Антисоветский классик он страдал в нищете и был похоронен при жизни: что надо знать о репине

Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых  людей. И нам не так печально.

Рисунки и гравюры

Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Так, например, три этюда к картине «Л.Н. Толстой босой» выполнены углём и мелом, а рисунок «Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» — карандашом и пастелью. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Его рисунки разнообразны. Среди них встречаются как беглые наброски, так и тщательно проработанные произведения — как, например, «Санкт-Петербург: Невский проспект». Успешно выступал Репин и в качестве книжного иллюстратора.

Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии… Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».

Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остаётся мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл её «грозным оружием».

Судьба художника

У Ильи Репина, что, к сожалению, очень нечасто встречается у художников, счастливая творческая судьба. Его талант был востребован с ранней молодости. Мальчик из захолустного города Чугуева был принят в Академию художеств в Петербурге и закончил её с двумя золотыми медалями. Если бы в 19-v веке была система рейтингов, то Репин занимал бы в них самые высокие места.

Илья Ефимович был жаден до творчества, его интересовали и злободневные, и исторические сюжеты

Он страстно брался перенести на холст и бумагу всё, что привлекало его внимание. За это критики и друзья даже упрекали его во всеядности

И сам художник не мог определиться и понять, в чем его предназначение. Корней Чуковский, который долгие годы жил рядом с Репиным и помогал ему редактировать книгу «Далекое-близкое», вспоминает, что тот говорил: «…Я не могу заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». — К. Ч.). Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, — словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня ещё не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов. Всеми своими ничтожными силёнками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не даёт покоя, сама, просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням».

В жизни Репина был даже период (1893—1898), когда он объявил этой идейности войну, словно стремясь уничтожить те самые принципы, которые лежали в основе всего его творчества, которые и сделали его автором «Не ждали», «Бурлаков», «Крестного хода», «Ареста».

Репина интересовали и злободневные, и исторические сюжеты

Корней Иванович пишет, что в этот период он увлёкся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:

— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмёшься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.

— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.

— И что же?

Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удручённо сказал:

— Такая дрянь вышла!

Знаменитые современники

Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина. Публика не переставала восхищаться ими даже тогда, когда резко менялось её отношение к запечатлённым художником людям.

Репин — художник, в портретной живописи которого запечатлена целая эпоха жизни России. Запечатлена в лицах его знаменитых современников — по преимуществу представителей мира искусства (которое никогда не было в России только искусством, но всегда — чем-то большим). В частности, кисти Репина принадлежат портреты таких выдающихся музыкантов, как Бородин, Глазунов, Мусоргский, Римский-Корсаков — в этом ряду находится и «Портрет Михаила Глинки, сочиняющего оперу «Руслан и Людмила». Но чаще всего Репин писал Льва Толстого, с которым он познакомился и сблизился в 1880 году. В репинском наследии насчитывается около 40 портретов Толстого, сделанных маслом, акварелью и карандашом. Например картина «Л.Н. Толстой босой» запечатлела великого писателя на лесной дорожке.

Кисти Репина принадлежит известный «Портрет В.В. Стасова», 1889. Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) — виднейшая фигура в русском искусстве второй половины XIX века. Он выступал главным идеологом реализма, поставившего своей задачей не «развлекать», а «просвещать» и «направлять» — другими словами, воздействовать на жизнь, менять её. Наряду с И. Крамским, сыграл значительную роль в становлении Репина как художника. Энергию и волю Стасова, его бойцовский характер, его «брутальность» Репин прекрасно выразил в этом портрете. Сам портрет можно назвать «говорящим» — глядящий с него пронзительным взглядом художественный критик словно вызывает зрителя на диалог, пристально оценивая его. Такой «диалогизм» — одна из отличительных особенностей портретной живописи Репина.

В последние годы жизни Репин оказался в эмиграции. На родине ему продолжали оказывать знаки внимания, хотя общая художественная ситуация в 1920-е годы была, по существу, враждебна реализму. В моде был авангард, созвучный пафосу переустройства жизни, и на этом фоне Репин смотрелся почти бронтозавром.

Илья Репин (1844 — 1930)

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.


Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.


«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.


Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).

«Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…»

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.

Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник.

