Матвеев художник картины

Портрет Федора Голицына написан Рокотовым?

Или кем-то из его круга, искусствоведы пока не пришли к единому мнению на этот счет. Вторым браком Федор Николаевич женился на Варваре Ивановне Волконской. Ее портрет, парный мужу, у нас считается кисти Жан-Луи Вуаля.

У них родилось пять мальчиков. Младший, Михаил Федорович (1800–1873), кавалер многих орденов, был арестован по делу декабристов. Но было установлено, что членом тайных обществ он не был, но был опекуном и главным директором Голицынской больницы, построенной архитектором Матвеем Казаковым на высоком берегу Москвы-реки. «Больница для бедных» строилась и открылась в 1802 году на средства князей Голицыных, но другой ветви — Михайловичей.

Старинные картины Андрея Матвеева. Обучение в Голландии

Андрей занимался в мастерской портретиста Арнольда Боонена в Амстердаме. Будучи царским стипендиатом, молодой человек не испытывал нужды во время учёбы, несмотря на отсутствие дворянского происхождения. Поначалу молодой художник копировал работы наставника. Сохранились тексты отчётов Матвеева императрице, в которых упоминаются портреты Екатерины «которые я, нижепоименованный раб Ваш, списывал от мастера моего». Первая самостоятельная живописная работа Матвеева – портрет опекуна пенсионеров Петра Великого, Иоганна Ван дер Вурха. Среди подопечных были различные мастера – гравёры, живописцы, столяра и другие. Покинув Амстердам, художник прибыл в Роттердам, оттуда в Сардам, а затем в Гаагу. Обучаясь в Гааге у Карла Моора, Матвеев списал копию с портрета Петра Первого, созданного учителем. Стоит также отметить, что русский живописец был удостоен награды в антверпенской Академии. По возвращении на родину Андрей Матвеев получает звание гофмалера императрицы Екатерины. После смерти последней жизнь придворного художника изменилась не в лучшую сторону.

Из «кубиков, призмочек и цилиндриков»

К 1753 г. Ломоносов уже создал мозаики «Мадонна», местонахождение которой неизвестно, и «Нерукотворный Спас», хранящийся в Государственном Историческому музее (Москва). О способе сложения мозаики образа Богоматери имеется свидетельство искусствоведа, академика Петербургской академии наук Якоба Штелина: «Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать: начал разрезать их на мелкие и мельчайшие кубики, призмочки и цилиндрики ˂…˃ и первым удачно сложил из них образ Богоматери» (Макаров, 1950, с. 289).

Часть образцов таких «кубиков, призмочек и цилиндриков» из этого запаса цветных стеклянных сплавов хранятся ныне в Музее М. В. Ломоносова. Дело в том, что, покидая в 1757 г. академическую Химическую лабораторию на Васильевском острове, Ломоносов передал в Кунсткамеру два ящика образцов цветных стекол, находившихся в лаборатории (Ломоносов, 1955).

Судьба этих музейных экспонатов оказалась сложна, но в целом счастлива. После 1836 г. они находились то в Минералогическом музее, то в Институте археологической технологии Академии истории материальной культуры, то в Государственном Эрмитаже. В 1948 г. при создании Музея М.В. Ломоносова туда и были переданы из Эрмитажа «баночки с образцами Ломоносовских смальт» (Копанева, 2011). Несомненно, что эти экспонаты должны иметь статус мемориальных объектов.

Вторая мозаика – «Нерукотворный Спас» – была создана Ломоносовым в другой художественной манере, из крупных кусков колотой смальты неправильной формы. Именно эту работу историк искусства В. К. Макаров и назвал монументальной, декоративной, характерной для Ломоносова (Макаров, 1950, с. 133—134).

Портрет Голицыных

Несмотря на эту аттестацию, Андрей Матвеев, художник европейской выучки, был зачислен в штат Канцелярии только через год, а пока оставался без средств к существованию. Выручил его заказ на парный парадный портрет княжеской четы Голицыных.


Смотреть галерею

Особенно выразителен созданный Матвеевым образ Анастасии Петровны Голицыной. Её называли «бабой пьяной и глупой», но много испытавшей. Бывшая шутихой Екатерины, терпевшая издевательства и унижения от придворных, Голицына при Петре была лишена всего состояния и изгнана за участие в заговоре царского сына Алексея. Только после смерти Петра и Екатерины она была восстановлена в правах, ей вернули состояние. Художнику удалось выразить сложные и неоднозначные чувства в отношении модели, сделав парадный портрет глубоко психологическим.


Смотреть галерею

Предыстория

Основная статья: Парсуна

Конец XVII века

Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия. «„Открытие характера

“ происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России. В портретах «Преображенской серии» совершался переход от парсуны к портрету. В к сер. XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров.

  • М.Ф. Нарышкин («патриарх Милака»)
  • Андрей Бесящий
  • Яков Тургенев
  • Портрет майора С.Л. Бухвостова

Приближенный царя

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Царь Алексей Михайлович, знавший Артамона Матвеева с детства, способствовал продвижению его карьеры. В 1666–1667 году герой нашей статьи был приглашен на Большой Московской собор, созванный государем. На нем Алексей Михайлович фактически устроил суд над патриархом Никоном, обвиняя его в раскольничестве.

В рамках этого собора Артамон Матвеев сопровождал в Москве восточных патриархов, которые специально приехали в Россию.

В 1669 году вместе с князем Григорием Григорьевичем Ромодановским участвовал в организации Глуховской рады. Когда вернулся в Москву, был назначен главой Малороссийского приказа вместо Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина. На этом посту курировал управление территориями, входящими в состав Левобережной Украины.

Вам будет интересно:IELTS: уровень подготовки, устройство и советы по подготовке

Важное событие в биографии Артамона Сергеевича Матвеева произошло в 1671 году, когда он был назначен главой еще и Посольского приказа. На этой должности ведал отношениями с иностранными государствами, обменом и выкупом пленных, а также управлением ряда территорий на юго-востоке страны

В том же году получил чин думного дворянина. Через год окольничего, затем ближнего окольничего и, наконец, ближнего боярина в 1674-м.

Презентация по истории России на тему: «Искусство эпохи Петра Великого»

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по истории России на тему: «Искусство эпохи Петра Великого»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Искусство эпохи Петра I

2 слайд Описание слайда:

Особенности искусства данного периода 1.искусство становится светским 2.укрепляются связи с Европой 3.складывается система жанров

3 слайд Описание слайда:

Северная Венеция (Петр не разрешал строительство мостов), Новый Амстердам (каналы, реки, 3 главные улицы расходятся лучами как от Адмиралтейства – Невский проспект, Гороховая, Вознесенский проспект; Васильевский остров – перпендикулярное расположение улиц – 1 линия, 2…

4 слайд Описание слайда:

Петропавловская крепость на Заячьем острове

5 слайд Описание слайда:

6 слайд Описание слайда:

По образцу голландской архитектуры: два цвета на фасаде, симметрия, мелкая расстекловка окон. Отдельные помещения для каждой коллегии, соединены сквозным корридором

7 слайд Описание слайда:

Кунсткамера В центре – башня (абсерватория), 2 симметричных крыла – библиотека и музей. 2 цвета, русты (имитация каменной кладки), мелкая растекловка окон

8 слайд Описание слайда:

Меншиковский дворец на Васильевском острове. Все дома на Красной линии, симметрия, 2 цвета, окна, пилястры (подобие колонн)

9 слайд Описание слайда:

Парадный вестибюль. Нет частной зоны. Все помещения – парадные. Анфиллада комнат.

10 слайд Описание слайда:

Ореховый кабинет

11 слайд Описание слайда:

12 слайд Описание слайда:

Оливковые ветви – символ победы (опять аллегория)

13 слайд Описание слайда:

Залы для баллов

14 слайд Описание слайда:

«Варварины покои». Голландские изразцы не только на печи (как прежде), а украшение всей комнаты

15 слайд Описание слайда:

? Виды скульптуры на воротах? Конрад Оснер «Падение Симона-волхва» (Петровские ворота Петропавловской крепости)

16 слайд Описание слайда:

Летний дворец Петра в Летнем саду (С-П). Барельеф «Минерва» (римская богиня соответствующая греческой богине Афине – мудрая воительница). Аллегория военной славы России.

17 слайд Описание слайда:

Карло Бартоломео Растрелли. Бюсты А.Д.Меншикова и Петра 1. В Европе барокко господствует с 17 в. (сложность формы – сложность восприятия человека: складочки, позолота, зеркала, отражения, тени, богатство фактуры). В России – нач. 18 в. «петровское барокко».

18 слайд Описание слайда:

Иван Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. Любимая сестра Петра 1.

19 слайд Описание слайда:

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами

20 слайд Описание слайда:

21 слайд Описание слайда:

А.Матвеев. Портрет И.А. Голицына. Портрет княгини А.П. Голицыной. 1728 Парный портреты – равноправие женщины.

22 слайд Описание слайда:

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой Ириной Степановной. Показ отношений супругов. Автопортрет художника с женой (первый автопортрет в России!)

23 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Художник Матвеев Андрей Матвеевич: биография, творчество

Достоверные сведения о ранних годах жизни русского художника-портретиста Матвеева Андрея Матвеевича найти сложно. Почти всегда в описании его биографии упоминается имя императора Петра I, который увидел талантливого мальчика и дал ему, что называется, путёвку в творчество. Так это было или нет, однако Петр Великий, бесспорно, сыграл в судьбе художника значительную роль.

Венценосный реформатор охотно учился у западных мастеров, он овладел четырнадцатью ремёслами и надеялся на подобное рвение со стороны молодых русских талантов. Петр ввел обучение в Европе  кораблестроению, астрономии, инженерии и другим техническим наукам за счет государственного «пенсиона». Не стало исключением и художественное направление.

Император руководствовался практическими задачами, стоящими перед страной: художники нужны были как участники преобразования государства, помощники в научных трудах и продвижении технического развития империи.

Эстетическая сторона вопроса поначалу не стояла или не была на первом месте. Но всё же Петр I стремился быть не хуже европейских государей во всех отношениях.

Он хотел, чтобы появилось поколение отечественных мастеров и в художественном деле. Первыми пенсионерами Петра по живописному профилю стали Иван Никитин и Андрей Матвеев. Андрея для получения образования направили в Голландию.

На тот момент ему было 15 лет. Затем он учился во Фландрии. 

В общей сложности Матвеев провел в Западной Европе 11 лет и вернулся в Россию в 1727 году. К этому времени Петра Великого два года как не было в живых. Возможно, уже умерла императрица Екатерина I: она скончалась в мае 1727 года, а первое упоминание художника после возвращения из-за границы относится к августу этого года.

Эта картина периода его западноевропейского ученичества сохранилась и находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.

Андрей Матвеев. Аллегория живописи.

8 августа 1727 года Александр Данилович Меншиков дает распоряжение Канцелярии от строений принять на службу Андрея Матвеева, а освидетельствовать его поручает живописцу Каравакку.

Вчерашний пенсионер успешно проходит экзамен и поступает на службу в Канцелярию. Это учреждение занималось реставрацией, живописными и декоративными работами в Петербурге и его окрестностях.

В 1731 году после того, как архитекторы Михаил Земцов и Доменико Трезини подтверждают, что Матвеев «в рисунках гораздо искусен», он получает чин «живописного мастера» и становится первым русским главой Канцелярии от строений.

. Под началом Андрея Матвеевича в «живописной команде» собрались даровитые художники и способные ученики, и, по сути, она превратилась в художественную школу, которая повлияла на развитие национального искусства XVIII века.

До эпохи Петра Великого светская живопись в России была не развита. Портретного жанра не существовало. Одним из первых российских портретистов стал Андрей Матвеевич Матвеев. До нашего времени дошли написанные им портреты итальянского доктора И. А. Ацаретти и супругов Голицыных.

Андрей Матвеев. Портрет врача И.А. Ацаретти.

Андрей Матвеев. Портрет князя Ивана Алексеевича Голицына в латах, 1728 г.

Андрей Матвеев. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной, 1728 г.

Но самая необыкновенная работа — «Автопортрет с женой». В 1729 году в личной жизни Матвеева произошло серьезное событие: он женился на Ирине Степановне Антроповой, двоюродной сестре художника Алексея Антропова, который был его учеником. Предположительно к этому же году относится создание картины.

