Детство
Родился 14 мая 1727 года в провинциальном Садбери, на востоке Англии, в небогатой многодетной семье. Отец будущего художника Джон Гейнсборо зарабатывал торговлей сукном и пошивом саванов, мать Сюзанна занималась детьми, которых было девять.
В Садбери Томас, девятый ребёнок, учился в гимназии для мальчиков. Особенно нравилось ему рисовать и лепить, поэтому он часто был озабочен, как-бы придумать причину для прогула скучных уроков. Исходил все окрестности Садбери, зарисовывая всё, что привлекало: зелёные холмы, живые изгороди, дуплистые деревья, пасущихся животных.
Вряд ли семья изыскала бы средства на дальнейшее обучение Томаса, если бы не трагические события: погиб его дядя, брат Джона, и по завещанию Томас получил 40 фунтов стерлингов, предназначенные для поиска «лёгкого ремесла». Благодаря этой сумме 13-летний подросток получил возможность продолжить обучение в Лондоне, куда уехал в 1740 году.
Картины голландских мастеров как учебные пособия
В 40-е годы XVIII века у английских коллекционеров стали очень популярны картины голландцев, излюбленным предметом которых в прошедшем столетии была природа. Не имея возможности получить систематическое художественное образование, Гейнсборо во многом самостоятельно постигал искусство пейзажной живописи, выбирая в качестве образца старые картины. В первых его работах заметно влияние живописца ландшафтов Яна Вейнантса.
В 1745 году Гейнсборо начал подписывать свои картины. Одну из первых своих работ он назвал «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа». В ней прослеживается прямое копирование многих элементов из композиций Вейнантса.
Пейзажист в душе. Переезд в Бат
Тип его популярности вызывал у Гейнсборо досаду: он испытывал потребность и природную склонность писать пейзажи, но в те годы было трудно их продать.
Переезд в курортный Бат в 1759 году обеспечил художника работой в избытке: богатая чопорная публика желала портретов. К тому же Гейнсборо художник от бога: он феноменально передавал сходство, улавливая мельчайшие детали и особенности портретируемых. А те записывались в длинную очередь и месяцами ждали, когда придёт время позировать обаятельному, но чудаковатому мастеру, которого выводил из себя этот ажиотаж.
Друзьям художник признавался, что портретная гонка вызывает у него такую тошноту, что приходится иногда бросать работу. Желающих было слишком много. В 1763 году дело чуть не завершилось трагедией: Гейнсборо тяжело заболел, выкарабкаться ему удалось с трудом.
Портрет с открытки. Е. М. Мартынова — кто эта дама в голубом?
Природа наделила ее даром, который мог позволить ей исполнить мечту. Елизавета Мартынова была талантлива. Недаром она не только поступила в Императорскую Академию Художеств в 1890 году, но и успешно закончила ее со свидетельством на право преподавания. Мартынова была одной из первых женщин-художников, удостоившихся этой чести. Нельзя забывать, что в то время женщин практически не допускали до обучения в Академии. Живопись — прерогатива мужчин. Таков был жестокий закон мира искусств.
Мартынова пошла против этого закона. Я не знаю, сохранились ли работы Мартыновой и можно ли их где-то увидеть. Я не нашла такой информации, к сожалению. Зато ее любили рисовать друзья-художники. Кроме Сомова, ее рисовали Иосиф Браз, Лев Бакст и Филипп Малявин.
Но наиболее известна, конечно, картина Константина Сомова «Дама в голубом». Картина писалась в течение трех лет — с 1897 по 1900 годы. Причина этого в болезни Елизаветы Мартыноыой. Туберкулез. Да, у нее была та страшная болезнь, что унесла так много талантов в молодом возрасте. Болезнь прогрессировала, Елизавете приходилось уезжать на лечение за границу. Но по возвращении работа над портретом продолжалась, и он все-таки был закончен.
Картину «Дама в голубом» критики единодушно называют Символом эпохи Серебряного века, лучшей работой Сомова. Картина необычна. Сомов в ней противопоставляет прошлое и настоящее — старинный парк, старинный наряд и современная женщина в нем со своим духовным миром. Хрупкая, печальная, бледная, с потрескавшимися губами, воспаленным блеском в глазах и нездоровым румянцем на щеках. И бесконечно одинокая. Сомов словно идеализирует ее одиночество и болезненность, поэтизирует их. Роскошное голубое платье лишь подчеркивает отрешенность героини от сего мира.
Портрет Мартыновой был воспринят некоторыми друзьями негативно. Ведь большинство из них знали Елизавету совсем другой — веселой, беззаботной, общительной. Известны слова подруги Мартыновой М. Ямщиковой: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»
Видимо, Сомов сумел увидеть глубинное. Говорят, что Елизавета Мартынова была едва ли не единственной женщиной, к которой Сомов испытывал влечение.
Впервые на суд зрителей картина под названием «Портрет» (название «Дама в голубом» появилось позже) появилась в 1900 году на выставке «Мир Искусств» и сразу же привлекла к себе внимание. Сомову поступило выгодное предложение от членов совета Третьяковской Галереи о продаже этой картины в музей
И вот тут произошла почти мистическая история.
Узнав, что Сомов ведет переговоры с Третьяковской галереей, Елизавета Мартынова категорически воспротивилась продаже. Она написала Сомову: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: „Вы не должны и не имеете права продать мой портрет“. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»
Что это было? Знак свыше? Предчувствие? Или всего лишь каприз?
Мартынова сама была художницей и прекрасно знала, что полотна пишутся для зрителя. А тут такая категоричность, почти требовательность.
Увы, Константин Сомов продал картину Третьяковской галерее. Нужны были деньги или на то были другие причины. Но в 1903 году картина Константина Сомова «Дама в голубом» была выставлена в Третьяковской галерее.
А вскоре после этого (точно не известно, то ли в том же 1903, то ли на следующий год) Елизавета Михайловна Мартынова умерла. Похоронили ее на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Ей было 37 лет.
Мечта Мартыновой исполнилась. Она прославилась. Не так, конечно, как хотела. Не как великая художница. Всего лишь в качестве «прекрасной незнакомки» Константина Сомова, в качестве «Дамы в голубом».
Теги: портрет, женщина, художники, картины, живопись, история
Томас Гейнсборо Мальчик в голубом. Портрет Джонатана Баттла: Описание произведения
Почему Джонатан Баттл одет в костюм аристократа?
Джонатан Баттл, как уже отмечалось, вовсе не был аристократом. Почему же тогда он одет в столь пышный костюм – белые чулки, голубые атласные бриджи и такой же камзол с золотым шитьем, воротником и манжетами из дорогих кружев? Это объясняется распространившейся в 1770-е в Британии модой позировать для портретов в костюмах XVII века наподобие тех, в какие одеты аристократы с полотен Рубенса и Ван Дейка – кстати, двух любимых художников Гейнсборо, очень сильно повлиявших на его стиль.
«Голубого мальчика» часто превозносили за изысканность. Однако вполне в демократическом духе Гейнсборо утверждает этим портретом: благородство не в аристократических генах, а в свойствах самой личности.
Композиция и колористическое решение картины
Как и у большинства портретов Гейнсборо, композиция «Голубого мальчика» очень проста: человеческая фигура располагается в самом центре полотна, выдвинув плечо и одну сторону тела немного вперёд. С большим мастерством Гейнсборо передаёт живую лёгкость фигуры вопреки внешней статичности позы.
«Голубой мальчик» Гейнсборо демонстрирует богатое разнообразие холодных тонов: серебристо-голубого, темного синего, глухого зелёного, серебристо-палевого, серого. Картина даже дала основание утверждать, что голубой был любимым цветом художника. Также существует версия о том, что «Голубой мальчик» — это скрытая полемика Гейнсборо с его конкурентом в практике портрета и оппонентом во взглядах на искусство Джошуа Рейнолдсом.