Летний темперамент

Бурлаки у Репина не олицетворяют трагедию. В этом нет стенаний по страшной участи, как нет их в «Царе Иване…» — только попытка рассказать историю. И сестра Петра Первого на картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (1879) не выглядит страдалицей. А если и кажется злодейкой, то сказочной. Это, впрочем, первая историческая картина Ильи Репина. Но и дальше он как будто обходит стороной трагические сюжеты, углубляясь скорее в характеры, портреты, достигая в них небывалой глубины — но не драмы.

1 / 2

«Бурлаки на Волге», 1870–1873

Изображение: Илья Репин

2 / 2

«Автопортрет за работой», 1915 год

Изображение: Илья Репин

На «Автопортрете за работой» (1915), привезенном из Национальной галереи Праги и открывающем экспозицию, мы видим «танцующего» перед мольбертом Репина — несмотря на то, что перетруженная после «Запорожцев» правая рука уже стала сохнуть, врачи запретили ее напрягать, и Репин приспособился цеплять палитру к поясу и работать левой, радуясь жизни ровно такой, какая она есть. Благостное впечатление от выставки возникает, может быть, оттого еще, что сам Репин, по словам куратора Татьяны Юденковой, всегда, до последних дней «называл себя счастливчиком, не переставая благодарить Создателя».

Поэтому, может быть, на полотнах его нигде нет снега — летний темперамент не оставляет шанса на страдания.

В апреле 1921 года, примерно тогда же, когда Репин получает финское удостоверение личности, в шведской прессе публикуются сообщения о его смерти. Другой бы впал в уныние и поверил в приметы, но Репин написал в письме: «Я… был похоронен; и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Как не радоваться! И эта радость дала мне идею картины. Радость воскресшего хотелось мне изобразить».

Вместо канона

На выставке, сочиненной кураторами Третьяковки Татьяной Юденковой и Ниной Марковой, этот бесконечно печальный финал жизни — и одновременно последний творческий взлет Репина — внизу, на первом этаже. Зритель спускается туда с третьего, где экспозиция начинается. На всех трех этажах разместилось в итоге более 300 работ, попавших сюда из 21 российского собрания, семи иностранных музеев и семи частных коллекций из-за рубежа.

Соотношение живописи и графики почти равное — 170 с лишним произведений живописи и 130 — графики. Кажется, что вещей даже слишком много, по крайней мере портретов, среди которых десятки хрестоматийных, выученных до мельчайших подробностей, вроде портрета опершегося о колонну композитора Бородина или Антона Рубинштейна с дирижерской палочкой. Другого, менее известного изображения Рубинштейна в кресле и с усталым лицом — к сожалению, нет.

Отсутствует, увы, и «Парижское кафе», написанное Репиным во время шестилетней пансионерской поездки после Академии за границу: коллекционер Вячеслав Кантор, купивший в свое время картину на Christie’s, не дал ее на выставку. Из-за невозможного сегодня музейного обмена с США нет в экспозиции и знаменитой «Голгофы» (1921–1922) из музея Принстонского университета, известной нам в основном по репродукциям: место распятия увидено как бы глазами воскресшего Христа — третий крест лежит на земле в луже крови, вокруг которой, как описывал эту сцену Репин, «собаки собрались пировать».

В столь далекой от канона версии евангельского сюжета вполне сформулировано резкое отношение Репина к институту церкви, которое, понятно, очень приветствовалось в советские времена — художнику приписывали антиклерикальные настроения, и знаменитое репинское полотно «Перед исповедью» переименовали в 1930-х в «Отказ от исповеди»

В действительности в отношении Репина, начинавшего в юные годы как иконописец, к этой теме, важной в его творчестве, было больше «милости к падшим», чем слепой веры. «После анафемы Толстому, — писал он, — дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями я делаюсь ревностным исповедником»

Он и в церковном хоре пел. Но как бы великолепно ни владел Репин речью, кисть его убедительнее, и совершенно неизвестная здесь работа «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона», привезенная на выставку из чешского города Градец-Кралов, говорит сама за себя.

1 / 3

«Отказ от исповеди», 1885

Изображение: Илья Репин

2 / 3

«Парижское кафе», 1875

Изображение: Илья Репин

3 / 3

«Голгофа», 1921-1922

Изображение: Илья Репин

Репин работал над ней почти полвека: когда перед выставкой полотно 1888 года стали реставрировать, открылась дата ее переделки – 1924-й. Выяснилось, что накануне продажи картины некому чешскому коллекционеру автор счистил с холста центральную фигуру протодиакона и написал ее заново, сообщив физиономии попа дикое, страшное выражение, точно иллюстрирующее современный мем «народ-богоносец». Цитате из репинского письма Крамскому, касающегося портрета протодиакона (этот портрет существует и отдельно), — «…Весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный…» — отвечает из будущего бессмертная реплика Венедикта Ерофеева: «Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Им все божья роса…»

У Репина и Пьета (сцена оплакивания Христа девой Марией) есть — иконографию Пьеты воспроизводит «Царь Иван…», и Тайная вечеря — она же «Сходка» (1883). Последнее название было присвоено картине в 1936-м, когда в СССР устроили посмертную выставку художника. Авторское название «При свете лампы» по крайней мере не отвлекает революционной тематикой и позволяет заметить рыжую шевелюру человека, склонившегося над столом, и внемлющих ему «учеников».

Поиски неочевидных христианских канонов в творчестве Репина могут привести к удивительным результатам. Живущий в Нью-Йорке писатель Александр Генис вспоминал казус, случившийся с ним в нулевые годы, когда в музее Метрополитен — сегодня сложно в это поверить — проходила огромная выставка передвижников. Поддавшись общему безумию, он тоже пошел посмотреть, и в зале Репина мальчик, явно отставший от экскурсии, спросил у него, показывая на «Бурлаков на Волге»: «Which one is Jesus?» Сегодня этот вопрос не кажется абсурдным.

Ге. Тайная вечеря. 1863.

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

P.S. Николай Ге (1831 — 1894) «Тайная вечеря»

«Тайная вечеря». (1863 год). Художник: Николай Ге.

«Побившись довольно на эскизах «Тайной вечери», Ге, чтобы помочь себе, вылепил всю группу из глины, нашел прекрасную точку зрения, и работа выполнения пошла успешно. Но однажды он вошел с огнем, ночью, в свою мастерскую и поставил случайно масляную лампу перед своей глиняной моделью. В поисках чего–то он отошел подальше и взглянул нечаянно на свет. Его глиняная сцена освещалась с новой, случайной точки превосходно; он был поражен ее красивым новым эффектом. Нисколько не жалея труда, он перерисовал и переписал всю картину заново, быстро и необыкновенно удачно».увлекательные истории из жизни знаменитого живописца и удивительного человека Николая Ге

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

«Бурлаки на Волге»

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

«Мужик с дурным глазом»

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Искусство будущего

Самый известный у нас и за рубежом русский художник не слишком избалован выставками на родине — последняя прошла в Третьяковской галерее четверть века назад. С другой стороны, и обычай музеев перетряхивать свои запасы возник недавно. Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову, о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Изучив выставку, с этим трудно согласиться: Илья Ефимович просто дольше прожил и больше успел — в том числе претерпел больше неудач.

Илья Репин (1844 — 1930) застал крепостное право, помнил обе русские революции, был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, как следствие — неровен как художник. Но в лучших вещах — в том числе тех, которые мы видим сейчас впервые, — он исключительный мастер. Да, передвижник, да, приверженец классической формы, которую и не думал нарушать, но обнаружил в себе способность меняться внутри этой формы и далеко опередил многих коллег-ровесников. Художник XIX столетия, он не просто дожил до следующей эпохи, он получил в новой художественной иерархии место, предвосхитив то, что впоследствии будет олицетворять в искусстве XX век.

Сын отставного кантониста совершил в искусстве живописи то, что в музыке сделал Модест Мусоргский, которым Репин бесконечно восхищался. Когда умирающий композитор оказался в больнице, Репин поторопился написать его портрет — всего за четыре сеанса, знаменитое и единственное изображение композитора. Через 11 дней после окончания работы автор великих опер «Борис Годунов» и «Хованщина» умер, а на гонорар, полученный за портрет от самого Третьякова, Репин поставил Мусоргскому памятник.

1 / 2

«Гопак. Танец запорожских казаков», 1927

Изображение: Илья Репин

2 / 2

«Портрет композитора М.П. Мусоргского», 1881

Изображение: Илья Репин

Портрет теперь выставлен, как и другая посвященная Мусоргскому работа — «Гопак. Танец запорожских казаков» (1926–1930), ставшая для художника одной из последних. Ее болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР. Поздние вещи, включая привезенный из Пенатов последний автопортрет, — свидетельства жизни оторванного от семьи эмигранта, писавшего на линолеуме в отсутствие денег на холсты.

Работы художника

Крестный ход в Курской губернии

Это полотно завершает ряд жанровых сцен, написанных Репиным в конце 1870-х и начале 1880-х годов. Курская губерния славилась пышными крестными ходами, и Репин специально побывал в этих краях, чтобы своими глазами увидеть это. Современники называли эту картину энциклопедией русской жизни, восхищаясь мастерством художника, сумевшего виртуозно изобразить различную фактуру, тонкие оттенки цвета и десятки человеческих фигур в точно подмеченных позах.

Не ждали

В этой работе Репин изобразил момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. Кажется, что сцена выхвачена прямо из жизни, но на самом деле композиция продумана до мелочей. Репин написал её так, что мы словно находимся внутри этой комнаты, расположившись прямо за потрясённо застывшей матерью. Это позволяет нам стать участниками сцены и попытаться точнее прочувствовать то, что разворачивается перед нашими глазами.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Репин ни одно полотно не писал так долго, как это, на протяжении более чем десяти лет внося изменения в композицию и уточняя исторические детали. Сюжетом для неё послужило реальное историческое событие. Другой источник этой работы — гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которой ожили на полотне. Репин был очарован этой темой. «Чертовский народ! — писал он В. Стасову. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства».

Портрет М.П. Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский (1939-1881) — великий русский композитор, член «Могучей кучки», автор опер «Борис Годунов», «Хованщина» и других шедевров. Страдал от нервной болезни и алкоголизма. В феврале 1881 года друзья поместили композитора в больницу. Здесь всего за 4 дня Репин создал этот гениальный портрет. С потрясающей точностью и реализмом переданы физическое и душевное состояние Мусоргского, его безмерные страдания и удивительная сила духа.

Айвазовский. Девятый вал. 1850.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Последние статьи

  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» сегодня, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят сегодня, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл сегодня, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато сегодня, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни сегодня, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни сегодня, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор сегодня, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией сегодня, 09:21
  • +1   Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33
  • +1   8 фактов из жизни Достоевского, которые позволят по-другому взглянуть на его творчество 31.07.2023, 22:19

Все статьи

Сюжет

Многие картины Ильи Репина встречаешь как старых знакомых. Поэтому, наверное, нет смысла пересказывать сюжет самого знаменитого полотна художника из его тюремно-арестантского цикла, куда входили «По грязной дороге под конвоем», «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди». Трудно найти человека, который бы не писал в школе сочинения по «Не ждали».

«Не ждали», 1884−1888 гг. (Wikimedia Commons)

Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали картины, потому что все они не случайны. Например, висящие на стенах портреты подтверждают, что входящий в комнату человек — народоволец, и его семья разделяет его убеждения

На двух их них — символы свободомыслия того времени: Тарас Шевченко и Николай Некрасов. На других репродукциях изображение Александра II на смертном одре, убитого народовольцами, и «Христос на Голгофе». Такой приём «картины в картине» искусствоведы называют мизанабим (от французского mise en abyme — «поместить геральдический элемент в центр герба»), то есть встраивание одного художественного произведения в другое.

Многие зрители и критики проводили параллель между картиной и библейским сюжетом о блудном сыне. Одного из главных персонажей — мать вернувшегося — художник изобразил спиной. Мы не видим её лица, и это делает происходящую на наших глазах драму ещё более выразительной.


«Не ждали», фрагмент. (Wikimedia Commons)

Илья Репин самое большое значение придавал лицу главного героя, переписывал его трижды. Закончив картину, он в буквальном смысле продолжил работать над ней. Уже когда «Не ждали» была показана на передвижных выставках и заняла своё место в коллекции Павла Третьякова, художник, не предупредив мецената, в его отсутствие полностью переделал образ вернувшегося сына. Третьяков был в ярости и вернул Репину картину на доработку. Сегодня мы знаем её уже в таком виде.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: