Живопись
Большинство мастеров, имена которых сегодня звучат в ведущих галереях мира, проявляли склонность к искусству едва ли не с пеленок. Камиль Коро же внял зову кисти лишь в 1815 году, в 19 лет. Его первой студией стала собственная комната на 3-м этаже с мансардными окнами.
Глава семьи Коро мечтал, что его дети Аннет, Камиль и Виктуар продолжат «шляпное» дело. Он упорно обучал их драпировке, ведению счетов. В 26 лет Коро нашел в себе силы сказать отцу, что бизнес — это не его стихия.
Творческое восхождение Коро начал в 1821 году с пейзажей. Вместе со своим учителем Ашиль-Этной Мишальоном он выходил на природу и перерисовывал увиденное.
Камиль Коро — «Женщина в розовой юбке» После смерти Мишальона в 1822 году учителем Коро стал Жан-Виктор Бертен. Он заставлял художника перерисовывать картинки из книг по ботанике для познания органической формы.
Оба учителя были неоклассицистами, но ранние работы Коро показывают, что сам он тяготел к реализму. В своих картинах художник искусно «сливал» эти течения воедино.
Камиль — результативный мастер. Только в 1825–1828 годах в путешествии по Италии он создал более 200 эскизов и 150 картин. Всего творчество романтика насчитывает более 3 тыс. работ. Речь идет не только о масляных полотнах, Коро слыл талантливым гравером, он создал около 200 изображений.
Искусствоведы не в силах выделить лучшую картину Коро, поскольку каждая из них является высшим проявлением искусства. Клод Моне, известный пейзажист, так говорил о соотечественнике: «Существует только один мастер — Коро. Мы ничто по сравнению с ним».
Камиль Коро — «Порыв ветра» Отдельное место в живописи Коро занимают портреты. Чаще всего он рисовал девушек на фоне природы, но не гнушался и собственным изображением. Самый ранний автопортрет датируется 1835 годом.
В 1860-х годах Коро увлекся фотографией. Этот род искусства, в то время существовавший в черно-белом цвете, еще сильнее подавил палитру художника, который прежде писал в серых, коричневых, розоватых тонах. Журналист Теофиль Тор-Бюргер даже отметил:
Из-за страсти Коро к приглушенным оттенкам многие считают странным, что импрессионисты брали с него пример, ведь последователи этого стиля не боялись экспериментировать с цветами. Тем не менее Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Пабло Пикассо отмечали, что, если бы не Коро, они никогда не стали бы художниками.
Ценителей всё больше. Слава не меняет Человека
С годами поклонников прелестных пейзажей Коро становилось всё больше, к их рядам присоединялись даже самые враждебно настроенные оппоненты. Заслуги художника были признаны – в 1849 году он стал членом жюри Салона. Картины теперь пользуются спросом у коллекционеров и музеев, цены на них растут. В Салоне 1866 года картина Коро «Одиночество» была куплена Наполеоном III за 18 тысяч франков, солидную сумму для того времени. Растущая популярность художника привела к нему заказчиков и покупателей, теперь за картины он выручает приличные деньги. Поведение и образ жизни Коро при этом остаются прежними, чему способствуют отсутствие честолюбия и амбициозных планов, неутомимое усердие и простота живописца. Он по-прежнему скромный холостяк, нехитрое хозяйство которого ведёт старая служанка Адель, бывшая когда-то его гувернанткой. Помогал нуждающимся и бедным, содержал ясли для детей – его отзывчивость и душевность сделала благотворительность потребностью.
Реализм в комедии Грибоедова
И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:
В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.
Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.
В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.
Наша презентация темы
А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».
Признаки классицизма в комедии Грибоедова
В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.
Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.
Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям
Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.
В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:
Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.
Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.
Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал: порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.
Вариант 2
«Горе от ума» — одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.
Но несмотря на то, что «Горе от ума» в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье «Нечто большее, чем картина нравов» утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге «Горе от ума» говорит о том, что Грибоедов — настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.
Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.
Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт — социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.
Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.
Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого «fama», которое обозначает «молва». И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.
Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и «не сметь свое суждение иметь».
Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как «Чадский», которая образована от слова «чад». Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.
Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает «повторять». У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.
Деление героев на только положительных и на только отрицательных — ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой — Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.
Чацкий — герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.