Матвеев Андрей. Автопортрет с женой, 1729 г.

При недолгом правлении малолетнего Петра II, а затем императрицы Анны Иоановны кипучая деятельность эпохи Петра Великого ушла в прошлое. У Андрея Матвеева убавилось количество заказов на работы, а за те, что выполнялись, оплата была невелика, да и задерживалась. Когда весной 1739 года художник умер, у его вдовы не было средств на погребение мужа.

  • Русский музей
  • Музей истории Петербурга

Два периода

Обучение Матвеева продлилось долгие одиннадцать лет и состояло из двух этапов. На первом он детально изучает искусство портретиста. Боонен много времени уделял постановке рисунка, развитию у учеников технических навыков, овладению разными приемами живописи, использованию различных материалов. Одним из главных методов обучения было копирование работ старых мастеров. Передаче внутреннего мира портретируемого особого внимания Боонен не уделял.

В те времена в обучении широко применялся переход от одного мастера к другому. Решил попробовать такой способ и Матвеев. Андрей Матвеевич попросил разрешения поехать в Гаагу, к Карелу Моору. Этот мастер был не менее знаменит (и не только в Голландии), а также был известен русской императорской семье, заказавшей Моору свои портреты.

Смотреть галерею

Мооровский портрет Петра стал основой для подобной работы Матвеева, сделанной им в это время. При сравнении этих двух полотен становится ясен характер дарования, которым обладал Матвеев. Андрей Матвеевич больше внимания уделил личным качествам русского царя. В его живописном изложении Петр более человечен, меньше похож на символ неколебимой власти, каким он предстаёт на парадном портрете Моора, известном по многочисленным гравюрам.

Матвеев Андрей Матвеевич

Вернувшись в 1729 году из-за границы, где он учился живописи, Андрей Матвеев вскоре женился на Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера, двоюродной сестры известного живописца.

Милая, непосредственная, совсем девочка, (ведь ей было всего четырнадцать лет) но полная уже женской прелести, она очаровала двадцатисемилетнего Андрея Матвеева.

В это время он пишет свою самую известную картину «Автопортрет с женой».

«Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины.

С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз.

Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость», – пишет искусствовед В.Г.Андреева.

Работа осталась незавершенной. После смерти живописца вдова вышла замуж вторично — за купца В. И. Тургенева. У младшего сына А.

Незадолго до смерти, в 1808 году, он передал его в дар Академии художеств, откуда портрет уже в советское время был распределен в Русский музей.

Немного о художнике.

Родился Андрей Матвеев в 1701 году, место рождения неустановленно. Говорят, что Петр Великий увидел пятнадцатилетнего Андрея в новгородском Софийском соборе и, заметив талант юного художника, послал Андрея Матвеева учиться художественному мастерству в Европу. С 1716 года Андрей Матвеев в течение одиннадцати лет жил в Голландии и Фландрии. Поначалу Матвеев обучался живописи у голландского художника Карела де Моора, позже в 1723-1727 годах учился в Антверпенской академии художеств. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщал, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку.После смерти Петра Великого, часто сменявшиеся правители совсем не интересовались искусством, но мастеров не хватало, поэтому Матвеев был всегда востребован. Он пишет иконы, делают росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, занимается реставрацией. В 1731 году становится руководителем Живописной команды Канцелярии от строений. Опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Он сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, что она легла потом в основу преподавания в Петербургской академии художеств. Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком. Многому можно было у него поучиться, ведь художник был первым русским мастером-универсалом: портретист, исторический живописец и, несомненно, талантливейший монументалист-декоратор. Но многие работы его погибли во время пожаров или по другим причинам.По-настоящему интересны написанные им портреты. Законы академической школы суровы, модели должны быть написаны в парадной одежде, художник обязан показать их величие. Но Матвееву удаётся показать, несмотря на это живые человеческие характеры.Хороши портреты супругов Голицыных, сразу видны различия их характеров. Анастасия Петровна, первая статс-дама при Екатерине Первой, прожила насыщенную жизнь при дворе, видно, что она обладает сильным характером, но при этом в лице заметна усталость, недаром через год после написания портрета Анастасия Петровна ушла из жизни. Супруг, в отличие от дражайшей половины характера спокойного, мягкого, через год он уйдёт в монастырь.

Голицына Анастасия Петровна

Голицын Иван Алексеевич

Прекрасен портрет Петра Великого, виден человек неординарный, умный и волевой. А ещё это просто красивый мужчина, недаром он считался в Европе одним из самых красивых правителей.

Портрет итальянского доктора И. А. Ацаретти

И ещё одна картина, написанная в манере классической академической школы

Аллегория живописи

Использованы следующие ссылки:

http://territa.ru/photo/954…,https://ru.wikipedia.org/wi…

http://smallbay.ru/artrussi…

http://artclassic.edu.ru/ca…= 18061

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Кто был вторым художником в вашей династии?

Мой дед, Владимир Михайлович Голицын, иллюстратор многочисленных книг и журналов (в том числе «Знание — сила», «Кругосвет», «Пионер», «Всемирный следопыт»), изобретатель настольных игр «Пираты», «Захват колоний», «Спасение челюскинцев», «Северный морской путь», «Футбол», «Шелковый путь» и «Юнга». Он родился в 1901 году в княжеской семье в неудобное для этого время.

В. М. Голицын и Е. П. Голицына, урожденная Шереметева. 1920-е годы

В 1919-м он должен был идти в Красную Армию, но вместо службы некоторым обманным путем уехал на север. В 1920–1922 годах работал в Плавучем морском научном институте (Плавморнин), участвовал в экспедиции на Новую Землю на ледоколе «Малыгин», принимал участие в строительстве первого советского научно-исследовательского судна «Персей». В составе экспедиции дед обогнул северный кончик мыса Желания Новой Земли, видел Баренцево море, Карское и Белое. Сохранилось множество его акварелей того периода.

Глава живописной команды

В 1730 году главой живописного ведомства при Канцелярии от строений впервые становится русский художник — Андрей Матвеевич Матвеев. Картины для оформления парадных залов и частных покоев, декоративная роспись фасадов, интерьеров и мебели, иконы для вновь построенных соборов и церквей – объем и разнообразие выполненных под руководством Матвеева работ огромны. Масштаб объектов, оформлением которых занималась его живописная команда, меняется кардинально: от Петропавловского собора до царской голубятни, от Сенатского зала Двенадцати коллегий (Петровский зал университета) до росписи царских карет.

Его ведомство стало и прообразом будущей Академии художеств. Большой опыт и человеческие качества Матвеева (терпение и внимательное отношение к молодым) помогали ему готовить новые, умелые и ответственные кадры для своей команды из местной, русской среды.

Слабое здоровье было окончательно надорвано напряженной работой. Весной 1739 года он скончался. Материальное наследие Матвеева, дошедшее до нас, по своему объёму очень невелико. Но и его достаточно, чтобы оценить выдающийся вклад художника в отечественную живопись.

Около 1701-1739г.

Основоположник светской живописи в России. О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой. Считалось, например, что талантливого мальчика, рисующего в соборе во время обедни набросок портрета Петра I, приехавшего в Новгород и заметил царь, направил на обучение в Европу, откуда юноша уже вернулся известным русским художником. Если говорить о фактах, то Пётр Великий не был в Новгороде во времена юношества Андрея Матвеева. Известно же, что дарование мальчика было замечено императрицей Екатериной, когда тот с отцом подьячим Матвеевым был призван в Петербург из старых новгородских земель, из Кексгольмского уезда. Андрей был отправлен в Голландию.

Дарования Андрея привлекли внимание государыни, решившей отправить его для обучения в Голландию зимой 1717 года в амстердамскую мастерскую Арнольда Боонена, портретиста, написавшего портрет царской четы. С 16 лет за 100 гульденов  в год Андрей обучается как царский протеже

Он был достойным учеником и получал стипендию Екатерины. Андрей Матвеев не дворянского происхождения, но в годы учёбы он не знал нужды, которую испытывали другие пенсионеры в Петровскую эпоху.

Отчёты Андрея Матвеева государыне Екатерине: «Посылается до Вашего царского величества для объявления нечто от учения моего. А именно — портреты Вашего величества, которые я, нижепоименованный раб Ваш, списывал от мастера моего. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Амстердам, октябрь 1720 г.».

Из чего следует, что художник обучался вначале рисованию с оригиналов, копированию.

Затем он пишет самостоятельно – портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекуна петровских пенсионеров. Среди них и живописцы, и граверы, и столяра, и даже корабельные мастера.

Из Амстердама Андрей Матвеев переезжает в Ротердам, затем в Саардам, в Гаэгу (здесь он обучается у Карла Моора) здесь он выполнил копию портрета Моорского Петра I.

Первый шаг по новому пути — портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекавшего русских пенсионеров — живописцев, граверов, столяров, фонтанных и корабельных мастеров. Матвеев покинул Амстердам и переехал в Роттердам, затем Саардам, Гаагу, где некоторое время обучался у Карла Моора, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия мооровского портрета. В антверпенской Академии его награждают.

Вернувшись в Россию Андрей Матвеев становится гофмалером государыни Екатерины. В XVIII веке два придворных художника: И.Н. Никитин и А. Матвеев.

После смерти государыни Екатерины окончилась и благополучная жизнь русского художника. Все ученики возвращены в Санкт-Петербург, в Россию.

Андрей Матвеев рекомендован Меншиковым в Канцелярию от строений. Художник Лул Каравакк даёт задание написать портрет. Он говорит о том, что Андрей Матвеев имеет «большую силу в красках, а не в рисунках». Только после свидетельства Трезини и Земцова, известных архитекторов, признано, что «и в рисунках гораздо искусен». Благодаря чему в 1731 году Матвеев получает звание «живописного мастера». Матвеев приступает к руководству  живописной командой Канцелярии от строений.

Но всё же любимым жанром А.М. Матвеева остаётся портрет. В 1728  году им написан портет А.П. Голицыной.

Близкий художнику тип человека, запечатлён на портрете И. А. Ацаретти (1728-32?), итальянского врача, для которого Россия стала второй родиной. Лёгкая и изысканная живопись художника, свободная и непринуждённая.

В 1729 г. Андрей Матвеев женился, и этому событию русское искусство обязано появлением уникального для XVIII в. произведения – «Автопортрета с женой». Воспоминания о подобных портретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. Первый в русской живописи парный портрет и автопортрет. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами. В Петровскую эпоху этот портрет стал символом всего доброго, что она принесла.

Художник свободно владел принципами создания композиций в барочном духе, его картины отражают теплоту, серьёзность, сдержанность. Такая манера письма характерна для живописи XVIII века.

Педагогический труд русского художника заложил основы новой русской художественной школы.

Легенды вместо фактов

В биографии мастера много белых пятен. Из даты рождения известен год – 1701-й, хотя, по некоторым источникам, он родился на год позже. Об отце сохранились отрывочные сведения: известно, что при дворе императрицы Екатерины I служил подьячий по фамилии Матвеев. Андрей и его сестра находились при отце, и рисунки мальчика могли попасть на глаза государыне. Одна из обязанностей подьячего – обеспечивать переписку, для чего было необходимо владеть искусством каллиграфии. Возможно, первым опытом для будущего художника была работа под руководством отца – среди рукописных документов того времени можно обнаружить настоящие шедевры графики.

Смотреть галерею

Именно Екатерина стала инициатором зачисления пятнадцатилетнего Андрея в число пенсионеров, посылаемых за казенный счет для обучения в Европу. Существует более красивая легенда, которая гласит, что к этому причастен сам Петр I. Во время пребывания царя в Новгороде, откуда родом сам Матвеев, Андрей попался на глаза императору, когда делал с него портретные наброски. Восхищенный рисунком мальчика государь немедленно приказал тому собираться в Амстердам, в любимую Петром Голландию, в ученики к тамошним живописцам. И хотя такие поступки считаются для царя-реформатора обычным делом, подтверждения этой истории не сохранилось.

Сын-дипломат

Успешную карьеру построил его сын Андрей, который был удостоен титула графа в Священной Римской империи. Там он находился долгое время в статусе постоянного посланника России.

Андрей Артамонович был сподвижником Петра I, который запомнил, как его отец выступал против стрельцов. К тому же Андрей был единственным сыном Матвеева. При этом он никогда не был особенно близок с царем, не принимал участия в его военных потехах. Зато у него были первоклассные учителя, которые обучили юношу иностранным языкам и даже латыни.

Став послом, постоянно слышал восторженные отзывы о своем образовании. Считается одним из первых отечественных мемуаристов. Его перу принадлежат любопытные записки о дворе французского короля Людовика XIV. Как и отец, был представителем западников, имел одну из лучших в стране частных библиотек.

Русская живопись. Художник Матвеев Федор Михайлович. Биография. Картины

Известен как художник-пейзажист. Сын солдата Лейб-гвардии Измайловского полка. Окончил Академию художеств, где помимо живописи изучал театрально-декорационное искусство. После учебы в Академии жил и работал в Италии, где изучал работы мастеров местной школы живописи. В творчестве художника преобладал классицизм. Удостоен звания Академика. Просмотреть картины Матвеева

Биография и творческая деятельность

Федор Михайлович Матвеев известен как художник-пейзажист. Его отец был солдатом лейб-гвардии Измайловского полка. Способности к живописи у Федора проявились в раннем детстве, и когда ему исполнилось шесть лет, мальчика отдали в только что основанное Воспитательное училище Академии художеств. Среди его преподавателей в Академии был С.Ф. Щедрин. По решению Совета Академии он несколько лет обучался также театрально-декорационному искусству. В 1778 году Матвеев получил Большую золотую медаль за программу «представить под горою близ реки пастухов, пасущих скот», что дало ему право на поездку в Европу в качестве пенсионера. В следующем же году художник отправляется в Италию, в Рим. Здесь Матвеев много времени посвящает изучению работ известных итальянских живописцев, чтобы «приобресть больше знаний в искусстве», рисует архитектуру древнего Рима и виды разных мест Италии. В этот период творчество художника развивалось в направлении все более последовательного классицизма. Матвеев пользовался все большей популярностью среди проживавших здесь русских вельмож, имел от них многочисленные заказы, получая при этом неплохие гонорары. Это позволило ему остаться в Италии после окончания срока пенсионерства. Однако с течением времени заказов становилось все меньше, и материальное положение художника становилось все хуже.

В 1789 году Матвеев наконец решает вернуться в Россию. В письме он обращается в Академию художеств с просьбой об оказании материальной помощи — для оплаты долгов и дорожных расходов. Вероятно, Академия не откликнулась на это письмо, потому как с аналогичным письмом художник обращается и в 1795 году. Однако и на этот раз вернуться на родину Матвееву не удается. Причиной этому стала начавшаяся война — вторжение в Италию войск Наполеона. Через десять лет художник вновь пишет о своем желании приехать в Россию, но, видимо, осуществить эту мечту ему уже было невозможно. В 1806 году Федор Михайлович отсылает в Академию художеств картину «Вид в окрестностях Неаполя», за которую получает звание академика. Также среди лучших работ живописца «итальянского» периода – «Вид на Лаго-Маджоре» (1808), «Вид Рима. Колизей» (1816), «Вид Больсенского озера в Италии» (1819). Умер Матвеев в Италии в 1826 году.

Академия художеств в Антверпене

В 1724 году Матвеев обращается в Петербург с просьбой о продолжении учебы в художественной Академии Антверпена. Он предполагал освоить там новый жанр – «писание историй», то есть сюжетную живопись: аллегорические, мифологические, исторические и батальные картины. Учитывая старательность студента и его успехи, в Петербурге было решено позволить пенсионеру продлить пребывание в Европе, что было в то время необычно.

Смотреть галерею

В 1725 году скончался Петр Великий. Андрей Матвеев, биография которого началась во времена царя-реформатора, посылает свои соболезнования Екатерине и прилагает к посланию написанную им «Аллегорию живописи». Эта небольшая, написанная на деревянной доске картина считается первым в отечественной истории живописи сюжетным произведением светского характера, первой картиной в европейском понимании этого слова.

В ней видна некоторая неуверенность при изображении обнажённой натуры, но заметно и важнейшее для творчества Матвеева стремление максимально наполнить рисунок внутренним содержанием и высокое живописное мастерство – богатая палитра и легкий мазок. Богине, позирующей для портрета, Матвеев придал черты Екатерины I.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: