Литературное наследие писателя
Помимо большого количества прекрасных произведений в поэтическом и прозаическом жанрах Алексей Толстой оставил после себя большое эпистолярное, сатирическое и публицистическое наследие.
Незадолго до смерти писателя известный художник В. Нечипоренко успел написать портрет Алексея Толстого. Автор выполнил свою работу в технике быстрого акварельного наброска.
В течение жизни он активно занимался созданием юморесок, саркастических рассказов, а также юмористических фельетонов, большинство из которых было опубликовано после его смерти.
Творческий портрет Алексея Толстого включает в себя различные прозаические и поэтические наброски, также у писателя были навыки художника и композитора.
Карьера журналиста также сильно повлияла на писателя, став почвой для создания большого количества документальных очерков и эссе по культуре, политике и истории России.
Интересным опытом переложения реалий российской истории на стихотворную основу стало произведение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», написанное в 1868 году в жанре былинной трагедии и представляющее собой огромную (83 строфы) поэму. К сожалению, из-за господствующей в стране идеологии конституционной монархии поэма не смогла пройти цензуру и была издана лишь спустя 15 лет после смерти писателя, да и то в виде частичных публикаций в журнале «Русская старина». Первый же полноценный вариант произведения был опубликован издательством B. Behr’s Verlag в 1889 году.
Теперь вы знаете, кто рисовал писателя при жизни. Описания портретов Алексея Толстого представлены в статье.
Просмотры: 42
Проводы новобранца
Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.
Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.
Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.
Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.
Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.
Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.
Великий Крамской
С детства каждому россиянину из школьных учебников известно полотно, на котором изображен сорокапятилетний Лев Толстой, — портрет работы художника-передвижника И.Н. Крамского. Живописец-психолог, замечательный мастер портретной живописи написал в Ясной Поляне одну из лучших своих картин.
История создания такова. Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам. Но Крамскому удалось убедить писателя. Это полотно так популярно потому, что художнику удалось раскрыть сложный мир гения и аналитика человеческих душ, которым был Лев Толстой. Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту, и мудрость одновременно. И.Н. Крамской рисовал два портрета — для галереи Третьякова и семьи писателя. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека. Сам художник говорил, что портрет должен в первую очередь отображать то в человеке, за что его любит вся Россия. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть «великого Льва»». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.
Картины Репина с названиями
Ниже представлены самые популярные картины Репина. Все они указаны с названиями и годом написания.
Юбилейное заседание государственного совета, 1903Царевна Софья, 1879Портрет Гаршина, 1884Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых, 1888Пахарь Лев Толстой на пашне, 1887Портрет И. С. Тургенева, 1874Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881
П. М. Третьяков, 1883Автопортрет, 1920«А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911Арест пропагандиста, 1878Белорус, 1892Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны, 1894Воскрешение дочери Иаира, 1871Горбун, 1881Два украинских крестьянина, 1880
Женщина с кинжалом, 1870Иллюстрация к «Запискам сумасшедшего», 1870Крестный ход в Курской губернии, 1883Л. Н. Толстой босой, 1901Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка (Иллюстрация к стихотворению Лермонтова), 1890М. И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила, 1887
Обнаженная натурщица (со спины), 1896Осенний букет, 1892Отдых (портрет В. А. Репиной, 1-й жены художника), 1882Портрет писательницы Натальи Нордман-Северовой (2-й жены Репина), 1900Портрет артиста В. В. Самойлова, 1902Портрет Елизаветы Званцевой, 1889Портрет Ефима Васильевича Репина (отца художника), 1879Портрет Татьяны Степановны Репиной (матери художника), 1867Портрет императора Николая II на крыльце, 1896
Портрет композитора А. Г. Рубинштейна, 1887Портрет композитора Н. А. Римского -Корсакова, 1893Портрет министра финансов С. Ю. Витте, 1903Портрет П. А. Столыпина, 1910Портрет Павла Третьякова, 1901Портрет писателя Л. Н. Толстого, 1887Портрет С. И. Мамонтова, 1878Портрет С. Ю. Витте, министра финансов, 1903Портрет физиолога И. М. Сеченова, 1889Портрет хирурга Н. И. Пирогова, 1881Портрет художника И. Е. Репина, 1892Портрет Элеоноры Дузе, 1891Садко, 1876