Таким образом, «Горе от ума», соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой — резонер и носитель авторского мнения.
Порыв ветра: поиск слов по маске и определению
Передвижник. Исполненные в Италии пейзажи Рима: «Вид Форума у сада Фарнезе» (1826), «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826), «Санта Тринита деи Монти» (1826 – 1828) – дышат свежестью восприятия, прекрасны природа и архитектура Италии. Коро — человек своей эпохи. В числе барбизонцев были Дюпре, Добиньи, Тройон, Диаз.
Я заставлю его дрожать от ветра». Гораздо сильнее Коро в портрете. Но и здесь Коро мало чему научился. «Ведь в природе, – говорил Коро, – не бывает двух одинаковых минут, она всегда изменчива, соответственно с временами года, со светом, с часом дня».
В этом отношении он — предшественник импрессионистов: «Я хочу, чтобы, глядя на мой неподвижный холст, зритель ощущал движение вселенной», — говорил художник. На портретах Коро изображены, как правило, люди, духовно близкие ему, от этих работ веет особой теплотой и сердечностью: «Я вижу сердцем, так же, как и глазами». Но и здесь им были недовольны из-за его рассеянности.
Таковы образы картин «Эмма Добиньи в греческом костюме» (1868—1870, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) или «Прерванное чтение» (1866, Чикаго, Институт искусств), привлекающие чистотой и обаянием молодости, поэтичностью. В картине «Порыв ветра» с ее мрачным небом, несущимися темными тучами, сбитыми в одну сторону ветвями деревьев и зловещим оранжевожелтым закатом все пронизано ощущением беспокойства. В девятнадцать лет Коро пришлось поступить приказчиком к торговцу сукном Ратье.
Легкая серебристая дымка опутывает деревья, здания, холмы. В 1825 году Камиль отправился в Италию. Сам он неподражаем. В Италии он научился ценить превыше всего первое мимолетное впечатление от любого уголка природы. Другой знаменитой картиной является «Утро в сосновом лесу» (1889) известное всем по обертке полюбившихся всем с детства шоколадных конфет «Мишка косолапый».
Жан Батист Камиль Коро (Jean Baptiste Camille Corot) (1796-1875), французский художник родился 17 июля 1796года в Париже. СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916), русский художник. Но Камиль не умел сбывать лежалый товар и продавал новинки в убыток. Умер Коро в Париже 22 февраля 1875 года. Е. Д. Федотова пишет: «В своих лучших портретах («Девушка, расчесывающая волосы», 1860 – 1865 «Женщина с жемчужиной», 1869 «Читающая пастушка», 1855 – 1865 «Клер Сеннегон», 1840 «Дама в голубом», 1874), как и в пейзажах, Коро создает образы юных француженок, покоряющих жизненностью и некие образы, навеянные классическими прототипами, в которых тонко соединяются черты натуры и идеала.
- Презентация по мировой художественной культуре «Реалистический пейзаж»
- Реализм во Франции – Страница 4
- К сожалению этот товар уже продан
- Акварель в архитектурном чертеже
- Эти слова находили так же по следующим запросам
Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. «Я распределяю силу тонов от самых глубоких и кончая самыми светлыми на двадцать ступеней», — говорил мастер. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения.
К художнику приходит успех и, наконец, его картины стали покупать. Именно во Франции художник обретает свой стиль, неповторимое творческое лицо. Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел.
Очертания предметов словно растворяются во влажном туманном воздухе северных равнин. Его итальянские полотна полны свежестью и непосредственностью, они передают состояние отрадной раскованности чувств, которое сопровождало Коро в его странствиях по Италии (он посетил ее еще в 1834 и 1843 годах). В лучших работах Камиль Коро тонко передает различное состояние природы: бурную и ветреную погоду («Порыв ветра», середина 1860-х – начало 1870-х годов), просветление после дождя («Воз сена», 1860-е годы), холодный и пасмурный день («Колокольня в Аржантее», 1858 – 1860), теплый и тихий вечер («Вечер», 1860). Я — нет. Ближе к собственно портрету «Женщина с жемчужиной».
Вилла ШтукаКартина Ван Гога ЦветыКартины Поля Гогена ФотоВсе Картины Ван Гога Фото С НазваниямиХорт Архитектор
Черты классицизма в комедии Горе от ума Грибоедова
Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.
При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.
Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.
Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.
В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.
