Описание картины Ильи Репина «Мужик с дурным глазом»
«Мужик с дурным глазом» относится к чугуевскому периоду творения автора. Все в Чугуеве предрасполагало Репина к работе. Вдохновение, которое родилось здесь, дало жизнь многим поистине великим холстам того времени.
Репина многие называли мистическим художником. Он творил, как бог, забывая обо всем во время работы. По свидетельству очевидцев, яростно, иногда гневно размахивал кистью, будто был сердит на своих натурщиков.
По странному стечению обстоятельств, многие люди, позировавшие Репину при написании портретов, болели и даже умирали. Смерть их часто была неестественная.
От кисти мастера «пострадали» Писемский, Тютчев, Мусоргский. «Бурлаки» – здоровые до позирования мужики, после написания картины тоже начали умирать. Но, иногда, болел и сам автор.
Известный факт: картина «Иоанн Грозный и его сын Иван» парализовала руку художнику, а в дальнейшем довела до сумасшествия иконописца Балашова, которые в бешенстве разрезал картину ножом. Такой же мистической силой наделена и картина «Мужик с дурным глазом», на которой Репин изобразил простого мужика – своего крестного Ивана Радова, имеющего дурную славу местного чугуевского колдуна.
Художник сравнивал мужика с Зевсом, прикрывая его тело просторным зипуном. Только деревенская одежда отличает натурщика от жителя Эллады. Репин настолько натурально прописывает детали, что ощущается даже тяжесть взгляда. После написания портрета художник тяжело лихорадил. Во многом это обстоятельство определило название картины.
Портрет «Мужик с дурным глазом» принимал участие в Международной выставке в 1878г. Восхищению ценителей не было предела. Особенно живо высказывался Крамской, который ставил Репина на верхнюю ступень среди всех портретистов, ставя рядом с ним, разве что, Васнецова.
Мужичок из робких. Этюд
Полтора года (1876—1878), проведенные Репиным на родине, в Чугуеве, были временем его погружения в народную крестьянскую жизнь.
Он постоянно «бывал на свадьбах, на базарах, в волостных правлениях, на постоялых дворах, в трактирах и в церквах», то есть там, где можно было наблюдать быт и нравы.
«Описать этого не в состоянии, но чего только я не наслушался, а, главное, не навидался…», — сообщал Репин Стасову.
Он ищет здесь образы и явления, которые должны вдохновить его искусство.
Стремясь понять, художественно освоить, отобразить изменившийся быт и людей пореформенной деревни, Репин пишет картины на самые различные сюжеты крестьянской жизни, а также портреты-типы.
«Мужичок из робких», как и одновременный «Мужик с дурным глазом», замечательные достижения Репина в области развития того крестьянского портрета-типа, начало которому положил В.Г.Перов. Многое в этой области сделал Крамской. Но по его же собственному признанию Репин достиг здесь новых вершин реализма.
«Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть», — писал Крамской Стасову еще в 1876 году.
Такие работы чугуевского периода, как «Мужичок из робких», выразительный тип замученного нуждой бедняка, и «Мужик с дурным глазом», образ зажиточного «крепкого» крестьянина, свидетельствуют о верности суждения Крамского.
Измученное, исхудалое от недоедания и каторжной работы лицо «Мужичка из робких» с больными слезящимися глазами, весь его взъерошенный облик с всклокоченными волосами, с плохо, небрежно запахнутым армяком — все говорит о его бедности, задавленности нуждой, затравленности бесправием, униженности и замордованности.
Но сквозь бесконечную усталость в чертах его лица, в его глазах видна пристальная настороженность, сквозь привычное для бедняка «искательство» — скрытая злоба, ненависть и недоверие ко всем господам и ко всякому начальству.
Ленина о тех грудах ненависти и стихийного бунта, которые накапливала в русском крестьянстве двойная эксплуатация, феодальная и капиталистическая. «Мужичонко-разбойничек» называл его Мусоргский.
Портрет поясной, легкий наклон корпуса вперед подчеркивает нервность образа, его настороженность и выжидательность. Он словно чего-то ждет или просит, готовый под гнетом нужды выпрашивать и исполнять любую работу.
Фигура сдвинута к краю, и перед ней дано пространство, подчеркивающее потенциальное движение.
Написанный в серо-коричневой, почти монохромной гамме, портрет очень пластичен по живописи. В самом расположении мазков видна характерная для Репина лепка формы.
5 мистических фактов о картинах Ильи Репина
Продолжался эксперимент в течение трех дней. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Если же оно пошло ко дну, то тестирование продолжается: теперь в воду капают две капли оливкового масла. Нет, это не портрет конкретного человека.
Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Принести определенное зло может даже человек, не обладающий способностью сглаза. Перед нами былина, дума, старинная сказка. К закатному облаку.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Данное же полотно – «Мужик с дурным глазом» – по мнению многих, тоже обладает чем-то сверхъестественным. Данное полотно участвовало в Международной выставке 1878 года. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. 1 факт. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Перед нами легенда. Репин нарисовал Ивана Радова, который являлся его крёстным. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Описание картины «Мужик с дурным глазом»
2 факт. Перед нами легенда. В Чугуеве Репин пишет портрет своего крестного Ивана Федоровича Радова, златокузнеца и ювелира, похожего на старого бога греков Зевса. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Ценители картины в один голос восторгались ею и превозносили Илью Репина. И если они сливались в одно пятнышко, то это значило, что сглаз имеет место быть.
Если оно не тонет, то сглаза нет. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Однако такой сглаз слишком большой беды не навлечет.
Этого человека недолюбливали в округе – считали, что он поколдовывает в Чугуеве. Вот почему каждый, кто взглянет на картину, будто вживую чувствует тяжёлый, «дурной», взгляд мужика. Некоторые считали Репина человеком, преисполненным мистики, таинства. серебряных кудрей седая борода дышит соболиные черные брови спокойно лежат на широком лбу. По окончании работы Репин заболел, у него была лихорадка.
В свою очередь, восточные люди вредными считают голубые глаза. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. «Жертвами» стали, например, композитор Мусоргский, поэт Тютчев.
Когда он работал, то не видел и не слышал ничего вокруг – так был увлечён. А вот немцы уверены, что сглазить могут люди, у которых густые сросшиеся брови. К закатному облаку. 5 факт. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Смешные картинки про мужчин с надписями (30 фото) • Прикольные картинки и юмор
Далее предлагаем посмотреть смешные картинки про мужчин с надписями.
Смешная картинка про мужа и жену.
Картинка про банковскую карточку.
Картинка про сантехника.
Смешная картинка про мужчин.
Картинка про джентльменов.
Деньги не портят мужчин.
Мужчина с собакой.
Жена уехала.
Крик души.
Пацан родился!
Генетическая память.
Зачем мужчине две руки?
Смешной ребенок.
Прикольный парень.
Картинка про эволюцию.
Смешные обезьянки.
Коты и мужчины.
Смешной мужик.
Прикольные обезьяны.
Смешной парень.
Правильное распределение бюджета.
Суровые будни робинзонов.
Мужская ванная.
Китайская стена.
Мужик в фонтане.
Парень и «Звезда».
Прикольный мужчина.
Носи усы.
БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!
Проклятые картины
Картина «Поклонение волхвов» была создана Питером Брейгелем Старшим в 1564 г. В картине художник показал, что рождение ребенка не приносит радости, если кругом война, и люди убивают друг друга. Смысловым центром картины служит печальная Дева Мария с младенцем. В качестве натурщицы Питер пригласил свою кузину. По преданию, его двоюродная сестра долгое время не могла забеременеть от своего мужа, и ее бесплодие стало передаваться другим женщинам.
По легенде, «Волхвы» попадали к разным коллекционерам, и после этого в их семьях переставали рождаться дети. В середине 17 века картина была куплена Якобом ван Кампеном. Он не побоялся дурной славы картины, потому что в его семье уже было несколько детей. В настоящее время полотно Питера Брейгеля Старшего находится в Лондонской национальной галерее.
Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)
И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописипередвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.
Репин не признавал «Искусства для искусства». » Я не могу заниматься непосредственным творчеством, — писал он, — делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени.
Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.»
Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.
Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.
Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра.» Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.
Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Полотно «Бурлаки на Волге» на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник , казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.
В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему «Воскрешение дочери Иаира». Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.
Еще во время работы над образами к картине «Бурлаки на Волге» художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.
Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний «Далекое близкое».
С 1900 года Репин поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.
Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.
Описание картины Ильи Репина «Мужик с дурным глазом»
Нет, это не портрет конкретного человека. Перед нами былина, дума, старинная сказка. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Весь образ Радова прописан с большой точностью, вырисованы даже самые мелкие подробности.
Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Например, когда он написал свою известную работу «Иоанн Грозный и его сын Иван», у него отнялась рука.
Случалось, что мастер сам болел.