Придерживаясь академически-классицистских взглядов, Рейнолдс считал, что в основе портретных изображений всегда должны лежать теплые тона на основе коричневого и красного, а холодные могут служить лишь дополнением к ним. Холодные оттенки, согласно рейнолдсовской теории распределения цветов, могут использоваться только там, где художнику необходимо изобразить тень. Гейнсборо, как правило, воздерживался от теоретических дебатов в стенах Королевской Академии; тезис Рейнолдса он опроверг самим существованием «Портрета Джонатана Баттла».
Кстати, в творческом наследии Гейнсборо существует еще и так называемый «Розовый мальчик» («Молодой Николе», 1782), весьма похожий композиционно, но гораздо менее известный, чем «Мальчик в голубом».
Джон Констебл (1776-1837 гг.)
Рамсей Рейнагль. Портрет Джона Констебля. 1799 г. Национальная портретная галерея, Лондон
Несмотря на аристократическую внешность, Констебль был сыном мельника. И любил работать руками. Умел пахать, строить изгороди и рыбачить. Может быть, поэтому его пейзажи лишены пафоса. Они естественны и реалистичны.
До него художники писали абстрактные пейзажи, чаще итальянские. Но Констебль писал конкретную местность. Реально существующую речку, коттедж и деревья.
Джон Констебль. Телега для сена. 1821 г. Национальная лондонская галерея
Его «Телега для сена» – самый знаменитый английский пейзаж. Именно эта работу когда-то увидела французская публика на Парижской выставке 1824 года.
Особенно были впечатлены молодые импрессионисты. Которые разглядели в этой картине то, к чему сами стремились. Никакой академической помпезности. Никаких античных развалин и эффектных закатов. А лишь обыденная жизнь в сельской местности. Красивая в своей естественности.
После этой выставки Констебль продал в Париже аж 20 своих картин. В родной же Англии его пейзажи почти не покупали.
Но в отличие от Гейнсборо, ради заработка он редко переключался на портреты. Продолжая совершенствоваться именно в пейзажной живописи.
Для этого он изучал природные явления с научной точки зрения. И умел подбирать оттенки очень близкие к тем, что встречаются в природе. Особенно ему удавалось небо, контрасты светлых и темных облаков.
Джон Констебль. Кафедральный собор Солсбери. Вид из епископского сада. 1826 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Но Констебль знаменит не только удивительно реалистичными картинами. Но и своими этюдами.
Художник создавал этюд того же размера, что и будущая картина. Работая прямо на открытом воздухе. Это было ноу-хау. И именно этот метод работы потом и подхватят импрессионисты.
Джон Констебл. Лодка и штормовое небо. 1824-1828 гг. Королевская Коллекция живописи, Лондон
Но Констебль по этим этюдам часто писал завершённые работы в студии. Хотя они больше нравились тогдашней публики, были они не такими живыми и полными движения, как наброски.
На Родине осознали величие Констебля лишь в 20 веке. И поныне он – один из самых любимых художников в Англии. Можно сказать, что с таким же трепетом русские относятся к Ивану Шишкину.
Дама в голубом Цветаева — Викитека
До сих пор точно неизвестно, кто изображен на картине, многие исследователи творчества художника склоняются к версии, что это герцогиня Елизавета Бофорт, дочь адмирала Боскауэна. Как уже было сказано, «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, когда из под его кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, в том числе « Гейнсборо на «Портрете герцогини де Бофор» удалось незаметно передать легкость, элегантность, утончённую красоту и аристократизм дамы, в одном ее движении руки, поддерживающей шаль, чувствуется грациозность и утонченность.«Дама в голубом» — единственное полотно Томаса Гейнсборо в художественных музеях России. Согласно наиболее распространённой версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Боскауэна Элизабет, в замужестве – герцогиня де Бофор. Хранящаяся в Эрмитаже «Дама в голубом» — пленительный женский портрет, отражающий, в числе прочего, многие представления о моде и красоте, характерные для XVIII века.