В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.
Александрова Марина (Фото репродукции картины Ж.Б. Камиля Коро «Женщина с жемчужиной». 1869 г. Лувр, Париж) — презентация
1
2 Александрова Марина (Фото репродукции картины Ж.Б. Камиля Коро «Женщина с жемчужиной» г. Лувр, Париж)
3 Иван Ургант Фото репродукции картины Бориса Кустодиева «Портрет И.Я. Билибина» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
4 Александр Цекало Фото репродукции картины Ван Гога «Портрет младшего лейтенанта зуавов Милье» г. Музей Креллер-Мюллер. Оттерло. Нидерланды.
6 Иванушки International Фото репродукции картины Адриана Браувера «Осязание». Старая пинакотека, Мюнхен.
7 Броневицкая Илона Фото репродукции картины Самуэля Купера «Генриетта, герцогиня Орлеанская» г. Лондон
8 Фекла Толстая Фото репродукции картины Робера Кампена «Женский портрет». Ок г. Национальная галерея, Лондон.
9 Быстрицкая Элина Фото репродукции картины Понтормо «Портрет Марии Сальвиати» г. Галерея Уффици, Флоренция
10 И б р а г и м о в Р е н а т Ф о т о р е п р о д у к ц и и к а р т и н ы Т и ц и а н а В е ч е л л и о « Ф е д е р и к о Г о н з а г а, г е р ц о г М а н т у а н с к и й » г г. П р а д о, М а д р и д. Золотухин Валерий Фото репродукции картины И.Н. Крамского «Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрин)» г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
11 Михаил Шуфутинский Фото репродукции картины Николая Ге «Портрет писателя А.И. Герцена» г. государственная Третьяковская галерея, Москва.
12 Виктор Шендерович
13 Елена Шанина Фото репродукции картины Огюста Ренуара «Женщина в голубом» г. «Ридерс дайджест», Плезантвилль (штат Нью-Йорк).
15 Владимир Шаинский Фото репродукции рисунка пером Питера Брейгеля Старшего «Художник и знаток» (фрагмент). Ок г. Собрание графики, Альбертина, Вена.
16 Зельдин Владимир Фото репродукции картины Франца Вольфа «Хорошая книжка» Частное собрание.
17 Яна Чурикова Фото репродукции картины Огюста Ренуара «Ложа» г. Институт Курто, Лондон.
18 Инна Чурикова Фото репродукции картины М. Врубеля «Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
19 Елена Чайковская Фото репродукции картины К.А. Коровина «Дама с гитарой» г. Костромской государственный художественный музей.
20 группа Чай вдвоем Фото репродукции картины Василия Шухаева и Александра Яковлева «Автопортреты. Арлекин и Пьеро» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
21 Николай Цискаридзе Фото репродукции картины Михаила Врубеля «Демон сидящий» г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
23 Геннадий Хазанов Кадры из фильма «Огни большого города»
24 Константин Хабенский Фото репродукции картины Эжена Делакруа «Фредерик Шопен» г. Лувр, Париж.
25 хор Турецкого Фото репродукции картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» гг. Русский музей, Санкт-Петербург.
26 Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.
Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.
Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.
27 Стоянов Юрий Фото репродукции гравюры «Император Александр III». XIX в.
28 Смехова Алика Фото репродукции картины Альфонса Мухи «Плющ». Цветная литография г.
Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?
В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Особенность комедии
Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.
Про черты классицизма произведения Горе от ума
Комедия «Горе от ума» создавалась А.С. Грибоедовым в период, когда в литературе основным направлением был классицизм, хотя уже появились и другие направления. Это оказало влияние на пьесу Грибоедова: в ней наряду с классическими чертами присутствуют черты реализма. Рассмотрим, как в комедии проявляются черты классицизма.
Для классицизма главным принципом драматургии является соблюдение единства времени, места и действия. Действие происходит в течение одного дня (главный герой Чацкий появляется утром, а покидает дом ночью, на рассвете следующего дня) в доме Фамусова. А принцип единства действия автор нарушает. В классических комедиях оно строилось на одном конфликте, а у Грибоедова их два – любовный и общественный. И оба они связаны с Чацким. Любовный конфликт завязывается в самом начале комедии. Чацкий оказался в доме Фамусова ради Софьи. Он и не думает вступать в борьбу с представителями фамусовского круга. Когда Чацкий узнает, что Софья не отвечает ему взаимностью, он пытается выяснить, кто ее избранник. А поскольку Чацкий имеет свои убеждения, взгляды на многие жизненные вопросы, ему так или иначе приходится выступить против устоев «века минувшего». В момент осуждения Чацким фамусовского общества любовный конфликт переходит в общественный. Ради этого конфликта и была написана комедия. Обе линии взаимодействуют друг с другом. Кульминация всех конфликтов – обвинение Чацкого в сумасшествии. Развязка общественного вынесена за рамки пьесы.