Репин Мужичок Из РобкихИлья Репин ЗапорожцыРепин Портрет ПироговаЕ В ПавловАрхангелы Тату
Факт 4
Илья Репин «Мужик с дурным глазом», 1877
Очередной случай, связанный с мистикой, произошел с самим Репиным в Чугуеве (в годы жизни Репина это была деревня), который очень отразился на здоровье художника. Он написал там картину «Мужик с дурным глазом», а позировал ему дальний родственник – Иван Радов, являющийся мастером по золоту. В городе этого мужчину считали колдуном. После создания портрета Репин, нестарый и здоровый мужчина, резко заболел. Он жаловался друзьям, что подцепил в деревне лихорадку и даже считал, что его болезнь связана с этим колдуном. Он испытал силу Ивана Радова лично на себе, причем два раза.
Иван Грозный и сын его Иван
Это одна из выдающихся картин знаменитого художника. Её замысел возник в 1881 году под влиянием произведения Римского-Корсакова «Месть». Художник решил воплотить в живописи то настроение, которое у него вызвала эта музыка.
Сюжетом для картины послужило историческое событие. 16 ноября 1581 года Иван Грозный в припадке бешенства убивает своего старшего сына – царевича Ивана.
Работая в Москве над картиной, Репин сам выкроил костюмы для Ивана Грозного и царевича, сам расписал сапоги царевича. Художник отнёсся к своей работе с настоящей страстью. Он вспоминает, что во время написания удачных мест его «разбирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось, брала усталость и разочарование». Он сам называет картину «страшной».
Образ Ивана Грозного Репин писал с разных лиц. Для царевича художнику позировал писатель В. М. Гаршин. «В лице Гаршина, — писал Репин, — меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть». Вскоре после этого Гаршин действительно погибает.
Многие современники художника восхищались картиной. Ярко выразил свой восторг И. Н. Крамской: «Вот она, вещь, в уровень таланту… Выпукло и выраженно выдвинута на первый план нечаянность убийства. И как написано, боже, как написано! В самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он… вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся!» Ах, боже мой!»
Смешные картинки про мужчин (36 Фото) • Прикольные картинки и юмор
Мужчины они, как дети в нестандартных ситуациях могут вытворять просто невероятные вещи. Кроме того, каждый мужчина очень любит себя и считает, что он самый лучший, поэтому не теряет ни одной возможности, чтобы сделать фотографию и не всегда очень удачную. Но об этом нельзя говорить, ведь можно задеть мужское достоинство. Поэтому смотрим смешные фотографии, которые, по мнению мужчин, являются очень удачными и даже прикольными!
Какие стильные шортики! Наверное, хотел подчеркнуть ровные ножки и не очень упругую попку…
В таком образе еще Сталоне никто не видел, наверное пробуется на роль в сериал «Отчаянные домохозяйки»!
Осторожно, мачо…
Как они похожи, одно лицо!
Практически каждая жена узнала своего мужа!
Вечная проблема…
Стильный прекид, где купил?
Может все дело в женщинах…
Неа, не дам!
Два мужика вырвались на природу!
Распродажа: гитары, картриджы, магнитолы, оружие по доступной цене!
Кто здесь хозяин?
Кому нужны все эти тряпки…
Какой упругий животик!
Любовь с первого поцелуя!
Типичная картина: муж пришел усталый домой!
Хотел сделать жене сюрприз!
Я с тобой развожусь…
Моя любимая пицца!
Я найду…!
Будущий начальник ЖЕКа!
А коту то нравится…
Где его искать?
А вот в чем причина!?
Что есть, то есть…
Молодец!
Он уж точно знает…
Ах, хороша…!
Думаешь, поможет?
Ну да, так оно и есть…
Ах, какая милая пара!
Бедный самокат…
…с картошкой…
Не забывай!!!!
Стиляги!
БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(900)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Факт 5
-
Илья Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», 1903
-
Илья Репин «Портрет премьер-министра П. А. Столыпина», 1910
Художественные картины Ильи Ефимовича даже смогли оказать влияние на общеполитические инциденты в стране. К примеру, после создания большой картины «Торжественное заседание Государственного совета» в 1903 году все ее натурщики вскоре скончались. Каждый чиновник, изображенный на полотне, был убит в Первой русской революции в 1905 году. Министра Плеве и генерал-губернатора Москвы славного князя Сергея Александровича застрелили. После завершения Репиным создания картины для Столыпина премьер-министр отправился в Киев, где его и застрелили. Художник тщательно отказывался писать его и искал для этого всевозможные предлоги. Но не выполнить требование премьер-министра было также нельзя, это означало подписать себе приговор. Сатириконцы еще долго после смерти Столыпина поговаривали в шутку: «Спасибо Репину!».
Сочинение по картине И.Е. Репина «Протодиакон»
Протодиакон – это титул, который давался в духовенстве за особые заслуги. Таким титулом был награжден Иван Уланов, изображенный на картине Ильи Репина «Протодиакон». Написана эта картина в 1877 году. И, казалось бы, на первый взгляд, что это обычный портрет, но автор сумел показать весь монументальный сатирический образ присущий типичному дьякону с его мощной и жизненной силой. Итак, как по условию жизни он обречен на духовное лицемерие в нем автор не изобразил ничего духовного.
Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос. На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Взгляд изучающий и грозный. Одежда на нем богатая и дорогая. Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата. В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. Этим образом автор хочет показать натуру сильную, влияющую, но и с тем, же хитрую и небескорыстную. Репин одновременно хочет представить нам человека, которым можно восхищаться, за его подлинное притворство и также вырисовывает все нюансы, как говорится, обличает его.
И хотя Илья Репин очень рисковал, рисуя картину именно в разоблачающем для духовенства и церкви смысле, но все, же его картина приобрела большую популярность. Образ протодиакона отнесли к наиболее ярким образам художника. В это картине виднеется его сила в сочетании индивидуальной характеристики и социального обобщения.
Факт 2
И. Е. Репин «Иоанн Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885)
Другой мистический факт также связан с картиной «Иоанн Грозный и его сын Иван». Случай произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Картина была выставлена в Третьяковской галерее, когда Абрам увидел ее, то накинулся на полотно с ножом и криками «Довольно крови, сильно много крови!» и сильно повредил ее. После этого иконописец попал в психбольницу. Это творение у всех посетителей галереи вызывало странные эмоции: одни начинали неожиданно рыдать, другие впадали в ступор, а на третьих и вовсе накатывали истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям от нее становилось не по себе, потому что она очень реалистично передана и даже кровь, которой очень много на холсте, многие воспринимают, как настоящую.
5 мистических фактов о картинах Ильи Репина
5 августа 1844 года родился знаменитый российский художник-передвижник Илья Репин. Он создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. «Комсомолка» сделала подборку из пяти необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.
1 факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
2 факт. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван»
3 факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».
Чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года
4 факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.
5 факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Написав картину «Мужик с дурным глазом», Репин подхватил лихорадку
Судьба натурщиков
Начнем с самого простого. С некоторыми людьми, которые позировали художникам, почему-то случаются странные вещи. Очень часто они преждевременно умирали. Приведу несколько примеров таких странностей. В. Л. Боровиковский, «Портрет М. И. Лопухиной», 1797 г. Фото: ru.wikipedia.org
В 1797 году Владимир Боровиковский написал портрет княгини Марии Лопухиной. С портрета на нас смотрит чуть загадочно красивая молодая девушка. Вскоре после того как портрет был написан, у княгини начались проблемы со здоровьем. Доктора поставили страшный диагноз: чахотка (туберкулез легких). В 18 веке эта болезнь была неизлечимой. Мария вскоре умерла, прожив очень короткую, но несчастливую жизнь.
Портрет княгини Лопухиной восхищал не только современников. Например, почти сто лет спустя поэт Я. Полонский посвятил Марии такие замечательные стихи:
Но с этим портретом связана и другая странная история. Отец княгини Марии был большим поклонником всякой мистики и членом масонской ложи. Люди поговаривали, что ему удалось «вселить» дух умершей дочери в изображение на портрете, и если кто-то из молодых девиц на выданье посмотрит на портрет, то ее ждет неминуемая смерть. Якобы портрет княгини сгубил больше десятка молодых любопытных дворянок. В 1880 году полотно было куплено для Третьяковской галереи и выставлено для посетителей. С этого момента разговоры о проклятии, висящем над этой картиной, поутихли.
И. Е. Репин, «Портрет Николая Пирогова», 1881 г. Фото: ru.wikipedia.org
Не повезло и многим натурщикам, которые позировали И.Е. Репину. Например, художник обратился к известному хирургу Н. И. Пироговус просьбой о нескольких сеансах для написания его портрета. Николай Иванович согласился. Вскоре портрет был закончен, а через день хирург скончался. Произошло это 23 ноября 1881 г. Такая же участь постигла и знаменитого композитора М.П. Мусоргского. Его портрет был закончен 5 марта 1881 года, а 28 марта он умер.
И. Е. Репин, «Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881 г. Фото: ru.wikipedia.org
В 1909 году Саратовская городская дума заказала Илье Ефимовичу портрет П.А. Столыпина. Вначале художник хотел отказаться из-за несогласия с политикой царского правительства, но в следующем году ему все-таки пришлось взяться за эту работу. В 1910 году портрет был закончен, а через год Столыпин был застрелен в Киеве. Это грустное перечисление натурщиков И. Е. Репина можно было продолжить. После позирования художнику около десяти человек скоропостижно скончались.
И. Е. Репин, «Портрет П. А. Столыпина», 1910 г. Фото: ru.wikipedia.org
Вместо канона
На выставке, сочиненной кураторами Третьяковки Татьяной Юденковой и Ниной Марковой, этот бесконечно печальный финал жизни — и одновременно последний творческий взлет Репина — внизу, на первом этаже. Зритель спускается туда с третьего, где экспозиция начинается. На всех трех этажах разместилось в итоге более 300 работ, попавших сюда из 21 российского собрания, семи иностранных музеев и семи частных коллекций из-за рубежа.
Соотношение живописи и графики почти равное — 170 с лишним произведений живописи и 130 — графики. Кажется, что вещей даже слишком много, по крайней мере портретов, среди которых десятки хрестоматийных, выученных до мельчайших подробностей, вроде портрета опершегося о колонну композитора Бородина или Антона Рубинштейна с дирижерской палочкой. Другого, менее известного изображения Рубинштейна в кресле и с усталым лицом — к сожалению, нет.
Отсутствует, увы, и «Парижское кафе», написанное Репиным во время шестилетней пансионерской поездки после Академии за границу: коллекционер Вячеслав Кантор, купивший в свое время картину на Christie’s, не дал ее на выставку. Из-за невозможного сегодня музейного обмена с США нет в экспозиции и знаменитой «Голгофы» (1921–1922) из музея Принстонского университета, известной нам в основном по репродукциям: место распятия увидено как бы глазами воскресшего Христа — третий крест лежит на земле в луже крови, вокруг которой, как описывал эту сцену Репин, «собаки собрались пировать».
В столь далекой от канона версии евангельского сюжета вполне сформулировано резкое отношение Репина к институту церкви, которое, понятно, очень приветствовалось в советские времена — художнику приписывали антиклерикальные настроения, и знаменитое репинское полотно «Перед исповедью» переименовали в 1930-х в «Отказ от исповеди»
В действительности в отношении Репина, начинавшего в юные годы как иконописец, к этой теме, важной в его творчестве, было больше «милости к падшим», чем слепой веры. «После анафемы Толстому, — писал он, — дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями я делаюсь ревностным исповедником»
Он и в церковном хоре пел. Но как бы великолепно ни владел Репин речью, кисть его убедительнее, и совершенно неизвестная здесь работа «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона», привезенная на выставку из чешского города Градец-Кралов, говорит сама за себя.
1 / 3
«Отказ от исповеди», 1885
Изображение: Илья Репин
2 / 3
«Парижское кафе», 1875
Изображение: Илья Репин
3 / 3
«Голгофа», 1921-1922
Изображение: Илья Репин
Репин работал над ней почти полвека: когда перед выставкой полотно 1888 года стали реставрировать, открылась дата ее переделки – 1924-й. Выяснилось, что накануне продажи картины некому чешскому коллекционеру автор счистил с холста центральную фигуру протодиакона и написал ее заново, сообщив физиономии попа дикое, страшное выражение, точно иллюстрирующее современный мем «народ-богоносец». Цитате из репинского письма Крамскому, касающегося портрета протодиакона (этот портрет существует и отдельно), — «…Весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный…» — отвечает из будущего бессмертная реплика Венедикта Ерофеева: «Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Им все божья роса…»
У Репина и Пьета (сцена оплакивания Христа девой Марией) есть — иконографию Пьеты воспроизводит «Царь Иван…», и Тайная вечеря — она же «Сходка» (1883). Последнее название было присвоено картине в 1936-м, когда в СССР устроили посмертную выставку художника. Авторское название «При свете лампы» по крайней мере не отвлекает революционной тематикой и позволяет заметить рыжую шевелюру человека, склонившегося над столом, и внемлющих ему «учеников».
Поиски неочевидных христианских канонов в творчестве Репина могут привести к удивительным результатам. Живущий в Нью-Йорке писатель Александр Генис вспоминал казус, случившийся с ним в нулевые годы, когда в музее Метрополитен — сегодня сложно в это поверить — проходила огромная выставка передвижников. Поддавшись общему безумию, он тоже пошел посмотреть, и в зале Репина мальчик, явно отставший от экскурсии, спросил у него, показывая на «Бурлаков на Волге»: «Which one is Jesus?» Сегодня этот вопрос не кажется абсурдным.