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Изложение: Толстой л. н. — Роль портрета в романе л. н. толстого воскресение
Роман “Воскресение” был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной роскошью других. Если подходить к проблеме раскрытия характеров, героев и их быта с этой позиции, то станет ясно, что портрет в “Воскресении” выступает не как самостоятельная деталь текста, а как часть полностью охватывающего произведение противопоставления, контраста между простым народом и представителями высшего общества. Эту мысль можно доказать на примере повседневной жизни Дмитрия Нехлюдова, человека состоятельного, и Катюши Масловой, девушки из народа. В самом начале романа Толстой дает нам некоторое представление о скитаниях, злоключениях, и унижениях Масловой. В конце концов, после всех мытарств она попадает в дом терпимости: “Масловой предстоял выбор: или унизительное положение прислуги, в котором, наверное, будут преследования со стороны мужчин и тайные временные прелюбодеяния, или обеспеченное, спокойное и хорошо оплачиваемое постоянное прелюбодеяние, и она избрала последнее, она этим думала отплатить и своему соблазнителю, и приказчику, и всем людям, которые ей сделали зло… И с тех пор началась для Масловой та жизнь хронического преступления заповедей божеских и человеческих, которая ведется сотнями и сотнями тысяч женщин и кончается девятью из десяти мучительными болезнями, преждевременной дряхлостью и смертью”. Совсем по-другому прожил все эти годы ее соблазнитель- Дмитрий Нехлюдов. Толстой рассказывает о нем сразу же после истории Катюши. Тут и проявляется особая роль портрета, который позволяет создать у читателя впечатление о том, что жизнь одного человека — это жизнь всего общества, которому он принадлежит: “Он спустил с кровати гладкие белые ноги, нашел ими туфли, накинул на полные плечи шелковый халат и, быстро и тяжело ступая, пошел в соседнюю со спальней уборную, всю пропитанную искусственным запахом эликсиров, одеколона, духов. Там он вычистил особенным порошком пломбированные во многих местах зубы, выполоскал их душистым полосканьем, потом стал со всех сторон мыться и вытираться разными полотенцами. Вымыв душистым мылом руки, старательно вычистив щетками, отпущенные ногти и обмыв с большого мраморного умывальника себе лицо и толстую шею, он пошел еще и в третью комнату у спальни, где приготовлен был душ. Обмыв там холодной водой мускулистое, обложившееся жиром белое тело, он надел чистое выглаженное белье и как зеркало вычищенные ботинки”. До чего не похоже это описание на тусклые картины жизни Масловой и подобных ей. Таким образом, портрет в романе “Воскресение” призван показать не только особенности какого-либо одного героя, но и отдельный класс, им представленный.
Карл Брюллов
С Карлом Павловичем Брюлловым судьба свела молодого писателя в 1836 году, когда юному литератору было всего 19 лет. Пожилой художник смог запечатлеть на своем портрете юного Толстого, который только что окончил университет и проводил лето в имении своего дядюшки, предаваясь беззаботному отдыху перед началом государственной службы.
«Портрет Алексея Толстого в юности» К. П. Брюллов написал всего за один раз, не используя заранее заготовленных эскизов или пробных набросков.
Позже художник признавался, что портрет А. Толстого стал одной из лучших его работ, полноценно отразившей пору юности и высоких духовных стремлений молодого человека.
Алексей Константинович Толстой уже тогда мог заинтересовать своих более старших современников ясностью мысли, чистотой воззрений и недюжинным литературным талантом, привлекавшим к нему многих известных людей того времени.
Работа Карла Петровича находится в государственном музее Эрмитаж.
Смерть
В конце 1870-х годов Алексей Константинович Толстой чувствует резкое ухудшение состояния своего здоровья и вынужденно обращается к врачу. Несмотря на частое посещение писателем теплых стран Южной Европы, его здоровье не идет на поправку, и личный врач прописывает писателю морфий в целях снятия приступов головной боли.
28 сентября 1875 года Алексей Толстой испытывает резкий приступ сильной головной боли и вводит себе очередную дозу морфия. Находясь в болезненном состоянии, он ошибается в расчетах дозировки, и принятая им доза оказывается слишком велика.
В ночь на 29 сентября, в 12 часов 45 минут, писатель умирает в своей постели от сердечного приступа, вызванного передозировкой морфия.
Его найдут лишь несколько дней спустя, когда горничная придет, чтобы навести полный порядок в доме.
Похоронен писатель в родном селе Красный Рог. На сельском кладбище ему был установлен памятник с одной-единственной надписью: «Алексей Константинович Толстой (1817-1875)». Каждый год, в первую субботу октября, в Красном Роге отмечается День поэзии в память о нем.
ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО (1873) Крамской — Крамской.инфо
Альбом демонстрационного материала с электронным приложением «Л.Н. Толстой»
Комплектация: 20 постеров (30 x 42 см), методическое пособие
Нажмите на картинку для увеличения
1. Лев Николаевич Толстой2. Предки Л.Н. Толстого3. Родители. Ясная Поляна4. Детство5. Казань. Университет6. На военной службе6-а. Николай Николаевич Толстой (брат писателя). С дагерротипа. 1851
7. Севастопольские рассказы8. Некрасовский «Современник»9. Хозяин Ясной Поляны9-а. Толстой на покосе. Рисунок И.Е. Репина. 1880
10. Школа Толстого11. Софья Андреевна12. Работа над романом «Война и мир»13. Роман «Анна Каренина»14–15. Театр Толстого. «Власть тьмы», «Плоды просвещения»16. Роман «Воскресение»17. Толстой и русская литература ХХ века18. Толстой и российское общество19. Толстой и мировая литература20. Толстовские места России
06.07.2016
Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
Как известно, Илью Ефимовича Репина и Льва Николаевича Толстого связывала крепкая дружба, продлившаяся ни одно десятилетие. Будучи людьми образованными и интеллектуально развитыми, они любили спорить на всевозможные темы, часто выходя из себя, после чего, однако, примирялись и приходили к общему мнению
Много художников изображали Льва Николаевича на своих картинах, вот и Репин не смог обойти вниманием своего близкого друга. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным
Возможно, художник однажды застал друга за чтением и захотел обессмертить его благородный образ.
Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя
Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое
Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Фон за креслом писателя смазан и ничего не выражает, так как не несет в картине никакого смысла. Главное для художника — это тот уникальный момент, застывший в позе и выражении глаз писателя, момент задумчивости, причина которой так и останется загадкой. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Возможно, рисуя Толстого, Репин хотел передать характерные для его личности позу, выражение лица и задумчивый взгляд, которые не смогли подметить другие художники, оставив будущим поколениям гадать, о чем задумался писатель.
Детство
Детство будущего литературного деятеля проходило в уютной семейной атмосфере. Семья Алеши обладала большим достатком и огромным влиянием в дворянском обществе, и юный граф ни в чем не нуждался, посвящая свой досуг чтению французской литературы и обучению различным наукам. Способности Алеши к обучению, по заверениям гувернеров, были отменными: мальчик с жадностью читал труды по философии, арифметике, черчению, литературоведению и языкознанию, также увлекаясь химией и зоологией.
К сожалению, семья Алексея Толстого распалась, когда он был еще совсем юным, и мальчика отправили на воспитание к дяде – известному писателю Антону Погорельскому, который посвятил ему свою знаменитую сказку «Черная курица, или Подземные жители».
Гениальный Репин
Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. У него самая большая серия портретов писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.
Очень много зарисовок ко всем картинам. Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется — «Пахарь». Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Есть и где писатель изображен с супругой, имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах. Работ очень много.
V
Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: Это кабинет? Это спальня? А тут что?И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о́ пол и кричит своим неприятным голосом: Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.За всё время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. Ему прислуживает лакей Иван, самый старый и почтенный, подают ему лафит № 17, и уже все и старшины клуба, и повар, и лакей знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой о́ пол.Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор: Это вы про что? А? Кого?И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?Вот и всё, что можно сказать про него.А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему всё острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. Провожая их на вокзале, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит: Прощайте пожалуйста!
скажи, чтобы дали нам чаю (франц.)
Илья Репин
Илья Ефимович Репин, будучи придворным художником, был вхож во многие знаменитые дома русского дворянства. Не стал исключением и дом Толстых. Художник не только пребывал в дружеских отношениях с Алексеем Константиновичем, но и иллюстрировал некоторые его произведения, а также делал наброски на протяжении всей жизни писателя, позже ставшие основой знаменитого портрета.
Именно вместе с Репиным писатель неоднократно предпринимал совместные путешествия по России, а также многие поездки за рубеж, где две творческие личности не только создавали новые произведения, но и обсуждали совместную творческую деятельность, а также анализировали различные общественные явления. По приглашению Алексея Толстого Илья Репин неоднократно выступал художником в журналах «Современник» и «Россия», а некоторые тексты писателя были использованы как описания к картинам знаменитого художника.
Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет Алексея Константиновича Толстого» сейчас находится в Третьяковской галерее и по праву считается одной из жемчужин русской живописи.
ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО (1873) Крамской — Крамской.инфо
Альбом демонстрационного материала с электронным приложением «Л.Н. Толстой»
Комплектация: 20 постеров (30 x 42 см), методическое пособие
Нажмите на картинку для увеличения
1. Лев Николаевич Толстой2. Предки Л.Н. Толстого3. Родители. Ясная Поляна4. Детство5. Казань. Университет6. На военной службе6-а. Николай Николаевич Толстой (брат писателя). С дагерротипа. 1851
7. Севастопольские рассказы8. Некрасовский «Современник»9. Хозяин Ясной Поляны9-а. Толстой на покосе. Рисунок И.Е. Репина. 1880
10. Школа Толстого11. Софья Андреевна12. Работа над романом «Война и мир»13. Роман «Анна Каренина»14–15. Театр Толстого. «Власть тьмы», «Плоды просвещения»16. Роман «Воскресение»17. Толстой и русская литература ХХ века18. Толстой и российское общество19. Толстой и мировая литература20. Толстовские места России
НИКОЛАЙ ГЕПортрет Л.Н. Толстого
1884. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Г
е написал
портрет Толстого в Москве, в хамовническом доме
писателя.
В феврале 1884 г. художник писал одному
из своих знакомых: «Я ездил в Москву, где и прожил
3 недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего
Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его
портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить.
Радуюсь, что исполнил наконец. В этом портрете я
передавал все, что есть самого драгоценного в
этом удивительном человеке».
Толстой склонился над рукописью. Свет
из окна ровно освещает его высокий лоб, глубокая
морщина пролегла между сосредоточенно
сдвинутыми бровями. Кажется, слышно, как скрипит
перо по бумаге. Он как будто не знает о
присутствии художника в его кабинете. «Я помню,
как доволен был Ге тем, что во время работы отец
иногда совсем забывал о его присутствии и иногда
шевелил губами, разговаривая сам с собой», —
вспоминал
сын Толстого.
Это была совместная работа двух друзей
— писателя Толстого и художника Ге. Их общее
дело. Лев Толстой писал трактат «В чем моя вера?».
Николай Ге писал портрет, передавая все, что есть
самого драгоценного в этом удивительном
человеке.
Портрет дочери писателя М.Л. Толстой. 1891. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»,
Тульская обл.
Толстому часто приходилось
позировать. Он этого не любил. «Я все забываю, что
вы работаете с меня, у меня такое чувство, что
меня стригут», — сказал он однажды Репину.
Николаю Николаевичу Ге Толстой не позировал.
Художник был частым гостем в доме Толстых, они
часами беседовали в кабинете писателя.
Ге приехал в этот дом к Толстому
«обнять этого человека, работать для него» в
марте 1882 года. Дочь Толстого Татьяна, размышляя о
природе этой дружбы, писала: «Трудно сказать,
насколько мой отец был причиной того
нравственного переворота, который произошел в
душе Ге. Мне кажется, что пути, по которым шла
душевная работа Ге и моего отца, вначале шли
независимо друг от друга, но в одинаковом
направлении. Мой отец провел несколько лет в
мучительных исканиях и сомнениях. Насколько я
знаю, то же было и с Ге. Он был на перепутье — и как
только он увидел по статьям отца, что отец
переживает ту же душевную работу, которая в нем
происходила, он узнал себя и с радостью и
восторгом бросился к отцу… С тех пор как Ге
сошелся с моим отцом, можно сказать, что взгляды
их всегда совпадали».
Самое драгоценное для художника в
Толстом — способность к упорному, старательному,
подвижническому труду.
Портрет С.А. Толстой с дочерью. 1886. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»,
Тульская обл.
Сейчас это трудно представить, но
портрет Толстого оказался нов и необычен для
современников. Один из критиков тогда писал об
этом «неудачном» портрете: «Голова опущена, глаз
не видно, а с тем вместе не видно и всего лица. Для
наброска карандашом или пером это идет и могло
оказаться очень удачным; но так нельзя писать
больших портретов. Еще один шаг в этом
направлении, и мы рискуем очутиться перед
затылком одного из наших великих людей, перед
очень похожим затылком… но едва ли кому нужным».
Сам Николай Николаевич очень любил
этот портрет. Он отправил его на передвижную
выставку в Петербург, но, когда выставка
добралась до Киева, взял обратно на хутор и семь
лет с ним не расставался.
Портреты Алексея Толстого
Будучи известной персоной, тем более представителем старинного дворянского рода, Алексей Константинович не раз становился объектом интереса различных художников, а также родственников, увлекающихся живописью. За все время жизни графа различными людьми было создано немало портретов писателя. До наших дней дошло большое количество зарисовок лицейских и университетских коллег писателя, а также портреты кисти именитых художников, таких как Репин и Брюллов. Алексей Константинович, по заверениям современников, был фигурой, интересной не только для портрета словесного, описательного, но и для портрета художественного.