У героев Грибоедова «говорящие» фамилии. Одно из значений фамилии Фамусова – знаменитый, известный (он действительно известный человек в кругу московского барства); фамилия Чацкого напоминает фамилию Чаадаева; Молчалин – человек, привыкший молчать и не иметь собственного мнения; Репетилов повторяет чужие высказывания и выдает за свои – репетирует свою жизнь; князья Тугоуховские глухи к чужому горю.
Еще одна черта классицизма: любовный треугольник. Имеются «обманутый» отец, сообразительная служанка, помогающая влюбленным. Традиционная схема распределения ролей. Но в пьесе есть и отступления. Служанка Лиза частично выступает вторым резонером: раздает меткие характеристики героям, комментирует происходящие события. Чацкий – одновременно и герой-любовник, и резонер, так как он во многом – выразитель мысли самого автора.
Таким образом, несмотря на то, что в комедии «Горе от ума» есть присущие классицизму черты, Грибоедов ввел в нее черты нового направления – реализма – с целью изобразить современную ему действительность. Ему удалось создать уникальное произведение, в котором сочетаются традиционные и новаторские приемы.
Про черты классицизма произведения Горе от ума
Комедия «Горе от ума» создавалась А.С. Грибоедовым в период, когда в литературе основным направлением был классицизм, хотя уже появились и другие направления. Это оказало влияние на пьесу Грибоедова: в ней наряду с классическими чертами присутствуют черты реализма. Рассмотрим, как в комедии проявляются черты классицизма.
Для классицизма главным принципом драматургии является соблюдение единства времени, места и действия. Действие происходит в течение одного дня (главный герой Чацкий появляется утром, а покидает дом ночью, на рассвете следующего дня) в доме Фамусова. А принцип единства действия автор нарушает. В классических комедиях оно строилось на одном конфликте, а у Грибоедова их два – любовный и общественный. И оба они связаны с Чацким. Любовный конфликт завязывается в самом начале комедии. Чацкий оказался в доме Фамусова ради Софьи. Он и не думает вступать в борьбу с представителями фамусовского круга. Когда Чацкий узнает, что Софья не отвечает ему взаимностью, он пытается выяснить, кто ее избранник. А поскольку Чацкий имеет свои убеждения, взгляды на многие жизненные вопросы, ему так или иначе приходится выступить против устоев «века минувшего». В момент осуждения Чацким фамусовского общества любовный конфликт переходит в общественный. Ради этого конфликта и была написана комедия. Обе линии взаимодействуют друг с другом. Кульминация всех конфликтов – обвинение Чацкого в сумасшествии. Развязка общественного вынесена за рамки пьесы.
У героев Грибоедова «говорящие» фамилии. Одно из значений фамилии Фамусова – знаменитый, известный (он действительно известный человек в кругу московского барства); фамилия Чацкого напоминает фамилию Чаадаева; Молчалин – человек, привыкший молчать и не иметь собственного мнения; Репетилов повторяет чужие высказывания и выдает за свои – репетирует свою жизнь; князья Тугоуховские глухи к чужому горю.
Еще одна черта классицизма: любовный треугольник. Имеются «обманутый» отец, сообразительная служанка, помогающая влюбленным. Традиционная схема распределения ролей. Но в пьесе есть и отступления. Служанка Лиза частично выступает вторым резонером: раздает меткие характеристики героям, комментирует происходящие события. Чацкий – одновременно и герой-любовник, и резонер, так как он во многом – выразитель мысли самого автора.
Таким образом, несмотря на то, что в комедии «Горе от ума» есть присущие классицизму черты, Грибоедов ввел в нее черты нового направления – реализма – с целью изобразить современную ему действительность. Ему удалось создать уникальное произведение, в котором сочетаются традиционные и новаторские приемы.