд на мир существующих видимых и невидимых вещей. Однако Магритт, скорее всего, желал бы предоставить право интерпретировать его полотно каждому из нас в отдельности. Ведь так и есть: каждый смотрящий на «Сына человеческого» раскрывает свое видение жизни, личную философию.
Труды Магритта не просто яркие красивые постеры, вдобавок они несут в себе философскую загадку. Показать существование скрытого смысла, потаенной сути явлений в мире – вот задача сюрреалиста Рене. Причем сам художник отказывался причислять себя к этому направлению. Сюрреализм базировался на психоаналитической науке. Образы Магритта не научны, а больше мистичны и наталкивают не на сухие интеллектуальные споры, а на полет творческой фантазии и поиск истины бытия.
«Сын человеческий» – это потерявший индивидуальность незнакомец, который всматривается в то, что скрыто от глаз. Фон – стена, море и небо в облаках – ничто не отвлекает его внимания.
Интересно, что писалось полотно как автопортрет. Теперь облик анонимного мистера в котелке и пиджаке порою воспринимается отдельно от автора картины. «Сын человеческий» удачно вписался в современную массовую культуру и продолжает вдохновлять людей задаваться вопросами, далекими от будничной суеты.
Возвращение домой, передвижники, Москва
Портрет Репина 1892 г. Кисть Серова
С осени 1876-го Репин в течение года жил в родном Чугуеве. Переболел малярией. Выздоровев, бросился к холсту – накопил много наработок, хотелось деятельности и заказов. Переписываясь с другими художниками, в частности, с Крамским, принял решение подать заявку на приём в Товарищество передвижников. Ради вступления в его ряды художника такой славы и величины были проигнорированы все правила, и с 1878 года Репин живёт в Москве.
К выставке 1879-го написал «Царевну Софью», оказавшуюся спорной – стремясь к исторической подлинности, художник создал картину, в которой большинство тогда правды не увидело. Но это дело историков и искусствоведов.
Жизнь в Москве была бурной и богатой на знакомства и заказы. Взяв в свою семью 15-летнего Валентина Серова (по просьбе его матери, близко знакомой с Репиным), Илья Ефимович готовил подростка, имеющего стремление и художественный вкус, к поступлению в Академию. Став первым учителем Серова, способствовал развитию его дарования, хлопотал о нём и таким образом открыл миру новый талант.
Получал заказы. Репин, работы которого вывели его в ранг лучших художников России, тем не менее не всегда слышал только хвалебные отзывы. Картины Репина с названиями «Портрет И.С. Тургенева» (1874), «Крестный ход в Курской губернии» (1883) некоторыми были раскритикованы (первая не понравилась заказчику, Третьякову, о второй были негативные отзывы в прессе). Некоторые работы были приняты сразу и безоговорочно, как «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881), в высшей степени человечный и живой.
Среди многочисленных знакомых некоторых Репин выделял особо. Так, он использовал любую возможность увидеться с Л.Н. Толстым, когда писатель бывал в Москве, также художник ездил в Ясную Поляну. Восхищаясь светилом литературы, Репин написал несколько его портретов в разных ситуациях: в кресле, за письменным столом, в кабинете, на пашне. Сохранились также десятки набросков.
Живопись
В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.
Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.
Илья Репин в молодости
Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.
Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников
Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника
Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.
Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».
В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».
Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.
Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.
В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.
Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.
После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.
Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.
В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.
Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.
Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.
Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.
Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.
В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.
Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.
В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.
Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.
Поездка за границу и жизнь в Москве
С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.
С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым. В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского, который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.
ТАЛАНТ ПЕДАГОГА
В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. В марте 1895 года он писал: «В целом я вполне удовлетворён новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили тёплые воспоминания о своём профессоре.
Вместе с тем художник продолжал создавать новые картины. Активно он участвовал и в общественной жизни страны. Так, в 1896 году деньги, вырученные от продажи одной из своих работ, Репин пожертвовал в помощь голодающим. К царскому режиму он относился довольно критически — не желая связывать своё имя с бездарной политикой, проводимой (как он однажды выразился) «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти», живописец в 1907 году покинул Академию.
Описание картины Ильи Репина «Яблоки и листья»
Когда писалась эта картина, Илья Репин находился на пике творчества, он творил один шедевр за другим, имел гонорар, у него была прекрасная семья, вместе с которой он перебрался в столицу, здесь объединился с самыми видными художниками России, встретившими его и его работы вполне благодушно, выставлялся с циклом мастерски написанных портретов, продавал свои работы за хорошие по тем временам деньги, приобрёл в Москве новых друзей.
Конечно, все эти обстоятельства не могли не сказаться на настроении художника, и он создал такое необычное для себя произведение, как «Яблоки и листья».
Почему необычное? Потому, что Илья Ефимович – виртуоз исторических и мифологических тематик, портретной живописи, психологических, проникнутых чувствами и эмоциями полотен. Натюрморт был не свойствен этому художнику.
Но, как известно, талантливый человек талантлив во всём. А потому и изображение обычных яблок, возлежащих на подсыхающих листьях различных растений, удалось ему неподражаемо. Мелкие и крупные листочки, целостные и узорчатые края, одинарные, парные и тройные, – все выполнены в зелёной гамме, а это чудный фон для спелых яблочек. Вообще, говоря о фоне, у Репина здесь всё идеально: тёмный задник переходит в коричневатую поверхность, на которой блистательно смотрятся как листья, так и яблочки.
Последние и вправду как живые, кажется, что можно их взять и с наслаждением вкусить или вдохнуть аромат яблоневого сада. Этот наисвежайший аромат слышится в гармоничном сочетании листочков и матовых плодов яблони. Объём, блеск, форма, цвет, вмятины, пятна, – всё это делает яблоки – как уже было сказано – живыми.
Так, казалось бы, простой незамысловатый натюрморт в руках мастера приобретает яркость и выразительность, и картина становится настоящим произведением искусства!
Вечорници
Ее можно найти в Третьяковской галерее. Эту картину особенно выделял Лев Толстой. Он был поклонником творчества Репина.
Илья Ефимович решил изобразить посиделки украинской молодежи. Как и в любые времена, молодые люди собирались вместе, чтобы повеселиться и потанцевать.
Художник смог как бы поймать нужный момент, создать эффект фотографии, остановившегося мгновения. Не каждому мастеру удается так точно передать настроение музыки и веселья, но Репин справился с этой задачей.
Ценители живописи считают картину уникальной, т.к. она хорошо передает национальный колорит и воссоздает движения.
Самые известные картины Ильи Репина
Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:
«Бурлаки на Волге» (1872-1873) — самое известное произведение Репина, в которой он не просто реалистично изобразил тяготы простого народа, но и поставил философский вопрос о судьбах России
Обратите внимание на буксир на заднем плане — это символ прогресса, который далёк от тех, кто тянет лямку на берегу. Картину сравнивали с адом Данте, она вызвала сенсацию в стране и за рубежом
Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной.
«Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика.
«Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной.
«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой.
«Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2021 годах.
«Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми.
«Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии.
Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.
Перечень картин живописца
В 1880 году художник отправился в родные места вместе с учеником Валентином Серовым. На его картинах появлялся весёлый украинский народ, избы, одежда, домашняя утварь. В 1891 году вышло полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Много времени Илья Ефимович уделял изображению близких и известных людей.
Вот основные его портреты:
- «Портрет матери»;
- «Льва Толстого»;
- «Мусоргского»;
- «Третьякова»;
- «Сурикова»;
- «Андреева»;
- «Актрисы Пелагеи Стрепетовой»;
- «Тургенева»;
- «Николая II».
В 1927 году биограф Сергей Эрнст издал книгу, являющуюся своеобразной автобиографией Ильи Ефимовича. В ней он ответил на все вопросы монографиста о своей жизни и творчестве. В «копилке» мастера присутствует несколько автопортретов.
В его галерее представлены женские образы:
- «Портрет Драгомировой»;
- «Портрет Элеоноры Дузе»;
- «Обнажённая натурщица»;
- «Н. П. Головиной».
Библиография
- Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873—1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; . — Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. — 208 с. — (Письма И. Е. Репина). — 5000 экз.
- Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. — Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. — 380 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
- Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. — Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. — 188 с.
- Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. — Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. — 116 с.
- Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., — 624 с.
- Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. — 528 с., 3 000 экз.
- Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского; . — 3-е изд., испр. и доп.. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1949. — 555 с.
- Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906—1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86793-436-5.
- Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873—1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).
- Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. — Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. — Т. VIII. — 28 с. — (Русские художники).
- Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). — Москва ; Ленинград: Искусство, 1944. — 124 с.
- Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. — М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. — 268 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ilya-repin.ru,,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.3/5 — (11 голосов)