Обладая незаурядной аристократической внешностью, врожденным благородством и духовным богатством души, он привлекал к себе многих творческих людей того времени, некоторые из которых изъявляли желание написать его портрет.
Граф был знаком с Шишкиным, Айвазовским, Боголюбовым, Тропининым и Крамским. В дом графа часто заходили «на чай» Репин и Брюллов – два художника, каждый из которых в свое время написал портрет поэта Алексея Толстого, автора прекрасных произведений.
Крестный ход в Курской губернии
Мысль написать подобную картину появилась у Репина еще в 1870-ых годах, но работать над ней он начал только в 1880 году.
Для вдохновения он посетил Коренную пустынь, расположенную под Курском. Она была знаменита тем, что здесь часто проводились крестные ходы. Наблюдал их и в Киеве, Чернигове, побывал на крестном ходе Троицкого монастыря.
Критики высоко оценили картину, подчеркнув, что написана она сочно, колоритно и свежо. Его называли наиболее зрелым и удавшимся произведением Репина.
Что мы видим на картине? Огромный людской поток. С правой стороны изображена будка, украшенная пестрыми лентами. Ее несут певчие. Это гигантский фонарь, внутри которого мерцают свечи. Богато одетая мещанка несет икону, ее окружают купцы и военные. Полицейские ограждают идущих от простолюдинов. А молодому горбуну-инвалиду не дают подойти к священной иконе.
Портреты
Живописец создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.
Со многими выдающимися деятелями искусства дружил Илья Репин. Картины, описание которых показывает широкий круг его интересов, отличает демократизм и простота, неизменно подкупающая зрителей и критиков. Таково изображение известного композитора М. Мусоргского
Работа была написана во время его болезни, однако, с удивительным мастерством показал его живой ум, акцентируя внимание на глазах и выражении лица. Другой не менее известный портрет автора – изображение известного мецената П
Третьякова.
Отказ от исповеди перед казнью
В 1879 году Репин прочитал поэму Н.М. Минского «Последняя исповедь». Она произвела на него огромное впечатление.
Вдохновленный этим произведением, он решил написать картину «Исповедь», которую после революции решили переименовать в «Отказ от исповеди перед казнью».
В поэме, опубликованной в подпольном журнале, священник вступает в горячий спор с революционером, приговоренным к смертной казни. Он призывает его покаяться, но преступник не соглашается.
Художник решил показать свое видение происходящего. Его священник не пытается кого-либо уговорить, он просто ждет решения приговоренного. Революционер также молчит, понимая, что не может противостоять системе.
Длинные волосы, рваный халат, борода создает неряшливый образ. Создается впечатление, что он сидит так давно. Его поза выдает отношение преступника к происходящему, т.е. сразу становится понятным, что он не хочет исповедоваться или каяться.
Начало литературной деятельности
Выйдя в отставку, Алексей Толстой принимает решение заняться активной литературной деятельностью. Всего за два года он подготавливает к публикации сборник рассказов, а также фантастическую повесть «Упырь». В 1841 году обе книги были изданы под псевдонимом Краснорогский и получили определенную известность в литературных кругах. Критики отмечали новаторство идей молодого писателя, особенный стиль изложения, а также интересную философскую составляющую произведений.
Легендарный критик и литературовед Виссарион Белинский, прочтя обе книги, отметил, что в них наличествуют все признаки еще слишком молодого, но тем не менее весьма замечательного дарования.
Другие портреты Л.Н. Толстого
Сближение с Л.Н. Толстым Н.Н. Ге считал важнейшей вехой своей жизни. Художника и писателя объединял интерес к постановке в творчестве глобальных нравственных проблем. Ге пишет портрет Толстого в его доме в Хамовниках, когда тот работал над рукописью трактата «В чем моя вера?». Портрет писателя за работой, в привычной обстановке, решен в духе передвижнических традиций. Главное, к чему стремился художник, – показать работу гениального ума, ход его мыслей. Ге трактует Толстого как учителя жизни, который делает свою работу. В семье писателя это изображение считалось лучшим «по сходству и силе выражения лица, несмотря на опущенные глаза».В письме В.П. Гаевскому от 6 февраля 1884 г. Н.Н. Ге сообщал: «… я ездил в Москву, где и прожил 3 недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить. Радуюсь, что исполнил наконец. В этом портрете я передавал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке». |
В качестве фона художник выбрал пруд в Ясной Поляне, ели, посаженные на его берегу самим Толстым, и вдалеке – деревню. Избрав не усадебный, а именно деревенский характер пейзажа, М.В. Нестеров сделал акцент на народное начало толстовского мировосприятия. |