Джузеппе арчимбольдо: жизнь и творчество художника

«Лето»

Картина «Лето» — невероятный пример метаморфозного полотна, которое относится к циклу «Времена года» и символизирует развитие жизни человечества. Лето выступает у художника в качестве молодости человека. Полотно отличается яркими красками, а лицо образа состоит из летних даров природы – фруктов и овощей. Картина Джузеппе Арчимбольдо обладает следующими характеристиками:

  • Работа Джузеппе Арчимбольдо была написана в 1573 году.
  • Для написания картины использовался холст размерами 76х64 см и масляные краски.
  • Сегодня полотно находится в Лувре.

На холсте отображен образ женщины, одетой в блузу, выполненную из соломы пшеницы. Профиль женщины располагается на черном фоне. О годе и авторстве полотна свидетельствуют символы, отображенные на кофте женщины.

Контекст

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо известно немного. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения различных заказов на создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце. В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II. Картина «Юрист» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Библиотекарь» и «Повар». Портрет точно датируется 1566 годом — в тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы и книги.

Долгое время считалось, что изображённым на портрете человеком является реформатор Жан Кальвин, однако позже было установлено, что это — немецкий юрист Ульрих Цазиус, адвокат Максимилиана II. Картина пользовалась успехом, и, по выражению друга Арчимбольдо Грегорио Команини, «доставила удовольствие императору и спровоцировала его на смех на суде по поводу, о котором я не могу рассказать».

Секреты «Четырех сезонов» Джузеппе Арчимбольдо — феноменального художника XVI века, который объединил еду и искусство

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В этом году исполнилось почти 430 лет со дня смерти Джузеппе Арчимбольдо — итальянского художника, известного своими оригинальными портретами из фруктов, овощей, цветов и рыб. Джузеппе так мастерски изображал эти предметы на холсте, что вся их совокупность образовывает узнаваемое сходство портретной тематики. Искусство Арчимбольдо, как самого радикального и экстравагантного представителя стиля маньеризма, примечательно и тем, что он выдвинул тему параллели между человечеством и миром природы за новые пределы.

Жанр портретной живописи был одним из доминирующих на протяжении многих веков. Однако, в XVI веке Джузеппе Арчимбольдо предоставил собственное видение этого жанра, объединив его с натюрмортом и удивив современников своими экстраординарными композиционными решениями.

Юрист (картина) Википедия

Юрист (итал. L’Avvocato) — картина итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо, написанная им в 1566 году.

Контекст

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо известно немного. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения различных заказов на создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце. В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II. Картина «Юрист» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Библиотекарь» и «Повар». Портрет точно датируется 1566 годом — в тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы и книги.

Долгое время считалось, что изображённым на портрете человеком является реформатор Жан Кальвин, однако позже было установлено, что это — немецкий юрист Ульрих Цазиус, адвокат Максимилиана II. Картина пользовалась успехом, и, по выражению друга Арчимбольдо Грегорио Команини, «доставила удовольствие императору и спровоцировала его на смех на суде по поводу, о котором я не могу рассказать».

Описание

Фигура юриста Цазиуса представляет стопку книг в коричневом шерстяном пальто с отделкой из лисьего меха, страницы книг выступают в роли воротника рубашки, лицо сформировано варёной курицей, только что вылупившийся птенец имитирует нос и глаза, рыбий рот является его собственным ртом, а рыбий хвост — подбородком.

Восприятие

После смерти в 1593 году в возрасте 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма». Портрет «Юрист» намекает на сомнительную и «скользкую» юридическую практику, а также обжорство. Цазиус от рождения имел пухлые щёки, а в результате падения из конного экипажа у него был искалечен нос. Возможно, целью такой насмешки и темы уродливой карикатуры стал тот факт, что Цазиус нажил себе врагов, предотвратив приобретение императором-католиком протестантских книг. Возможно также, что своеобразное изображение лица отсылает к итальянской поговорке «», намекая на то, что судья во имя беспристрастности не может

Юрист (картина) — ВиКи

Контекст

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо известно немного. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения различных заказов на создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце. В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II. Картина «Юрист» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Библиотекарь» и «Повар». Портрет точно датируется 1566 годом — в тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы и книги.