Томас Гейнсборо является одним из самых известных портретистов конца IIIVX столетия.
Томас Гейнсборо: портрет в серебристо-голубых тонах
Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. Его творческая натура стала проявляться еще в раннем детстве, когда он делал первые попытки делать зарисовки видов природы и лепить животных.
В тринадцатилетнем возрасте Томас уехал в Лондон, где обучался живописи у знаменитого портретиста Френсиса Хаймена. Но на стиль юного художника большое влияние оказал Жан Антуан Ватто, известный своей картиной «Капризница». Помимо него, Гейнсборо подражал Уильяму Хогарту, не менее популярному художнику того времени
Знакомство с его творчеством помогло Томасу понять, насколько важно в живописи сходство с оригиналом и умение изобразить персонаж в естественной для него повседневной обстановке
В 1745 году появилось самое раннее произведение автора: портрет бультерьера на фоне пейзажа. На холсте тогда еще юный мастер сделал приписку: «Замечательно умный пес».
Начиная как пейзажист, он окончательно переходит к портрету. Но в 70 годах появляется известное полотно «Мальчик в голубом», на котором художнику удалось объединить пейзаж и портрет мальчика в костюме голубого цвета.
Позировал художнику Джонатан Баттол. Томаса привлекло нервное бледное лицо подростка. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы. Портрет выполнен в голубых и оливковых тонах, что придает легкость и одухотворенность образу героя.
Впоследствии серебристо-голубая гамма стала излюбленной у живописца. Хорошо известна еще одна работа — «Дама в голубом». Многочисленные оттенки белого, жемчужного, голубого цветов создают утонченный и благородный образ прекрасной женщины.
Как у многих других живописных шедевров, у портрета есть своя тайна: имя девушки, позировавшей мастеру, до сих пор неизвестно. У исследователей было предположение, что таинственная красавица – это герцогиня де Бофор. Но достоверных подтверждений этой гипотезе так и не нашлось.
Помимо одиночных портретов, Томас Гейнсборо писал групповые. Зачастую они больше похожи на сцены из жизни, будто художник, как фотограф, запечатлевал фрагменты какой-то ситуации, которая потом застывала на холсте. Особенно удачно у него выходили семейные портреты. Ему удавалось изобразить особые родственные отношения, теплоту и близость, связывающие людей.
В качестве примера можно привести чувственный портрет сквайра Халлета и его жены, получивший название «Утренняя прогулка».
Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Реализм его полотен смягчен гармонией светлых пастельных красок.
До конца жизни главной любовью художника были родные края. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.
Картины Томаса Гейнсборо
Живописное искусство Гейнсборо прошло путь эволюции от дотошной и педантичной манеры до непринуждённой и вольной, которая идеальна для создания в пейзажах ощущений сочности зелени и воздуха, напоённого влагой. Удивляет художник и необычайно одухотворёнными портретами – талант его не имел границ.
Лучшие картины мастера:
- «Пейзаж в Саффолке» (1748);
- «Дочери художника, бегущие за бабочкой» (1756);
- «Возвращение с жатвы» (1774);
- «Рыночная повозка» (1786);
- «Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской» (1787).
Список можно продолжать долго, как и любоваться живыми и поэтичными, полными обаяния картинами великого Гейнсборо, благодаря дару которого мы словно переносимся в Англию XVIII века.
Творческая жизнь Томаса Кинкейда
Теодор Жерико, биография великого романтика
Биография великого художника революции Исаака Бродского и его известные картины
Лондон всё ближе
Гейнсборо постоянно учился и совершенствовался: изучал полотна старых мастеров, находившиеся в коллекциях аристократов, в домах которых он бывал. Картинами Ван Дейка и был просто очарован, что заметно сказалось на его работах того периода: богаче стала цветовая палитра и интереснее оттенки.
В начале 1760-х Гейнсборо отправил «Портрет графа Нюджента» в Общество художников Великобритании, только что основанную профессиональную ассоциацию. О нём начала писать столичная пресса, вскоре его работы стали регулярными экспонатами на публичных выставках.
В конце 1768 года Гейнсборо, уже признанный живописец, по приглашению Джошуа Рейнольдса, авторитетного английского портретиста, стал членом только что основанной Королевской академии художеств. В дальнейшем Гейнсборо на этом посту активного участия не принимал, больше занимался собственным творчеством.
Прерафаэлиты
Говоря об английских художниках, сложно обойти стороной прерафаэлитов. Тем более, что в 21 веке они стали очень популярны.
Откуда же взялась такая любовь к этим художникам?
Начинали прерафаэлиты с высоких целей. Они хотели найти выход из тупика академической, слишком застылой живописи. Им надоело писать малоизвестные широкой публике мифы и исторические сюжеты. Хотели показывать настоящую, живую красотку.
И прерафаэлиты начали писать женские образы. Получались они у них очень красивыми и притягательными.
Слева: Данте Габриэль Россетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 гг. Галерея Тейт, Лондон. Справа: Джон Уильям Уотерхаус. Борей. 1903 г. Частная коллекция
Чего только стоят их рыжеволосые красавицы. Как правило, бывшие их любовницами и в реальной жизни.
Прерафаэлиты стали активно воспевать женскую красоту. В результате кроме этого в них больше ничего и не осталось.
Это стало похоже на постановочные, роскошные снимки для глянцевых журналов. Именно такие образы легко представить для рекламы женских духов.
Поэтому прерафаэлиты так пришлись по душе людям 21 века. В век гламурной, очень яркой рекламы.
Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851 г. Тейт Британия, Лондон
Несмотря на очевидную пустоту многих работ, именно эти художники стояли у истоков развития дизайна, отколовшегося от искусства. Ведь прерафаэлиты (например, Уильям Моррис) активно работали над эскизами тканей, обоев и других украшений интерьера.
Тайны дамы в голубом магия портретов Томаса Гейнсборо
Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России). По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась ).
Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэн тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка «синих чулок». Портрет был куплен у прежнего владельца егермейстером А. Хитрово́ (1848—1912) для его частной коллекции английской портретной живописи.
К концу жизни Хитрово владел весьма значительной по тому времени коллекцией картин, среди которых имелись произведения выдающихся английских портретистов Гейнсборо, Ромни, Лоуренса. В 1912 году по его завещанию вся коллекция, включая данный портрет, была безвозмездно передана Эрмитажу, где портрет находится в настоящее время (инв. Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.
Судебный иск Эрмитажа[ | ]
На заднем фоне предмет иска, на переднем ответчица по иску. Согласно материалам дела, в 2005 году Ия Йоц, владелица петербургского дизайнерского магазина одежды «Iya Yots», заказала у художника-оформителя стилизованную одноцветную производную работу от картины «Дама в голубом», при этом следовало придать портретное сходство с лицом заказчицы. Такая работа была выполнена по контракту на общую сумму в 1500 рублей, пример показан на изображении справа. Копии изображения далее использовались как декор на входе в магазин и внутри него, в терминах судебного постановления «стала использовать рисунок с целью создания благоприятной атмосферы в том помещении, в котором находится её коллекция
В 2008 году Ия Йоц обратилась с заявкой в Роспатент с целью зарегистрировать упомянутый одноцветный рисунок со стилизованной надписью Iya Yots
под ним в качестве товарного знака (заявка № 2008724775). Заявка была отклонена, «поскольку изобразительный элемент заявленного обозначения сходен до степени смешения с изображением картины Томаса Гейнсборо „Дама в голубом“ и заявителем не были представлены документы, подтверждающие правомерность использования им данного обозначения ».
В 2010 году администрации Эрмитажа стало известно, что Ия Йоц продолжает использовать упомянутое изображение во внутреннем и внешнем декоре своего магазина. При этом в качестве собственно товарного знака использовалась монограмма IY
со стилизованной надписьюIya Yots под ней. Эрмитаж подал в суд и потребовал от ответчицы прекратить использование производной работы в любых связанных с коммерцией целях без разрешения правообладателя (Эрмитажа). При этом были указаны нормы федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
Решение суда было оспорено ответчицей, так как по её мнению «данное решение фактически запрещает использование достижений мировой культуры и цивилизации на основании того, что произведения мирового искусства хранятся в музеях Российской Федерации
». Тем не менее, решение по апелляции полностью поддержало исходное решение.
Позиция Эрмитажа остаётся твёрдой. По словам представителя пресс-службы музея: «Чтобы использовать для каких-то вещей наше изображение (зданий, интерьеров или картин), надо просить разрешение Музея. Это закон
». Ия Йоц продолжила обжалование этого решения в вышестоящих инстанциях. На первом слушании по кассации 19 сентября 2013 года Суд по интеллектуальным правам постановил предыдущие решения по апелляции отменить и от дело на новое рассмотрение в Апелляционный суд Ставропольского края.
5 мая 2014 года Арбитражный суд Ставропольского края после повторного рассмотрения дела вновь вынес решение об удовлетворении исковых требований Эрмитажа. Подача ответчицей в вышестоящие инстанции апелляций и кассаций на это решение не изменила ситуацию. 6 июля 2020 года судья Верховного суда РФ вынесла определение об отказе в передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ. Рассмотрение данного дела в судебных инстанциях закончено.
Нормы музейного права порой вступают в конфликт с действиями физических и юридических лиц, особенно часто в эпоху развития средств цифрового копирования и Интернета. Процесс по «Даме в голубом» имеет, однако, некоторые уникальные черты. В отличие от процессов Bridgeman Art Library против Corel (США, 1999) или иска Национальной портретной галереи к участнику Википедии (Великобритания, 2009), данный процесс происходит в терминах торговых марок (товарных знаков). Сутью является обладание российскими музеями всеми имущественными и смежными правами на хранимое ими общественное достояние, включая права на создание любых производных произведений любой достаточной (в терминах товарных знаков) схожести. Это делает процесс интересным не только с чисто юридической точки зрения.
Переезд в Лондон. Аукционы Кристи
В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон, в самую гущу художественной жизни, к этому обязывает и членство в Академии. Рядом с домом живописца его друг Джеймс Кристи, бывший моряк, открыл совершенно новое дело – торговля картинами с аукциона. Гейнсборо, весельчак и острослов, иногда заходил сюда понаблюдать за новым для всех процессом, по ходу отпуская добродушные шуточки. В итоге Кристи стал даже зазывать Гейнсборо на торги: лёгкая атмосфера способствовала значительному увеличению продаж. Так что аукционный дом Christie`s началом своего успеха обязан в какой-то мере Гейнсборо.
Почерк и профессиональные привычки
Рисование по памяти Гейнсборо не нравилось. Приступая к работе над пейзажем, кроме полотен голландских мастеров живописи, играющих роль наглядного пособия, он использовал природные материалы, которые отвечали требованиям будущей картины по задумке художника. Это были ветки, листья, мох, камни, лишайники, кусочки глины и земли, из которых на простом дубовом столе в мастерской составлялась нужная композиция.
Кроме того, художник разработал собственный способ нанесения плавного мазка: краски разбавлялись до жидкого состояния и наносились кистями полутораметровой длины. Стоять по несколько часов в день перед мольбертом с такой кистью было очень трудно.
Томас Гейнсборо: портрет в серебристо-голубых тонах
Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. Его творческая натура стала проявляться еще в раннем детстве, когда он делал первые попытки делать зарисовки видов природы и лепить животных.
В тринадцатилетнем возрасте Томас уехал в Лондон, где обучался живописи у знаменитого портретиста Френсиса Хаймена. Но на стиль юного художника большое влияние оказал Жан Антуан Ватто, известный своей картиной «Капризница». Помимо него, Гейнсборо подражал Уильяму Хогарту, не менее популярному художнику того времени
Знакомство с его творчеством помогло Томасу понять, насколько важно в живописи сходство с оригиналом и умение изобразить персонаж в естественной для него повседневной обстановке
В 1745 году появилось самое раннее произведение автора: портрет бультерьера на фоне пейзажа. На холсте тогда еще юный мастер сделал приписку: «Замечательно умный пес».
Начиная как пейзажист, он окончательно переходит к портрету. Но в 70 годах появляется известное полотно «Мальчик в голубом», на котором художнику удалось объединить пейзаж и портрет мальчика в костюме голубого цвета.
Позировал художнику Джонатан Баттол. Томаса привлекло нервное бледное лицо подростка. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы. Портрет выполнен в голубых и оливковых тонах, что придает легкость и одухотворенность образу героя.
Впоследствии серебристо-голубая гамма стала излюбленной у живописца. Хорошо известна еще одна работа — «Дама в голубом». Многочисленные оттенки белого, жемчужного, голубого цветов создают утонченный и благородный образ прекрасной женщины.
Как у многих других живописных шедевров, у портрета есть своя тайна: имя девушки, позировавшей мастеру, до сих пор неизвестно. У исследователей было предположение, что таинственная красавица – это герцогиня де Бофор. Но достоверных подтверждений этой гипотезе так и не нашлось.
Помимо одиночных портретов, Томас Гейнсборо писал групповые. Зачастую они больше похожи на сцены из жизни, будто художник, как фотограф, запечатлевал фрагменты какой-то ситуации, которая потом застывала на холсте. Особенно удачно у него выходили семейные портреты. Ему удавалось изобразить особые родственные отношения, теплоту и близость, связывающие людей.
В качестве примера можно привести чувственный портрет сквайра Халлета и его жены, получивший название «Утренняя прогулка».
Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Реализм его полотен смягчен гармонией светлых пастельных красок.
До конца жизни главной любовью художника были родные края. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.
Описание картины томаса гейнсборо дама в голубом
Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого. Гейнсборо — одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Эрмитажа. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Хотя художник не любил писать портреты, предпочитая работать над пейзажами, но ярче всего он проявил себя как портретист.
Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. Образ неизвестной молодой женщины отличается утонченной красотой, элегантностью и романтической мечтательностью. Легкие, подвижные, тающие мазки передают нежность кожи, серебристо-голубые шелка платья и воздушное перо шляпки, украшающей высокую пудреную прическу. Свободная эскизность письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов цвета создает эффект пастели.
Живописную манеру Гейнсборо отмечали и высоко ценили современники, в том числе такие знатоки, как выдающийся художник Д. Единственная картина английского художника Томаса Гейнсборо, которая находится в России, — это «Дама в голубом»(Portrait of a Lady in Blue).
Портрет английской аристократки выставляется в Государственном Эрмитаже, и для многих людей является символом этого музея. Гейнсборо закончил работу над портретом примерно в 1780 году, в период расцвета его художественного мастерства.
Дама в голубом — Википедия
Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого. Гейнсборо — одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Эрмитажа. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Хотя художник не любил писать портреты, предпочитая работать над пейзажами, но ярче всего он проявил себя как портретист.
Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. Образ неизвестной молодой женщины отличается утонченной красотой, элегантностью и романтической мечтательностью. Легкие, подвижные, тающие мазки передают нежность кожи, серебристо-голубые шелка платья и воздушное перо шляпки, украшающей высокую пудреную прическу. Свободная эскизность письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов цвета создает эффект пастели.
Живописную манеру Гейнсборо отмечали и высоко ценили современники, в том числе такие знатоки, как выдающийся художник Д. Единственная картина английского художника Томаса Гейнсборо, которая находится в России, — это «Дама в голубом»(Portrait of a Lady in Blue).
Портрет английской аристократки выставляется в Государственном Эрмитаже, и для многих людей является символом этого музея. Гейнсборо закончил работу над портретом примерно в 1780 году, в период расцвета его художественного мастерства.
описание картины В. Н. Бакшеева «Голубая весна»
Художник Василий Бакшеев является продолжателем традиций русских пейзажистов – Саврасов, Грабарь, Левитан тоже писали картины, изображавшие лес в разные времена года.
И какой же русский пейзаж может быть без милой сердцу березы? На картине изображен лес в середине весны, когда еще не появились листья на деревьях, но воздух уже полон тепла и сочных запахов просыпающейся природы. Так и чувствуешь грибной аромат мокрой прошлогодней листвы, нежный и острый дух от старой и молодой травы, лопающихся почек.
В пейзаже нет ничего особенного, он не бьет на эффект, здесь всего лишь изображена спокойная русская природа в чудесный весенний день. Мы видим, что день солнечный и теплый: от деревьев ложатся тени, а тропинка залита водой от стаявшего снега. Но самое замечательное, по моему мнению, на этом пейзаже небо. Именно таким оно бывает весной, и только весной, таким глубоким, пронзительно-голубым, глядя на которое, сильнее всего ощущаешь, что зима ушла, а жизнь продолжается. Весеннее тепло растопило снег и пробудило к жизни почки на березах – деревья еще голые, но уже сквозит в ветвях та чудесная зеленая дымка, которая является предвестником весны. Она неясно, но радостно зеленеет на фоне небесной сини.
Художник не использовал темных красок, все оттенки в его произведении – светлые, мягкие, которые больше всего подходят для описания весны. Бежевые и розоватые стволы берез, бледно-зеленая трава и голубое небо удивительно четко передают ощущение свежести и чистоты проснувшейся после зимней дремы природы. Нет резких контрастов, все цвета плавно гармонируют друг с другом. Василий Бакшеев смог мастерски подобрать самые нужные оттенки для передачи общего настроения покоя и просветленности.
На переднем плане деревья растут не так густо, как на заднем, где березовая роща постепенно сливается в бежево-зеленоватое пятно. За светлыми стволами берез сквозит зелень елей, хорошо оттеняющая и дополняющая девическую нежность и стройность юных деревьев. Композиция картины стандартная, перспектива постепенно углубляется, что передается с помощью тропинки, ведущей вглубь рощи.
Очень трудно передать в статичном полотне зарождение новой жизни, ее трепет и радостное дыхание, но художнику отлично удалось показать на холсте кусочек живого мира. Неспроста он выбрал эту березовую опушку – пусть и нет здесь эффектной композиции или яркого колорита, но она несет в себе свежесть и бодрость вечно юной природы и свидетельствует о такой же нестареющей душе художника.
Описание картины Томаса Гейнсборо Дама в голубом
Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России). По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась ).
Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэн тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка «синих чулок». Портрет был куплен у прежнего владельца егермейстером А. Хитрово́ (1848—1912) для его частной коллекции английской портретной живописи.
К концу жизни Хитрово владел весьма значительной по тому времени коллекцией картин, среди которых имелись произведения выдающихся английских портретистов Гейнсборо, Ромни, Лоуренса. В 1912 году по его завещанию вся коллекция, включая данный портрет, была безвозмездно передана Эрмитажу, где портрет находится в настоящее время (инв. Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.