Долгое время считалось, что изображённым на портрете человеком является реформатор Жан Кальвин, однако позже было установлено, что это — немецкий юрист Ульрих Цазиус, адвокат Максимилиана II. Картина пользовалась успехом, и, по выражению друга Арчимбольдо Грегорио Команини, «доставила удовольствие императору и спровоцировала его на смех на суде по поводу, о котором я не могу рассказать».

Описание

Фигура юриста Цазиуса представляет стопку книг в коричневом шерстяном пальто с отделкой из лисьего меха, страницы книг выступают в роли воротника рубашки, лицо сформировано варёной курицей, только что вылупившийся птенец имитирует нос и глаза, рыбий рот является его собственным ртом, а рыбий хвост — подбородком.

Восприятие

После смерти в 1593 году в возрасте 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма». Портрет «Юрист» намекает на сомнительную и «скользкую» юридическую практику, а также обжорство. Цазиус от рождения имел пухлые щёки, а в результате падения из конного экипажа у него был искалечен нос. Возможно, целью такой насмешки и темы уродливой карикатуры стал тот факт, что Цазиус нажил себе врагов, предотвратив приобретение императором-католиком протестантских книг. Возможно также, что своеобразное изображение лица отсылает к итальянской поговорке «», намекая на то, что судья во имя беспристрастности не может встать ни на одну сторону в рассматриваемом деле.

Достойное начало

Поначалу Арчимбольдо копирует и реставрирует портреты в императорской фамильной галерее, занимается кунсткамерой и коллекцией естественнонаучных редкостей. Его зарисовки птиц и зверей точны и обаятельны, их колорит сгармонизирован и приглушенно звучен: на грани искусства и научного атласа, как было принято в Северной Европе еще со времен дюреровских штудий, к примеру «Молодого зайца» или «Куста дерна». Каждая зарисовка — сочетание исследовательского метода и анималистического жанра, где передается не только строение оперения, но и настроение пернатого героя маленькой картины.

Юрист (картина) — Туркмения ВиКи

Контекст

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо известно немного. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения различных заказов на создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце. В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II. Картина «Юрист» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Библиотекарь» и «Повар». Портрет точно датируется 1566 годом — в тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы и книги.

Долгое время считалось, что изображённым на портрете человеком является реформатор Жан Кальвин, однако позже было установлено, что это — немецкий юрист Ульрих Цазиус, адвокат Максимилиана II. Картина пользовалась успехом, и, по выражению друга Арчимбольдо Грегорио Команини, «доставила удовольствие императору и спровоцировала его на смех на суде по поводу, о котором я не могу рассказать».

Описание

Фигура юриста Цазиуса представляет стопку книг в коричневом шерстяном пальто с отделкой из лисьего меха, страницы книг выступают в роли воротника рубашки, лицо сформировано варёной курицей, только что вылупившийся птенец имитирует нос и глаза, рыбий рот является его собственным ртом, а рыбий хвост — подбородком.

Восприятие

После смерти в 1593 году в возрасте 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма». Портрет «Юрист» намекает на сомнительную и «скользкую» юридическую практику, а также обжорство. Цазиус от рождения имел пухлые щёки, а в результате падения из конного экипажа у него был искалечен нос. Возможно, целью такой насмешки и темы уродливой карикатуры стал тот факт, что Цазиус нажил себе врагов, предотвратив приобретение императором-католиком протестантских книг. Возможно также, что своеобразное изображение лица отсылает к итальянской поговорке «», намекая на то, что судья во имя беспристрастности не может встать ни на одну сторону в рассматриваемом деле.

Описание картины:

Аллегорическое изображение осени в виде немолодого мужчины радует насыщенными, теплыми красками и мастерским составлением изображения из отдельных элементов. Портрет состоит из плодов: фруктов, овощей, ягод, семян, словом, всего того изобилия, которым одаряет нас это время года. Картина обрамлена эффектным узором в виде пышной цветочной гирлянды.

Для полотна выбран глубокий темный фон, характерный для эпохи Возрождения. Он создает эффект глубины, грядущего мрака зимы, в котором в буквальном смысле тонут плоды осени. На нем великолепными красками играют спелые и сочные фрукты, составляющие лицо аллегории осени. Это груши, персики, вишни, крупные, плотные грозди белого и черного винограда, играющие роль прически, большой гриб в роли уха и спелый лопнувший инжир, изображающий серьгу в нем.

Борода и брови персонажа ловко сымитированы при помощи злаков – это колосья пшеницы и метелки золотистого проса. Даже торчащие усы под носом изображены при помощи плода – это частично раскрытая спелая кожура съедобного каштана. Роль головного убора играет тыква с торчащим стеблем, а листья винограда образуют пышный венец.

Тело тоже изображено мастерски. Для него художник использовал рассохшиеся клепки винной бочки, связанные вместе прочной лозой, украшенные плодами шиповника и розы. Мощная шея «Осени» составлена из корнеплодов.

Это удивительно современная картина, отличающаяся сюрреалистичным стилем, радует глаз мастерством и фантазией художника XVI века.

Источник

Интересные факты из жизни художника

В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника.

Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. После смерти Фердинанда I, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.

Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным.

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Мгновенный успех

В истории трудно найти примеры художников, которые были признаны еще при жизни, что уж говорить о востребованности и всеобщей любви. Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) был как раз одним из таких счастливчиков. Сегодня мало кто знает это имя, но в 16 веке имя Арчимбольдо было у всех на слуху. Известный художник, писавший в удивительной на то время манере сюрреализм, родился в Милане приблизительно в 1527 году в семье художника, поэтому талант, можно сказать, передался ему по наследству.  

Будучи еще юным двадцатидвухлетним парнем, Джузеппо вместе с отцом расписал Миланский собор. Его ранний цикл витражей еще не отражает зрелый стиль художника, но становится отличным показателем, как от традиционной техники мастер может перейти в совершенно иное русло. 

Творчество Арчимбольдо

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.

В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.

Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле.

Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.

Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.

Жизнь при дворе

В 1562 годуимператор Максимилиан II ( Maximilian II) сделал Джузеппо Арчимбольдо придворным художником. В связи с этим ему пришлось уехать из Милана. В течение двадцати пяти лет жизни при дворе Арчимбольдо успел осесть и в Праге, и в величественной Вене: он писал портреты императорской семьи, оформлял роскошные празднества и приемы. Император очень ценил художника. Так, в 1592 году Джузеппо был даже присвоен дворянский титул, право на личный герб и должность пфальцграфа. Теперь он мог управлять дворцом, когда императора там не было. 

Именно тогда и возникла новая сюрреалистическая манера писать Арчимбольдо — он начал создавать портреты из необычных сочетаний, преплетений и удивительных комбинаций разных предметов.

Джузеппе Арчимбольдо: Осень

Портрет осени неподражаемого художника XVI века

Текст: Элеонора Скоулз Фото: wikipedia.org

В 1562 году Джузеппе Арчимбольдо был приглашен в Вену, где стал художником при наследнике трона и будущем императоре Максимилиане II. Там мастер создал два важных художественных цикла – «Времена года» и «Четыре стихии». Оба выполнены в типичной манере Арчимбольдо. Каждая картина составлена из тематического ряда предметов: вместе они образуют портрет с определенной смысловой нагрузкой. Таким портретом представлена и осень, где любители вина найдут немало аллюзий на тему виноделия.

Аллегорический портрет осени – это профиль кряжистого мужчины, смотрящего влево. Для осени художник выбрал персонаж с грубыми чертами лица, в котором бы угадывался деревенский житель.

На картине изображены характерные плоды осени. Лицо «собрано» из груш и яблок, вместо подбородка – гранат, вместо уха – гриб. Губы и рот представляют собой каштан в раскрывшейся колючей скорлупе, борода – пучок колосьев. Из осенних даров можно разглядеть тыкву и лесные орехи, корнеплоды и оливки, но особенно бросается в глаза обилие винограда.

Мужчина-осень коронован большим венком, сплетенным из виноградных гроздей и листьев. В нем можно различить три сорта винограда – два белых и черный. Последний использован для изоражения шевелюры. Между тем листья сигналят об осени по-своему: они уже начали менять цвет с зеленого на желтый, оранжевый и бурый.

Добрую половину холста занимает торс мужчины. Он изображен в виде лопнувшей бочки с разъединившимися клепками. Доски кое-как держатся вместе благодаря стягивающим их ивовым прутьям. Через зазоры виднеются виноградные ягоды, которыми бочка наполнена до краев. Хотя искусствоведы придерживаются мнения, что на картине изображена поломанная бочка, вполне возможно, что Арчимбольдо нарисовал пресс, через который пропускали виноград для получения сусла, с целью дальнейшего производства вина.

После того как была создана серия «Времен года», Арчимбольдо по заказу Максимилиана II нарисовал в 1573 году копии работ. Из оригинального цикла сохранились только «Зима» и «Лето», которые находятся в Вене. Копии отличаются от оригиналов цветочными обрамлениями всех четырех холстов.

Любопытно, что творчество Арчимбольдо в 2015 году было актуальным на Всемирной выставке в Милане. На входе посетителей встречали гигантские маскоты, которые символично представляли еду как главную тему выставки.

Где увидеть оригинал: США, Денвер, Denver Art Museum

О художнике Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1593) – итальянский художник, рисовавший портреты-метафоры из однотипных предметов (фрукты, овощи, книги, рыба и т.п.). Родился в Милане в семье художника, работавшего на фабрике Дуомо. Свою карьеру Арчимбольдо начал в мастерской отца, создавая эскизы для церковных витражей и гобеленов, а также фрески. В 1562 году он стал придворным художником Габсбургов в Вене, позднее, с императором Рудольфом II, – в Праге. В конце жизни вернулся в Милан. Наибольшую известность художнику принесли незаурядные портреты, составленные из тщательно подобранных предметов. К творчеству Арчимбольдо впоследствии обращались разные мастера, включая Пикассо.

Источник

«Огонь»

Полотно «Огонь» относится к циклу «Четыре стихии». Картина была создана в 1566 году на дереве размерами 66.5х51 см. Сегодня полотно располагается в Художественно-историческом музее на территории Вены.

Образ создан из предметов, связанных с огнем: кремня, образующего щеку, крупной свечи и лампы масленой, которые используются в качестве шеи и подбородка. За основу уха Джузеппе Арчимбольдо взял два огнива, а за основу лба и усов – труту. В качестве глаза же используется небольшой огарок свечи.

Картина передает мощную неиссякаемую энергию, которая способна разрушать все на своем пути и идти к цели. Многие искусствоведы сравнивают этот портрет с императором Максимилианом II.

«Флора»

Удивительная работа Джузеппе Арчимбольдо «Флора» выполнена невероятным образом. На полотне расположился портрет женщины, выполненных из цветов. Для создания образа использовались лепестки и бутоны, которые позволили сложить определенные черты лица и воротник. Одежда же героини состоит из ниспадающей листвы.

На голове женщины расположился венок, выполненный из цветов яркого окраса – красной лилии. В нижней части воротника расположилась желтая лилия, которая напоминает фонарик. При этом Джузеппе Арчимбольдо удалось сделать глаза живыми, придать им собственного выражения, чтобы зритель почувствовал на себе взгляд героини.

Картина была написана в 1591 году. Для написания мастер использовал холст, размер которого достигал 73х56 см. сама работа выполнена масляными красками.

Краткие сведения о художнике

Джузеппе Арчимбольдо – ребенок миланского живописца, который родился в 1527 году в Милане. С ранних лет художник помогал своему отцу расписывать церковные заведения, создавать витражные эскизы.

Благодаря своему таланту и небывалым успехам, мастер был приглашен во двор императора Максимилиана II, а после – его приемника Рудольфа II.

Среди интересных фактов из жизни художника особого внимания заслуживают следующие:

  1. Джузеппе Арчимбольдо признан первым художником, который изображал в своих картинах уродливое, поставив, таким образом, под сомнение отображение только прекрасного.
  2. Несмотря на то, что все образы художника выстраивались из необыкновенного материала (цветов, животных, птиц, книг, фруктов и овощей), они обладали знаками императорских отличий, которые возвеличивали дом Габсбургов и проявляли всю его мощь и силу.
  3. Джузеппе Арчимбольдо изображал выдуманное и уродливое, однако на протяжении многих столетий о его картинах отзывались с великим энтузиазмом.
  4. О художнике нет ни единых письменных доказательств. Также нет сведений и о его картинах. Это связано с тем, что после кончины мастера, его полотна забылись и многие из них были утрачены, а в литературных произведениях тех времен он и вовсе не упоминался.

Умер Джузеппе Арчимбольдо в июле 1593 года также в Милане, куда прибыл в отставку.

Великие стихии

Джузеппо Арчимбольдо считался настолько талантливым живописцем, что его даже сравнивали с Леонардо да Винчи. Помимо картин, художник много времени и сил уделял природе: он был придворным Центра научного исследования, а также открыл ботанический и зоологический сады. Благодаря такому подробному изучению природы появился еще один известный цикл живописца  — «Стихии». 

Серия картин в стиле сюрреализм состоит из четырех стихий: земли, воздуха, воды и огня. На этой картине изображена земля, в портрете которой спрятаны самые разнообразные дикие животные. 

Здесь зритель лицезреет воздух: обилие птиц, в центре которых символы императора — Орел и Павлин. К сожалению, подлинник не дошел до наших дней, поэтому об этой картине мы можем судить только по копиям. 

Несложно догадаться, что на этом портрете итальянского художника изображен огонь. Огненные языки волос поджигаются двумя огнивами, которые изображают ухо и нос.

Самая противоречивая работа этой серии — это портрет воды. Здесь нет типичного для нам голубого или синего цвета. Вместо них — холод, серость и представители подводного мира. 

Джузеппе Арчимбольдо — первопроходец в таких необычных экспериментах. К сожалению, сегодня трудно узнать о жизни этого великого мастера, ведь о нем осталось очень мало сведений. Он был забыт практически сразу после своей кончины. И только в 1930 году директор музея современного искусства в Нью-Йорке нашел картины итальянского художника и сделал их частью одной из выставок. Именно тогда о великом Арчимбольдо вспомнили и снова заговорили как о вдохновителе сюрреализма. 

Миланский период

Автопортрет в возрасте 61 года. Дата — 1587 — поставлена под воротником, как обычно у Арчимбольдо. Бумага, карандаш, перо и чернила, размер изображения 442 × 318 мм. Палаццо Россо, Генуя Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника — иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо.

Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Дата рождения художника неизвестна. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis

(то есть «Млнский»). Бьяджо и Джузеппе Арчимбольдо. Сцены из жития св. Екатерины. Деталь витража Миланского собора Имеются сведения, что отец Арчимольдо — Бьяджо — дружил с учеником Леонардо да Винчи — Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св. Екатерины для витражей Миланского собора; с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно, из-за кончины; единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. Есть также основание полагать, что витражи южной части нефа со сценами из книги Бытия, также были выполнены ими. Существует версия, что росписи в церкви св. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас.

Усекновение главы Иоанна Предтечи.Фреска церкви св. Маврикия в Милане, приписываемая Арчимбольдо Биограф художника, друживший с ним при жизни, — Паоло Мориджиа — писал о нём так:

Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque

. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль. Вероятно, именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.

Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Не сохранилось никаких свидетельств, каким образом художник был связан с Габсбургами, и что побудило его покинуть родные места на чрезвычайно длительный срок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: